Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Мир после распада СССР

Сергей Стелюк

Существует ли альтернатива мировой гегемонии США?

Развитие международных отношений последних пятнадцати лет, прошедших после трагического распада СССР определяется двумя противоположными и вместе с тем взаимозависимыми тенденциями. Первая —титанические усилия, предпринимаемые США для сохранения своего мирового лидерства по всем основным направлениям развития, а именно: военном, экономическом, политическом, научном, идеологическом, культурном, а также стремления тем самым увековечить свой статус единственной сверхдержавы современного мира.

Казалось бы, что исчезновение Советского Союза с политической карты мира устранило на пути США к мировому господству последнее препятствие. Всевозможные футурологи вслед за Френсисом Фукуямой уже провозгласили наступивший, якобы, «конец истории», а именно: тотальную победу на всей планете «либеральной модели рыночной экономики» под эгидой США. На такие «мелочи», как еще существующие «режимы» в Северной Корее, Кубе, Иране, Сирии, Ираке и им подобные предлагалось более не обращать серьезного внимания, потому как в самое ближайшее время они, якобы, должны «рухнуть» и «исчезнуть» без следа.

В отношении Китая, буржуазные «оракулы» упорно твердили, что в области экономики он уже начал движение в «правильном» направлении, а изменения в политической надстройке «уже не за горами», и произойдут они, разумеется, по образцу стран «бывшего Советского блока». От себя добавим, что самые серьезные основания к этому действительно были. Но к тому, как и почему этого не произошло, мы еще вернемся. Более осторожные «либеральные ученые», правда, в то время они были в явном меньшинстве, предлагали не торопиться праздновать окончательную победу над «силами зла» и предрекали, что США все же еще придется побыть некоторое время в роли «мирового жандарма» и «способствовать» как можно более быстрому «освобождению порабощенных народов». Конечной целью Америки провозглашалась победа во всем мире все той же «либеральной модели» рыночной экономики. Уместно напомнить, что под термином «либеральная экономика» в отношении стран, попавших в зависимость от США, американцы понимают комплекс мер по недопущению индустриализации, а если таковая уже ранее состоялась, то деиндустриализацию страны.

То, что осталось после таких, с позволения сказать, «реформ», а это, как правило, добывающие сырьевые, в лучшем случае, первично перерабатывающие отрасли экономики, подлежит «всеобщей приватизации». При прочих равных условиях, это гарантировано обеспечивает странам с так называемым «демократическим» строем фактически полуколониальную зависимость от США. И наоборот, победа так называемой «либеральной модели» во всем мире гарантирует США гегемонию на всей планете без необходимости особенно выкладываться в конкурентной борьбе. Одним словом — полная «глобализация». Да не так сталось, как думалось.

Большинство населения планеты вовсе не желает обслуживать американские интересы и прозябать в нищете ради того, чтобы в США как на дрожжах росло число семейств миллионеров и миллиардеров. Все более нарастающее сопротивление американской гегемонии во всем мире — вот вторая тенденция, определяющая лицо современной планеты.

Безусловно, отсутствие такого могучего оплота мира и социального прогресса, каким был Советский Союз, самым негативным образом отразилось на положении тех стран, которые за период после Второй мировой войны одна за другой вырывались из цепей империалистического гнета и стремились к подлинно независимому и свободному развитию. В лице Советского государства освободившиеся страны всегда находили верного друга и надежного партнера. Само существование СССР уже само по себе являлось мощнейшим стабилизирующим фактором международных отношений.

Сегодня странам, не желающим подчиняться американскому диктату, во много раз труднее. Больше нет поддержки со стороны СССР, нет и некогда мощного «Движения неприсоединения». Теперь США фактически демонстративно игнорируют Устав и принципы Организации Объединенных Наций, да и былой авторитет и влияние ООН во многом сошло на нет. Остается рассчитывать только на собственные силы, и использовать все имеющиеся возможности для противостояния в борьбе с империализмом. И практика последних пятнадцати лет доказала, что это реально. Более того, современная история наглядно доказывает, что возможно не только успешно противостоять империализму, но при этом и развиваться самыми быстрыми темпами. Неоспоримый факт, что как только народ того или иного государства, вырывается из удушающих объятий американских «друзей», перестает следовать «советам» Всемирного банка, перестает выполнять рекомендации МВФ, а вопреки этим «рекомендациям» берет под контроль государства свои природные богатства, упорядочивает финансовую систему, принимает собственную программу развития промышленности и национальной энергетики (в том числе и атомной), так сразу с национальной экономикой случается «чудо». Кстати, такое «экономическое чудо» случилось с нашими братьями — белорусами. Но начнем все же с «чуда» самого большого, буквально за два десятилетия изменившего политическое и экономическое лицо планеты — китайского.

Нельзя забывать, что в момент образования Китайской Народной Республики это была одна из беднейших из самых отсталых стран мира. Уровень развития китайской экономики в 1949 году можно сравнить с европейской 1750 года. Сегодня уже можно говорить, что в Китае создана сильная промышленная база для дальнейшего строительства социализма. Экономика страны растет самыми быстрыми темпами в мире. ВВП КНР возрастает в среднем на 10 % в год в течение уже 20 лет. В 2004 году ВВП Китая более чем в четыре раза превысил его ВВП за 1978 год. За это же время (1978–2004) по подсчетам Всемирного банка, бедность в Китае снизилась с 53 % до 8 % населения. С 1980 года доходы китайского горожанина возрастают в среднем на 9,7 %, а сельского — на 5 % ежегодно. Речь идет о реальном росте доходов с учетом индекса цен. Средняя продолжительность жизни на сегодняшний день выросла с 66 лет в 1980 году до 72 лет. В Пекине и Шанхае — до 81 года. С 1980 года смертность младенцев в возрасте до одного года снизилась с 40 до 24 на 1000 человек. Число китайцев старше 15 лет, не умеющих читать и писать, снизилось с 25 % в 1980 году до 8,4 % на сегодняшний день. В 1980 году студентами было менее 3 % молодого населения Китая в возрасте от 18 до 25 лет, а сегодня уже 18 %. С 1980 года Китай прокладывает 1000 км новых железных дорог ежегодно. На сегодня сеть китайских железных дорог составляет 75000 км. Имеется 1,6 млн км шоссейных дорог, из которых 25000 км. приходятся на автострады. Число пассажиров воздушного транспорта возрастает, начиная с 1980 года, ежегодно на 16 %. И такой немаловажный факт: рост китайской экономики помешал мировой рецессии. Ввоз товаров в Китай позволил создать в других странах 10 миллионов рабочих мест, большая их часть в странах третьего мира. Торговля с Китаем позволила многим странам освободиться от удушающих объятий США. Современный Китай по объемам экономики занимает второе место в мире, уступая лишь США, а по темпам роста обгоняет Америку во много раз. По расчетам, того же Всемирного банка и МВФ, к 2020 году ВВП Китая выйдет (с опережением почти в два раза) на первое место в мире и составит 10 ВВП современной Японии. Уже в 2001 году по золотовалютным резервам КНР вышла на первое место в мире. В предельно короткие исторические сроки Китай превращается в центр силы глобального порядка, в фактор сдерживания и геополитического равновесия. Уже сейчас Китай имеет почти двойной профицит в торговле с США и тенденцию к его дальнейшему увеличению.

И последнее, но далеко не самое немаловажное. Китайская Народная Республика обладает мощнейшим ракетно-ядерным стратегическим вооружением, которое она продолжает быстрыми темпами наращивать.

Политика США вошла в противоречие с интересами всего мира

В отношении других регионов планеты «конец истории» по Френсису Фукуяме также совершенно не просматривается. Полный крах потерпела навязання США и МВФ государствам Латинской Америки неолиберальная модель экономики. Безумные реформы по рецептам МВФ привели к тому, что степень эксплуатации населения этого континента и его нищета давно вышли за рамки условий человеческого выживания. Такое положение не могло не вызвать роста национально-освободительного движения в странах южнее Рио-Гранде. В части из них уже более сорока лет действуют партизанские движения, национально-освободительные фронты. Здесь всегда были сильны антиамериканские настроения, а пример Кубы является мощнейшим притягательным фактором. Латинская Америка уже давно практически вышла из-под идеологического влияния США. Движущей силой антиимпериалистической борьбы стали коммунистические и рабочие партии. Лидеры левых взглядов возглавили Венесуэлу, Боливию, Бразилию, Уругвай, Чили, Аргентину, Перу. В июле этого года пройдут выборы президента Мексики. И лидер лево-центристской оппозиции Андре Мануэль Лопес Обрадор уже сегодня имеет значимый перевес (42 %) над своими ближайшими соперниками (34 % и 24 %). Президент Венесуэлы Уго Чавес провел целый ряд прогрессивных преобразований в экономической и социальной сфере. И не случайно то, что эта страна в центре внимания всего мира. Необходимо отметить, что венесуэльская нефть закрывает 25 % рынка нефтепродуктов США. И это обстоятельство во многом предопределят перспективу развития взаимоотношений между двумя странами.

После Венесуэлы наиболее глубокие преобразования происходят в Боливии, где новоизбранный президент Эво Моралес национализировал газовую и нефтяную отрасли экономики страны. Всё это вызывает бешенство официального Вашингтона, но помешать левому «триумфальному шествию» по странам он не в силах. Не те сейчас времена.

На всех континентах растет понимание того, что окончательное избавление от неоколониальной зависимости лежит на путях индустриализации национальных государств. А это в свою очередь не возможно без развития современной энергетики. США это тоже отлично понимают и стремятся всеми силами помешать этому везде, где это только возможно. Драматические события вокруг строительства атомной электростанции в Иране — самое яркое тому доказательство. Мощный экономический подъем стомиллионного Ирана после антиамериканской революции 1978–1979 годов, его антиимпериалистическая политика на мировой арене не дают покоя администрации Дж. Буша. США давно боятся того, как быстро Иран увеличивает свою мощь (в том числе и военную) и влияние в стратегически важнейшем регионе планеты.

В безумной решимости изменить баланс сил в районе Персидского залива США решились на военное вторжение в Ирак. Ранее был захвачен и оккупирован другой сосед Ирана — Афганистан. Это говорит о том, что США больше не могут влиять на мировые процессы, используя только экономические и политические рычаги. Стремясь, во что бы то ни стало, сохранить свою гегемонию в мире, США окончательно вступили на путь милитаризма и военных авантюр. Но в наши дни мы имеем уже совсем не тот стратегический и военно-политический расклад сил, который был в начале 90-х годов XX века.

В поддержку Ирана как современного индустриального государства выступила мощная коалиция государств, прежде всего — Китай, Россия, КНДР, Индия, страны Латинской Америки. Причем поддержка Ирана этими державами носит характер не просто дипломатической поддержки и дебатов в стенах Организации Объединенных Наций, но и активного развития взаимовыгодного сотрудничества в области экономики и обороны. Россия не только поставляет Ирану оборудование для АЭС в Бушере (контракт, от которого Украину заставили отказаться Соединенные Штаты), но и продает Ирану самый широкий ассортимент современных видов вооружения. Совсем недавно подписан контракт на поставку в Иран суперсовременных российских систем ПВО. КНДР помогла Ирану модернизировать ракеты средней дальности и наладить у себя их выпуск. Китай, для которого крайне важны поставки иранской нефти, сотрудничает с Ираном в строительстве новых нефтепроводов, нефтяных терминалов, нефтеперерабатывающих предприятий. Индия заключила с Ираном крупнейший контракт на поставку газа (Иран занимает второе место в мире по запасам газа) через территорию Пакистана. Характерно, что в общем-то проамериканский режим Первеза Мушараффа не смог устоять от соблазна предоставить свою территорию под строительство газопровода Иран—Индия на выгоднейших для себя условиях и проигнорировал весь арсенал давления, шантажа и угроз, оказываемого на него из Вашингтона. Аргументы администрации Буша о том, что газовая сделка Иран—Индия укрепит иранский режим и якобы усилит его ядерные амбиции, никем не были услышаны. Позиция Пакистана по данному вопросу ещё раз ярко продемонстрировала, что авторитет США на мировой арене низок, как никогда, и его «дружбой» тяготятся уже самые ближайшие, как ещё недавно казалось, союзники. Практически все ведущие страны мира не приемлют политику США, направленную на поддержание своего лидерства не в конкурентной экономической борьбе при соблюдении норм и Устава ООН, а исключительно силовыми приёмами, методами шантажа, давления вплоть до прямых военных действий. Впрочем, военные действия США рискуют начинать только против исключительно слабых соперников. После первой войны в Персидском заливе, когда США выступали во главе коалиции практически всего мирового сообщества, включая в себя и армии арабских государств (Египта, Саудовской Аравии, Сирии и других), США посылали войска на Гаити и в Сомали (последняя кончилась для Америки полным провалом). Затем США удалось (не без труда) заставить государства — членов НАТО — участвовать в бомбардировках Югославии при фактическом нейтралитете России. Затем США предприняли попытку обратить события 11 сентября 2001 года из фактически полного провала своей системы национальной безопасности в свою внешнеполитическую «победу» созданием антитеррористической коалиции. И под этим флагом американские войска оккупировали Афганистан — страну к тому времени фактически не имевшую центральной власти. Тем самым США установили своё военное присутствие непосредственно у восточной границы Ирана и западной границы КНР, а заодно вышли к южным рубежам России. Параллельно Америка пыталась использовать военные действия в своих экономических интересах, надеясь на оживление экономики после целой серии финансовых кризисов и особо болезненного именно для экономики США краха в апреле 2000 года биржи НАСДАК — рынка акций высокотехнологических отраслей американской экономики. При взрыве этого «мыльного пузыря» капитал технологических компаний сократился более чем на 70 %. Постоянно ухудшающаяся для США мировая экономическая конъюнктура привела к тому, что к началу XXI века только государственный долг США превысил семь триллионов долларов, или 194 % ВВП. Торговый дефицит США превысил 500 миллиардов долларов. Но и Афганский поход нисколько не улучшил положение дел в экономике Соединенных Штатов. Тем не менее, администрация Буша, которую привели к власти крупнейшие военно-промышленные и нефтяные корпорации Америки, не нашла ничего лучшего, чем продолжать взятый курс на полную милитаризацию своей внешней политики. Под смехотворным и фальшивым предлогом США начали в марте 2003 года вторую иракскую кампанию. Буша-младшего не смутило то, что за двенадцать лет, прошедших после первой войны в Персидском заливе, США практически оказались в полной изоляции. Если в первой анти-иракской коалиции участвовали десятки государств, то в 2003 году вместе с США выступила лишь Великобритания. Против захвата Ирака уже активно выступили такие крупные державы как Китай, Франция, Россия, Германия, Индия, совершенно естественно мусульманский мир, включая даже прозападную Турцию, практически все страны Латинской Америки и даже соседка США — Канада. За прошедшие пятнадцать лет после распада СССР Соединенные Штаты так и не смогли подавить ни свободу на Кубе, ни заставить КНДР отказаться от разработок ядерных и ракетных технологий, ни помешать быстрому экономическому развитию Ирана, ни остановить революционный процесс в странах Латинской Америки и появление на этом континенте, помимо Кубы, ещё двух стран, вставших на путь социализма: Венесуэлы Уго Чавеса и Боливии Эво Моралеса. И, наконец, они не смогли помешать превращению Китайской Народной Республики во вторую сверхдержаву XXI века. Зато своим постоянным вмешательством во внутренние дела других государств, указаниями кому с кем дружить можно, а с кем нельзя, пытаясь помешать экономическому прогрессу очередного «врага демократии», и тем самым фактически пытаясь разрушить всю систему международной торговли, США превратились в мощный тормоз экономического и научного прогресса на нашей планете. США мешают развитию научных связей не только с учеными, которые представляют так называемые «тиранические режимы», но и тормозят реализацию важнейших международных проектов. Например, Соединенные Штаты тормозили строительство международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР). Америке, видите ли, не очень понравилось место строительства — Кадараш (Франция). В противовес Соединенные Штаты проталкивали место строительства Рокассё (Япония). Спор о выборе места строительства очень быстро перешел в политическую плоскость. Евросоюз, Китай, Россия высказались в пользу Франции, а Япония, США и Южная Корея — в пользу Японии. Сразу видно, что граница раскола пошла по линии двух противоборствующих блоков. Наконец, в декабре 2004 года, когда переговоры зашли в тупик, Евросоюз занял последовательную позицию, объявив, что реактор всё равно будет строиться во Франции независимо от того, что по этому поводу думают США и Япония. Если захотят присоединиться — хорошо, если нет — обойдемся без них. Заявление Евросоюза важно тем, что оно разоблачило миф о том, что будто бы для решения глобальных проблем необходимо «объединение всего человечества при руководящей роли США». Как оказалось, решить энергетическую проблему может и часть человечества, причем превосходно обойдется без руководящей роли американцев.

В этой связи нельзя не осветить проблему развития экономики России и решения ею энергетической проблемы. Начавшийся, наконец-то, реальный рост российской экономики (7 % в год) обозначил то, что рост энергопотребления в стране значительно опережает прогнозы, заложенные в энергетической стратегии, и требует ввода новых генерирующих мощностей. У России нет иного пути обеспечения энергетической безопасности кроме как через строительство атомных энергоблоков. Президент Путин заявил: «Если до 2030 года мы доведем атомную генерацию до 25 % — это уже неплохо». Для этого необходимо вводить 3–4 ГВт мощности ежегодно (по сравнению с нынешними 1,5 ГВт в три года). Требуется укрепление и создание строительной и машиностроительной базы с тем, чтобы с 2007 года можно было закладывать по два—четыре блока-миллионника. Для этого нужны громадные средства. И необходимо признать, что в последние несколько лет российское правительство предпринимает шаги по концентрации капитала и собственности в Куках государства. Наиболее известный пример — передача «Юкоса» государственной компании «Газпром».

Нынешнее российское руководство осознало, что если уступить США по иранскому вопросу, то следующей жертвой агрессора станет уже сама Россия. В ежегодном послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, Владимир Путин по этому поводу выразился образно: «Товарищ волк знает, кого кушать. Кушает и никого не слушает». Путин выразил беспокойство по поводу того, что США тратят на военные нужды в 25 раз больше средств, чем Россия. В связи с этим Путин твердо заявил, что российские ассигнования на оборону будут увеличиваться.

В своем выступлении Путин выразил возмущение тем, что некоторые американские сенаторы пытаются увязать вопрос вступления России в ВТО с поддержкой Москвы политики Вашингтона в отношении Ирана. В связи с этим Путин откровенно предупредил, что «последствия силовых методов… подчас становятся страшнее изначальной угрозы».

Таким образом, бескомпромиссная политика США по принципу «кто не с нами, то против нас» оттолкнула от них даже очень лояльного к ним ещё не так давно Путина. Вспомним символический звонок Путина Бушу после 11 сентября 2001 года, поспешный вывод российской военно-морской базы Камрань из Вьетнама и станции РЛС с Кубы. Но США это показалось мало. От России стали требовать свёртывания чрезвычайно выгодных торговых отношений с неугодными для США странами, например: Ираном, Сирией, КНДР, Кубой, Венесуэлой. США недовольны поставками российского оружия в Китай и Индию. Естественно, что после таких «мероприятий» ни о каком экономическом росте в России не могло быть и речи. Более того, Москве недвусмысленно намекали и даже прямо просили о желательности отправки российских солдат в Афганистан и Ирак. Учитывая то, что потери иностранных оккупантов с каждым днем стремительно растут, то нетрудно догадаться, что, участвуя в этих самоубийственных для захватчиков колониальных войнах, Россия может смело поставить на решении своих демографических проблем жирный крест.

В итоге, не без колебаний, российские правящие круги вполне здраво рассудили, что лучше слушать критику Буша, чем дать втянуть себя в самоубийственные и разорительные «мероприятия», навязываемые США, и при этом вдобавок поссориться со всем миром.

Таким образом, учитывая всё сказанное выше, очевидно, насколько губительно для национальных государств следование доктринам Вашингтона, как в экономической политике, так и в области внешней политики. Это неизбежно и закономерно приводит, как к полному краху национальной экономики, так и к прямой угрозе национальной безопасности. С сожалением приходится констатировать, что проамериканская камарилья Ющенко ведет Украину по самому неблагоприятному пути, который только можно себе вообразить. И главная проблема состоит в том, что политика Ющенко—Тарасюка—Гриценко полностью лишает ещё не добитую экономику Украины важнейших и традиционных для неё рынков сбыта. Фактически, как внутренняя, так и внешняя политика нынешнего украинского руководства находится в вопиющем противоречии не только с интересами большинства населения страны, но и с интересами сформировавшейся промышленной буржуазии. По сути даже само дальнейшее развитие национального промышленного капитала не возможно без восстановления единого евразийского экономического рынка, формировавшегося на протяжении столетий как единое целое. Поэтому интеграция украинской экономики с экономиками России, Беларуси, Казахстана, других республик бывшего Союза, является первым и необходимым условием самого существования населения Украины.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ