УКРАИНА
Хроника
15 сентября. В Симферополе
около 200 сторонников партии "Русский блок" пикетировали здание Верховного
Совета Крыма. Митингующие выдвинули два требования к депутатам крымского
парламента: выполнить предвыборные обещания о придании русскому языку
статуса государственного и обеспечить проведение в Бахчисарае досрочных
выборов мэра города. "Правительство Украины не защищает русский язык, не
стремится к возрождению союза России, Украины и Белоруссии! Зачем нам такое
правительство? Зачем нам такая Украина?", - гласил один из плакатов, развернутых
участниками пикета. Другой плакат содержал обращение к спикеру парламента
Борису Дейчу: "Дейч, не тормози принятие решений направленных на предотвращение
самозахватов земли и пресечение беззакония в Крыму!". Перед
собравшимися выступили депутаты парламента автономии председатель Русской
общины Крыма Сергей Цеков, и Олег Родивилов, которые призвали своих сторонников
отдать голоса на президентских выборах за того кандидата, который будет
укреплять союз Украины с Россией и Белоруссией и поддержит придание русскому
языку статуса государственного. Напомним, несколько недель назад партия "Русский
блок" вышла из коалиции сил, поддерживающих украинского премьера Виктора
Януковича. Как пояснили лидеры партии, их уход связан с нежеланием Януковича
включать в свою предвыборную программу пункт о придании русскому языку статуса
второго государственного языка Украины. Лозунг о проведении выборов мэра
Бахчисарая появился на митинге в связи с тем, что в городе уже около полутора
лет нет руководителя. Зимой 2003 года городские депутаты выразили недоверие
избранному мэру Валерию Курбатову. Пока Курбатов обжаловал это решение в суде,
его и его заместителей силой выселили из кабинетов активисты местного меджлиса.
В связи с этим Русская община Крыма считает произошедшее в Бахчисарае
"меджлисовским переворотом".
15 сентября. Президент России
Владимир Путин заявил, что Россия готова к потерям, которые понесет из-за
перехода к взиманию косвенных налогов по принципу страны назначения. Выступая на
расширенном заседании саммита Единого экономического пространства в Астане,
российский президент отметил, что "Россия является крупнейшим поставщиком
энергоресурсов на Украину и в Белоруссию". "На первом этапе мы несем потери, но
мы сознательно идем на это", - сказал он. Москва понимает, что "от реализации
этой инициативы стратегически, в долгосрочном плане, выиграет экономика всех
четырех стран". "А значит, и все наши граждане", - отметил Путин, добавив, что
они выиграют при условии, "если мы будем последовательно осуществлять те шаги,
которые наметили".
Как сообщает ИТАР-ТАСС, в этой связи российский президент
подчеркнул важность строгого соблюдения графика работы над документами ЕЭП,
намеченного в Ялте. "Уже к концу нынешнего года, как мы договаривались, по всем
первоочередным позициям эксперты должны предложить конкретные решения", - сказал
он. Президент отметил, что "необходимость прорывных шагов и жесткие сроки
диктуются самой жизнью, стратегическими интересами развития наших государств".
Он напомнил, что сегодня лидерам четырех стран предстоит утвердить согласованный
группой высокого уровня перечень из 29 документов, которые подлежат рассмотрению
и подписанию в первоочередном порядке. "Их реализация позволит провести
существенную либерализацию взаимной торговли, устранить имеющиеся здесь барьеры,
а в перспективе создать предпосылки для формирования таможенного союза".
15 сентября. Главы стран ЕЭП
заключили соглашения о переходе на взимание НДС по стране назначения. В Астане
после завершения переговоров президентов России, Казахстана, Белоруссии и
Украины подписаны двусторонние соглашения, касающиеся перехода на взимание НДС
по принципу страны назначения без изъятий с 1 января 2005 года. В частности,
подписан протокол о внесении изменений в соглашение между правительствами России
и Казахстана о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговли от 9
октября 2000 года. Подписи под документом поставили премьер-министры двух стран
- Михаил Фрадков и Даниэл Ахметов. Михаил Фрадков и его белорусский коллега
Сергей Сидорский подписали соглашение между правительствами России и Белоруссии
о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров,
выполнению работ и оказанию услуг, а также заявление по данному вопросу.
Президенты государств Единого экономического пространства
также поручили Группе высокого уровня разработать до конца этого года пакет
документов об упрощении перемещения физических лиц через границы между
государствами-участниками ЕЭП. Владимир Путин выразил пожелание, чтобы к
середине будущего года документы по формированию Единого экономического
пространства были подписаны. Президент Украины Леонид Кучма поддержал идею
создать транснациональную ракетно-космическую корпорацию в рамках ЕЭП. "Чтобы
конкурировать на равных, нужно кооперировать усилия", - сказал Кучма. По
предложению президента Украины, правительствам стран ЕЭП поручено подготовить
документы по созданию многоразового пилотируемого космического комплекса
"Клипер-Зенит". Лидеры стран ЕЭП поручили правительствам своих стран представить
до 15 декабря предложения по созданию единой ракетно-космической корпорации, а
также доложить о стадии готовности других документов.
15 сентября. Леонид
Кучма призвал превратить Единое экономическое пространство Украины, России,
Беларуси и Казахстана в мировой центр притяжения. Кучма указал на огромные
геологические, людские, научно-технические и другие ресурсы, которыми обладают
четыре государства ЕЭП. Лидер государства подчеркнул, что огромные возможности
"четверки" могут быть использованы только на основе рыночной экономики и
конкуренции. Он не считает негативным моментом тот факт, что Евросоюз не видит
Украину, Беларусь, Россию и Казахстан в своем составе. В качестве позитивного
примера Кучма привел экономические усилия Китая и Индии, подчеркнув при этом их
количественное и качественное развитие.
18 сентября. Вновь открылось
закрытое в 1986 году прямое железнодорожное паромное сообщение между портами
Черного и Азовского морей "Крым-Кавказ". Работа паромной переправы будет
восстановлена в соответствии с Концепцией интеграции транспортных систем Украины
и Российской Федерации. По информации Госдепартамента морского и речного
транспорта Министерства транспорта и связи Украины, генеральным проектировщиком
комплекса морской железнодорожной паромной переправы является
"Черноморниипроект". Инвесторами выступают российское предприятие ООО "Аншип" и
украинское предприятие "Техинвестсервис". Инвестиции составляют $10 млн на
реконструкцию двух портов; строительство двух железнодорожных паромов составляет
$6 млн каждый. Для работы на переправе будут использоваться паромы "Анненков" и
"Петровск" вместительностью 20-24 вагона, а в дальнейшем - паром "Скиф"
вместительностью 50 вагонов. Расчетный грузовой оборот комплекса паромной
переправы Крыма с выходом на полную мощность составит около 3,4 млн тонн в год,
или более 50 тыс. вагонов в год.
18 сентября. Во многих городах
Украины прошла акция "Вместе победим!" в поддержку кандидата в Президенты,
лидера блока партий "Наша Україна" Виктора Ющенко. В избирательном штабе Ющенко
сообщили о том, в целом по Украине в акции приняли участие около 500 тыс.
человек. На Европейской площади в Киеве. Перед собравшимися выступил Виктор
Ющенко, который сказал, что необходима смена власти в стране и пообещал мирную
ее передачу после победы на выборах. Он также сказал, что обещает увеличить
финансирование образования, науки и медицины, вывести экономику из тени, вернуть
Украине вывезенные капиталы. Кроме того, Виктор Ющенко пообещал, что Украина
будет участвовать в борьбе с терроризмом в первую очередь дипломатическими
методами, а украинские миротворцы из Ирака будут выведены. Ющенко также
пообещал, что власть будет ближе к народу и пропасть, которой власть
отгородилась от народа, будет преодолена. "Я собью с власти спесь, вскормленную
за счет украинского народа", - подчеркнул лидер "Нашої України".
19 сентября. Руководитель
центрального штаба Ющенко Роман Бессмертный заявил журналистам о том, что Виктор
Ющенко перенес тяжелую болезнь, и это не могло не сказаться на его состоянии и
внешнем виде. "Но его выступление и поведение на Европейской площади доказали,
что Ющенко - мужественный человек", - отметил Бессмертный. По его словам, штаб
работает над выяснением обстоятельств, которые привели к болезни Ющенко.
19 сентября. Генеральная
прокуратура начала проверку по заявлению Александра Зинченко, руководителя
центрального избирательного штаба кандидата в Президенты Виктора Ющенко, о том,
что Ющенко пытались отравить. Фракции блока партий "Наша Україна" и блока Юлии
Тимошенко потребовали создать в Верховной Раде временную следственную комиссию
для установления обстоятельств отравления Ющенко. Председатель Верховной Рады
Владимир Литвин обратился в Министерство здравоохранения и правоохранительные
органы с просьбой предоставить информацию об отравлении Виктора Ющенко.
19 сентября. Первый
заместитель председателя парламента, один из лидеров Коммунистической партии
Адам Мартынюк считает заявления об умышленном отравлении оппозиционного
кандидата в Президенты Виктора Ющенко агитационным ходом, передают Українські
новини. По словам Мартынюка, заявляя о подозрении в умышленном отравлении своего
кандидата штаб Ющенко использует наименьшую возможность, чтобы поднять его
рейтинг. "Это не более чем "пиар-ход", - сказал Мартынюк. Мартынюк добавил, что
правоохранительные органы изучат обстоятельства и дадут свою оценку
произошедшему. По словам Мартынюка, трудно прогнозировать будет ли создана
парламентская следственная комиссия для расследования отравления Ющенко. По
мнению первого вице-спикера, необходимые для создания такой комиссии 150 голосов
депутатов есть, однако неизвестно, удастся ли набрать 226 голосов, необходимых
для внесения этого вопроса в повестку дня заседания парламента.
21 сентября. Лидер
оппозиционного блока партий "Наша Україна", кандидат в Президенты Виктор Ющенко
в своем отравлении обвиняет власть, передают Українські Новини. Выступая в
Верховной Раде, политик обратил внимание всех присутствующих на свое состояние
здоровья. "Мое лицо и моя дикция - это сотая часть тех проблем, которые я имел",
- сказал Виктор Ющенко. Лидер оппозиции заявил, что его отравление было
умышленным. "То, что случилось - это не проблема еды, а проблема политического
режима", - сказал Виктор Ющенко. Кроме этого, Ющенко обвинил власть в
нераскрытии убийств бывшего главы Национального банка Вадима Гетьмана, бывшего
лидера "Народного руха України" Вячеслава Чорновала, журналиста Георгия Гонгадзе
и других.Виктор Ющенко сказал, что ему очень хотелось бы, чтобы депутаты и
граждане узнали кто их убийца, однако такого ответа не будет, поскольку убийцей
является сама власть. Он также подверг критике Президента Украины Леонида Кучму
из-за его распоряжения расследовать отравление Ющенко. По словам лидера "Нашої
України", он не верит в искренность намерений Кучмы и Генеральной прокуратуры,
которая будет расследовать это дело.
21 сентября. Верховная Рада
создала временную следственную комиссию для расследования обстоятельств
отравления лидера "Нашої України", кандидата в Президенты Виктора Ющенко,
сообщают Українські Новини. За одобрение соответствующего постановления
проголосовали 425 депутатов при необходимых 150. Комиссию возглавил депутат
Владимир Сивкович. К работе комиссии будут привлечены представитель Генеральной
прокуратуры и Министерства здравоохранения.
21 сентября. Только 6%
избирателей не знают, что кандидат в Президенты Виктор Янукович в молодости был
судим за совершение уголовных преступлений. Таковы результаты опроса,
проведенного Центром экономических и политических исследований имени Александра
Разумкова. Директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко
отметил, что уровень информированности о судимостях премьера практически
одинаков среди всех социально-демографических и территориальных групп населения.
Не отличается он и среди групп, выделенных по электоральным предпочтениям.
Среди тех, кто во 2-м туре выборов намеревается голосовать за Януковича, о его
судимостях не знают 6%, среди тех, кто собирается голосовать за Виктора Ющенко -
5%, среди тех, кто еще не определился - 8%. Несколько больше тех, кто
впервые услышал о бывших судимостях Януковича, среди тех, кто не собирается
участвовать в выборах (12%). Исследование проводилось социологической
службой Центра Разумкова с 9 по 14 сентября по всей Украине. Было опрошено более
2 тыс. респондентов старше 18 лет.
21 сентября. 15 депутатов -
членов Депутатской группы "Демократичні iніціативи-Народовладдя" возобновили
свое членство в провластном парламентском большинстве. 10 сентября 15 депутатов
из "Деміниціатив-Народовладдя": Дмитрий Святаш, Александр Бандурка, Эрнест
Галиев, Людмила Давыдова, Александр Карпов, Николай Колесник, Игорь Плохой,
Борис Райков, Игорь Резник, Василий Салыгин, Олег Салмин, Дмитрий Сандлер,
Александр Фельдман Александр Ярославский и Алексей Ярославский приостановили
свое членство в парламентском большинстве. Это решение было принято в связи с
решением Президента Леонид Кучмы передать 43% "Укртатнафты" и 25%
нефтеперерабатывающего комплекса "Галичина", "Укрнефти". В последствии глава
государства отменил свое решение и передал эти пакеты акций предприятий
"Нефтегазу Украины". Напомним также, что из парламентского большинства вышла
часть депутатов группы "Центр", а членство в нем приостановила фракция Народной
аграрной партии Украины.
21 сентября. Министерство
юстиции признало не соответствующим законодательству решение Верховной Рады
Украины о создании специальной комиссии по вопросам мониторинга реализации
законодательства о выборах Президента. Минюст считает, что решение парламента не
соответствует Конституции и другим законодательным актам.
21 сентября. Украинский МИД
сообщил, что на прошлой неделе румынская сторона без предупреждения перенесла
украинский навигационный буй на 85 метров в сторону - прямо на мелководье. Затем
земснаряд "Дунарея" под румынским флагом стал сбрасывать в Килийское гирло
грунт: именно в тех местах, где украинцы не так давно расчищали дно. Действия
соседей украинская сторона зафиксировала на пленку, которая будет передана
вместе с нотой. 16-го сентября, когда украинское судно "Евгений Коробочка"
проводило расчистку фарватера, катера румынской пограничной службы начали
совершать опасные маневры прямо перед кораблем, не позволяя продолжать работы и
создавая аварийную обстановку. Украинский МИД "жестко осуждает такие действия и
требует от румынской стороны прекратить подобные провокации и решать все спорные
вопросы путем переговоров". Украина считает, что поводом к провокационным
действиям со стороны Румынии является строительство и ввод в эксплуатацию 26
августа 2004 года первой очереди судоходного канала "Дунай - Черное море" по
устью Быстрое. Восстановление Украиной судоходства по каналу вызвало протесты со
стороны Румынии, природоохранных организаций, Европейского Союза и Соединенных
Штатов в связи с тем, что канал проходит через заповедник ЮНЕСКО.
22 сентября. Отправлен в
отставку министр обороны Украины Евгений Марчук. Марчук — человек, который
покровительствовал всем украинским фашистским организациям, УНА-УНСО и прочим.
Именно Марчука называют человеком, который ликвидировал Крымскую республику Юрия
Мешкова. Марчук был ключевой фигурой, из-за которой Кучма испугался в 1994 году
реализовать свои предложения о переориентации на Россию. Как утверждают наши
источники, Марчук стоял за массовыми беспорядками, устроенными в 1994 году во
время похорон патриарха УПЦ-КП. Марчук объективно работал на Ющенко. Он был
одним из звеньев антироссийского проекта.
24 сентября. Уже в третий раз
за 2004 год произошло нападение неизвестных лиц на Русский культурный Центр во
Львове. Как и прежде, львовская пресса охарактеризовала инцидент как
хулиганство. Между тем, спустя несколько часов после инцидента, народный депутат
Украины Юрий Соломатин направил на имя Министра внутренних дел Украины Билоконя
Н.В. депутатский запрос по поводу небрежности и бездеятельности со стороны
должностных лиц некоторых звеньев МВД Украины в расследовании фактов
неоднократных погромов Русского культурного центра в Львове. Депутат просит
министра содействовать окончанию расследования дел и принятию надлежащих
решений.
24 декабря. В Ивано-Франковске
состоялось покушение на Виктора Януковича. Неизвестные стали закидывать
премьера яйцами, среди которых оказался тяжелый предмет. Виктор Янукович был
госпитализирован. 26 сентября он вновь приступил к работе.
24-25 сентября. Славянская
партия провела в Донецке митинги в защиту Виктора Януковича, находящегося в
больнице после хулиганской выходки одного из активистов движения «Наша
Украина».
25 сентября. СДПУ(о)
предупреждает Виктора Ющенко, что он получит адекватный ответ в случае
повторения инцидентов на манер того, который произошел с Виктором Януковичем в
Ивано-Франковске.«Мы призываем Ющенко опомниться и понять, что избранная им
политика ведет к непредусмотренным и крайне опасным последствиям», - говорится в
заявлении СДПУ(о). Инцидент в Ивано-Франковске, по мнению СДПУ(о), является
следствием «избранной лидерами «Нашей Украины» линии на эскалацию
напряжения».Примером этого СДПУ(о) называет столкновения в Верховной Раде,
«хулиганские действия группы приближенных к Ющенко депутатов в офисе КПУ в
Суммах, провокационные призывы Тягнибока, выступления экстремистской организации
«Пора».
27 сентября. Премьер-министр
Украины, кандидат в президенты Виктор Янукович заявил, что русский язык должен
быть "вторым государственным языком на территории Украины", а вопрос о двойном
гражданстве будет решаться. "Русский язык не должен ни в коем случае иметь
каких-либо ограничений, - сказал Янукович на встрече с российским журналистами.
- Он должен быть деловым языком и вторым государственным языком на территории
Украины". Янукович отметил, что будет добиваться решения вопроса о двойном
гражданстве. Янукович пояснил, что вопрос о признании двойного гражданства на
Украине связан с тем, что многие украинцы "в тяжелое время уехали из страны, но
теперь хотят вернуться или хотя бы иметь украинское гражданство, продолжая жить
в России или в других странах".
27 сентября. Премьер-министр
Украины Виктор Янукович сообщил о планах строительства транспортных коммуникаций
между Крымом и Россией - моста или тоннеля. Янукович подчеркнул, что Украина
заинтересована в приходе российского бизнеса в Крым, где, по его словам,
"украинский бизнес не успевает со своими деньгами". Также он высказался за
укрепление единого экономического пространства. "Мы можем выступать сильнее
вместе с Россией, Казахстаном в качестве вертикально интегрированных компаний. У
нас нет других вариантов", - заявил Янукович.
27 сентября. Всеукраинский
съезд движения "Держава" поддержал Виктора Януковича на президентских выборах.
Всеукраинское объединение "Держава" известно своей благотворительной
деятельностью: помощью детским домам, интернатам, организацией детского отдыха,
поддержкой православных изданий, православных теле- и радиопрограмм.
27 сентября. Кандидат в
Президенты Украины Виктор Ющенко требует прекратить "беззаконие" в отношении
лидера Блока Юлии Тимошенко. "Расцениваю незаконное ее преследование как грубое
вмешательство во внутренние дела Украины, в избирательный процесс и требую
немедленно прекратить все беззакония", - говорится в заявлении Ющенко о
последней скандальной ситуации, сложившейся вокруг Юлии Тимошенко. Накануне
центральный штабблока партий "Наша Україна" и штаб Блока Юлии Тимошенко
объединились в Центральный штаб Коалиции "Сила народа", который возглавил
Александр Зинченко. "Многочисленные провокации против оппозиции, издевательства
над свободой слова в Украине, давление, шантаж и запугивание граждан, попрание
прав и свобод человека, прокурорский террор в отношении Юлии Тимошенко, - все
это свидетельствует о том, что властный режим ради сохранения власти готов к
разрушению основ демократии в Украине и физического уничтожения оппонентов" -
говорится в заявлении оппозиционного кандидата в Президенты Украины. 23 сентября
ГВП РФ объявила Юлия Тимошенко в международный розыск. По словам начальника
следственного управления ГВП РФ генерал-майора юстиции Владимира Самусева, по
ходатайству ГВП, судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. ГВП
РФ обвиняет бывшего руководителя Промышленно-финансовой корпорации "Единые
энергетические системы Украины" Юлию Тимошенко в организации дачи взяток
российским офицерам.
27 сентября. Председатель
Верховной Рады Владимир Литвин прогнозирует дезорганизацию выборов в случае
принятия изменений в Закон "О выборах Президента Украины" парламентом до 31
октября. Об этом Литвин заявил во время встречи с представителями Парламентской
ассамблеи Совета Европы. Ранее Центральная избирательная комиссия обратилась к
Верховной Раде с предложением внести изменения в Закон "О выборах Президента
Украины". На встрече с представителями ПАСЕ Литвин также проинформировал их о
деятельности специальной парламентской комиссии по наблюдению за выборами
Президента. ПАСЕ в свою очередь, создала временную комиссию по наблюдению за
президентскими выборами в Украине. Литвин и представители ПАСЕ также обговорили
сложность проблемы на выборах, возникающие из за большого количества кандидатов
- сейчас их осталось 24. В то же время спикер выразил уверенность в том, что
если учесть все моменты, начиная от нормы о прозрачных урнах для голосования и
заканчивая большим количеством иностранных наблюдателей, то все эти механизмы
достаточны для проведения честных и прозрачных выборов.
29 сентября. Австрийские
врачи клиники "Рудольфинерхаус", где проходил курс лечения Ющенко, опровергли
факт его отравления. Ранее председатель Украинской народной партии депутат
парламента Юрий Костенко утверждал, что Ющенко был отравлен ядом рицин.
Янукович имеет шанс победить, только в случае радикализации своих позицийКирилл Фролов
Как правильно отметил известный украинский политолог
Димитрий Выдрин, главные кандидаты свои основные козыри оставили на последний
этап предвыборной кампании. Пока он не наступил, основной интригой
предвыборной схватки стали отравление Виктора Ющенко и "ответное" покушение на
Виктора Януковича. Большинство экспертов считает отравление пиар- ходом, равно
как и покушение на Януковича. Но для экспертов, озабоченных не имиджами
кандидатов, а реальными интересами России, важно последствия прихода того или
иного политика к власти. В этом смысле важными и принципиальными являются
заявления Виктора Януковича о необходимости придания русскому языку статуса
второго государственного, о введении двойного гражданства и строительстве
тоннеля, соединяющего Кубань с Крымом. Не менее знаковой является отставка
министра обороны Марчука, одного из самых антироссийски настроенных политиков
Украины.
Несомненно, эти заявления Виктора
Януковича принесут ему несколько необходимых процентов,
но этого недостаточно. Если декларации о государственном статусе русского языка
трансформируются в реальные политические и законодательные действия по
достижению такого статуса, это будет намного более весомо. Когда на весу
каждый голос, когда сторонники Ющенко каждый день напоминают "об уголовном
прошлом Януковича", он имеет шанс победить только в условиях полной мобилизации
всех сил, недовольных украинским националистическим проектом. Янукович
должен определиться по вопросу прав регионов Украины и по всему остальному
спектру гуманитарных вопросов. В первую очередь - по церковному. Греко -
католики и сторонники раскольничьего "киевского патриархата" жестко
ориентированы на Ющенко. Поэтому поддержка УПЦ Московского Патриархата
должна быть действенной, а не на формальной, как сейчас. Существуют веские
юридические основания и политические прецеденты для того, чтобы прекратить
государственную поддержку антиправославных антироссийских раскольничьих групп
типа "КП". Это обеспечит еще несколько необходимых процентов и у проросийских
православных кругов появится решимость уличного ответа на возможный вызов
"бархатной революции"
"Донецкие" будут мстить "львовским"
АПН: Как вы прокомментируете покушение на Януковича?
Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины Института стран
СНГ:
Чем бы не закидали Януковича в Галиции, булыжниками или
яйцами, ему там делать нечего. Его там ненавидят. Ющенко там наберет 105%.
Януковичу нечего делать на бандеровской поляне, куда его толкают кравчуки. Можно
сколько угодно рассуждать, что покушение организовано самим Януковичем, но факт
остается фактом — неразрешимые противоречия между Галицией и Украиной, а между
Донецком и Львовом межполюсные противоречия — это реальность.
«Донецкие» — это не только олигархи, банкиры. Там
полно крутых ребят, которые воспримут случившееся как оскорбление Донбасса и
начнут мстить «львовским». Федерализация — единственный разумный вариант
развития Украины, а противном случае ситуация непредсказуема
АПН: Как вы прокомментируете последние заявления Виктора
Януковича, в частности, о статусе русского языка и двойном гражданстве?
Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины Института стран
СНГ:
Янукович услышал то, что говорили в Институте стран
СНГ многие месяцы. Теперь вопрос, не начнет ли он проводить политику «шаг
вперед, два шага назад». Бандеровцы устраивают форменную истерику о сдаче
Украины. Янукович ни в коем случае не должен действовать осторожно.
Сказав «А», он должен сказать «Б». Как премьер-министр,
он должен превратить в полноценные законодательные акты свои заявления о том,
что:
1) русский должен быть вторым государственным языком на
Украине,
2) двойном гражданстве,
3) соединении Кубани и Крыма мостом или тоннелем через
Керчинский пролив.
Виктор Янукович еще не высказался по двум принципиальным
вопросам — введении выборности губернаторов, повышении статуса исторических
регионов до федеративных земель и создании двухпалатного парламента. Это
единственный путь, смягчающей антагонизм Запада и Востока.
Он должен высказаться по церковному вопросу, ответить:
1) прекратит ли Украинское государство поддержку
раскольнических групп типа Киевского патриархата, который долгие годы был крышей
для вербовки украинских боевиков в горячие точки СНГ,
2) будут ли возвращены захваченные раскольниками и
боевиками УНА-УНСО православные храмы,
3) будет ли распущен Госкомрелигии как инструмент
вмешательства в церковные дела.
Если Янукович пойдет до конца, он будет избран. Если
ограничится декларация ми и полумерами, то шаткое равновесие и непредсказуемость
ситуации будут только усугубляться.
АПН: Как вы оцениваете кадровую рокировочку в
Министерстве обороны Украины — замену Марчука на Кузьмука?
Кирилл Фролов, заведующий отделом Украины Института стран
СНГ: Кучма и нынешняя власть не могли быть уверены в Марчуке на случай
«бархатной революции». Армия могла выступить на стороне Ющенко. При Кузьмуке это
менее вероятно.
Если Марчук был умным противником России, который
умудрился создать проукраинское лобби в Москве и выбить прощение долгов Украине,
когда Киев давил Крым, то Кузьмук являет собой совершенно другой тип военного и
политика. Это военный, боевой офицер, прошедший Афганистан. То есть человек,
плоть от плоти советской армии. Для него не так просто войти в НАТО и повернуть
войска на Москву. Хотя, как служака он будет делать то, что ему говорит
президент. В этом смысле заявление Кузьмука о том, что курс на вступление в НАТО
продолжается — очень тревожен.
АПН: Будет ли армия иметь влияние в ходе предстоящих
выборов президента Украины?
Кирилл Фролов: О том, что такое влияние будет,
свидетельствует рокировка в Минобороны. Идеологическая обработка украинских
силовых структур ведется очень давно, со времен первого министра обороны
Константина Морозова. Который заявил, что будучи этническим русским, он является
большим украинским националистов, чем Черновол. Именно армия находилась в сфере
особого внимания идеологических штабов из Галиции.
Но в противовес им с армией активно работает Украинская
православная церковь Московского патриархата. Глава ее военного отдела
архиепископ Августин чрезвычайно активен. В случае обострения межрегиональных
противоречий это может напрямую отразиться на армии, поскольку галицийские части
окормляются униатскими капелланами и находятся под жестким галицийским идейным
руководством.
АПН: Какова структура силовых министерств Украины, на
кого может рассчитывать власть?
Кирилл Фролов: Украинская армия и флот изначально
строились не как самостоятельные структуры, а как младшие партнеры НАТО
(особенно при Марчуке). Что касается СБУ, то эксперты отмечают, что в СБУ есть
три партии — проамериканская, прогерманская и пророссийская. Но влияние Марчука,
которое распространялось на все спецслужбы, естественно, усиливало влияние
американцев. Военную разведку одно время возглавлял ярый националист генерал
Скипальский, который пытался патронировать сепаратистские проукраинские силы на
Кубани.
Отдельными войсками располагает Налоговая служба Украины.
Николай Азаров, ее многолетний глава, не утратил контроля над ней. На эту
силовую структуру могут рассчитывать «донецкие». В МВД традиционно сильны
позиции Харьковской академии МВД. Полагаю, что на МВД власть может опираться.
Также лояльно власти спецподразделение «Беркут».
АПН: Какую позицию займут украинские силовики в случае кризиса?
Кирилл Фролов:
Задача Кузьмука — сохранить армию под контролем Кучмы и
Януковича. Если возникнет «бархатная революция», то Кузьмук может призвать
«афганцев» для защиты Киева. Во всех силовых структурах бандеровцы и сторонники
вступления в НАТо очень сильны. Даже после смены министра обороны это может
сдетонировать. Поэтому, пока не поздно, чистка силовых структур Украины
необходима.
АПН: Как вы прокомментируете общий ход избирательной
кампании на Украине?
Кирилл Фролов:
СМИ не заметили одного важного события, до сих пор считая
православный фактор периферийным. Это не правильно. В Донбассе освящена новая
Лавра, это Свято-Успенский монастырь под Донецком. Лавра — это духовный центр
общенационального уровня. Это третья Лавра, после Киево-Печерской и Почаевской.
А в России Лавр всего две. То есть это огромное событие для всей Русской
православной церкви. Торжества, посвященные приданию монастырю статуса Лавры
стали манифестацией «донецкого клана».
«Донецким» надоело быть просто региональной
финансово-промышленной группой. Они демонстрируют свою приверженность
каноническому православию. Недавно умерший донецкий подвижник архимандрит Зосима
(Сокур) считался духовником Януковича и, умирая, оставил завещание, в котором
указал, что те, кто призывают к отделению Киевской митрополии от Русской
православной церкви — враги православия и Украина с Россией должны вновь
объединиться.
Сразу после освящения Лавры Виктор Янукович, который эти
дни находился в больнице, заявил, что русский язык должен быть вторым
государственным на Украине и что мост или тоннель из Кубани в Крым будет
обязательно построен.
Западная Европа и США против Кучмы и ЯнуковичаКирилл Фролов
Европейские структуры и американские политические круги и
СМИ как демократического, так и республиканского лагеря, высказали свою
недвусмысленную поддержку Виктору Ющенко. В условиях нарастающей международной
изоляции нынешних Президента и Премьера остается надежда только на
матушку-Россию. И это хорошо. Важно, чтобы Россия проявила политическую волю и
настояла на претворении пророссийских деклараций Януковича в конкретные
действия.
Конгрессу США предлагают ввести санкции против
Украины.
15 сентября калифорнийский депутат-республиканец, член
комитета по международным делам и председатель подкомитета по космосу и
аэронавтике конгрессмен Дана Рорабахер внес законопроект «Для поддержки
демократии, свободных, честных, прозрачных выборов и соблюдения прав человека и
верховенства права в Украине» в Палату представителей.
Законопроект, который он подал, в случае одобрения может
сделать всю нынешнюю украинскую власть невыездной в страны западного мира.
Пятая статья документа называется «Санкции против
украинского правительства». Согласно документу, Украина будет поддаваться
ежегодной сертификации, где будет анализ событий в ней.
Сертификат будут выдавать только если официальный Киев
будет придерживаться трех пунктов требований. Цитируется дословно:
Первое: проведение свободных, честных и прозрачных
президентских и парламентских выборов, которые полностью отвечают стандартам
ОБСЕ о демократических выборах и проводятся в сотрудничестве с соответствующими
организациями ОБСЕ и Советом Европы.
Второе: прекращение всех форм давления и репрессий против
средств массовой информации, независимых профсоюзов, негосударственных
организаций, религиозных организаций и политической оппозиции.
Третье: отзыв и прекращение политически мотивированных
судебных обвинений против представителей оппозиции и независимых
журналистов.
Если эти три пункта не соблюдены, сертификата нет. Тогда,
как предусматривает законопроект, «президент США должен отдать приказ о
немедленном применении санкций против Украины».
Санкции изложены в подразделе (с).
Пункт 1 «Отказ во въезде в Соединенные Штаты Америки».
«Президент США может приказать Министру внутренней безопасности запретить въезд
в США любому иностранцу, если он:
– высшее должностное лицо действующей власти Украины,
или
– жена/муж, несовершеннолетний ребенок или их доверенное
лицо.
Пункт 2 касается «конфискации имущества в США».
Американский президент должен приказать Министерству
финансов определить и конфисковать личное имущество и личные финансовые счета в
США, полученные нечестным или незаконным путем, любым иностранцем, если он:
– высшее должностное лицо действующей власти Украины;
– жена/муж, несовершеннолетний ребенок или их доверенное
лицо.
Под определение «высшее должностное лицо» подпадает:
– президент, премьер-министр, вице-премьер-министры,
министры; главы и члены госкомитетов, включительно с Центризбиркомом и местными
избирательными комиссиями; работники администрации президента; члены парламента;
главы Службы безопасности, Государственной налоговой администрации и
Государственной таможенной службы;
– любое должностное лицо в правительстве, которое лично
подавляет свободу и сдерживает свободные, честные и прозрачные выборы в Украине,
включая судей, работников правоохранительных органов, прокуроров, председателей
областных администраций, мэров;
– любое другое лицо, определенное госсекретарем США
таким, которое лично занимается разработкой политики или выполнением
деятельности, которая противоречит международно признаным правам человека и
свободным, честным и прозрачным избирательным стандартам.
Пункт 3 – «запрет займов и инвестиций». Касается санкций
как против конкретных руководителей Украины, так и государства. Президент США
должен отдать приказ о запрете:
(А) любому агентству США, включая Экспортно-импортный
банк США и Корпорацию частных иностранных инвестиций, предоставлять займы,
кредитные гарантии, страхование, финансирование или другую подобную финансовую
помощь властям Украины (кроме гуманитарной помощи и сельскохозяйственных и
медицинских товаров);
(Б) Агентству США по торговле и развития
предоставлять любые средства для любой деятельности или проектов Агентства в
Украине.
Пункт 4 законопроекта адресован «международным финансовым
организациям». Президент США должен приказать министру финансов, чтобы
представители Америки в таких организациях голосовали против продолжения любого
займа, финансовой или технической помощи или гранта для правительства Украины
(кроме займов и помощи в гуманитарных целях).
Президент США может отказаться от применения санкций в
трех случаях:
(А) если он считает, что делает это с целью защиты
национальных интересов США;
(Б) если новый президент Украины, избранный в
ноябре 2004 года во время выборов избежал злоупотреблений и нарушений и пообещал
провести свободные, честные и прозрачные выборы в парламент в марте 2006
года;
(В) в случае применения какого-либо пункта против
лица, которое прямо или непосредственно не причастно к злоупотреблениям и
нарушениям во время выборов.
Статья 4: президент США должен координировать с другими
странами – в частности, с европейскими – стратегию для достижения целей этого
закона. Кроме другого предлагается, чтобы американская администрация поощрила
другие страны принять похожие меры к Украине.
Кроме санкций, законопроект содержит беспрецедентно
резкие оценки нынешней ситуации:
«Выборы, проведенные властью Украины на протяжении
последних десяти лет, не отвечали критериям свободного выбора, честности и
прозрачности, что предусмотрено ОБСЕ и Европейскими демократическими
стандартами.
Георгий Гонгадзе, Игорь Александрова и прочие независимые
журналисты в Украине, которые поддерживали демократию и публиковали критические
материалы о действиях власти, были убиты или исчезли.
Бывшие официальные лица Украины заявили и предоставили
доказательства, что высшие должностные лица настоящей власти имеют отношение к
исчезновениям.
Нынешняя власть в Украине, возглавляемая президентом
Леонидом Кучмой и премьер-министром Януковичем:
– постоянно преследует и поддает репрессиям независимые
масс-медиа, независимые профессиональные союзы и журналистов;
– активно подавляет свободу слова и высказываний и
стимулирует замалчивание на национальных телеканалах главных кандидатов
демократической оппозиции;
– использует милицию для блокирования передвижения
оппозиционных кандидатов и отказывает самолетам оппозиционных кандидатов
приземлиться в аэропортах городов, где проходят предвыборные встречи;
– использует мусоровозы и бульдозеры государственных и
муниципальных предприятий, чтобы заблокировать доступ избирателей к местам
встреч с оппозиционными кандидатами;
– не позволяет оппозиционным кандидатам арендовать
государственные помещения и общественные места для встреч с избирателями;
– задерживает почтовые доставки оппозиционной
литературы.
Вопреки нынещним и бывшим заявлениям президента Кучмы и
премьера Януковича, что будущие выборы будут свободным, честными и прозрачными с
честным подсчетом голосов, президентские выборы в 1999 году, референдум 2000
года, парламентские выборы в 2002 году и довыборы в парламент и выборы мэров
городов, включая выборы в Мукачеве, были признаны ОБСЕ и другими наблюдателями
как полностью нечестные».
(по материалам «Украинской правды», 18.09.2004)
www.ПРАВДА.com.ua, 16 сентября 2004 Заявление Мониторингового Комитета ПАСЕ относительно президентских выборов в Украине
Одобрен Мониторинговым Комитетом Парламентской Ассамблеи
Совета Европы 15 сентября 2004 года
Неофициальный перевод
Президентские выборы 31 октября являются возможностью для
Украины обеспечить полное соблюдение принципов плюралистической демократии, прав
человека и верховенства права. Честные демократические выборы могут дать стране
шанс крепче укрепиться в семье европейских демократий.
Комитет напоминает, что в январе этого года Парламентская
Ассамблея просила украинскую власть воздержаться от неконституционных решений
или действий при проведении конституционной реформы, а также провести свободные
и справедливые президентские выборы в октябре. В ином случае, украинская власть
может натолкнуться на остановку полномочий украинской делегации и, возможно,
будет поставлен под вопрос статус страны как члена Совета Европы.
Комитет также напоминает о своем Заявлении от 22 июня
2004 года, где призывал органы украинской власти провести избирательный процесс
с абсолютной беспристрастностью и соблюдением стандартов Совета Европы,
позволить всем кандидатам соревноваться на честной и равноправной основе.
Комитет выражает сожаление по поводу того, что его
призывы, похоже, были проигнорированы. Содокладчицы Комитета по Украине, госпожа
Северинсен и госпожа Вольвенд, недавно вернулись из очередной поездки по сбору
фактов в Донецке и Днепропетровске, и их выводы относительно текущей
предвыборной ситуации оставляют основания для серьезной обеспокоенности.
В связи с этим, Комитет снова призывает органы власти
Украины:
– срочно внести изменения в Закон "О выборах Президента
Украины" для того, чтобы предоставить местным непартийным общественным
организациям, для которых наблюдение за выборами является уставной целью, право
наблюдать за выборами, равнозначное правам международных наблюдателей и
представителей кандидатов;
– обеспечить справедливый баланс между кандидатами в
составе руководства территориальных и участковых избирательных комиссий;
– определить в законе о выборах Президента, какие
последствия для представительства кандидатов в составе избирательных комиссий
имеет отказ кандидатов от баллотирования;
– гарантировать своевременное возобновление списков
избирателей на территории всей страны;
– постановить разъяснение прав украинских избирателей,
которые проживают за границей, и соответствующих избирательных процедур;
– обеспечить, чтобы ни один из кандидатов не
ограничивался в представлении гражданам своих взглядов и достижений, в том числе
путем проведения публичных собраний и других мероприятий по всей стране, а также
размещения внешней рекламы; обеспечить, чтобы все кандидаты имели
беспрепятственный доступ к телевидению, радио и печатным средствам массовой
информации на недискриминационной основе; организовать на государственном
телевидении непредубежденные дебаты между кандидатами;
– гарантировать отсутствие притеснений средств массовой
информации и журналистов и, в частности, соблюдение всеми контролирующими
органами моратория на проверки СМИ во время избирательной кампании;
– прекратить практику участия государственных служащих в
избирательной кампании и использования государственных ресурсов в этих
целях;
– обеспечить избирательные комиссии, в соответствии с
Законом, необходимым оснащением, помещениями, обучением и т.п.;
Washington Post: Буш должен поговорить с Украиной начистоту
17 Сентября 2004 г., США The
Washington Post
Г-ну Бушу-младшему следует поставить вопрос о Беларуси и
Украине, двух европейских соседях России, где стремлению населения к
политической свободе препятствует неосоветский проект г-на Путина, - пишет
американское издание The Washington Post в редакционной статье "Нужно больше
высказываться начистоту", опубликованной 17 сентября.
Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush),
несмотря на свои личные дружеские отношения с Владимиром Путиным и
заинтересованность своей администрации в том, чтобы сохранить в лице г-на Путина
союзника в войне с терроризмом, наконец-то, публично осудил российского
президента за то, что тот взял курс на свертывание демократии в России. Мы
хвалим за это г-на Буша-младшего, который сделал шаг в направлении подкрепления
своей риторики относительно "защиты свобод" во всем мире. И у нас есть
дополнительное предложение: г-ну Бушу-младшему следует поставить вопрос также о
Беларуси и Украине, двух европейских соседях России, где стремлению населения к
политической свободе препятствует неосоветский проект г-на Путина.
Расположенные между Россией и новыми границами НАТО и
Европейского Союза, Беларусь и Украина этой осенью стоят перед выбором между
демократией и западным капитализмом свободного рынка, с одной стороны, и
принудительным вхождением в экономическую сферу, где тон задает Кремль, и в
"управляемую демократию" г-на Путина, с другой. Беларусь с ее 10-миллионным
населением уже почти потеряна: президент Александр Лукашенко на многие годы
опережает г-на Путина в установлении де-факто диктатуры с помощью
сфальсифицированных выборов, контроля государства над средствами массовой
информации и преследования своих оппонентов. В следующем году его страна, уже и
без того зависимая от российских субсидий, должна ввести рубль в качестве своей
национальной валюты.
Однако демократическая оппозиция Белоруссии не сдается. И
вот теперь ей предстоит критическое сражение: г-н Лукашенко намерен присоединить
к парламентским выборам 17 октября референдум по конституции, что дает ему
возможность остаться во власти и после 2006 года, когда должен закончиться его
президентский срок (к настоящему времени он занимает этот пост уже 10 лет). В
выборах в парламент у оппозиции есть не больше шансов на победу, чем было у
российской оппозиции при выборах в Думу г-на Путина в прошлом году. Однако
независимые опросы общественного мнения показывают, что большинство белорусов
выступают против того, чтобы г-н Лукашенко остался во власти. Кремль,
естественно, готов согласиться на это, потому что это дает гарантию, что г-н
Лукашенко, пария на Западе, продолжит политику уступки г-ну Путину суверенитета
своей страны.
В Украине ставки куда выше, а борьба выглядит более
равной. Намеченные на 31 октября президентские выборы, вероятно, закончатся
вторым туром, в котором продолжат борьбу лидер оппозиции Виктор Ющенко,
выступающий за вступление Украины в НАТО и в Европейский Союз, и премьер-министр
Виктор Янукович, который выступает за тесную интеграцию с Россией, и которого
открыто поддерживает г-н Путин. Это, возможно, дает украинцам очевидный шанс
сделать выбор в отношении будущего своей страны - за исключением того, что тут
вопрос стоит о чем-то большем, чем просто геополитический союз. Г-н Ющенко,
который на всех опросах занимает первое место, намерен сохранить политические
свободы, тогда как г-н Янукович и нынешний президент Украины Леонид Кучма
смещаются в политике к стилю г-на Путина. Контролируемые государством средства
массовой информации открыто агитируют за официального кандидата, частенько
проделываются грязные трюки против оппозиции, а западные наблюдатели считают,
что есть основания опасаться, что правительство, при поддержке г-на Путина,
сфальсифицирует выборы в пользу г-на Януковича.
В сравнении с теми усилиями, которые имеют своей целью
Россию, выделяемые Соединенными Штатами на две вышеназванные страны ресурсы, к
сожалению, ничтожны. Дюжина американских официальных лиц побывала с визитами в
Украине и пыталась убедить руководство страны в необходимости свободных выборов
- но г-н Путин только в текущем году 10 раз встретился с г-ном Кучмой и недавно
заявил, что отношения с Украиной являются "главным приоритетом" его внешней
политики.
Однако администрация Буша-младшего все еще может
оказывать влияние. У нее есть возможность добиваться создания контактной группы
из представителей соседних государства, в частности, Швеции, Польши и Словакии,
чтобы поддержать дело демократии в Украине; она может через Европейский Союз
требовать направления в Украину международных наблюдателей за выборами и открыто
заявлять, что сфальсифицированные выборы вызовут единую и твердую негативную
реакцию. Наконец, г-н Буш-младший может прямо заявить украинцам и белорусам, что
он поддерживает реальную демократию в их странах - и что в этом отношении он
отличается от г-на Путина.
Оргининал статьи More Straight
Talk доступен на сайте The Washington Post (по подписке).
В Украине конец сентября ознаменован крупными событиями. Грядут ли перемены?Иван Симоненко
То, что Президент Кучма своим указом наградил бывшего
председателя Совмина СССР, а ныне члена Совета Федерации Федерального собрания
Российской Федерации Н.И. Рыжкова орденом князя Ярослава Мудрого V степени,
сначала может показаться рядовым событием. Однако…
Конечно, Николая Ивановича помнят в Украине не только в
связи с личным участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, но и
связывают его личность с огромным вкладом в развитие украинско-российского
сотрудничества последнего десятилетия. То, что за 8 месяцев этого года
украинский экспорт в товарообороте с Российской Федерацией увеличился на 42% и
составляет 13 млрд. долларов США, тогда как год назад он составлял 7 млрд.
долларов США – немалая и личная заслуга Н.И.Рыжкова, все делающего для развития
российско-украинского экономического сотрудничества.
Событие для Украины: в конце концов и наше высшее
руководство в конце сентября высказалось в поддержку этих приоритетов. Об этом
сказал Президент Украины Л.Кучма, выступая на торжественном заседании,
посвященном 70-летию ЗАТ «Новокраматорский машиностроительный завод». что
украинская экономика не просто зависит от развития экономических отношений в
рамках ЕЭП, а что в этом – залог нашего будущего. «Наше будущее – это
конкурентная экономика мощных, подобных вашему, предприятий, глубоко
интегрированных систем международного разделения труда, экономика современных
влиятельных национальных и международных финансово-промышленных групп, и я в
этом плане надеюсь на разворот в наших отношениях, прежде всего с четверкой
государств СНГ – в первую очередь с Российской Федерацией - по созданию
ЕЭП».
Следующим знаковым событием, которого давно добивались от
руководства страны вся прогрессивная общественность – это отзыв с Ирака
украинских оккупационных войск. Новоназначенный министр обороны Украины
Александр Кузьмук в интервью украинской службе Би-Би-Си заявил, что уже настало
время выводить украинский миротворческий контингент из Ирака. "Я считаю, что
Украина свою историческую миссию выполнила, с самого начала приняв участие в
антитеррористической операции в составе коалиционных сил. Украина и сегодня
продолжает выполнение задач. Но я считаю так: в Ираке создано временное
правительство, которое сегодня управляет всеми процессами в Ираке, в январе там
состоятся выборы. И, я считаю, что Украина имеет полное право поднимать вопрос о
поэтапном сокращении своего контингента и завершении миссии в Ираке", - заявил
министр.
Но самыми сенсационными стали ряд заявлений о будущем
российско-украинских отношений, которые сделал Премьер-министр Украины Виктор
Янукович. В отношении вступления Украины в НАТО, премьер констатировал, что
такой шаг негативно скажется на военно-промышленном комплексе страны, сообщает
ИТАР-ТАСС. Виктор Янукович считает, что если строить украинскую политику только
на развитии отношений с НАТО, можно потерять "целый военно-промышленный сектор
экономики". "Из-за внедрения стандартов НАТО нам потребуется в таком случае
закрывать заводы, вешать замки, покупать оружие и технику на западе. Мы не можем
этого допустить", - сказал он. "Международную и европейскую безопасность надо
строить на новой основе и у Украины в этом должно быть свое место, - сказал
В.Янукович на встрече с российским журналистами. " "Систему безопасности в
Европе, - подчеркнул В.Янукович, мы видим на новой основе" и добавил, что
участвовать в такой системе Украина может только вместе с Россией.
Событийный характер для всего СНГ имеет комментарий
кандидата в президенты Украины, премьер-министра Виктора Януковича в
отношении решения стран-участниц ЕЭП отказаться с 1 января 2005 года от
двойного налогообложения. "Это открыло все пути для ускорения взаимной
интеграции", - сказал Янукович на встрече с представителями российских СМИ. Он
подчеркнул, что является сторонником активного участия Украины в Едином
экономическом пространстве. "Объединяя научные и промышленные комплексы, мы создаем
перспективу для инновационного развития наших государств", - сказал Янукович,
комментируя, в том числе и планы создания странами ЕЭП единой
ракетно-космической корпорации.
Также Виктор Янукович высказался в пользу соединения
Крыма с российской территорией при помощи моста или тоннеля, отметив при этом,
что хотя "тоннель немного тяжелее в эксплуатации", окончательный выбор будет
предоставлен специалистам.
Кроме того, на встрече с представителями российских СМИ
В. Янукович сказал то, что "должен быть второй государственный язык": "Русский
язык должен быть деловым языком на территории Украины и вторым государственным",
- таково мнение премьера. За то, чтобы русский язык стал вторым государственным
Премьер-министр Украины, кандидат в Президенты Виктор Янукович публично
высказался впервые. Кроме того, что В. Янукович является сторонником придания
русскому языку статуса второго государственного. сообщили РИА "Новости", он
также высказался за необходимость проработки Россией и Украиной закона о
признании двойного гражданства. "Нужно принимать двойное гражданство, и я буду
этого добиваться", - сказал он. Это уже не поза, позиция кандидата в Президенты
Украины!
Очевидно то, что этот ряд событий не случаен. Но есть и
вопросы. Например, будет ли отозван из Верховного Совета законопроект Кабмина о
языках в Украине, который, как известно, предусматривает уголовную
ответственность за использование русского языка? Согласится ли Киев на создание
в рамках ЕЭП надгосударственного координирующего органа, создание единого
таможенного пространства и введение единой валюты? Действительно ли навсегда
закрыт вопрос о НАТО? Пожалуй, достаточно.
Время покажет, сколь серьезны намерения премьера и
кандидата в Президенты Виктора Януковича.
На кого опирается Ющенко в Крыму?Андрей Латынин
Так за кого же Крым?
Традиционно, Крым считается не просто про-русской, но
оголтелою русской территорией на Украине. Это даже не Восток, где живут
русскоязычные. В Крыму не русскоязычные, более 70 процентов считает себя
этническими русскими. Тут даже акцента украинского в речи не заметно.
Даже смешно подумать, что украинский националист Ющенко,
за которого во Львове голосуют аж по 89 процентов, может хоть что-то получить в
Крыму. Конечно, крымчане не жалуют власть, но всему есть предел, за Ющенко,
который женат на бывшей сотруднице Госдепа США и американской подданной, за
Ющенко, которого финансируют заклятые враги России – Сорос и Бжезинский, за
Ющенко, который является просто марионеткой Америки (даже не Европы!) голосовать
тут никто не будет.
Полтора миллиона крымских голосов можно смело записывать
в актив противника Ющенко, кем бы он ни был… Вот так до сих пор рассуждают
наивные и ленивые псевдополитологи, которые давно уже потеряли связь с
реальностью.
Ющенко вовсе не собирается сдавать Крым, как ему
соперники сдали западную Украину. Он предпочитает бороться не на своей
территории, а на чужой. Так, что сейчас Крым из территории антиющенковской,
постепенно превращается в «спорную».
К полутора миллионам собственно жителей необходимо
добавить такую же армию украинских отдыхающих, которые не только лежат на пляже,
но и воспринимают через местные радио и ТВ, газеты и наружную рекламу весь
спектр наглядной агитации. Эти обстоятельства хорошо понимают участники
предвыборной гонки, и по максимуму используют все имеющиеся возможности для
своей «раскрутки». Рекламные места в крупнейших городах и вдоль автодорог
полуострова скупаются представителями штабов, на многих из них уже появились
знакомые всем украинцам лица со звучными слоганами.
Соратники лидера националистического блока «Наша Украина»
Виктора Ющенко не гнушаются любыми контактами с целью поднять рейтинг своего
кандидата и заработать лишний процент голосов, пока власть почивает на лаврах и
думает, что уж где-где, а в Крыму – то у нее все хорошо.
Голоса в обмен на землю
Главной «целевой группой», которая подвергается
масштабной обработке ющенковскими штабистами, является татарская община в Крыму.
Это порядк4а 10 процентов, но учитывая консолидированное голосование и
поголовную явку, это достаточно серьезно. Ющенко втайне фактически пообещал
удовлетворить все претензии, предъявляемые «Меджлисом крымско-татарского народа»
(нигде незарегистрированной, т.е. – нелегальной, но влиятельной организацией) на
землю полуострова, а «правой рукой» Ющенко в Крыму стал председатель Меджлиса,
член фракции «Наша Украина» Мустафа Джемилев. Он пользуется определённым
авторитетом среди соплеменников. Но многие молодые татары уже заражены вирусом
вакхабизма.
Постоянные акции татар по захвату собственности и земли
вызывают если не ненависть, то острое беспокойство у славянского населения.
Практически ежедневно местная пресса сообщает о самозахватах земли на Южном
берегу Крыма, новых ультиматумах Меджлиса и драках. Например, в феврале
меджлисовцы пытались взять штурмом судакский горотдел милиции, требуя освободить
из-под стражи соплеменника, подозреваемого в хулиганстве. В марте они в Симеизе
(Большая Ялта) избили операторов двух телекомпаний – украинского «Интера» и
российского Первого канала. А еще через неделю группа татар ворвалась в
симферопольский «Cotton club» и изрезала заточками всех, кто имел несчастье там
находиться. Все выжили, однако трое побывали в реанимации с ранениями легких и
сердца. Причем позже, когда милиция арестовала организатора резни, меджлисовцы
несколько дней кряду митинговали, требуя освободить «жертву милицейского
беспредела». Еще одной акцией, потрясшей весь Крым, стал самозахват татарами
земель в одном из самых живописных мест полуострова – Тихой бухте близ
Коктебеля; не раз окружается и подвергается блокаде Свято-Успенский Монастырь в
Бахчисарае. Несмотря на протесты русских организаций и экологов, татары
продолжают беспредел и намерены построить здесь этническую деревню для «своих»,
благо рождаемость у них такова, что через три поколения из меньшинства они
превратятся в большинство.
Но так долго никто ждать не собирается. Американская
политика в отношении России всегда копировала английскую, а англичане все века
поддерживали Турцию, татар и кавказских горцев для борьбы с русскими. Ющенко
поступила команда от заокеанских хозяев ориентироваться на татар, сделать их
главным тараном по вытеснению русских из Крыма, как экономически, так и
физически. Ющенко пообещал татарам национальную автономию, через несколько лет
эта автономия расширится до всего Крыма. Чего не сделаешь в обмен на голоса? Не
только землю и родину, мать родную продашь!
Либералы с большой дороги
Если электоральной базой Ющенко в Крыму стали татары, то
финансовую помощь ему обеспечивают представители местного криминалитета. К
примеру, Ялтинское отделение ющенковского движения «Наша Украина» возглавил
бывший зэк и член отмороженной крымской ОПГ «Сейлем», некий А.Ч. Данная
кандидатура была подобрана одним из ближайших сподвижников Ющенко, депутатом ВР
Украины Евгением Червоненко, которому «авторитетный» предприниматель приходится
давним товарищем. По данным из правоохранительных органов, А.Ч. (ранее – А.П.)
родился в 1962 году на Дальнем Востоке. В Ялту он переехал около 10 лет назад из
Владивостока, где совершил ряд финансовых махинаций и был осужден на 6 лет
лишения свободы. После отбытия срока наказания нынешний соратник Виктора Ющенко
был вынужден прятаться от организованных преступных сообществ, действовавших в
Приморье. В Ялте он вступил в брак и взял фамилию жены – Светланы.
Интерес «авторитетных» предпринимателей к кампании
Виктора Ющенко очевиден. В случае победы, Ющенко собирается провести ряд, так
сказать, либеральных, прозападных реформ, в частности, ввести свободную
куплю-продажу земли. Разумеется, те, кто оказывал лидеру «Нашей Украины»
поддержку в кампании, смогут приватизировать тот или иной участок побережья на
льготных условиях. Бизнесмены получат возможность получать баснословные прибыли.
Поддержка Ющенко сейчас сулит им благополучие в будущем: земля Южном берегу
Крыма это – самый главный и бесценный ресурс.
Пятая колонна
Как известно, фашистский генерал Франко взял свое время
Мадрид с помощью четырех танковых колон. Но сам он признал, что главной была
«пятая колонна» – засевшие в Мадриде предатели, продажные писаки, криминальный
бизнес и тому подобное. Автор этих строк сам общался с журналистом крымской
газеты, русским по национальности, который убеждал его, что «Ющенко – не
националист». А когда ему рассказывали, что на Западе Украины Ющенко обещает
запретить русский язык, и что его жена – Чумаченко (бывшая сотрудница
Американского Белого Дома), он просто отказывался верить. Еще бы! Ющенко платит
журналистам по 100 долларов в неделю только за то, чтобы они ругали власть, а
его, Ющенко, представляли молодым и честным реформатором-оппозиционером. А про
русский язык, про собственность на землю и прочее – ни слова! Это для Запада! На
Востоке – Ющенко чуть ли не коммунист! Это двуличие очевидно всякому, кто хочет
смотреть правде в глаза, но когда получаешь сто долларов в неделю - на эту
правду смотреть не хочется.
На кого же делает ставку Ющенко?
Татарские вакхабиты, криминальные спекулянты,
коррумпированные чиновники, продажные журналисты… одним словом – «цвет»
общества…
Однако, уже очевидно, что таких «экземпляров» наберется
процентов 20. А 20 процентов в территории, которая считается оплотом, тылом,
форпостом врага – это большая удача! Ющенко уже пьет шампанское, когда получает
рейтинги из Крыма.
А вот что будут пить продажные представители пятой
колонны и наивное обманутое ими население, когда Ющенко станет после выборов
возвращать долги?
Ведь не одни же день живем?!
www.iamik.ru Союз нерушимый? Правящая элита Украины готова пожертвовать славянскими ценностями ради интеграции с ЗападомЮрий Годин
Юрий Годин, доктор
экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра
внешнеэкономических исследований РАН, эксперт Государственной Думы РФ.
Источник: «Русский
предприниматель
По прошествии двенадцати лет после развала СССР стало
ясно, что Россия и Украина в их новейшей истории реализуют разные подходы к
региональной интеграции, имеют отличающиеся приоритеты и, соответственно,
целевые векторы своего участия в глобальных процессах
Антилидер
Наблюдение за ходом развития всего спектра
взаимоотношений России и Украины в их новейшей истории создает невольное
впечатление, что не Москва, а Киев обладает превосходящим во всех отношениях
потенциалом, который позволяет последнему диктовать свою политическую волю и
занимать, по сути, место лидера в постсоветском пространстве.
Эти претензии имеют под собой некоторые основания.
Украина занимает второе место после России по численности населения (43 млн
человек) и по ВВП, а по размерам территории уступает только России и Казахстану.
Тем не менее Украина - фактически единственное после России государство в СНГ,
которое обладает широким набором отраслей крупной современной страны
европейского масштаба.
Иными словами, Украина - мощное европейское государство,
чей геополитический масштаб и экономический потенциал ставят ее в ряд
влиятельных европейских держав. У нее имеются все возможности активно
участвовать в международном разделении труда и стремиться стать членом любой
интеграционной организации.
Став независимым государством, Украина сразу определила
стратегическую цель, связанную со вступлением в евроатлантические структуры.
Внешнеполитический вектор Киева на интеграцию с Западом значительно укрепился
после того, как российский парламент недвусмысленно заявил об исторической
принадлежности России исконных территорий - Крыма и города Севастополя, приняв
Постановление "О правовой оценке решений высших органов государственной власти
РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году" (21 мая 1992 года), а
затем - Постановление "О статусе города Севастополя" (9 июля 1993 года).
Эти решения российских парламентариев и возникшее в
результате недоверие между Киевом и Москвой, по утверждению Строуба Тэлботта,
знатока российско-украинских отношений, бывшего заместителя государственного
секретаря США и советника Б. Клинтона по постсоветским делам, породили
"параноидальный страх украинских националистов перед угрозой территориального
захвата". В своих мемуарах под названием The Russia Hand (в русском переводе
"Билл и Борис") Тэлботт откровенно пишет, что третейским судьей тогда выступили
Соединенные Штаты, под нажимом которых "человек на танке" категорически подавил
подобные замыслы российских парламентариев.
С точки зрения своих геополитических интересов
Запад считает принципиально важным раздельное существование Украины и России,
так же как Белоруссии и России. Начиная с января 1994 года, с продвижением НАТО
к границам уже не коммунистической, а демократической России, в
геостратегических планах Запада Украине стала отводиться роль, схожая с ролью
стран Балтии. Эти страны должны вместе составлять типичный "санитарный кордон",
направленный на подрыв геополитической и экономической безопасности России.
Усиление западноевропейского вектора в подходе Украины к
интеграции предполагает укрепление ее "самостийности и незалежности" от России,
включая всемерное стимулирование тенденции к отталкиванию Киева от Москвы в
западном направлении. Цель усиления евроатлантического патернализма в отношении
Украины - повышение ее роли и статуса в постсоветском пространстве в качестве
противовеса России.
А был ли
договор?
События вокруг таманской косы Тузла в Керченском проливе
заставили специалистов по российско-украинским отношениям более пристально
оценить и спрогнозировать их дальнейший ход. Весь мир убедился, что Киев готов
подвергнуть сомнению и даже отвергнуть основополагающую нормативную правовую
базу российско-украинских взаимоотношений - "Договор о дружбе, сотрудничестве и
партнерстве между Российской Федерацией и Украиной" от 31 мая 1997 года.
Вместо того чтобы следовать букве закона и согласно
статье 3 "Большого договора" строить свои отношения с Россией на основе
взаимного уважения, мирного урегулирования споров, неприменения силы, чтобы
разрешить в том числе возникший территориальный спор вокруг косы Тузла, Киев,
как и в начале 1990-х годов, апеллировал к Вашингтону, а затем раздул военный
психоз - вплоть до шантажа созданием собственной атомной бомбы. Об этом, в
частности, заявил бывший вице-премьер украинского правительства, а ныне -
депутат Верховной Рады Ю. Ехануров. К огорчению украинской правящей элиты,
официальный Киев не получил ни открытой поддержки из американской столицы, ни
международной солидарности со своей позицией и вынужден был, в конечном итоге,
пойти на переговоры с Россией по пограничному вопросу.
Этот факт явственно продемонстрировал украинской стороне,
что политические времена существенно изменились, Россия постепенно
консолидируется и начинает занимать подобающее ей место в мире. Российский лидер
В. Путин уже не раз доказал, что он не подвержен "продавливанию извне" в отличие
от своего предшественника, когда дело касается национальных интересов России -
особенно территориальных претензий к нашей стране.
Однако, как показывает сложившаяся "практика по-киевски",
все предложения Москвы, связанные с урегулированием любых споров, украинская
сторона обычно трактует как стремление России "управлять украинцами", при этом
постоянно требует от Москвы отказаться от пресловутой "роли старшего брата". Как
представляется, такая - уже многолетняя - практика умышленно используется Киевом
в качестве орудия, чтобы с его помощью держать Москву в некоем политическом
напряжении.
В ответ на подобные инсинуации, по-видимому, следует
каждый раз напоминать их авторам, что Россия согласилась подписать "Большой
договор" с Украиной не с позиции "старшего брата", а учитывая в первую очередь
исторически сложившиеся тесные связи, отношения дружбы и сотрудничества между
двумя народами. В Договоре особо выделено, что укрепление дружественных
отношений, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным
интересам наших народов, служит делу мира и международной безопасности (см.
преамбулу Договора).
Наступление
на этнические права русских
Приоритетное место в Договоре заняли ключевые вопросы
обеспечения прав и свобод граждан, их защиты (статьи 10, 11, 12). Стороны
обязались обеспечить защиту этнической, культурной и языковой самобытности
национальных меньшинств, гарантировали право лиц, принадлежащих к национальным
меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность. В
Договоре была закреплена договоренность о создании равных возможностей для
изучения русского языка на Украине и украинского - в России.
А как обстоят дела с выполнением украинской стороной хотя
бы тех перечисленных нами статей "Большого договора", которые должны
регулировать Единое гуманитарное пространство России и Украины, сложившееся за
века совместной жизни?
По оценкам российских и украинских исследователей, если
до заключения Договора процесс разрушения российско-украинского Единого
гуманитарного пространства только начинал набирать скорость, то к сегодняшнему
дню разрушительный маховик движется уже на полных оборотах. Хотя, надо признать,
российские парламентарии верили и надеялись, что "Большой договор" послужит
основной преградой перед угрозой разрушения единой социально-гуманитарной сферы
двух братских народов. Как оказалось в действительности, они тогда ошибались, и
как говорил классик и основоположник развала великой страны - СССР: "Процесс
пошел!"
Ассимиляция этнических русских в Крыму и на Левобережье,
массовое закрытие русских школ, отказ от признания русского языка в качестве
второго государственного языка, пересмотр истории русско-украинского
взаимодействия на протяжении веков с отражением главным образом негативных черт
русского влияния на украинцев и т. д. - это далеко не полный перечень так
называемых мер "по преодолению гуманитарного наследия", практикуемого сегодня на
Украине. Например, в русскоговорящем Киеве на сегодняшний день уже не осталось
ни одного детского сада на русском языке.
В связи с этим у россиян, а также у этнических русских
(по переписи 2002 года, их численность составляет чуть более 9 млн человек, или
17% населения Украины; в 1989 году - 12,5 млн человек) и русско-культурных
граждан Украины напрашиваются законные вопросы к правящим элитам двух стран.
Во-первых, намерена ли Россия и дальше закрывать глаза и
потакать украинской стороне в нарушении основополагающих статей "Большого
договора", фактически превращая его в филькину грамоту?
Во-вторых, в каких пределах Украина остановится (или
доведет до логического конца) в деле разрушения украинско-российского
гуманитарного пространства, в котором, по-видимому, не нуждается правящая
украинская элита, но ценности которого нужны простым гражданам - русским и
украинцам, составляющим два родственных славянских этноса?
На мой взгляд, прозападная националистическая часть
политической элиты Украины готова со всей решимостью добить оставшуюся половину
Единого гуманитарного пространства двух стран. Об этом свидетельствуют сведения,
поступающие из многих источников, в том числе из российского посольства в Киеве
и русско-культурных организаций на Украине. Эту же тенденцию подтверждают в
частных разговорах нынешние украинские технократы, большинство из которых уже
сориентировано на приоритет евроатлантических "ценностей" в ущерб славянским
ценностям, то есть за счет постепенного сокращения связей с Москвой.
О серьезности таких намерений и в подтверждение данного
прогноза говорят следующие результаты частных социологических опросов,
проведенных мной и моими коллегами при многочисленных встречах с чиновниками
правительства, парламентариями, ведущими экономистами-учеными из Украины: на
сегодняшний день практически 100% чиновников высшего правительственного звена
отдают приоритет интеграции с Западом; в законодательной власти - 60-70%; среди
ученых-экономистов - 60%.
Таким образом, данные социологического опроса показывают,
что верховная власть и обслуживающие ее эксперты на Украине выбрали для себя
своим профессиональным и жизненным ориентиром - западные "ценности". Теперь дело
осталось "за малым": убедить украинский народ в том, чтобы большая его часть
прекратила каждый раз на президентских выборах требовать от кандидатов в
президенты усиления интеграции с Россией и обещания после прихода к власти
сделать русский язык вторым государственным языком Украины.
Курс - на
дезинтеграцию
Западный вектор интеграционных устремлений Украины в
достаточной степени объясняет ее скептическое отношение к постсоветской
интеграции. Скептицизм выражается прежде всего в том, что Украина так и не стала
полноправным членом Экономического союза СНГ, решение о создании которого было
принято 24 сентября 1993 года.
Однако, являясь только ассоциированным членом
Содружества, Украина поддерживает неплохие отношения с другими постсоветскими
странами, умело выступает лоббистом в претензиях этих стран к Москве, что
позволяет ей влиять самым радикальным образом на принятие решений внутри СНГ. С
недавних пор эти возможности еще больше усилились, когда с согласия России и
других полноправных членов Содружества президент Украины Л. Кучма стал
председателем Совета глав государств - участников СНГ. По-видимому, украинская
сторона добилась своего и убедила-таки всех партнеров по Содружеству, что СНГ,
как считают в Киеве, должно "служить механизмом консультаций", и не более
того.
Следование такому кредо в проведении политики интеграции
в восточном направлении "по-украински" ведет к дальнейшей дезинтеграции Единого
экономического пространства (ЕЭП), доставшегося нам в наследство от бывшего
Советского Союза, а точнее - к разрушению его остатков.
Заметим, ни одна из новых интеграционных группировок в
постсоветском пространстве так и не доказала свою жизнеспособность. И создание
19 сентября 2003 года последней такой группировки по времени образования - "ЕЭП
четырех стран" - (Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина) имеет, по мнению
большинства российских экономистов, во многом конъюнктурный (чисто политический)
характер. Этот шаг демонстрирует отсутствие вменяемости нашей политики в ближнем
зарубежье, показывает в очередной раз слабость России, которая, не достигнув
заметного успеха ни в создании СНГ, ни в членстве в ЕврАзЭС, ни в строительстве
Союзного государства, пошла фактически на поводу у Киева. Главная цель
последней: не мытьем, так катаньем добиться у РФ отмены торговых пошлин при
поставках Украине энергоносителей, которые составляют в сумме, по оценке Совета
по развитию производительных сил при Минэкономразвития РФ, до 3 млрд. долларов
ежегодно. Как правило, именно это обстоятельство каждый год в значительной
степени усугубляет состояние внешнеторгового баланса Украины. Так, на середину
2003 года Украина среди стран СНГ имела наибольший дефицит торговли со странами
Содружества, в основном с Россией - 2,7 млрд долларов (в 2002 году - 4,6 млрд
долларов, в 2001 году - 4,2 млрд долларов).
Горькая
правда
Нынешний национально-государственный прагматизм Украины,
определяющий и степень ее участия в СНГ, и выстраивание непростых, политически
напряженных отношений с Россией на основе отказа от многовековых славянских
ценностей - все это должно заставить россиян задуматься над вопросом, как дальше
строить взаимодействие с Украиной в политической, торгово-экономической,
производственно-кооперационной, гуманитарной и других сферах.
С одной стороны, Россия настроена и дальше сохранять
производственную кооперацию, прежде всего в машиностроении. Ведь
машиностроительный комплекс двух стран (и еще Белоруссии) составляет основу их
ВПК, который, в свою очередь, представляет собой сильного конкурента западным
компаниям на мировых рынках военной техники и оружия. Кооперируясь с российскими
партнерами, еще в советские времена 80% предприятий Украины не имели
законченного производственного цикла. О высокой степени зависимости украинской
экономики от внешних поставок и производственно-кооперационных связей с Россией
говорят расчеты украинских специалистов. Так, если бы Украина гипотетически
полностью прекратила товарный обмен с РФ и другими странами СНГ, то она имела бы
возможность обеспечить производство только 15% своего ВВП. Россия не так
уязвима: в ситуации прекращения товарообмена в "славянском треугольнике" нашей
стране удалось бы сохранить возможности для производства как минимум 65%
конечного продукта.
С другой стороны, Россия должна критически и очень
серьезно воспринимать приоритет западноевропейского интеграционного вектора
Киева в ущерб нынешнему сотрудничеству во всех областях с Москвой. России
следует серьезно считаться с основополагающим кредо украинского руководства в
отношении РФ, которое озвучил министр экономики и по вопросам европейской
интеграции (название министерства - еще один аргумент, подтверждающий правоту
моих утверждений. - Ю.Г.) В. Хорошковский в связи с заявлением 23 февраля 2003
года президентов четырех стран о намерении создать новое интеграционное
объединение: "Глобальное сотрудничество Украины и России возможно лишь при
вступлении обеих стран в ВТО". Таким образом, министр в своем заявлении
недвусмысленно определил на официальном уровне условия взаимодействия Украины с
Россией. Комментарии после такого заявления, по-видимому, уже не требуются.
Однако для непосвященного читателя разъясним, что в настоящее время Украина
стремится под патронатом США опередить Россию в ходе вступления во Всемирную
торговую организацию, чтобы затем, по-видимому, с позиции члена ВТО требовать от
Москвы ликвидации "неудобных" условий во взаимной торговле.
Позиция Украины в отношении интеграционных процессов в
западном направлении должна представлять для России определенную озабоченность,
прежде всего с точки зрения ее национальной безопасности.
Как мне представляется, такие факты в новейшей истории
российско-украинских взаимоотношений, как поспешное свертывание - под давлением
извне - двусторонней дискуссии о принадлежности Крыма и города Севастополя,
усугубление условий (включая постоянные требования по увеличению арендных
платежей) пребывания нашего Черноморского флота в Севастопольской бухте, явное
неисполнение украинской стороной ключевых статей "Большого договора", и тому
подобные факты ставят перед законодательной и исполнительной ветвями власти
Российской Федерации актуальный вопрос: "А стоит ли идти на уступки Украине и
прощать ей, к примеру, многомиллиардный налог на добавленную стоимость при
поставках высококонкурентных энергоносителей, поддерживать жизнеспособность ее
экономики за счет ресурсов России, за которые она своевременно не
расплачивается, к тому же подворовывает из транзитных трубопроводов,
предоставлять другие дармовые льготы, если украинская сторона рассматривает их
лишь как средство жизнеобеспечения на период вступления в ВТО и для перехода в
западный мир?"
Спасти
славянские ценности
Попытка анализа интеграционного вектора Украины в
основных его аспектах, по-видимому, сегодня позволяет дать однозначный ответ на
кардинальный вопрос, определяющий будущее российско-украинских отношений: готова
ли Украина остановиться и прекратить процесс разрушения Единого гуманитарного
пространства с Россией во имя сохранения вековых славянских ценностей, которые
крайне необходимы нашим странам для выживания в глобализирующемся мире? Наш
ответ, к великому сожалению, не внушает прогнозируемого оптимизма.
Тем не менее многие специалисты - не только в России, но
и на Украине - считают, что политика Киева, направленная на дальнейшую
дезинтеграцию постсоветского пространства, не может быть компенсирована западным
направлением экономических связей, что, собственно, и порождает в этом регионе
геоэкономический и геополитический вакуум. По мнению ряда украинских экспертов,
высказанного не раз во время выступлений на последней по времени VI
российско-украинской встрече ученых-экономистов в Москве 24-26 апреля 2003 года,
стратегию вхождения Украины в мировое хозяйство необходимо скорректировать,
опираясь на совместные усилия с Россией, а также с другими странами СНГ. Такой
подход к развитию межгосударственных отношений в постсоветском пространстве, как
представляется, основывается на балансе интересов всех стран СНГ, способствует
объединению их усилий и сохранению традиционных ценностей - духовной основы
межгосударственного взаимодействия в Содружестве, чтобы эффективно отвечать на
вызовы глобализирующегося мира.
|