Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №151(01.08.2006)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВОКРУГ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ ВМФ РФ В СЕВАСТОПОЛЕ
 30 ИЮЛЯ 2006 Г.
ОБСУЖДЕНИЕ СТАТЬИ Ю.М. ЛУЖКОВА «МЫ И ЗАПАД» НА КОНФЕРЕНЦИИ ФОНДА «ЕДИНСТВО ВО ИМЯ РОССИИ»
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПОЗДРАВЛЕНИЯ К.Ф. ЗАТУЛИНА С НАГРАЖДЕНИЕМ ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Венесуэла может стать для Беларуси окном в Южную Америку

24 - 31 июля 2006. БР. Белорусы и рынок

Визит в Беларусь президента Боливарианской Республики Венесуэла Уго Чавеса — не только первый в истории двусторонних отношений приезд в РБ главы венесуэльского государства, но и вообще первый с момента основания независимой Беларуси официальный визит к нам руководителя латиноамериканской страны.

Причем личность высокопоставленного визитера по любым меркам настолько неординарна, что есть все основания остановиться на ней подробнее. Выходец из крестьянской семьи, индеец с примесью негритянской крови, бывший офицер спецназа, Чавес вот уже десять лет является головной болью для властей США. Страстный поклонник освободителя Латинской Америки от испанского ига Симона Боливара, похороненного в столице Венесуэлы Каракасе, Чавес пытается (и не без успеха) играть роль объединителя латинских стран против “диктата Вашингтона”. Сегодня его с полным основанием можно назвать наиболее харизматичным политиком Латинской Америки, а по своему имиджу он стоит вровень с Фиделем Кастро.

Однако, помимо публично демонстрируемых мессианских устремлений и склонности к эпатажу, Уго Чавес известен и тем, что является президентом четвертой по значению нефтедобывающей страны мира, производящей 3 млн. барр. нефти в день и удовлетворяющей до 15% потребностей в “черном золоте” США. Время от времени он выступает с угрозами переадресовать свое углеводородное сырье с североамериканского рынка на азиатский и тем самым наказать оплот мирового империализма за его неоколониалистскую политику.

Помимо слов, предпринимаются и меры, которые нельзя расценить иначе, как направленные против интересов крупнейших мировых нефтяных компаний, в числе которых значатся и американские. По инициативе Чавеса в Венесуэле был принят закон, фактически ставящий производство нефти в стране под контроль правительства. Доля государства в нефтеразведке и нефтедобыче была установлена на уровне не ниже 51%. Значительно увеличены налогообложение нефтяных компаний и плата за недра.

Исходя из вышеизложенного, а также анализируя маршрут двухнедельного мирового вояжа венесуэльского лидера, частью которого является посещение РБ, многие комментаторы делают вывод о подчеркнуто антиамериканском характере его поездки в целом и визита в Минск в частности.

И действительно, после Аргентины и Бразилии (с которыми Венесуэла в ближайшие годы намеревается создать крупнейший в мире региональный рынок, способный поспорить по значению с рынком США) Уго Чавес посетил Иран (официально считающий Америку врагом номер один) и, наконец, Беларусь (являющуюся предметом особого внимания Белого дома).

В эту очередность вроде бы не вписывается следующий пункт его глобального турне — Россия, которая, несмотря на наличие серьезных разногласий по ряду вопросов, не собирается особенно обострять отношения с США. Но тут стоит напомнить, что одной из главных объявленных целей посещения Чавесом Москвы является окончательное оформление сделки о закупке в РФ 24 многоцелевых боевых самолетов Су-30 для замены состоящих на вооружении венесуэльских ВВС истребителей-бомбардировщиков F-16 американского производства.

В подтверждение своих доводов сторонники антиамериканской подоплеки визита Чавеса в Беларусь указывают на совершенно мизерный товарооборот между Минском и Каракасом. В среднем каких-то жалких 15 млн. USD в год (в основном за счет поставок белорусских калийных удобрений). Более того, в январе — апреле 2006 г. экспорт в Венесуэлу вообще отсутствовал, а импорт составил всего... 6 тыс. USD. Это при том, что венесуэльский президент не раз выступал в защиту белорусского коллеги на международной арене.

По мнению многих, в пользу данной гипотезы говорит и заявление, сделанное 27 июня в Совете республике Национального собрания РБ главой делегации Венесуэлы, послом этой страны на Кубе Аданом Чавесом Фриасом (кстати, родным братом Уго Чавеса): “У нас есть общий враг (легко догадаться, кто он), который препятствует достижению нами поставленных целей”.

Характерно, что с этим высказыванием солидаризировался и с такой позицией согласился председатель комиссии верхней палаты Нацсобрания по международным делам и национальной безопасности Николай Чергинец. По его словам, “обе страны подвержены давлению со стороны США, которые стремятся не допустить развития Венесуэлы, Беларуси и многих других стран... Это обстоятельство диктует необходимость координировать наши действия”.

Одним словом, Минск и Каракас должны объединить усилия в противодействии стремлению США единолично доминировать в мире.

В общем и целом такому толкованию не противоречат и официальные сообщения о повестке дня визита. Их смысл сводится к тому, что в ходе белорусско-венесуэльской встречи на высшем уровне обсуждались ключевые проблемы международной жизни, вопросы расширения взаимодействия двух стран в ООН и организации Движения неприсоединения, развития двустороннего сотрудничества по самому широкому спектру направлений.

И лишь мимоходом отмечается, что значительное внимание было уделено перспективам торгово-экономического сотрудничества между Беларусью и Венесуэлой.

Таким образом, вроде бы есть все основания сделать заключение, что основной интерес обеих стран — взаимопомощь в противостоянии США. Взаимопомощь дипломатическая и почти наверняка военно-техническая. Ведь сегодня Каракас является одним из самых значительных покупателей оружия в мире. Благо сверхприбыли от торговли нефти позволяют не скупиться в средствах.

Помимо приобретения упомянутых выше Су-30, Венесуэла рассматривает возможность заказа в России еще более современных самолетов Су-35. Уже известно, что на территории страны будет построен завод, где по российской лицензии серийно начнут производить автоматы Калашникова. В 2005 г. Каракас закупил 100 тыс. таких автоматов.

Подписаны оборонные контракты и с рядом других стран, например с Испанией. Общая сумма затрат на эти цели составляет 2,7 млрд. USD.

Конечно, белорусский ВПК по масштабам несравненно меньше российского, но нет сомнения, что и наши предприятия могут предложить венесуэльской армии много интересного по части высокотехнологичного военного оборудования, вычислительных и управляющих систем, а также отличные армейские грузовики и колесные шасси под установку различных видов вооружения.

И тем не менее, как представляется, главным интересом Беларуси является вхождение на рынок Южной Америки, которая наряду с Азиатско-Тихоокеанским регионом является одним из самых динамично развивающихся районов мира. Тем более что налицо стремление латиноамериканских стран уменьшить свою зависимость от США не только в политической и военной сферах, но и в экономической и технологической. Тот, кто вовремя предложит приемлемую альтернативу, получит колоссальные дивиденды.

Венесуэла является весьма подходящим плацдармом для достижения этих целей. Об этом говорит хотя бы тот факт, что буквально накануне турне Чавеса ее приняли в МЕРКОСУР — латиноамериканский общий рынок, между прочим, крупнейший в мире. Кроме того, планируется, что к 2013 г. Венесуэла, с одной стороны, и Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай — с другой, постепенно откроют друг другу рынки и создадут зону свободной торговли.

Ну и, конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и саму переполненную нефтедолларами Венесуэлу. Недаром накануне визита Уго Чавеса Беларусь посетила делегация венесуэльских экспертов, которые побывали не только в министерствах и ведомствах, но и на конкретных предприятиях. Рассматривались перспективные направления сотрудничества в сельском хозяйстве, машиностроении, энергетике, нефтедобыче и нефтехимии, в сфере науки и технологий.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2019 Институт стран СНГ