Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


У театра есть судьба...

Почти в каждом областном центре, в столице Казахстана Астане и городе республиканского значения Алма-Ате, действуют русские драматические театры. Ниже публикуемая статья рассказывает об истории Чимкентского областного русского драматического театра. И хотя статья была опубликована в газете «Казахстанская правда» полтора года назад, но история остаётся историей.  Публикация даёт представление о развитии русского драматического искусства в Казахстане и о роли выдающихся мастеров русской сцены в его становлении.

05.11. 2004,www.kazpravda.kz

Любовь Доброта

В одночасье Южно-Казахстанский областной драматический театр прибавил в возрасте на полтора десятилетия. Подготовка к 60-летнему юбилею шла полным ходом, когда директор театра Галина Бедрина решила навестить свою коллегу Валентину Фролову, возглавлявшую театр в пятидесятые годы, чтобы заполучить вырезки из газет, фотографии и афиши тех лет для театрального музея. Тогда-то Валентина Михайловна посоветовала поискать корни театра в конце двадцатых годов, подчеркнув, что к 1944 году, когда появилось постановление Южно-Казахстанского облисполкома и бюро областного Комитета КП (б) Казахстана «О создании областного русского драматического театра», храм Мельпомены в Чимкенте уже существовал. Просто в годы Великой Отечественной войны играть в нем оказалось некому, и сцену отдали эвакуированному на юг Казахстана Киевскому государственному театру музыкальной комедии. Месяц кропотливой работы — и в архиве было найдено документальное подтверждение этой гипотезы. Теперь театр отметит свой 75-летний юбилей.

В условиях диктатуры пролетариата...

Первый театральный сезон в Чимкенте открылся 1 ноября 1929 года. Управлением зрелищными предприятиями Сырдарьинского округа была принята установка: обеспечить духовные потребности русской диаспоры на юге Казахстана путем приобщения ее к театральному искусству. «В условиях диктатуры пролетариата, осуществляющего социалистическое строительство, театр, поднимая политический и культурный уровень рабочих и крестьянских масс, ставя и решая актуальные вопросы современности, доставляя здоровый отдых, должен выполнять своими специфическими средствами роль одного из важных рычагов способствования социалистическому строительству, вовлекая в него широкие массы рабочих и крестьян, вовлекая и перевоспитывая интеллигенцию и мелкую буржуазию в соответствии с задачами, стоящими перед пролетариатом», — читаем в документе. И тут же перечисляются темы, которые театр намечает для отображения: история революционного движения, классовая борьба на западе и востоке, жизнь и быт Красной армии и флота, индустриализации СССР, строительство нового быта, борьба с мещанством, раскрепощение женщины, классические пьесы.

В этом же документе дается предполагаемый репертуар первого театрального сезона. Среди рекомендуемых постановок значатся «Бронепоезд», «Женитьба Фигаро», «Ревизор» и другие. К слову, еще не видя этого документа, для постановки в качестве юбилейного спектакля труппа выбрала именно гоголевского «Ревизора», премьера которого прошла с ошеломляющим успехом.

К организации нового театрального дела большевики отнеслись весьма серьезно, что видно не только в детальной разработке репертуара первого театрального сезона и перечне тех лиц, кому полагаются пригласительные билеты. Для зрителей предусмотрели скидки и даже выпустили льготные абонементы для постоянных посетителей. Номинальная цена билета определялась от двух рублей до пятидесяти копеек. Управление зрелищных предприятий, ориентируясь на нового зрителя, разработало систему закупки целевых спектаклей на льготных условиях для всех парткомов и организаций. Архивы сохранили не только фамилии ответственного руководителя и главного режиссера театра — М. Раздолина, но и режиссера, художника, гримера, осветителей, рабочих по сцене, администратора, а также список труппы, в котором расписано амплуа каждого артиста. Вслед за русским в городе появился и узбекский театр для обслуживания старогородского населения. Архивы донесли до нас протокол президиума Чимкентского городского совета от 7 февраля 1933 года, на заседании которого рассматривалось ходатайство об отпуске взаимообразно для расчета с артистами русской и узбекской труппы шести тысяч рублей.

А вот еще один протокол заседания президиума Чимкентского горсовета от 20 июля 1933 года. На нем кроме прочих рассмотрен вопрос об утверждении перечня должностных лиц и учреждений, коим положена выдача контрамарок на право бесплатного посещения зрелищных предприятий. В этом перечне политконтроль, ЛИТ, дежурный врач, пожарная инспекция, начальник гарнизона, Всеросскомдрам, горфо. Конечно же, по одному месту полагалось первому секретарю обкома ВКП (б), руководителям горкома партии, горсовета и другим чиновникам (общим числом семнадцать). Без оплаты, но и без места, в театр могли попасть также по одному человеку от редакций газет, начальник гормилиции, дежурный по городу и дежурный электромонтер. Контрамарки запрещалось кому-либо передавать, то есть они были именными.

Стриженов каждый вечер умирал на чимкентской сцене

В следующем, 1934 году, на ремонт театров, приобретение костюмов и содержание двух трупп — русской и узбекской — на заседании президиума горсовета решено выделить 150 тысяч рублей. Становлению провинциальных театров помогал центр. В эти годы в Чимкенте работали артист Ленинградского русского театра имени Пушкина В. Меркурьев, И. Мейерхольд (сестра прославленного режиссера) и Мечик. Эта традиция по привлечению известных мастеров сохранялась и в последующие годы. На подмостках театра играли народные артисты РСФСР Сергей Павлов, Ия Саввина, Ольга Аросева, народный артист СССР Олег Стриженов. С именем этого актера связана одна невероятная история. Он играл роль белогвардейца Говорухи-Отрока в спектакле «Сильнее любви», поставленном по пьесе Бориса Лавренова «Сорок первый». По сценарию героя в последней сцене убивают из ружья. Помощник режиссера должен был создать звук выстрела ударом молотка по холостому патрону. Репетиции проходили без сучка, без задоринки. Но на премьере патрон отказался взрываться. Стриженов вышел из ситуации, обратившись к залу со словами: «В этом месте меня убивают, вы, конечно, знаете», — и падал. Вынужденная находка актера вызывала шквал аплодисментов. Мистика заключалась в том, что история с патроном, не желающим взрываться, повторялась всякий раз.

К сожалению, ни одного документа, проливающего свет на судьбу театра в военные годы, обнаружить пока не удалось. Возможно, актеры отправились на фронт, ведь в годы войны сотни агиткультбригад обслуживали солдат на передовой. Во время Великой Отечественной на сцене чимкентского театра почти три года играли артисты Киевского государственного театра музыкальной комедии. В архиве сохранилось решение исполнительного комитета Южно-Казахстанского областного совета депутатов трудящихся от 8 марта 1944 года «О награждении работников Киевского театра музыкальной комедии». Труппа за образцовую работу по культурному обслуживанию трудящихся получила благодарность облисполкома, а тридцать актеров были награждены грамотами.

История театра — это тоже культурное наследие

А спустя два месяца после отъезда киевлян — 8 мая 1944 года — появилось то самое постановление исполкома «О создании областного русского драматического театра», которое долгие годы ошибочно считалось отправной точкой зарождения русского театра в городе.

— Удивительно, но весть о том, что театр гораздо старше, чем считалось, восприняли в городе неоднозначно, — говорит директор областного русского драматического театра Галина Бедрина. — На мой взгляд, надо не подвергать сомнению найденные документы, а радоваться, что нам удалось открыть такой пласт культурной жизни города. Надо собрать по крупицам историю театра. В 1929 году наш город относился к Сырдарьинскому округу, наверняка в архивах Ташкента есть много документов, проливающих свет на становление театра. Почему бы не заняться этим в рамках программы «Культурное наследие»?!

Действительно, судьба театра складывалась непросто и в последующие годы. Вот письмо бывшего работника театра М. Кудрявцева о том, что в 1949 году русский драмтеатр был перебазирован в Уральск, затем вернулся уже в качестве театра музыкальной комедии. Кто был инициатором этой пертурбации и зачем она была нужна, не знает сейчас никто. В 1955 году театр снова сняли с насиженного места и отправили всю труппу на этот раз в Актюбинск, где, вырванный с корнями, он не прижился и вскоре распался. Театр возродился снова в 1958 году, когда воспитанник Малого театра Н. Медведев сформировал чимкентскую труппу из выпускников московских и ленинградских театральных вузов. Актеры работали в трудных условиях, были сами и оформителями, и художниками, и портными. Не хватало костюмов и декораций. У артистов не было квартир, жили зачастую они в чайхане или прямо в театре. Причем такие лишения переживали они и в пятидесятых, и в шестидесятых годах. Но это никак не сказывалось на их стремлении творить.

1958 год стал знаменательным еще и потому, что 15 ноября было принято решение о строительстве областного драмтеатра на 800 мест, а также 8-квартирного жилого дома для творческих работников в районе областной фильмобазы. Строительство театра начали только в середине шестидесятых и закончили в 1967 году. До этого же времени он ютился в маленьком здании клуба госторговли. В этот же год появился приказ Чимкентского областного управления культуры «Об обеспечении дальнейшего роста мастерства и творческой деятельности», согласно которому областной объединенный театр драмы разделили на казахский и русский. Новое здание по этому документу перешло на баланс казахского областного драматического театра, а зрительный зал и все помещения стали общей производственной базой. С тех пор два театра так и живут под одной крышей, хотя последнее время труппы находятся в несколько стесненном положении.

Актеры из «Балаганчика»

Попытка подыскать для русского театра отдельное здание так и закончилась ничем. А сделать это необходимо, ведь сейчас театр — это не только постановка спектаклей, но и огромная работа по организации и проведению всевозможных культурно-массовых городских мероприятий, поэтому пятнадцать дней в месяц маловато, чтобы вместить все это и еще и проводить репетиции спектаклей. Репертуар за последние годы полностью обновился. Есть в нем русская, казахская и зарубежная классика, пьесы современных авторов, детские постановки. Труппа молодая. Плеяда актеров старшего поколения, на которых держался театр, ушла из жизни. С пиететом вспоминают в храме Мельпомены имена заслуженных артистов Казахстана В. Ломакина, И. Болотову, О. Кобзеву, А. Пащенко, любимцев публики — Е. Диканя, Г. Горячкина, И. Фрейдина и других. На протяжении десятилетий они определяли лицо театра. За последние полтора десятка лет никто из актеров театра не получил звания — их просто не дают провинциалам. Это крайне несправедливо, ведь и в Шымкенте есть достойные. Да что там звания, если даже имени у театра по сей день нет. Неоднократно коллектив обращался с просьбой присвоить коллективу имя А. Пушкина. Отказали, сославшись на то, что в городе имя русского поэта носят школа, областная библиотека и маленькая улочка. Вопрос так и остался нерешенным.

Погоду в театре сегодня делает молодежь. Начинающие актеры и актрисы и поют, и танцуют, удивляя своей подвижностью и пластичностью. Специальное театральное образование имеют лишь представители старшего и среднего поколения. Молодежь же — выходцы из театральной студии «Балаганчик», открытой главным режиссером театра Игорем Вербицким четыре года назад. Выпускники театральных вузов на периферию не едут — зарплата у актеров мизерная, да и жильем уже давно никто не обеспечивает. Так что единственная возможность пополнить кадры — подготовить их самостоятельно. «Балаганчик» стал своего рода местной фабрикой звезд. Можно назвать с десяток выпускников студии, зачисленных в труппу.

Театр сегодня востребован. Каждую новую премьеру город ждет с нетерпением. Переполненным залом и восторженными «Браво!» платит актерам зритель за вдохновенную игру на сцене. Это и есть любовь и признание. Искусству многое подвластно. Оно способно нас перевоспитать, помочь глубже вглядеться в себя и переосмыслить жизнь. С годами у театра меняется репертуар, но задачи остаются те же, что и 75 лет назад, когда в городе открылся первый театральный сезон.

 На  Фото автора: Заслуженный деятель искусств РК, лауреат Госпремии РК, профессор Сыгай Аширбек вручает почетный знак «Мадениет кайраткерi» главному режиссеру театра Игорю Вербицкому.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ