Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К вопросу о нынешнем состоянии социально-экономической ситуации в Приднестровье

Рудольф Матвеев

Начнем с цифр. За период экономической блокады Приднестровья, установленной Кишиневом и Киевом, начиная с 3 марта 2006 г., экономические потери региона по состоянию на 1 июня с.г. достигли почти 194 млн. долл. США. Только потери по неотгруженной продукции хозяйствующих субъектов превысили 149 млн. долларов.

Налоговые потери консолидированного бюджета ПМР составили почти 30 млн. долл. США.

В результате экономической блокады предприятия Приднестровья недополучили почти 15 млн. долларов.

На эту дату 1 июня полностью приостановили производство подведомственные Министерству промышленности ПМР предприятия – Бендерская текстильно-ткацкая фабрика, акционерные общества «Бендерытекс», «Бендерский шелк», Тираспольский завод металлоизделий, Рыбницкий насосный завод, Тираспольский электроаппаратный завод, «Молдавизолит», Бендерский завод «Электроаппаратура», предприятия «Тирстекло», «Газполимерсервис», государственное унитарное предприятие «Железная дорога Приднестровья» и др.

Экономическая ситуация усугубляется тем, что фирмы-заказчики, потребители приднестровской продукции выставляют обоснованные претензии относительно несоблюдения условий и срыва поставок товаров и, как следствие, предъявляют штрафные санкции.

Кроме того, известно, что «свято место пусто не бывает», и приднестровские предприятия теряют свои рынки сбыта, вернуться на которые будет весьма сложно.

Раз предприятия не работают или работают не на полную мощность, значит, рабочие и служащие отправляются в большинстве случаев в неоплачиваемые отпуска.

Хотя правительство ПМР старается сохранить социальное обеспечение населения, но зарплата на работающих заводах и фабриках уже выплачивается с задержками, как и пенсии и социальные пособия.

На выручку пришла Москва. Ее представители заявили, что Россия не может оставаться в стороне, когда Молдова в нарушение достигнутых в ходе переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы договоренностей пытается поставить под свой контроль внешнеэкономическую деятельность Приднестровья, что самым негативным образом отражается на простых людях. Россия не может также оставаться в стороне, поскольку в регионе проживает около 100 тысяч граждан Российской Федерации.

Чтобы смягчить последствия экономической блокады Приднестровья и не допустить надвигающейся гуманитарной катастрофы, Москва выделила Приднестровскому республиканскому банку стабилизационный кредит в размере 15 млн. долл. США. Часть этого кредита пошла на выплату заработной платы и пенсий. На днях между правительствами РФ и ПМР была достигнута договоренность, что пенсии проживающим в Приднестровье гражданам России будет выплачивать российская сторона.

В перспективе предполагается, что Россия для поддержки приднестровских предприятий предоставит дополнительные  кредиты в размере 150-200 млн. долл. США.

Надо сказать, что крупные, так называемые бюджетообразующие предприятия Приднестровья, чтобы не допустить социального кризиса и полной остановки производства, вынуждены были пойти на временную регистрацию в соответствующих молдавских ведомствах и сегодня возобновили частично экспорт своей продукции за рубеж, главным образом, в Россию.  

Речь идет, в первую очередь, о предприятиях, которые принадлежат частично или полностью российским инвесторам. Это такие предприятия, как «Молдавкабель», «Прибор», Молдавский металлургический завод и др.  Из-за экономической блокады на складах ММЗ, например, скопилось около 100 тыс. т металлопродукции, а это более 43 млн. долл. США замороженных средств.

Предпринятые руководством ПМР меры, а также помощь России сыграли свою роль и позволили пока избежать серьезных гуманитарных проблем.

Если говорить о текущих ценах на продукты питания, то можно констатировать, что они остались в основном на прежнем уровне. Это касается таких продовольственных товаров, как хлеб, крупы, молочные продукты и др. Только в отношении сахара и мясопродуктов наблюдается некоторое их подорожание – цены на сахар выросли на 3,5%, на свинину – на 8,5%, на говядину – на 10,7%.

Тем не менее, тенденция к ухудшению социально-экономического положения Приднестровья сохраняется. По последним данным Министерства экономики ПМР, общие потери региона в результате блокадных мер Украины и Молдовы по состоянию на 14 июня с.г. уже составили 202 с лишним миллиона долларов США.

Но все усилия по прекращению блокады, предпринимаемые Москвой и Тирасполем, наталкиваются на глухую стену, хотя стало очевидным, что такая политика Кишинева и Киева явно отрицательно сказывается и на переговорах по урегулированию приднестровской проблемы в целом,  ведет к еще большей напряженности в отношениях между Молдовой и Приднестровьем.

Ни для кого сегодня не является секретом, что Киев и Кишинев в их упорстве откровенно поддерживаются США и ЕС, который с помощью американцев отслеживает грузопотоки из Приднестровья и в Приднестровье под предлогом необходимости борьбы с контрабандой.

Есть факты нелегального провоза товаров через приднестровский участок молдавско-украинской границы, однако не всегда эти правонарушения связаны с гражданами ПМР, нередко на этом попадаются и граждане РМ.

В любом случае попыток провоза оружия, наркотиков, «живого» товара здесь не было обнаружено, не в пример другим участкам границы между Молдовой и Украиной, где это имело место. Известно, что в Кишиневе возбужден в связи с этим ряд уголовных дел.

Если бы такое было выявлено на границе с Приднестровьем, шум был бы «до небес», если уж «излишнее», по мнению еэсовцев, количество куриных окорочков, завезенных в регион, вызвало такой ажиотаж. В то же время на импорт в Молдову «излишнего» количества бразильского мяса такой реакции со стороны еэсовских «контролеров» почему-то не последовало.

И молдавско-украинские власти продолжают повторять одни и те же небылицы о приднестровской контрабанде и уверять, что новый режим на границе в отношении приднестровских грузов призван лишь обеспечить прозрачность экспортно-импортных операций и не более того.

Однако суть вопроса заключается совсем в ином. Успешная работа сохраненных и модернизированных приднестровцами своих ведущих промышленных предприятий, постоянный рост экспорта региона, который в последнее время ежегодно давал по 0,5 млрд. долл. США и более, не давал Кишиневу покоя. Стремление, если и не завладеть этими предприятиями сразу, то, как минимум, на первом этапе поставить их под свой контроль, всегда владело умами руководителей Молдовы.

Одни проблему «возвращения» Приднестровья и, следовательно, приднестровского промышленного потенциала и экономики в целом  пытались решить с помощью силы, как это было в 1992 г., другие - с помощью более «гуманных» методов - экономических репрессивных мер вплоть до экономической блокады.

Особенно преуспело в этом стремлении присвоить чужое добро молдавское руководство во главе с президентом В.Ворониным. В Кишиневе уже посчитали, что реинтеграция по-молдавски позволила бы Молдове увеличить ВВП страны на 15%, промышленный потенциал – на 44%, экспорт – на 55%.

В регионе площадью в 12% территории РМ сосредоточено более 30% промышленности всей Молдавии, работающей в основном на экспорт. Как известно, приднестровцы после распада Советского Союза и разрыва с Молдовой сумели сохранить промышленный и научно-технический потенциал и квалифицированные кадры. Более того, они на собственные средства, не получив ни цента из полученных Кишиневом кредитов, модернизировали целый ряд предприятий, большая часть которых была приобретена иностранными инвесторами из России, Бельгии, Украины, Венгрии, Италии и др. стран. И теперь В.Воронин очень желает заполучить это «забесплатно».

В начале своего правления В.Воронин (апрель-май 2001 г.) сделал несколько жестов в сторону Приднестровья. Состоялся ряд встреч с лидером ПМР И.Смирновым, на которых были подписаны документы по налаживанию сотрудничества с регионом в различных областях. В частности, 9 апреля в Кишиневе было подписано «Совместное заявление руководителей Республики Молдова и Приднестровья», в котором стороны договорились активизировать переговорный процесс и наметили целый ряд шагов в экономической сфере. 16 мая в Тирасполе был подписан «Протокол встречи руководителей Республики Молдова и Приднестровья», в котором затрагивались вопросы: о взаимоотношениях в энергетическом комплексе; об упорядочении взаимных задолженностей экономических агентов РМ в Приднестровье; о взаимодействии торгово-промышленных палат РМ и Приднестровья; о взаимодействии в области почтовой связи и телекоммуникаций; о возмещении Приднестровью ущерба во время вооруженного конфликта 1992 г.; о взаимодействии Национального банка Молдовы и Приднестровского Республиканского банка. В мае 2001 г. подписаны также Протокольные решения -  «О гармонизации налогового и таможенного законодательства», «О гарантиях привлечения и защиты иностранных инвестиций и сотрудничества в области инвестиционной деятельности» и Протокол «О взаимном признании действий на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами сторон».

Собирался ли В.Воронин следовать этим договоренностям, сказать трудно. Для всех было ясно, в том числе для молдавского президента, что Приднестровье было готово сотрудничать с Молдовой по всем направлениям, но не готово было согласиться с тогдашней (как, впрочем, и с нынешней) позицией Кишинева в деле политического решения приднестровской проблемы. Тираспольское руководство надеялось, что переговоры с участием посредников - России, Украины и ОБСЕ позволят определить особый и гарантированный политический статус региона при сохранении уже подписанных сторонами соглашений и других документов по нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем.

Поэтому вскоре, после того, как выяснилось, что достигнутым уровнем своей политической, экономической, социальной и культурной самостоятельности Тирасполь жертвовать не намерен, Кишинев резко меняет отношение к переговорному процессу и вместо поисков взаимоприемлемых решений переходит к односторонним действиям.

Молдова стала игнорировать все ранее достигнутые договоренности (к тому времени их насчитывалось 89), перешла к тактике экономического давления на Приднестровье для достижения выгодных ей политических уступок. Замысел заключался в постепенном ограничении внешнеэкономической деятельности экономических агентов Приднестровья с тем, чтобы принудить их исполнять таможенное, налоговое и правовое законодательство РМ, а значит – перейти под юрисдикцию РМ. Итогом такого развития событий по молдавскому плану должно было стать разрушение бюджета Приднестровья, возникновение социально-экономического взрыва, который, в свою очередь, разрушит всю государственно-административную структуру.

Несмотря на то, что Протокол согласованных вопросов от 11 марта 1996 г. и Московский меморандум об основах нормализации отношений  между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 г. давал ПМР право на внешнеэкономическую самостоятельность, Кишинев, обвинив Приднестровье и Украину в контрабанде и торговле оружием и наркотиками, в одностороннем порядке с сентября 2001 г. отменяет предоставленные Тирасполю таможенные печати. Фактически, это вело к ликвидации самостоятельности Приднестровья в осуществлении экспортно-импортных операций.

Однако Кишиневу тогда не удалось реализовать свои замыслы. Во-первых, Киев, который не собирался отказываться от выгодного для него торгово-экономического сотрудничества с ПМР, разрешил ввоз на украинскую территорию приднестровских грузов по старым таможенным печатям и молдавским сертификатам страны происхождения товара (пока Кишинев продолжал выдавать такие сертификаты, считая, что это следует делать, раз Приднестровье является частью Молдовы).

Некоторые эксперты, излагая свою точку зрения на процессы, связанные с установлением экономической блокады Приднестровья, делят ее на три этапа.

Начало первому этапу положила упомянутая выше отмена действия таможенных печатей Приднестровья (сентябрь 2001 г.).

Второй этап - принятие постановления правительства РМ ««О мерах по регулированию импортно–экспортных операций», на основании которого официальные органы Молдовы с 1 августа 2004 г. прекратили выдачу предприятиям Приднестровья преференциальных сертификатов страны происхождения товара формы А и формы СТ–1.

Третий этап – совместное окончательное введение (3 марта 2006 г.) Молдовой и Украиной  нового режима жесткой регламентации приднестровского экспорта и импорта через молдавско-украинскую границу.

Представляется, что деление блокадных действий по отношению к Приднестровью на три этапа является довольно условным, так как на протяжении всего периода (с сентября 2001 г и по настоящее время) Молдова принимала и продолжает принимать все новые и новые меры по ужесточению таможенных и экономических требований к приднестровским предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью.

Несмотря на некоторые подвижки на переговорах по статусу Приднестровья (Кишинев согласился с идеей федеративного устройства страны, была создана совместная комиссия по выработке новой Конституции будущего объединенного государства, возобновила работу группа экономических экспертов РМ и ПМР и т.д.), в течение всего 2002 г. Кишинев продолжал попытки по установлению контроля над экономикой региона. С этой целью Молдова предпринимает целый ряд ограничительных мер по отношению к приднестровским экономическим агентам:

- ТПП РМ прекратила выдачу сертификатов страны происхождения товара экономическим агентам Приднестровья без предварительного таможенного оформления в РМ. Предприятиям ПМР пришлось пройти аккредитацию в таможенных органах Молдовы и осуществлять там таможенное оформление товаров.

- Кишинев стал применять двойные стандарты: при поставке товаров из РМ в ПМР к цене товара добавляется НДС в размере 20% от стоимости товара, которая подлежит уплате в бюджет РМ, а предприятия ПМР рассматриваются как «внутримолдавские». При поставке товаров из ПМР в РМ молдавский покупатель обязан уплатить НДС в размере 20% от стоимости товара также в бюджет РМ, т.к. предприятия ПМР воспринимаются уже  как  иностранные;

- прекратилась выдача проездных документов для грузоперевозчиков, зарегистрированных в Приднестровье. Таким образом, РМ фактически ликвидировала хозяйственную деятельность приднестровских международных перевозчиков и т.д.

В 2003 г. (12 июня) правительство РМ принимает очередное постановление, согласно которому таможенное декларирование приднестровских товаров, получение молдавских сертификатов происхождения товара и молдавских лицензий на внешнеэкономическую деятельность возможно при одном условии – приднестровские предприятия должны пройти временную государственную регистрацию в РМ  и получить идентификационный номер.  Правительство Молдовы официально делает заявление о своих претензиях на приднестровскую государственную собственность и ставит вне правового поля процессы разгосударствления и приватизации предприятий, осуществляемые в ПМР. 

Этому предшествовало под нажимом Запада подписание 15 мая 2003 г протокола между Государственной таможенной службой Украины и Таможенным департаментом РМ о взаимном признании товаротранспортных, коммерческих и таможенных документов и таможенных обеспечений. Впрочем, и на этот раз Киев не торопился с его выполнением, опасаясь нанести ущерб своим торгово-экономическим отношениям с Приднестровьем, а также в силу того, что разноплановое сотрудничество с регионом и ускоренное предоставление проживающим в ПМР этническим украинцам гражданства Украины способствовало наращиванию украинского присутствия в Приднестровье.

Этот фактор, а также начавшаяся в регионе приватизация позволили на тот момент удержать темпы развития производства, в том числе экспортных товаров, на прежнем уровне.  Среди  приватизированных предприятий были такие, как «Молдавкабель», «Прибор», Бендерский маслоэкстракционный завод, Молдавский металлургический завод (15,6% госакций), «Данастр», завод ароматизированных вин «Букет Молдавии», Телеком Приднестровья, Григориопольская птицефабрика, Рыбницкая нефтебаза, Тирасавтоматика,  Молдавская  (Кучурганская)  ГРЭС  и  др.

После принятия в конце июля 2004 г. постановления «О мерах по регулированию импортно – экспортных операций» официальные органы РМ, кроме прекращения выдачи приднестровским предприятиям сертификатов страны происхождения формы СТ–1 и формы А, а также актов экспертиз и таможенного оформления, вменило им в обязанность иметь постоянную регистрацию в государственных органах РМ и информировать о взаимоотношениях с бюджетными и финансовыми ведомствами ПМР, если они намерены и впредь заниматься внешнеэкономической деятельностью.

По указанию правительства РМ «Молдавская железная дорога» с августа 2004 г. прекратила перевозку грузов приднестровских предприятий, не прошедших постоянную регистрацию в Молдове. В ответ Министерство промышленности ПМР создает государственное унитарное предприятие «Приднестровская железная дорога».

Приднестровцев опять выручила Москва, которая в октябре 2004 г. решает принимать приднестровские товары при наличии таможенного оформления и сертификатов СТ-1, выданных в ПМР.

Была продолжена и приватизация предприятий в основном легкой, пищевой и строительной промышленности Приднестровья. Среди них - «Элеверия», фабрики «Тигина» и «Флоаре», Тираспольский, Рыбницкий и Бендерский молочные комбинаты, Бендерский и Тираспольский мясокомбинаты, Рыбницкий цементный завод, «Тирстроймеханизация», Рыбницкая автобаза, а также «Металлолитография», «Газ-Орт»  и др.

В 2005 г. поставка приднестровской продукции по-прежнему производится в основном на российский рынок. Но объем производства продукции приднестровцам удалось сохранить на прежнем уровне и даже несколько превысить его. В действующих ценах по сравнению с 2004 г. он  составил 114% или 612 млн. долл. США.

Понимая, что без Украины установление полноценной экономической блокады Приднестровья  практически невозможно, и констатируя провал своих попыток экономического давления на Приднестровье, Молдова, опираясь на поддержку США и ЕС, предпринимает все более настойчивые усилия по эффективному подключению к экономической блокаде региона нового украинского руководства.

Под давлением РМ и ЕС Киев принимает в мае 2005 г три документа, регламентирующих перемещение приднестровских грузов через свою границу. Согласно первому, экспорт и импорт алкогольной и табачной подакцизной продукции в/из Приднестровья должен осуществляться только через молдавские пункты пропуска. Второе распространяет эти ограничения на ряд других товаров (1-24 группы по кодам ТН ВЭД). Третьим распоряжением Кабинет министров Украины предписывает своей таможенной службе принимать на таможенную территорию страны товары из Молдовы и Приднестровья только с молдавским оформлением.

Молдова, со своей стороны,  в дополнение к постановлениям 2003-2004 гг. относительно приднестровских операций по экспорту и импорту принимает 2 августа 2005 г. новое постановление «О регулировании потоков грузов, являющихся предметом внешнеэкономической деятельности Приднестровья», которое служит основанием для Киева приступить к выполнению вышеупомянутых распоряжений. Постановление вводит теперь 2 вида регистрации - «временную» и «постоянную». При «временной» регистрации предприятия Приднестровья не могут получить в Молдове преференциальные сертификаты формы СТ-1 или формы А. При «постоянной» регистрации такие сертификаты им могут выдать, но предприятия должны стать полноценными налогоплательщиками в РМ.

После долгих колебаний Украина под давлением США и ЕС, наконец, определяется со сроками подключения к молдавским планам экономической блокады Приднестровья, что закрепляет подписанное премьер-министрами Ю.Ехануровым и В.Тарлевым совместное заявление от 30 декабря 2005 г.

На переговорах по приднестровскому урегулированию 26-27 января 2006 г. российской и приднестровской делегациям не удалось убедить делегации Молдовы, Украины, ОБСЕ, США и ЕС в том, что конструктивное обсуждение вопросов повестки дня возможно лишь после решения вопроса о прекращении экономической блокады Приднестровья.

С 3 марта с.г. на приднестровском участке молдавско-украинской границы начал действовать дискриминационный по отношению к Приднестровью таможенный режим, который надолго «заморозил» политические переговоры по урегулированию в формате «5+2».

Последние жесткие акции молдавского руководства по урегулированию проблемы Приднестровья, которые однозначно были поддержаны западниками, создают впечатление, что политические переговоры вроде сегодня как бы и не нужны, хотя и в Кишиневе, и в Киеве, и в Вашингтоне постоянно звучат призывы к их возобновлению.

На наш взгляд, это простая маскировка, призванная скрыть истинный замысел – с помощью шантажа и экономической блокады добиться решения приднестровской проблемы вне рамок переговорного процесса по определению статуса Приднестровья и желательно «побыстрее». В настоящее время в этих столицах делают ставку именно на экономическое принуждение Тирасполя в надежде  заставить его капитулировать.  

Подключившиеся к переговорам США и ЕС понимают, что процесс политического урегулирования затягивается, а вместе с этим и реализация их планов по ликвидации российского военного присутствия в регионе, являющегося главным препятствием на пути дальнейшего продвижения НАТО и США на восток и закрепления на западных границах  России. Даже, если удастся в итоге сломать Приднестровье, предусмотренные этапы умиротворения и «воссоединения» региона с Молдовой займут не один год.

Торопиться западников с урегулированием в Приднестровье заставляет также необходимость решения проблемы Косово, которое, по замыслу Вашингтона и Брюсселя, будет предусматривать предоставление фактической независимости этому бывшему сербскому краю и его окончательное отделение от Сербии. И если раньше не получится решить вопрос с Приднестровьем, то возникнет совсем другая ситуация, когда трудно будет проигнорировать волеизъявление народов Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, стремящихся к самоопределению и независимости.

Не случайно, когда новый таможенный порядок на границе с Приднестровьем начал «буксовать», США, ЕС и Украина предложили Молдове разработать механизм возмещения приднестровским экономическим агентам затрат, связанных с оформлением их экспортно-импортных сделок.  Что и было сделано.

А недавно Министерство реинтеграции РМ, захлебываясь от восторга,  сообщило, что возврат сумм, уплаченных Молдове экономическими агентами приднестровского региона при осуществлении внешнеэкономической деятельности, проходит без задержек и в востребованных объемах.  По его данным, на 14 июня было возвращено аж более 8,4 млн. леев или 633,9 тыс. долл. США. Вспомним, что ежегодные доходы от экспорта давали Приднестровью до 500 млн. долл. США и более. Явно несравнимые величины!

А поскольку в Кишиневе «большие специалисты» отказываться даже от многосторонних договоренностей, не говоря уже о внутренних решениях, то  приднестровцы пока мало верят, что в Молдове на самом деле озаботились их интересами. Не убеждает и навязываемый механизм возврата затраченных приднестровскими предпринимателями средств при оформлении внешнеторговых операций. Его можно сравнить с позолоченной мышеловкой с кусочками сыра внутри, но который здесь явно не бесплатный.

И, несмотря на совместные и скоординированные попытки Молдовы, Украины и Запада загнать Приднестровье в эту мышеловку, общественное мнение в регионе склоняется к тому, чтобы осенью 2006 года еще раз заявить миру  о своем стремлении жить в независимом приднестровском государстве.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ