Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №135(01.12.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Диалог власти и оппозиции: необходимое условие стабильного развития демократии в Казахстане

Андрей Грозин

Ухудшающаяся в течение последних полутора лет ситуация в Центральной Азии актуализирует вопрос о природе т.н. «цветных революций» и проблеме диалога власти и оппозиции в процессе развития гражданского общества. Не вызывает сомнений, что ситуация при которой некоторые государства региона уже балансируют на грани дестабилизации (межклановых столкновений, регионального сепаратизма, выхода экстремистов и наркомафии на роль лидеров протогосударственных образований – количество негативных сценариев, к сожалению, значительно превосходит количество позитивных) складывается, в значительной мере, благодаря широкому внедрению «разноцветной» идеологии, ориентированной на игнорирование какого-либо консенсуса во внутриполитическом развитии и прямое отрицание культуры диалога. Пример Киргизии, уже несколько месяцев «успешно» идущей по пути превращения в «несостоявшееся государство» является самым наглядным и показательным. В республике существуют десятки различных партий, кланов, группировок, центров принятия общественно значимых решений, которые не только не пытаются найти общий язык для вывода страны из затянувшегося кризиса, но и прямо враждующих друг с другом.

Следует отметить, что опыт политического развития большинства стран, появившихся на обломках СССР, показывает, что часто требования радикальной демократизации входят в противоречие с важнейшим для жизни любого общества ценностями стабильности. Можно вспомнить и события 1992–1993 гг. в России, закончившиеся расстрелом парламента, и несколько витков политической дестабилизации в Грузии приведшие страну к утрате государственной целостности и к до сих пор не преодоленному разрушению экономики, инициированных пришедшими на краткий срок к власти лидерами местных радикал-демократов, и затяжную (1992–1997 гг.) гражданскую войну в Таджикистане, ставшую результатом сговора радикальных демократов и исламистов.

Эти и иные, менее масштабные, трагические срывы в процессе демократизации постсоветских обществ стали результатом наложения многих факторов, специфических в каждом отдельном случае. Но можно сделать и общий вывод: учитывая единое тоталитарное прошлое всех республик бывшего СССР, отсутствие в наших политических культурах устойчивых демократических традиций и – что немаловажно, – желание ряда внешних сил «сыграть на дестабилизации» обстановки в СНГ, необходимые и стратегически неизбежные реформы должны проводиться постепенно и с большой осторожностью, чтобы не допустить политических срывов и общественного хаоса.

Стремление подавляющего большинства населения бывших советских республик к сохранению стабильности, негативное отношение к «революционным рывкам» - данность которую фиксируют практически все (как государственно санкционированные, так и независимые) социологические исследования. То, что в «цветных революциях» каким-либо образом участвовало сравнительно небольшое количество населения (в случае Грузии и Киргизии – от 10 до 25 тыс. человек, в Украине – с обеих сторон на пике активности – не более 250 тыс. человек), также не является секретом для исследователей, изучающих «оранжевые феномены». По сути, радикальное, не склонное к ведению диалога с политическими оппонентами меньшинство в Тбилиси, Киеве и Бишкеке сумело навязать абсолютному большинству свою модель (и свое руководство) развития страны. По большому счету ситуация во многом копирует произошедшее на обломках Российской Империи в октябре 1917 г.

Можно сколь угодно долго говорить о том, что этому политически активному «победившему меньшинству» яснее видны пути, по которым следует развиваться власти и обществу. Однако, любое изменение общественного строя, навязанное большинству и этим большинством не поддерживаемое, в конечном итоге оказывается нежизнеспособным. И навязывать свое видение стратегии развития общества, без достижения по этому вопросу общественного консенсуса, можно только «по-большевистски». Но, как доказывает новейшая история, общественное согласие, полученное «железом и кровью», также весьма эфемерно.

Таким образом, важность и ценность диалога между ведущими политическими и общественными силами является совершенно необходимым для нормального развития государства. Публично отрицать эту ценность не рискнут даже самые радикальные оппозиционеры (кроме совсем уж маргинальных групп и «политических клубов по интересам»).

В этом отношении большую ценность имеет опыт Республики Казахстан, где президент Назарбаев, которого западные эксперты часто обвиняют в «авторитарном стиле правления», не только поддерживает порядок в достаточно сложном и неоднородном обществе, но последовательно занимается проведением в жизнь политики демократизации, борьбой с коррупцией и решением социальных проблем.

Смею предположить, что высокая оценка казахстанским населением таких категорий жизни в РК как государственная стабильность, общественное согласие и межнациональный мир являются справедливой оценкой усилий власти по сохранению в стране гражданского мира. В этом плане власть страны четко улавливает основные чаяний населения и в своей деятельности руководствуется именно ими.

Работа в этом направлении ведется казахстанским руководством давно, но в последнее время она явно активизировалась. В своем выступлении в июне 2004 г. и обращении к нации в феврале 2005 г. Нурсултан Назарбаев определил стратегическую программу продолжения политических реформ. Она подразумевает крупные изменения в плане перехода к новому этапу масштабной либерализации политической системы. В ее рамках предполагается существенное повышение роли парламента в системе государственной власти. Резко будет расширено действие принципа выборности исполнительной власти на местах. Новые горизонты деятельности по выполнению стабилизирующих общество социально-значимых программ были уточнены и конкретизированы весной текущего года в «Послании Президента народу Казахстана» от 2005 г., которые оппозиция тогда сразу же назвала «началом скрытой предвыборной агитации Назарбаева».

Однако, с точки зрения общества совершенно не важно, была ли основная цель Послания в укреплении политического рейтинга Нурсултана Назарбаева. Гораздо важнее для населения РК то, что данный документ определяет конкретные и важные стороны будущей государственной политики в республике – демократизацию политической системы (повышение степени прозрачности государственного администрирования, стратегию борьбы с коррупцией, развитие многопартийности и свободы деятельности СМИ и пр.)

В «Послании к народу Казахстана» президент ясно объявил о конкретных направлениях дальнейшей либерализации законодательства: подготовить и принять изменения в «Закон о выборах», внести изменения в «Закон о СМИ» (в этой связи следует отметить, что казахстанская Интернет-аудитория является самой многочисленной в Центральной Азии и в стране зарегистрировано более 2 тыс. различных СМИ из которых 80% являются негосударственными).

Было заявлено об обеспечении полномочий местных органов власти и дальнейшей выборности этих органов, поддержке НПО (кстати, в РК в рамках, оформившихся и активно действующих институтов гражданского общества действует более 4,5 тысяч неправительственных организаций), дальнейшем реформировании судебной системы.

Политические реформы тесно координируются с социально-экономическими реформами (реформа ЖКХ, повышение зарплат, пенсий, пособий). Как отмечал в этой связи президент Назарбаев, «каждый новый этап политических реформ в Казахстане тесно увязывается с уровнем развития экономики и гражданского общества».

Предпринимаемые руководством РК усилия по экономическому и социальному развитию подкрепляются действенными мерами по совершенствованию деятельности государственного аппарата и повышению профессионализма и ответственности государственных служащих.

Представляется, что наряду с продолжением демократического развития и улучшения ситуации в социальной сфере перед казахстанскими властями все более актуальной проблемой становится установление конструктивного диалога с оппозицией в тех формах, в каких эта практика существует в большинстве развитых стран мира.

Именно для этой цели, для ведения своего рода общенационального диалога всех политических сил Казахстана, при президенте была создана и действует Национальная Комиссия по вопросам демократии и гражданского общества. В работе Комиссии принимают участие как лидеры политических партий и общественных организаций, так и высокопоставленные чиновники.

Данная структура была задумана как площадка для обмена мнениями и согласования позиций между оппозиционными политическими партиями и действующим руководством республики.

Симптоматично, что политики из блока «За справедливый Казахстан» (ЗСК), позиционирующие себя в качестве наиболее радикальных оппозиционеров-демократов, официально отказалась участвовать в работе Комиссии. Отказ от участия в Комиссии, при этом, смотрится не столько как некий асимметричный «ответ на давление со стороны власти», создавшей, якобы, очередной «клапан для выпуска пара общественного недовольства», сколько как принципиальное нежелание участвовать в любых формах диалога с руководством республики и, соответственно, нести свою часть ответственности за государственно значимые решения. Если даже предположить, что данная структура была создана «злокозненной властью» для снижении напряжения в обществе, непонятно, что в этом плохого? Разве только сокращение возможностей оппозиции использовать фактор социального недовольства в своих целях.

Понятно, что казахстанская оппозиция, как и любая оппозиция в нормальных государствах, ставит своей целью завоевание власти. В этих намерениях нет ничего предосудительного, если только в качестве основного инструмента взятия власти не избраны антиконституционные методы.

Власть же, идя на сотрудничество с оппозицией, преследует не только общегосударственные, но и собственные интересы: сокращает поле критики против себя, поскольку сама берется за реализацию ряда предложений оппозиции. И такой подход также следует признать отвечающим общенациональным приоритетам, поскольку в данном случае налицо прямое совпадение интересов руководства, его политических оппонентов и населения.

Например, после того, как представители умеренно-оппозиционной партии, ориентированной на выражение интересов казахстанского среднего класса, «Ак Жол» («Светлый путь») заговорили о необходимости регистрации движения «За справедливый Казахстан», данное движение было официально зарегистрировано.

Или, например, сравним, высказывания президента Назарбаева на открытии второй сессии парламента 1 сентября 2005 г. и заявление лидера партии «Ак Жол» Алихана Байменова 12 апреля 2005 г., известное как «12 шагов власти навстречу народу Казахстана».

Стоит подробнее рассмотреть этот момент, являющийся показательным для оценки готовности руководства РК к учету мнения своих политических противников. Чего же потребовала от президента оппозиция?

Во-первых, в заявлении Байменова говорилось о преобразовании Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества, куда не вошли ни сам «Ак Жол», ни ряд других оппозиционных структур, в Государственную комиссию по демократизации политической системы с включением в нее представителей всех партий и движения «За справедливый Казахстан».

Во-вторых, лидер «Ак Жол» предложил разработать и представить на утверждение президенту план, по которому Казахстан сможет председательствовать в ОБСЕ в 2009 г.

Президент же, выступая перед парламентом, принял первый пункт заявления «Ак Жол» к сведению, заявив о том, что собирается создать Государственную комиссию по разработке и конкретизации Программы демократических реформ под председательством самого президента. В ее состав должны войти депутаты парламента, представители президентской администрации, правительства, партий, общественных объединений и неправительственных организаций (НПО). Не закрыт, по словам Назарбаева, в нее доступ и наиболее радикальным оппозиционерам.

Также Н.Назарбаев поручил своей администрации разработать комплексную программу подготовки казахстанского председательства в ОБСЕ в 2009 г, которая бы возлагала на правительство, заинтересованные министерства и ведомства соответствующие обязанности по ее осуществлению.

При этом следует иметь в виду, что в председательстве в ОБСЕ заинтересованы все политические силы Казахстана (как провластные, так и оппозиционные), так как это поднимет дипломатию и статус республики на международной арене на качественно новый уровень. Ясно, также, что реализация этой амбициозной цели будет способствовать дальнейшему становлению развитого гражданского общества в РК, превращению страны в государство с развитой системой демократии.

Если Алихан Байменов был искренен, когда говорил что: «мы не раз заявляли, что в реализации выдвигаемых нами инициатив авторство не имеет принципиального значения. Для нас главное, чтобы наши идеи, в сфере повышения уровня жизни населения, в сфере экономических реформ, в сфере совершенствования политической системы, работали в интересах всех казахстанцев», то недавние заявления и действия президента должны были вызвать его удовлетворение.

Стоит однако отдельно сказать о том, что радикальная казахстанская оппозиция постоянно говорит о том, что власть «перехватывает» у нее лозунги и некоторые интересные идеи, и даже некоторые из них начинает практически реализовывать. По человечески понять обиду оппозиционеров понять можно, но дело в том, что, во-первых, в сфере обращения идей право на интеллектуальную собственность никогда и нигде не действует. Во-вторых, истинным демократам следовало бы радоваться претворению в жизнь на государственном уровне «своих» идей и планов, вне зависимости от того, кем этот процесс реализуется.

Будут ли и в какой форме реализованы другие предложения оппозиции – о расширении полномочий парламента, перехода к выборности акимов (губернаторов) областей и др., – покажет, по нашему мнению, уже ближайшее время. Есть много оснований ожидать того, что следующий, 2006 г. станет во многом годом «политических новаций» в республике. Высока вероятность того, что уже в следующем правительстве РК (полномочия нынешнего, в соответствии с конституционными нормами, истекают сразу после президентских выборов) появятся и некоторые представители казахстанской оппозиции. Подобное развитие событий было бы, действительно, беспрецедентным фактом для пространства СНГ.

При этом следует помнить о резко негативном отношении к идее возможности какого-то диалога с властью со стороны наиболее радикального «либерал-демократического» крыла оппозиции РК. Причем этот, мягко говоря, неконструктивный, настрой фиксируется уже не только властями Казахстана, которые можно было бы упрекнуть в пристрастности, но и совершенно независимыми от Астаны западными экспертами.

Так 10 ноября в Лондоне миссия по выяснению положения дел, финансируемая Каспийским информационным центром (CIC), выпустила 29-страничный доклад, в котором нарисовала вполне оптимистическую картину предвыборного Казахстана. В миссию входили: генеральный директор CIC Джеральд Фрост; почетный профессор Лондонского университета Кеннет Миноуг; профессор Деннис О’Киф, обществовед из Бекингемского университета; и Дэвид Раффли, член британского парламента от Консервативной партии.

В докладе CIC, озаглавленном «Исследование подготовки к свободным и честным президентским выборам в Республике Казахстан», было сказано, что существующее в стране правовое поле, в случае надлежащего выполнения законов, способно обеспечить выборы, соответствующие «Копенгагенским критериям ОБСЕ». Стоит напомнить, что в последнем документе, принятом в 1990 г. на сессии ОБСЕ в Копенгагене, говорится, что «защита и поддержка прав человека и фундаментальных свобод является одной из основных задач правительства».

В докладе выборы охарактеризованы как стоящий перед населением выбор между обещанием Назарбаева «сочетать экономическую децентрализацию с постепенной политической реформой» и обещанием кандидата от «радикальной оппозиции» Жармахана Туякбая «заменить на его взгляд коррумпированный и авторитарный режим правительством, приверженным демократическим преобразованиям».

Интересно, что в данном серьезном документе оспаривается заявление оппозиции о том, что выгоды, извлекаемые из развития энергетического сектора, не доходят до обычных граждан. Деловая активность, которую почувствовали члены миссии в Алма-Ате и Астане, а также данные международных финансовых институтов, свидетельствуют о том, «что число тех, кто живет за чертой бедности, значительно снизилось», – говорится в докладе.

Более того, участники миссии прямо обвинили лидеров оппозиции в нежелании вступить в диалог с властью и неспособности «сделать шаг вперед в четкой формулировке идеологических и политических взглядов», добавив, что «многие из наиболее острых критиков правительства... являются обиженными бывшими членами правительства». Возможно, оценка западных наблюдателей и выглядит довольно жесткой, но, как говорится, из песни слов не выкинешь – в Казахстане почему-то сложилась такая ситуация при которой наиболее жесткие противники власти значительную часть своей жизни потратили на строительство критикуемой теперь политической системы.

Как бы то ни было, ясно, что президент Назарбаев, придерживаясь общепринятых цивилизованных стандартов в сфере демократизации и либерализациии власти, демонстрирует понимание необходимости в том, чтобы прислушиваться к конструктивным замечаниям представителей оппозиции, реализуя те их предложения, которые не грозят стране утратой политической стабильности и могут принести пользу в стратегической перспективе.

Ведение активного и реального, ориентированного на практическую отдачу, диалога власти и оппозиции способствует реализации ряда целей, полезных для всех участников политического процесса в республике и для всего казахстанского общества в целом.

Во-первых, реализуется подлинный смысл существования политической оппозиции – разумная критика и коррекция осуществляющегося в государстве политического курса.

При этом действия нормальной оппозиции должны быть направлены не на то, чтобы по любому поводу заниматься пустым критиканством, перманентной «борьбой» с властью любыми средствами и ориентацией на формулу «чем хуже – тем лучше», а на то, чтобы вносить конструктивные предложения, направленные на действительно прогрессивное переустройство страны.

Власть же, в свою очередь, имеет право согласиться с предложениями оппозиции, включить их в свою официальную программу действий. Тем самым оппозиция как бы «помогает», консультирует руководство страны по вопросам управления страной. В то же время власть имеет право и отвергнуть предложения оппозиции и предложить свой вариант действий…

При этом всем участникам политического диалога следует постоянно соотносить свои действия с достижением общественной пользы и помнить как о своей ответственности перед народом страны, так и о том, что монополии на истину в последней инстанции нет ни у представителей власти, ни у оппозиционеров.

Во-вторых, в случае подобного сотрудничества власти и оппозиции сжимается пространство для интриг и «подковерных игр», политических скандалов, применения грязных технологий борьбы за власть и махинаций во время выборных кампаний. В этом смысле продолжающаяся в РК предвыборная кампания, к сожалению, пока выявляет недостаточную готовность к полноценному восприятию своих политических оппонентов как равных себе субъектов политического процесса ни со стороны «ультрарадикальных» оппозиционеров, ни со стороны власти (на уровне руководства некоторых регионов Казахстана).

Стоит добавить, что в «развитых демократиях» через диалог власти и оппозиции налаживаются и некоторые неофициальные «правила» политической игры, которые, в дальнейшем, выполняются как действующим руководством страны, так и оппозицией, наряду с формальным правовыми нормами.

Подобные «джентльменские соглашения» в Казахстане позволят на практике сделать будущие выборы более демократическими, цивилизованными, совпадающими со стандартами ОБСЕ, легитимируя тем самым власть в Казахстане в глазах мирового сообщества. Это, в свою очередь, в дальнейшем, наверняка сыграет позитивную роль и в процессе решения вопроса о председательстве Казахстана в ОБСЕ.

При этом позиция руководства Казахстана носит открытый и ясный характер: дальнейшее развитие общества по пути экономического и социального прогресса возможно только на демократических началах, а диалог всех политических сил страны становится реально востребованным механизмом оптимального функционирования казахстанского гражданского общества. Однако темп политических преобразований должен быть четко увязан с уровнем развития экономики, гражданского общества и политической культуры.

В любом случае, настрой власти на диалог и установление эффективных контактов с оппозиционными партиями, в частности, с «Ак Жол», свидетельствует о том, что Нурсултан Назарбаев продолжает четко придерживаться демократического курса, курса на конструктивное сотрудничество со всеми политическими силами в Казахстане, выступая гарантом стабильности и устойчивого развития страны.




Президентская гонка с предсказуемым финалом

28.11. 2005. Независимая газета

Сакен Салимов

У соперников нынешнего главы Казахстана немного шансов на победу

4 декабря в Казахстане пройдут выборы президента. Однако традиционной предвыборной напряженности в стране не чувствуется: Казахстан живет по-прежнему тихо и спокойно, словно ничего не происходит.

Кандидатская пятерка

За высший государственный пост борются пять человек. Главный претендент – действующий президент Нурсултан Назарбаев – от предвыборной агитации отстранился, продолжая лишь выполнять обязанности президента страны.

Тем не менее агитация за Назарбаева все-таки ведется – его предвыборным штабом и Народной коалицией Казахстана (НКК), в которую вошли несколько политических партий: «Отан» («Отчизна»), лидером которой является Назарбаев, «Асар» («Всем миром»), возглавляемая старшей дочерью президента Даригой Назарбаевой, Демократическая партия Казахстана, партия «Руханият» («Единство») и ряд других провластных объединений. Предвыборный штаб и представители НКК объезжают регионы, встречаются с населением и, естественно, призывают голосовать за Назарбаева. Поэтому агитационную работу главного претендента на президентский пост смело можно назвать самой масштабной: и электоральный охват у них шире, и сторонников больше, да и ресурсы, судя по всему, самые значительные. Центральные улицы всех крупных городов Казахстана украшают билборды и агитплакаты кандидата Назарбаева.

Второе место по агитационной активности занимает главный соперник Назарбаева на предстоящих выборах – кандидат от объединенной оппозиции, лидер объединения «За справедливый Казахстан» Жармахан Туякбай. Этой фигуре посвящены страницы практически всех оппозиционных газет (оппозиционных телеканалов в Казахстане нет). Активно работают и агитаторы предвыборного штаба Туякбая, постоянно проводя встречи с избирателями в регионах. Они, по сути, стараются не уступать в активности агитаторам соперника. Нередко можно встретить группу агитаторов сразу двоих – и Назарбаева, и Туякбая. Тем более что активисты не слишком отличаются: у обоих штабов символика одного цвета – желтого. Правда, далеко не везде можно увидеть билборды с изображением Туякбая. В Астане, скажем, нет ни одного.

Агитационная работа еще трех кандидатов – оппозиционера и лидера демократической партии «Ак жол» («Светлый путь») Алихана Байменова, кандидата от Коммунистической народной партии Казахстана Ерасыла Абылкасымова и лидера экологического союза «Табигат» («Природа») Мэлса Елеусизова на фоне борьбы двух главных соперников почти незаметна. Хотя все три претендента на президентский пост – достаточно известные фигуры на политической арене Казахстана.

Международные распри местного масштаба

Острые баталии разворачиваются за место наблюдателей за президентскими выборами. В отличие от предвыборного фронта кандидатов на президентский пост наблюдатели ведут себя более жестко. Споры могут дойти до суда и перерасти в международный скандал.

За ходом выборов будут следить две большие миссии международных наблюдателей – от Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и от СНГ. Пока в них работает не больше 50 человек в каждой. Основной «наблюдательский десант» высадится в Казахстане накануне выборов. Ожидается, что от каждой миссии прибудут не меньше трех сотен краткосрочных наблюдателей.

Казахстанские СМИ особенно пристально следят за работой и выводами миссии БДИПЧ/ОБСЕ. Представители этой организации уже работали в Казахстане – в прошлом году. По итогам парламентских выборов 2004 года миссия ОБСЕ хоть и признала выборы состоявшимися, но сделала весьма резкое заявление по их итогам. Но сейчас ситуация явно изменилась. Глава миссии Одри Гловер в Казахстане находится уже несколько недель, однако за это время журналисты практически не слышали от нее ничего, кроме «здравствуйте», «до свидания» и «без комментариев». Правда, свой промежуточный отчет о ходе предвыборной агитации миссия ОБСЕ все-таки выпустила. Но в нем больше внимания обращается на отдельные несовершенства законодательства. Спокойно работают и наблюдатели от стран СНГ, обещающие огласить свое заключение на следующий день после голосования.

Скандал же развернулся вокруг Международной автономной организации по наблюдению за выборами в странах СНГ CIS-EMO. 18 ноября ЦИК отозвал аккредитацию наблюдателей данной миссии, решив, что она не является международной и в Казахстан была приглашена по ошибке. Причиной отзыва аккредитации якобы стали промежуточные отчеты CIS-EMO, в которых содержатся весьма резкие критические отзывы о деятельности предвыборного штаба Назарбаева.

Спецслужбы предупреждают

Неожиданно в предвыборную гонку вмешались и силовые структуры Казахстана. С разницей лишь в один день руководители сразу трех структур – ЦИКа, Комитета национальной безопасности и МВД заявили, что располагают информацией о готовящихся в день выборов провокациях.

В частности, министр внутренних дел Бауыржан Мухамеджанов объявил, что «радикальными силами ведется подготовительная работа по созданию провокационных групп и их вооружению для организации массовых беспорядков». Глава МВД предупредил, что «любые попытки дестабилизации общественно-политической ситуации в стране будут жестко пресекаться».

С первым местом все ясно

Между тем, несмотря на оставшееся пока еще у кандидатов время на завоевание симпатий электората, никто не сомневается, кому именно из пяти кандидатов достанется заветное кресло президента. Все социологические опросы и исследования ясно свидетельствуют: победа, причем в первом же туре, достанется действующему президенту страны Нурсултану Назарбаеву, рейтинги которого превышают 60%. Назарбаев лидерства не упустит ни при каких раскладах.




Казахстан: выборы без конвертов

29.11.2005. Немецкая волна

Теперь все будет честно и прозрачно?

Практически все казахстанские информационные агентства в понедельник сообщили о том, что Центризбирком республики на заседании в Астане принял решение об отмене постановления, согласно которому при голосовании допускалось использование специальных конвертов для избирательных бюллетеней. Чем были плохи конверты? Почему их использовали ранее и не будут впредь? Анатолий Вайскопф сообщает из Алма-Аты:

18 ноября текущего года Центральная избирательная комиссия Казахстана приняла постановление, согласно которому во время президентских выборов допускалось использование и изготовление конвертов для избирательных бюллетеней. Принимая данное решение, как отмечал тогда председатель Центризбиркома республики Оналсын Жумабеков, члены Центральной избирательной комиссии руководствовались тем, что аналогичные конверты уже использовались на прошлогодних парламентских выборах. Кроме того, Оналсын Жумабеков подчеркивал, что практика применения специальных конвертов для избирательных бюллетеней характерна для многих стран мира. Однако ссылки Центризбиркома на международную практику и прошлогодний опыт не убедили представителей сразу трех предвыборных штабов кандидатов в президенты. По мнению штабов Жармахана Туякбая, Алихана Байменова и Мэлса Елеусизова, использование специальных конвертов для бюллетеней позволяло скрыто вкладывать в них лишние голоса, что является прямым нарушение выборного законодательства Республики Казахстан. В результате 24 ноября представители вышеуказанных штабов кандидатов в президенты собрались в алма-атинской гостинице «Амбассадор», где подписали совместное заявление в Центризбирком Казахстана с требованием отменить постановление №45/89. Более того, уполномоченные кандидатов в президенты разработали проект нормативно-правового акта, отменяющего решение об использовании конвертов.

Надо сказать, что это совместное заявление и проект вызвали немедленную реакцию в штабе Нурсултана Назарбаева. Уже вечером того же дня руководитель предвыборного штаба действующего президента Бахытжан Жумагулов в интервью ряду средств массовой информации заявил, что проект нормативно-правового акта, направленного на отмену использования конвертов, противоречит многим пунктам законодательства страны, а текст обращения не выдерживает никакой критики.

Тем не менее Центризбирком Казахстана принял-таки проект нормативно-правового акта, предложенный штабами Туякбая, Байменова и Елеусизова к рассмотрению. А в понедельник, 28 ноября, на свет появилось новое решение Центризбиркома Казахстана, которое отменило постановление №45/89 «Об использовании и изготовлении конвертов для избирательных бюллетеней при голосовании на выборах президента РК» от 18 ноября 2005 года. Как отметил в связи с этим Оналсын Жумабеков (цитата): «Подтверждая свое стремление обеспечить проведение избирательной кампании президента РК открыто и справедливо, также учитывая доводы и пожелания наблюдателей и представителей общественности, ЦИК решил рассмотреть вопрос об отмене ранее принятого постановления «Об использовании и изготовлении конвертов для избирательных бюллетеней при голосовании на выборах президента РК».

Необходимо отметить, что отмены постановления добивались не только предвыборные штабы Жармахана Туякбая, Алихана Байменова и Мэлса Елеусизова. Свою озабоченность по поводу использования конвертов неоднократно высказывала и глава миссии БДИПЧ/ОБСЕ в Казахстане Одри Гловер, которая внимательно следит за предвыборной кампанией в Казахстане ещё с октября текущего года.

Кстати, по данным Центризбиркома Казахстана, только от миссии БДИПЧ/ОБСЕ за выборами президента республики будут наблюдать 473 наблюдателя из 21 страны. При этом общее количество наблюдателей по состоянию на 28 ноября уже достигло 1590 человек. Помимо наблюдателей за выборами президента Казахстана, до которых осталось меньше недели, будут внимательно следить и 163 иностранных журналиста из Ирана, Пакистана, Китая, России, Великобритании, США, ФРГ и других стран мира.




Экономический прорыв: Казахстан на пути от кризиса к лидерству в новой экономике

Александра Борисова

Современный Казахстан является наиболее интенсивно развивающимся регионом не только на постсоветском пространстве, но и, пожалуй, в Евразии. Президенту Нурсултану Назарбаеву за годы своего правления удалось превратить Казахстан из государства, образовавшегося на обломках СССР и переживающего серьезный социально-экономический кризис, в страну, готовую вот-вот войти в число лидеров мирового развития. Сегодня, пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что ни пройдет и трех-пяти лет, как в мире появится еще один мощный и перспективный центр новой экономики.

Чего уже удалось добиться или текущая социально-экономическая ситуация в Казахстане

Главным показателем успешного развития Казахстана и упрочнения его позиций в мировой экономики являются беспрецедентные темпы роста ВВП. Если будущее амбициозных программ президента России Владимира Путина по удвоению ВВП страны к 2010 году вызывают сомнение даже у некоторых членов правительства РФ, то Казахстан сможет решить аналогичную задачу, скорее всего, даже досрочно.

Как известно, на постсоветском пространстве Казахстан входит в тройку лидеров роста, наряду с Россией и Белоруссией.

Если в 2003 г. рост ВВП государств СНГ в среднем составил 6.2 %, в Центральной Европе и странах Балтии – 3.3 %, то в Казахстане этот показатель превысил 9%. На протяжении, как минимум, последних пяти лет прирост ВВП Казахстана стабильно составляет 7 – 10 %. При этом республика входит в число лидеров и по восстановительному (после структурного кризиса начала 1990-х гг.) росту ВВП на душу населения, который уже на 4 % выше уровня 1990 г.

Следует подчеркнуть, что достигнутый в Казахстане за этот период рост среднедушевого ВВП в 104 % сопоставим с аналогичными показателями для высокоразвитых стран мира – США (119 %), Германия (115 %), Япония (110 %).

Для сравнения, среднедушевой ВВП в России вырос за тот же период на 31 %, в Белоруссии – на 7 %, а вот в Украине он даже снизился на 40 %. Ситуация, схожая с украинской, имеет место в большинстве бывших советских республик Закавказья и Центральной Азии, где среднедушевой ВВП так и не достиг предкризисного уровня.

Далее, по абсолютной величине ВВП Казахстана в 2 раза превышает соответствующий показатель Украины, в 2.5 раза – показатель Грузии, и по итогам 2004 г. составил более 35 млрд. долл., заняв тем самым второе место после России среди стран СНГ.

Совокупный объем промышленного производства в Казахстане в 2004 г. увеличился на 9.8 %. В частности, рост объемов производства в горнодобывающей промышленности составил 12.8 %, в обрабатывающей – 7.8 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды возросло на 4.4 %. Увеличение объемов промышленного производства осуществляется за счет роста производства в добывающих отраслях: добыча природного газа в РК выросла на 37.3 %, сырой нефти и попутного газа – на 13.1 %, железных руд на – 5.4 %, руд цветных металлов – на 1,4%.

Таким образом, по темпам роста промышленного производства Казахстан опережает большинство стран СНГ, не исключая и России.

Если Казахстан сумел восстановить объемы промышленного производства предкризисного 1990-го г. на 80 %, то Россия – только на 66 % (здесь вышла вперед только Белоруссия, которая восстановила экономику до уровня 120 %). Страны же Центральной Азии и Закавказья значительно отстают: объемы промышленного производства в этих странах составляют, в лучшем случае, 50 – 70 % от уровня начала 1990-го г.

В настоящее время в РК выпуск промышленной продукции осуществляют более 2 700 предприятий, на которых занято свыше 800 тысяч человек, что составляет около трети всех занятых в сфере материального производства. К числу ведущих отраслей промышленности относится цветная и черная металлургия. Казахстанская медь, свинец, цинк и кадмий пользуются устойчивым спросом на мировом рынке.

Республика располагает богатыми запасами полезных ископаемых, что делает ее наряду с Россией крупнейшим топливно-энергетическим регионом Евразии. По запасам нефти Казахстан опережает многие нефтедобывающие страны. Доказанные запасы нефти в Казахстане оцениваются в 39.6 млрд. баррелей, а доказанные запасы газа – 18.2 млрд. баррелей в нефтяном эквиваленте (здесь имеются 172 нефтяных, 42 конденсатных и 94 газовых месторождения). Это, соответственно, 3.3 % и 1.7 % от общемировых запасов.

Строительство экспортных нефтепроводов позволило увеличить добычу нефти с 20 млн. тонн в 1995 г. до почти 40 млн. тонн в 2000 г. и по прогнозам в 2014 г. она достигнет уровня в 120 – 170 млн. тонн.

На данный момент транспортировка нефти осуществляется, в основном, по территории России и, например, в 2003 г. через российские трубы было прокачено 32 млн. тонн казахстанской нефти. В то же время Астана, придерживаясь принципа многовекторности маршрутов транспортировки нефти, предполагает завершить строительство нефтепровода в Китай мощностью 20 млн. тонн. Этот проект стоимостью около 690 млн. долларов фактически финансируется Китаем.

Таким образом, сырьевые отрасли остаются наиболее рентабельными и привлекательными с точки зрения инвесторов. На них приходится более 60 % общего объема промышленной продукции. На нефть, газ и металлы приходится более 80 % национального экспорта и около 90 % экспорта на рынки вне СНГ.

Так что, несмотря на ряд кризисных процессов в машиностроении (где доля убыточных предприятий составляет до 1/3 от числа всех производств), для дальнейшего успешного экономического развития в Казахстане имеются достаточные предпосылки.

Экономика крупных корпораций – залог конкурентоспособности на мировой арене

Современную экономику Казахстана можно смело рассматривать как экономику крупных корпораций. Высокая концентрация капитала делает ее хорошо подготовленным плацдармом для осуществления крупных технологических проектов, что в современной экономике является одним из необходимых условий конкурентоспособности. В процессе приватизации сложилась монополистическая структура экономики с небольшим числом лидирующих бизнес–групп.

Так, богатейшие запасы нефти Казахстана разрабатываются крупнейшими мировыми нефтяными компаниями. Акции ряда независимых компаний котируются на западных биржах. В настоящее время объем добычи «черного золота» в Казахстане составляет около 1.3 млн. баррелей в сутки. Казахстан отправляет нефть на экспорт в основном по территории России (по нефтепроводным системам Транснефти и КТК) и Ирана. В дальнейшем планируются экспортные поставки по нефтепроводу Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан (АБТД), а также пуск в строй нового нефтепровода в Китай.

Другую часть крупных корпораций Казахстана составляют, как и в России, банковские структуры и инвестиционные фонды, аккумулировавшие значительную часть приватизационных купонов (свыше 75 % всех купонов вложено в 25 % фондов). Впоследствии банковский капитал начал экспансию в промышленную и торговую сферу. Банковские группы занимают ведущие позиции в экономике Казахстана (в отличие от России, где после кризиса 1998 г. центральными звеньями являются компании добывающей и обрабатывающей промышленности).

С учетом того, что казахстанская экономика является небольшой по общей емкости, наибольшие перспективы долговременного экономического роста в любом случае видятся в экспортной, а не импортозамещающей стратегии.

Соответственно, и в долгосрочной перспективе базу казахстанской экономики будут образовывать крупные компании топливно-энергетического сектора. Форма участия государства в подобных системообразующих компаниях будет варьировать от владения «золотой акцией» до стопроцентного владения акциями. Вокруг этих компаний будут группироваться мелкие и средние предприятия, работающие по их заказам. Также в будущем ожидается широкая экономическая экспансия Казахстана, приобретение необходимых промышленных объектов и инфраструктуры в ближнем зарубежье, прежде всего в сфере энергетики и трубопроводного транспорта, портов и терминалов.

В перспективе государство будет способствовать развитию финансово-промышленных групп (ФПГ) и в сфере высоких (наукоемких, информационных) технологий.

При этом уже определены основные направления государственной экономической политики по развитию таких технологий:

- совершенствование соответствующей правовой базы и предпринимательского климата;

- создание условий для развития многоуровневой инновационной системы (технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, научных парков);

- подготовка профессиональных кадров и специалистов;

- развитие свободной экономической зоны «Парк информационных технологий» на территории г. Алматы и свободной экономической зоны «Морпорт Актау.

В этой сфере ФПГ будут создаваться как настоящие транснациональные корпорации с передовыми технологиями и современным менеджментом. Всемерно продвигая свои ФПГ на рынки других стран, постоянно ориентируя на это внешнеэкономическую политику, Казахстан расширит сферу своего влияния и займет достойную нишу в новой мировой экономике.

Будущее страны – в ее гражданах или социальная ситуация в Казахстане

Казахстан имеет весьма высокие демографические показатели – естественный прирост населения в 2004 г. составил порядка 6.5%.

Для сравнения, в России соответствующий показатель не просто ниже, но имеет отрицательный знак ( – 6.2%), похожая ситуация наблюдается в Белоруссии ( – 5.5%) и в Украине ( – 7.5%). Весьма скромные демографические показатели демонстрируют и высокоразвитые страны. Из числа развитых стран конкурировать с Казахстаном в этом отношении могут, пожалуй, только США (5.6%), а, скажем, в Великобритании естественный прирост населения устойчиво ниже 1%.

Таким образом, Казахстан попадает в группу стран с высоким демографическим потенциалом, благоприятным для экономического развития.

В Казахстане неуклонно снижается безработица. За последние 5 лет число безработных сократилось почти на треть – с 906 тыс. человек в 2000 г. до 672 тыс. человек в 2003 г. Столь высокоэффективной борьбой с безработицей вряд ли может похвастаться какое-либо другое государство СНГ и, без преувеличения, мира.

Хотя в Казахстане, как и в России, наблюдается значительный разрыв в доходах между богатыми и бедными, тем не менее, средняя заработная плата достаточно высока – около 200 долл. в месяц, что существенно выше по сравнению с другими государствами СНГ, тем более, соседними республиками Центральной Азии.

Наконец, Казахстан традиционно отличает высокая степень внимания к развитию человеческого капитала.

Республика является одним из лидеров в СНГ и мире по количеству студентов высших и профессиональных учебных заведений. Так, в Казахстане на 100 человек населения приходится 61 студент.

Для сравнения в США ежегодно готовится около 56 студентов на 1000 человек населения. Близкие показатели имеют Россия, Белоруссия и Украина. Такие же страны как Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Грузия, Армения, увы, не могут похвастаться такими показателями.

Это показывает, что в Казахстане явно созданы условия для развития высшего и профессионального образования, образующих необходимый фундамент для успешного развития экономики и общества в целом.

Инвестиции – завтрашние достижения закладываются сегодня

Будущее экономики определяется, в первую очередь, структурой и тенденциями текущей инвестиционной активности.

В Казахстане такая деятельность направлена на оживление процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. С момента обретения суверенитета РК держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание благоприятного инвестиционного климата или комплекса факторов, притягательных для инвесторов.

В республику активно привлекаются прямые и портфельные иностранные инвестиции. По показателю инвестиций на душу населения Казахстан опережает все республики бывшего СССР, а по доле инвестиций в ВВП превосходит ряд стран Восточной Европы – Чехию, Венгрию и Польшу.

Начиная с 1993 г., в республику привлечено более 25 млрд. долларов прямых инвестиций – почти треть от всех вложений иностранного капитала в страны Содружества Независимых Государств.

Доля иностранных инвестиций в формировании основного капитала в России не превышает 10 %, а в Казахстане с 1997 г. колеблется на уровне 30 – 50 %. Транснациональные корпорации (ТНК) контролируют до 40 % промышленного производства и около 50 % внешней торговли Казахстана.

Естественно, что иностранные инвестиции концентрируются в нескольких наиболее привлекательных и конкурентоспособных отраслях экономики: 65 % – в нефтегазовой отрасли, 10 % – в черной металлургии и 5 % – в цветной металлургии.

Следует отметить, что в нефтегазовой отрасли РК по инвестициям лидируют гиганты мирового энергетического рынка: Chevron, BG Group, Texaco, Agip, TotalFinaElf, Shell, Statoil, CNPC и ЛУКойл. Этим заложена устойчивая основа для интеграции казахстанской экономики в мировой рынок.

Внешнеэкономическая экспансия – готовность к интеграции с мировыми лидерами

Во внешнеэкономической деятельности Республика Казахстан проводит политику, направленную на построение открытой экономики, полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства.

На сегодняшний день доля Казахстана на мировом рынке составляет 0.2 %. Среди стран СНГ это один из наиболее высоких показателей. Например, он в 2 раза выше, чем в Литве и Белоруссии, и более чем на порядок больше, чем в таких странах как Азербайджан, Грузия, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, доля которых на мировом рынке составляет сотые доли процента.

Разумеется, пока Казахстан не может претендовать на слишком высокие доли ведущих мировых стран, таких как США (10.3%), Великобритания (4.3%), Германия (10.7%) или Япония (6.8%), но, в сравнении со странами Восточной Европы, Казахстан выглядит весьма достойно: соответствующие доли Польши – 0.7%, Венгрии – 0.6 %, Болгарии – 0.1 %.

В области регулирования внешнеторговой деятельности Казахстан прошел путь от жесткого контроля со стороны государства до значительной либерализации внешней торговли.

Внешнеторговый режим в Казахстане совершенствуется в соответствии с требованиями Всемирной Торговой Организации (ВТО), снимаются барьеры во взаимной торговле, создаются оптимальные условия для доступа казахстанских экспортеров на зарубежные рынки, стимулируется экспорт готовой продукции. Планируется тесное сотрудничество по созданию зоны свободной торговли в рамках Единого Экономического Пространства (ЕЭП).

В области валютного регулирования и валютного контроля приоритетным направлением государственной политики стала либерализация путем смягчения режима валютного регулирования и устранения чрезмерных административных преград при осуществлении резидентами операций с иностранными активами. Либерализацию валютного режима предполагается завершить к 2007 г. Меры по ослаблению валютных ограничений направлены на рост национального финансового рынка, развитие финансовых инструментов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

В целях поддержания ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров на внешних рынках Национальный Банк РК использует режим плавающего обменного курса национальной валюты – тенге. Национальный Банк осуществляет минимальное присутствие на внутреннем валютном рынке, вмешиваясь только в наиболее острых ситуациях для предотвращения спекулятивных скачков обменного курса тенге.

Следует отметить, что одним из ведущих экономических партнеров Казахстана является Российская Федерация. В Россию поставляется 90% экспортируемой Казахстаном животноводческой продукции, 80% плодоовощной, почти весь экспортируемый уголь и железная руда, более половины товаров химической и текстильной промышленности, а также изделия из черных металлов, машинно-техническая продукция. Если говорить об общем товарообороте стран Содружества, то здесь доля Казахстана составляет 15%, а доля России в товарообороте Казахстана со странами СНГ – 30%.

Наконец, следует сказать, что неуклонно растет экономическая значимость для Казахстана сотрудничества с лидирующими державами мира. Так, например, доля Великобритании, Германии и Италии в казахстанском экспорте возросла с 8.1 % в 1995 г. до 18.5 % в 2000 г. и, в перспективе, она будет увеличиваться.

Ключ к успеху – стратегический выбор руководства Казахстана

Сегодняшние успехи в развитии Казахстана, на которые четко указывают проанализированные нами макроэкономические показатели и международные сравнения, не были бы возможны без последовательной и крайне продуманной политики, которую под руководством президента Назарбаева осуществляло правительство Казахстана.

Общепризнанно, что Республика Казахстан выступает лидером среди стран СНГ по реализации последовательных реформ. Некоторые реформы, давно воплощенные в жизнь в Казахстане, в Российской Федерации, например, находятся еще только в стадии обсуждения.

Разумеется, ключевым элементом экономических реформ в РК стала масштабная приватизация государственной собственности, начавшаяся в 1991 г.

Законодательную базу приватизации в РК сформировали законы «О собственности» и «О разгосударствлении и приватизации», особенностью которых явилось сочетание массовой приватизации на основе приватизационно-инвестиционных купонов и приватизации крупнейших объектов и стратегически важных предприятий (прежде всего, в нефтегазовой сфере) по индивидуальным проектам, которые были ориентированы, по преимуществу, на крупных иностранных инвесторов.

В настоящее время более 85 % объема промышленного производства создается частным сектором. При этом государство сохраняет свое присутствие в стратегически важных секторах экономики через специализированные национальные компании.

Так в рамках реформы электроэнергетики технологически разделены производство, транспортировка и распределение электроэнергии. Значительная часть генерирующих мощностей находится в частном секторе. Транспортировка энергии осуществляется по магистральным сетям государственной компанией KEGOС, а распределение энергии – региональными электросетевыми компаниями.

Поскольку длительное время интерес иностранных инвесторов к приобретению активов в Казахстане оставался неустойчивым, был введен механизм концессионного управления. Принцип ориентации на международных инвесторов сохранялся и впоследствии в секторных программах приватизации. Так, значительная часть тепловых электростанций при реформировании электроэнергетики переведена в собственность иностранной компании AES, а имущественный комплекс государственной компании по управлению магистральными сетями KEGOС передан в управление британской National Grid Company. Иностранным компаниям продано или передано в управление более половины распределительных энергосетевых компаний. Аналогичные реформы реализовывались в сфере телекоммуникаций.

Казахстан, так же как и Россия, большое внимание уделяет реформированию государственных финансов. По инициативе Национального Банка РК для повышения устойчивости финансового сектора введена система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках второго уровня.

В 2002 г. Казахстан первым среди стран СНГ реализовал амнистию капиталов. В 2001 году в Казахстане принят новый Налоговый кодекс, закрепляющий принципы либеральной рыночной экономики и создающий благоприятные условия для всех хозяйствующих субъектов. Ставка налога на добавленную стоимость была снижена с 20 до 16 %, а социального налога – с 26 % до 21 %. Снижение фискальной нагрузки сопровождается предоставлением дополнительных налоговых стимулов приоритетным секторам, в том числе малому предпринимательству, сельскому хозяйству и социальным услугам, сектору высоких технологий.

Кроме того, в целях упрощения разрешительных процедур по въезду-выезду руководителей иностранных компаний и сотрудников их представительств, в практику введена выдача специальной визы – так называемой «инвесторской визы».

В 2005 г. продолжалось снижение налоговой нагрузки с целью стимулирования потребительского спроса населения, снижения налогового бремени на предприятия, увеличения внутренних инвестиций.

Для этого уменьшаются ставки налогов, базой исчисления которых являются доходы работников, выплачиваемые в виде оплаты труда, а также снижена ставка НДС с 16% до 15%.

Введен отдельный налоговый режим для организаций, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон, основной деятельностью которых являются научные разработки, создание и развитие информационных технологий.

Кроме того, для стимулирования научной и инновационной деятельности будет меняться налоговое законодательство в части стимулирования научных и инновационных исследований и работ и внедрения в производство научных достижений и инновационных разработок.

Одновременно Казахстан пытается изымать большую ренту при эксплуатации природных ресурсов. С 2004 г. введен новый режим налогообложения нефтяных операций.

Энергично реформируется бюджетная сфера. Казахстан первым среди стран СНГ создал систему казначейства. Введены паспорта бюджетных программ, позволяющие отслеживать эффективность бюджетных расходов, ликвидированы все внебюджетные фонды, а сам бюджет разделен на текущие расходы и инвестиционные программы.

Для рационализации расходов и сокращения дефицита бюджета полностью отменены натуральные льготы. Все льготы персонифицированы, носят строго целевой характер и выделяются исключительно на адресной основе. Принятие в 2004 г. Бюджетного кодекса позволило перейти на среднесрочное бюджетное планирование и формировать бюджет на основе новых принципов. Предполагается продолжить работу по дальнейшей гармонизации стратегического, индикативного и бюджетного планирования, упорядочению бюджетного законодательства.

Таким образом, высокая инвестиционная активность и привлечение зарубежных инвестиций во многом объясняется особенностями приватизации и сильной законодательной базой.

В одном из своих выступлений президент Назарбаев отметил: «Наша задача – представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли».

И проводимая инвестиционная политика позволила реализовать эту установку – она осуществляется на основе следующих принципов:

- государственной поддержки предприятий за счет централизованных инвестиций;

- значительного расширения практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- усиления государственного контроля за целевым расходованием средств республиканского бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования.

В 1997 г. президентом РК были изданы указы «Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых и иностранных инвестиций» и «Об утверждении Положений о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами», а также приняты законы «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг», «О регистрации сделок с ценными бумагами», регулирующие инвестиционные отношения на национальном и международном уровне. Заключено более 30 межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций. Иностранным инвесторам гарантируется использование по их усмотрению доходов, полученных от своей деятельности. В 2000 г. Казахстан присоединился к Энергетической хартии.

Эти направления нашли дальнейшие развитие в «Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003 – 2015 гг.»

Целью, провозглашенной в этом государственном документе, является построение конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики.

К 2010 г. предполагается вдвое увеличить объем валового внутреннего продукта и снизить зависимость экономики от конъюнктурных факторов при инфляции менее 6 % в год.

Предполагается превратить государство в «локомотив» экономического роста, поддержать крупные системообразующие компании и вывести их на региональный и мировой уровень при дальнейшей экономической экспансии в рамках СНГ. Деятельность национальных компаний будет осуществляться в соответствии с утвержденными правительством концепциями развития отраслей (секторов) экономики, предусматривающими демонополизацию определенных рынков, развитие регулирующего законодательства и институтов. По каждой национальной компании будут утверждаться среднесрочные (3 – 5 лет) индикативные планы развития.

Правительство Казахстана сосредоточит свои усилия на улучшении инвестиционного климата путем укрепления и защиты прав частной собственности, сокращения административного вмешательства в хозяйственную деятельность, развития финансовых рынков и институтов.

* * *

Таким образом, анализ социально-экономических данных о развитии Казахстана на протяжении последних 15 лет позволяет сделать вывод о том, что в условиях изначально высокого экспортного потенциала последовательное и систематическое реформирование позволило руководству этой страны вывести экономику из постсоциалистического трансформационного кризиса и перевести ее в режим стабильного и прогрессивного развития.

При этом, на наш взгляд, не будет преувеличением сказать, что ни пройдет и трех – пяти лет, как в мире появится еще один мощный и перспективный центр новой экономики – Казахстан.




Полный «Газпром»!..

18.11.2005. Республика (Казахстан)

Александр Бельский

Астана и Москва объединились против Туркменбаши

Российский газовый гигант «Газпром» и “Интергаз Центральная Азия” (газотранспортная организация “КазМунайГаза”) подписали пакет контрактов о транзите среднеазиатского и российского природного газа через территорию Казахстана.

Подписание произошло в ходе рабочего визита в Казахстан делегации “Газпрома” во главе с председателем правления концерна Алексеем МИЛЛЕРОМ. Как заявил глава концерна, соглашения подписаны на принципах “предоставляемых мощностей”, то есть исходя из объема транспортировки, выделенного Казахстаном. Сам же контракт можно считать венцом проведенных в октябре этого года в Москве, Ташкенте и Ашхабаде переговоров, на которых официальные представители России и среднеазиатских стран обсуждали газовые вопросы.

Отрезали от “большого” сбыта

Согласно подписанным контрактам, рассчитаны которые на пять лет, объем среднеазиатского газа, идущего через Казахстан в Россию, будет составлять ежегодно 54-55 млрд. кубов. В 2006 году это составит около 10 млрд. кубов узбекского газа и около 44 млрд. туркменского. При этом мощность экспортной системы Средняя Азия – Центр будет доведена до 60 млрд. кубов.

В то же время, согласно данным российских изданий по уменьшению транспортного тарифа, переговоры “Газпрома” с казахской стороной пока не завершены. Астане хотелось бы получать от концерна не меньше, чем Туркменистану, которому “Газпром” платит $44 за тысячу кубометров. Однако российский гигант пока стоит на том, чтобы покупать газ в Казахстане значительно дешевле.

Как считают наблюдатели, скорее всего этот аспект взаимоотношений будет урегулирован сторонами уже в ближайшем будущем. Дело в том, что “Газпром” и “КазМунайГаз” договорились проводить “совместную маркетинговую политику”. Она заключается в сохранении единого экспортного канала, обеспеченного российско-казахстанским СП “Казросгаз”, созданного сторонами.

Эта договоренность может считаться знаковой, так как она означает, что за пределы Казахстана не будет продано ни одного кубометра газа без участия “Газпрома”. Учитывая же, что ранее аналогичный документ концерном был подписан и с “Узбекнефтегазом”, туркменский газ теперь фактически отрезан от “большого” сбыта на севере.

Усиление позиций

Понятно, что новые договоренности принесут огромную выгоду “Газпрому”, который ранее пытался монополизировать туркменский экспорт. Однако время показало, что было ошибкой делать это путем заключения в 2003 году контракта на закупку гигантских объемов газа. Как известно, Ашхабад после заключения столь масштабной сделки постоянно давил на “Газпром” с требованием повышения цены на газ.

Договор с Казахстаном настолько усиливает позиции “Газпрома” в Средней Азии, что это ему позволит настаивать на своей цене поставок газа, например, на Украину, которая в 2006 году может составить $160 за тысячу кубометров. Тем более что, помимо контракта на транзит среднеазиатского газа, “Газпром” и “Казмунайгаз” договорились об условиях прокачки по территории Казахстана российского сырья. Еще с советских времен около 70 млрд. кубометров газа из Западной Сибири проходит по северным районам нашей республики. На этот объем также заключен среднесрочный (на пять лет) контракт с такой же ставкой транзита, как для туркменского или узбекского газа.

В то же время, судя по официальным заявлениям, пока до конца не ясно, сумели ли договориться Алексей Миллер с Нурсултаном Назарбаевым, когда они встречались в ходе визита главы “Газпрома” в Астану, о возможности перерабатывать на Оренбургском заводе 15 млрд. кубов газа ежегодно. Известно лишь, что ресурсной базой станет казахстанское месторождение Карачаганак. Ранее Астана планировала построить Карачаганакский газоперерабатывающий завод, но теперь вроде бы готова создать СП с “Газпромом” и в Оренбурге.

…Однако даже и без прогресса в этом направлении ясно, что Астане не выгодно удвоение экспорта туркменского сырья. Оно могло бы произойти, если бы был построен украинский трубопровод и расширена магистраль САЦ. Но теперь этим планам, как считают эксперты, не суждено сбыться. По их мнению, строительство Прикаспийского трубопровода, скорее всего, будет перенесено на следующее десятилетие. А название украинского за ним вряд ли закрепится.




Мажейкяй для Назарбаева

22.11.2005. Политком.ру

Виталий Портников

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сообщил властям Литвы о "чрезвычайной заинтересованности" его страны в покупке нефтеперерабатывающего комплекса "Мажейкяй Нафта".

Президент Казахстана, бывший первый секретарь ЦК Компартии этой республики, даже позвонил своему старинному знакомцу - премьер-министру Альгирдасу Бразаускасу, бывшему первому секретарю ЦК Компартии Литвы - чтобы обсудить подробности покупки знаменитого комбината. Если Мажейкяй достанется Казахстану, это будет третий неожиданный поворот в судьбе комплекса, развитие которого способно определить развитие самой Литвы.

Мажейкяйский нефтеперерабатывающий не в первый раз оказывается в центре литовской политической жизни. В свое время именно борьба между россиянами и американцами за контрольный пакет акций комбината привела к конфликту между тогдашними руководителями страны - президентом Валдасом Адамкусом, спикером парламента Витаутасом Ландсбергисом и премьер-министром Роландасом Паксасом. Победа американской компании привела к отставке Паксаса и началу его политической карьеры политика-оппозиционера.

Но реванш отставленного премьера, предпринятый в ситуации, когда американцы сдавали свои позиции на Мажейкяе, был недолгим. Предприятие было передано другому собственнику уже в период возвращения к власти левых и Бразаускаса. Однако российской кампанией, получивший контрольный пакет акций комбината, оказался не соперничавший с американцами ЛУКОЙЛ, а находившийся в стороне от состязания ЮКОС. Выбор казался оптимальным: с одной стороны, российская кампания, с другой, не участвовавшая в старой тяжбе. Однако даже мудрый Бразаускас не мог предвидеть всех перипетий российской политической жизни, приведших к краху вначале Михаила Ходорковского, а затем и возглавляемой им кампании. И литовцы вновь оказались перед необходимостью продать контрольный пакет акций Мажейкяя.

Звонок Назарбаева может оказаться в этом смысле спасительным для Бразаускаса. Ведь стремление Казахстана получить комбинат позволяет выйти из схемы вечного противостояния "Россия-Запад" и к тому же дает возможность обойти не менее неприятный с политической точки зрения вариант передачи контрольного пакета российским конкурентам ЮКОСа. Ведь среди претендентов на Мажейкяй в этот раз числились и ЛУКОЙЛ, и РУСАЛ, и другие известные российские кампании. Их владельцев можно назвать доброжелателями Владимира Путина, но уж никак нельзя - близкими друзьями Михаила Ходорковского. И как бы посмотрели на такую покупку на Западе?

А Назарбаев - как бы - человек со стороны. Казахстанская покупка не вызовет аллергии у общественного мнения и вместе с тем не позволит возмущаться российским нефтяным генералам, вынужденным поддерживать неплохие отношения с Нурсултаном Абишевичем. А у Казахстана неожиданно для многих появится нефтеперерабатывающий комплекс в Евросоюзе, позволяющий выводить энергетические амбиции страны на новый уровень. Сказать, что все будут довольны, нельзя. Но голоса недовольных явно слышны не будут.




Близкие к Нуркадилову казахские поэты скептичны о последствиях его убийства

26.11.2005. Радио «Азаттык» («Свобода»)

Гульмира Камзиева

После трагического убийства Заманбека Нуркадилова его вдова Макпал Жунусова боится за свою жизнь. Министр внутренних дел Бауыржан Мухаммеджанов заявил журналистам, что Макпал не желает сотрудничать со следствием. Однако, адвокат семьи Нуркадиловых Сериккалин Мусин отрицает эту информацию. Макпал Жунусова заявила на пресс конференции 24 ноября, что ей угрожает опасность со стороны полиции, что до руководства МВД доводится неверная информация о ходе следствия. Некоторые вчерашние соратники Нуркадилова по государственной службе, те, кто был обласкан Нуркадиловым, считают, что гибель Нуркадилова не повлияет на сегодняшний и завтрашний день Казахстана.

Макпал Жунусова заявила, что у ее мужа были большие планы и он никак не мог наложить на себя руки. Как повлияет первое в истории Казахстана предположительно политическое убийство на сегодняшнюю жизнь казахстанского общества? Этот вопрос мы задали некоторым известным людям, кто знал Нуркадилова лично. Заманбек Нуркадилов не мог покончить жизнью самовольно, говорит поэтесса Фариза Онгарсынова, которая долгие годы работала с ним. Известие о гибели Заманбека Нуркадилова прозвучало как гром среди ясного неба, говорит Фариза Онгарсынова:

-Когда я услышала это, не могла встать. Слышала, что обвиняют в этом Макпал. Мне кажется, это - кощунство. Как они могли так сказать? Они же любили друг друга. Я вообще боюсь за будущее нашего общества, где убивают. Я не думаю, что смерть Заманбека Нуркадилова принесет какие-то изменения. Не может быть такого, чтобы Заманбек Нуркадилов все бросил и лишил себя жизни. Да, он был таким противоречивым и неординарным человеком, но не думаю, что он мог покончить с собой.

По мнению некоторых казахстанских аналитиков, официальная Астана должна ускорить следствие, чтобы снять напряжение в обществе и выяснить все обстоятельства тяжкого преступления. В таком случае смерть Заманбека Нуркадилова не будет рассматриваться в обществе как политическое убийство, - говорит директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис:

-Это кого-то испугает, кого-то насторожит. Как бы там не было, после этого события политическая температура казахстанского общества резко повысилась. На данный момент каких-то политических эксцессов по этому поводу нет, но общество находится в напряжении. Именно поэтому власть должна как можно скорее провести соответствующее раследование и обеспечить общество такой информацией, где не будет сомнений.

Если кто-то ждет окончания следствия, то некоторые казахстанские политики ждут последствий смерти Заманбека Нуркадилова. Власть должна опомниться у последней черты, - говорит политик Сейдахмет Куттыкадам:

-Мне кажется, какие-то последствия возможны. В нашем обществе есть серьезные трения не только между властью и оппозицией, но и в самой власти есть несколько мощных группировок, которые соперничают между собой. И у оппозиции есть силы, которые соперничают между собой, поэтому все они должны задуматься.

Смерть известного политика Заманбека Нуркадилова никак не повлияет на общественную жизнь, уверен поэт Сакен Иманасов. Сакен Иманасов – один из тех, кто был близок к Нуркадилову в зените его административной славы, работал пресс-секретарем, когда покойный был акимом Алматинской области:

- Он был большим деятелем, он знал свое дело. В свое время я про Заманбека писал и в своей книге. Не думаю, что судьба целой нации зависит от одного человека. Жизнь продолжается и все продолжают свои дела.

В начале года народная певица Казахстана Макпал Жунусова делала заявление, что вынуждена просить политическое убежище. Тогда рядом с певицей сидел ее муж Заманбек Нуркадилов, он переводил ее заявление на русский язык для прессы. Макпал тогда заявила, что власти чинят препятствия ее концертной деятельности, не выпускают ее клипы на телевидение. Напомним, что порвав с президентом Н. Назарбаевым в начале 2004 года, Нуркадилов назвал его коррумпированным деятелем и потребовал, чтобы глава государства подал в отставку. Лидеры оппозиции называют смерть Нуркадилова политическим убийством. Пропрезидентские СМИ отрицают причастность властей к случившемуся, делают упор на то, что смерть Нуркадилова крайне невыгодна Нурсултану Назарбаеву, намекают, что поскольку случившееся вроде бы на руку демократической оппозиции, это - дело рук оппонентов Назарбаева. Представители оппозиции считают, что убийство совершено третьей силой. Об этом, выступая на похоронах Нуркадилова, сказал кандидат в президенты Жармахан Туякбай.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ