Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Санкции со стороны США не подхлестнут интеграцию Минска и Москвы

25.06.2006. ИнформАгентство «Национальные интересы»

Американские обвинения в адрес Белоруссии сыплются как из рога изобилия. Президент США Джордж Буш издал распоряжение, согласно которому Лукашенко и его ближайшее окружение были объявлены персонами нон-грата, а их счета, которые якобы находятся в американских банках, замороженными. До этого власти США и Канады запретили посадку и заправку самолета с премьер-министром Белоруссии, обвинив белорусскую сторону в нарушении принципов демократии и прав человека. Лукашенко пошел на ответные меры и предложил американским и канадским самолетам летать через Прибалтику и Украину, перекрыв воздушное пространство Белоруссии.

Однако наметившееся противостояние Запада и Белоруссии не  только не помешало проведению в Минске саммитов ОДКБ и ЕврАзЭС, но и добавило интриги. О том, каковы причины "глобального" недовольства Вашингтона Белоруссией и связана ли антибелорусская кампания с предстоящим саммитом "Большой Восьмерки" в Петербурге в интервью ИА "Национальные интересы" рассказывает руководитель отдела Белоруссии Института стран СНГ Александр ФАДЕЕВ.

— Вашингтоном были приняты новые финансовые санкции в адрес высокопоставленных чиновников Белоруссии. Что вызывает такую "вселенскую" озабоченность США?

— Если говорить о мерах, предпринятых Вашингтоном по отношению к десяти высшим чиновникам Белоруссии, то они вызваны тем, что США выбрали для себя роль лидера демократического мира, который пытается навязать свою модель демократии другим государствам. Однако зачастую под предлогом заботы о демократии они преследуют вполне конкретные экономические и геополитические цели. По крайней мере, так было всегда. Но в отношении Белоруссии это не совсем так.

США хотелось бы в какой-то степени привязать Белоруссию, например, к Украине, Прибалтике для того, чтобы она не особо выделялась среди соседних стран. Прежде всего, на фоне Польши, политика которой ориентирована только на Вашингтон, а не на Брюссель. Америка не скрывает, что ей хотелось бы, чтобы такую же позицию заняли Киев, Минск, а также прибалтийские государства. Поэтому для достижения этих целей они предпринимают все возможные меры. В данном случае, это санкции финансового характера. Но есть и политические как  объявление режима Лукашенко последней диктатурой в Европе. Чтобы построить мир под свою модель, которая в принципе является иллюзорной, а для американцев идеальной, им не чужды никакие методы. Главное, достигнуть необходимого результата. Такова их геополитическая позиция.

— США ведь заботит не столько состояние демократии в Белоруссии и судьба белорусского народа, сколько сам лидер страны — Александр Лукашенко, не так ли?

— Да, их не устраивает тот политический режим, который сложился в Белоруссии. Их не устраивает и внешняя политика республики. Сегодня она не проамериканская и не пророссийская. В лице белорусского руководства им хотелось бы иметь более податливого союзника, своеобразного сателлита, который бы полностью следовал в форваторе американской политики.

— Кампания, которая разворачивается против Белоруссии в преддверии саммита "Большой восьмерки" в Петербурге, это кампания против России? Ведь Западу резонно обвинять Россию в очередной поддержке якобы дикторского режима?

— Я бы не стал проводить такие прямые параллели. Тем не менее, пусть косвенно, но это все-таки наносит удар по России. Ведь Россия в восточном регионе может выступать только в качестве лидера. Согласно же американскому или даже западноевропейскому плану лидером в этом регионе должно стать другое государство. Например, Польша, которая, по их мнению, может быть региональным лидером Центральной и Восточной Европы.

Конечно, такое развитие событий не в геополитических интересах России. Это ослабит позицию нашего государства. Поэтому российское руководство, прежде чем проводить новую политику в отношении Белоруссии, должно это учитывать.

— Активизация Вашингтона на белорусском фронте как-то связана с их опасениями по созданию Союзного государства России и Белоруссии до 2008 года?

— В Белом Доме в любом случае не приветствовали бы создание каких-либо региональных интеграционных объединений, который не отвечали бы их интересам. Одним словом, союзы, которые не подчинялись бы Вашингтону. В принципе, для США неприемлемы любые интеграционные инициативы. Они будут бороться против них всеми доступными средствами. Ведь проблема здесь не в том, кто объединяется. Главное, под чьей эгидой происходит это объединение.

— Согласитесь ли вы с тем, что если в ближайшем будущем такое объединение состоится, то тогда можно будет говорить о серьезном геополитическом проигрыше США?

— Если бы модель Союзного государства реализовалась, то, конечно, политика США на восточно-европейском направлении потерпела бы очевидный крах. В этом случае Россия выступила бы в роли нового регионального лидера. Совершенно по-другому сложилась бы геополитическая ситуация. Но образование Союза  России и Белоруссии пробуксовывает и без американцев, его  строительство заморожено. Отчасти, в этом виновата белорусская сторона, которая не особо идет на встречу предложениям Москвы.

— Создание Союзного государства может дать новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве?

— Конечно. Если эта модель заработает, то она может дать ощутимые результаты. Белоруссия — маленькая страна с населением около 10 млн. человек. Результаты от интеграции моментально были бы на лицо. Очевидно, что белорусы стали бы жить значительно лучше. Такие перемены не прошли бы мимо остальных государств на постсоветском пространстве. По крайней мере, они бы задумались, что такая интеграционная модель, где геополитическим лидером выступает Россия, им выгодна и даже необходима.

— Могут ли санкции США оказаться полезными для сближения позиций Минска и Москвы?

— Нет, это не коим образом не подхлестнет интеграцию. Как бы западное давление не было болезненным и неприятным для белорусского руководства, но оно не придаст российско-белорусским отношениям серьезного интеграционного импульса.

— В условиях противостояния Запада и Белоруссии нынешний визит Владимира Путина в Минск может быть расценен как выпад против Запада. Можно ли говорить о том, что Россия придает этому визиту несколько большее значение, чем может показаться на первый взгляд? Например, в обмен на свою поддержку добиться от Лукашенко новых подвижек в "союзном деле", газовом вопросе?

— Не думаю. Ведь Путин поехал в Минск не на личную встречу с Лукашенко. Отнюдь, не на российско-белорусские переговоры. Он поехал на встречу в рамках саммитов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в которых Белоруссия и Россия являются полноправными членами этих организаций. В нынешнем году местом проведения заседаний стал Минск. Поэтому говорить о какой-то подоплеке встреч на высшем уровне не приходится. Не стоит привязывать этот визит с якобы оказываемой Белоруссии поддержкой.

Другое дело — это военные маневры, которые сейчас проходят в Белоруссии. Вот это, действительно, явная поддержка России. Несмотря на ограниченный масштаб учений, они имеют важное значение. Участие России в совместных военных учениях свидетельствует о том, что она намерена и дальше защищать Белоруссию. Военные учения носят название "Щит Союза-2006". Они проводятся не как российско-белорусские маневры, а в рамках ОДКБ. Это учение региональной группировки войск (сил) — соединений Вооруженных Сил России и Белоруссии. Тем не менее, как бы в этих учениях не была очевидна прямая поддержка Белоруссии, поймать Россию за руку Западу будет крайне тяжело.

Беседовала Екатерина КРАШЕНИННИКОВА


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ