«Молдова Ази», 14 сентября 2004 Новое решение в старом форматеПетру Богату
Хотя в ходе своего визита в Республику Молдова
представитель действующего председателя ОБСЕ и бывший президент Болгарии Петар
Стоянов не делал громких заявлений, а вел себя более чем скромно, в результате
его пребывания в Кишиневе прояснились многие вещи. Как и следовало ожидать,
Стоянов не сделал однозначных высказываний в пользу изменения пятистороннего
формата переговоров, к чему безудержно стремится Владимир Воронин. Бывший глава
болгарского государства заявил лишь, что с пониманием относится к тому
недоверию, которые испытывают молдавские власти по отношению к нынешним
механизмам приднестровского урегулирования. Однако он воздержался от того, чтобы
высказаться за их немедленную замену на новые. Он лишь дал понять, что
определенные изменения могут произойти в будущем благодаря более активному
участию европейских институтов в решении приднестровской проблемы. И только. Это
не должно нас удивлять. Миссия Стоянова в Кишиневе состояла как раз в том, чтобы
успокоить Воронина. Чтобы убедить его не уклоняться от переговоров со Смирновым
и не отказываться от пятистороннего формата переговоров. Иными словами, бывший
болгарский президент приехал, чтобы поддержать главу миссии ОБСЕ в Кишиневе.
Несмотря на отказ официального Кишинева от дальнейшего диалога с сепаратистскими
тираспольскими властями, которые он объявил марионеткой Москвы и Киева, Уильям
Хилл, как известно, выступает за возвращение процесса приднестровского
урегулирования в старое русло. И это вовсе не случайно.
Как это ни кажется парадоксально, Запад, несмотря на
постоянно выказываемое недовольство позицией России в приднестровском конфликте,
поддерживает, по крайней мере на данном этапе, ее желание сохранить нынешний
пятисторонний формат. Ни Европейский Союз, ни США пока не хотят радикально
менять старые механизмы приднестровского урегулирования. С этой точки зрения
позиция Запада по большому счету совпадает с позицией Российской Федерации. Не
даром ни Хавьер Солана, комиссар ЕС по внешней политике, в ходе своей недавней
встречи с молдавским министром иностранных дел Андреем Стратаном, не давал
обещаний насчет изменения пятистороннего формата. В то же время все больше
представителей Запада призывают к восстановлению механизмов приднестровского
урегулирования. Они призывают в срочном порядке восстановить статус кво,
существовавший до 15 июля, когда начались репрессии против румынских школ
Приднестровья. Параллельно того же самого требуют теперь и Москва, и Киев, и
даже Тирасполь. Смирнов желает возобновить переговоры, хотя и заявляет, что
формирование общего государства уже невозможно. Это единение может показаться
странным. Но только на первый взгляд.
При более внимательном рассмотрении можно заметить, что
именно сохранение старого формата переговоров может оказаться в новых условиях
более продуктивным, чем введение нового. Дело в том, что замена уже проверенных
механизмов приднестровского урегулирования путем приглашения новых посредников,
новых переговорщиков и, наконец, новых сил по поддержанию мира под эгидой ЕС или
НАТО привело бы к навязыванию территориальной интеграции по схеме, на которой
настаивает Кишинев. Однако это заключает в себе много рисков. Любая попытка
ликвидации непризнанной приднестровской республики может спровоцировать острое
дипломатическое противостояние между Россией и Западом и в итоге обернуться
опасным "размораживанием" приднестровского конфликта. В этих условиях положение
в Приднестровье, как и в Косово, может в какой-то момент выйти из-под контроля.
Но ни ЕС, ни США этого не хотят. Вот почему ОБСЕ, где Вашингтон занимает
доминирующее положение, не согласен теперь с позицией Воронина, который
отказывается разговаривать с сепаратистами, и призывает его вернуться к
переговорам в пятистороннем формате как можно скорее.
Неприязнь, которую испытывает глава государства по
отношению к старым механизмам урегулирования, объяснима. Воронин понимает, что в
нынешней конъюнктуре восстановление территориальной целостности Республики
Молдова путем ликвидации непризнанной приднестровской республики и политическое
объединение двух берегов Днестра возможно только в том случае, если процесс
урегулирования будет проходить под эгидой ЕС и США, но никак не России. Нынешнее
руководство стремится к реинкорпорации Приднестровья и категорически противится
любому другому решению. Только вот идея восстановления территориальной
целостности Республики Молдова путем расформирования сепаратистского региона с
некоторых пор не привлекает не только русских, но и Запад. Почему? Да потому что
эта идея мертва, и пока не видно никакой возможности ее оживить. Приднестровское
урегулирование путем возвращения Приднестровья в состав Молдовы, единой ли,
федеративной, в настоящее время является дорогой, ведущей в никуда. Это уже
видно невооруженным глазом. Поэтому Запад предпочитает сохранить пятисторонний
формат, контролируя его на дистанции. Старый механизм урегулирования конфликта,
учитывая все более выраженный интерес России и Украины к осуществлению
политического откола Тирасполя от Кишинева, может в скором времени породить
радикально новые решения, иные, чем территориальная реинтеграция Молдовы. Итак,
переговоры в пятистороннем формате, под присмотром США и ЕС, могут породить
новую модель урегулирования конфликта, отличающуюся от той, которую лелеет
Воронин. Например, это может быть реализация пересмотренного плана Белковского.
Сохранение статус-кво в области переговоров угрожает, таким образом, статус-кво
Республики Молдова как государства. Вот почему Кишинев настойчиво требует
изменения пятистороннего формата, а ОБСЕ, ЕС и США, вместе с Россией и Украиной
этому сопротивляются.
Итак, на внешнем плане Владимир Воронин остался
практически один против всех. В этой ситуации следует ожидать, что чаша весов
будет склоняться в пользу тех, кого много.
|