Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


«В 2007 г. миграционное законодательство серьезно изменится»

Заявил глава управления Федеральной миграционной службы.

15.06.2006,www.regnum.ru/news/

  15 июня в Госдуме прошел круглый стол, посвященный положению детей вынужденных переселенцев из стран СНГ и Прибалтики, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Представители Федеральной миграционной службы России, общественных организаций, уполномоченные по правам человека нескольких субъектов РФ, депутаты пришли к общему заключению, что практически все проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы и иностранные мигранты связаны с запутанным, непонятным и нестабильным законодательством по вопросам гражданства и миграционной политики. Руководитель управления ФМС по Московской области Михаил Утятский в интервью корреспонденту ИА REGNUM сказал, что ФМС подготовила поправки в законы, которые внесены в правительство, и в будущем году законодательство будет серьезно меняться в части упрощения регистрации как для российских соотечественников, так и для иностранных граждан.

По данным начальника отдела по вопросам вынужденных переселенцев ФМС Александра Кандева в России эта категория мигрантов составляет 62 тыс. семей или 155 тыс. человек (в основном граждане России), из них 35 тыс. детей. Основные регионы их местонахождения - Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. "Проблема, связанная с легализацией детей, конечно, существует, - сказала уполномоченный по правам человека в Саратовской области Нина Лукашова. Надо решать проблему еще более упрощенного получения гражданства для граждан бывшего Советского Союза, у которых уже выросли дети, и растут внуки. Просто стон идет в некоторых случаях!". По ее словам, несовершенное законодательство приводит к тому, что дети не могут получить паспорт и регистрацию, и годами не имеют никаких прав, в частности, на получение образования и медицинское обслуживание (бесплатные лекарства).

Представители общественных организаций обратили внимание на то, что дети вынужденных переселенцев не могут сдавать Единый государственный экзамен, поскольку для этого нужно иметь документ о гражданстве, и в целом от 30% до 40% детей по этой причине оказывается исключенными из этого процесса. Отдельная проблема - получение профессионального образования российскими соотечественниками в Туркмении, где сложности существуют даже для знающих туркменский язык. В Министерстве образования и науки, сообщил Юрий Акимов, знают об этом, но не готовы предоставлять такие преимущества, как квотирование мест для них в тех российских национальных университетах, которые открыты в 4 странах ближнего зарубежья (Армения, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, а также школа в Туркмении - ИА REGNUM). "Мы не можем изыскивать там русских и только их учить", - сказал чиновник. Комментируя ситуацию в Туркмении, он сказал, что министерство образования этой страны проводит самостоятельную политику, определяемую одним человеком, и Минобрнауки влиять на нее не может.

Руководитель управления ФМС по Московской области заявил, что "невыдача паспортов, нерегистрация, выдворение - это нестандартная ситуация". По его словам, законодательство действительно характеризуется непостоянством и нуждается в совершенствовании. Предложения участников круглого стола о необходимости проведении ротации в ФМС, в которой проходят "многочисленные реформирования, а лица не меняются" и введении института комиссаров, которые набирались бы из числа гражданских экспертов и наблюдали бы за исполнением закона на местах, Утятский воспринял с иронией, заметив, что по конкурсу на ту зарплату которая сегодня есть в ФМС никто не придет и высказав готовность "хоть завтра на общественных началах ввести представителя от общественных организаций".

Депутат Заксобрания Калужской области Татьяна Котляр заявила, что "положение русских в Латвии лучше положения тех, кто приезжает в Россию". Один из серьезных недостатков, по ее мнению, заключается в том, что в нашей стране не выдается документа, свидетельствующего об отсутствии гражданства, как это есть, например, в Латвии. Она отметила, что для решения проблем детей мигрантов нужна, прежде всего, статистика, сколько в России совершеннолетних и несовершеннолетних, не имеющих паспорта, которой у ФМС нет. "Все беды идут от Думы. Если бы вы такие законы не принимали, мы бы 10 лет не мучались", - заметила руководитель общественного фонда "Таджикистан" Гавхар Джураева.

Напомним, что Госдума приняла в первом чтении депутатские законопроекты "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в России" и "О внесении изменений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и в ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Законопроекты предусматривают более либеральные подходы в отношении регистрации трудовых мигрантов из стран СНГ, за исключением тех, с которыми у нас установлен визовый режим (Грузия и Туркмения), но не упрощает правила регистрации для внутренних мигрантов. В настоящее время, законопроекты подготовлены комитетом по конституционному законодательству и госстроительству ко второму чтению. Глава комитета Владимир Плигин полагает, что они могут быть приняты Думой этого созыва.

По мнению Утятского, наиболее проблемный вопрос связан с регистрацией, и совершенствование законодательства должно идти в направлении ее упрощения. "Он обсуждался на уровне руководства ФМС, Администрации президента. Закон о миграционном учете должен серьезно изменить этот вопрос", - сказал Утятский корреспонденту ИА REGNUM.

 Мигрантам – "зеленый свет"

Дополнительные доходы в казну могут обернуться проблемами для всей России

18.06.2006,http://www.finansmag.ru

Мигранты, в изобилии наводнившие города и веси России, получили шанс наконец-то выйти из тени. На минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении законопроект о миграционном учете иностранцев и лиц без гражданства. Данный документ существенно упрощает правовой механизм регистрации в России миллионов гастарбайтеров, едущих сюда с целью заработать на кусок хлеба или просто в надежде на лучшую жизнь.

Теперь, если документ пройдет все инстанции и будет подписан президентом, привычный нам разрешительный порядок регистрации иностранцев по официальному месту жительства и учета по месту пребывания уйдет в прошлое. Такую «репрессивную» меру новый законопроект допускает лишь в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Иными словами, очереди из таджиков и азербайджанцев, желающих получить вожделенную регистрацию, в паспортных столах сильно поубавятся. Теперь регистрация становится возможна в уведомительном порядке: захотел – зарегистрировался, не захотел – не зарегистрировался. Желающие смогут сделать это в упрощенном порядке и по почте. Однако сомнительно, что приезжие из республик бывшего СССР захотят добровольно ставить о себе в известность соответствующие органы. Кроме того, учитывать иностранцев по месту пребывания теперь можно и в нежилом помещении, а существовавшие ранее квоты на привлечение иностранной силы в Россию отменяются. Мигранты же, прибывшие к нам в безвизовом порядке, имеют право получить разрешение на работу в 10-дневный срок с момента подачи заявления. Правда, все это не касается граждан Грузии и Туркменистана – с этими странами у нас существует визовый режим.

Авторы законопроекта — представители фракции «Единая Россия» Владимир Плигин, Вячеслав Володин, Олег Морозов и Владимир Пехтин считают, что данная инициатива направлена «на обеспечение миграционной привлекательности РФ и формирование качественно нового административно-правового механизма учета иностранных граждан и лиц без гражданства». По мнению депутатов, принятие документа позволит более эффективно управлять миграционными процессами, сократить нелегальную миграцию, привлечь в Россию квалифицированную рабочую силу, особенно из стран СНГ. По данным руководителя Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, ежегодный приток трудовых мигрантов в Россию превышает 20 млн человек, из них 10 млн работают в стране нелегально. Ущерб от нелегальной деятельности он оценил в 200 млрд руб. Зато госбюджеты Молдавии, Украины, Азербайджана и других стран СНГ во многом формируются за счет пересылки гастарбайтерами домой денег, заработанных в России. Теперь все должно измениться. Денежные потоки, ранее уходившие на родину мигрантов, теперь частично будут оседать в российском бюджете в виде налогов, а всевозможные нелегальные конторы, регистрирующие приезжих, вынуждены будут прекратить свою деятельность.

Новый документ снимает с работодателей часть обязанностей по оформлению сотрудника-мигранта. Сейчас действует закон, по которому все тяготы по получению многочисленных разрешительных документов, в том числе и разрешения на работу для приезжего специалиста, возлагаются на работодателя. С такими хлопотами предприниматели связываться не хотят, и предпочитают нанимать сотрудников нелегально. Теперь гастарбайтер сам сможет оформлять эти документы, и чиновники не имеют право ему отказать. Все это позволит мигрантам рассчитывать на «человеческое» отношение к себе со стороны работодателей, считают сторонники законопроекта. По данным западных экспертов, занимающихся оценкой положения трудовых мигрантов в России, около 1,5 млн последних работают в России в условия, приближенных к рабским. Государство, законодательно приняв послабления для них, показывает, что признает наличие «фактического рабства» и делает все возможное для борьбы с этим злом, считают авторы исследований.

Между тем, не все так радужно. У законопроекта немало как сторонников, так и противников, что наглядно обнаружилось во время обсуждения в Госдуме. Многие депутаты считают, что за заботой о соотечественниках и праведным желанием пополнить российский бюджет кроется недопонимание сложившейся ситуации. Так, депутат от «Родины» Александр Крутов заявил, что во всем мире миграционные квоты ужесточаются, и только Россия, как обычно, идет по особенному пути. «Не создаст ли массовая иммиграция для страны с вымирающим населением эффективный инструмент для вытеснения коренного населения?» – задался он вопросом. А депутат от той же «Родины» Андрей Савельев подчеркнул, что необходимо в первую очередь упрощать процедуру легализации не всех мигрантов из ближнего зарубежья, а, прежде всего, русских и представителей других народов Российской Федерации, приехавших в РФ. В то же время независимый депутат Николай Гончар отметил, что при доработке законопроекта необходимо ввести систему квот для мигрантов из стран ближнего зарубежья, а также предусмотреть механизм, позволяющий отслеживать, «честно ли они работают в нашей стране, или занимаются наркобизнесом».

Действительно, массовая легализация более 10 млн нелегальных работников может обернуться для страны непредсказуемыми последствиями. Совсем недавно в ходе «правительственного часа» в Госдуме заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин сообщил, что за 10 лет число преступлений, совершенных иностранцами в России, увеличилось в 2,5 раза. Кроме того, по его словам, нелегальная миграция неразрывно связана с деятельностью экстремистских и террористических организаций. «В отдельных регионах мигранты пытаются внедриться в органы управления, контролировать рынки, навязывают коррупционные стандарты, пытаются добиться национально-культурной автономии», — сообщил А.Чекалин. Приезжие не желают учить язык, ассимилироваться к обычаям страны проживания, живут преимущественно в «районах компактного проживания» и пытаются организовать бизнес «только для своих». Правда, замминистра подчеркнул, что разовую масштабную легализацию незаконных мигрантов в МВД считают оправданной. Сейчас практически 80 проц из них находятся в России с различными нарушениями законодательства, и этой практике необходимо положить конец.

Многие критики нового законопроекта считают, что Россия не желает обращать внимание на поучительный пример западных держав, например, той же Франции. После массовых погромов, учиненных представителями некоренного населения арабо-африканского происхождения, в Париже, наконец, задумались о миграционной тактике. До сегодняшнего дня местные законы отличались завидной толерантностью – житель бывшей «порабощенной колонии» мог без труда закрепиться в стране, перевезти семью, завести детей, и еще получать вполне приличное /по меркам его страны/ пособие. Сейчас во Франции все чаще раздаются голоса с предложением депортировать незваных граждан и ужесточить критерии получения гражданства новыми мигрантами.

По мнению авторов проекта, получить с приезжих доход и избежать проблем удастся с помощью учета, который будут осуществлять миграционные службы с помощью специального информационно-миграционного банка данных. Для этого, в частности, пункты пропуска на госгранице должны в течение суток сообщать в миграционные службы точные сведения о любом перемещении иностранцев через границу. Но сомнительно, что подобные базы будут отражать существующее положение дел. Несовершенство техники, с помощью которой ведется учет, а также привычка за некоторую сумму закрывать глаза на чей-то незаконный переход границы – традиционные российские «болезни». Не приведут ли поблажки мигрантам к тому, что по территории нашей страны будут открыто разгуливать террористы и наркодилеры, получившие право регистрироваться по месту жительства исключительно по собственному желанию? Об этом пишет ПРАЙМ-ТАСС.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ