Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №146(15.05.2006)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ



Хроника

26 апреля. "Инсинуации приднестровской пропаганды о неминуемом поглощении Молдовы Румынией после подписания Базового договора с соседней страной лишаются всяких оснований", заявил президент РМ В.Воронин на специальном заседании по вопросам отношений с Бухарестом. По его словам, подписание этого договора и договора о границе с Румынией выбьет козыри из рук тираспольской администрации и станет самой существенной внешнеполитической инвестицией Румынии в вопрос приднестровского урегулирования, в укрепление региональной безопасности в зоне Черноморского бассейна.

27 апреля. Правительство Республики Молдова на выплатах пенсий приднестровским пенсионерам с молдавским гражданством за последние 10 лет сэкономило более 120 млн. долл. США, сообщил руководитель Бизнес-клиники Торгово-промышленной палаты Приднестровья В.Останин.

Он, в частности, отметил, что средняя пенсия на правом берегу составляет 450 леев, (около 35 долл.). Лиц пенсионного возраста в ПМР только с молдавским гражданством, по молдавским данным, проживает не менее 30 тыс. человек, а это примерно 1 млн. долларов сэкономленных выплат в месяц. В год это уже 12 млн. долл. Эти цифры - расходы приднестровского бюджета на нужды пенсионеров Молдовы с двойным гражданством, от которых Приднестровье не намерено отказываться или ущемлять их.

Что должно являться приоритетом для правительства Молдовы, спрашивает В.Останин. Пенсионное обеспечение своих граждан на левом берегу или перевод приднестровских предприятий в правовое поле Молдовы, а вместе с этим обречение пенсионеров на голод? В любом правовом, социально-направленном государстве приоритетом является защита прав и интересов граждан. Логика действий молдавского правительства доказывает сегодня абсолютно противное, что ставит под сомнение сам суверенитет Республики Молдова, утверждает В.Останин.

28 апреля. В Тирасполе прошел IV съезд Союза молдаван Приднестровья. Участники съезда – более 400 делегатов изо всех городов и районов – обсудили ситуацию, связанную с продолжающейся экономической блокадой региона.

Председатель Союза молдаван, депутат парламента ПМР В.Тулгара подверг жесткой критике действия властей Молдовы и Украины. «Экономическая блокада объявлена в целях капитуляции ПМР, чтобы в дальнейшем загнать ее в унитарное государство Республики Молдова даже не на правах автономии, а на правах обычных районов…», сказал он.

В резолюции съезда Союза молдаван выразил «искреннюю благодарность России за четкую и последовательную позицию как государства-гаранта, за миротворческие усилия, за помощь и поддержку, которые оказываются Приднестровью во время экономической блокады».

Союз молдаван обратился к президенту ПМР с просьбой решить вопрос об усилении миротворческой миссии России в Приднестровье. «Мы считаем, что эта мера позволит укрепить тот миротворческий щит, который в течение многих лет позволяет сохранять жизнь и безопасность людей, живущих на нашей земле», – отмечается в итоговом документе съезда.

28 апреля. Объединенная контрольная комиссия приняла промежуточное решение. Об охране территории Варницкого причала. Обстановку в районе причала будет контролировать круглосуточный патруль Совместных миротворческих сил. Он будет нести службу как минимум до 4 мая, когда стороны вновь продолжат обсуждение произошедшего инцидента в Варнице.

В своем решении ОКК также рекомендовала правоохранительным органам сторон не появляться в районе Варницкого порта без согласования с военным комендантом Совместных миротворческих сил.

28 апреля. Президент РМ В.Воронин примет участие в саммите глав государств Балтийско-Черноморского региона, который пройдет в Вильнюсе 3-5 мая.

Участники форума обсудят вопросы "Европа и новые демократии", "Роль НАТО в консолидации демократии", "Расширение зоны демократии в Юго-Восточной Европе".

Президент Молдовы выступит с докладом на тему "Разрешение замороженных конфликтов в Юго-Восточной Европе".

В рамках саммита запланирован ряд встреч президента, в частности, с Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х.Соланой и вице-президентом США Р.Чейни.

28 апреля. Президент РМ В.Воронин провел заседание с участием членов кабинета министров и советников президента, на котором он негативно оценил состояние дел в борьбе и предупреждении коррупции, несмотря на созданные для этого необходимые юридические рамки, несмотря на декларирование политической воли, несмотря на разработанные стратегии и планы мер.

Президент потребовал от правительства в срочном порядке представить предложения по внесению изменений в Закон о декларировании и контроле доходов и имущества государственных чиновников, судей, прокуроров, государственных служащих и некоторых лиц, занимающих руководящие должности. Указанные лица, как считает В.Воронин, должны декларировать свои доходы на момент назначения на должность, что позволит проследить случаи крайне быстрого обогащения тех, кто занимают должности и обладают полномочиями.

28 апреля. Россия выступает за необходимость согласованных действий по разблокированию ситуации, складывающейся вокруг Приднестровья, заявил мининдел РФ С.Лавров в ходе встречи в Софии с мининдел Румынии М.Унгуряну.

"С российской стороны, принимающей в эти дни от румынских партнеров председательство в Организации Черноморского экономического сотрудничества, подчеркнут настрой на более полное раскрытие потенциала ЧЭС, других существующих и доказавших свою жизнеспособность механизмов взаимодействия в регионе", - говорится в сообщении МИД РФ.

28 апреля. Президент РМ В.Воронин намерен возглавить экономическую миссию представителей бизнеса республики, работа которой в Германии намечена на 15-18 мая.

Цель миссии - продвижение товаров и услуг молдавского производства на рынок Германии, а также привлечение немецкого капитала в молдавскую экономику.

Кроме Торгово-экономической палаты, организаторами деловой встречи предпринимателей двух стран стали Министерство экономики и торговли РМ и Министерство экономики земли Баден-Вюртемберг при поддержке посольства РМ в ФРГ.

2 мая. В 2006 г. Молдова намерена почти в четыре раза превысить доходы госбюджета от приватизации по сравнению с 2005 г. Правительство РМ начинает очередной этап разгосударствления, в ходе которого намечено продать акции государства в 32 предприятиях, сообщил на пресс-конференции замминистра экономики и торговли РМ И.Додон.

Стартовая цена как небольших, так и контрольных или полных пакетов, принадлежащих государству в некогда процветающих, а теперь убыточных предприятиях, оценена в 105,6 млн. леев (1 долл. США – 13 МД).

Молдова планирует получить от приватизации в 2006 г. 28 млн. леев. Уставной капитал государства в 32 предприятиях, которые уйдут с молотка в мае-июне, составляет 45 млн. леев.

2 мая. Народный депутат и известный украинский политолог Д.Выдрин считает, что глава МИД Украины несет личную ответственность за то, что ситуация в отношениях с Приднестровьем зашла в тупик. «К сожалению, Украина перестала быть посредником в конфликте, растеряла кредит доверия, так как безоговорочно взяла сторону одной стороны – молдавской», - сказал советник Юлии Тимошенко.

По его мнению, скорее всего, придется принять новые временные таможенные правила для прохождения грузов, которые бы позволили все вернуть к существовавшему статус-кво, а уж потом садится за стол переговоров. Это позволило бы президенту Ющенко сохранить свое лицо.

Депутат сообщил также, что в 1992 г., работая в аппарате президента Украины, он встречался с главой Приднестровья Смирновым и передал от него письмо Л.Кравчуку, в котором Тирасполь предлагал Киеву начать процедуру присоединения Приднестровья к Украине. Президент Украины, как думает Д.Выдрин, не ответил на инициативу Смирнова. По мнению депутата, сегодня вернуться к той инициативе нельзя, но в 1992 г. такой шанс был.

4 мая. Председатель Союза украинцев Приднестровья В.Проценко, комментируя заявление президента Украины В.Ющенко на Вильнюсском саммите глав государств Балтийско-Черноморского региона о том, что Украине необходимо завершать свою интеграцию в НАТО, заявил, что в этом случае о сохранении государственной целостности и незыблемости границ можно будет забыть. Соседняя Молдова спит и видит, как заполучить Приднестровье, однако при этом не учитывает, что Приднестровская республика долгое время была частью Украины.

«Я уверен, сказал председатель, что Россия будет придерживаться ещё более жёсткой позиции, отстаивая свои национальные интересы». По его мнению, очевидным остаётся тот факт, что экономика стран СНГ держится на торговых отношениях с Россией. «Что касается Украины, свой "уровень заботы" о своих гражданах, проживающих за рубежом, она продемонстрировала на мартовских выборах в Верховную Раду», считает В.Проценко.

4 мая. Заявления, прозвучавшие на Вильнюсской конференции, касающиеся возможного участия НАТО в разрешении локальных конфликтов являются по сути деструктивными и могут вызвать рост напряжения в ряде регионов заявил зампредседателя комитета Госдумы по международным делам З.Муцоев, комментируя проходящую саммит глав государств Восточной Европы, Закавказья с участием вице-президента США Р.Чейни и Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Х.Соланы.

Вмешательство Североатлантического альянса в разрешение процесса мирного урегулирования в ПМР, Абхазии, Южной Осетии может повлечь за собой виток нестабильности в отношениях между странами СНГ. Само вмешательство НАТО в зону конфликтов нельзя назвать эффективным, что наглядно видно на примере Боснии и Косово. Несмотря на ковровые бомбардировки и активное силовое вмешательство, межэтническое противостояние в зоне этих конфликтов продолжает сохраняться.

4 мая. В Бендерах на заседании Объединенной контрольной комиссии (ОКК) помимо делегаций от Приднестровья и России, военных наблюдателей от Украины и миссии ОБСЕ после долгого перерыва также присутствовала делегация от Республики Молдова.

В начале заседания глава молдавской делегации в ОКК И.Солоненко, заявил, что "путь конфронтации - это тупиковый путь, поэтому молдавская сторона возобновляет свою работу в составе Контрольной комиссии".

Глава российской делегации В.Шанин заявил, что решение Молдовы, безусловно, является очень позитивным.

Приднестровский сопредседатель в ОКК А.Порожан отметил, что на сегодняшний день созданы все условия для возвращения молдавской делегации. «Возвращение молдавской делегации еще не означает решения всех вопросов..., но сегодняшнее заявление - это большой шаг вперед», - сказал он.

4 мая. На саммите глав государств и правительств Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе (ПСЮВЕ) в Греции было принято решение о предоставлении Молдове статуса полноправного члена этой организации.

Выступая на форуме, премьер-министр РМ В.Тарлев отметил, что предоставление Молдове статуса полноправного члена ПСЮВЕ является подтверждением полной принадлежности страны к сообществу Юго-Восточной Европы, и важным механизмом, который будет использован для еще более активного участия Молдовы в региональных процессах.

Специальный координатор ПСЮВЕ Э.Бусек на встрече с премьер-министром В.Тарлевым заявил, что Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы окажет Молдове необходимую поддержку в процессе сближения с Евросоюзом. 

5 мая. В 2006 г. Россия предоставляет Приднестровью отдельную целевую квоту на поступление в российские высшие учебные заведения, которая составит 50 бюджетных мест, сообщила министр просвещения ПМР Е.Бомешко.

Приднестровье впервые получило самостоятельную квоту. Ранее для того, чтобы поступить в высшие учебные заведения, приднестровские выпускники должны были проходить конкурс аттестатов в Молдове. Теперь вступительное тестирование по согласованию с российской стороной будет проводиться на базе Приднестровского государственного университета.

В Приднестровье позитивно оценивают решение России.  «Это новая страница в отношениях наших образовательных систем. Мы благодарим посольство РФ в РМ, которое привело весомые аргументы в пользу того, чтобы разделить потоки», - сказал на сегодняшней пресс-конференции ректор Приднестровского университета С.Берил.

5 мая. В Москве состоялась встреча мининдел России С.Лаврова с президентом Приднестровья И.Смирновым, сообщил Департамент информации и печати МИД РФ.

Как сообщили в российском внешнеполитическом ведомстве, «в ходе беседы были рассмотрены вопросы социально-экономической обстановки в регионе, сложившейся в результате введения Молдавией и Украиной т.н. «нового таможенного режима» на приднестровском участке украинско-молдавской границы».

«Российской стороной было заявлено о намерении всячески содействовать разблокированию ситуации, поиску подходов, которые позволили бы сторонам выработать компромиссное решение и восстановить взаимное доверие в интересах стабильности в регионе».

Как отметили в российском внешнеполитическом ведомстве, «тем самым создавались бы политические предпосылки для возобновления переговорного процесса по приднестровскому урегулированию».

5 мая. Несмотря на то, что Молдова сталкивается с серьезными трудностями, у нее много друзей и они, в частности США, помогут в разрешении проблем, заявил вице-президент США Р.Чейни на встрече в Вильнюсе с президентом РМ В.Ворониным.

Стороны обменялись мнениями о перспективах развития отношений между двумя государствами, а также предпринимаемых Молдовой мерах по реинтеграции страны и приближению к Евросоюзу.

Воронин и Чейни также обсудили вопросы сотрудничества РМ с международными финансовыми организациями, торгово-экономических связей Молдовы с Россией и другими государствами.

Вопросы евроинтеграции, а также приднестровского урегулирования были основными и на встрече президента Воронина с представителем Евросоюза по внешней политике и политике безопасности, генеральным секретарем Совета ЕС Х.Соланой.

Воронин подчеркнул, что Молдова продолжит усилия по мирному урегулированию приднестровской проблемы. Он также подчеркнул важность признания Молдовы полноправным членом Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе, что "отвечает чаяниям европейской интеграции республики".

Стороны обсудили вопросы и торгового сотрудничества Молдовы с ЕС и Россией.

5 мая. Исполнительный совет Международного валютного фонда на своем заседании в Вашингтоне утвердил новое трехгодичное соглашение с Молдовой, в рамках которого Кишинев получит льготные кредиты на сумму 118,2 млн. долл. США.

5 мая. Президенты Молдовы и Украины В.Воронин и В.Ющенко обсудили в Вильнюсе ситуацию в приднестровском регионе в связи с внедрением нового таможенного режима на молдавско-украинской границе.

Они также обсудили перспективу внедрения совместных проектов по модернизации таможенных пунктов на общей границе. В связи с этим Владимир Воронин и Виктор Ющенко приняли решение обратиться к Еврокомиссии с просьбой об оказании технической помощи.

6 мая. В Крыму было проведено заседание Российско-украинского экспертного клуба, посвященное анализу межпарламентских отношений между Россией и Украиной после выборов в Верховную Раду, на котором была затронута тема приднестровского кризиса. В своем выступлении руководитель Российско-приднестровского информационно-аналитического центра А.Мартынов отметил, что "Приднестровье уникальная площадка для отработки механизмов интеграции России и Украины. Однако действующие власти не только не используют приднестровское урегулирование для сближения с Россией, а с точностью до наоборот превращают Приднестровье в яблоко раздора". "Путь Украины в Европу лежит через цивилизованное урегулирование приднестровского вопроса с гарантированным соблюдением всех прав и свобод для приднестровцев", заявил российский эксперт.

7 мая. Лидер Союза молдаван Приднестровья, председатель Антиблокадного координационного совета ПМР В.Тулгара, комментируя выступление президента Украины В.Ющенко на Вильнюсском саммите глав государств Балтийско-Черноморского региона о том, что «вступление Украины в НАТО остаётся стратегическим приоритетом государства», заявил, что  вопрос о вступлении Украины в ЕС, НАТО должен решаться народным волеизъявлением, а заявления подобного рода – подтверждение «западных корней» президента Украины. Я считаю, что в этом стремлении его поддержит не больше, чем треть населения. Причём это будут западные области Украины. И те реформы, которые проводятся сейчас в украинской армии, включающие приспособление воинский баз под натовский контингент – напрасная трата времени. Последние действия и заявления Украины, касающиеся стран СНГ и внешнеполитического вектора украинского государства – явные признаки русофобии.

«Что касается неудовольствия участием России в разрешении «замороженных» конфликтов в Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии, В.Тулгара сказал: «хочу отметить, что народ Приднестровья никогда не тяготел к европейским демократическим идеалам и только рад тому, что российское государство сопереживает жителям нашей республики. Российские миротворцы прекратили кровопролитие на нашей земле и в течение многих лет являлись гарантом мира для приднестровцев».

9 мая. Адвокаты бывшего министра обороны Молдовы, экс-директора службы информации и безопасности РМ В.Пасата будут обжаловать в судебном порядке запрет на проведение медицинского обследования независимой международной врачебной комиссией, говорится в заявлении РАО "ЕЭС России".

Запрет на медицинский осмотр В.Пасата последовал, несмотря на то, что совсем недавно - 27 апреля 2006 года апелляционная палата Кишинева официально разрешила независимой комиссии врачей такое обследование, и приезд и состав комиссии был согласован.

9 мая. Десятки тысяч приднестровцев пришли сегодня на главную площадь столицы Приднестровья – приднестровцы празднуют 61 годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Традиционные торжества, посвященные великому подвигу советского народа, начались сегодня в центре Тирасполя торжественным церемониалом «Мужеству жить в веках».

Праздничные мероприятия в столице Приднестровья продолжила традиционная встреча ветеранов Великой Отечественной «Бойцы вспоминают минувшие дни» («Землянка»). В сквере на набережной были развернуты полевые кухни и накрыты столы с угощением для ветеранов.

В Приднестровье не забывают своих героев. В ПМР действует закон «О социальной защите ветеранов», который по своему содержанию и объему преимуществ является одним из передовых на территории бывшего Советского Союза. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, вдовы погибших участников боевых действий освобождены от оплаты за пользование коммунальными услугами. Для них закреплены льготы на медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, транспортные услуги и другие социальные нормы.

Ко Дню Победы приднестровские ветераны традиционно получили персональные поздравления от президента России В.Путина. Посольство РФ в РМ проинформировало о том, что правительство Москвы передало в Госпиталь инвалидов ВОВ в Тирасполе первую партию медикаментов.

Праздничные мероприятия в приднестровской столице завершились салютом на площади Суворова.

9 мая. Как сообщило агентство «Ольвия-пресс», президент ПМР И.Смирнов в настоящее время находится в Москве и встретил День Победы на Красной площади.

10 мая. Президент В.Путин очень четко определил внешнеполитические приоритеты России. Это, прежде всего, страны ближнего зарубежья. Потенциал СНГ необходимо использовать для социального, экономического развития, для национальной безопасности, нашей страны, заявил глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками А.Кокошин, комментируя послание президента РФ Федеральному собранию.

По его словам, усилия по формированию общего гуманитарного пространства имеют очень важное значение для развития СНГ: "Трудно переоценить это гуманитарное наследие для развития современных цивилизаций мира". Он также обратил внимание на то, что в странах СНГ существуют важные связи в области энергетики, транспорта, миграционной политики, которые часто не очень заметны, но сказываются на жизни людей всего постсоветского пространства.

10 мая. СНГ позволило сохранить партнерские отношения бывших республик СССР и сдержать целый ряд конфликтов на постсоветском пространстве, считает президент России В.Путин.

"СНГ позволило сохранить партнерские отношения между нашими странами и сыграло позитивную роль в сдерживании целого ряда конфликтов на постсоветском пространстве", - сказал он, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ. "Мы и впредь будем ответственно выполнять свою миротворческую миссию", - добавил он.

Путин отметил, что до сих пор не утихают споры вокруг целесообразности дальнейшего существования Содружества. "Но сообща мы решаем многие проблемы, которые за нас никто не решит", - подчеркнул он. По словам президента, многостороннее партнерство позволяет с большей эффективностью решать такие задачи, как экономическое развитие и обеспечение безопасности.

"Не умаляя других направлений, в качестве перспективного проекта я бы выделил укрепление общего гуманитарного пространства", - сказал Путин, добавив, что оно имеет новые социально-экономические предпосылки.

"Россия готова ясно и четко заявить о конечном результате поиска - создании оптимальной экономической системы, которая позволила бы обеспечить развитие каждого из ее участников", - отметил глава государства.

10 мая. Правительство Украины поддержало проект строительства до 2007 г. железной дороги от Одессы до крупнейших дунайских портов - Рени и Измаила - в обход приднестровского региона и, возможно, всей Молдовы. Эта ветка ускорит примерно на 15% российские перевозки через эти порты и сократит примерно на 8-10% транспортные расходы России при их использовании.

Проект будет финансироваться только из украинских источников.

10 мая. В День Победы над фашизмом президент РМ В.Воронин вновь зажег Вечный огонь на  Мемориале воинской славы в Кишиневе.

Он поздравил ветеранов Второй мировой войны, присутствовавших на церемонии, посвященной 61-й годовщине Великой Победы. 

"Сегодня для всех нас, без преувеличения, особый день, - сказал президент. - Это священный день для нашей страны и нашего народа. Это день, когда все народы планеты чествуют вас - солдат Великой Отечественной. Вы своей кровью, через страдания и муки, принесли миру Великую Победу над самой страшной тиранией в истории человечества.

Вы были теми, кто впервые попытался искренне увидеть Европу новых ценностей - Европу без войн, Европу мирного развития, Европу, свободную от нацизма и угнетения", - подчеркнул В.Воронин в своем выступлении.

"И не случайно, что даже в разделенной стране, каковой пока остается Молдова, ценность Великой Победы остается тем, что безоговорочно объединяет наш многонациональный народ - от Тирасполя до Комрата, от Каменки до Кагула, от Бендер до Бельц", - отметил президент.

11 мая. Холдинг "Винный Мир" начинает реэкспорт грузов алкогольной продукции молдавского и грузинского производства, сообщили в пресс-службе компании. В течение двух ближайших месяцев вся продукция, не прошедшая ранее таможенное оформление, будет вывезена из России. Порядка 4 миллионов бутылок вина (99 вагонов и 22 автомашины) "Винный мир" планирует вернуть производителям Грузии и Молдовы.

11 мая. Тираспольский "Шериф" выиграл Кубок Молдавии. В финальном поединке футболисты "Шерифа" взяли верх над командой "Нистру" со счетом 2-0. Таким образом, по итогам этого сезона "Шериф" сделал золотой дубль, выиграв первенство и Кубок страны.

11 мая. Общественные организации Приднестровья обратились с просьбой к президенту России В.Путину и к депутатам Федерального Собрания РФ об увеличении численности российских миротворцев в соответствии с протоколом от 28 июня 1992 г. т.е. до 2 400 человек.

11 мая. Ряд депутатов из оппозиционной фракции молдавского парламента Альянса «Наша Молдова» выступили с законодательной инициативой о выходе РМ из СНГ.

Как заявил глава парламентской комиссии по внешней политике и евроинтеграции С.Стати, «это частная инициатива депутатов».

«Вопрос о выходе Молдовы из состава СНГ в повестке заседания парламента не стоит».

11 мая. Министр иностранных дел и европейской интеграции РМ А.Стратан заявил, что правительство выскажет свое мнение относительно депутатской инициативы о выходе республики из состава СНГ после того, как получит заключения по этому вопросу республиканских ведомств.

11-12 мая. Делегации Молдовы ведет во Франции переговоры с Парижским клубом о реструктуризации двусторонних внешних долгов страны, в том числе просроченных. По словам министра финансов РМ М.Попы (он возглавит делегацию), предварительные договоренности с членами клуба уже достигнуты. По официальным данным, размер внешнего государственного долга правительства Молдовы составляет 656 млн. долл. США.

11-12 мая. В Одессе проходит конференция по планированию двусторонних украинско-молдавских тактических учений "Юг-2006".

Цель учений - подготовка и повышение квалификации военнослужащих миротворческих подразделов.

Украинская сторона представлена офицерами штаба Южного оперативного командования (ЮОК), молдавская - офицерами Главного штаба Национальной армии. По предварительной договоренности двух сторон общее миротворческое обучение планируется провести на Широколановском общевойсковом полигоне ЮОК в июне этого года.

Предполагается также, что на первом этапе украинские и молдавские военные ознакомятся с районом проведения учений, а во время второго и третьего проведут тактическое учение и занятия по инженерной и огневой подготовке с выполнением ответственных заданий на блок-постах и других объектах миротворческой деятельности.

12 мая. Официальные резервные активы Национального банка Молдовы оцениваются, по данным на начало мая 2006 г., более чем в 607 млн. долл. США.




Роль России в приднестровском урегулировании

Геннадий Коненко

Попытки молдавских властей навести "конституционный порядок" в Гагаузии и Приднестровье силовым давлением не только не решили возникшие межнациональные проблемы в бывшей Молдавской ССР после приобретения независимости в результате распада Советского Союза, но и привели в марте 1992 г. к прямому вооруженному столкновению между Кишиневом и Тирасполем.

Россия и соседние Молдавии страны предприняли ряд шагов, чтобы примирить Кишинев и Тирасполь. В апреле 1992 г. в Кишиневе прошли совещания министров иностранных дел Молдовы, России, Румынии и Украины. Однако добиться прекращения конфликта тогда не удалось. В июне вооруженные столкновения возобновились с новой силой.

Развести стороны и прекратить военные действия удалось благодаря новому дипломатическому вмешательству России. 21 июля 1992 г. президенты России и Молдавии подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». В соответствии с этим документом была создана Объединенная контрольная комиссия в составе представителей России, Молдовы и Приднестровья, в зону военных действий введены Совместные миротворческие силы конфликтующих сторон и России. Процесс урегулирования перешел в мирную стадию.

Это был первый важный вклад России в решение приднестровской проблемы.

Прямые переговоры между Молдовой и Приднестровьем по урегулированию этой проблемы начались в феврале 1993 года, роль посредника на которых, по просьбе молдавской стороны, взяла на себя Россия.

В мае этого же года к переговорному процессу присоединилась ОБСЕ, а в сентябре 1995 г. - Украина. Так был создан пятисторонний формат переговорного процесса, к которому по инициативе Кишинева и Киева в конце 2005 г. подключились США и ЕС в качестве наблюдателей.

В ходе вот уже 13 лет длящихся переговоров стороны при содействии посредников сумели достичь определенных договоренностей по нормализации их отношений.

Наиболее значимыми в этом отношении были подписанные в присутствии посредников документы: Совместное заявление президента РМ М.Снегура и лидера ПМР И.Смирнова, определявшее общие принципы и цели переговорного процесса по выработке государственно-правового статуса Приднестровья (апрель 1994 г.); Соглашение о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем, в котором стороны взяли на себя обязательство "не применять во взаимных отношениях военную силу и не оказывать политическое, экономическое или иные формы давления друг на друга" (июль 1995 г.); Протокол, закреплявший за Приднестровьем право иметь свою конституцию, законодательство, символику государственно-территориального образования (герб, флаг, гимн), самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях (июнь 1996 г.). Конечные проекты этих и многих других документов были, разумеется, результатом коллективного труда, но основную работу по их составлению выполняли российские переговорщики и эксперты.

И, наконец, в Москве 8 мая 1997 года был подписан Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, ставший юридической базой для последующих переговоров. В нем нашли свое отражение многие положения ранее подписанных между сторонами документов. Но он содержал и весьма важный новый элемент - речь шла о создании общего для Молдавии и Приднестровья государства.

Надо признать, что после 1998 г. Москва отдает инициативу в переговорном процессе по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем в руки Киева.

Исключением было предложение России взять за основу будущего документа по решению приднестровской проблемы проект соглашения, подготовленный под руководством Е.Примакова летом 2000 г. Проект развивал многие положения Московского меморандума, подводил к возможности федеративного устройства страны. Он содержал также положение о возможности проведения миротворческой операции в Приднестровье под эгидой ОБСЕ.

Молдова и Приднестровье не восприняли российский проект. Официальный Кишинев отверг его, т.к. еще не был готов пойти на федерализацию страны, к тому же в стране резко обострилась внутриполитическая обстановка, что привело в конце 2000 г. к досрочным парламентским выборам и в начале 2001 г. к смене власти. Тирасполь в это время настойчиво убеждал посредников в том, что только равносубъектность РМ и ПМР в рамках будущего государства может быть реальной гарантией нормализации молдавско-приднестровских отношений и окончательного решения приднестровского вопроса.

Москва не долго настаивала на своем проекте, однако свою идею создания федеративной Молдавии продолжала настойчиво пропагандировать, пытаясь сдвинуть с мертвой точки застопорившиеся переговоры. Идея, в конце концов, все же пробила себе дорогу.

3 июля 2002 года на заседании Постоянного совещания политических экспертов в Киеве (создан по инициативе России в рамках пятистороннего формата переговоров) глава миссии ОБСЕ от имени посредников представил новый проект соглашения по урегулированию. В нем впервые закладывался принцип федерализма как основа построения будущего молдавского государства, с которым, наконец, согласился официальный Кишинев, до этого упорно отстаивавший унитарный характер Республики Молдова.Россия поддержала этот проект. С оговорками, но Тирасполь также приветствовал его появление, а главным образом, положение о федерализации Молдавии.

Но, как показало развитие последующих событий, у Молдовы и Приднестровья было совершенно разное понимание концепции будущей федерации. Тирасполь выступал за создание равносубъектной федерации, а Кишинев настаивал на "ассиметричной", где Молдова одновременно является и субъектом, и Центром, а Приднестровью, по сути, отводилась роль территориальной автономии. В переговорах вновь возник тупик.

Президент РМ В.Воронин просит Россию разработать новый план приднестровского урегулирования.  Такой план был разработан, Москва представила его окончательный вариант на рассмотрение сторон - Кишиневу и Тирасполю в октябре 2003 г.

План получил название - Меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства, известный также как Меморандум «Козака».  

Представленный сторонам документ, предусматривавший создание общего государства – федерации, сохранял территориальную целостность страны в границах Молдавской ССР на 1 января 1990 года и наделял Приднестровье статусом субъекта федерации, обладающего фактически всеми правами государственного образования. Благодаря усилиям России, приднестровцы согласились на «ассиметричную» федерацию, т.к. меморандум предоставлял Приднестровью право применения «вето» в высшем законодательном органе федеративного государства в случае ущемления его интересов как субъекта федерации. 

Лидеры Молдовы и Приднестровья одобрили в целом переданный им Россией документ, в присутствии представителя России постранично парафировали его и должны были подписать документ 25 ноября 2003 г. в ходе визита в Кишинев российского президента.

Но в дело вступила «тяжелая артиллерия». С В.Ворониным западники «провели соответствующую работу». В итоге он сообщает Москве о том, что отказывается от подписания меморандума. Накануне, 23 ноября бывший тогда действующим председателем ОБСЕ мининдел Нидерландов де Хооп Схеффер в беседе по телефону с президентом РМ сообщает, что большинство членов организации не поддерживает российский план урегулирования. По этому же вопросу В.Воронину звонят из руководства Евросоюза (небезызвестный Х.Солана) и Совета Европы. Мнение их относительно меморандума, как можно предположить, не намного отличалось от мнения де Хооп Схеффера. В этот же день с президентом В.Ворониным встречалась посол США в РМ Х.Ходжес.

Дело в том, что США, НАТО и ЕС, давно вынашивающие идею ликвидации российского военного присутствия в регионе и проведения военно-гарантийной операции под эгидой ОБСЕ с участием миротворцев стран-членов Евросоюза и даже НАТО, не могли согласиться с положением меморандума, которое вело к усилению здесь военно-политического влияния России.

Так была упущена возможность покончить с приднестровской проблемой и разделенностью Молдавии. Независимые западные эксперты по-прежнему считают Меморандум России 2003 г. наиболее юридически выверенным документом, который открывал возможность решения приднестровской проблемы. Эту точку зрения разделяют, например, бельгийские специалисты по конституционному праву Бруно де Коппитерс и Уго Дюмон, недавно обсуждавшие проблему приднестровского урегулирования в Москве. Хотя бельгийские эксперты говорили при этом также о том, что Меморандум «Козака» наделял Приднестровье слишком большими автономными полномочиями, они согласились, что проходившие тогда переговоры в рамках Совместной комиссии по выработке новой Конституции Молдавии с участием представителей стран-посредников и западных организаций, в том числе Венецианской комиссии, могли найти разумные компромиссы по распределению полномочий и одновременно исключить возможность ущемления Центром прав Приднестровья как автономного субъекта, обладающего особым статусом в общем (федеративном) государстве.

В июне 2004 г. В.Воронин предложил России, США, Румынии, Украине и Европейскому Союзу подписать разработанный Молдовой документ – Пакт стабильности и безопасности для Молдовы. Оставим в стороне все аспекты этого документа, кроме одного – в пакте о новом обустройстве Молдовы, который должен был решить и судьбу Приднестровья, регион не упоминался ни как сторона конфликта, ни как участник переговоров о заключении пакта.

Налицо была очередная попытка исключить Приднестровье из переговорного процесса по урегулированию. В появившемся к осени 2004 г. западном проекте Декларации стабильности и безопасности для Молдовы и совпадающем с ним аналогичном молдавском документе, в отличие от Пакта, уже ничего не говорилось ни о федерализации Молдавии, ни о Приднестровье как участнике переговоров о будущем молдавского государства.

Заслуга России на этой стадии переговоров была в том, что она стремилась сохранить существующий переговорный механизм как возможность продолжения молдавско-приднестровского диалога с целью решения проблемы урегулирования с учетом интересов сторон. Только при соблюдении этого условия, по мнению Москвы, можно рассчитывать на долгосрочный характер урегулирования приднестровского вопроса.   

И если Россия еще готова была обсуждать предложенный молдавской стороной Пакт стабильности и безопасности, то Декларацию она подвергла серьезной критике. Москва усматривала в документе, прежде всего, откровенное игнорирование достигнутых ранее договоренностей в деле приднестровского урегулирования, а также причину для усиления недоверия между Молдовой и Приднестровьем и, как следствие, роста напряженности в регионе. Несмотря на усиленный нажим со стороны Вашингтона, Брюсселя и Кишинева, российская сторона, в конце концов, отказалась обсуждать упомянутую декларацию и, тем более, ее подписывать. Формат переговоров с участием Приднестровья был на тот момент сохранен.

16-17 мая 2005 г. на встрече представителей сторон – Молдовы и Приднестровья и посредников Украины, России и ОБСЕ в Виннице Киев представил свой план урегулирования приднестровской проблемы, получивший также название «плана Ющенко». Основные положения плана сводятся к демократизации и демилитаризации Приднестровья, конечно, под международным контролем. Такой план, к тому же подправленный в Кишиневе, который как бы в развитие его принял в одностороннем порядке закон об основных положениях статуса Приднестровья без консультаций с Тирасполем, не мог устроить Приднестровье. Не устраивал он в полной мере и Россию.

Однако Тирасполь, понимая, что к власти на Украине пришли прозападные силы,  с целью упредить полное блокирование Киева с Кишиневом, США и ЕС в их антиприднестровской политике, хотя и высказал ряд замечаний к украинскому плану, в целом его одобрил.

Москва, продолжая «проводить работу» с Киевом относительно необходимости внесения изменений в «план Ющенко», прежде всего, с точки зрения обязательного учета интересов Приднестровья и России, заявила о готовности поддержать украинскую инициативу.

В то же время, констатируя тот факт, что разработка и обсуждение статуса Приднестровья откладываются «на потом», и стремясь обратить внимание на необходимость одновременного обсуждения и проблемы будущего статуса региона, Москва на консультациях участников переговорного процесса в Одессе 27 сентября 2005 г.вносит на их рассмотрение свой новый план под названием «Основные принципы, направления и этапы приднестровского урегулирования». 

Хотя российский план не дает определения формы будущего молдавского государства, оставляя эту прерогативу Молдове и Приднестровью, тем не менее, идея федерализации просматривается в документе довольно отчетливо.

Основной упор в новых предложениях России делается на разграничении полномочий и предметов ведения между Молдовой и Приднестровьем, что, по сути, и является конкретным выражением содержания статуса Приднестровского региона в составе Республики Молдова.

В ноябре с украинской стороной была достигнута договоренность о взаимной поддержке – Москвой плана «Ющенко», Киевом – новых российских предложений.

Это нашло свое отражение в Совместном заявлении президента Российской Федерации В.В.Путина и президента Украины В.А.Ющенко от 15 декабря 2005 г., которое было официально представлено на открытии в Тирасполе третьего раунда переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию. Страны-гаранты подтверждали свою приверженность ранее достигнутым договоренностям, они заявили о решимости содействовать скорейшему достижению урегулирования исключительно мирными средствами. В-третьих, президенты отметили стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в регионе и высказались за целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования, а никак не раньше.

Заявление сразу же вызвало недовольство западников, а также молдавской стороны. Киев не мог этого не учесть, и буквально на этой же встрече в Тирасполе украинская делегация дезавуировала его «во имя нахождения компромиссов между всеми участниками переговоров».

Дальнейшее развитие событий показало, что киевские власти, боясь упустить победу на выборах в Верховную Раду и рассчитывая на помощь США в предвыборной борьбе, решили в полной мере «потрафить» западникам, установив совместно с Молдовой экономическую блокаду Приднестровья.

По давнему замыслу Кишинева, поддерживаемого Западом, блокада должна была заставить «мятежный» регион согласиться на его скорейшую «демократизацию и демилитаризацию», за которыми недалеко и до смены нынешней власти в Тирасполе.

Кроме резкого ухудшения экономической ситуации в Приднестровье, что негативно отразилось на повседневной жизни простых людей, усиления недоверия и напряженности между Молдовой и Украиной, с одной стороны, и Приднестровьем, с другой, эта акция ничего не дала. Своей политической цели она не достигла.

В этих условиях Россия видит свою задачу в том, чтобы убедить Киев и Кишинев вернуться к статус-кво, который существовал до 3 марта с.г., когда для приднестровских экспортных грузов молдавско-украинская граница была фактически закрыта.

Снятие блокады, полагает Москва, может послужить толчком к восстановлению доверия между сторонами, прекращению роста напряженности в регионе и, конечно,  даст возможность возобновить прерванные переговоры. Как в плане продолжения дискуссии по вопросам демократизации и демилитаризации Приднестровья, против чего Тирасполь в принципе не возражал и ранее и участвовал в их обсуждении до принятия по отношению к нему репрессивных экономических мер, так и в плане возвращения к рассмотрению вопроса о его политическом статусе.    

Именно обсуждение уже на нынешнем этапе статуса Приднестровья и гарантий по его обеспечению позволит региону и приднестровцам видеть свое будущее и не опасаться за него. Без прекращения блокады, разработки механизма по ее недопущению продолжение политических переговоров становится делом весьма и весьма проблематичным.

Но Кишинев и Киев по наущению западников противятся обсуждать вопрос восстановления прежнего таможенного режима на приднестровском участке молдавско-украинской границы. Это понятно. Им кажется, что победа уже близка, и отказываться от задуманного очень не хочется.

И здесь встает вопрос. Что же рациональнее – вернуться к переговорам и, пусть медленно, но двигаться к окончательному урегулированию приднестровской проблемы, или принудительным путем заставить Приднестровье вернуться в Молдову, загнать болезнь во внутрь, и чем это может кончиться, трудно себе сейчас представить.  А ведь ЕС не раз уже заявлял о необходимости эффективного обеспечения на своих будущих восточных границах мира и стабильности.

Нельзя не обратить внимание на то, что Гагаузия, которой в 1995 г. предоставили автономию и у которой в последние годы отнимали одно автономное право за другим, включая право на самоопределение в случае изменения статуса Республики Молдова как суверенного государства, ныне становится очень неспокойным краем, и такое положение таит в себе угрозу стабильности в Молдове и во всем регионе.

Приднестровье, учитывая печальный опыт Гагаузии, никогда добровольно на подобную псевдоавтономию не пойдет.

Россия, которая в 1992 г. погасила вооруженный конфликт вблизи от своих границ, не хотела бы его нового «возгорания» и превращения региона в «горячую точку», предлагает участникам переговорного процесса осознать свою ответственность и отказаться от насильственных действий в отношении Приднестровья.

В свое время Россия поддержала просьбу Приднестровья о привлечении Украины к переговорам по приднестровскому урегулированию в качестве посредника. Сегодня, когда в Тирасполе справедливо задают вопрос, а может ли оставаться посредником государство, которое однозначно поддерживает на переговорах только одну из сторон конфликта – а именно, Молдову, в Москве считают, что Украина не исчерпала свой посреднический потенциал и способна внести положительный вклад в решение приднестровской проблемы.

Представляется, что и здесь Россия играет немаловажную роль, сглаживая противоречия между участниками переговоров во имя конечной цели – достижения нормализации молдавско-приднестровских отношений и установления в регионе взаимопонимания и стабильности.

В настоящее время переговоры в формате «5+2», где, как известно, США и ЕС являются по статусу наблюдателями, приостановлены на неопределенный срок. Но Вашингтон и Брюссель развернули такую бурную деятельность, в основном по обвинению Приднестровья в агрессии, контрабанде и т.д. и т.п., что можно подумать, они заинтересованы в урегулировании больше, чем, скажем, Молдова. Правда, и это тоже понятно, нет переговоров – нет и наблюдателей. А спешить надо, чтобы постараться решить проблему Приднестровья до вынесения решения по Косово, когда ситуация вокруг непризнанных государственных образований на постсоветском пространстве коренным образом изменится. И не важно, добровольно ли Белград отпустит «на волю» свой исторический край, захваченный косоварами, или нет.

Только «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Когда покойный ныне президент Азербайджана Гейдар Алиев приглашал к председательству в Минской группе также США (Россия и Франция к этому времени уже были ее сопредседателями), он надеялся на ускорение переговорного процесса по Нагорному Карабаху. Но, к сожалению, американское сопредседательство до сих пор так и не помогло в решении карабахской проблемы. Как поется в известной песне, не все могут «короли».

Тем не менее, Москва, давая «добро» на подключение США и ЕС к переговорам по приднестровской проблеме, полагала, что Вашингтон и Брюссель в качестве наблюдателей, а не «вершителей судеб», могут способствовать сближению полярно противоположных взглядов Кишинева и Тирасполя на процесс урегулирования их отношений. Судя по высказываниям российских представителей, Россия и сегодня не склонна отрицать имеющиеся у американцев и еэсовцев возможности положительного влияния на ход событий в регионе. Однако приходится констатировать, что со стороны США и ЕС пока делается все, чтобы политические переговоры по приднестровскому урегулированию не возобновились.

Будем надеяться, что сбалансированная позиция России по приднестровской проблеме послужит примером для всех участников переговоров, и они будут отстаивать не только свои интересы, но и учитывать интересы других, а главное, помнить, что у них есть общий интерес – добиться справедливого всеобъемлющего и окончательного урегулирования конфликта между Молдовой и Приднестровьем.




О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Президентом Приднестровья И.Н.Смирновым

05.05.2006. Департамент по информации и печати МИД РФ

5 мая состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Президентом Приднестровья И.Н.Смирновым.

В ходе беседы были рассмотрены вопросы социально-экономической обстановки в регионе, сложившейся в результате введения Молдавией и Украиной т.н. «нового таможенного режима» на приднестровском участке украинско-молдавской границы. И.Н.Смирнов от имени приднестровцев передал слова благодарности России за оказываемую гуманитарную и финансовую помощь Приднестровью, в том числе, поступающую из многих субъектов Федерации.

Российской стороной было заявлено о намерении всячески содействовать разблокированию ситуации, поиску подходов, которые позволили бы сторонам выработать компромиссное решение и восстановить взаимное доверие в интересах стабильности в регионе.

Тем самым создавались бы политические предпосылки для возобновления переговорного процесса по приднестровскому урегулированию с целью выработки особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья в составе единой Молдавии.




Президента Приднестровья приняли за признанного

10.05.2006. Коммерсант

Владимир Соловьев

Москва и Тирасполь выработали общий курс

В конце минувшей недели в МИД РФ принимали руководителей непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) во главе с ее президентом Игорем Смирновым. Москва и Тирасполь обсудили, как противостоять "экономической блокаде" ПМР, введенной Кишиневом и Киевом, и как сохранить российское военное присутствие в Приднестровье. Кроме того, лидерам дружественного региона объяснили, как им следует добиваться независимости от Молдавии.

Тираспольский лидер Игорь Смирнов привез с собой в Москву самых главных борцов за независимость ПМР – министра госбезопасности Владимира Антюфеева и главу МИДа Валерия Лицкая. В условиях, когда отношения между Россией и Молдавией напряжены до предела, приднестровских гостей принимали в Москве подчеркнуто торжественно. Так, впервые за 16 лет существования приднестровского режима господину Смирнову оказали президентские почести. В сообщении департамента информации и печати МИД РФ о встрече Игоря Смирнова с министром иностранных дел Сергеем Лавровым приднестровского лидера назвали "президентом Приднестровья". Ранее официальная Москва аккуратно именовала его "главой администрации ПМР".

Самым обсуждаемым вопросом в ходе встреч приднестровцев с российскими дипломатами стала проблема новых таможенных правил для приднестровских товаров, которые Украина ввела два месяца назад по просьбе Молдавии. В Москве и Тирасполе этот шаг расценили как начало "торгово-экономической блокады" ПМР. На прошедших переговорах стороны попытались найти способы давления на Кишинев, при помощи которых можно заставить молдавские власти вернуться к прежнему режиму прохождения товаров.

Как сообщили Ъ в МИД ПМР, для этого Тирасполь подготовил собственную схему, которую и предложил реализовать Москве. Ее суть состоит в том, чтобы задействовать против Молдавии ВТО. А именно поставить под сомнение право Кишинева на членство в этой организации, обвинив его в грубом нарушении обязательств, которые Молдавия взяла на себя при вступлении в ВТО. С первого дня введения новых таможенных правил Киевом и Кишиневом приднестровские власти твердят о том, что, договариваясь о членстве в ВТО, Молдавия заявила о полном урегулировании приднестровской проблемы. В доказательство был приведен Московский меморандум 1997 года, в котором за ПМР закрепляется право на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. На этом основании Тирасполь не раз заявлял, что Кишинев обязан соблюдать прежний порядок, иначе выходит, что он обманывает ВТО.

Еще одной темой российско-приднестровских дискуссий стало военное присутствие России в ПМР. Молдавские власти продолжают настаивать на окончательном выводе российских войск со своей территории и даже намекали на возможную денонсацию соглашения 1992 года, оговаривающего пребывание российских миротворцев в Приднестровье. Кстати, возможность расторжения закреплена в указанном документе. Россию такой поворот не устраивает, поэтому Москва увязывает вывод войск с завершением вывоза из ПМР остающихся там боеприпасов бывшей оперативной группы российских войск и окончательным политическим решением конфликта в Приднестровье. Учитывая несговорчивость Тирасполя, вывоз вооружений может продолжаться бесконечно.

Также, как стало известно Ъ от источников в Тирасполе, в ходе переговоров обсуждались последние инициативы властей ПМР по установлению полной независимости от Молдавии. Игорю Смирнову посоветовали провести референдум о самоопределении Приднестровья не позднее конца нынешнего года и ни в коем случае не включать в него вопрос о присоединении региона к России. Приднестровскому руководству порекомендовали жестко настаивать на косовской модели урегулирования отношений с Кишиневом, но пока не идти на окончательный разрыв с Молдавией, а добиваться особой формы сосуществования с упором на самостоятельность в ведении внешнеэкономической деятельности и в межрегиональном сотрудничестве.




«Приднестровский гвоздь» и новая политика России

04.05.2006. Ольвия-пресс

Олег Елков

10 миллионов долларов на приднестровские зарплаты и пенсии – на прошлой неделе из России пришла финансовая помощь Приднестровью. Это деньги, которые пойдут в бюджет и Пенсионный фонд. Их не надо возвращать России – это безвозмездная гуманитарная помощь. Ожидается, что это не единственный крупный транш из России. Такая помощь будет каждый месяц – пока не закончится блокада.

25 марта в Тирасполь пришел первый российский караван с гуманитарной помощью. С тех пор поддержка из России идет постоянно. Сегодня 66 российских регионов готовы помочь Приднестровью: это продукты, медицинские препараты, детское питание. В начале прошлой недели из Челябинской области в Приднестровье отправлен железнодорожный состав с продовольствием. Готовятся грузы и в других областях. Отдельный вопрос – финансовая помощь. В стране растут потери бюджетов всех уровней, и если бы не российские деньги, уже в мае зарплаты и пенсии стали бы главной проблемой. Российский транш финансовой помощи пришел как раз вовремя.

На фоне блокадных мер Кишинева и Киева и жесткой западной позиции российская помощь Тирасполю – это важный международный сигнал, говорят эксперты, – о том, что в мире появилась новая Россия. «Новая политика Москвы» – сегодня эта фраза все чаще звучит в мировом экспертном сообществе. Для Америки она – неожиданный и неприятный сюрприз. В глобальной стратегии Штатов у России другое место. Страна, все действия которой под лозунгом «партнерства» должны направлять ее американские «друзья» – такой должна была стать Россия в этой стратегии. Говорят, что еще в начале года Запад был уверен: Москва не станет бороться за Приднестровье. Отношения с Соединенными Штатами для Кремля важнее узкой полоски земли на Днестре, утверждали эксперты. В западной схеме России отводилась роль страны, которая уговорит Тирасполь перейти под молдавскую юрисдикцию. Новая политика Москвы сломала эти схемы. 

Зачем России Приднестровье? Такой вопрос звучит в российской прессе с начала 90-х. В разное время на него отвечали по-разному. И только сейчас появился комплексный ответ. Приднестровский вопрос – вопрос безопасности России: такой общий вывод докладов, которые идут на стол первым лицам в Кремле. Это, прежде всего, доклады военных экспертов. Американские базы, которые вскоре появятся в Румынии и Болгарии, Украина и Молдова, которые уже переходят на стандарты НАТО, и почти весь Кавказ как будущий американский коридор: все это – та реальность, которую не могут игнорировать в Кремле. На этом фоне Приднестровье – это «гвоздь», говорят дипломаты, который портит всю американскую «малину». 

«США заняты большим проектом – продвижение НАТО в бассейне Чёрного моря. Это у них такой глобальный проект, чтобы сделать Чёрное море географически замкнутым регионом со своим доминированием, – заявил в Тирасполе на встрече с российскими журналистами министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. – Весной было заявлено, что черноморско-балтийская дуга замыкается, вся Прибалтика туда входит, восточно-европейские страны, Польша в качестве лидера, Украина вливается, и так плавно выходит через Грузию к Каспийскому морю. Для американцев всё было бы прекрасно, но в середине этой черноморско-балтийской дуги торчит гвоздь в виде Приднестровья и мешает. Поэтому на нас было обращено такое пристальное внимание, чтобы нас сломать. У США здесь есть конкретные политические цели: экономических задач тут нет, ресурсов здесь никаких нет, но геополитически мы попадаем прямо в середину. Я когда-то рисовал такой большой крест, мы попадали от балканских конфликтов и Нагорного Карабаха ровно посередине, а если смотреть сверху вниз по черноморско-балтийской дуге, то мы опять попадаем в середину. Таким образом, у США здесь вполне очевидные интересы, они их не скрывают и последовательно проводят свою линию».

На Западе считали, что в этой линии позиция России будет под контролем. Так уже было – в девяностых, когда в Приднестровье резали танки и выводили солдат. Тогда американцы любили делать фотографии на память – на фоне искореженной российской техники. В кишиневской миссии ОБСЕ из них получилась целая фотовыставка. Для полной коллекции не хватало одного – фотографии последнего российского солдата, который покидает Приднестровье. Говорят, даже место специально оставили. Но, похоже, оно так и останется пустым.

В Тирасполе уже звучат призывы увеличить количество российских миротворцев на Днестре. 2400 человек: именно такая цифра – 6 батальонов и вертолетная эскадрилья – была закреплена в протоколе к Соглашению о прекращении огня в июне 92-го. Сегодня на Днестре стоит всего 500 российских миротворцев, и у России есть все правовые основания увеличить их количество в несколько раз. Интересно, что первой общественной организацией, которая озвучила такое предложение, стал Союз молдаван Приднестровья: на своем съезде в прошлую пятницу в итоговой резолюции он обратился с призывом к Президенту и Верховному Совету решить вопрос и укрепить миротворческий щит на Днестре. В Тирасполе уверены: Москва не оставит такую просьбу без внимания.

После третьего марта, когда Кишинев и Киев закрыли приднестровскую границу, максимум, что ожидали от Москвы на Западе – это обеспокоенных дипломатических заявлений. Источники информационного агентства «Ольвия-пресс» в Кишиневе и Киеве говорят, что там не видели особенных проблем с Москвой: мол, повозмущается блокадой и замолчит. Но то, что случилось с российской политикой, это впервые в новейшей истории, говорят дипломаты. Москва не просто поломала западную схему, она перешла к своей собственной стратегии в СНГ. Сегодня Россия сама создает историю. И это не только поддержка Приднестровья. Российский запрет на импорт вина из Молдовы – это тоже впервые. У этих мер, считают дипломаты, не только экономический эффект.

«Мы впервые видим скоординированные и очень жесткие действия России по отношению к Молдове, – заявил в Тирасполе на встрече с российскими журналистами министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай. – И надо сказать, что эффект от этих действий очень велик. Раньше в отношении Молдовы были разные мнения. То возмущение выражали действиями Кишинева, то одобрение, то есть политика была разная и всегда из словесной области. Но вот «наступать на ногу», принимать конкретные меры против Молдовы – это впервые в новейшей истории. Поэтому эффект от этих российских мер не только экономический, но и психологический. И я думаю, что это будет не единичный акт. Россия довольно жестко начинает работать в экономической области».

Еще в середине апреля в Кишиневе надеялись: винный запрет – это временно. Как же так: Россия и без молдавского вина? Мол, погрозили и хватит, пора снимать эмбарго. Кишиневская пресса писала, что двум молдавским компаниям вроде бы даже дали «добро» на импорт, а за ними, возможно, получат «добро» и другие. Но на днях главный санитарный врач России положил конец таким надеждам. По его словам, у Москвы нет никаких оснований для отмены винного запрета.

В Молдове винные магнаты – на грани паники. Раньше, под будущую прибыль многие из них получили кредиты от банков. Сегодня банки присылают извещения: кредиты надо немедленно вернуть, потому что нет гарантий, что виноделы получат прибыль. Молдавское вино снимают из продажи во всех российских регионах. Но это только начало. Кишиневские эксперты не сомневаются: у России в запасе новые меры. Свой оценку ситуации и прогноз в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» дал молдавский политолог Виталий Андриевский.

«Молдова несет огромные потери. Многие директора винных заводов отпустили своих работников в отпуска, – говорит Виталий Андриевский. – У нас и так было плохо с экспортом, у нас и так вдвое импорт превышал импорт экспорт, а тут еще удар по отрасли, которая приносила постоянный доход в бюджет. Около 600 млн. леев поступало в бюджет от виноделия, это, конечно, не так много, но это был стабильный доход бюджета. Надо учесть, что сами виноделы зарабатывали около 300 млн. долларов в год, что не только способствовало развитию этой отрасли, но и помогало развитию тех отраслей, которые обслуживают виноделие. В общей сложности, это не меньше 200 тыс. рабочих мест. Это, безусловно, большой удар по экономике Молдовы. И этот удар не один. К сожалению, продолжается проблема с мясом, которое не поступает на рынки России, продукция растениеводства тоже не поступает в РФ, и не определена цена по газу. Сегодня 110, а что будет в третьем квартале? Я не исключаю, что будут предприняты другие меры со стороны России, в том числе и введение визового режима, что сильно ударит по нашим гастарбайтерам в РФ. Люди вернутся сюда, где нет работы, и в таком случае в Молдове возможен социальный взрыв».

Кишиневский эксперт говорит, что единственный путь для Молдовы избежать экономического кризиса – это изменить свою политику в отношениях с Москвой и Тирасполем. В отличие от молдавских властей, эксперты в Кишиневе называют вещи своими именами: новый режим на приднестровской границе – это силовой сценарий, но для Воронина блокада Приднестровья – это роковая ошибка.

«Стратегия официального Кишинева проста – дожать Приднестровье, – говорит Виталий Андриевский. – Это силовой вариант, и мне кажется, что вся стратегия последнего года Молдовы была построена на том, чтобы такими силовыми методами решить проблему Приднестровья. На мой взгляд, это ошибочный путь».

Сегодня молдавские власти все еще надеются, что Запад спасет их экономику от российских санкций. Иногда доходит до смешного. На днях в Совете Европы молдавский представитель Алексей Тулбуре заявил, что оказывается, винный запрет – это «борьба с демократией». По его словам, Молдова и Грузия – это образец «демократической стабильности», и поэтому российский запрет на молдавское вино – это угроза европейской демократии.      

«Демократическая стабильность в наших странах находится под угрозой; это попытка изменить политическую программу наших стран; цель этого запрета – изменить приоритеты из демократических реформ в физическое выживание», – заявил официальный представитель Молдовы в Совете Европы.

Политические узники воронинских властей, продажные суды и уничтоженная оппозиция – все это, видимо, и есть «молдавская демократия», которую требует спасти Кишинев. Однако заступаться за Воронина в Европе не спешат. Источники агентства «Ольвия-пресс» сообщают, что европейцы и американцы разочарованы молдавским президентом и уже давно пытаются найти ему замену. Но деградация молдавской политической элиты зашла настолько далеко, что найти себе в Молдове толкового исполнителя Америка пока не может.

В ответ на кишиневские призывы о помощи Запад ограничился моральной поддержкой. В прошлый вторник глава делегации Европейского парламента Марианна Микко заявила, что Москва обязана покупать молдавские вина, потому что у них «европейское качество». Независимые эксперты в Молдове задаются встречным вопросом: если Запад действительно хочет помочь Кишиневу и если он считает, что у молдавских вин – европейское качество, то почему сама Европа их не покупает? Ответ известен – у европейских стран свое вино, и оно уже сегодня, кстати, занимает «освободившийся» после Молдовы российский рынок. Ничего личного – простая экономика.

За помощью к Западу, правда, не так публично, обращается сегодня и другой участник «блокадной коалиции» – Украина. У Киева – свои проблемы. Оранжевая власть уже начинает понимать, что удар по Приднестровью стал ударом и по украинской экономике. Помогая Молдове душить Тирасполь, Украина сама несет миллионные убытки. Недавно выяснилось, что компенсировать их Киеву никто не собирается, тем более Кишинев. 

«Украина начинает фиксировать свои собственные потери от блокадных действий, – сказал министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай на встрече с журналистами. – Идут у них уже сводки по месяцам, подведение итогов, а итоги очень тяжелые для экономики Украины. И Киев поставил вопрос о компенсации. Кто будет компенсировать эти убытки? Выяснилось, что Республика Молдова категорически отказалась компенсировать Украине любые формы потерь».

Пока Кишинев и Киев считают потери, в экспертном сообществе обсуждают другие последствия блокады. О них Украина и Молдова пока предпочитают не говорить, но они напомнят о себе. Уже сейчас дипломаты решают, что будет после блокадных мер. У последних событий на Днестре – далеко идущие политические последствия, говорят в приднестровском МИДе. Первое и самое важное – в том, что идею общего дома для Кишинева и Тирасполя теперь можно окончательно забыть.

«Из всех непризнанных республик мы дольше всех увлекались этими идеями общего государства, – говорит Валерий Лицкай. – На Кавказе, в Карабахе эти идеи отвергнуты были уже очень давно, там лет 5-6 назад прекращены подобные разговоры, курс на независимость – и точка. У нас все-таки были попытки сохранить что-то общее. Но реальная жизнь показывает, что у нас уже слишком большое расхождение. У нас те связи, которые существовали еще во времена Советского Союза, становятся все меньше и меньше, разрываются все больше и больше. Практически у нас закончилась промышленная кооперация, хотя когда-то все наши заводы работали в едином комплексе. Сейчас ничего этого нет. То же самое в сельском хозяйстве, в культуре и во всех областях – идет беспрерывное разъединение. Вдоль Днестра уже пять лет существует экономическая граница. Стоят полицейские, стоят таможенники, стоят налоговики Молдовы. То есть фактически они нас признали как экономически самостоятельную часть с отдельным бюджетом, с отдельной валютой, с отдельной налоговой системой и т.д. У нас все идет на разрыв, причем каждый рывок ведет к дальнейшему расхождению сторон дальше и дальше».

В соседней Молдове это признают даже те эксперты, кто все еще надеется на общий дом Кишинева и Тирасполя. Виталий Андриевский – сторонник единой и нейтральной Молдавии, где когда-нибудь в будущем два берега сумеют прожить под общей крышей. Но даже он говорит, что сегодня слишком большая разница между нами – не только в экономике и политике, но и в мышлении.  

«Я когда бываю в Тирасполе, а я там жил и работал, мне все-таки тяжело там находиться, потому что в этом регионе другая ментальность, – сказал Виталий Андриевский в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс». – Славяне, которые проживают в Кишиневе, они сегодня больше принадлежат уже романско-европейской ментальности, а в Приднестровье сохранилась чисто славянская ментальность. И она очень тяжело состыковывается с современным Кишиневом. То есть даже по этой линии здесь наметился серьезный разлом». 

И этот разлом – пожалуй, самый глубокий. Соединить его не сможет никакой, даже самый лучший политический план.




Гагаузский взрыватель для Молдавии

28.04.2006. АПН

Андрей Дмитриев

"Если в Молдавии будет революция, то сделают ее гагаузы", - не раз приходилось слышать мне от знакомых молдаван. Похоже, что произойти это может достаточно скоро. В Молдавии пахнет грозой. В стране экономический кризис. Рядом - блокированное Приднестровье, население которого очень сильно обозлено на соседей с правого берега. И на этом фоне обостряется обстановка в Гагаузии, где в конце этого года должны пройти выборы башкана (главы автономии).

Гагаузы - один из проимперски ориентированных малых народов, проживающих на постсоветском пространстве. Сегодня он насчитывает около 200 тысяч человек. На юге Молдавии, в  буджакской степи гагаузы живут с конца 18  века. Эти земли им пожертвовала императрица Екатерина Вторая. Сочетание православной веры и тюркской крови придало особую воинственную пассионарность этому этносу. "Гагаузы не  одно столетие прожили под османским игом, но не  были ассимилированы, - говорит один из лидеров движения "Единая Гагаузия" Федор Гагауз. - Факторами, которые помогли нам сохраниться, были язык и  религия. В различных войнах мы выступали на  стороне Российской Империи против Турции в  силу единства веры. Мы чувствуем себя подданными Российской Империи. И это чувство у нас сохранилось по сей день. Об этом говорит тот факт, что по  истечении 15 лет после распада СССР обучение  в  Гагаузии осуществляется на русском языке. Он является вторым родным языком для нас".

В начале 90-х годов гагаузы, так же как и жители Приднестровья, выступили против румынизации Молдавии с оружием в руках. Однако, в отличие от ПМР, Гагаузия осталась в  составе Молдавии. Здесь сыграли свою роль и  фактическое отсутствие промышленности, и территориальная разобщенность (нет общей границы с ПМР, да и сама Гагаузия разделена - три района, один из них оторван от общей территории) и другие факторы. В 1994 году молдавский парламент принял закон "Об особом правовом статусе Гагаузии", гарантировавший ей статус автономии и  возможности для развития самоуправления. Так, согласно закону автономия "в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы политического, экономического и культурного развития". А в случае изменения статуса Республики Молдова как независимого государства народ Гагаузии имеет право на внешнее самоопределение.

Однако с приходом к власти Владимира Воронина права автономии были растоптаны. Международное сообщество предпочло закрыть на  это глаза, поскольку в отличие от приднестровской, гагаузская проблема считается внутренним делом Молдавии. Не уделяла достаточного внимания этому региону и  Россия, поскольку на первых порах Путин пытался дружить с казавшимся пророссийским Ворониным. В 2002  году Воронин организовал смещение неугодного центру главы автономии Дмитрия Кройтора и  навязал своего ставленника Григория Табунщика. Однако тот пользуется крайне низким авторитетом у  местных жителей. Автономия оказалась в  оппозиции к  центральной власти. Результатом стал провал партии коммунистов на парламентских выборах. Если в  2001 году за  ПКРМ голосовали более 80% избирателей Гагаузии, то  четыре года спустя на  выборах победил пророссийский блок "Патриа-Родина", а правящая партия - лишь 30%. По иронии судьбы блок "Патриа-Родина" в  парламент не  прошел, и  Гагаузия осталась вообще без представительства в высшем законодательном органе.

Полномочия действующего главы автономии истекают в  октябре этого года. И за этот пост уже разворачивается жесткая борьба. Кто будет представлять партию власти, пока не ясно. А вот у оппозиции есть общепризнанный лидер - мэр города Чадыр-Лунга, лидер "Единой Гагаузии" Михаил Формузал. Именно он является главным претендентом на  выборах. Зачистка неугодного кандидата проводится в  лучших традициях, хорошо знакомых российскому избирателю: информационные атаки в  подконтрольных центру СМИ, травля сторонников на местах, и, наконец, возбуждение сразу нескольких уголовных дел. То, что дела сфабрикованы ясно уже из  характера обвинения. Так, Формузала обвиняют в  том, что в ходе реализации бывшего детского садика он безвозмездно передал новому владельцу заодно и  его ограждение; что при его попустительстве было отчуждены две сотки земли общего пользования и т.д. Прокуратура вынесла постановление об аресте Формузала, однако, президент Воронин дал указание отпустить его под подписку о невыезде. В итоге сегодня сложилась уникальная ситуация, когда действующему мэру запрещено выезжать за пределы своего города. Давление Кишинева привело к  тому, что политическая температура в автономии подходит к точке кипения. В марте в Чадыр-Лунге прошел митинг, собравший более 700 человек (огромное число для этих мест). Люди потребовали прекратить незаконные методы борьбы за власть и политическую травлю Формузала и "Единой Гагаузии".

"Нынешняя обстановка достаточно сложная, можно сказать, критическая, - говорит Федор Гагауз. - Сначала Гагаузии предоставили автономию, но полномочий фактически не дали. Через некоторое время взяли и  поменяли руководителя. А теперь нам не дают возможности самостоятельно избрать главу. Региональные власти при полной поддержке центра осуществляют давление на  оппозицию. Все участники процесса знают: независимые кандидаты будут методически уничтожаться. Против них будут возбуждаться уголовные дела, как это имеет место в случае с Формузалом. Мы оцениваем эти действия, как антидемократические, ущемляющие права национальных меньшинств. Мы выступили с обращением к дипломатическому корпусу, в различные международные организации – в ОБСЕ, Конгресс местных и  региональных властей о  необходимости осуществления мониторинга ситуации".

Основные требования, которые гагаузская оппозиция выдвигает к  центральным властям, таковы:

- соблюдение прав автономии, прописанных в законе "об особом правовом статусе Гагаузии";

- создание механизма представительства автономии в парламенте;

- возможность создания региональных политических партий;

- доступ оппозиции к средствам массовой информации региона.

Прислушается ли Воронин к  этим требованиям? Вряд ли. Они органично неприемлемы для нынешнего молдавского президента. Если он отказался от возможности решить приднестровскую проблему путем создания федерации, то  уж предоставление новых прав "своей" Гагаузии тем более противоречит самому автократическому характеру власти кишиневского господаря. А значит  - назревает революционная ситуация, и избирательный процесс может уступить место прямому действию.

Дополнительной проблемой для Кишинева будет то, что одновременно с гагаузами избирать президента должны и приднестровцы. На эти выборы в Молдавии возлагают большие надежды, надеясь, что измотанное блокадой Приднестровье само упадает к ним в руки. Воронину придется вести войну сразу на двух фронтах, распыляя силы и средства. При этом, как ни парадоксально, внутренний гагаузский фактор для него сегодня опаснее внешнего приднестровского. Гагаузская оппозиция не  требует выхода из  состава Молдавии. И если в ПМР часто руководствуются принципом "за Днестром земли нет" - для нас важна наша государственность, а Молдавия пусть идет своим путем - то гагаузы намерены напрямую влиять на власть в Кишиневе. В случае отмены выборов башкана или отстранения Формузала и  других оппозиционных кандидатов, народные волнения неизбежны. В начале 90-х молдавские националисты двинулись было из  Кишинева усмирять непокорных в Комрат и Тирасполь. А теперь возможен обратный поток - когда будет организован, к примеру, гагаузский поход в Кишинев, к которому присоединятся и  представители коренной нации, недовольные ситуацией в  стране. Таких, как свидетельствуют данные соцопросов, очень и очень много. Согласно последнему опросу Института публичных политик, более 70% населения недовольны деятельностью руководства страны. При этом 83,3% недовольны политикой молдавского руководства в области условий труда, 82%- в областях уровня жизни и заработной платы. Запрет на ввоз алкоголя в Россию подорвал всю экономическую систему страны, но окончательно его последствия молдаване почувствуют в течение ближайших нескольких месяцев. В этих условиях именно гагаузы могут сыграть роль заряда, который взорвет пороховую бочку под названием воронинская Молдавия.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ