Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №120(01.04.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
ВЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Идет активное обустройство российско-казахстанского рубежа

16.03.2005. Российские вести

Виктор Емельянов

В перспективе контрабанда наркотиков на центральноазиатском направлении увеличится

Проблема перекрытия основных маршрутов транспортировки наркотических средств из Афганистана через государства Центральной Азии в Россию и далее в Европу ("северный коридор") с каждым днем приобретает все большую остроту. По данным экспертов ООН, на этот коридор сегодня приходится порядка 30% наркооборота. Тем более что в Афганистане вновь отмечается ежегодный прирост производства наркотиков.

По сравнению с 2003 годом в 2004 году объемы производства наркотиков в Афганистане возросли на 17% и составили свыше 4,2 тысяч тонн опия, при этом в прошлом году в этой стране значительно возросли посевные площади, занятые под опиумный мак - 131 тыс. га против 80 тыс. га в 2003 году.

Эти цифры свидетельствуют, что в перспективе следует ожидать увеличения контрабанды наркотиков на центральноазиатском направлении. Представители ООН с озабоченностью заявляют о том, что ни правительство Таджикистана, ни отдельные государства не в состоянии оперативно предоставить необходимые ресурсы для ликвидации негативных последствий такого вывода. По мнению координатора Европейской комиссии по вопросам юстиции и внутренних дел Пьера Клеострата, "вывод российских пограничников с таджикско - афганской границы сделает ее незащищенной и открытой для незаконного транзита наркотиков, и это беспокоит международное сообщество".

По данным координатора Европейской комиссии, в афганской провинции Бадахшан, имеющей протяженную границу с Таджикистаном, сосредоточено огромное количество секретных лабораторий по переработке наркотических веществ из опия в героин. В последнее время в афганском приграничье отмечается появление новых складских помещений, предназначенных для хранения героина, прокладываются новые подъездные пути на север к афгано-таджикской границе, усиленно готовятся "кадры" для переправки наркотиков из Афганистана.

В то же время Россия совместно с таджикскими партнерами стремится не допустить обвала границы. Российские пограничники помогают своим таджикским коллегам в организации надежной охраны на вновь принятых участках границы. Параллельно российская сторона ведет работу и по другим направлениям. В прошлом году проблема афганского наркотрафика впервые была рассмотрена в рамках Совета Россия - НАТО.

В начале 2004 года в соответствии с установками Совета Министров иностранных дел Организации Договора о коллективной безопасности структурам НАТО было предложено подключиться к операции "Канал" и объединить усилия по борьбе с наркотрафиком. В настоящее время с представителями НАТО прорабатывается вопрос более активного участия дислоцированных на территории Афганистана натовских контингентов в укреплении афганского участка границы с Таджикистаном.

В то же время, наряду с передачей участков таджикско-афганской границы под охрану пограничникам Таджикистана, Россия принимает меры по укреплению российско-казахстанской границы, по мнению специалистов, являющейся так называемым "вторым поясом безопасности" на пути транспортировки афганских наркотиков.

Еще в январе 2004 года Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым был подписан Договор о российско-казахской государственной границе. Протяженность этой границы составляет свыше 7,5 тысяч километров, и обустроить ее нужным способом за короткое время просто невозможно. Поэтому помимо наркотиков, контрабандисты пытаются провезти из Казахстана в Россию товары народного потребления китайского производства, лом металлов, сельхозпродукцию и спиртосодержащие жидкости.

Объемы контрабандной деятельности на границе растут из года в год. Так, например, если в 2003 году на российско-казахском участке границы задержано была контрабандных грузов на общую сумму более 117 млн. рублей, то уже в 2004 году - 162 млн. рублей, а с начала нынешнего года - свыше 22 млн. рублей. В то же время, по оценке специалистов, на границе задерживается лишь некоторая часть из всего потока наркотических веществ и контрабанды грузов.

По мнению экспертов, это связано с рядом объективных причин и, прежде всего, с большой протяженностью участка, нехваткой материальных и финансовых средств на ее обустройство. Поэтому неудивительно, что вопросам обустройства и укрепления границы с Казахстаном в настоящее время уделяется серьезное внимание. В рамках федеральной целевой программы на развитие пограничной инфраструктуры на этом участке границы выделены значительные финансовые средства. Здесь предусматривается построить более 40 межрайонных и около 200 линейных подразделений пограничной службы. Строительство первых 36 объектов на казахстанском направлении начнется уже в этом году.

Кроме того, на российско-казахстанской границе планируется разместить часть выводимых из Таджикистана пограничных войск. Наряду с этим здесь будут решаться также вопросы, связанные с модернизацией, реконструкцией и строительством новых автомобильных пунктов пропуска. Эти и другие меры позволят значительно укрепить границу с Казахстаном, а значит и безопасность России на центральноазиатском направлении.




Еще раз о сроках президентских выборов

18.03.2005. Республика (Казахстан)

Айгуль Омарова

Как Загипа Балиева наводит тень на плетень

Странное дело. Чем активнее власти начинают подготовку к выборам, тем больше пытаются закамуфлировать все свои действия. Хотя ничего странного в этом, если вдуматься, нет. Ведь подобные шаги вообще характерны для казахстанского руководства. Помнится, в выборную кампанию 1998 года сам президент страны задумчиво так тянул: “Не знаю, стоит ли мне баллотироваться… Надо спросить у народа”. У народа, естественно, никто не спрашивал, зато обращений культурных центров и общественных объединений, опубликованных в республиканской печати, было целое море. Разумеется, Нурсултан Абишевич не мог не откликнуться на просьбы народа. Результат налицо.

Похоже, и сегодня власти пытаются повторить сценарий тех выборов. Но поскольку история повторяется второй раз уже в виде фарса, то ко всему тому, что сегодня предпринимает власть, априори начинаешь относиться с недоверием. Именно поэтому заявление, сделанное 11 марта этого года председателем ЦИК Загипой БАЛИЕВОЙ, мало кого убедило в том, что выборы президента состоятся в 2006 году. Во-первых, есть косвенные причины, по которым можно судить о том, что на самом деле власти ведут самую деятельную подготовку к будущим выборам. Во-вторых, и сами власти не больно-то скрывают, что дело идет к президентской кампании.

И в самом деле, зачем надо было тогда главе государства обращаться с ежегодным Посланием к народу Казахстана аж в феврале, когда традиционно эти послания появлялись весной?! И чего стоит возвращение парламента к многострадальному закону о выборах? Ведь не из-за требований же оппозиции пересмотреть выборное законодательство в сторону большей демократизации и соответствия международным стандартам? Тем более что в поправках, которые вносятся в выборное законодательство, речь идет вовсе не о демократических дополнениях, а наоборот - о запрете митингов, шествий и пикетов во время избирательной кампании.

28 марта парламент должен вынести окончательное решение по данному вопросу. А на днях стало известно о том, что мажилисмен Нуртай САБИЛЬЯНОВ предложил ограничить закон о выборах в отношении иностранных наблюдателей. Причем, по его мнению, необходимо не просто ограничить права иностранных наблюдателей, а ввести наказание за незаконные действия оных во время выборов, например, изымать у них аккредитацию и выдворять их за пределы Казахстана.

Кроме того, было заявлено, что иностранные наблюдатели представляют угрозу национальной безопасности страны, поскольку создают искаженное представление о стране за рубежом. Г-н Сабильянов знает, о чем говорит. Ведь эти же иностранные наблюдатели могут донести миру правду о том, как проходили парламентские выборы в Аягузе (напомним, г-н Сабильянов баллотировался по тому же округу, что и Толен ТОХТАСЫНОВ, а до этого пытался пройти в парламент дважды, но безрезультатно).

Впрочем, речь не о г-не Сабильянове, а о том, что власть расчищает себе дорогу для того, чтобы с наименьшими потерями провести избирательную кампанию.

Загипа Балиева заявляет, что выборы состоятся в 2006 году, но тогда действующий президент становится нелегитимным, начиная с января 2006 года. Еще в ноябре прошлого года известный адвокат Виталий ВОРОНОВ в своей статье в газете «Мегаполис» писал: «Статья 51-я конституционного Закона “О выборах…” устанавливает, что “очередные выборы Президента проводятся раз в семь лет…”. Из этого следует, что, начиная с января 1999 года, на протяжении семи лет (то есть в 1999-2005 годах) других президентских выборов просто быть не может, в том числе и в декабре 2005 года.

Об этом же говорит и “хитрая” норма, появившаяся в ч.1 ст.94 Конституции РК в результате внесенных в нее 7 октября 1998 года изменений: “Президент …осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены ПОСЛЕ семи лет в первое воскресенье декабря”. При всем желании сказать, что первое воскресенье декабря 2005 года наступает ПОСЛЕ истечения 7-ми лет от выборов января 1999 года, не получается».

О том же говорит и председатель Координационного совета демократических сил РК Жармахан ТУЯКБАЙ. По его мнению: «У власти есть возможность манипулировать конституционными положениями в отношении президентских выборов. Потому что в Конституции написано, что выборы проводятся в декабре. Конституционный срок действующего президента истекает в январе 2006 года. Однако состоятся ли выборы президента страны в декабре 2005 года, никто сегодня не может сказать».

Двум опытным юристам, каковыми, несомненно, являются и Виталий Воронов, и Жармахан Туякбай, верить можно. Остается предположить, что выборы все же будут досрочными и состоятся в декабре этого года. Как подчеркивает Воронов, «но то, что его полномочия, исходя из вышеприведенных норм, должны истечь в январе 2006 года, сомнению не подлежит». Следовательно, выборы все же окажутся досрочными (по мнению одних аналитиков) и в срок (по словам других), а именно в декабре этого года. Во всяком случае, именно к такому выводу приходишь, когда анализируешь действия власти.

К вышесказанному следует добавить еще один факт. В парламенте состоялось заседание фракции партии «Отан». Рядовой на первый взгляд факт приобретает особое значение, если принять во внимание, что в заседании фракции принял участие один из первых руководителей партии Амангельды ЕРМЕГИЯЕВ. А речь на заседании шла о предвыборной платформе партии и, в частности, об изменениях в Конституцию страны.

По словам Амангельды Диновича, изменения коснутся «полномочий президента, правительства, парламента, судебной системы и местных представительных органов». Оставим в стороне слова о том, что в первую очередь конституционные изменения предусматривают расширение контрольных функций парламента и предусматривают выборность акимов. Об этом говорил сам действующий президент в своем ежегодном послании в феврале. А вот об изменениях в части полномочий президента говорится вообще-то первый раз. Впрочем, возможно, эти изменения как раз и позволят действующему президенту продлить свои полномочия без выборов до декабря 2006 года.

Можно предположить, как будет развиваться сценарий. Вначале парламент примет поправки в выборное законодательство, которые позволят власти неограниченно применять административный ресурс и подавить любые протестные настроения граждан. Затем пойдут новые обращения благодарных граждан к гаранту Конституции и, вероятнее всего, в апреле этого года президент заявит о необходимости внесения изменений в Конституцию. Затем, ближе к 10-й годовщине действующей Конституции, опубликуют проект изменений в Конституцию, а уже следом объявят о президентских выборах.

К этому времени будет готово все, чтобы Нурсултан Абишевич смог набрать 93, 78% от общего числа избирателей в стране. Все же остальные кандидаты в президенты, будь-то от оппозиции или от власти, окажутся всего лишь спарринг-партнерами действующего главы государства.




Генпрокурор ушел в оппозицию

22.03.2005. Независимая газета

Айнур Хасенова

Казахстанские демократы нашли фигуру, способную бороться с Назарбаевым

В минувшее воскресенье объединенная оппозиция Казахстана заявила, что единым кандидатом на предстоящих президентских выборах будет председатель Координационного совета демократических сил (КСДС) Жармахан Туякбай.

Последняя должность 57-летнего Туякбая – спикер мажилиса (нижней палаты парламента) второго созыва (1999–2004). До избрания в парламент Туякбай возглавлял Генпрокуратуру и Государственный следственный комитет. Причем переход третьего лица государства на сторону оппозиции стал неожиданностью для всей страны. Метаморфоза силовика в оппозиционера происходит последние несколько месяцев. Так, в октябре 2004 года, через несколько дней после объявления итогов парламентских выборов (Туякбай прошел в парламент по партийному списку пропрезидентской партии «Отан» («Отчизна»), в еженедельнике «Время» была опубликована статья спикера «Время выборов». Он заклеймил выборы и назвал их политическим фарсом. После этого публично отказался от депутатского мандата и заявил о своем выходе из партии «Отан», где был заместителем самого Назарбаева, который возглавляет эту партию.

В «политической невесомости» Туякбай пребывал недолго, так как уже в декабре 2004 года его избрали председателем КСДС. Правда, Туякбай не всегда придерживался демократических и тем более оппозиционных взглядов. Один из наиболее известных и уважаемых в стране юристов всегда входил в список «президентской команды». Государственный следственный комитет под его руководством существовал лишь номинально, а кресло генпрокурора так и не помогло Туякбаю победить коррупцию, которую он активно клеймит сегодня, став лидером оппозиции.

Разумеется, экс-генпрокурору известно немало фактов коррупции в высших эшелонах власти. Однако даже сейчас он не желает их раскрывать, отвечая в приватных беседах, что «еще не время». Первые годы депутатства Туякбай также не отличался особо демократичными взглядами. Регулярно звучавшие команды спикера «отставить голосование» надолго стали поводом для издевок журналистов, называвших его «парламентским генералом».

Однако потом некий «перелом в сознании» спикера все-таки произошел. Напомним, что Туякбай был ярым противником нашумевшего Земельного кодекса, предусматривавшего введение частной собственности на сельскохозяйственные угодья. И хотя кодекс был принят, но мажилису удалось добиться отставки тогдашнего премьера Имангали Тасмагамбетова, выразив ему недоверие.

Годом раньше те же депутаты приняли поправки в закон о СМИ, против которого выступало все журналистское сообщество Казахстана. В Алма-Ате тогда прошла акция протеста, в результате которой появилась аллея из дубов и одного карагача: по дубу на каждого депутата, проголосовавшего за драконовские поправки, и карагач – персонально для спикера. По этим нормам планомерно уничтожалась оппозиционная пресса республики.

Сейчас Туякбай активно выступает за освобождение из заключения экс-губернатора Павлодарской области и одного из основателей оппозиционной партии «Демвыбор Казахстана» Галымжана Жакиянова. В настоящее время партия ликвидирована по решению суда, а Жакиянов признан международным сообществом политическим заключенным. Вместе с тем, когда соратники Жакиянова в парламентских стенах пытались поднять вопрос о его судьбе, спикер Туякбай старался прекратить эти выступления.

Промолчал спикер и летом 2002 года, когда основателей ДВК осудили якобы по коррупционным статьям Уголовного кодекса. А летом того же года оппозиционный телеканал «Тан» прекратил свою работу из-за физического уничтожения: фидер телеканала был прострелен из автомата Калашникова. Днем в центре Алма-Аты кто-то всадил в кабель 9 пуль. Возмущенные оппозиционные депутаты требовали проведения расследования, однако спикер сурово их останавливал: «У парламента нет соответствующих полномочий».

Тем не менее Туякбай привлекает все больше внимания и удостаивается положительных оценок в свой адрес именно как лидер оппозиции. Хотя он и вышел на политическую арену независимого Казахстана из тех же кругов, что и президент Назарбаев, долгое время оставаясь его соратником, но каким-то чудом оказался незамеченным в громких политических скандалах. Интересно, что его имя даже как генпрокурора не фигурирует в самом громком скандале – деле о казахгейте.

Сегодня Туякбай, как опытный бюрократ, делает разумные ставки на завоевание доверия населения. Разработанный под его руководством проект новой конституции предлагает расширить полномочия парламента и сократить власть президента, а также дает возможности народного контроля за сырьевыми доходами.

Конечно, это верный ход для завоевания народного доверия. В последние годы в Казахстане все больше нарастает недовольство жесткой президентской вертикалью власти, отсутствием полной информации о поступающих в бюджет нефтяных деньгах. Президент постоянно говорит о росте экономики, но в регионах большинство населения продолжает жить на уровне начала 90-х годов, а средняя зарплата в регионах немногим превышает 100 долл.

Между тем в Казахстане до сих пор неясна ситуация с датой президентских выборов. Официальная трактовка: выборы состоятся в первое воскресенье декабря 2006 года. Но мнение о том, что выборы могут пройти в декабре 2005 года, по-прежнему бытует в обществе и пока никем не опровергнуто. Есть и третий вариант – нынешний парламент (полностью поддерживающий президента) или же сам Нурсултан Назарбаев могут инициировать проведение референдума по внесению изменений в действующую Конституцию, который продлит полномочия Назарбаева. Такой сценарий был с успехом апробирован в середине 90-х годов.

Независимо от года выборов участвовать в них будут минимум три тяжеловеса. Это действующий президент Нурсултан Назарбаев, единый кандидат от оппозиции Жармахан Туякбай и лидер расколовшейся оппозиционной партии «Ак-жол» («Светлый путь») Алихан Байменов. Как утверждается, именно Байменов, один из основателей «Ак-жола», стал инициатором раскола партии. Для прессы Байменов объявил, что причиной раскола является чрезмерно активное участие других лидеров партии – Абилова, Жандосова, Сарсенбайулы в работе КСДС.

Между тем появилась версия, что Байменов инициировал раскол не по собственной инициативе, а по договоренности с властью. Якобы он оказался самым сговорчивым из всех сопредседателей «Ак-жола». Тем более примечательно, что раскол инициирован именно в тот момент, когда партия начала набирать реальную силу и стала представлять серьезную угрозу для нынешней власти. Именно за лидерами «Ак-жола», бывшими высокопоставленными чиновниками, готово пойти немало людей.

По кулуарной версии, раскол лидеров необходимо было продемонстрировать «во всей красе», в чем, кстати, помогли СМИ. Если до раскола официальная и лояльная к власти пресса «Ак-жол» просто не замечала, то подробности раскола смаковались практически во всех изданиях (с явным лоббированием позиции Байменова). Сегодня, судя по всему, сценарий продуман до мелочей: на предстоящих выборах в первый тур идут три политических тяжеловеса – Назарбаев, Туякбай, Байменов. Во втором туре Байменов отдает свои голоса Назарбаеву (не исключено, что за это он получит высокий пост в правительстве), тогда как Туякбай, несмотря на всю его народную популярность, с учетом отлаженных технологий фальсификации едва ли сможет набрать больше 30% голосов.




Оренбургский ГПЗ станет наполовину казахским

16.03.2005. Казинформ

Как предполагается, казахская сторона выкупит у "Газпрома" 50% активов ГПЗ, которые войдут в СП, а оператор Карачаганака, консорциум KIO, подпишет договор о долгосрочных поставках СП газа

"Газпром" и "Казмунайгаз" создают совместное предприятие на мощностях Оренбургского ГПЗ. Как стало известно Ъ, АО "Газпром" и госкомпания "Казмунайгаз" (КМГ) договорились о создании СП по переработке газа месторождения Карачаганак (Казахстан) на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода (ОГПЗ). Как предполагается, казахская сторона выкупит у "Газпрома" 50% активов ГПЗ, которые войдут в СП, а оператор Карачаганака, консорциум KIO, подпишет договор о долгосрочных поставках СП газа. Подготовку юридического выделения активов ОГПЗ из "Газпрома" газовая монополия намерена завершить в марте.

Как заявил вчера Ъ зампредправления "Газпрома" Александр Рязанов, принципиальное решение о создании СП между "Газпромом" и КМГ было принято в начале года в ходе встреч президентов России и Казахстана, а также на переговорах главы Минпромэнерго Виктора Христенко с правительством Казахстана.

Напомним, альтернативой переработки сырого газа Карачаганакского месторождения на ОГПЗ было строительство на севере Казахстана нового ГПЗ стоимостью около $1,3 млрд. По словам господина Рязанова, казахское правительство признало большую эффективность проекта, предлагаемого "Газпромом",- он предусматривает вложения в реконструкцию ОГПЗ и строительство газопровода из Казахстана в Оренбург в размере $300-320 млн в течение 1,5-2 лет. Одним из основных доводов "Газпрома" стала цена товарного газа в проекте казахского ГПЗ - она, по расчетам, составила бы более $48 за 1 тыс. куб. м. В этом случае полученный товарный газ с учетом цены транзита по территории России мог бы продаваться только в дальнем зарубежье, конкурируя там с газом "Газпрома".

В КМГ отказались комментировать ход переговоров с "Газпромом", заявив, впрочем, что "информация о принятии окончательного решения - новость для нас". В пресс-службе правительства Казахстана Ъ не удалось подтвердить или опровергнуть эту информацию. Отметим, впрочем, что в ходе визита в Казахстан делегации "Газпрома" в середине февраля первый вице-президент КМГ Тимур Кулибаев уже обсуждал с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером технологию создания СП.

По словам Александра Рязанова, "Газпром" уже готовит документы по реализации проекта. В частности, до конца марта юридический департамент "Газпрома" должен подготовить схему выделения ряда активов ОГПЗ из нынешней структуры "Газпрома". Для этого, по его словам, возможно, потребуется разрешение правительства России - ОГПЗ является важной составляющей частью Единой системы газоснабжения. "Газпром" оплатит свою долю в СП большей частью активов ОГПЗ, остальное, в частности Оренбургский гелиевый завод, останется на балансе "Газпрома" и его дочерних структур. Скорее всего, КМГ будет оплачивать свою долю в СП денежными средствами, поэтому активы ОГПЗ пройдут процедуру оценки. По данным Ъ, речь может идти о сумме в $500-800 млн. Таким образом, создание СП между "Газпромом" и КМГ может стоить Казахстану с учетом инвестиций в реконструкцию ОГПЗ $1 млрд, что дешевле, чем строительство собственного ГПЗ.

Впрочем, многие вопросы по созданию СП требуют специальных переговоров. Так, пока не решена политика сбыта других продуктов переработки сырого газа на ОГПЗ. Пока также не заключен долгосрочный контракт с оператором Карачаганака, KIO, на долгосрочную поставку газа. В 2005 году KIO поставят на ОГПЗ 7-8,5 млрд куб. м газа, стратегическая цель СП - увеличить переработку казахского газа в Оренбурге до 15 млрд куб. м в год. Сейчас же поставка газа на ОГПЗ происходит в рамках полугодового временного контракта. Перспективы же возобновления переработки основного продукта Карачаганака, газового конденсата, пока не обсуждаются.

Пока существенные объемы конденсата в Оренбург поставляет лишь один участник KIO - ЛУКОЙЛ. Ранее президент компании "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг" Андрей Кузяев поддержал создание СП, заявив, что этот вариант экономически эффективнее строительства нового казахского ГПЗ. Другие участники KIO - ChevronTexaco, Eni и BG Group - пока официально не комментируют свою позицию по этому вопросу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ