Глава 1. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования закона.
Предметом настоящего Федерального закона являются
правоотношения в сфере приграничного сотрудничества. Статья 2. Объект регулирования закона.
Объектом настоящего Федерального закона является
деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
юридических и физических лиц, общественных объединений в сфере приграничного
сотрудничества, а также совместных с сопредельными государствами органов по
приграничному сотрудничеству, наделенных в соответствии с соглашениями
правосубъектностью и находящихся на территории Российской Федерации Статья 3. Основные понятия, используемые в законе.
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
1. Приграничное сотрудничество - согласованные действия
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц, общественных объединений с соответствующими участниками
приграничного сотрудничества сопредельных государств, направленные на создание
благоприятных условий для устойчивого экономического и социального развития
приграничных территорий, установление, развитие и укрепление взаимовыгодных и
дружественных связей приграничных территорий Российской Федерации с
приграничными территориями сопредельных государств.
2. Участники приграничного сотрудничества - федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические
лица, общественные объединения, а также совместные с сопредельными государствами
органы по приграничному сотрудничеству, наделенные в соответствии с соглашениями
правосубъектностью и находящиеся на территории Российской Федерации.
3. Приграничная территория - часть территории субъекта
Российской Федерации, административная граница которого совпадает с линией
Государственной границы Российской Федерации.
Перечень приграничных территорий, на которых
осуществляется приграничное сотрудничество, устанавливается в международных
договорах Российской Федерации с сопредельными государствами, а также в
соглашениях приграничных субъектов Российской Федерации с компетентными органами
государственной власти сопредельных государств.
4. Приграничный субъект Российской Федерации - субъект
Российской Федерации, административная граница которого полностью или частично
совпадает с линией Государственной границы Российской Федерации.
5. Регион приграничной интеграции и сотрудничества -
приграничный субъект Российской Федерации, приграничные территории в субъекте
Российской Федерации и соответствующие территории сопредельных государств,
участвующих в соглашении о приграничном сотрудничестве, на основании которого
создаются совместные органы по приграничному сотрудничеству, их компетенция и
местонахождение закрепляется в соглашениях.
6. Сопредельные государства - государства, граничащие с
Российской Федерацией.
7. Население приграничных территорий Российской
Федерации - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без
гражданства, имеющие вид на жительство, постоянно проживающие на приграничной
территории Российской Федерации.
8. Сфера приграничного сотрудничества - совокупность
видов деятельности, направленной на реализацию задач приграничного
сотрудничества. Статья 4. Задачи приграничного
сотрудничества.
Задачами приграничного сотрудничества являются:
1) установление и развитие дружественных связей между
Российской Федерацией и сопредельными государствами;
2) создание обстановки доверия, взаимопонимания и
добрососедства на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных
государств;
3) содействие взаимопониманию и дружбе между населением
приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств;
4) создание условий по развитию и упрощению взаимных
связей участников приграничного сотрудничества;
5) поддержка соотечественников, проживающих на
приграничных территориях сопредельных государств;
6) обеспечение поддержки органами государственной власти
и органами местного самоуправления российских хозяйствующих субъектов,
участвующих в создании приграничной инфраструктуры;
7) создание условий, способствующих прохождению
экспортных, импортных и транзитных товаров через приграничную территорию
Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через
Государственную границу, складов, терминалов, развитию транспортной
инфраструктуры, обустройству и развитию приграничной инфраструктуры в целом;
8) повышение эффективности использования
производственной и социальной базы приграничных территорий;
9) реализация согласованной стратегии регионального
развития, в том числе в осуществлении градостроительной, промышленной, аграрной,
экологической, инвестиционной политики;
10) создание условий для интеграции систем
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с
целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие
трансграничные последствия;
11) создание условий, способствующих прекращению оттока
населения из малонаселенных приграничных территорий;
12) противодействие проявлениям национализма, шовинизма,
этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на
приграничных территориях;
13) содействие реализации российской внутренней и
внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности
на Государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с
терроризмом, незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных
веществ, другими правонарушениями;
14) эффективное и бережное использование природных
ресурсов приграничных территорий, сохранение памятников истории и культуры;
15) осуществление согласованных мер в области охраны
окружающей среды на приграничных территориях;
16) создание условий для обмена в области образования,
культуры, изучения населением приграничных территорий Российской Федерации
культурного наследия и языка сопредельных государств. Статья 5. Принципы приграничного сотрудничества.
Принципами приграничного сотрудничества являются:
1) конституционность;
2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
3) приоритет интересов Российской Федерации и населения
ее приграничных территорий;
4) взаимное уважение суверенитета и территориальной
целостности государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
5) мирное разрешение приграничных вопросов;
6) взаимное соблюдение законодательства государств,
осуществляющих приграничное сотрудничество;
7) не нанесение ущерба экономическим и иным интересам
государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;
8) учет особенностей приграничных территорий Российской
Федерации и сопредельных государств;
9) государственная поддержка инициатив органов местного
самоуправления, населения приграничных территорий, направленных на реализацию
задач, закрепленных в статье 4 настоящего Федерального закона;
10) разграничение предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
11) скоординированность действий участников
приграничного сотрудничества;
12) правовая определенность и конкретность процедуры
осуществления приграничного сотрудничества. Статья 6.
Правовые основы приграничного сотрудничества в Российской Федерации.
Приграничное сотрудничество в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, общепризнанными принципами и нормами международного
права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации, законами, иными нормативно-правовыми актами субъектов
Российской Федерации, соглашениями субъектов Российской Федерации с
компетентными органами государственной власти сопредельных государств,
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями
органов местного самоуправления с соответствующими органами власти сопредельных
государств. Статья 7. Виды приграничного
сотрудничества.
Приграничное сотрудничество осуществляется в виде
хозяйственных, торговых, культурных, гуманитарных, экологических, спортивных и
иных связей, направленных на решение задач, установленных в настоящем
Федеральном законе. Статья 8. Формы приграничного
сотрудничества.
Формами приграничного сотрудничества являются:
1) деятельность совместных органов по приграничному
сотрудничеству, создаваемых в регионах приграничной интеграции и
сотрудничества;
2) встречи и консультации уполномоченных представителей
и согласованная работа органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
соответствующих органов власти и самоуправления сопредельных государств;
3) договоренности и сделки между хозяйствующими
субъектами и населением приграничных территорий в соответствии с
законодательством Российской Федерации и хозяйствующими субъектами и населением
приграничных территорий сопредельных государств в соответствии с их национальным
законодательством;
4) создание рабочих групп и подкомиссий по отдельным
направлениям приграничного сотрудничества в рамках двусторонних
межправительственных комиссий;
5) совместное создание и развитие экономической и
социальной инфраструктуры на приграничных территориях;
6) совместное решение транспортных, энергетических,
коммунальных, экологических, социально-демографических и иных проблем
приграничных территорий;
7) совместное обеспечение решения вопросов безопасности
приграничных территорий;
8) другие формы приграничного сотрудничества, не
противоречащие законодательству Российской Федерации и направленные на решение
задач, установленных настоящим законом.
|