Соотечественники, 27 сентября 2004 Армения: Окончательный исход – дело времениИрина Долженко
Во время состоявшегося осенью 2001
года визита Президента России Владимира Путина в Армению встреча с нашими
соотечественниками не планировалась. Положение русского языка и российских
соотечественников, к сожалению, не стали предметом обсуждения. Между тем, по
мнению многих экспертов, этот вопрос в Армении требует повышенного внимания. Тем
более, что руководство республики безосновательно считает, что такой проблемы
нет и по существу не занимается ее регулированием.
Русская диаспора Республики Армения не представляет собой
единой общности. Она разделена на две группы – старожилы и мигранты советского
времени, которые различаются не только в социальном и культурном плане, но и
разной степенью "привязанности" к Армении. Русские мигранты последних
десятилетий представлены приехавшими в Армению в 1930-е годы, во время войны,
направленными на работу в послевоенный период из других регионов страны. История
старожильческого населения насчитывает более 150 лет, и этапы его формирования и
развития характерны для русских старожилов не только Армении, но и всего
Закавказья.
Старожильческое население сложилось во второй четверти
XIX в., когда после присоединения этого региона к Российской империи встали
задачи укрепления границ, экономического освоения и включения его в систему
всероссийского рынка. Решение этих вопросов правительство связывало с
привлечением в этот край русского населения. В результате правительственных мер
во второй четверти XIX в. в Восточной Армении, в основном, в северных районах,
сложился русский этнический массив, в формировании которого участвовали военные
поселяне и крестьяне. Разными были не только пути формирования, но и
конфессиональная принадлежность этих переселенческих групп – православные и
сектанты.
В 1880-е годы на территории Восточной Армении,
определяемой в современных границах Республики Армения, находилось 23 русских
селения, в которых проживало 11 283 чел., в том числе 6 православных населенных
пунктов (2736 чел., или 24,4%) и 17 сектантских (8547 чел., или 75,6%). Самым
крупным селением являлась Воронцовка – религиозный центр молокан всего
Закавказья, в котором проживало около 2300 чел. Молокане определяли лицо
русского этноса в Восточной Армении благодаря не только численному преобладанию,
но и стабильному экономическому положению, сильной роли религии, оказывавшей
влияние на все стороны жизни. До сих пор коренное население отождествляет
русских уроженцев Армении с молоканами.
Русские крестьяне были реальной силой, способствовавшей
экономическому развитию Закавказья. Восприняв некоторые приемы ведения хозяйства
коренных народов, переселенцы вскоре становятся проводниками передовой культуры.
Благодаря русским в сельскохозяйственную культуру местного населения проникают
усовершенствованные орудия – железные плуги, бороны, молотилки, веялки,
улучшенные породы скота, происходит и обновление семенного фонда. С приходом
русских появляются и расширяются посадки картофеля. Русские оказали существенное
влияние на развитие огородничества, слабо распространенного среди армянских
крестьян. Часть переселенцев обосновалась в городах, занимаясь торговлей,
извозом, что способствовало установлению тесных экономических связей между
разными регионами края.
До начала 1980-х годов численность русских в Армянской
ССР неуклонно увеличивалась, хотя относительная доля в результате быстрого
притока армян в республику из других регионов страны уменьшалась. Рост
численности русских в Армении сопровождался увеличением городского и уменьшением
сельского населения, представленного старожилами. Однако в 1970-е годы в
республике вводятся административные ограничения, регулирующие рост населения
крупных городов. В этот период направленность миграционных потоков меняется – из
внутренней она превращается во внешнюю, главным ориентиром которой была
Российская Федерация.
Миграционная убыль русского населения наблюдалась на всем
протяжении 1980-х годов, и к 1989 г. по сравнению с 1979 г. численность русских
уменьшилась более чем на 18 тыс. чел., или на 26,6%, и составила 51,6 тыс. В
последующее десятилетие выезд русских из Армении принял огромные размеры: за
период 1989-1995 гг. русский этнос потерял в результате миграционного обмена с
Россией 28,6 тыс. чел., или 54,9% от числа русских в 1989 г. По приблизительным
оценкам, к началу XXI в. русская диаспора Армении сократилась до 10-11 тыс.
человек, из них потомки русских старожилов составляют не более 5 тыс., в том
числе сектанты – 3,5-4 тыс.
В основе активной миграций русских лежат многие причины.
Резкое передвижение населения было отмечено после Спитакского землетрясения в
декабре 1988г. В зоне стихийного бедствия оказались все районы компактного
проживания pyccкого старожильческого населения - Калининский, Гугаркский,
Степанаванский, а также города Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан, Степанаван,
Дилижан, Красносел Ограниченные возможности для восстановления и строительства
жилья заставили часть русских покинуть республику.
В начале 1990-х годов миграцию русского населения
определяли факторы, отражающие особенности современной политической ситуации в
республике. Большую волну переселенцев в Россию вызывало обострение
армяно-азербайджанских отношений, в результате которого тысячи армян и
азербайджанцев оказались беженцами. Эти события вызвали у многих русских
психологическое ощущение дисккомфортности, страха, неуверенности в дальнейшей
жизни в Армении.
Негативные изменения в положении русского населения
связаны с законом о государственном языке РА. Он был принят в 1993 г., однако
активное проведение его в жизнь началось уже в 1991 г. Утверждение официального
статуса национального языка – процесс закономерный для суверенного государства.
Однако проведение его в жизнь проходило без учета объективных интересов всех
слоев населения и вызвало отрицательную реакцию со стороны не только
представителей национальных меньшинств, но и армян, получивших образование на
русском языке. На армянский язык было переведено делопроизводство, в результате
чего многие специалисты лишились работы; были закрыты русские группы по многим
специальностям в вузах и техникумах, что фактически не оставило шансов для
получения русской молодежью образования на родном языке. Эти меры повлекли
массовый исход русских из Армении. Не случайно именно в 1992 и 1993 г.г.
интенсивность миграционного оттока русских из Армении в Россию была наибольшей –
соответственно 5,6 и 6,4 тыс. чел.
Кстати, в советское время тенденция расширения
русско-армянского двуязычия стала характерной для русского населения страны.
Если в 1970 г. только 17% русских владели армянским языком, то в 1989 г. тот
процент повысился до 32%. В сравнении с другими республиками бывшего Советского
Союза процент русского населения Армении, владеющего местным языком, был самым
высоким после Беларуси и Латвии. Это еще одно доказательство общения между
народами и тесных этнических отношений между русскими и армянами. Позже, в
течение первых лет независимости, когда большое количество русских было
вынуждено эмигрировать из Республики Армения временно или навсегда,
армяно-русские семьи оставались прочными: армянские мужья уезжали за границу
временную работу, оставляя русских жен детей дома, в Армении. В 1992-1993 гг.
среди русских мигрантов из Армении появилась принципиально новая категория –
беженцы, жители приграничного с Кердабекским районом Азербайджана г.
Красносельска. Начиная с августа 1992 г., город неоднократно подвергался
бомбардировкам со стороны Азербайджана. Фактически русские явились прямым
объектом насилия. В феврале 1993 г. часть населения была вывезена с помощью
российского правительства в Россию.
В последние годы общее ухудшение условий жизни в Армении
выталкивает многих жителей, независимо от национальной принадлежности, за
пределы этой страны. Миграционная ситуация в республике продолжает оставаться
сложной. В целом современный аспект развития миграционных процессов в РА
отражает тенденцию к мононациональное.
Большинство русских мигрантов предпочитали возвращаться
на свою историческую родину – в Россию. Стремление правительства России заселить
русскими старожилами Закавказья, Средней Азии опустевшие земли Нечерноземья, на
наш взгляд, не оправдало ожиданий, по крайней мере, в отношении переселенцев из
Армении. Более привлекательными для русских из Армении являлись Краснодарский и
Ставропольский края, где уже имелись родственники и односельчане, покинувшие
Армению в предыдущие десятилетия. В настоящее время именно здесь сложились
центры русских переселенцев из Армении, которые объединяют десятки семей.
В Армении сохранились традиционные места компактного
проживания русских в северных районах, однако численность старожилов в них
незначительна и колеблется от нескольких десятков до нескольких сот человек.
Крупный этнический массив – 2000 человек – сохранился лишь в Лорийской области:
селениях Лермонтово и Фиолетово. Характерной чертой расселения русских остается
преобладание городского населения, которое сконцентрировано в Ереване.
В результате активных миграционных процессов произошли
негативные изменения в демографической ситуации, выразившиеся в резком
сокращении рождаемости и ускорении темпов старения населения. К сожалению, во
многих селениях из-за выезда лиц молодого и среднего возраста эти изменения
приняли необратимую форму, и окончательный исход русских является лишь делом
времени. Между тем опросы свидетельствуют, что русские, приспособившись к
климатической и социально-экономической среде Армении, а также заимствовав
многие армянские бытовые и культурные ценности, при наличии благоприятных
социально-экономических условий не хотели бы покидать Республику Армения.
Неустойчивые политические и социально-экономические
условия на фоне роста этнического самосознания русских усиливают у них
стремление к внутриэтническому объединению. Благодаря этому были созданы русские
культурные центры и общественные организации, которые, не преследуя политических
целей, считают своей задачей сохранение и развитие родного языка и культурных
традиций и предотвращение миграции русских из республики. Несколько лет назад
сотрудниками Российского Посольства в Армении в республику было привезено много
учебников русского языка, но большинство школ, особенно в селах, остались без
них. Ситуация диктует: правительственные структуры должны делать все возможное
для обеспечения русских школ учебниками и методическим пособиями.
|