УЗБЕКИСТАН
ErkinYurt, 18 сентября 2004 А ты записался в избиратели?..Вадим Ляганов
В
Узбекистане началась кампания по выборам в парламент
С 20 сентября 2004 года в Узбекистане начинается
избирательная кампания в представительные органы власти. Это предусмотрено
постановлением Центральной избирательной комиссии республики (ЦИК) "Об
объявлении начала избирательной кампании по выборам в Олий Мажлис Республики
Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов".
Постановление принято в целях обеспечения эффективной
подготовки и проведения выборов в законодательный орган страны и
представительные территориальные органы власти в соответствии с
законодательством, общепринятыми международными нормами и стандартами, а также
создания организационно-правовых условий политическим партиям, гражданам в
реализации конституционного права.
В документе отмечается, что в декабре 2004 года
заканчиваются конституционные сроки полномочий парламента и представительных
территориальных органов власти. Новые выборы намечены на 26 декабря 2004 года.
ЦИК утвердил Календарный план мероприятий по проведению избирательной кампании.
Норма избирателей на один округ установлена из расчета в среднем 119,6 тыс.
человек.
До 12 октября будут образованы избирательные округа, их
списки с указанием границ и численностью избирателей опубликованы в прессе. До
17 октября планируется сформировать окружные избирательные комиссии.
ЦИК поручил окружным комиссиям до 27 октября образовать
избирательные участки, до 16 ноября - участковые избирательные комиссии. До 17
октября политическим партиям необходимо представить документы для участия в
выборах. Они могут в период с 20 октября по 10 ноября выдвигать своих
кандидатов.
Прием документов от политических партий, инициативных
групп избирателей прекращается 13 ноября, а регистрация выдвинутых ими
кандидатов - 20 ноября.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации и
заканчивается 25 декабря, голосование будет проходить с 6.00 до 20.00 ч. 26
декабря. До 11 декабря заинтересованным организациям и группам следует заявить о
своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии.
Участковые избирательные комиссии представляют для
всеобщего ознакомления списки избирателей до 11 декабря, в труднодоступный
районах, санаториях, дипломатических представительствах Узбекистана за рубежом -
до 19 декабря.
До 16 декабря избиратели должны быть оповещены о времени
и месте голосования. Комиссиям поручено по окончании голосования приступить к
подведению итогов, составить протокол и передать его в окружную избирательную
комиссию, которые, в свою очередь, определяют результаты по округу и
предоставляют сведения в ЦИК до 31 декабря. Сообщения об итогах выборов должны
быть опубликованы в печати до 5 января 2005 года. Не позднее 26 января состоятся
совместные заседания депутатов представительных территориальных органов власти
для избрания членов Сената Олий Мажлиса.
В настоящее время в Узбекистане функционирует пять
политических партий. В их числе Народно-Демократическая партия Узбекистана,
которая была создана на базе бывшей коммунистической и включает в своих рядах
около 650 тыс. членов.
Демократическая партия "Милий тикланиш" ("Национальное
возрождение") появилась на политической арене в 1995 году, и в настоящее время в
ее рядах 40 тыс. человек. В этом же году была создана Социал-демократическая
партия "Адолат" ("Справедливость") с 30 тыс. членами на сегодняшний день. Партия
"Фидокорлар" ("Самоотверженные") была образована в феврале 1999 года, а через
два года она объединилась с партией "Ватан тараккиети" ("Прогресс отечества"). В
декабре 2003 года промышленниками и предпринимателями был проведен учредительный
съезд Узбекской либерально-демократической партии - УзЛиДеП (сейчас в рядах
насчитывается около 40 тыс. человек), которая получила поддержку у властей.
Некоторые эксперты полагают, что именно на эту партию будет сделана основная
ставка правительства при проведении избирательной кампании. Ранее, такой
"почести" удостоилась партия "Фидокорлар", от имени которой Ислам Каримов был
выдвинут кандидатом в президенты Узбекистана в 1999 году.
Предполагается, что власти несколько охладели к "старым"
партиям, поскольку они не пользуются большим авторитетом у основной части
электората. Немаловажно и то, что все эти политические организации не обладают
значительными финансовыми средствами для работы среди населения в отличие от
УзЛиДеП. Несомненно, их влияние будет не столь масштабным. Вероятно, в будущем
"стариков" ожидает роль аутсайдеров на внутриполитической арене. По утверждениям
аналитиков, это связано с тем, что население не видят особой разницы между этими
политическими организациями, которые в своих программных положениях имеют
одинаковую цель - построение гражданского и правового общества,
социально-рыночной экономики, возрождения культуры, укрепление
обороноспособности и усиление безопасности страны. Более того, на предыдущих
президентских выборах из пяти партий четыре продвигали ныне и ранее действующего
президента Ислама Каримова. Никакой серьезной конкуренции между Исламом
Каримовым и лидером НДПУ Абдулхафизом Джалаловым наблюдатели не замечали,
перевес явно был на стороне первого (немаловажно и то, что был подключен
могущественный административный ресурс).
О карманности этих партии говорит и тот факт, что
созданная партия "Адолат" вдруг в середине 90-х годов заимела свою фракцию в
парламенте, хотя в выборах не участвовала. Просто часть партийцев-депутатов,
представляющих НДПУ и "Ватан тараккиети" перешли в организованном порядке в
идентичную "Адолат". После этого может ли быть уважение к этим политическим
организациям?
Между тем, незарегистрированные организации, "Эрк" и
"Бирлик" нe будут участвовать в выборах. Xoтя их платформы более приближены к
чаяниям и надеждам населения, менее официозны. Более того, они же пользуются и
поддержкой Запада, международных организаций, чем не могут похвастаться
легальные партии.
С другой стороны, в целях недопущения "интервенции"
незарегистрированных структур, особенно из-за рубежа, по инициативе
правительства нынешний парламент принял закон о борьбе с отмыванием теневых
доходов и финансированием терроризма. Учитывая, как этот закон и другие
нормативно-правовые акты используются в противодействии финансирования
неправительственных учреждений по грантовым проектам, можно ожидать серьезного
давления и на инициативные группы граждан, которые начнут выдвигать на выборах
"неугодные" властям лица. Будут использованы уже привычные механизмы - налоговые
и прокурорские проверки, вызовы в военкомат на военную службу, тормоза в
банковских операциях и многое другое, что известно любому предпринимателю.
В декабре 2002 года Олий Мажлис принял конституционный
закон, в рамках которого в Узбекистане создается двухпалатная система
парламента. Некоторые аналитики считают, что не все граждане уяснили разницу
между одно- и двухпалатным Олий Мажлисом, и участвовали в февральском
референдуме по внесению изменений в Конституции чисто автоматически. В
результате был получен результат с внушительными цифрами - более 90%
голосовавших согласились в этими изменениями, даже не задумавшись об их сути.
Также безропотно население поддержало идею продления полномочий главы
государства с пяти лет на семь.
Для сведения: в 1999 году для подготовки и проведения
выборов в Узбекистане было образовано 250 окружных избирательных и 7723
участковых избирательных комиссий, причем с равной численностью избирателей – по
49,9 тыс. человек. На процедуру выборов из республиканского бюджета выделили
свыше 1,250 млрд. сумов (нынешняя, скорее всего, обойдется в десятки раз
дороже).В октябре 1999 года Центр изучения общественного мнения "Ижтимой фикр"
провел экспресс-опрос, согласно которому 89,3% респондентов желали принять
участие в предстоящих выборах главы государства и депутатов парламента. Лишь
небольшая часть еще не решила или затруднилась ответить относительно своего
выбора. Наибольшая активность отмечена Центром в сельской местности: там 92,2%
опрошенных проявили интерес к этому мероприятию. Мужчины же, согласно данным,
проявили большую политическую сознательность, чем женщины: 90,5% и 88%
соответственно сказали, что пойдут на выборы.
Этот же опрос высветил информированность граждан
республики о специфике политических партий Узбекистана. Самой известной стала
НДПУ – ее знают 38,6%. 17,8% знакомы с "Фидокорлар", 13,4% - с "Адолат", 9,6% -
с "Ватан тараккиети", 4,3% - с "Миллий тикланиш". Эксперты свидетельствуют, что
это не просто знание о наличии той или иной партии. Так, 45,5% опрошенных ясно
видят различия между существующими политическими течениями, программными
задачами и целями партий. С другой стороны, 30,2% не видят существенных различий
между ними, а 21,6% не заметили никакой разницы между всеми пятью партиями.
Можно ли сказать, что в этом году будет иначе?
Маловероятно ожидать серьезных изменений при аполитичности населения и
использовании в связи с этим административного ресурса властью для достижения
своих целей.
Деловая неделя (Казахстан), 24 сентября 2004 Пять пальцев в рот узбекской демократии?Андрей Саидов (Ташкент)
Оппозиция
призвала международные организации не посылать наблюдателей на парламентские
выборы в Узбекистане.
Оппозиционный загон
В Узбекистане официально объявлено о начале избирательной
кампании по предстоящим 26 декабря выборам в Олий Мажлис - парламент страны,
который в отличие от предыдущего будет двухпалатным. Верхнюю палату образуют 100
сенаторов, 16 из которых назначит президент Ислам Каримов, а остальных выдвинут
регионы. В нижнюю палату должны быть избраны 120 депутатов - профессиональных
законодателей. Новая структура парламента представляется властями как выдающийся
шаг на пути к демократизации и гражданскому обществу. Нынешний однопалатный
парламент Узбекистана, избранный в 1999 году, собирался на двух-, трехдневные
сессии четыре раза в год, а нижняя, законодательная палата нового Олий Мажлиса с
января 2005 года начнет работать постоянно.
По заявлению Центризбиркома, официальное выдвижение
кандидатов от пяти зарегистрированных в Министерстве юстиции политических
партий, а также от инициативных групп граждан начнется с 20 октября и завершится
10 ноября. Оппозиция до участия в выборах не допущена. Еще в мае Минюст
Узбекистана окончательно отказал в регистрации движению "Бирлик" и крестьянской
партии "Озод дехконлар", обвинив их в фальсификации подписей на учредительных
документах. А партия "Эрк", чей лидер Мухаммад Солих, заочно осужденный
Верховным судом Узбекистана по обвинению в организации терактов в Ташкенте в
феврале 1999 года, нашел политическое убежище в Норвегии, фактически находится
вне закона.
Между тем, делая ставку на выдвижение своих кандидатов от
инициативных групп граждан, оппозиционные партии с первых дней избирательной
кампании проявляют активность. На этой неделе, например, на встрече
общественности с представителями ОБСЕ в Узбекистане исполнительный секретарь
партии "Озод дехконлар" Нигора Хидоятова призвала наблюдателей от международных
организаций не присутствовать на предстоящих парламентских выборах, чтобы тем не
придавать безальтернативным и недемократическим, по ее мнению, выборам видимость
легитимности.
"Все пять официально зарегистрированных в Узбекистане
партий созданы президентом Исламом Каримовым и существуют на государственном
финансировании, ежегодно отчитываются перед государством в потраченных деньгах.
Их лидеры назначаются президентом. Средства массовой информации в стране
полностью контролируются властями, - заявила Хидоятова - Избранный в таких
условиях парламент станет лишь ширмой для прикрытия антинародной политики
режима. В этом парламенте не будет никакой критики исполнительной власти, бюджет
будет приниматься единогласно за пять минут. И эта комедия будет представляться
как образец демократии..."
Партией "Озод дехконлар" было сделано еще несколько
энергичных политических заявлений, в частности, осуждающих недавние претензии
парламентариев Кыргызстана, потребовавших от своего правительства возвращения
узбекского анклава Шахимардан на территории Ошской области. По этому, весьма
щепетильному моменту, возникшему в отношениях между соседними странами,
официальные власти Ташкента, не говоря уже о партиях, как известно,
воздерживаются от любых комментариев.
А активисты "Бирлика" продолжают привлекать внимание
общественности к многочисленным фактам нарушений прав человека, особенно в
сельских местностях Ферганской долины, Джизакской и Кашкадарьинской областей,
среди малоимущего и бесправного населения которых у этого движения немало
сторонников. Однако, по мнению экспертов и независимых наблюдателей, шансы на
продвижение своих кандидатов от инициативных групп у оппозиционных партий в
Узбекистане не велики. Xoтя их политические лозунги близки самым широким слоям
населения и они пользуются поддержкой международных организаций, преодолеть
мощного пресса со стороны административного ресурса официальной власти им,
скорее всего, не удастся. Нынешний парламент уже в 2004 году успел принять ряд
законодательных актов, ставящих под чрезвычайно жесткий контроль государства
любую финансовую деятельность неправительственных организаций, особенно
получающих помощь из-за рубежа. Хотя и без этих законов у исполнительной власти
достаточно хорошо отработанных механизмов управления ходом выборов. Кандидаты от
оппозиции или члены их инициативных групп могут быть подвержены давлению со
стороны МВД, прокуратуры, спецслужб, налоговой инспекции, банков и т.п.
Председатель Центризбиркома Буритош Мустафоев - в недавнем прошлом генпрокурор
страны. К тому же пресса действительно находится под контролем государства.
Созданная в начале года Национальная ассоциация электронных СМИ Узбекистана
накануне выборов, в октябре, собирается объединить в единую телесеть все
оставшиеся в стране негосударственные радио-, теле- и кабельные студии в
областях и регионах, чтобы транслировать в сельской глубинке подготовленные в
Ташкенте политические теледебаты с участием лидеров зарегистрированных партий.
Председатель этой, подконтрольной властям, ассоциации Фирдавс Абдухаликов -
близкий к правительственным кругам медиа-магнат, бывший советник Ислама Каримова
и депутат нынешнего Олий Мажлиса.
Старые кони
Неравномерна предвыборная активность и пяти политических
партий, полностью лояльных исполнительной власти. Партия интеллигенции "Милий
тикланиш", или Партия национального возрождения, созданная в 1995 году и
насчитывающая сейчас в своих рядах около 40 тысяч членов, по официальному
признанию ее лидера Ибрагима Гафурова, хотя и собирается выдвигать своих
кандидатов во всех 120 избирательных округах, но даже предвыборную программу
примет не раньше конца октября. "Пока рано говорить о целях и задачах этой
программы. Но в самых общих чертах - это вопросы экономики, политики, молодежи,
женщин, просвещения", - сказал на встрече с общественностью пожилой политик,
представляющий интересы ученых, врачей, учителей и деятелей искусств.
Социал-демократическая партия "Адолат" - "Справедливость"
была создана в 1998 году и на выборах 1999 года провела в парламент восемь
депутатов. Сейчас она насчитывает 30 тысяч членов и тоже собирается выдвигать
кандидатов почти во всех округах. "Нелегко будет гарантировать массовость, но
агитационная работа идет", - сказал прессе председатель политсовета партии
Адолат Равшан Хайдаров. Сейчас трудно сказать, пройдут ли в будущий двухпалатный
парламент девять социал-демократов. В качестве основного пункта предвыборной
платформы партия "Адолат" выдвигает идею борьбы за прозрачность бюджета. На
вопрос журналиста, проводились ли экспертами социал-демократической партии
исследования потребительской корзины в Узбекистане, Хайдаров ответил: "Конечно,
при начислении заработной платы необходимо учитывать уровень потребительской
корзины. Но в реальности это осуществить невозможно. Наша экономика будет не в
состоянии выдержать этого, поскольку невелик внутренний валовой продукт на душу
населения".
Старейшая и пока самая многочисленная, насчитывающая
более 650 тысяч членов Национально-демократическая партия Узбекистана,
преобразованная Исламом Каримовым в начале 90-х годов из коммунистической партии
Узбекской ССР, на протяжении восьми лет была правящей в независимом государстве,
продолжая, по словам ее лидеров, выражать интересы людей наемного труда. На
президентских выборах 1994 года НДПУ помогла Каримову разыграть предвыборную
борьбу со своим лидером Абдулхафизом Джалаловым. А после парламентских выборов
1999 года эту партию, изрядно растерявшую имидж как раз среди своего основного
электората - наименее обеспеченных наемных рабочих, более 30% процентов которых
к тому времени превратились в безработных-мардикоров, стремительно оттеснила
созданная в том же году молодежная политическая организация фанатичных
приверженцев президента "Фидокорлар" - "Самоотверженные", от которой Ислам
Каримов выдвинул себя в президенты на нынешний срок.
В 2004 году Джалалов вообще отказался от участия в
избирательной кампании, заявив, что желает сосредоточиться на преподавательской
и научной деятельности, и уступив лидерство в НДПУ прежде никому не известному
Аслиддину Рустамову. А на смену "Фидокорлар" по уже испробованному однажды
сценарию власти выдвинули новую политическую силу, на сей раз как бы призванную
выражать интересы предпринимателей, бизнесменов.
Новый фаворит
Осенью 2003 года Ислам Каримов в ряде выступлений перед
общественностью обрушился с резкой критикой на существующие парламентские
партии, называя их бесхребетными, вялыми, апатичными, однотипными, не
отражающими реалий времени и т.п. Вскоре по инициативе ряда руководителей
промышленности, банков и СП, с одобрения президента прошел учредительный съезд
новой Либерально-демократической партии Узбекистана, официально
зарегистрированной Минюстом уже в январе 2004 года.
Используя два самых мощных ресурса: административный - от
исполнительной власти и собственный финансовый, УзЛиДеп, как стала называть себя
эта партия, за несколько месяцев набрала больше 40 тысяч членов, сменив, правда,
несколько лидеров. Партия не замедлила выдвинуть предвыборную программу,
пообещав лоббировать в будущем профессиональном парламенте интересы
собственников, крупных и средних предпринимателей.
Нельзя сказать, что основные пункты программы новой
партии, говорящие о дальнейшем продвижении рыночных реформ, демократизации и
построении гражданского общества, в верноподданнических по отношению к
исполнительной власти формулировках, так уж сильно отличаются от деклараций той
же "Фидокорлар", ратующей за прогресс общества и развитие рыночной экономики. И
трудно не отметить, что в нынешней, регулируемой государством экономике
Узбекистана интересы фермеров, частных торговцев и мелких предпринимателей
существенно отличаются от интересов близких к правительственным кругам воротил
государственного монополизма, сросшихся с правящими кланами. Вскоре обнаружились
и знакомые методы политической борьбы. Даже в подконтрольную властям прессу
стали просачиваться материалы о том, как УзЛиДеп рекрутирует членов, принуждая
вступать в партию под страхом увольнения сотрудников крупных предприятий и
учреждений.
В последние месяцы, задолго до официального старта
предвыборной кампании, партия развернула политический пиар, прежде не виданный в
авторитарной стране. Повсюду появились красочные плакаты с использованием образа
нового национального героя - проживающего в Германии молодого узбекского
шахматиста Рустама Касымджанова, нынешним летом выигравшего чемпионат мира по
версии ФИДЕ и претендующего теперь на матч с Гарри Каспаровым. Многочисленные
статьи о УзЛиДеп появились на независимых от правительства интернет-сайтах. А
накануне празднования 13-й годовщины независимости Узбекистана партия даже
профинансировала отчаянную попытку двух узбекских альпинистов наспех покорить и
поименовать в ее честь самую высокую гору страны - безымянный пик -
четырехтысячник Гиссарского хребта на границе с Таджикистаном. Правда,
восхождение не удалось - снежная буря помешала альпинистам водрузить на вершине
горы государственный флаг. Но шума вокруг было много, и сделалось ясно, что
денежных средств и выдумки на свою избирательную кампанию новая партия не
пожалеет. Как стало известно, для организации пиара УзЛиДеп пригласила из России
имиджмейкера московского политбомонда Светлану Ню. Ничего подобного в
политической жизни Узбекистана прежде не наблюдалось. Та же "Фидокорлар" в
избирательной кампании 1999 года пользовалась в основном помощью звезд узбекской
эстрады.
Правда, официальные лидеры либерал-демократов весьма мало
похожи на публичных политиков. Даже член политсовета и настоящий патрон УзЛиДеп,
могущественный премьер-министр Шавкат Мирзияев, несколько лет назад выдвинутый
Исламом Каримовым в политическую элиту Ташкента с поста хокима (губернатора)
Джизакской области, известен своей манерой тщательно избегать микрофонов,
объективов фото- и телекамер. Но в Узбекистане сегодня это мало кого волнует.
Некоторые политологи спешат делать выводы о несомненной победе УзЛиДеп на
предстоящих парламентских выборах, а относительно Мирзияева даже высказывают
прогнозы, как о возможном преемнике Каримова на президентских выборах 2007 года.
Однако большинство экспертов не склонны переоценивать результаты голосования 26
декабря, понимая, что новый двухпалатный парламент нужен власти как демонстрация
поступательного развития узбекского общества перед лицом внешних угроз со
стороны исламского фундаментализма и нарастания социальных и экономических
противоречий внутри страны. 66-летний президент, более 10 лет удерживающийся у
власти в Узбекистане, умело лавируя между бесконечных внутренних интриг теневых
кланов и переплетения геополитических интересов мировых сверхдержав в регионе, и
не помышляет об изменении строя или потенциальных преемниках, полагаясь на
собственный опыт искуснейшего политика постсоветской эпохи. Наблюдателями
отмечено, что на внутриполитической арене Узбекистана в отличие от стран -
ближайших соседей не фигурируют члены семьи президента.
Избиратели
Что касается электората, то даже согласно официальным
данным опроса, проведенным в начале сентября правительственным центром изучения
общественного мнения "Ижтимой фикр" среди населения областей Узбекистана, 54%
потенциальных избирателей затруднились ответить, за какую из политических партий
они собираются голосовать.
В декабре 2002 года Олий Мажлис единогласно принял закон,
утвердивший двухпалатную систему нового парламента. Но многие аналитики
убеждены, что большинство граждан Узбекистана до сих пор не уяснили разницу
между одно- и двухпалатным Олий Мажлисом, а в референдуме по внесению
соответствующих изменений в Конституцию страны принимали участие совершенно
бездумно или покорно, так же, как поддержали потом продление полномочий
нынешнего главы государства с пяти лет на семь, до 2007 года.
30% опрошенных избирателей не могут назвать
принципиальных различий между отдельными партиями, участвующими в парламентских
выборах 2004 года, а 21% не усматривает вообще никакой разницы между всеми
пятью.
Одновременно с объявлением начала избирательной кампании
в Узбекистане начался массовый вывоз людей, школьников и взрослых на
сельскохозяйственные работы - сбор урожая хлопка, который в этом году из-за
более благоприятных погодных условий и административных усилий властей обещает
восполнить неудачи хлопкоуборочной кампании 2003 года. Большая часть населения
сельских районов страны и значительное число горожан проведут основное время
избирательной кампании на хлопковых полях, в битве за урожай, которая обещает
закончится в конце ноября, за месяц до выборов. И все незамысловатые перипетии,
заранее отрепетированной предвыборной борьбы, несколько оживленные в этом году
нестандартными действиями новоявленных политических сил и активностью оппозиции
- не для них. Эксперты сходятся во мнении, что исход парламентских выборов
заранее предрешен политической волей нынешней исполнительной власти, ее
тотальным административным ресурсом и отлаженным идеологическим аппаратом.
|