Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Всемирная отзывчивость Пушкина

08.06.2006, http://www.vesti.uz/culture/

В рамках Пушкинских дней в Ташкенте 6 июня в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои состоялся концерт мастеров искусств Узбекистана и России, организаторами которого выступили Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Посольство Российской Федерации в Узбекистане, Представительство «Росзарубежцентра», Русский культурный центр при содействии Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ.

В нем приняли участие народный артист СССР, профессор Василий Лановой, актер Академического драматического театра имени Вахтангова, заслуженный артист России, профессор Алексей Кузнецов, заслуженный деятель искусств России, академик Святослав Бэлза, заслуженный работник культуры России Шамиль Закиров и солисты ГАБТА, лауреаты международных конкурсов Нормумин Султанов, Георгий Дмитриев, Саера Хайритдинова, Нажмиддин Мавлянов, заслуженный артист Узбекистана, профессор Государственной консерватории Коркмас Мухитдинов. Вел концерт Шамиль Закиров, а поставил это действо главный режиссер ГАБТа Андрей Слоним.

«День рождения Пушкина - это национальный праздник России, - сказал во вcтупительном слове академик Святослав Бэлза. - Пушкин дал импульс развитию искусства, поэзии, музыки, да и литературы в целом. По данным журнала «Forbes» он занимает второе место после Шекспира по количеству произведений, воплощенных в музыке. Его имя стало символом культуры России, таким же как имя Алишера Навои для Узбекистана. Пушкин по-прежнему наш современник. Восточная тема занимает в его творчестве большое место, его интересовало все, что было с ней связано вплоть до Корана. В мире около 300 памятников Пушкину и один из самых впечатляющих работы скульптора Аникушина находится в Ташкенте. Очень радует, что в столице Узбекистана есть улица имени великого поэта».

В исполнении симфонического оркестра Большого театра, дирижировал которым заслуженный деятель искусств Узбекистана Фазлитдин Якубджанов, и солистов театра прозвучали «Полонез» и ария Ленского» из оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», арии из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов», романсы на стихи А.С. Пушкина «Не пой, красавица, при мне» Сулеймана Юдакова и Сергея Рахманинова на русском и узбекском языках, знаменитый романс Шереметьева «Я вас любил» и ария Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама».

Во второй части концерта заслуженный артист России Алексей Кузнецов прочитал стихотворение «Пророк» и состоялся премьерный показ композиции «Метель» по одноименному рассказу Пушкина на музыку Георгия Свиридова, которую сам композитор назвал музыкальной иллюстрацией к этому произведению Пушкина.

Композицию ташкентским зрителям представили народный артист СССР Василий Лановой и симфонический оркестр ГАБТа под управлением заслуженного деятеля искусств Узбекистана дирижера Анвара Эргашева.

Не часто балуют зрителей концертами такого уровня, ибо приезжают к нам больше артисты эстрадные. Этот праздник интеллекта надолго запомнится ташкентским любителям поэзии и музыки. Особо следует отметить потрясающе исполненную молодым басом Георгием Дмитриевым арию из «Бориса Годунова» и арию Лизы из «Пиковой дамы» в исполнении Саеры Хайритдиновой.

7 июня в Посольстве Российской Федерации состоялась пресс-конференция с мастерами искусств России - народным артистом СССР Василием Лановым, актером Академического драматического театра имени Е. Вахтангова, Алексеем Кузнецовым, академиком Святославом Бэлза.

Святослав Бэлза  поделился своими впечатлениями от обновленного Ташкента: «Мы уже далеко не в первый раз в Узбекистане. Вы знаете, Ташкент очень преобразился за последние годы. Еще меня поражает отношение к культуре в вашей стране. Сегодня я был в Государственной консерватории Узбекистана, встречался со студентами. Приятно видеть такую тягу молодежи к классическому искусству, кроме того мы слышали на прошедшем концерте питомцев консерватории, уже маститых артистов, кстати, оркестр, игравший на концерте в составе симфонического оркестра ГАБТ имени А. Навои наполовину состоял из студентов консерватории».

Василий Лановой: «Я люблю в Ташкенте солнышко. Вы знаете, сам я с Украины, поэтому, когда нет возможности часто бывать там, приезжаю погреться в Ташкент. 6 июня были у памятника Пушкину, было особенно приятно, что люди там собрались по велению сердца. Я читал стихотворения Алишера Навои, я очень увлекался в молодости восточной поэзией. Мы много раз за последние годы были в Узбекистане, чаще, чем в других странах СНГ. У нас здесь много друзей. Мы были в Навои, Самарканде, Ферганской долине. Еще мы с Алексеем Глебовичем Кузнецовым были сегодня в вашем театральном институте. Мы провели там хорошее время, причем вопросы нам задавали в основном по русской культуре».

Алексей Кузнецов признался, что ему уже сложно добавить что-либо к сказанному его коллегами, настолько общие у них ощущения и впечатления от пребывания  в Узбекистане: «Нам в Узбекистане всегда очень светло, мы потом очень долго вспоминаем эти поездки».

Во время пресс-конференции гости ответили на вопросы журналистов и пригласили их на концерт, посвященный Дню России, который состоится 9 июня в ГАБТе. В концерте примут участие солист большого театра России и Академического музыкального театра имени К. Станиславского и В.Немировича-Данченко, народный артист России Евгений Поликанин, актер, певец, исполнитель романсов, заслуженный артист России Леонид Серебренников, народный артист СССР Василий Лановой, заслуженный артист России, Алексей Кузнецов, а также молодые солисты Государственного академического Большого театра им. А. Навои.




Художники Узбекистана о России

13.06.2006, http://www.vesti.uz/culture/

 Алина Еланская

 Выставка изобразительного и прикладного искусства под таким названием, организованная Обществом дружбы и культурно-просветительских связей «Узбекистан-Россия» и Советом Общества дружбы Узбекистана с зарубежными странами, посвященная Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, прошла недавно в зале Совета дружбы и привлекла большое внимание общественности столицы.

На ее открытии выступили председатель Общества дружбы «Узбекистан-Россия» Т. Н. Далимов и советник Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан И. В. Демидов, подтвердившее доброе и уважительное отношение узбекистанцев к России, ее многонациональному и сплоченному народу, к ее богатейшей культуре. Было подтверждено, что сегодня возведены крепкие и надежные мосты дружбы через искусство между Узбекистаном и Россией.

В экспозиции выставки наряду с такими известными мастерами живописного и прикладного искусства, как семья художников Харитоновых, Владимир Ан, Маргарита Шувалова, Вадим Николюк, представили свои яркие и оригинальные работы художницы Королькова, Н. А. Завадовская, С. М. Ерназарова, мастер по художественной вышивке В. А. Шалупов и самый юный 12-летний художник, ученик РСМАЛ им. Успенского по классу фортепиано и симфонического дирижирования Иван Денисенко.

Каждый автор представил свои избранные работы, достойные внимания и восхищения: во всех работах ощущалась и прослеживалась тонкая и глубокая связь с самобытной русской живописью и природой: сказочными зорями и закатами, бескрайними далями, луговыми просторами, вековыми соснами и березами и лазурным, чистым небом.

Ярко представлена палехская тематика в работах В.С. Ан, потрясают темы образов и техника исполнения работ по художественной вышивке О.В. Харитоновой, а ее пейзажные и портретные картины (холст, масло) отражают повышенное эмоциональное восприятие мира: «Чудное мгновение», «Птичий рай», «Тропинка полевая», «родные просторы», «Подсолнухи» и другие.

Работы Валерия Шалупова (художественная вышивка) воспринимаются, как живые. В этом, наверное, и состоит секрет мастерства каждого художника - преподнести свое творение не как обыденное, простое и однообразное, а так, чтобы эта простота брала за душу («Новодевичий монастырь», «Николай Угодник», «Царь тундры - северный олень» и др.).

Со мной, наверное, согласятся многие, что зрители на этой выставке, ничего не разбирая, не оценивая, попали под власть всепокоряющего искусства художников - их картины зовут к жизни, к свету: «Новгородские памятники зодчества» Е. Ф. Корольковой, «Спасители» и «Туринская плащаница» Н. А. Завадовской, «Водопад», «Ночь перед Рождеством» С. М. Ерназаровой.

Работы Маргариты Шуваловой как художника-портретиста отличает высокий профессионализм, глубокое проникновение в суть создаваемых ею образов - «белый учитель», «Спасатель», «зеркало» и другие.

Творчество Вадима Николюка отличается от других тем, что он почти полностью погружен в поэтический мир Есенина, ярко и выразительно раскрывая образ великого русского поэта - бунтаря и лирика: «Портрет Есенина в Ташкенте, 1921 г.», «На берегу Оки», «Цветы мне говорят: «Прощай…» и другие.

А в пейзажах Ивана Денисенко и его акварелях на библейские сюжеты отражается духовный мир этого многогранного талантливого ребенка.

В программе презентации работ активное участие приняли ансамбль русских инструментов «Грезы» (руководитель Т.И. Рыжова), гитаристы, лауреаты международного и республиканского конкурсов Анатолий Пак и Андрей Галаян (класс доцента консерватории Е. Р. Конновой), студия эстрадного и бального танца «Ровесник» (руководитель Ю. И. Серебрякова), театр пластики и танца (руководитель Л. К. Тарасова - проект «Маленькая принцесса»).

Выставка завершилась показом российского художественного фильма режиссера Н. Досталя «Коля - перекати поле».

Эта благотворительная акция еще раз подтвердила, что гуманитарные связи между Узбекистаном и Россией крепнут и расширяются. По словам Президента Ислама Каримова: «Наши народы, наши страны давно связаны тысячами нитей, миллионами человеческих судеб. Никому не дано разорвать эти связи…».

Художественные творения мастеров Узбекистана, посвященные России, - это Лицо Времени, а его надо ценить и беречь. Нас многое роднит.




У театра есть судьба...

Почти в каждом областном центре, в столице Казахстана Астане и городе республиканского значения Алма-Ате, действуют русские драматические театры. Ниже публикуемая статья рассказывает об истории Чимкентского областного русского драматического театра. И хотя статья была опубликована в газете «Казахстанская правда» полтора года назад, но история остаётся историей.  Публикация даёт представление о развитии русского драматического искусства в Казахстане и о роли выдающихся мастеров русской сцены в его становлении.

05.11. 2004,www.kazpravda.kz

Любовь Доброта

В одночасье Южно-Казахстанский областной драматический театр прибавил в возрасте на полтора десятилетия. Подготовка к 60-летнему юбилею шла полным ходом, когда директор театра Галина Бедрина решила навестить свою коллегу Валентину Фролову, возглавлявшую театр в пятидесятые годы, чтобы заполучить вырезки из газет, фотографии и афиши тех лет для театрального музея. Тогда-то Валентина Михайловна посоветовала поискать корни театра в конце двадцатых годов, подчеркнув, что к 1944 году, когда появилось постановление Южно-Казахстанского облисполкома и бюро областного Комитета КП (б) Казахстана «О создании областного русского драматического театра», храм Мельпомены в Чимкенте уже существовал. Просто в годы Великой Отечественной войны играть в нем оказалось некому, и сцену отдали эвакуированному на юг Казахстана Киевскому государственному театру музыкальной комедии. Месяц кропотливой работы — и в архиве было найдено документальное подтверждение этой гипотезы. Теперь театр отметит свой 75-летний юбилей.

В условиях диктатуры пролетариата...

Первый театральный сезон в Чимкенте открылся 1 ноября 1929 года. Управлением зрелищными предприятиями Сырдарьинского округа была принята установка: обеспечить духовные потребности русской диаспоры на юге Казахстана путем приобщения ее к театральному искусству. «В условиях диктатуры пролетариата, осуществляющего социалистическое строительство, театр, поднимая политический и культурный уровень рабочих и крестьянских масс, ставя и решая актуальные вопросы современности, доставляя здоровый отдых, должен выполнять своими специфическими средствами роль одного из важных рычагов способствования социалистическому строительству, вовлекая в него широкие массы рабочих и крестьян, вовлекая и перевоспитывая интеллигенцию и мелкую буржуазию в соответствии с задачами, стоящими перед пролетариатом», — читаем в документе. И тут же перечисляются темы, которые театр намечает для отображения: история революционного движения, классовая борьба на западе и востоке, жизнь и быт Красной армии и флота, индустриализации СССР, строительство нового быта, борьба с мещанством, раскрепощение женщины, классические пьесы.

В этом же документе дается предполагаемый репертуар первого театрального сезона. Среди рекомендуемых постановок значатся «Бронепоезд», «Женитьба Фигаро», «Ревизор» и другие. К слову, еще не видя этого документа, для постановки в качестве юбилейного спектакля труппа выбрала именно гоголевского «Ревизора», премьера которого прошла с ошеломляющим успехом.

К организации нового театрального дела большевики отнеслись весьма серьезно, что видно не только в детальной разработке репертуара первого театрального сезона и перечне тех лиц, кому полагаются пригласительные билеты. Для зрителей предусмотрели скидки и даже выпустили льготные абонементы для постоянных посетителей. Номинальная цена билета определялась от двух рублей до пятидесяти копеек. Управление зрелищных предприятий, ориентируясь на нового зрителя, разработало систему закупки целевых спектаклей на льготных условиях для всех парткомов и организаций. Архивы сохранили не только фамилии ответственного руководителя и главного режиссера театра — М. Раздолина, но и режиссера, художника, гримера, осветителей, рабочих по сцене, администратора, а также список труппы, в котором расписано амплуа каждого артиста. Вслед за русским в городе появился и узбекский театр для обслуживания старогородского населения. Архивы донесли до нас протокол президиума Чимкентского городского совета от 7 февраля 1933 года, на заседании которого рассматривалось ходатайство об отпуске взаимообразно для расчета с артистами русской и узбекской труппы шести тысяч рублей.

А вот еще один протокол заседания президиума Чимкентского горсовета от 20 июля 1933 года. На нем кроме прочих рассмотрен вопрос об утверждении перечня должностных лиц и учреждений, коим положена выдача контрамарок на право бесплатного посещения зрелищных предприятий. В этом перечне политконтроль, ЛИТ, дежурный врач, пожарная инспекция, начальник гарнизона, Всеросскомдрам, горфо. Конечно же, по одному месту полагалось первому секретарю обкома ВКП (б), руководителям горкома партии, горсовета и другим чиновникам (общим числом семнадцать). Без оплаты, но и без места, в театр могли попасть также по одному человеку от редакций газет, начальник гормилиции, дежурный по городу и дежурный электромонтер. Контрамарки запрещалось кому-либо передавать, то есть они были именными.

Стриженов каждый вечер умирал на чимкентской сцене

В следующем, 1934 году, на ремонт театров, приобретение костюмов и содержание двух трупп — русской и узбекской — на заседании президиума горсовета решено выделить 150 тысяч рублей. Становлению провинциальных театров помогал центр. В эти годы в Чимкенте работали артист Ленинградского русского театра имени Пушкина В. Меркурьев, И. Мейерхольд (сестра прославленного режиссера) и Мечик. Эта традиция по привлечению известных мастеров сохранялась и в последующие годы. На подмостках театра играли народные артисты РСФСР Сергей Павлов, Ия Саввина, Ольга Аросева, народный артист СССР Олег Стриженов. С именем этого актера связана одна невероятная история. Он играл роль белогвардейца Говорухи-Отрока в спектакле «Сильнее любви», поставленном по пьесе Бориса Лавренова «Сорок первый». По сценарию героя в последней сцене убивают из ружья. Помощник режиссера должен был создать звук выстрела ударом молотка по холостому патрону. Репетиции проходили без сучка, без задоринки. Но на премьере патрон отказался взрываться. Стриженов вышел из ситуации, обратившись к залу со словами: «В этом месте меня убивают, вы, конечно, знаете», — и падал. Вынужденная находка актера вызывала шквал аплодисментов. Мистика заключалась в том, что история с патроном, не желающим взрываться, повторялась всякий раз.

К сожалению, ни одного документа, проливающего свет на судьбу театра в военные годы, обнаружить пока не удалось. Возможно, актеры отправились на фронт, ведь в годы войны сотни агиткультбригад обслуживали солдат на передовой. Во время Великой Отечественной на сцене чимкентского театра почти три года играли артисты Киевского государственного театра музыкальной комедии. В архиве сохранилось решение исполнительного комитета Южно-Казахстанского областного совета депутатов трудящихся от 8 марта 1944 года «О награждении работников Киевского театра музыкальной комедии». Труппа за образцовую работу по культурному обслуживанию трудящихся получила благодарность облисполкома, а тридцать актеров были награждены грамотами.

История театра — это тоже культурное наследие

А спустя два месяца после отъезда киевлян — 8 мая 1944 года — появилось то самое постановление исполкома «О создании областного русского драматического театра», которое долгие годы ошибочно считалось отправной точкой зарождения русского театра в городе.

— Удивительно, но весть о том, что театр гораздо старше, чем считалось, восприняли в городе неоднозначно, — говорит директор областного русского драматического театра Галина Бедрина. — На мой взгляд, надо не подвергать сомнению найденные документы, а радоваться, что нам удалось открыть такой пласт культурной жизни города. Надо собрать по крупицам историю театра. В 1929 году наш город относился к Сырдарьинскому округу, наверняка в архивах Ташкента есть много документов, проливающих свет на становление театра. Почему бы не заняться этим в рамках программы «Культурное наследие»?!

Действительно, судьба театра складывалась непросто и в последующие годы. Вот письмо бывшего работника театра М. Кудрявцева о том, что в 1949 году русский драмтеатр был перебазирован в Уральск, затем вернулся уже в качестве театра музыкальной комедии. Кто был инициатором этой пертурбации и зачем она была нужна, не знает сейчас никто. В 1955 году театр снова сняли с насиженного места и отправили всю труппу на этот раз в Актюбинск, где, вырванный с корнями, он не прижился и вскоре распался. Театр возродился снова в 1958 году, когда воспитанник Малого театра Н. Медведев сформировал чимкентскую труппу из выпускников московских и ленинградских театральных вузов. Актеры работали в трудных условиях, были сами и оформителями, и художниками, и портными. Не хватало костюмов и декораций. У артистов не было квартир, жили зачастую они в чайхане или прямо в театре. Причем такие лишения переживали они и в пятидесятых, и в шестидесятых годах. Но это никак не сказывалось на их стремлении творить.

1958 год стал знаменательным еще и потому, что 15 ноября было принято решение о строительстве областного драмтеатра на 800 мест, а также 8-квартирного жилого дома для творческих работников в районе областной фильмобазы. Строительство театра начали только в середине шестидесятых и закончили в 1967 году. До этого же времени он ютился в маленьком здании клуба госторговли. В этот же год появился приказ Чимкентского областного управления культуры «Об обеспечении дальнейшего роста мастерства и творческой деятельности», согласно которому областной объединенный театр драмы разделили на казахский и русский. Новое здание по этому документу перешло на баланс казахского областного драматического театра, а зрительный зал и все помещения стали общей производственной базой. С тех пор два театра так и живут под одной крышей, хотя последнее время труппы находятся в несколько стесненном положении.

Актеры из «Балаганчика»

Попытка подыскать для русского театра отдельное здание так и закончилась ничем. А сделать это необходимо, ведь сейчас театр — это не только постановка спектаклей, но и огромная работа по организации и проведению всевозможных культурно-массовых городских мероприятий, поэтому пятнадцать дней в месяц маловато, чтобы вместить все это и еще и проводить репетиции спектаклей. Репертуар за последние годы полностью обновился. Есть в нем русская, казахская и зарубежная классика, пьесы современных авторов, детские постановки. Труппа молодая. Плеяда актеров старшего поколения, на которых держался театр, ушла из жизни. С пиететом вспоминают в храме Мельпомены имена заслуженных артистов Казахстана В. Ломакина, И. Болотову, О. Кобзеву, А. Пащенко, любимцев публики — Е. Диканя, Г. Горячкина, И. Фрейдина и других. На протяжении десятилетий они определяли лицо театра. За последние полтора десятка лет никто из актеров театра не получил звания — их просто не дают провинциалам. Это крайне несправедливо, ведь и в Шымкенте есть достойные. Да что там звания, если даже имени у театра по сей день нет. Неоднократно коллектив обращался с просьбой присвоить коллективу имя А. Пушкина. Отказали, сославшись на то, что в городе имя русского поэта носят школа, областная библиотека и маленькая улочка. Вопрос так и остался нерешенным.

Погоду в театре сегодня делает молодежь. Начинающие актеры и актрисы и поют, и танцуют, удивляя своей подвижностью и пластичностью. Специальное театральное образование имеют лишь представители старшего и среднего поколения. Молодежь же — выходцы из театральной студии «Балаганчик», открытой главным режиссером театра Игорем Вербицким четыре года назад. Выпускники театральных вузов на периферию не едут — зарплата у актеров мизерная, да и жильем уже давно никто не обеспечивает. Так что единственная возможность пополнить кадры — подготовить их самостоятельно. «Балаганчик» стал своего рода местной фабрикой звезд. Можно назвать с десяток выпускников студии, зачисленных в труппу.

Театр сегодня востребован. Каждую новую премьеру город ждет с нетерпением. Переполненным залом и восторженными «Браво!» платит актерам зритель за вдохновенную игру на сцене. Это и есть любовь и признание. Искусству многое подвластно. Оно способно нас перевоспитать, помочь глубже вглядеться в себя и переосмыслить жизнь. С годами у театра меняется репертуар, но задачи остаются те же, что и 75 лет назад, когда в городе открылся первый театральный сезон.

 На  Фото автора: Заслуженный деятель искусств РК, лауреат Госпремии РК, профессор Сыгай Аширбек вручает почетный знак «Мадениет кайраткерi» главному режиссеру театра Игорю Вербицкому.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ