Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №107(01.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

14 сентября. Делегацию Молдовы на саммите СНГ в Астане возглавил не президент РМ В.Воронин, как сообщали ранее молдавские СМИ, а премьер-министр страны В.Тарлев.

14 сентября. Рыбницкий цементный завод приобрела венгерская строительная компания "Тегеп", согласившаяся уплатить за 100 % акций предприятия $1,5 млн. Кроме венгерской компании, заявки на конкурс подавали также английская, российская и украинская фирмы. Согласно проекту приватизации цементного комбината, уставный фонд которого равен $11,3 млн., инвестор обязан в течение пяти лет вложить в реконструкцию предприятия $1,4 млн., а также погасить кредиторские задолженности в $14 млн.

Правительство Молдовы уже неоднократно заявляло о незаконности приватизации предприятий в Приднестровье без согласования с молдавскими органами власти и предупреждало потенциальных инвесторов, что не несет ответственности за последствия приватизации в регионе.

15 сентября. МИД ПМР опубликовал обращение главы внешнеполитического ведомства республики В.Лицкая к действующему председателю ОБСЕ С.Паси, которое ранее было передано в Вену через его специального представителя П.Стоянова. В документе, в частности, говорится, что в Тирасполе с сожалением констатируют появление в последнее время большого количества необоснованных обвинений Приднестровья в контрабанде и незаконности внешнеэкономических операций.

В обращении высказывается мнение, что это происходит в связи с отсутствием у авторитетных международных структур объективной информации о реальных событиях, происходящих в регионе, а также вследствие заинтересованности ряда сторон, в первую очередь Республики Молдова, в формировании негативного имиджа Приднестровья.

Приднестровская сторона полагает, говорится далее в документе, что оптимальной формой получения международным сообществом полной, достоверной информации о ситуации в сфере таможенной и внешнеэкономической деятельности ПМР могло бы стать направление в регион делегации экспертов под эгидой Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

Копии данного обращения, как сообщает приднестровское информагентство «Ольвия-пресс», были направлены также министрам иностранных дел России и Украины.

15 сентября. Премьер-министр РМ В.Тарлев, председательствующий в Совете глав правительств стран СНГ, назвал плодотворным заседание премьер-министров стран Содружества в Астане. "Дружественная обстановка помогла нам обсудить все вопросы (более 30), внесенные в повестку дня", - сказал он на пресс-конференции по итогам заседания.

В то же время, он подверг критике СНГ, за то, что "содружество так и не стало эффективным механизмом обеспечения взаимовыгодного партнерства". По его мнению, "пока слабо выполняются договоренности по формированию в СНГ зоны свободной торговли, гармонизации законодательства и согласования усилий в других сферах экономической деятельности". Премьер-министр считает, что "одним из путей устранения экономических разногласий могло бы стать приравнивание правил Всемирной торговой организации к пространству СНГ". "Это было бы обосновано, так как некоторые страны Содружества уже являются членами ВТО, а другие - стремятся присоединиться к этой организации", - сказал глава молдавского правительства.

Премьер-министр РФ М.Фрадков заявил после заседания, что "проблемы преподавания в приднестровских школах на молдавском языке будут решены в общем комплексе вопросов приднестровского урегулирования, сопосредниками которого Россия является вместе с Украиной и ОБСЕ". "Мы хотим, чтобы не было никаких проблем ни в плане образования, ни в вопросах экономического сотрудничества", - подчеркнул он.

15 сентября. В 2005 году, согласно распоряжению президента ПМР И.Смирнова, будет существенно расширена категория лиц, получающих доплату к пенсиям, сообщила начальник управления по вопросам пенсионного обеспечения Министерства здравоохранения и социальной защиты ПМР Г.Солопова.

В частности, с будущего года пенсионные доплаты в размере одной минимальной пенсии впервые будут выделены кавалерам приднестровских орденов «Почета», «За личное мужество» и «Трудовая Слава». Доплата награжденным орденами ПМР и орденом Ленина предусмотрена в размере трех и двух минимальных пенсий соответственно.

16 сентября. Премьер-министр РМ В.Тарлев категорически опроверг на совместной пресс-конференции президентов государств-членов СНГ по результатам саммита в Астане утверждения о том, что Молдова якобы ввела экономическую блокаду приднестровского региона страны.

Он заявил, что власть в приднестровском регионе была узурпирована сепаратистским режимом, и в этом контексте напомнил об опасности терроризма. В то же время, по словам премьер-министра, все возникшие в последнее время проблемы можно будет решить в рамках переговоров.

16 сентября. Президент Украины Л.Кучма и президент России В.Путин обязались лично заняться решением кризиса молдавских школ в приднестровском регионе Республики Молдова с преподаванием на основе латинской графики.

Вопрос об этих школах Приднестровья обсуждался в ходе неформальной встречи премьер-министра РМ В.Тарлева с главами этих двух государств. В.Тарлев отметил необходимость быстрейшего урегулирования проблемы. Президенты Украины и России заверили, что предпримут все усилия для того, чтобы эти упомянутые школы возобновили работу в ближайшее время.

16 сентября. В канун еврейского праздника "Рош А-Шана" президент РМ В.Воронин принял представителей Ассоциации еврейских организаций и общин Республики Молдова и Еврейского конгресса Молдовы и поздравил их с новым 5765 годом по еврейскому календарю.

Он отметил роль еврейской общины в молдавском обществе в различные исторические периоды, указав на терпимость и умение евреев сосуществовать в мире и согласии с другими народами. Президент также подчеркнул важный вклад молдавских евреев в развитие нашего государства, внесенный ими в экономическую деятельность, отметив в то же время их активное участие в социальной и культурной жизни страны.

16 сентября. Координационный совет общественно-политического Союза граждан "Patria-Родина" расценивает отказ президента РМ В.Воронина от поездки на саммит глав стран-участниц СНГ в Астану, как очередное событие, подтверждающее узурпацию им всей власти в Молдове, и как отход от взятых на себя в 2001 г. предвыборных обязательств.

Заявления Воронина о том, что Молдова твердо определилась в своих интеграционных приоритетах в пользу стратегических интересов Запада, "Patria-Родина" рассматривает как "антиконституционные, а также как проявление грубого политического цинизма, полностью игнорирующего мнение молдавского народа и ведущего к социально-экономической катастрофе страны и утрате молдавской государственности".

"Разрушив переговорный процесс с Приднестровьем и испортив отношения со стратегическими партнерами Россией и Украиной, он ведет страну к политической и экономической изоляции на жизненно необходимом для нее пространстве СНГ", - говорится в заявлении. В этой связи руководство Союза высказалось "за досрочную отставку Владимира Воронина с поста главы государства".

"Patria-Родина" был создан в мае 2004 г. четырьмя оппозиционными организациями левого толка - Социалистической партией, Партией социалистов, формирующейся Коммунистической партией, а также общественным объединением "Новый комсомол".

16 сентября. Республика Молдова подтвердила на заседании Постоянного совета ОБСЕ, что введение полного контроля на восточной границе Республики Молдова с участием ОБСЕ и Евросоюза представляет собой стержневой элемент в общих усилиях по урегулированию приднестровского конфликта.

Как отмечается в сообщении пресс-службы МИД РМ, представители кишиневской делегации отметили на заседании ОБСЕ, что ситуация в приднестровском регионе все больше обостряется, а сепаратистская администрация продолжает препятствовать нормальному функционированию молдавских школ. Представители Кишинева заявили также, что не менее накаленная обстановка отмечается и в подразделениях молдавской железной дороги, расположенных в восточных районах страны, где в результате агрессивных действий сепаратистского режима несколько тысяч человек рискуют остаться без работы.

Пресс-служба министерства заявила, что США подтвердили призыв к Украине соблюдать свои обязательства о сотрудничестве с Республикой Молдова и разрешать экспортно-импортные операции только при наличии молдавского таможенного обеспечения. Евросоюз также выступил с аналогичным призывом к Украине, уточняет пресс-служба МИД РМ.

18 сентября. Ситуация в сахарной промышленности и меры по ее укреплению и развитию обсуждались на заседании, созванном президентом РМ В.Ворониным с участием премьер-министра В.Тарлева и ответственных лиц правительства. На заседании отмечалась целесообразность мер по спасению отрасли, которые были предприняты в прошлом году на уровне правительства. Вместе с тем, было отмечено, что они были недостаточно успешными, чтобы обеспечить возрождение сахарной промышленности. Руководители министерств сельского хозяйства и экономики, Департамента торговли высказались за разработку комплекса мер по улучшению ситуации в отрасли и ее дальнейшему развитию.

Защита внутреннего рынка с использованием различных механизмов, в том числе фискальных, жесткая борьба с контрабандой и расширение внешних рынков сбыта молдавского сахара должны стать, по мнению президента республики, важными направлениями деятельности.

20 сентября. Из Тирасполя в Киев направилась большая делегация украинцев Приднестровья. Возглавляет делегацию депутат Верховного Совета и председатель Союза украинцев Приднестровья В.Боднар, «Мы вынуждены провести эту акцию, - сказал он журналистам. По словам В.Боднара, те, кто отправился в Киев, намерены не только «просить помощи у матери-Украины», но и требовать защиты своих конституционных прав: до выборов украинского президента остается чуть более месяца, однако с властями Молдовы до сих пор не удается решить вопрос об открытии избирательных участков на территории Приднестровья. Между тем, здесь проживает около 50 тысяч граждан Украины.

В Киеве делегаты собираются встретиться с членами правительства, депутатами Верховной Рады, главами парламентских комитетов, представителями министерства иностранных дел, Центральной избирательной комиссии. Участники марша намерены вернуться из Украины с конкретными результатами; главная цель, которой они хотят добиться – это устранение экономической блокады республики. Члены делегации считают, что кроме как от Украины, помощи в этом вопросе Приднестровью ждать неоткуда.                

20 сентября. В столице ПМР снижены цены на некоторые виды хлеба. Совместное решение об этом приняли глава госадминистрации Тирасполя и руководство столичного хлебокомбината. Директор тираспольского хлебокомбината Г.Томай заявил, что цена на хлеб «Монастырский» и «Особый» была снижена на 25%. Хлеб «Любите6льский» подешевел на 10%. Он сообщил также, что после утверждения министерством экономики ПМР цен на муку планируется снизить цены и на остальные виды хлеба.

21 сентября. Добыча нефти на Вэленьском месторождении на юге Молдовы достигла 30 тонн в сутки, а с готовящимся здесь вводом в эксплуатацию новых скважин годовая добыча нефти составит 20-30 тыс. тонн, заявил в интервью агентству "ИНФОТАГ" премьер-министр РМ В.Тарлев. Он считает, что даже до выхода на проектный объем добычи нефти, эксплуатация Вэленьского месторождения целесообразна и экономически рентабельна.

21 сентября. Экологи Молдовы пикетировали посольство Украины в Кишиневе в знак протеста против строительства украинцами канала «Быстрое» в дельте Дуная, которая является памятником природы мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Председатель Экологического движения Молдовы А.Реницэ подчеркнул, что украинские власти должны строго соблюдать правовой статус дельты Дуная и учитывать положения целого ряда ратифицированных Украиной международных конвенций.

Как заявил А.Реницэ, украинские правители делают вид, что не слышат заявлений и предупреждений международных организаций, Совета Европы, Международной комиссии по защите реки Дунай, а также Государственного департамента США.

21 сентября. Президент РМ В.Воронин заявил на встрече с депутатом бундестага Германии Клаудией Нолте в Кишиневе, что выбор интеграции Молдовы в Европейский союз должен рассматриваться на основании двусторонних отношений РМ – ЕС, а не в контексте интеграции в Европейское сообщество Беларуси и Украины.

Глава государства подчеркнул, что европейская интеграция представляет абсолютный приоритет внутренней и внешней политики Молдовы.

Он подчеркнул, что в ближайшее время Кишиневу предстоит подписать Индивидуальный план действий «Республика Молдова – Европейский союз» и продолжить обсуждение проекта договора с ЕС по асимметричной торговле.

21 сентября. Кабинет министров Молдовы одобрил проект закона о подписании соглашения между правительством РМ и турецким финансовым учреждением "Экспорт Кредит Банк". Выделяемые средства пойдут на строительство и ремонт системы водоснабжения и канализации в южных районах республики.

По словам министра финансов РМ З.Гречанной, Молдова получит кредит в размере 8,3 млн. долл. США сроком на 15 лет при ставке 2,5% годовых и с отсрочкой платежей на 5 лет.

21 сентября. Польша поддерживает предложение политического руководства Республики Молдова о более активном вмешательстве Евросоюза и США в рассмотрение приднестровского вопроса в целях более эффективного содействия окончательному урегулированию конфликта, заявил польский министр иностранных дел В.Чимошевич на встрече в Варшаве с главой молдавского внешнеполитического ведомства А.Стратаном.

На переговорах был утвержден Протокол о сотрудничестве между МИД РМ и МИД Польши на 2005 год.

21 сентября. Минсельхоз Молдовы сообщил, что общие поставки фруктов за рубеж к 20 сентября составили 68 тысяч тонн. Уже убран урожай с 40% площадей садов (95 тыс. га). Валовой сбор фруктов превысил 180 тысяч тонн. На 41% возрос экспорт свежих молдавских фруктов в Россию и Белоруссию.

22 сентября. Американский политический комментатор "Wall Street Journal" В.Сокор в интервью газете "Jurnal de Chisinau" заявил, что своим неучастием в саммите СНГ в Астане, глава государства В.Воронин высказал протест против политики России в Приднестровье. Другой причиной неучастия Воронина во встрече в Астане является проевропейский выбор Молдовы. Какой тогда смысл в присутствии Воронина на саммите СНГ?", - говорит американец в своем интервью.

Коснувшись переговоров с Тирасполем, комментатор заявляет: "Россия могла бы установить в Тирасполе руководство с "человеческим лицом".

Относительно утверждений некоторых лидеров избирательного блока "Демократическая Молдова" о том, что нынешняя напряженность в приднестровском конфликте искусственна и что, в сущности, это совместная игра коммунистов и Москвы с целью сохранения присутствия России в зоне, В.Сокор заявляет: "авторы таких высказываний не заслуживают того, чтобы их называли политическими деятелями, и было бы ужасно, если бы они пришли к власти в РМ".

"Такого рода заявления - это в первую очередь очевидный для всех непрофессионализм. Они практически соседствуют с предательством национальных интересов. Причина приднестровских проблем - в Москве, а не в Кишиневе. Тот, кто приписывает причины этих проблем Кишиневу, по всей видимости, достиг определенных закулисных договоренностей с Москвой и желает прийти к власти при помощи Кремля", - считает В.Сокор.

23 сентября. Депутаты парламента на первом пленарном заседании осенней сессии приняли заявление, в котором осуждаются действия «тираспольского сепаратистского режима в отношении молдавских школ с преподаванием на основе латинской графики в левобережье Днестра и в городе Бендер». В документе говорится, что "парламент озабочен создавшейся ситуацией в левобережных школах, которые до сих пор не приступили к работе. Несмотря на прилагаемые Кишиневом усилия по предотвращению эскалации конфликта и поиску оптимальных решений в создавшейся ситуации, подведомственные Министерству просвещения школы подвергаются гонениям. Приднестровские власти продолжают варварски манипулировать судьбой тысяч невинных детей с целью получения политических дивидендов. Нарушаются права человека, право детей на образование и ряд международных документов, закрепляющих демократические и общечеловеческие ценности».

Депутаты призвали Совет Европы, парламенты государств-членов Европейского союза, СНГ и международные организации активнее включиться в решение проблем молдавских школ левобережья Днестра в целях восстановления адекватных условий их деятельности. Они призвали также государства-гаранты - Российскую Федерацию и Украину - эффективнее содействовать решению этой проблемы.

Принятию заявления воспротивился только независимый депутат - социалист В.Морев. По его мнению, этот документ "принимается в спешке и дезинформирует общественное мнение, так как на данный момент только две школы не работают".

23 сентября. Российские миротворческие силы в приднестровском регионе следует заменить на многонациональные голубые каски, заявил президент РМ В.Воронин в интервью радиостанции "Свободная Европа".

«Возникла необходимость в том, сказал В.Воронин, чтобы мы пересмотрели составляющие этих миротворческих структур, которые с 1992 года выполняют свою миссию в Приднестровье. Они превратились в силы, поддерживающие только одну сторону. Они однонаправленные, и мы должны найти возможность их изменить.

Он отметил, что "за приднестровским режимом стоят российские миротворческие силы /.../ и силы, которые должны были нам помочь решить проблему и которые фактически больше защищают этого Смирнова, нежели способствуют решению проблемы".

Глава государства подчеркнул, что переговоры по приднестровскому вопросу в нынешнем формате бесперспективны. За 12 лет переговоров самопровозглашенный приднестровский режим укрепился со всех точек зрения, а воз и ныне там, отметил В.Воронин.

По его мнению, "цель приднестровского режима, а также России и Украины заключается в том, чтобы заморозить нынешнее положение дел в Приднестровье на более долгий срок", за который оно сможет в дальнейшем укрепить свою так называемую государственность.

Молдавский президент оценил оказываемую Республике Молдова Западом поддержку, но с сожалением отметил, что конкретная помощь, которую международные организации должны оказывать Кишиневу, слишком запаздывает.

23 сентября. Президент РМ В.Воронин встретился с генеральным секретарем НАТО Я.де Хооп Схеффером. Он подчеркнул, что установление эффективного сотрудничества в рамках Программы НАТО «Партнерство во имя мира» крайне важно для Молдовы в контексте задач, продиктованных интересами региональной безопасности. Как сообщила пресс-служба президента, глава молдавского государства подчеркнул, что статус Республики Молдова как соседа Североатлантического альянса обуславливает необходимость взятия определенных обязательств в плане эффективного и взаимовыгодного партнерства с НАТО.

23 сентября. «У Молдовы и НАТО есть много возможностей для укрепления сотрудничества», заявил на пресс-конференции в Кишиневе генсек НАТО Я.де Хооп Схеффер, находящийся здесь с рабочим визитом. Североатлантический блок выступает за расширение сотрудничества с Молдовой и скорейшее урегулирование приднестровского конфликта, подчеркнул он. Генсек отметил, что альянс заинтересован в скорейшем решении политических проблем, с которыми сталкивается Молдова, ставшая страной-соседкой НАТО, решение проблем будет способствовать укреплению стабильности и безопасности в регионе.

Я.де Хооп Схеффер отметил также, что «НАТО не участвует непосредственно в решении приднестровской проблемы, но внимательно следит за тем, чтобы найти окончательное ее решение».

Говоря о возможности расширения пятистороннего формата переговоров, высший чиновник НАТО заявил, что для скорейшего решения приднестровского вопроса необходимо вовлечение широкой международной общественности. Вместе с тем, как подчеркнул он, вопрос о формате переговоров стороны должны решить между собой.

Коснувшись вопроса о нейтральном статусе Молдовы, генсек подчеркнул, что нейтралитет республики не является препятствием для расширения сотрудничества в рамках Программы НАТО «Партнерство во имя мира». По его словам, при желании официального Кишинева альянс может разработать для республики индивидуальный план действий в рамках Программы.

Как отметил министр иностранных дел РМ А.Стратан, участие Молдовы в Программе НАТО «Партнерство во имя мира» дает возможность инициировать в сотрудничестве с Североатлантическим альянсом варианты оказания помощи в разрешении приднестровской проблемы.

23 сентября. Находящийся в Кишиневе с рабочим визитом генеральный секретарь НАТО Я.де Хооп Схеффер заявил, что НАТО выступает за скорейшее выполнение Россией своих обязательств по выводу войск и вооружения из приднестровского региона Молдовы. Он подчеркнул, что выполнение Россией обязательств, взятых на стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 г., важно для того, чтобы страны-члены НАТО приступили к обсуждению вопроса о ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).

23 сентября. Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова подписали декларацию о создании Парламентской ассамблеи ГУУАМ. Решение об этом было принято в Киеве в ходе заседания глав парламентов стран-участниц ГУУАМ.

По словам спикера Верховной рады Украины В.Литвина, создание ПА ГУУАМ является историческим событием, которое позволит странам-участницам объединения в дальнейшем «развивать парламентскую составляющую своего сотрудничества».

В декларации отмечается, что ассамблея создается, принимая во внимание высокую значимость сотрудничества в рамках ГУУАМ. Целью Парламентской ассамблеи является дальнейшее укрепление принципов демократии и верховенства права, обеспечение основных прав и свобод человека и развитие рыночной экономики в странах ГУУАМ. В документе также говорится о том, что ПА ГУУАМ должна способствовать развитию транспортно-коммуникационных магистралей, укреплению региональной безопасности, борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и торговлей наркотиками.

Декларацию о создании ПА ГУУАМ подписали председатель Верховной рады Украины В.Литвин, председатель парламента Грузии Н.Бурджанадзе, председатель Меджлиса Азербайджана М.Алекперов и вице-спикер парламента РМ М.Камерзан. Представители Узбекистана не присутствовали при подписании документа.

23 сентября. В ближайшее время намечено провести совместное заседание парламентских групп дружбы Молдовы и Украины. Договоренность об этом достигнута в ходе состоявшейся в Киеве встречи председателя Верховной Рады Украины В.Литвина с вице-спикером парламента Республики Молдова М.Камерзаном.

В.Литвин подчеркнул, что на заседании парламентских групп дружбы Молдовы и Украины будет разработан перечень вопросов для обсуждения их на уровне официальных парламентских делегаций, руководителей парламентов.

При решении существующих в приднестровском урегулировании проблем нельзя обострять ситуацию, заявил в ходе встречи председатель Верховной рады Украины В.Литвин.

Украинский спикер отметил, что позиция Украины по вопросу приднестровского урегулирования неизменна: «Мы придерживается международных норм относительно территориальной целостности Молдовы, считая, что только мирным путем можно и нужно решать подобные проблемы». 

23 сентября. Парламент Молдовы ратифицировал Соглашение о свободной торговле с Болгарией, которое предусматривает либерализацию двусторонней торговли между странами к 1 января 2007 г. документ был подписан в Софии 20 мая 2004 г. в рамках официального визита в Болгарию президента РМ В.Воронина. К настоящему времени Молдова подписала Соглашения о свободной торговле со всеми странами-членами Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе.

23 сентября. Постоянный совет ОБСЕ осудил "провокационные действия, предпринятые тираспольской администрацией против молдавских школ региона и подразделений молдавской железной дороги", расположенных в левобережье Днестра.

Как сообщили в МИД РМ, Постоянный совет выразил также "озабоченность в связи с тревожной ситуацией на пунктах перехода молдо-украинской границы на приднестровском участке".

Совет рассмотрел ситуацию в приднестровском регионе по инициативе молдавской делегации, члены которой "подчеркнули, что, несмотря на усилия молдавского руководства и международного сообщества, положение дел в регионе не улучшилось".

Молдавская делегация обратилась к ОБСЕ с просьбой принять меры "по борьбе с контрабандой и незаконными действиями преступного режима путем пропуска товаров только на основании документов молдавской таможни". Представители МИД РМ отметили также, что США призвали приднестровских лидеров "открыть в срочном порядке бездействующие школы", а Европейский Союз потребовал "открыть школы и немедленно прекратить действия по запугиванию детей, их родителей и преподавателей со стороны приднестровской милиции". США и ЕС выразили надежду, что двусторонние молдо-украинские консультации, которые проходят в Кишиневе, а также трехсторонние консультации ЕС - Украина - Молдова, намеченные на октябрь в Брюсселе, будут содействовать разрешению существующих проблем. Участники заседания призвали Россию и Украину "оказать воздействие на лидеров Тирасполя".

24 сентября. С 1 января 2005 года в Молдове только пенсионеры будут иметь право использовать паспорта старого типа, но при условии, что в их документы будет внесена запись о гражданстве Республики Молдова и номер личного кода, сообщили в Департаменте информационных технологий РМ.

24 сентября. Действия, предпринятые властями Республики Молдова для интеграции экономики страны в единое правовое пространство, давно назрели и направлены на легализацию предприятий восточного региона республики в системе международной торговли, заявил президент РМ В.Воронин на встрече руководства Торгово-промышленной палаты, Министерств экономики и реинтеграции с руководителями ряда предприятий Приднестровья.

24 сентября. В связи с продолжающимся нарушением Украиной двусторонних пограничных соглашений, делегация Молдовы в ОБСЕ потребовала проведения в срочном порядке мониторинга молдавско-украинской границы на приднестровском участке.
Представители Молдовы обратились ко всем партнерам по ОБСЕ с призывом бороться с контрабандой и противозаконными действиями тираспольского режима путем допуска товаров только на основании молдавских таможенных документов.

24 сентября. В Кишиневе начались консультации между Министерствами иностранных дел Молдовы и Украины по вопросу перевозки товаров через пункты перехода молдавско-украинской границы и усовершенствования механизма их функционирования.

Как сообщили в пресс-службе внешнеполитического ведомства РМ, делегацию Молдовы на переговорах возглавляет замминистра иностранных дел С.Стати, а Украины – его коллега И.Долгов. В состав украинской делегации входят представители Пограничной службы, Государственной таможенной службы Украины.

Планируется, что в ходе консультаций стороны рассмотрят ход выполнения Соглашения между правительствами Молдовы и Украины от 11 марта 1997 года о пунктах перехода государственной молдавско-украинской границы и упрощенном режиме перехода границы жителями приграничных населенных пунктов. В центре их внимания будут также и другие актуальные проблемы, касающиеся перевозки товаров через пункты перехода и организации на них совместного контроля.

24 сентября.  Экономисты из Германии, Польши, Румынии, России и Молдовы участвуют в международном симпозиуме "Европейская интеграция и экономическая конкурентоспособность", который начал свою работу в Молдавской экономической академии.

В ходе форума, который продлится два дня, состоится презентация около 200 научных работ, посвященных экономическим аспектам европейской интеграции. Как отметил директор Центра экономических исследований МЭА Д.Тодорой, форум будет способствовать привлечению специалистов в области экономики для обеспечения экономического роста Молдовы, что облегчило бы интеграцию в ЕС.

Присутствовавший на открытии симпозиума посол Польши в Молдове П.Марчиняк призвал к расширению двустороннего сотрудничества Молдовы с соседними странами, членами ЕС и кандидатами на вступление. Дипломат заверил, что польская сторона окажет всемерную поддержку интеграции Молдовы в структуры ЕС.

Международный симпозиум "Европейская интеграция и экономическая конкурентоспособность" проходит ежегодно уже в 12-й раз, благодаря сотрудничеству МЭА с Национальным институтом экономического сотрудничества Румынии.

24 сентября. Делегация Торгово-промышленной палаты ПМР во главе с исполнительным директором палаты В.Гузуном находилась в Москве, где провела переговоры с президентом ТПП России Е.Примаковым.

Стороны обсудили детали возможного содействия, которое российские коллеги могут оказать Торгово-промышленной палате Приднестровья в активизации работы в сферах поддержки малого и среднего бизнеса, выставочно-ярмарочной деятельности, обмене деловой информацией, расширении межрегиональных связей. Особое внимание было уделено проблемам правового обеспечения деятельности ТПП Приднестровья.

В рамках визита были организованы также встречи членов приднестровской делегации с представителями министерства транспорта России и ЗАО «Российские железные дороги».

По итогам переговоров стороны подписали Меморандум о взаимопонимании.

26 сентября. В Кишиневе состоялось собрание граждан Республики Молдовы, на котором бала создана инициативная группа по сбору подписей за проведение республиканского референдума о вступлении РМ в созданную в рамках СНГ организацию «Единое экономическое пространство». Выступая с докладом, председатель Социалистической партии, независимый депутат парламента В.Морев, в частности, заявил, что президент Воронин принял фактически единоличное решение о внешней переориентации государства с восточного вектора на западный. По мнению докладчика, это открытый и обоснованный только личными амбициями коммунистического лидера отказ от предвыборных обещаний о более тесном сотрудничестве со странами Содружества. Именно нежелание президента посоветоваться с согражданами о будущем Молдовы вызывает естественный протест тех, кто голосовал за ПКРМ в 2001 году, и заставляет активную часть молдавской общественности инициировать референдум, объявив сбор подписей за проведение данного мероприятия, сказал он. Депутат, кроме того, резко отрицательно оценил действия президента РМ, направленные на сближение с западными финансовыми организациями и Североатлантическим альянсом.

В свою очередь, председатель молдавской Партии «Союз Труда» Г.Сима заявил, что братание президента Воронина с эмиссарами НАТО приведет страну в пропасть, из которой ей уже никогда не выбраться.

На собрании присутствовало около четырехсот человек, представляющих практически все регионы Молдовы, чего, согласно местному законодательству, достаточно для создания группы по сбору подписей. Теперь – дело за Центральной избирательной комиссией РМ, которая, как ожидается, не позже 15 октября текущего года должна вынести свой вердикт.

27 сентября. Украина поддерживает создание под эгидой ОБСЕ международной миссии по мониторингу молдавско-украинской границы, сообщил в интервью замминистра иностранных дел Украины И.Долгов по завершению состоявшихся в Кишиневе молдавско-украинских консультаций.

По его словам, официальный Киев поддерживает эту инициативу молдавской стороны, однако считает, что работа миссии требует определенных знаний, человеческих и финансовых ресурсов, которых нет у молдавской и украинской стороны.

И.Долгов также заявил, что убытки Украинской железной дороги от временного прекращения Молдовой с 20 августа 2004 г. пропуска товаров через пункты пропуска на приднестровском участке молдавско-украинской границы превысили несколько миллионов долларов, в связи с чем официальный Киев намерен поставить вопрос о компенсации убытков.

27 сентября. Соединенные Штаты Америки выразили одобрение по поводу сотрудничества между Россией, Украиной и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в разрешении кризиса в приднестровском регионе. Выступая в Вене на последнем заседании Постоянного совета ОБСЕ, посол США при ОБСЕ С.Миникес заявил, что «это хорошее сотрудничество посылает сигнал приднестровскому режиму о том, что все посредники высказываются в одинаковом духе».

27 сентября. Тирасполь предлагает возобновить переговоры по приднестровскому урегулированию в пятистороннем формате и провести их в Киеве, заявил министр иностранных дел ПМР В.Лицкай по завершении встречи с послом по особым поручениям МИД Украины В.Огрызко и Чрезвычайным и Полномочным послом Украины в РМ П.Чалым.

27 сентября. Автозаправочные станции Молдовы повысили цены на горючесмазочные материалы – на солярку с 6,2 до 6,6 лея за литр (1 долл. США = примерно 13 лей РМ), литр бензина А 95 будет стоить 7,4 лея.

Как заявил председатель союза "Импорткомпетрол" В.Бодиштяну, подорожание солярки продиктовано увеличением цен на международных биржах и недостатком солярки на складах страны. Гендиректор крупнейшей компании-импортера нефтепродуктов "Лукойл-Молдова" Ф.Исаев, в свою очередь, отметил, что до настоящего момента реальная стоимость нефтепродуктов была выше, но искусственно сохранялась на более низкой отметке. По его словам, компания была поставлена перед выбором - "либо оставить республику без нефтепродуктов, либо уравнять цены при импортировании с продажными ценами".

Заместитель министра экономики РМ В.Мэмэлигэ сообщил, что ГП "Молдресурсе" изыскивает возможности импорта больших партий солярки по более приемлемым ценам для того, чтобы поддержать производителей сельхозпродукции.

27 сентября. Председатель парламента РМ Е.Остапчук обратилась к России как стране-гаранту эффективнее поддерживать процесс приднестровского урегулирования, в частности в вопросе возобновления учебного процесса в молдавских школах Левобережья. Такое обращение было сделано спикером на вчерашней встрече с председателем Комитета по проблемам СНГ Совета Федерации Федерального собрания России В.Густовым, находящимся с визитом в Кишиневе.

В ходе встречи Е.Остапчук отметила динамичное развитие молдавско-российских экономических отношений. Объем торгового оборота в 2003 году составил около 500 млн. долларов, увеличившись на 26,4% по сравнению с предыдущим годом. В I полугодии этого года также отмечен рост торгового обмена. Спикер отметила, что в нашей стране успешно работает много молдавско-российских СП, а объем российских инвестиций в экономику республики постоянно растет.

По мнению собеседников, развитию двусторонних экономических отношений должны содействовать законодательные органы двух стран в лице специально созданной межпарламентской комиссии по сотрудничеству между парламентом Республики Молдова и Федеральным собранием России. В ее состав входят по 14 депутатов с обеих сторон.

28 сентября. В Приднестровье, возможно, будет открыто 11-13 избирательных участков по выборам президента Украины 31 октября, сообщил журналистам в Тирасполе депутат украинского парламента А.Киссе.

По его словам, есть пока устное согласие руководителей МИД и ЦИК Украины на открытие такого количества избирательных участков. "Голосовать на одном избирательном участке просто невозможно", - сказал Киссе. Вместе с тем, украинский парламентарий Г.Удовенко считает, что Украина обязана обеспечить выполнение украинскими гражданами конституционного права участвовать в выборах. Он также отметил то, что в Тирасполе до сих пор не открыто генеральное консульство Украины. "К сожалению, пока, несмотря на попытки, мы согласия молдавской стороны на это не получили", - подчеркнул он.

По некоторым данным, В Приднестровье проживает более 250 тысяч этнических украинцев, из них около 60 тысяч обладают гражданством Украины.




Русины Молдавии

Сергей Суляк, председатель общественной организации «Русь», г. Кишинев

Этноним «русин» сегодня звучит, пожалуй, столь же архаично, как и имена давно исчезнувших этрусков и галлов. В начале XX в. численность  русинов составляла  4,5 млн. человек. Они проживали на территории Австро-Венгерской и Российской империй. К сожалению, после 1917 г. все разработки по истории русинов были прекращены. В СССР признание самобытности русинов осложнило бы процесс построения украинской социалистической нации. Восточноевропейские ученые, как и их советские коллеги, не могли преодолеть идеологические «табу» и старались русинскую проблематику в своих трудах не поднимать. Румыния с самого начала своего создания игнорировала национальные меньшинства, взяв курс на их ассимиляцию. Польша в 1947 г. «решила» русинскую проблему, депортировав в ходе операции “Висла” 120 тыс. русинов-лемков в Западную Силезию.

Но, несмотря на  это, русинский этнос сумел сохраниться.  В настоящее время русинами и их потомками считают себя около 2 млн. человек, проживающие в Закарпатье, Словакии, Венгрии, Румынии, Сербии, США, Канаде и других странах.

История русинов насчитывает более 1500 лет. Она  восходит к временам скифов и сарматов, которые оставили значительные следы в культуре восточных славян. Основные территории расселения русинов входили в зону первичного славянского этногенеза. В IX - X вв. предки русинов - уличи, тиверцы и белые хорваты - вместе с другими восточнославянскими племенами вошли в состав Древнерусского государства и приняли участие в формировании древнерусской народности. 

Набеги печенегов и половцев, а затем монголо-татарское нашествие вызвали отток населения лесостепного Поднестровья  в Карпаты. В результате в XI - XII вв. численность древнерусского населения в данном регионе резко возросла. В миграциях этого периода приняли участие потомки не только уличей, тиверцев и хорватов, но и других древнерусских племен. В середине XIII в., когда Северное Причерноморье оказалось под контролем татар, часть населенной русскими территории Карпато-Днестровских земель была включена в состав католических стран - Венгерского и Польского королевств.

Во второй половине XIV и в начале XV вв. территория наиболее плотного расселения предков русинов становится ареной войн за так называемое галицкое наследство, в которых приняли участие Венгрия, Польша и Великое княжество Литовское и Русское. Последнее во второй половине XIV в. расширило свои пределы до Черного моря, вытеснив татар из Пруто-Днестровских земель.

К середине XIV в. усиливается  «волошская колонизация» восточных склонов Карпат. В 1359 г. волохи вместе с русинами образуют православное Молдавское княжество. Это позволило русскому населению Карпато-Днестровских земель избежать полонизации и религиозных притеснений. Старинная молдавская легенда, о том, как пастухи из Марамуреша (Трансильвании, которая в то время называлась Семиградская Русь и в ней, наряду с волохами проживало значительное количество древнерусского населения) во время охоты встретили в этих краях пасечника русина Яцко отражает этническую ситуацию в регионе. В Новгородской и Воскресенской летописях перечислены русские города конца XIV - начала XV в., в том числе расположенные в Карпато-Дунайских землях, вошедших к этому времени в состав Молдавского княжества: "А се имена всем градом рускым, далним и ближним:  На Дунаи: Видычев град, о седми стенах каменных; Мдин. И об ону страну Дунаа: Тернов, ту лежит святаа Пятница. А по Дунаю: Дрествин, Дичин, Килиа. А на усть Дунаа: Новое село, Аколякра. На море: Карна, Каварна. А на сеи стороне Дунаа, на усть Днестра над морем: Белгород, Черн, Яськыи торг на Пруте реце, Романов торг, Романов торг на Молдове, Немеч в горах, Корочюнов камен, Сочява, Серет, Баня, Чечюн, Коломыя, Городок на Черемоше. На Днестре Хотен". О том, что волохи под предводительством Богдана или Драгоша "явились на берегах Прута, нашли там еще многих россиян и поселились между ними на реке Молдаве", писал Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского". "Язык наш, - отметил историк, - до самого XVII века был не только церковным, но и судебным, как то свидетельствуют подлинные грамоты молдавских господарей".

В XIV в. русины составляли около 40% населения Молдавского княжества, русский язык того времени был официальным языком княжества до конца XVII в. На протяжении всей его истории постоянно встречаются упоминания боярских родов русинского происхождения: Яцко, Стецко, Гренько, Ивашко, Величко, Босой… Контакты с русинским населением обусловили формирование у молдаван этнокультурных особенностей, отличающих их от других восточнороманских групп. В основном фонде современного молдавского языка насчитывается свыше 2 тыс. восточнославянских заимствований. Некоторые антропологические черты в физическом облике современных молдаван (жителей Республики Молдова и Румынской Молдовы) имеют четко выраженную восточнославянскую (русскую) направленность.  

Со временем часть русских насельников этих земель приняла участие в формировании молдавской народности и утратила память о своем русском происхождении, русский язык, особенности духовной и материальной культуры. Однако на севере Молдавского княжества, благодаря компактному проживанию и пополнениям за счет миграций из Галицкой Руси, русское население сохранило свою русскую этнокультурную идентичность.

Проживая в контакте с единоверными молдаванами в составе Молдавского княжества, русины обрели специфические черты духовной и материальной культуры, отличающие их от других этнических групп русинов, живших под властью католиков. Благодаря вхождению Пруто-Днестровского междуречья в состав Российской империи в 1812 г. русины Бессарабии в большей степени, чем другие группы русинов, сохранили свою "русскость", т.е. характерные черты русского народа (т.н. русский менталитет).

К началу XX в. русинов насчитывалось в Бессарабии свыше 250 тыс. чел. (более  1/8 населения Бессарабской губернии). Они проживали в основном на севере и северо-востоке Бессарабии. Русские этнографы конца XIX - начала XX в. отмечали  специфические черты этой этнографической группы Бессарабии, отличающие их от малороссов (украинцев), великороссов и молдаван.

Интерес представляет само происхождение этнонима. "Русин" - самоназвание населения Древней Руси, сохранившееся до сих пор. В  тексте  договора  киевского князя Олега с греками (912 г.) сказано: "Аще хто убиетъ крестиянина русин, или христианинъ русина, да умрет,  иде же аще створитъ убииство...". Слово  "русин", обозначающее русских, приводится в договоре 7 раз. В Новгородской летописи упомянута "правда рускаа" (1016 г.), где тоже встречается этноним "русин" применительно к русским людям того времени. Слово  "русин",  производное от слова Русь,  соответствовало нормам русского языка домонгольской эпохи, да и последующих времен. К примеру, литвин, производное от Литва,  обозначало не только литовцев, но и русских жителей Великого княжества Литовского и Русского. Немчин,  т.е.  иноземец немецкого, датского, шведского и т. п., а также вообще западноевропейского происхождения, встречается в русской литературе даже в XVIII веке.

Определение из "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона (Санкт-Петербург, 1899 г.) гласит: "русины, рутены (нем. russinen, rutnenеn) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных). Причем название рутены - средневековое латинское название русских, а русины - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами русины зовут себя в ед. числе русин. Во множественном  числе - русскими, веру свою - русскою, свой народ и язык - русскими". В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие.

Этноним "руснак" (первоначально - "русняк") в свою очередь -  производное от слова "русин". Население Карпатской Руси  издавна проживало в соседстве с  поляками. Само слово "руснак" возникло как противопоставление этнониму "поляк". Этноним "руснак" получил наибольшее распространение среди коренного русского населения Молдавии, что подтверждается значительным числом носителей фамилии Руснак - 4696 чел.

Русины являются частью древнерусского этноса, который сохранился в Карпатах благодаря относительно изолированности от внешнего мира.  Русины смогли сберечь многие старинные обычаи, свой особый говор, в основе которого лежит древнерусский язык.

Из древнерусской народности впоследствии вышли три восточнославянских народа: русские, украинцы и белорусы. Поднимать сегодня вопрос о принадлежности всех русинов и их потомков к одному из трех образованных позднее этносов представляется спорным. Долгое проживание в составе других государств, конфессиональные отличия привели к возникновению различий у частей этого ранее единого этноса. К примеру, русины Словакии, Воеводины (Сербия), Румынии, Венгрии  и Польши, никогда не проживавшие в составе России, СССР, Украины, могут считаться отдельным этносом, четвертым восточнославянским народом. Русины Словакии и Воеводины официально признаны нацменьшинствами в своих странах,  располагают собственным литературным  языком. 13 районов Венгрии, населенных преимущественно русинами, имеют самоуправление. В то же время большая часть галицкой интеллигенции вошла составным компонентом, причем весьма активным, в состав украинской нации.

В ХХ веке русинов целенаправленно унифицировали, принуждая  к выбору идентичности одной из официально признанных наций. Сегодня потомки русинов, проживающие в Молдавии, предпочитают публично не заявлять о своей принадлежности к русинскому этносу и отдают предпочтение не этнической, а государственной идентичности, официально именуя себя украинцами, молдаванами, румынами. Но немалая часть руснаков хранит традиционное русское национальное самосознание, свой особый, отличный от литературного, русский язык и православную веру. Новое поколение руснаков вправе решать вопрос о своей этнической самоидентификации в условиях подлинной свободы, со знанием подлинной истории своего Отечества и своего народа.   

Прямым преемником Древнерусской государственности является Московская, в пределах которой сформировались одна из русских народностей - великороссы. Правопреемницей Московской Руси, Российской империи и Советского Союза является Российская Федерация. Поэтому русины Молдавии, сохранившие свою русскость, по праву могут считаться одной из этнокультурных групп русского народа. В наше время российской научной общественностью поднимается вопрос о принадлежности русинов к русскому народу. В статье "Русские: Историко-этнографические группы. Этнонимы", помещенной в энциклопедии  "Народы России" (Москва, 1994), коренное население Карпатской Руси причислено к русскому народу.

В Республике Молдова сегодня создана и начала функционировать Республиканская общественная организация “Русь”. Ее цель – культурное возрождение коренного русского (русинского) населения Молдавии.




«Независимая Молдова»,
15 сентября 2004

"Углубленная интеграция Молдовы в европейские структуры не требует выхода из содружества"- интервью президента Республики Молдова В.Воронина агентству "Новости-Молдова

- Владимир Николаевич, почему Вы не поехали в Астану?

- Вы знаете, что в Астане одновременно проходят два саммита - СНГ и стран Единого Экономического пространства. Повестка дня саммита СНГ такова, что присутствия премьер-министра Молдовы на этом мероприятии вполне достаточно. С другой стороны, ключевые темы и наиболее интересные подходы рассматриваются в рамках встречи четверки - глав государств ЕЭП - России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Это очень высокий уровень прагматики, президентам этих стран есть о чем говорить, у них есть реальная, а не виртуальная повестка дня. И эта встреча - главное событие в Астане. А саммит СНГ - это такая организованная массовка вокруг этого основного блюда.

- Что же мешает Молдове приблизиться к странам, строящим единое экономическое пространство? Почему мы не вошли в ЕЭП?

- Почему? По двум причинам. Во-первых, даже, если бы мы очень хотели войти в ЕЭП, это было бы исключено. Нас бы туда не приняли. В эту организацию не попали даже такие страны, как Киргизия и Таджикистан, входившие некогда в таможенный союз и ЕВРАЗЭС. В эту организацию не вошла Армения. Все эти страны, включая нашу страну, - члены ВТО, что исключает вхождение в ЕЭП. А для России, Украины, Белоруссии и Казахстана наиболее оптимален как раз путь синхронного вхождения во Всемирную торговую организацию. И это, кстати говоря, одна из основных причин возникновения ЕЭП: двигаться вместе, по единому плану.

Во-вторых, Республика Молдова твердо определилась в своих интеграционных приоритетах. Нынешней осенью будет подписан двусторонний план "ЕС-Молдова". И это очень важное событие, во многом обязывающее нашу страну модернизировать не только законодательство, но и весь государственный менеджмент.

- И что же теперь будет с СНГ?

- Я считаю, и с этим согласны практически все президенты СНГ, что потенциал Содружества не используется в полную силу. Мы очень активно сотрудничали все годы в структурах СНГ, предлагали пути реформирования Содружества. Выдвигали даже идею необходимости дальнейшего строительства СНГ на основе правовых стандартов Европейского союза. За последнее время Молдова поставила даже своеобразный рекорд по числу ратифицированных соглашений. Но СНГ так и осталось просто клубом государств, входивших когда-то в СССР. И все! Интеграционная динамика СНГ идет на спад. Но, тем не менее, мы дорожим сложившейся в СНГ системой многосторонних отношений. Это лучше, чем ничего. Эта система не противоречит европейскому выбору Молдовы, а углубленная интеграция Молдовы в европейские структуры не требует выхода из Содружества.

- У многих вызывает тревогу определенная напряженность в отношениях между Украиной и Молдовой. Обращают внимание и на то, что Украина не ратифицировала подписанный договор о свободной торговле между нашими странами. Международные структуры высказывают озабоченность прямой и открытой поддержкой со стороны Украины политики, которую проводят лидеры Приднестровья. Какова будет динамика дальнейших отношений с Украиной?

- На днях я направил господину Виктору Януковичу довольно откровенное письмо. В нем приводились все конкретные факты прямого соучастия представителей украинских властей в контрабанде на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Полагаю, что уважаемый премьер сумеет вернуть Украину в рамки соблюдения международного права и традиционно добрых отношений между нашими странами и народами.

Со своей стороны, мы не просто сожалеем о происходящем, мы используем и будем использовать все существующие инструменты для того, чтобы зарвавшиеся чиновники соседнего государства научились уважать границы Молдовы, ее суверенитет и территориальную целостность. Особо возмущает то, что вся эта чиновная рать, находящаяся на подкормке у приднестровских олигархов, все время пытается прикрыть свои действия интересами населения Приднестровья.

- Вы думаете, что в Приднестровье все еще верят в искренность этих заявлений о заботе и защите?

- Думаю, что наивных в Приднестровье осталось немного. Почти каждый день я встречаюсь с людьми из этого региона. Это и простые люди, и предприниматели, и депутаты Верховного Совета. Знаете, за последние два года настроения сильно изменились. Народ в Приднестровье устал быть прислугой на пиру зарвавшихся политиканов. Люди хотят жить в условиях признанной страны, нормальных законов, носить в карманах реальные, а не фальшивые паспорта, получать высокую пенсию и зарплату. Приднестровский бизнес не может эффективно работать в условиях двойных стандартов, он вырос до серьезных и ответственных международных контрактов, а от него требуют соблюдения правил времен 1937 года.

В угрозу молдавской агрессии никто уже не верит в Приднестровье, включая рядовых работников милиции и спецслужб. Другое дело, что очень многие в Приднестровье рассчитывали на то, что экономические мероприятия нашего правительства получат серьезную внешнеполитическую поддержку с Востока, и нам удастся, наконец, создать единое экономическое пространство на обоих берегах Днестра. Однако, к сожалению, поддержка пришла не к предприятиям и населению, а, как всегда, к полутора десятку непотопляемых авторитетов. Но думаю, что это всего лишь первая реакция. У России есть сегодня самые серьезные основания корректно и всесторонне оценивать то, что происходит в Приднестровье.

- Считаете ли Вы, что приднестровский вопрос можно решить иначе, чем путем политического диалога, путем переговоров?

- Напротив, только путем переговоров, только путем диалога и всестороннего компромисса можно и нужно решать приднестровский вопрос. Альтернативы политическому урегулированию нет.

Но с сегодняшними главарями приднестровского региона нам не о чем говорить. Уверен, что с таким ответом сегодня согласятся уже не только в Европе, но и в Москве и Вашингтоне. Наша же общая задача, вместе с посредниками, помочь жителям Приднестровья найти себе новых, ответственных представителей своих интересов, политиков, способных мыслить в соответствии с современными демократическими реалиями. Таких людей в Приднестровье немало. Уверен, что именно за ними будущее и успех мирного и окончательного урегулирования проблемы.




«Ольвия-пресс»,
20 сентября 2004

Молдавский провал в Астане: страны-гаранты не будут помогать Кишиневу душить Приднестровье

Олег Елков

О ситуации на Днестре на прошедшей неделе говорили далеко за пределами Приднестровья. На саммите СНГ в Астане президенты России и Украины резко и публично осудили попытки Кишинева заблокировать приднестровскую экономику. Действующий председатель Совета глав государств Содружества Владимир Путин и его предшественник на этом посту Леонид Кучма убеждены, что решать проблемы через экономическую блокаду недопустимо. Не нашли поддержки у гарантов и попытки молдавских властей сломать традиционный формат приднестровского урегулирования. Владимир Путин и Леонид Кучма считают, что ничего хорошего из таких кишиневских инициатив не выйдет. Комментируя итоги Астаны, эксперты говорят, что  молдавскую делегацию, по сути, публично высекли на виду у всего СНГ.  

Действительные цели той политики, которую ведут сегодня власти Молдовы на приднестровском направлении, уже очевидны для всех. Шаг за шагом Кишинев пытается сломать тот механизм, который долгие годы поддерживал пусть хрупкую, но все-таки стабильность на берегах Днестра. Молдавские власти наносят удары сразу по нескольким ключевым направлениям, пытаясь выбить те основы, на которых держится эта стабильность. Это и миротворческая миссия России, и роль стран-гарантов в приднестровском урегулировании, и пятисторонний формат, предусматривающий равенство Кишинева и Тирасполя в переговорах. В ряду самых известных шагов молдавской стороны за последнее время - призывы к НАТО помочь Кишиневу в приднестровском вопросе, инициатива о замене российских миротворцев на военных Запада и, наконец, приглашение к США и Евросоюзу поучаствовать в урегулировании, прозвучавшее на фоне отказа Воронина от любых переговоров с Тирасполем. Задачи этих шагов вполне прозрачны. После того, как Воронину стало понятно, что гаранты не позволят ему превратить Приднестровье в бесправную молдавскую колонию, президент Молдовы решил избавиться от «неудобных» гарантов.

Приднестровские эксперты, оценивая воронинские метания за последние несколько лет, называют политику молдавских властей одним словом – авантюризм. «Вне всякого сомнения, что у власти в Молдове находится кучка политических авантюристов, - такое мнение в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» высказал директор центра социальных и политических исследований «Перспектива» Илья Галинский. - Почему авантюристов? Да потому, что молдавские власти действуют по принципу: чтобы мы ни делали, мы всегда правы, поскольку мы правы всегда. Именно эти слова являются политическим кредо президента Воронина. Воронин, очевидно, рассчитывает на то, что ему удастся добиться поддержки западного сообщества для проведения в ПМР военно-полицейской операции по подобию косовской. Главная его задача – вытеснить отсюда Россию и Украину, а затем принудить Приднестровье на молдавских условиях вступить в состав унитарной Молдовы».

Правда, пока Запад не особо торопится приходить на помощь молдавскому президенту. Вашингтон и Брюссель за последнее время не раз выступали с резкими заявлениями в адрес Приднестровья, но к тем радикальным шагам, к которым зовет Запад Воронин, там пока явно не готовы. Безусловно, западные хозяева пользуются обидами молдавского президента на Москву и Киев в своих интересах, но далеко не всегда они совпадают с личными интересами воронинской семьи. 

Самую большую обиду на Россию и Украину Воронин затаил после того, как Москва и Киев отказались поддержать попытки Кишинева задушить приднестровскую экономику. Сначала молдавский президент обвинил страны-гаранты в содействии так называемой контрабанде из Приднестровья. На  прошедшей неделе Владимиру Николаевичу эти определения показались недостаточно сильными. В интервью молдавским журналистам Воронин сделал заявления, которые уместны скорее для представителя какой-нибудь уголовной среды, но никак не для главы государства. Воронин назвал власти Украины «зарвавшимися чиновниками», которые должны научиться уважать территориальную целостность Молдовы. Молдавский президент заявил, что «чиновная рать» Украины сидит «на подкормке» у Тирасполя. Не так грубо, но примерно с таким же смыслом молдавский президент выступил и против Москвы. Если верить Воронину, Тирасполь сумел купить высшее руководство сразу двух великих государств - России и Украины. И теперь, оказывается, эти страны пляшут под тираспольскую дудку… 

Эксперты, комментируя эти воронинские «откровения», отмечают, что их довольно сложно оценить с точки зрения здравого смысла. Как отмечает Илья Галинский, «последние выступления Воронина и его политического окружения отличаются непримиримостью и прямыми оскорблениями в адрес должностных лиц Украины и России. Создается впечатление, что эти заявления делают люди с явно нездоровой психикой».

Любопытно, что буквально за день до скандального выступления Воронина в электронных СМИ появилась информация, раскрывающая детали физического состояния молдавского президента. Директор одной из фирм, продающей лекарственные препараты для молдавской элиты, рассказал журналистам подробности, которые обычно не принято разглашать о высокопоставленных пациентах. По его словам, Владимир Воронин уже много лет страдает тяжелой формой нарушения мозгового кровообращения. Нередко у больного бывают припадки, в результате которых он не способен адекватно воспринимать окружающую обстановку. О болезнях Воронина информационное агентство «Ольвия-пресс» уже рассказывало – еще в позапрошлом году один из московских врачей утверждал, что президент Молдовы страдает явным психическим расстройством. Известно, что молдавский президент регулярно вылетает за границу на лечение – в частности, в Карловы Вары. Однако болезнь все равно прогрессирует.

Впрочем, вряд ли поведение Воронина можно объяснить одной только версией о болезни. Всю прошедшую неделю российская пресса комментировала отказ президента Молдовы принять участие в саммите глав государств СНГ, который состоялся в Астане. Эксперты отмечают, что этот явно демонстративный демарш был достаточно продуманной акцией. Кишинев давно пытается торговаться своим участием в работе Содружества. Отказавшись ехать в Астану, Воронин таким жестом решил выразить свою обиду на Москву и Киев, которые никак не хотят помочь ему с экономической блокадой Приднестровья. Свой демарш молдавский президент сопроводил заявлениями, общий смысл которых сводится к одному – СНГ для Молдовы малопривлекателен, стратегический курс для Кишинева – европейская интеграция. Однако делегация Молдовы под руководством премьер-министра Тарлева на саммит СНГ все-таки поехала. 

Как стало известно «Ольвии-пресс» из кишиневских источников, перед молдавской делегацией в Астане стояла задача продолжить воронинский шантаж. «Мы не будем делать резких разворотов от СНГ, но в таком случае помогите нам, наконец, задушить сепаратистов» - вот примерная суть того заявления, которое должен был донести до Путина и Кучмы молдавский премьер. В неофициальной части саммита Тарлеву действительно удалось пообщаться на приднестровскую тему с президентами России и Украины. О чем именно они там говорили, неизвестно, но результаты получились для Кишинева просто убийственными. Сегодня все СМИ Содружества цитируют высказывания Путина и Кучмы по молдавской политике в отношении Приднестровья. Особенно жестко выступил украинский президент, который заявил о недопустимости экономической блокады республики руками Украины. Его позицию поддержал и Владимир Путин.

Премьер-министр Молдовы Василий Тарлев пытался сгладить эти выступления, заявив, что никакой экономической блокады со стороны Кишинева нет. Правда, на всякий случай молдавский премьер решил оправдать блокадные действия Кишинева и тут же объявил, что сепаратисты – это то же самое, что террористы, поэтому к ним надо относиться соответственно. Но оправдания Тарлева мало кто слушал. Главное уже было сказано – попытки Кишинева задавить Тирасполь не находят и не найдут поддержки в Москве и Киеве.

«Украина и Россия категорически выступают против кишиневского давления на Тирасполь, - отмечает директор центра «Перспектива» Илья Галинский. - Молдавские чиновники неоднократно пытались уверить международное сообщество в том, что их действия – это никакая не экономическая блокада, а приведение правил игры в законодательное русло. Однако Украина и Россия прямо назвали вещи своими именами, однозначно заявив, что меры Кишинева - это экономическая блокада и такими мерами проблемы не решаются. То есть ни Россия, ни Украина никогда не пойдут, как заявили их лидеры, на то, чтобы экономически удавить приднестровское государство».

Не менее жесткой оказалась позиция России и Украины по вопросам политического урегулирования. И Путин, и Кучма ясно дали понять, что не поддержат попыток Кишинева изменить пятисторонний формат за счет привлечения стран Запада. Для особо забывчивых украинский президент специально напомнил, кто сорвал урегулирование в прошлом году, отказавшись от уже согласованного Меморандума. Не в восторге гаранты и от решения Воронина отказаться от переговоров с Приднестровьем. Буквально на следующий день после саммита СНГ российский МИД еще раз заявил, что альтернативы переговорам нет. Кишиневу рано или поздно придется вернуться за переговорный стол.

На саммите в Астане молдавской делегации прозрачно намекнули, что попытки Воронина сделать свой маленький бизнес на большой игре Запада и Востока заранее обречены на провал. Вопрос в другом – понял ли этот намек, наконец, Кишинев?    




«Молдова Ази»,
14 сентября 2004

Новое решение в старом формате

Петру Богату

Хотя в ходе своего визита в Республику Молдова представитель действующего председателя ОБСЕ и бывший президент Болгарии Петар Стоянов не делал громких заявлений, а вел себя более чем скромно, в результате его пребывания в Кишиневе прояснились многие вещи. Как и следовало ожидать, Стоянов не сделал однозначных высказываний в пользу изменения пятистороннего формата переговоров, к чему безудержно стремится Владимир Воронин. Бывший глава болгарского государства заявил лишь, что с пониманием относится к тому недоверию, которые испытывают молдавские власти по отношению к нынешним механизмам приднестровского урегулирования. Однако он воздержался от того, чтобы высказаться за их немедленную замену на новые. Он лишь дал понять, что определенные изменения могут произойти в будущем благодаря более активному участию европейских институтов в решении приднестровской проблемы. И только. Это не должно нас удивлять. Миссия Стоянова в Кишиневе состояла как раз в том, чтобы успокоить Воронина. Чтобы убедить его не уклоняться от переговоров со Смирновым и не отказываться от пятистороннего формата переговоров. Иными словами, бывший болгарский президент приехал, чтобы поддержать главу миссии ОБСЕ в Кишиневе. Несмотря на отказ официального Кишинева от дальнейшего диалога с сепаратистскими тираспольскими властями, которые он объявил марионеткой Москвы и Киева, Уильям Хилл, как известно, выступает за возвращение процесса приднестровского урегулирования в старое русло. И это вовсе не случайно.

Как это ни кажется парадоксально, Запад, несмотря на постоянно выказываемое недовольство позицией России в приднестровском конфликте, поддерживает, по крайней мере на данном этапе, ее желание сохранить нынешний пятисторонний формат. Ни Европейский Союз, ни США пока не хотят радикально менять старые механизмы приднестровского урегулирования. С этой точки зрения позиция Запада по большому счету совпадает с позицией Российской Федерации. Не даром ни Хавьер Солана, комиссар ЕС по внешней политике, в ходе своей недавней встречи с молдавским министром иностранных дел Андреем Стратаном, не давал обещаний насчет изменения пятистороннего формата. В то же время все больше представителей Запада призывают к восстановлению механизмов приднестровского урегулирования. Они призывают в срочном порядке восстановить статус кво, существовавший до 15 июля, когда начались репрессии против румынских школ Приднестровья. Параллельно того же самого требуют теперь и Москва, и Киев, и даже Тирасполь. Смирнов желает возобновить переговоры, хотя и заявляет, что формирование общего государства уже невозможно. Это единение может показаться странным. Но только на первый взгляд.

При более внимательном рассмотрении можно заметить, что именно сохранение старого формата переговоров может оказаться в новых условиях более продуктивным, чем введение нового. Дело в том, что замена уже проверенных механизмов приднестровского урегулирования путем приглашения новых посредников, новых переговорщиков и, наконец, новых сил по поддержанию мира под эгидой ЕС или НАТО привело бы к навязыванию территориальной интеграции по схеме, на которой настаивает Кишинев. Однако это заключает в себе много рисков. Любая попытка ликвидации непризнанной приднестровской республики может спровоцировать острое дипломатическое противостояние между Россией и Западом и в итоге обернуться опасным "размораживанием" приднестровского конфликта. В этих условиях положение в Приднестровье, как и в Косово, может в какой-то момент выйти из-под контроля. Но ни ЕС, ни США этого не хотят. Вот почему ОБСЕ, где Вашингтон занимает доминирующее положение, не согласен теперь с позицией Воронина, который отказывается разговаривать с сепаратистами, и призывает его вернуться к переговорам в пятистороннем формате как можно скорее.

Неприязнь, которую испытывает глава государства по отношению к старым механизмам урегулирования, объяснима. Воронин понимает, что в нынешней конъюнктуре восстановление территориальной целостности Республики Молдова путем ликвидации непризнанной приднестровской республики и политическое объединение двух берегов Днестра возможно только в том случае, если процесс урегулирования будет проходить под эгидой ЕС и США, но никак не России. Нынешнее руководство стремится к реинкорпорации Приднестровья и категорически противится любому другому решению. Только вот идея восстановления территориальной целостности Республики Молдова путем расформирования сепаратистского региона с некоторых пор не привлекает не только русских, но и Запад. Почему? Да потому что эта идея мертва, и пока не видно никакой возможности ее оживить. Приднестровское урегулирование путем возвращения Приднестровья в состав Молдовы, единой ли, федеративной, в настоящее время является дорогой, ведущей в никуда. Это уже видно невооруженным глазом. Поэтому Запад предпочитает сохранить пятисторонний формат, контролируя его на дистанции. Старый механизм урегулирования конфликта, учитывая все более выраженный интерес России и Украины к осуществлению политического откола Тирасполя от Кишинева, может в скором времени породить радикально новые решения, иные, чем территориальная реинтеграция Молдовы. Итак, переговоры в пятистороннем формате, под присмотром США и ЕС, могут породить новую модель урегулирования конфликта, отличающуюся от той, которую лелеет Воронин. Например, это может быть реализация пересмотренного плана Белковского. Сохранение статус-кво в области переговоров угрожает, таким образом, статус-кво Республики Молдова как государства. Вот почему Кишинев настойчиво требует изменения пятистороннего формата, а ОБСЕ, ЕС и США, вместе с Россией и Украиной этому сопротивляются.

Итак, на внешнем плане Владимир Воронин остался практически один против всех. В этой ситуации следует ожидать, что чаша весов будет склоняться в пользу тех, кого много.




«Ольвия-пресс»,
27 октября 2004

«Стратегическая партнерша»: Запад объяснил президенту Воронину его настоящую роль

Свой интерес к ситуации на Днестре проявил на днях самый крупный военный блок планеты. На прошедшей неделе с рабочим визитом Кишинев посетил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. И одной из центральных тем его общения с молдавскими властями стало Приднестровье.

Наблюдатели, оценивая визит Схеффера, называют его загадкой. Несколько традиционных заявлений и никаких публичных решений по итогам встреч с молдавской стороной – вот и все, что оставил после себя натовский генсек. Хотя глава Альянса успел пообщаться не только с первыми лицами Молдовы, но и с журналистами, результаты этого визита до сих пор неясны. Генсек НАТО так и не дал ответа на главный вопрос – для чего все-таки ему понадобилось лично приезжать в Молдову. Ведь давно известно, что просто так, для протокола, столь крупные фигуры в гости не ездят…   

Имя Яап де Хооп Схеффера в приднестровском урегулировании звучит уже не первый раз. Голландский дипломат посещал берега Днестра, еще будучи действующим председателем ОБСЕ. И уже тогда стало понятно, что само по себе урегулирование Схеффера интересует мало. Действительные причины его интереса к Приднестровью проявились после громкой инициативы главы ОБСЕ, связанной с военным присутствием России. После общения с молдавскими властями именно Схеффер впервые озвучил идею изменить формат миротворческой операции в Приднестровье - за счет привлечения западных миротворцев взамен российских. Говорят, что эта инициатива существенно помогла голландскому дипломату, когда решался вопрос о назначении нового генсека НАТО. Возглавив самый крупный военный блок планеты, Схеффер с новыми силами взялся за вопрос о ликвидации российского присутствия в Приднестровье. Именно это требование звучит во многих выступлениях действующего главы Альянса. И именно на нем Схеффер сделал акцент во время своего визита в Кишинев.

В молдавской столице генсек НАТО вновь подтвердил уже известную позицию Альянса – о том, что Россия должна ликвидировать свое военное присутствие в Приднестровье. Схеффер дал понять, что в этом вопросе он нашел полное взаимопонимание с президентом Ворониным. А еще НАТО готово помочь Молдове в реформировании ее вооруженных сил. Формально нейтральный статус страны, по словам Схеффера, этому не помеха.

«Мы обсуждали эти вопросы на встречах в Кишиневе, – заявил генеральный секретарь НАТО. – И пришли к выводу, что нейтралитет Молдовы не является препятствием для расширения нашего сотрудничества…. При наличии желания Молдовы мы можем разработать для республики индивидуальный план совместных действий», - добавил Схеффер.

Впрочем, ничего принципиально нового в этих заявлениях нет – Кишинев уже давно и тесно сотрудничает с Альянсом, в том числе и в вопросе выдавливания России из Приднестровья. Ради того, чтобы лишний раз напомнить миру об этом союзе, генсеку НАТО вовсе не обязательно было ехать в Молдову самому. Но Схеффер приехал и напомнил. Действительные задачи этого визита можно понять, если оценить ту политику, которую ведут в последнее время молдавские власти.

Гордое звание «стратегического партнера Москвы», которым в начале своего президентства размахивал Владимир Воронин, сегодня превратилось в свою полную противоположность. О выборе новых «стратегических друзей» молдавский президент открыто объявил еще в прошлом году. В истории с неподписанным Меморандумом мнение Вашингтона и Брюсселя для Воронина оказалось важнее возможности решить многолетний конфликт на Днестре. Затем, уже в этом году, последовало решение Кишинева разорвать пятисторонний формат переговоров. Президент Молдовы пригласил поучаствовать в приднестровском урегулировании страны Евросоюза и США. И, наконец, самая свежая иллюстрация внешней ориентации Кишинева: Воронин демонстративно отказался принять участие в очередном саммите СНГ.

Версия о причинах последнего воронинского шага, выдвинутая ранее информационным агентством «Ольвия-пресс», оказалось верной. На прошедшей  неделе молдавский президент признал, что не поехал на саммит из-за своей обиды на Россию и Украину, которые не поддержали попытки Кишинева задушить экономику Приднестровья. И теперь обиженный Воронин будет дружить с Западом.

Еще одним кишиневским откровением прошедшей недели стали высказывания министра иностранных дел Молдовы. Молдавский чиновник прямо заявил, что Кишинев поставил крест на пятистороннем формате с участием России и Украины и не намерен к нему возвращаться.

«На протяжении 13-ти лет нынешний пятисторонний формат по приднестровскому урегулированию показал, что он в принципе исчерпал все свои возможности…. Сегодня страны-гаранты, по-видимому, не имеют возможности положительно повлиять на руководство Тирасполя», - заявил министр иностранных дел Молдовы.

Нетрудно догадаться, что подразумевает молдавский чиновник под фразой «положительно повлиять». Если судить по действиям самой Молдовы, то положительное влияние – это блокады, провокации и угрозы в адрес Приднестровья. Убедившись, что страны-гаранты не разделяют таких методов и не намерены менять своей позиции, в Кишиневе сбросили последние маски. На прошедшей неделе президент Воронин выступил с открытым призывом к ликвидации миротворческой миссии России на Днестре.

«За спиной Тирасполя стоят определенные круги России и Украины, а также миротворческие силы, – заявил Воронин в интервью румынским журналистам. – …Следует пересмотреть статус этих сил. Они поддерживают Приднестровье, поэтому их следует заменить на многонациональные миротворческие силы».

Сегодня молдавские власти уже не скрывают, что хотят одного – подчинить Приднестровье силой. Все, что мешает таким планам, Кишинев намерен устранить. И за поддержкой своих планов на приднестровском направлении Кишинев напрямую обратился к североатлантическим структурам.  

В Молдове на визит генсека НАТО возлагали большие надежды. На встрече со Схеффером президент Воронин недвусмысленно заявил, что молдавская сторона рассчитывает на более тесное сотрудничество с Альянсом в решении так называемой приднестровской проблемы. Кишинев надеется, что НАТО поможет Молдове решить эту проблему так, как хотят это сделать молдавские власти.

На встрече со Схеффером президент Воронин сделал особый акцент на готовности Кишинева содействовать Западу в вытеснении России с берегов Днестра. В обмен на такое содействие Воронин ждал более решительной поддержки в своем наступлении на Приднестровье. Однако, вопреки воронинским ожиданиям, полноценного обмена не получилось.

Ключевое высказывание Схеферра в Кишиневе – это вовсе не заявления о поддержке прозападного курса Молдовы. Гораздо важнее – та оценка, которую генсек НАТО дал молдавской инициативе об изменении пятистороннего формата и в целом – попыткам Кишинева решить приднестровский вопрос без учета мнения самих приднестровцев. И вот показательная цитата.

 «Решение должно быть честным и окончательным. Его должны принять вовлеченные в конфликт стороны… Формат урегулирования также должны обсуждать сами стороны», - заявил Яап де Хооп Схеффер. 

Другими словами, бросаться на помощь молдавскому президенту Запад сегодня не торопится. Инициатива Воронина сломать пятисторонний формат за счет привлечения США и Евросоюза – это фактический призыв к западным странам вступить в открытую конфронтацию с Россией. Своим заявлением Схеффер дал понять, что делать это только потому, что товарищ Воронин обиделся на Москву, НАТО не собирается.

Да, действительно, Вашингтон, играющий первую скрипку в Альянсе, активно стремится к ликвидации российского присутствия в Приднестровье. И примет любую помощь, которую готовы предложить ему в этом деле молдавские власти. Но решать взамен «приднестровские проблемы» Воронина и брать на себя ответственность за кризис в урегулировании за океаном не намерены – и визит Схеффера это наглядно показал. Собственно, именно для этого сам генсек НАТО и приехал в Кишинев.

Воронину, который надеялся получить за свой антироссийский курс поддержку на приднестровском направлении, дали понять, что Владимир Николаевич не совсем правильно понимает свою роль в западных играх. Молдавскому президенту, который возомнил себя «стратегическим партнером» Запада, доходчиво объяснили, что если этот термин и можно использовать, то только с существенной поправкой. Вашингтон и Брюссель пользовались и будут пользоваться молдавской властью как инструментом - в своих западных интересах. Про воронинские интересы там никто вспоминать не намерен. Воронин для Запада – не более чем «стратегическая партнерша», которая безропотно будет делать все, что ей скажут за океаном. И это единственное, чего сумел добиться своей политикой молдавский президент.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ