Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №149(01.07.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Многообещающий дебют Казахстана

Андрей Грозин

В середине лета центром мировой политики станет Санкт-Петербург. На период 15 – 17 июля текущего года в город съедутся лидеры группы великих держав – Большой Восьмерки (G-8). Этот неформальный клуб, возникший по инициативе Президента Франции Валери Жискара д’Эстена, вот уже более 30 лет занимается координацией мировых процессов в экономике, социальной и политической сферах (главным образом, в области безопасности). Его членами являются США, Канада, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Япония и Россия. Несмотря на то, что G-8 формально не является международной организацией – не основана на соответствующем договоре, не имеет юридически зафиксированных критериев приема, устава и постоянного секретариата, – в современном мире она является одной из самых известных и авторитетных «структур влияния». Решения Большой Восьмерки носят характер политических обязательств государств-участников.

В 2006 году в G-8 председательствует Россия. С этим во многом связано то, что саммит будет посвящен проблемам энергетической безопасности: Россия является крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировой рынок, в том числе, в промышленно развитые, но не располагающие сколько-нибудь значимыми энергоресурсами державы Запада (прежде всего, Европейского Союза).

Учитывая текущее состояние мирового рынка энергоносителей и динамику факторов, его определяющих, саммит вряд ли станет формальным обсуждением глобальных проблем мирового развития. Скорее, он пройдет в режиме серьезной дискуссии в ходе которой мировые лидеры попытаются «выторговать» у России максимально благоприятные для себя условия поставок нефти и газа.

Это и не удивительно, так как большинство других крупных стран-поставщиков сегодня весьма ненадежны.

Во-первых, существует «проблема Ирана», который в случае угрозы со стороны международного сообщества, грозит перекрыть свой нефтяной кран (пусть и в ущерб своей экономике), а заодно, весьма вероятно, и Ормузский пролив для супертанкеров с ближневосточной нефтью.

Во-вторых, оккупированный США Ирак до сих пор не может рассматриваться как стабильный поставщик – там существует постоянная террористическая угроза. По сути, война в стране далеко не закончена, там продолжают гибнуть граждане Ирака, военнослужащие коалиции, а в последнее время – и иностранные дипломаты.

В-третьих, есть проблемы и в Латинской Америке. Например, недавно избранный Президент Боливии Э. Моралес национализировал все нефтяные ресурсы страны, а затем вступил в антиамериканский союз с лидерами Кубы и Венесуэлы. Уго Чавес все настойчивее заявляет о намерении отойти от односторонности в поставках венесуэльской нефти.

Определенные, часто, политически мотивированные, опасения существуют на Западе и в отношении Москвы – ввиду, например, недавнего пересмотра цен в отношении «оранжевой» Украины. Некоторые аналитики посчитали это даже началом «топливной войны» между Киевом и Москвой.

В связи с этим особое внимание промышленных лидеров привлекают перспективы поставок энергоносителей из политически стабильных стран и регионов по маршрутам, дополняющим уже существующие.

В этом смысле совсем не случайным будет участие в Саммите G-8 президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который прибудет в Санкт-Петербург в качестве лидера страны-председателя СНГ. Очевидно, что этот визит не ограничится формальными функциями: он станет новым рубежом партнерства Республики Казахстан со странами Большой Восьмерки.

Дело в том, что Казахстан не только обладает уникальными природными месторождениями базовых энергоресурсов (власти страны уверенно прогнозируют то, что их страна через десятилетие войдет в десятку ведущих государств-нефтеэкспортеров), но и, в отличие от других бывших советских республик Прикаспия (а это – главный альтернативный энергорегион), например, Туркмении, обладает и высокоразвитой инфраструктурой для добычи и транспортировки полезных ископаемых. Страна располагает серьезными финансовыми, технологическими и интеллектуальными ресурсами для решения самых серьезных вопросов, касающихся крупных инфраструктурных проектов.

Грамотная политика в области социально-экономического реформирования, проводимая казахстанским правительством, уже позволила республике выйти в число лидеров экономического роста среди постсоветских государств. По данным Всемирного банка, Казахстан, представляя только 1/4 населения Центральной Азии, обеспечивает 2/3 дохода всего региона. По итогам 2005 года объем ВВП страны на душу населения составил 3440 долларов США. Статистические данные показывают, что Казахстан уже вышел на экономический уровень восточноевропейских стран, недавно принятых в Евросоюз.

Далее, помимо экономической составляющей, приглашение президента Назарбаева на саммит Большой Восьмерки – полученное впервые, – является наглядным подтверждением в глазах международного сообщества того, что Казахстан наконец приобрел статус свободного и демократического государства и равноправного партнера ведущих мировых держав.

Показательно, что в ходе недавнего визита в Астану, вызывающий в последнее время в Москве «особые» чувства вице-президент США Чейни так охарактеризовал состояние и перспективы отношений с Казахстаном: «Нам очень приятно ощущать Казахстан своим другом. Мы признательны Казахстану за все то, что он сделал для всего мира. Америка уверена в том, что у Казахстана большое будущее как у независимой страны. Это страна, которая находится на правильном пути к развитию и безопасности. Мы гордимся тем, что являемся вашим стратегическим партнером».

Побывавший в Астане незадолго до вице-президента министр энергетики США Сэмуэль Бодман также высказался достаточно красноречиво» «Казахстану необходимо взять на себя роль лидера в регионе для развития инфраструктуры энергетического сектора, а также создания дополнительных транзитных маршрутов для энергоресурсов». Он же обрисовал и весьма впечатляющие перспективы республики: «Прозрачный, стабильный и предсказуемый инвестиционный климат в Казахстане не только сможет привлечь дополнительные инвестиции, но и станет источником новых рабочих мест - в ближайшие пять лет объем инвестиций в Республику Казахстан может удвоиться».

Разумеется, слова К.Райс, Д.Чейни, С.Бодмэна и многих других, зачастивших в последнее время в Астану, высокопоставленных чиновников Соединенных Штатов о «стратегическом партнерстве» надо воспринимать скорее как пожелание – стратегическим партнером Казахстана, в силу великого множества объективных и субъективных причин, была, есть и будет Россия…

В любом случае, устойчиво развивающийся Казахстан, будучи по естественным причинам геополитическим центром субконтинента, за годы независимости реально утвердил за собой статус лидера Центральной Азии и стал «локомотивом» его экономического и политического развития. В силу этого Запад и стремится к развитию отношений с республикой: помимо экономических связей и доступа к ресурсной базе, взаимодействие с Казахстаном открывает путь в Центрально-Азиатский регион как целое – для налаживания сотрудничества на межгосударственном уровне, на уровне НПО и т.д.

Важно и то, что казахстанский политический режим наиболее близок к стандартам западной демократии и адекватен по сравнению с режимами в соседних странах. Астана уже не раз демонстрировала, что не боится перемен и модернизации – как в политической, так и в экономической сферах.

Казахстан сейчас ясно заявляет о своей роли регулятора или модератора, формирующего новое геополитическое «большое пространство» Центральной Азии. И у республики есть все предпосылки – политические, экономические, социальные и технические, – чтобы справиться с данной миссией.

Кроме того, Казахстан зарекомендовал себя как надежный партнер и в рамках международной борьбы с террором. Находясь в регионе, в котором угрозы международного терроризма и экстремизма достаточно высоки, республика занимает последовательную и ответственную позицию и считает своей основной миссией обеспечение региональной безопасности.

В силу этого понятно, что странам Большой Восьмерки проще и удобнее поддерживать контакты именно с властями Казахстана, нежели с властями других постсоветских республик Центральной Азии.

Таким образом, богатые энергетические ресурсы, современная, развивающаяся высокими темпами, экономика, стабильный и адекватный политический режим, ориентированное на бесконфликтную политическую культуру общество, взвешенная и предсказуемая внешняя политика – все эти факторы дают основания полагать, что на Саммите G-8 Казахстан займет вполне достойное место.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ