Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №108(15.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ИНТЕГРАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 сентября. На заседании Совета безопасности Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что у него есть информация о том, что Евросоюз готов пойти вплоть до силового уничтожения белорусского президента. Кроме того, по утверждению главы белорусского государства, Европа предлагала заранее признать легитимными итоги назначенного в Белоруссии на 17 октября референдума в ответ на шаги по расследованию исчезновений политических оппонентов режима. Александр Лукашенко отказался «от размена» и поручил министру иностранных дел Белоруссии Сергею Мартынову на заседании Генеральной ассамблеи ООН 29-30 сентября «наступательно вести оборону», генеральному прокурору Виктору Шейману предписано показать, как Запад растлевает белорусских женщин и молодежь. Работу с Западной Европой, по мысли Лукашенко, надо начать с Германии, «самой умной и лучшей».

28 сентября. МИД Беларуси выступил с заявлением в ответ на то, что Евросоюз и США запретили въезд на свою территорию ряду должностных лиц Белоруссии. Внешнеполитическое ведомство Белоруссии  считает «неприемлемыми» заявления Европейского союза и США от 27 сентября 2004 г. Республика Белоруссия, согласно заявлению, готова принять адекватные ответные меры в отношении ЕС и США.

28 сентября. Совет министров Беларуси рассмотрел вопрос энергосбережения. Потенциал в сокращении энергоемкости валового внутреннего продукта Беларуси был оценен более чем в 30%. Главные направления в экономии - увеличение нагрузки на ТЭЦ, использование местных видов топлива и тепловых вторичных энергоресурсов.

28 сентября. Белоруссия подписала совместную программу научно-экономического сотрудничества с правительством Московской области.

29 сентября.  Киприот Христос Пургуридес, руководитель специальной комиссии комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ, сделал заявление, в котором подчеркнул, что Европейский союз считает безосновательными заявления Александра Лукашенко о том, что со стороны Запада на него готовится покушение.

30 сентября. В Женеве в штаб-квартире Всемирной торговой организации состоялось очередное шестое заседание Рабочей группы ВТО по присоединению к организации Белоруссии.

30 сентября. Посол Белоруссии в РФ Владимир Григорьев назвал выдумкой информацию о нарушении «Белвнешпромсервисом» режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). В опубликованном днем раньше в Федеральном регистре США распоряжении указывается, что 20 сентября правительство США внесло в список компаний, против которых вводятся санкции, 14 фирм и организаций. В распоряжении была названа, в частности, белорусская «Белвнешпромсервис», внесенная в список за поставки в Иран запрещенных технологий.

30 сентября. Совет министров РБ принял постановление об обеспечении деятельности загранучреждений и эвакуации граждан Беларуси из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В данном документе установлено, что такие чрезвычайные ситуации, как крайнее обострение внутриполитической обстановки в стране пребывания и ведение военных действий, создают условия угрозы для деятельности загранучреждений и граждан Белоруссии, находящихся за рубежом. Белорусское правительство в таких случаях будет принимать решения о временном прекращении или ограничении деятельности загранучреждений в иностранных государствах.

1 октября. С этой даты на международном пункте пропуска «Варшавский мост» пограничные и таможенные службы Белоруссии и Польши стали осуществлять совместный контроль в обоих направлениях.

1 октября. Вступило в силу постановление Совета министров РБ № 836 от 08.07.04, в соответствии с которым лицензирование импорта пива солодового, происходящего из стран Таможенного союза, с которыми отменены таможенный контроль и таможенное оформление, было отменено. Однако сохранился механизм ввоза пива через склады временного хранения с обязательной маркировкой в налоговых органах республики товарно-транспортных накладных на импортируемое пиво. Кроме того, ужесточаются условия получения контрольных марок для маркировки товарно-транспортных накладных: вводится авансовый платеж в размере 100% сумм акцизов, исчисленных исходя из минимального объема ввозимой продукции, который не может быть менее 40 тыс. декалитров. Согласно документу, сопровождение партии ввозимого пива товарно-транспортной накладной теперь осуществляется до объекта розничной торговли (ранее -до оптового звена).

1 октября. Посольство Республики Польша в Белоруссии выступило с осуждением статьи «Уроки польского в Ираке, или При чем тут референдум?», опубликованной в белорусском еженедельнике «7 дней». В статье содержалось немало критических высказываний по поводу присутствия польских солдат в Ираке. С точки зрения польской стороны, автор статьи оскорбил чувства всех поляков, поскольку польские солдаты, которые проходят службу в международных формированиях, в статье сравниваются с оккупантами и наемниками.

1 октября. В Минске в Доме Дружбы состоялось праздничное открытие проекта «Немецкая неделя», который проводится под патронажем посольства Германии в Белоруссии.

2 октября. Президент РБ, главнокомандующий Вооруженными силами Белоруссии Александр Лукашенко дал высокую оценку комплексному оперативно-тактическому учению «Щит Отечества-2004». Лукашенко подчеркнул, что учение продемонстрировало способность белорусской армии, войск и воинских формирований республики надежно защищать суверенитет и территориальную целостность государства.

4 октября. Открылась последняя сессия белорусского парламента. Депутаты второго созыва предполагают рассмотреть проект бюджета Белоруссии на 2004 г.

4 октября. Законопроект «Акт о демократии в Белоруссии» был единогласно принят Палатой представителей конгресса США.

4 октября. Палата представителей Национального собрания РБ ратифицировала соглашение между правительствами Белоруссии и России о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров. 

5 октября. Княжество Монако официально стало членом Совета Европы. В этой связи председатель ПАСЕ Петер Шидер заявил, что после принятия Монако единственным «белым пятном» на карте Совета Европы остается Белоруссия. Шидер призвал международное сообщество активизировать сотрудничество с демократическими силами в Белоруссии и одновременно усиливать политическое давление на ее власти в интересах развития диалога и проведения демократических реформ.

5 октября. В Москве премьер-министры России и Белоруссии на заседании совета министров Союзного государства определили размер союзного бюджета на 2005 г. Союзный бюджет России и Белоруссии на следующий год запланирован в размере 2,4 млрд. российских руб. (1,6 млрд. - от России и 808 млн. - от Белоруссии). Это меньше бюджета 2004 г. (2,6 млрд. руб.).

5 октября. Глава белорусского государства Александр Лукашенко сделал заявление о том, что республиканское руководство уверено в том, что поставки российского природного газа в Белоруссию не прекратятся никогда. Вопрос, по мнению Лукашенко, стоит в другом: по какой цене? «Мы переживаем самые тяжелые времена для нашей экономики. Но не думаю, что так будет всегда. А если и будут такие высокие цены на энергоносители, то в ближайшее время подрастут цены и на наши товары, которые мы реализуем за пределами страны. Таким образом, мы можем получить больше средств для нашей республики», — заявил президент РБ.

5 октября. Министры внутренних дел Белоруссии и России В.Наумов и Р.Нургалиев подписали межправительственное соглашение об использовании миграционных карт единого образца.

5 октября. В интервью газете «Вечерний Минск» председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров Белоруссии Станислав Буко заявил, что Белоруссия - унитарное многонациональное государство. По результатам переписи 1999 года 19% населения Белоруссии не являлись этническими белорусами и представляли более 140 национальностей. Русскими назвали себя 11% граждан Белоруссии, на втором месте поляки – 3,9%. В республике, по словам Буко, действуют 122 общественные организации, представляющие граждан 24 национальных меньшинств: еврейских - 47, польских - 12, немецких _- 9, «русских и литовских - по 8»(?). В республике действуют 2 школы с польским и литовским языками обучения, арабская, афганская, башкирская, грузинская школы, а также 65 школ выходного дня для представителей армянской, азербайджанской, грузинской, греческой, еврейской, корейской, латышской, литовской, молдавской, польской, немецкой, татарской и украинской национальностей. Однако русских школ в Белоруссии нет.

Значительную роль в истории Беларуси, как подчеркнул Буко, играет, помимо православной, католическая церковь. В ХV в. в Белоруссии появились мусульмане, в ХVI появился протестантизм, в позднее - иудеи. Эти конфессии, по убеждению Буко, в значительной степени и повлияли на культуру белорусского народа.

6 октября. Зам. председателя комитета Государственной Думы России по собственности Анатолий Локоть заявил, что сегодняшний уровень интеграционных процессов уже не может удовлетворять ни белорусский, ни российский народы, процесс российско-белорусской интеграции забуксовал. С одной стороны депутаты Парламентского собрания СБР продолжают свою работу, регулярно встречаются, рассматривают законодательные инициативы, принимают бюджет Союзного государства. С другой стороны – сегодня этот уровень интеграционных процессов, отметил Локоть, уже не может удовлетворять ни белорусский, ни российский народы.

6 октября. Пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных заявил, что «Акт о демократии в Белоруссии», принятый нижней палатой конгресса США, имеет ярко выраженный деструктивный характер, главный аргумент законопроекта - оказание политического давления на власти республики накануне референдума и парламентских выборов. Белоруссия, по словам представителя МИД РБ, не приемлет методы силового давления, выступает за развитие белорусско-американских отношений исключительно на основе равноправия и уважения интересов сторон.

6 октября. На совещании по социальным вопросам президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что действующая власть должна показать, кто в доме хозяин. Необходимо, как подчеркнул Лукашенко, выиграть не только референдум, но и уже в первом туре избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания. «Мы должны камня на камне не оставить на внутренней оппозиции и внешней; у нас достаточно власти и технологий, чтобы сокрушительно выиграть эти выборы и референдум», - сказал глава белорусского государства.

6 октября. Госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Геннадий Невыглас сообщил президенту страны Александру Лукашенко о готовящихся провокациях со стороны оппозиции, а также о подготовке экспертами ОБСЕ негативных выводов о результатах предстоящих выборов и референдума. Очевидно, по мнению Невыгласа, стремление внешних сил и оппозиционных партий обеспечить условия, при которых оппозиция сможет настаивать на повторном подсчете голосов.

7 октября. В докладе по наблюдению за ходом предвыборной кампании в Беларуси, который представила миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, акцентировалось внимание на том, что сюжеты и программы, связанные с президентом, занимают 75-77% телеэфира, посвященного выборам и референдуму. Предвыборной кампании, по мнению БДИПЧ, до сих пор в белорусской прессе уделялось ограниченное внимание: в основном пресса освещала деятельность Центризбиркома республики. В электронных СМИ отражалась подготовка к референдуму: новости и передачи в основном концентрировались на высказываниях и деятельности Александра Лукашенко, которым давалась неприкрыто положительная оценка.

7 октября. Министерство связи и информатизации Белоруссии прекратило открытый международный тендер на получение третьей лицензии GSM в республике. Представитель этого ведомства объяснил такой шаг тем, что руководство республики приняло решение о создании третьей сети сотовой связи стандарта GSM со 100% государственным капиталом.

7 октября. Министерство иностранных дел РФ распространило информацию о том, что Россия негативно относится к возможному применению США санкций в отношении Белоруссии. В заявлении представителя МИД РФ также сказано, что санкции - это не тот путь, по которому следует идти. Россия выступает за то, чтобы все страны развивали отношения с Белоруссией.

7 октября. Открытие І-го съезда ученых Белоруссии, намеченного на этот день, не состоялось.  Экс-президент Национальной академии наук Белоруссии, бывший председатель Совета республики Национального собрания Александр Войтович заявил, что съезд был перенесен по «политическим соображениям». Белорусским властям, по мнению Войтовича, «просто нечего сказать ученым», поскольку белорусская экономика находится в постоянном кризисе, а количество научных разработок, внедренных в производство, неуклонно сокращается.

7-8 октября. Прошло очередное заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ. Основными вопросами заседания были - проведение мероприятий по локализации угроз, исходящих от экстремистских организаций, выработка мер по активизации обмена информацией о неправительственных организациях, которые подозреваются в финансировании террористической деятельности.

8 октября. Глава белорусского государства Александр Лукашенко в ходе общения с работниками ОАО «Коммунарка» заявил, что предприятия пищевой промышленности не будут приватизированы, так как обеспечивают продовольственную безопасность Белоруссии и поэтому должны находиться в руках государства.

8-9 октября. Венецианская комиссия Парламентской ассамблеи Совета Европы рассмотрела правомерность проведения референдума в Белоруссии. Комиссия пришла к выводу, что вопрос, вынесенный на республиканский референдум 17 октября, не соответствует демократическим стандартам Европы. Комиссия указала на то, что референдум противоречит Избирательному кодексу Белоруссии, смешивает незаконную привилегию для одного человека с вопросом общего, конституционного значения. Поддержка политического лидера, как подчеркивалось в отчете, - вопрос парламентских или президентских выборов, она не может оговариваться в отношении поправки к конституции. В ответ министерство иностранных дел Белоруссии назвало выводы Венецианской комиссии СЕ «политическим заказом».

10 октября. В Минске прошел митинг, на котором лидеры БНФ, ПКБ и ОГП: Винцук Вячорка, Сергей Калякин и Анатолий Лебедько призвали граждан республики не принимать участия в досрочном голосовании на выборах депутатов Палаты представителей и в республиканском референдуме.

11 октября. Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Белоруссии сделала заявление, в котором она информировала, что в последнее время стала подвергаться беспрецедентным словесным нападкам со стороны белорусских государственных СМИ и официальных лиц.  Особое беспокойство членов Миссии вызвали обвинения в политической предвзятости со стороны главы администрации президента РБ Урала Латыпова, высказанные днем раньше в интервью для национального телевидения.  БДИПЧ/ОБСЕ выказало убеждение в том, что отчет о предварительных выводах и заключениях, который будет опубликован в понедельник, 18 октября, будет представлять собой точную и заслуживающую доверия оценку парламентских выборов на предмет их соответствия Копенгагенским обязательствам по ОБСЕ 1990 г.

12 октября. Началось досрочное голосование по республиканскому референдуму и выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания. За все 5 дней досрочного голосования ожидается, что в нем примет участие около 15% избирателей. С этой даты были запрещены все выступления кандидатов в теле- и радиоэфире. Правоохранительные органы республики переведены на усиленный вариант несения службы. До этапа досрочного голосования дошли 353 кандидата в депутаты. Из них 138 представляют оппозиционные политические партии (ОГП – 36, БНФ – 32, БСДП «НГ» – 30, ПКБ – 27, БСДГ – 13). Для того чтобы изменение в конституцию Республики Белоруссия, предложенное президентом Александром Лукашенко, было принято, за него на республиканском референдуме должны проголосовать более трех с половиной миллионов избирателей (50% + 1). 

12 октября. На пресс-конференции, посвященной началу голосования по референдуму и парламентским выборам, председатель белорусской Центральной комиссии по проведению выборов и организации республиканских референдумов Лидия Ермошина получила много вопросов, в которых выражалось недоумение по поводу использования государственным телевидением Белоруссии роликов-агиток, призывающих избирателей положительно ответить на вопрос референдума. По этому поводу Ермошина заявила: государственные средства массовой информации — это средства еще и идеологической работы. И было бы нелепо, если бы они агитировали против референдума.

13 октября. Лидеры социал-демократов, БНФ, ПКБ и Объединенной гражданской партии, а также ряда общественных организаций и гражданских инициатив обсудили возможность снятия за день до парламентских выборов 17 октября с избирательной гонки всех кандидатов от оппозиции. Днем позже они отказались от этого намерения.

13 октября. Президент РБ Александр Лукашенко на пресс-конференции для представителей российских региональных СМИ заявил, что Россия не готова к введению единой валюты с Белоруссией, поскольку общая валюта — это не белорусский и не российский рубль, а Россия же никогда не откажется от российского рубля во имя какой-то общей валюты. Говоря об участии Белоруссии в Едином экономическом пространстве, Лукашенко заявил, что от этого Белоруссии «ни жарко, ни холодно», поскольку белорусская сторона от этого ничего не имеет. Белоруссия, по словам Лукашенко, будет и далее придерживаться нынешней модели экономического развития, которая оправдала себя и дает реальные результаты, поэтому нет никакой необходимости ее менять.

14 октября. Национальное телевидение Белоруссии распространило информацию о том, что за республиканским референдумом и выборами депутатов Палаты представителей следят более 16 тысяч местных наблюдателей и более 500 международных экспертов получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. Кроме того, в Минск прибыла миссия наблюдателей из Китая (КНР). Это первый факт в истории КНР, когда ее представители направляются с наблюдательной миссией в другую страну.




Демарш конгресса США

Александр Фадеев

В первой половине октября, накануне выборов в нижнюю палату Национального собрания РБ и республиканского референдума, Палата представителей конгресса США, а затем и Сенат одобрили законопроект «Акт о демократии в Белоруссии». Согласно этому документу международным финансовым организациям настоятельно рекомендуется временно приостановить все виды операций в Белоруссии, а правительство США должно отказаться от предоставления белорусским властям займов, кредитных гарантий и любых форм финансовой помощи, вводится также запрет на поставку в республику некоторых видов товаров и технологического оборудования. Ограничения вводятся до выполнения пяти сформулированных в законе требований: освободить заключенных за политические и религиозные убеждения, отозвать обвинения на основе политического подхода против оппозиционеров и журналистов, предоставить полное объяснение исчезновения оппозиционных функционеров и журналистов, прекратить запугивание и репрессии против политической оппозиции, независимых СМИ, профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, провести свободные и честные президентские и парламентские выборы. Поскольку законопроект не определяет прямо продолжительность периода, на который вводятся потенциальные санкции, но содержит упоминание о президентских выборах в Белоруссии, то можно предположить, что речь идет о попытке ввести ограничения на весь срок, оставшийся до выборов главы белорусского государства, т.е. до лета 2006 г.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко был, как представляется, застигнут врасплох известием из Вашингтона и явно раздосадован содержащимся в законопроекте  требованием обнародовать его личные доходы. Он охарактеризовал «Акт о демократии в Белоруссии» фактором глупого давления, задуманного конгрессменами, которые «отупели и опупели, и не знают, что делать». Министерство иностранных дел республики акцентировало внимание общественности на том, что законопроект является попыткой вмешательства во внутренние дела суверенного государства, направлен на оказание Соединенными Штатами политического давления в преддверии выборов и референдума 17 октября с.г. и был принят в большой спешке. С первым утверждением внешнеполитического ведомства нельзя не согласиться, хотя бы исходя из того, что «Акт» предусматривает выделение из бюджета США в течение двух лет 40 миллионов долларов на поддержку белорусских оппозиционных партий и неправительственных организаций, а это – прямое и неприкрытое вмешательство во внутренние дела Белоруссии. Однако многое в заявлении МИДа Белоруссии выглядит довольно странным. Дело в том, что законопроект «Акт о демократии в Белоруссии» был внесен в конгресс США сенатором Б.Н.Кэмбелом и членом Палаты представителей К.Смитом еще 1,5 года назад, о нем много писали в прессе, его содержание было предметом рассмотрения в эфире многих электронных СМИ.  Первый же вариант данного законопроекта увидел свет вообще в 2001 году, более того, с 1997 года администрация США уже имела детальный план мероприятий по оказанию финансово-экономического давления на Белоруссию. Поэтому пассаж из заявления МИД РБ о том, что «Акт» якобы срочно протолкнули через Палату представителей конгресса США, вызывает недоумение.

Кроме того, вполне очевидно, что санкции, предусмотренные в американском законопроекте, не ставят задачи решительно повлиять на результаты парламентских выборов и референдума 17.10.2004 (для этого время было давно и окончательно упущено). Их цель другая – обеспечение приемлемого для США результата выборов белорусского президента в 2006 году. Даже беглый анализ «Акта о демократии в Белоруссии» свидетельствует о стремлении конгрессменов задействовать арсенал жестких мер, призванный в течение двух ближайших лет последовательно создать необходимые условия для прихода к власти в республике представителя ориентированной на США политической оппозиции. К тому же в законопроекте содержится ряд требований к властям Белоруссии, который опережает события, рассчитан на прогнозируемое развитие политической ситуации в республике (ужесточение репрессий против религиозных организаций, лишение свободы за политические или религиозные убеждения).

В целом же, белорусское общество на демарш конгресса США реагировало довольно вяло. Среди экспертного сообщества Белоруссии мнения по поводу принятого конгрессом «Акта» разошлись. Многие белорусские аналитики склоняются к тому, что появление подобных законов в США, повышенное внимание ПАСЕ к республике стали возможными из-за позиции Кремля, который якобы начинает «сдавать» союзную Белоруссию. В американском законопроекте, напомним, помимо прочего есть и призыв к правительству России использовать свое влияние, чтобы поддержать демократическое развитие Белоруссии. Это также, по мнению отдельных белорусских политиков, косвенно подтверждает «предательство» руководства России по отношению к Белоруссии и вызывает опасения.

Смоленская площадь отмежевалась от попыток введения экономической блокады Белоруссии, назвав метод санкций неприемлемым во взаимоотношениях с этой страной. Что касается конгресса США, то его внешнеполитическая линия Кремля в данном вопросе, как надо думать, волновала меньше всего. Почти сто лет государственно-политические руководители Соединенных Штатов позиционирует себя как не только элиту мировой державы, но и как правящий класс, ответственный за распространение и защиту демократических идеалов и свобод во всем мире. Американский опыт демократии был провозглашен вершиной развития мировой цивилизации. С легкой руки видного общественного деятеля США Г.Кроули, изложившего в начале прошлого века видение задач американской элиты в своей книге “The Promise of American Life”, политики этой страны стали считать распространение по всему миру американских стандартов демократии (как самых лучших и уникальных) главной миссией Америки. При этом они, заметим, меньше всего озабочены тем, в какой мере мощь США, включая военный потенциал, при силовом приведении всего остального мира к американским стандартам пойдет во благо или во зло другим народам и государствам.

Конгресс США по отношению к Белоруссии действует в духе имперской идеологии мирового лидерства, представляя себя как бы планетарным законодательным органом, наследником римского сената. С этой точки зрения «Акт о демократии в Белоруссии» представляет собой типичный “senatus consultum ultimum”. Вот только кто возьмется определить какой ущерб может потерпеть американское государство от референдума, президентских выборов в маленькой, не обладающей ядерным и иным оружием массового уничтожения Белоруссии, не представляющей собой страну-конкурента США и отделенной от этого государства Атлантическим океаном, громадным, на многие и многие тысячи километров пространством?

Пока в торгово-экономических отношениях США и РБ все осталось без изменений: сохраняется режим наибольшего благоприятствования для товаров, экспортируемых из Белоруссии. Если же исходить из того, что США все-таки попытаются ввести финансово-экономические санкции против Белоруссии в будущем, то последствия от этого шага для республики будут минимальными. Это объясняется тем, что более половины внешнеторгового оборота Белоруссии сейчас приходится на страны Европейского союза, почти 37% - на Россию, а вот с США у республики минимальный товарооборот – 2,7%. Следует учитывать к тому же, что еще два года назад США и Соединенное Королевство практически перестали инвестировать экономику Белоруссии, еще раньше свернули свою деятельность в республике, заморозив большинство программ, международные финансовые институты (МВФ и др.), за исключением Всемирного банка (ВБ). Внешние прямые инвестиции, объем которых был, например, в прошлом году невелик - 120 млн. долларов – не играют пока заметной  роли в экономическом развитии республики. Сегодня лидером на инвестиционном поле Белоруссии выступает Швейцария. Что касается порядка 400 белорусских предприятий с участием американского капитала, то на них санкции не отразятся, поскольку их инвестирование идет преимущественно через структуры, зарегистрированные на Виргинских островах (С.К.).

Помимо прочего, «Акт» направлен преимущественно на блокирование внешнего финансирования президентской администрации иправительства республики, но в нем нет запрета на финансирование и кредитование белорусских субъектов хозяйствования, на предоставление т.н. гуманитарной помощи… Так что Соединенным Штатам «задушить» Белоруссию путем организации частичной финансовой и торговой блокады, оказать на нее давление и добиться политического результата не удастся. Вместе с тем, последняя акция конгресса США является побудительным сигналом к переводу отношений этой державы с Белоруссией на еще более низкий уровень и означает окончательный отказ от политики «выборочного диалога», которая осуществлялась госдепом с февраля 1997 г.

Напомним, что до конца зимы 1997 г. внешнеполитическое ведомство США всячески демонстрировало, что развитие отношений с Минском идет по восходящей линии. Причем, цинизм американской внешней политики просто потрясает. Немногие белорусы, например, знают, что, несмотря на национальный референдум по изменению конституции РБ, который затеял президент Александр Лукашенко в 1996 г. с целью продлить и расширить свои полномочия, правительство Соединенных Штатов предоставило республике экономическую, техническую и продовольственную помощь на 500 миллионов долларов. В том же 1996 г. еще почти 80 миллионов долларов США выделили Белоруссии дополнительно в рамках программы Нанна-Лугара, а по линии ЕБРР американские вливания в республиканскую экономику составили 170 миллионов долларов. В год референдума 1996 года США открыли в Минске представительство американской Торговой палаты, широко развернула свою деятельность американо-белорусская Комиссия по предпринимательству, целью которой было содействие деловой активности США на территории Белоруссии. Тогда же посол США в странах СНГ Д.Коллинз разработал в Минске совместно с правительством республики план мероприятий по радикальному улучшению экономического сотрудничества двух стран.

Как видим, вся эта политика американской администрации в год референдума 1996 года резко отличается от сегодняшнего демарша конгресса США по отношению к Белоруссии накануне референдума 2004-го. На первый взгляд это совсем не логично. Ведь к 1996 г. в США уже сложилось мнение о белорусском президенте Александре Лукашенко как авторитарном руководителе государства, капризном и посредственном политическом актере. Более того, все чаще раздавались голоса официальных представителей правительства Соединенных Штатов, которые указывали на распространение в Белоруссии диктатуры Лукашенко. К тому же белорусские силы ПВО осенью 1995 г. сбили воздушный шар с американскими путешественниками, экипаж которого в результате этого погиб. Тогда в чем  причина таких странных предпочтений американской внешней политики?  Она довольно проста – Соединенные Штаты в 1996 г. были озабочены вовсе не развитием демократических процессов в Белоруссии и соблюдением там прав человека, а тем, чтобы ядерное оружие, оставшееся на территории республики после распада СССР, было выведено в Россию. Поэтому все внимание американского правительства было сосредоточено на досрочном выводе оставшихся к 1996 году на территории Белоруссии 7 межконтинентальных ракет с ядерными БЧ  «СС-25».

Вообще на вывод 81 МБР «СС-25» из Белоруссии американское правительство выделило Минску 63 миллиона долларов США и еще 8 млн. долларов на демонтаж стартовых установок МБР. Помимо этого, упоминавшаяся выше значительная финансовая и экономическая помощь США республике должна была побудить белорусское политическое руководство быстрее выводить ядерные ракеты со своей территории. Кроме того, и это – главное, шел политический торг, в результате которого американская сторона, как представляется, взяла на себя обязательство не препятствовать никак проведению республиканского референдума в ноябре 1996 г., а Минск обещал сразу после референдума вывести оставшуюся базу межконтинентальных ядерных ракет со своей территории. Между тем, договор между Россией и Белоруссией, подписанный к тому времени, не предусматривал передислокацию МБР «СС-25» на российскую территорию в столь сжатые сроки (графиком на это отводилось семь лет). Тем не менее, в ноябре 1996 г. последняя ракета «СС-25» по железной дороге была отправлена из Белоруссии в Россию, вместе с ракетными комплексами в «чистое поле» были вынуждены выехать и русские офицеры-ракетчики вместе со своими семьями.

После этого для Вашингтона наступил момент с помощью своих спецслужб убедиться в том, что Белоруссия превратилась в безъядерное государство, а затем уже стало возможным дистанцироваться от белорусского режима, потребовав гарантий от Минска в том, что он не будет нарушать права человека и демократические принципы. В феврале 1997 г. недемократический характер белорусского референдума по изменению конституции РБ (спустя почти четыре месяца!) был заклеймен госдепом США. Глава белорусского государства Александр Лукашенко при этом впервые был публично подвергнут правительством США не только резкой, но просто уничижительной критике. Правительственные структуры США в отношениях с Белоруссией теперь главным образом озаботились решением вопроса о недопущении поставок технологического оборудования и технологий из РБ в Иран. Весь предшествующий «Акту» период контакты официальных властей США на политическом уровне с Белоруссией были ограничены и осуществлялись исключительно «соразмерно с целями США». Суть этой политики «выборочного диалога»  по отношению к Минску американский политолог Роберт Легволд (Колумбийский университет) метко выразил формулой: политика «кнута и пряника», когда даже пряники используются в качестве дубинки.




Бесы-XXI

Неделя, 6 октября 2004

Михаил Подоляк

Еще раз стоит напомнить всем тем (особенно руководителям на местах и прочим «вертикальным» чиновникам), кто до сих пор не понял главного. В этом году (21 июля) исполнилось ровно десять лет, как первым (и пока единственным) президентом Республики Беларусь стал Александр Григорьевич Лукашенко. Десяти лет вполне достаточно, чтобы обозначить приоритеты, избавиться от тяжелого наследства переходного периода, консолидировать общество и занять достойное место в новой мировой иерархии государств. А теперь давайте откровенно признаем, что именно построил Лукашенко в Беларуси? Стабильное и устойчивое государство? Нет. Это государство обязательно придется перестраивать, восстанавливая демократический каркас, адекватную вертикаль управления и принципы разделения властей. Наконец, придется еще раз отделить церковь (РПЦ) от государства. Сильную экономику? Нет.

Относительные «экономические успехи» (а вернее, возможность стабильно выплачить низкую зарплату) напрямую зависят от доброжелательности российских партнеров. Но даже с Россией Лукашенко (лично) умудряется жестко, оскорбительно ссориться. При том, что Беларусь сегодня как никогда одинока. Соседние страны не понимают, зачем белорусы замыкаются внутри своей страны, добровольно отказываются от жизни в открытой Европе, предпочитают «казарменные принципы» общежития. В белорусском обществе нет покоя и примирения: официозная пропаганда назойливо ищет «врагов народа», вызывающе преследует тысячи великолепных белорусских граждан, не считающих человека по фамилии Лукашенко талантливым управленцем. Ни мира, ни войны, ни дружбы – и так на протяжении десяти лет. Понимаю, что лояльность к Лукашенко позволяет иным «президентским фаворитам» и личностям помельче хорошо зарабатывать в непрозрачной системе. Этой возможностью пользуется практически вся чиновничья вертикаль. Правда, следует сделать два небольших замечания. Во-первых, «непрозрачные деньги» еще нужно грамотно легализовать. В нынешней системе сделать это невозможно. В последующем тем более. Как только А.Г. покинет пост президента, ко многим «государственным предпринимателям» (читай чиновникам) будут высказаны существенные юридические претензии. Хватит ли нынешних сбережений на то, чтобы оплатить услуги дорогостоящих адвокатов? Ведь «принцип Лукашенко» деньги в обмен на свободу в нормальной системе уже не будет работать. Во-вторых, преднамеренные нарушения конституционных основ и отраслевых законов (кодексов) не будут иметь сроков давности. И уж тем более не подойдет оправдание: «он – приказывал, мы выполняли». Значит, тюрьма. Вот слово, которое уже сейчас должны заучивать некоторые особо ретивые исполнители «системы Лукашенко». И не просто заучивать, но подробно записывать «правила и принципы адекватного поведения в неволе». Впрочем, идеальная формула для арестантов известна давно: «не верь, не бойся, не проси». Но вот незадача: многие из тех, кто обязательно будет отвечать в будущем за свои «преднамеренные действия, повлекшие тяжкие последствия», привыкли бояться, просить и верить… Еще раз спрошу: что полезного сделал Лукашенко в Беларуси? Отвечайте вместе со мной.

Эта десятилетка выдалась необычайно трудной и насыщенной. Беларусь из перспективного (в начале 90-х) лидера балто-черноморского региона превратилась в пресловутый «заповедник коммунизма», где права человека не имеют никакого значения, а государство выглядит не просто раздутым и всесильным, но и отвратительно некомпетентным.  За считанные годы Беларусь, так до конца (по ментальным причинам) и не проснувшаяся от «советской тоталитарной спячки», впала в новое дремотное состояние – безграничное единоначалие Лукашенко резко сокращало инициативу не только общества, но и самого государства. Александр Григорьевич, несмотря на то, что в большой политике он был абсолютным неофитом, быстро и безболезненно сконцентрировал в своих руках практически все властные полномочия: исполнительные, законодательные и даже судебные (через единоличное назначение судей всех уровней). Интересно, что столь впечатляющий процесс перераспределения влияния почти не вызвал сопротивления со стороны традиционной номенклатуры и тем более белорусского населения. Более того, белорусы искренне радовались тому, что президентом стал сильный и уверенный в себе (как им тогда показалось) человек, способный взять на себя всю ответственность за дальнейшие шаги молодого суверенного государства. Общество явно вздохнуло с облегчением – ведь у него теперь появился свой Папа. «Батька» – именно так – нежно и с любовью – называли Лукашенко в его первые президентские годы простые белорусские жители. Они искренне радовались его публичным выступлениям, семьями собираясь у телевизионных экранов и отказываясь от безумно популярных тогда мексикано-бразильских «мыльных опер». Никто и не заметил, как эмоциональные (часто пустые и оскорбительные для людей воспитанных и благоразумных) президентские спичи постепенно превратились в нескончаемый телеспектакль одного актера: Лукашенко направо и налево раздавал указания, вникал в малейшие детали, скажем, очередного сева пшеницы, и жестко, часто бессмысленно критиковал нерадивых начальников поменьше. Подобное белорусское «Шоу Трумэна» (был такой голливудский блокбастер с Джимом Керри в главной роли) тщательно протоколировалось телевизионщиками. Впрочем, такой стиль управления (публичный и с нагоняями) явно импонировал избирателям. Они даже проспали ключевой момент, когда Лукашенко начал стремительно превращаться в диктатора с неограниченными полномочиями: «конституционный референдум», состоявшийся в ноябре 1996 года, общество, за редким исключением, восприняло слишком уж спокойно. Почти инфантильно. Так почему же сегодня Беларусь задает вопрос: как избавиться от этого человека? Разве Лукашенко должен уходить? Разве он хочет когда-либо уйти? Нет. В незрелой еще демократической системе власть досталась случайному человеку. А потом страна добровольно позволила ему изменить правила игры в свою пользу.

Вплоть до 1999 года (этот год вполне можно назвать кульминацией правления Лукашенко – именно тогда уровень жизни населения достиг пиковых величин, а сам А.Г. вполне серьезно претендовал на место… российского президента Ельцина) любовь населения была безграничной. Никто даже не вспоминал, что Александр Лукашенко до своего появления в президентском кресле не имел серьезного управленческого опыта, в его послужном списке значатся только два достойных внимания штриха. Непродолжительное директорство в отсталом совхозе на Могилевщине с драками, хамством, массовыми увольнениями, уборочно-посевными провалами. А также работа во всесоюзном обществе «Знание» – лектором по идеологическим «мозговым добавкам». И тот, и другой «опыт» Лукашенко в полном объеме перенес на масштаб целой страны. Беларусь стала своего рода экспериментальной площадкой – может ли человек без знаний, опыта, нравственности, карьерных свершений (типичная «кухарка», если верить определениям Владимира Ленина) эффективно управлять молодым и незрелым государством, нуждающемся в аккуратном формировании новых ценностей и демократических традиций. Но дело было сделано. А потому хамский, оскорбительный стиль управления был перенесен на государственный уровень – министров публично унижали, иногда демонстративно вышвыривали из зала заседаний (ау, Куличков, Мальцев). Сами же госчиновники быстро освоили новый тип отношений во властных коридорах: во время совещаний у президента они опускали глаза к долу и подобно провинившимся школярам кропотливо записывали президентские речи. Зачем? Ведь в этих речах никогда не было оригинальных мыслей и дельных советов. Но чиновники не нуждались в советах – они формировали «иллюзия подобострастия». Так в Беларуси укоренился миф «о сильном и могущественном царе и трусливых боярах», которые частенько не выполняют обязательные наказы президента. Надо признать, что хамский стиль управления Лукашенко обрел широкое признание в Беларуси: люди в троллейбусах и трамваях пересказывали президентские афоризмы и дополняли это верой в «светлое будущее». Президента цитировали всегда и везде.

Почему люди прощали ему многочисленные управленческие провалы и эмоциональные невоздержанности, столь рельефно проявившиеся в характере Лукашенко? Белорусы, привыкшие к размеренной и упорядоченной жизни (пусть и слишком зависимой от государства), всегда боялись неопределенности и хотя бы временной нестабильности. Деятельный и харизматичный президент, берущий на себя решение всех проблем, казалось, должен гарантировать ответственность и стабильность. И эти мнимые «гарантии» перевешивали все его очевидные недостатки. Впрочем, никто ведь и не знал настоящего Лукашенко: его личные страхи, переживания, трагедии. А.Г. стал президентом случайно без прошлого и будущего. До июля 1994 года его как бы не было вовсе, а потом появились многочасовые спичи, жесткие оценки, популистские заявления. Кроме того, Лукашенко всегда гипнотически воздействовал на массовое белорусское сознание. Отягощенное к тому же сильной, невоздержанной, дурманящей ностальгией по «советской стабильности»: будь таким как все; не проявляй инициативу; всегда молчи; опускай глаза при виде большого начальника; etc. Многим тогда (в первые годы президентства Лукашенко) казалось естественным проявлять в общественной жизни такие качества, как подозрительность и нетерпимость к чужому мнению. Очень быстро в белорусскую повседневную жизнь вернулись традиционные советские стигматы: коллективное порицание ярких индивидуальностей, комчванство (опять же, в классической ленинской трактовке), непрозрачные и некритикуемые номенклатурные привилегии, стукачество, лагерная дисциплина. Чуть позже в Беларуси наступила эпоха нового «культа личности»: Лукашенко был вездесущим и всемерным. Его образ незримо проступал везде: кино, телевидение, радио, газеты, обязательные портреты во всех учреждениях etc. Правда, кое-что явно отличает А.Г. от «больших диктаторов» в худшую сторону. Почти все они оставили после себя большие «теоретические труды», оправдывавшие геноцид против собственного народа и обозначавшие большие «светлые цели», ради чего истребляются миллионы граждан: Мао Цзедун, Ким Ир Сен, Ленин-Сталин, Гитлер. У «великого» (по версии официозного агитпропа) Лукашенко таких трудов нет: он пытается построить «лагерь», опираясь на уже известные догмы-банкроты, почерпнутые им неведомо где в советское время. Никакого усовершенствования, сплошные фарсовые римейки. Впрочем, кое-что личное А.Г. все-таки принес в большую белорусскую политику. Свои детские страхи и комплексы. Именно они регулярно толкают его на «темную сторону» (что это такое, смотри сагу Джорджа Лукаса «Звездные войны»), заставляют ненавидеть своих политических оппонентов, пренебрегать цивилизационными нормами и законами.

Стоит упомнить, что Александр Лукашенко пришел к власти на волне борьбы с номенклатурной коррупцией. Для архаичной, умиротворенной Беларуси, которая почти и не видела больших политических баталий начала 90-х и которая получила «большую свободу» почти бесплатно, говорливый Лукашенко показался настоящим богатырем. Напористый, резкий, моложавый, обильно употребляющий деревенские идиомы и разговорные (просторечные) нормы в своих публичных спичах, жесткий в оценках – почти сразу сложился миф о народном президенте. Миф стабильный и многомерный, долго служивший верой и правдой А.Г. даже в интеллигентских российских медиа.

Прозрение масс наступило стремительно. Мифы «народный лидер», «профессиональный президент», «напористый и бескомпромиссный», «славянский политик мирового уровня» рушились один за другим. В конце 1999 года Беларусь словно проснулась от многолетнего хмельного сна. Выяснилось, что Лукашенко совсем не тот «идеальный парень», которого нарисовали себе избиратели в далеком уже 1994 году. Он мстителен, нетерпелив, неразборчив в методах, злобен, агрессивен, хамоват, не умеет заводить друзей и всегда предпочитает конфликт поиску компромисса. Сам Лукашенко (не верьте, что он обладает какой-то особой политической интуицией и уж тем более электоральным чутьем) перемены в общественных настроениях почувствовал не сразу, а потому продолжал без устали создавать виртуальный образ «народного спасителя». Окончательно монополизированное президентом (даже не государством, иные чиновники практически не появлялись в национальном телеэфире) телевидение ежедневно сообщало о новых богатырских свершениях А.Г.

Президент запустил несколько «народных строек века» – доминировали Национальная библиотека и многочисленные Ледовые дворцы. Но народ иронично улыбался, слушая президентские пассажи и оценивая его ежедневные дела. Скажем, пропагандистский «конек» под названием «борьба с коррупцией» превратился в нескончаемую навязчивую фобию – монструозный и раздутый до невероятных размеров Комитет государственного контроля (финансово-компроматная гвардия президента) проверял все предприятия РБ и тысячами возбуждал уголовные дела. Подавляющее большинство которых с завидной регулярностью рассыпались в судах. А самыми вороватыми чиновниками всегда оказывались назначенцы (или фавориты, или любимцы) самого Лукашенко. Так, экс-управляющий делами президента (до 1999 года) Титенков был обвинен в хищении 30 млн. долларов (вместе с президентом крупного холдинга «Конто-групп Логвинцом), но успел сбежать в Москву. Опять же управляющая делами президента (до февраля 2004 года) Журавкова до сих пор обвиняется в хищениях крупных сумм денег, но совсем недавно была выпущена на свободу под подписку о невыезде (ради того, чтобы негласно компенсировать ущерб, внеся во внебюджетный президентский фонд сумму в 3,6 млн. долларов). Председатель Национальной телерадиокомпании Рыбаков находится в СИЗО по обвинению во взяточничестве и хищениях. Директора крупных государственных предприятий (к примеру, Леонов, экс-директор Минского тракторного завода) обвиняются в хищениях продукции на десятки миллионов долларов. Несмотря на усилия президента, коррупция в Беларуси с каждым годом нарастает. Или все-таки это просто одна большая длительная «кампания» по поддержке президентского имиджа? Именно «компанейщина» является отличительным признаком нынешней белорусской системы управления: в январе боремся против засилья российского и украинского пива, в феврале с иностранным вмешательством во внутренние дела, в марте – с инакомыслием на предприятиях, в апреле – с политическими партиями. А в мае повсеместно изучаем специальную директиву президента «о дисциплине» – массовые чтения, круглые столы, рейды по рабочим местам с выявлением нерадивых служащих.

Население хорошо понимает, что Лукашенко говорлив, но его дела сильно отличаются от его слов. Так, номенклатура имеет сегодня огромные привилегии и постоянно «размножается» (в этой связи упомним две известных аксиомы Паркинсона: а) чиновник обязательно множит подчиненных, но не соперников; б) чиновники работают друг для друга). Но президент неустанно сообщает о… «сокращении числа бюрократов» и снижении уровня их «личного довольствия». А как тогда понимать заявление руководителя КГК о том, что иные мелкие клерки (к примеру, начальники районных отделов жилкоммунхоза страны) начисляют себе должностной оклад в размере 1 200-1 400 долларов (в эквиваленте)? Это не учитывая «ежемесячные», «квартальные» премии, «материальную помощь», оплату за «классность», «командировачные» и т.д. Может, посчитаем среднюю зарплату по стране, не учитывая зарплаты чиновников?

Лукашенко периодически заявляет о небывалом подъеме национального сельского хозяйства (кстати, тезис о расцвете «колхозного строя» в Беларуси до сих пор эксплуатируют украинские политики Симоненко и Витренко). Но при этом белорусское правительство (без шумной кампании – тихо, скрытно) почти две трети этих колхозов/совхозов готово уступить любому желающему по цене одной базовой величины (чуть более 8 долларов). Правда, покупатель обязан будет погасить многомиллионные долги «сельхозпроизводителя».

Просто ошеломляет нетерпимость Лукашенко к любому, даже конструктивному и системному, инакомыслию. Ради создания иллюзии собственной безальтернативности А.Г. вытеснил всех своих министров из публичной политики, а системную оппозицию вовсе изгнал из легального полит-пространства. Но особое недовольство у Александра Григорьевича вызывает независимая пресса – ее главный недостаток (по мнению президента) состоит в том, что она позволяет себе сомневаться в президентских императивах и решениях.

Такое случается часто: неконтролируемая власть быстро порождает чувство собственной непогрешимости. Человек, достигший некоторого временного абсолютизма, вдруг забывает о собственной биографии (а как мы помним, в биографии Лукашенко не было серьезного управленческого опыта) и пытается перенести все свои страхи, комплексы и детские представления на уровень отношений государство/общество, государство/человек. Неудивительно, что плодотворный некогда миф о народном лидере и собирателе земель славянских скоропалительно выродился в миф о неумном диктаторе, живущем только ради своих спортивных утех и обильно наделяющем близких фаворитов (личное окружение) земельными (читай финансовыми) уделами. Почти ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что власть Лукашенко уже породила «новую виртуальную (информационную) реальность». Это безальтернативная, мрачная реальность, в которой нет места иным, непрезидентским жизненным проявлениям и потребностям. Простой человек (не-Лукашенко) в этой реальности больше не самоценность. Ценность только Лукашенко, его нынешнее спокойствие, его будущее процветание. Страна работает нынче только ради обеспечения безбедной и вневременной карьеры А.Г.

Хотя общественное роптание (несмотря на уничтожение независимых СМИ и институтов гражданского общества) постепенно нарастает. И это поспособствовало проявлению второго жизненного опыта Лукашенко. Его непродолжительное, но яркое лекторство в обществе «Знание» позволило ему инициировать масштабную кампанию по идеологизации Беларуси – ежедневные политинформации на производствах и в учреждениях, идеологические курсы в ВУЗах, агитационное вещание, появление на улицах городов «глаз» Большого брата (больших мониторов, без устали транслирующих новостные и пропагандистские программы Белорусского телевидения). К чему это может привести? Кто еще не понял, перечитайте оруэлловский роман «1984». В каждой гиперболе есть доля истины.

Так или иначе, белорусам настойчиво разъясняют – почему страна находится в окружении «врагов» и почему только Лукашенко способен выдержать эту осаду. Убеждают их также и в том, что наличие «плохих соседей по периметру белорусских границ» неизменно приведет к некоторым материальным потерям: будет снижен уровень жизни и урезаны основные права и свободы («война», все-таки). Вплоть до формирования «молчаливого братства». Если кого-то не устраивает, он может покинуть Беларусь. Так рождается миф «о мировом заговоре против славянского лидера Лукашенко». Особая пикантность ситуации состоит в том, что вся внутренняя белорусская политика, полная некомпетентности, воровства, коррумпированности, нисколько от всего этого не страдает. Все: и население, и чиновники хорошо понимают, любые нынешние грехи возьмет на себя... Лукашенко. А потому всем можно нарушать законы и не думать о последствиях. Все спишется на Лукашенко. Ему придется искупать вину тысяч бюрократов и силовиков. И это новый миф, который только начинает созревать в лукашенковской Беларуси. Миф «о президентском искуплении грехов»: воплощение мифа в реальность обязательно произойдет, это всего лишь вопрос времени.

Остается добавить, что не меньший вред демонический образ президента Лукашенко оказал и на всю постсоветскую политику (в странах бывшего СССР). Белорусский президент создает так называемые отрицательные прецеденты. Он вбрасывает «информационные поводы» в международную политику и как бы стягивает на себя негативные оценки мировых лидеров (и мировых масс-медиа). Несколько устав от критики действий Лукашенко (и белорусского государства), а также поверив в то, что столь явное пренебрежение демократическими нормами обусловлено постсоветским синдромом (наследием), мировая общественность менее жестко критикует прочих лидеров СНГ (все-таки, в Беларуси гораздо хуже с демократией и правами человека). И чтобы не направить молодые государства по белорусскому фарватеру, приходится давать послабления. Лукашенко же всегда жестко декларирует несовременную концепцию «невмешательства во внутренние дела по гуманитарным показаниям» и тем самым он отказывается принимать на себя общеевропейские обязательства в части обеспечения свободных выборов, независимости СМИ и неприкасаемости институтов гражданского общества. Именно Лукашенко в свое время породил проблему «неконституционного третьего президентского срока» и тем самым ввел в некоторый соблазн своего украинского коллегу Леонида Кучму. Правда, Кучма вовремя остановился и может надеяться на пристойную жизнь после президентства. В Украине, кстати, а не за ее пределами.

Очевидно, что существование «фактора Лукашенко» на постсоветском пространстве позволяет прочим постсоветским странам (прежде всего, России и Украине) частенько отступать от принятых на себя обязательств и демонстративно кивать в сторону Лукашенко: «смотрите-ка лучше на то, что творится в Беларуси». Следовательно, Лукашенко не только в самой Беларуси создает кризисное, закрытое, взрывоопасное тотальное государство, но также провоцирует нестабильность в целом регионе, предлагая все еще незрелым демократиям (российской и украинской) конфликтные модели отношений с Евросоюзом или США.

Пора сочинять новый миф о демоническом влиянии Лукашенко на все постсоветское пространство. Вот только не дает покоя один простой вопрос: а кто виноват в том, что Беларусь сегодня выглядит столь ужасно? Кто виноват в том, что Лукашенко все еще правит целой страной? Ответ очевиден: сами белорусы. Думайте об этом, когда наступит 17 октября и страх (безразличие, приспособленчество, глупость) опять помешает сделать большой шаг к освобождению…




Белорусский экспортер вооружений стал дважды нарушителем закона США

Белорусская деловая газета, 5 октября 2004

Тихон Клишевич

Насколько Восток может быть притягательным, настолько и коварным. Невозможно предугадать, откуда последует удар и что это будет за удар — острый клинок кармата или яд ассасина, как раньше, или же, как теперь, по-цивилизованному, экономические санкции. Один из крупнейших белорусских спецэкспортеров РВТУП «Белвнешпромсервис» оказался уличен американцами в сотрудничестве с еще одной недружественной Вашингтону страной — Ираном. На прошлой неделе «Белвнешпромсервис» в числе других 14 компаний и физических лиц был обвинен в нарушении так называемого Iran Nоnprolife­ration Act (дословно — закон о нераспространении в отношении Ирана) и подвергнут односторонним санкциям со стороны американских властей.

Iran Nonproliferation Act был принят американскими властями в 2000 году и предусматривает запрет на поставки в Иран технологий и оборудования, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения (ОМП). Тем, на кого распространяются санкции, запрещено экспортировать свои товары в США, а также получать оттуда контракты и помощь. Администрация США практикует санкции в отношении сотрудничающих с Ираном компаний и отдельных лиц с начала 1990-х годов. Их количественный всплеск пришелся именно на текущий год. 1 апреля 2004 года санкции были введены в отношении 13 компаний и физических лиц, что стало абсолютным рекордом за последние годы. В апреле, напомним, в «черный список» попали 5 китайских и по одной российской, белорусской, македонской, северокорейской, тайваньской и эмиратской (ОАЭ) фирме. Также персональным санкциям были подвергнуты россиянин Вадим Воробей и македонец Благоя Самакоски.

29 сентября был опубликован новый «черный список», в котором оказалось уже 14 фирм и отдельных лиц. Китайское представительство в нем расширилось до 7 компаний. Вновь в него вошли фирмы из Беларуси, КНДР, России, а также украинская Запорожская региональная внешнеэкономическая ассоциация и испанская фирма Telstar. Персонально «попались» два индийских ученых — доктора С.Сурендар и И.Прасад.

Таким образом, администрация Джорджа Буша сдержала свое слово по количественному росту санкций в отношении сотрудничающих с Ираном фирм. Именно это в начале нынешнего года обещал заместитель госсекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Болтон. Но вот по качеству этих списков, отмечают эксперты, есть вопросы.

Американская сторона совсем не утруждает себя объяснениями, на основании чего тем или иным компаниям выписаны штрафы. Это вызвало практически во всех странах, чьи предприятия оказались в «черном списке», резкую критику американской администрации. МИД Беларуси заявил, в частности, что «очередная попытка США привлечь внимание к этой теме является контрпродуктивной и не способствует развитию нормальных торговых отношений». Заместитель начальника управления информации МИДа Беларуси Руслан Есин, правда, пообещал, что «информация будет перепроверена» и по итогам проверки заинтересованная сторона обязательно будет проинформирована о тех действиях, которые выполняют белорусские предприятия за рубежом. Представитель белорусского МИДа при этом не преминул упомянуть о непростой политической ситуации в стране. Руслан Есин даже не намекнул — подчеркнул, что «подобные действия США накануне крупной политической кампании — это попытка показать Беларусь в темных тонах».

Наверное, об очень «темных тонах» в этом случае куда уместнее было бы говорить, например, китайцам, у которых под санкциями оказалась не одна, а сразу девять фирм. Но китайское внешнеполитическое ведомство не скатилось до банального пиара, от которого, кстати, недавно на встрече с сотрудниками белорусского телевидения предостерегал Александр Лукашенко. Китайские власти выразили решительный протест, отметив, что введение санкций отнюдь не способствует сотрудничеству американской и китайской стороны в сфере нераспространения ядерных и ракетных технологий и в целом развитию отношений между двумя странами. Россияне в выражении своего «фе» пошли по другому пути, подчеркивая, что действия американской администрации в отношении поставщиков в Иран есть не что иное, как элемент недобросовестной конкуренции.

Кроме того, эксперты отмечают и такой «качественный» момент санкций. В двух списках, опубликованных в 2004 году, по их мнению, определенно произошла «накладка». В отношении пяти «нарушителей», в том числе и «Белвнешпромсервиса», санкции почему-то введены дважды — в апреле и в сентябре. Помимо белорусской фирмы «дважды нарушителями» в течение 2004 года стали китайские компании BIOET, OSIC, NORINCO и северокорейская корпорация Changgwang Sinyong Corp.

Для американской стороны, отмечают наши собеседники, такого рода «накладки» весьма характерны. Санкции, под которые попали «Белвнешпромсервис» и компании из других стран, временные. Они рассчитаны на два года. И американские власти имеют обыкновение иногда их отменять. 1 апреля 2004 года, например, это было сделано в отношении российского академика Анатолия Кунцевича. Выдающийся химик, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, между прочим, родом из Беларуси (он родился в 1934 году в белорусском селе Свислочь) в 1995 году был обвинен американскими властями в оказании помощи Тегерану в реализации его якобы имевшей место программы разработки химического оружия. Тогда же в отношении академика были введены персональные санкции.

Самое занимательное то, что, когда в апреле 2004 года госдепартаментом и конгрессом США принималось решение о снятии с Кунцевича санкций, поскольку он «прекратил помогать или поощрять любое иностранное государство в разработках химического и биологического оружия», академика уже не было в живых. Анатолий Кунцевич скончался 3 апреля 2002 года. Что касается ситуации с «Белвнешпромсервисом», в Государственном военно-промышленном комитете Беларуси наотрез отказались комментировать ситуацию вокруг компании. Исполняющий обязанности генерального директора РВТУП «Белвнешпромсервис» Сергей Буфал, к которому корреспондент «БДГ» обратился за комментариями, отказался давать их до получения официальной информации. С.Буфал лишь подчеркнул, что обвинения американских властей «не соответствуют действительности». Что до того, что «Белвнешпромсервис» дважды попал в «черный список», то и.о. гендиректора назвал это «бестолковщиной». «Кроме как на бумаге, санкций нет, предприятие работает и выполняет поставленные задачи», — ответил Сергей Буфал на вопрос, как повлияли на деятельность фирмы введенные в апреле санкции. Представители «Белвнешпромсервиса» заявили также, что каких-либо нарушений в принципе не могло быть, поскольку фирма контрактов с Ираном не осуществляет. Кстати, Сергей Буфал встал во главе фирмы как раз в апреле нынешнего года, когда неожиданно (или все-таки в связи с появлением первого «черного списка»?) подал в отставку бывший гендиректор белорусской компании Александр Андрон. Впрочем, теперь причины его смещения не имеют значения. Значение имеет только то, что санкции против белорусского экспортера введены.




Безопасность – особая забота государства

Народная газета, 9 октября 2004

Для любого государства, как и для всего общества, важнейшей задачей является обеспечение личной безопасности граждан. Если этого нет, то любые экономические и другие успехи уходят на второй план. Не случайно столь пристальное внимание этому вопросу уделяет руководство Белоруссии. О проблемах, связанных с обеспечением личной безопасности наших граждан и республики в целом, корреспондент «Народной газеты» беседует с известным белорусским политологом Николаем СЕРГЕЕВЫМ.

– Само понятие «безопасность» включает в себя несколько составляющих: собственно военная безопасность, общественная и другие виды безопасности. В последнее время особенно злободневными стали вопросы антитеррористической безопасности.

К сожалению, ни одно государство мира сегодня не застраховано от того, что какие-либо экстремистские силы могут применить против него террористические акции и путем шантажа попытаться вынудить правительство принимать необходимые террористам политические решения.

– Человек имеет свойство привыкать к хорошему, и когда государством успешно решаются проблемы безопасности, зачастую мы не задумываемся об этом. Безопасность понятие многостороннее, но, пожалуй, ее главная составляющая все-таки военная...

Давайте вначале конкретизируем ее значение на примерах из новейшей истории. Сразу после разрушения Советского Союза в Польше все громче стали заявлять о себе силы, которые предлагали пересмотреть итоги Второй мировой войны и, в частности, вернуться к границам 39-го года. В начале 90-х годов карта «пересмотра границ» усиленно разыгрывалась, в том числе и в Белоруссии, когда антинациональные силы пытались навязать белорусскому народу некий комплекс вины за освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию 1939 года. В это же время происходила масштабная передислокация польских войск на восточную границу Польши. По данным военных источников на границу с Белоруссией были переброшены воздушно-десантные войска и ударные танковые части.

 – Можно ли говорить, что со стороны Польши готовилось военное вторжение?

Нет, речь о прямой агрессии, конечно же, не шла. Хотя полностью исключать подобное развитие событий тоже было нельзя. Вопрос стоял о моделировании на территории Белоруссии  конфликта наподобие того, который был спровоцирован западными спецслужбами в Югославии или Молдавии (раскол на Молдову и Приднестровье). В Белоруссии предполагалось разжечь конфликт на религиозной и культурно-языковой почве.

Политические предпосылки для этого в то время были благоприятными. В Верховном Совете ХII созыва господствовали Позняк и его команда с крайне националистической риторикой, исполнительная власть была слаба и коррумпирована, вооруженные силы небоеготовы и деморализованы. Опыт показывает, что для разжигания на пустом месте полномасштабного религиозного или этнического конфликта западным специалистам по конфликтам «низкой интенсивности» требуется 6–7 лет. Поэтому «полыхнуть» в Гродненской области (а именно этот регион в смысле возможной конфликтности рассматривался западными стратегами как наиболее перспективный) должно было в 1996--1997 годах.

И после этого по отработанной на Балканах схеме в Белоруссию  вошли бы «миротворцы» из НАТО. И в итоге в Европейском союзе объявилась бы новая Речь Посполитая с заметно расширившимися территориями. Все это было очень серьезно, и перспективы для Белоруссии были неблагоприятны. Но в 1994 году, когда Президентом стал Александр Лукашенко, эти планы рухнули. Началось реальное строительство вооруженных сил Белоруссии (до 1994 года можно говорить, что они существовали только формально). Был сделан важнейший геополитический шаг – создан Союз Белоруссии и России, который является гарантом территориальной целостности Белоруссии. Белорусская армия, которая, по оценкам международных экспертов, находится в хорошей боеготовности, стала частью объединенной группировки войск и прикрывает западные рубежи Союзного государства Белоруссии и России.

Причем роль военной организации Союзного государства в последнее время резко возрастает, так как началась передислокация американских войск из Германии и других стран Центральной Европы на восток, к границам Белоруссии и России. Причем в первую очередь к границам Союзного государства переводятся ударная авиация и тактические ракеты, способные нести ядерное оружие. Поэтому, когда оппозиция выступает против Союза Белоруссии и России, она действует не в интересах белорусского народа и государства, а на руку как раз тем западным стратегам, которые намеревались толкнуть Белоруссию по «косовскому» пути.

–Что касается антитеррористической безопасности. Руководство республики в этом вопросе действует на упреждение, используя как отечественный опыт борьбы с политическим бандитизмом в 20-х и 40-х годах, так и наработки тех стран, которые постоянно  подвергаются террористическим атакам.

Действительно, это так. Это касается в том числе и решения о создании территориальных войск. В тех странах, где они существуют,  территориальные войска играют неоценимую роль в борьбе с терроризмом. Кстати, в Российской Федерации роль территориальных формирований призваны играть казачьи войска. Но, к сожалению, процесс их становления пока в самом начале. По замыслу западных разведок, первым шагом на пути к политическому терроризму является создание экстремистских организаций. В частности, в Белоруссии, как заявил 6 октября Государственный секретарь Совета безопасности РБ Геннадий Невыглас, некоторые лидеры оппозиции пытаются создать в республике сеть экстремистских организаций под общим названием «Белорусское братство». Причем возглавляет оргкомитет один их таких лидеров оппозиции как бывший генерал Валерий Фролов. Причем деятели из этого «братства» имеют тесные связи с экстремистами из УНА-УНСО на Украине. В настоящее время США уже потратили на создание организаций подобного толка в Белоруссии более 400 тысяч долларов. В ближайшее время они намерены потратить на эти мягко говоря сомнительные цели суммы, превышающие миллионы долларов США.

Еще одна грань антитеррористической безопасности - борьба с коррупцией, так как именно мздоимство чиновников зачастую делает возможным само совершение террористических актов. Например, недавнее проникновение террористок-смертниц на борт двух самолетов в Домодедово произошло по вине служащего авиакомпании.

В Белоруссии  уделяется особое внимание борьбе с коррупцией. Собственно говоря, имевшие место громкие аресты и судебные процессы – это прямое следствие шагов по искоренению этого уродливого явления из среды государственных служащих. Это видят и понимают  все, кому дороги мир и покой на белорусской земле.

(Беседу вела Элла Чазова)




Бюджет-2005

Белорусская газета, 4 октября 2004

Ярослав Романчук

В 2005г. консолидированный бюджет Беларуси планирует потратить 26,88 трлн. рублей - на 30,4% больше, чем в 2004г., или $1212 на душу населения. Понятно, что одна душа получит доступ к ресурсам в тысячи раз больше, а другая - в два раза меньше (если брать пенсию $50). В начале 90-х для перераспределения денег от бедных к богатым власти использовали инфляцию. Механизмы изменились, но суть осталась. Бюджет стал своеобразной волшебной лампой Аладдина. Только джинн исполняет любые желания номенклатуры и 200-300 госпредприятий и коммерческих структур вертикали, а не малого бизнеса и потребителей. «Забрать налогами и поделить субсидиями» - вот лозунг бюджета на следующий год.

В 2003г. расходы консолидированного бюджета составили 16,8 трлн. ($8,2 млрд.). В этом году они планируются на уровне 20,6 трлн. ($9,5 млрд.). В 2005г., чтобы успешно рапортовать о выполнении заданий второй пятилетки, расходы консолидированного бюджета увеличатся до $12 млрд. Власти никому не хотят доверить хрупкий сосуд ВВП, который нужно донести до цели, несмотря на отток иностранных инвестиций, бегство частного капитала и интенсивную утечку мозгов.

   За последние два года расходы консолидированного бюджета в долларах выросли на 46,3%, в то время как ВВП за этот период увеличился с $17,5 млрд. до $22,1 млрд. (на 26,3%). Доля всех расходов к ВВП за последние три года меняется по странной траектории. В 2003г. они составили 46,1%, в т.г. - по уточненному плану составят 42,3%, а в 2005г. - 45,6%. Логику такой синусоиды понять трудно, особенно если учесть, что в первой половине 2004г. с учетом инновационных фондов расходы достигли почти 50% ВВП.

   Сравним динамику средней зарплаты по стране за этот же период: 2003г. - $123, в 2004г. планируется на уровне $161, а в 2005г. - $208,5. Эти темпы роста заметно превышают темпы роста ВВП и расходов бюджета. Для работников бюджетной сферы к концу 2005г. Минфин обещает зарплату в $220-225. Во взаимосвязи этих показателей нет никакой линейности и строгой пропорциональности. Бюжет-2005 - это бюджет проедания, т.е. текущее потребление зарабатываемых тяжелым потом средств. Производительность труда в нашей экономике явно не поспевает за стремлением увеличивать зарплаты.

   Основной капитал обновляется крайне медленно. Судя по всему, приватизация вновь останется на приколе. Укрепление института частной собственности не входит в планы Совмина и администрации президента. ВВП будут традиционно увеличивать ТЭК, строители, химики и все те структуры, которые обслуживают сельское хозяйство. МВФ, Всемирный банк в один голос с белорусскими независимыми экспертами говорят о крайне негативных последствиях резкого увеличения зарплаты без привязки к увеличению производительности и сокращению издержек. В 2005г. мы будет иметь экономику, в которой очень комфортно будут чувствовать себя те люди, которые традиционно обслуживают бюджетные потоки и являются их непосредственными бенефициарами.

   Структура расходов практически не изменится. Незначительное уменьшение доли многих статей связано с тем, что в него включены инновационные фонды, которых в прошлом году здесь не было. В 2004г. впервые в бюджет был включен Фонд соцзащиты. Теперь дошла очередь и до инновационных. Это почти 900 млрд. рублей. При этом речь не идет об анализе эффективности работы данных структур.

   Тем временем уходит в историю еще один целевой республиканский бюджетный фонд - «Энергосбережение». И вновь ни тебе причин такого решения, ни наказания виновных за структурную ошибку, вылившуюся в бездарное инвестирование сотен миллионов долларов. Кто-то сделал себе состояние - страна в целом приобрела только долги.

Отсутствие аудита бюджетных программ - один из самых больших недостатков белорусской бюджетной политики. Это относится и к традиционно закрытым структурам - Минобороны, МВД, КГБ и т.д. По своему усмотрению будет распоряжаться деньгами от переработки отходов стеклянной и бумажной тары Минторг. Минстат уверенно превращается в коммерческую структуру по продаже информации и сдаче в аренду своих зданий и сооружений. В списке привилегированных на 2005г. нет Минтранса, который получал доход от выдачи разрешений на проезд, зато в будущем году в доход республиканского бюджета не будут включаться средства, «полученные от сдачи в аренду зданий, сооружений и других помещений, находящихся в республиканской собственности». Самым крупным оператором рынка нежилых помещений в Беларуси является управление делами президента: речь идет о нескольких десятках миллионов долларов. Кстати, ГХУ УД президента РБ формирует всего лишь 0,69% бюджета Минска и 0,23% консолидированного.

   За местной властью остались широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки. Они имеют право «изменять сроки уплаты земельного налога, налога на недвижимость, платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов отдельными категориями плательщиков». Они могут не более чем в два раза увеличивать или уменьшать ставки этих налогов, а также давать льготы по уплате физическими лицами подоходного налога.

    Гораздо большие полномочия по предоставлению индивидуальных льгот и выделению бюджетной помощи имеет президент. Согласно ст. 39, Совмин может вносить президенту предложения о господдержке плательщиков индивидуально. Любимчикам может быть изменен срок уплаты налогов, сборов и пени. Если в бюджете на 2004г. были ограничения - до 1% доходной части республиканского бюджета, то в проекте на 2005г. их нет. Президент может решить заплатить часть процентных платежей за пользование кредитом из бюджета, выделить субсидии на капвложения, поддержать общественные организации, что иллюстрирует пример БРСМ (5,3 млрд. рублей).

   Белорусский закон о бюджете - это своеобразный путеводитель для стран ВТО, которые хотят ввести антидемпинговые санкции и другие ограничения в отношении целого ряда белорусских товаров. ОАО «Витебские ковры» планирует получить из бюджета 251 млн. рублей, ОАО «Доломит» - 51 млрд., Барановичское хлопчатобумажное объединение - почти 3 млрд., Новополоцкий завод белково-витаминных концентратов - 1,1 млрд., УП «Белфармация» - 189 млн. Известно, что прямая финансовая помощь предприятиям запрещена ВТО. Если учесть, что белорусские предприятия получают деньги от отраслевых концернов, то под санкции и нетарифные ограничения может попасть около половины белорусского экспорта.

Табель о рангах госструктур четко виден при анализе их бюджетов. Нацсобрание получит в будущем году всего 13,4 млрд. рублей. Это меньше, чем служба безопасности президента (14,2 млрд.). Аппарат Совмина получит 9 млрд., а УД, которое, между прочим, зарабатывает деньги, претендует на 84,9 млрд. бюджетных денег. Администрация президента, секретариат Совбеза и аппарат УД получат больше, чем весь парламент, - 14,4 млрд. рублей. После перечисления практически всех госструктур, организаций и даже коммерческих предприятий в бюджете идет загадочная статья «Прочие министерства и организации», по которой планируется израсходовать 1,34 трлн. рублей (7% расходов госбюджета).

   Среди любопытных статей отметим резервный фонд президента: его размер в 16 раз превышает расходы на парламент - 215,2 млрд. рублей. Самая загадочная статья идет последней: «финансовая помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям» - 131 млрд. А критики еще заявляют, что власти не поддерживают бизнес! Законодателям было бы полезно поинтересоваться, как эти деньги были потрачены в прошлом и какую выгоду от таких инвестиций получил бюджет. Как успели убедиться депутаты ПП НС, задавать коварные вопросы о трате бюджетных денег правительству и главе государства - это подписывать приговор своей политической и деловой карьере.




Самодостаточная энергосистема

Белорусский рынок, 11 - 18 октября 2004 

Татьяна Маненок

Энергосистема Белоруссии требует инвестиций в объеме 300 млн. USD каждый год. Импорт электроэнергии для Беларуси — это вопрос исключительно коммерческий выгоды, заявил генеральный директор концерна "Белэнерго" Сергей Белый в своем выступлении 6 октября на пленарном заседании Белорусского энергетического и экологического конгресса, которое прошло в Минске. По его словам, "мы шли на самодостаточность энергосистемы, и это правильный расчет, который применяют все государства". В перспективе страна может отказаться от импорта электроэнергии, если удастся модернизировать и повысить эффективность собственных генерирующих мощностей.

Цена вопроса — вложение до 2020 года 5,5-6 млрд. USD инвестиций, то есть не менее 280-300 млн. USD ежегодно. В этом году энергетики приблизились к этому показателю — в итоге должно получиться 252 млн. USD. Топливно-энергетическим балансом на период до 2020 года (а он разработан с учетом прогноза роста ВВП и реализации энергосберегающей политики) предусмотрено, что потребление электроэнергии в стране возрастет до 41 млрд. кВт.ч. Для сравнения: в прошлом году потребности Беларуси в электроэнергии составили 30,1 млрд. кВт.ч, в том числе собственное производство — 26,6 млрд. кВт.ч. Причем за 8 месяцев этого года потребление электроэнергии увеличилось на 3,6% в сравнении с таким же периодом прошлого года. В промышленности прирост составил 4,1%, а в сельском хозяйстве и коммунально-бытовом секторе, наоборот, наблюдалось некоторое снижение. Но к 2020 году эти пропорции должны поменяться: промышленность должна снизить потребление электроэнергии на 13%, а основныму ее потребителями станут коммунальники.

А вот импорт, согласно прогнозу, к 2020 г. не будет превышать 4 млрд. кВт.ч в год, а и при необходимости, как отметил С. Белый, может быть полностью прекращен. Сейчас установленная мощность белорусской энергосистемы — 7.806,5 МВт — позволяет самостоятельно производить весь необходимый объем электроэнергии. "Однако чтобы отказаться от импорта энергии, нужно повысить эффективность белорусской энергосистемы, создать резервные мощности", — подчеркнул гендиректор "Белэнерго". С этой целью планируется с будущего года приступить к строительству угольной ТЭЦ мощностью 100 МВт в Бресте. Заявки на участие в международном тендере на строительство этой станции уже подали 11 компаний из Польши, России и Беларуси.

"Белэнерго" намечает также построить в Беларуси конденсационную угольную станцию мощностью до 600 МВт, две гидроэлектростанции на Немане и четыре — на Двине общей мощностью 200-210 МВт. В ближайшие годы концерн продолжит модернизацию крупных белорусских электростанций — Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3 и ТЭЦ-5. Прорабатываются различные варианты развития электросетей страны. Например, совместно с Россией и Украиной обсуждается проект включения в эксплуатацию двух существующих линий по 330 кВ, а также строительства линии класса 330 кВ или 750 кВ от украинской Ровенской АЭС в сторону Беларуси. А с Польскими электрическими сетями прорабатываются планы строительства линии 400 кВ в направлении Рось — Белосток.

При этом природный газ был, есть и остается стратегическим видом топлива для отечественной экономики. В структуре топливного баланса страны сегодня он занимает 76%. Прогнозом до 2020 года предусмотрено снизить его долю до 60% за счет увеличения потребления мазута. Достижение этого показателя сегодня не выглядит реальным. Достаточно сказать, что доля природного газа при производстве электрической энергии составляет уже 94,8%. Это, как отмечалось на конгрессе, в 1,5 раза больше, чем в 1995 году. "Такого скачка не сделало ни одно государство", — обеспокоенно заметил замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Апацкий.

Между тем, как справедливо отметил первый замминистра энергетики Беларуси Эдуард Товпенец, нужно быть готовым к тому, что природный газ будет дорожать, а после вступления России в ВТО цена на него может достичь мировых. Это означает, что Беларусь должна более активно решать вопросы по созданию местной топливной базы. Однако при всем желании быстро поменять структуру топливного баланса в пользу местных видов топлива не удастся. По словам зампредседателя Комитета по энергоэффективности Романа Ширмы, за 9 лет Беларусь добилась увеличения доли местных видов топлива на 2%. А чтобы достичь намеченного правительством показателя в 25%, потребуется не менее 8-9 лет.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ