Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №55(01.07.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ФОРУМ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Материалы семинара  «Диаспора и миграция – два сообщающихся сосуда»



Справка: «Российские соотечественники за рубежом»

«ДИАСПОРА» – (греческое diashjra – рассеяние) – совокупность евреев, расселившихся (со времен Вавилонского плена, 6 в.до н.э.) вне Палестины. В современной литературе ДИАСПОРОЙ  называют этнические группы, живующие вне страны своего происхождения. = Большой энциклопедический словарь – М., 2000г.

·                     История российской диаспоры

Российская диаспора имеет давнюю историю. Еще в ХVII  веке Россию покидали: староверы, липоване, пятидесятники – (по религиозным мотивам), а также группы донских и запорожских казаков.  Несколько сотен тысяч их потомков живут большими и сплоченными общинами в Румынии, Канаде, США и ряде стран Ближнего Востока.

Значительная эмиграция началась с наступлением ХХ века. В первое десятилетие из страны выехали (в основном в Америку) около 1.6 миллиона человек (в основной массе это были поляки, немцы, евреи). Русских (великороссов, малороссов и белорусов) в этом потоке было не более 6%.  В эти же годы  наблюдалась интенсивная миграция русского населения, но она носила внутренний характер.  3.8 миллиона русских из европейской части России переместились в Сибирь и на Дальний Восток.

Прирост российской диаспоры в советское время принято характеризовать тремя волнами эмиграции.

К первой волне эмиграции относят беженцев в результате Октябрьской Революции и Гражданской войны. По данным Лиги наций в эмиграции тогда осталось  1 миллион 160 тысяч человек. Их потомки живут сейчас, в основном, во Франции, США, Канаде.   В то же время в результате крушения Российской Империи российскую диаспору пополнили еще более 8 миллионов человек, оказавшихся за границами России - в Польше, Финляндии, Бесарабии, на Западной Украине, в Западной Белоруссии, в Прибалтике. Им в полной мере довелось испытать все трудности угнетаемого национального меньшинства.

Вторая волна эмиграции – это около 705 тысяч человек «перемещенных» лиц, не вернувшиеся в Россию после Великой Отечественной Войны. Их потомки проживают по большей части в США, Аргентине, Канаде. (Всего за годы войны за пределами СССР оказалось около 8.7 миллиона человек: 5.45 миллиона – гражданских лиц, 3.25 миллиона - военнопленные. 8.1% из них  отказались от репатриации.)

Третья волна - это так называемая "еврейская" эмиграция (хотя в ней есть и неевреи, уехавшие из СССР по политическим мотивам в 70-90-е годы  ХХ века.) Подавляющая часть эмигрантов третьей  волны осела в странах, где есть большие и влиятельные еврейские общины. В первую очередь это Израиль и США, затем Канада, Германия, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, и даже Южно-Африканская республика. 

До средины 80-х годов из России (тогда советской) на постоянное место жительства  за пределы СССР ежегодно выезжали в среднем 3 тысячи человек. В 1987, когда расширились возможности выезда страну покинули уже 9.8 тысяч человек, в дальнейшем число эмигрантов каждый год удваивалось, в 1990 г – 103.6 тысяч. 

В течение 90-х годов выезд из России в дальние страны составлял 900 – 110 тысяч человек, в 2000 – около 70 тысяч (при этом сальдо миграции составило несколько меньше 50 тысяч человек). Прогнозы Госкомстата -  постепенное уменьшение эмиграции в страны традиционного зарубежья, к 2005 году – до 60 тысяч. Основными странами приема являются Германия, Израиль и США.  Все больше русских покидает Россию, в 1993 году они  в этом потоке составляли четвертую часть, в 1998 году – уже свыше 36%. Так пополняется российская диаспора в странах дальнего, традиционного зарубежья уже четвертой волной эмиграции – постсоветской.

В 1991 году произошли и количественные, и качественные изменения. Тридцать миллионов человек были  отрезаны от России границами, в одночасье превратившихся  из административных в государственные. Особенности этой части новой постсоветской диаспоры в том, что в общепризнанном смысле большую ее часть нельзя назвать диаспорой. Те, кто оказался за новыми границами России, в большинстве своем и не хотят себя относить к диаспоре. Миллионы русских в Казахстане, на Украине,  в Прибалтике живут не «вне страны своего происхождения», а на своей родине, на родине  своих предков.  Они являются коренными жителями не только большой России – исторического государства, но и тех новых государств, что возникли на развалинах СССР. Чтобы определить качественно новое явление, возникло новое понятие – зарубежный соотечественник, которое нашло свое юридическое закрепление в Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», введенном в действие с 1 июня 1999 года.

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», статья 1.

«1.Соотечественниками являются  лица, родившиеся в одном  государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций, обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

2. Под понятием «соотечественники за рубежом» (далее соотечественники) подразумеваются:

граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;

потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.»

Российская диаспора, образовавшаяся в результате распада  СССР, представляет из себя сложное, динамичное образование, претерпевшее и претерпевающее трагические последствия разрушения единого государства.  Население СССР накануне распада составляло 293 миллиона человек,  из них в Российской Федерации проживало  147 миллионов, в республиках Прибалтики – 9 миллионов, в остальных союзных республиках 137 миллионов. Около 50 миллионов советских людей в результате упразднения Советского Союза оказались за пределами своих «этнических родин». Около 30 миллионов русских проживали в то время вне России, что составляло четвертую часть от 120 миллионов русских россиян. Таким образом,  в одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире.

Слом СССР обернулся колоссальными социальными проблемами, не миновавшими не одно из постсоветских государств. Резко возросла смертность, уменьшилась рождаемость. Например, на Украине смертность рожениц выросла в два раза. Эти проблемы коснулись всех без исключения народов. Численность населения на постсоветском пространстве за 10 постсоветских лет сократилась на 5.5 миллионов человек, уменьшилось население в России, на Украине, в Казахстане, в Грузии, в Прибалтийских странах, в Молдавии. Но именно русские понесли самый большой урон – более 10.5 миллионов человек (при этом миграция русских в Европу, США и другие страны за этот период из всех постсоветских стран составляет не более 500 тысяч человек.) Эти колоссальные потери - результат депрессии, которую испытывают русские люди. Так, например, в Восточно-Казахстанской области в 1996 году на 1000 человек русских родилось в 2.3 раза меньше,  чем казахов,  а умерло в 1.6 раза больше. При том, что демографические показатели казахского населения также значительно ухудшились по сравнению с советским периодом, все-таки на каждую тысячу  казахского  населения прибавилось 8.5 человек (раньше было  +13 человек),  а у русских из каждой тысячи - убыло 7.4 человек только из-за "естественных" причин, без учета миграции.

Сегодня более 25 миллионов человек, чьи исторические корни лежат в России, проживают за ее рубежами в новых государствах. Не менее 20 миллионов из них – русские. Они составляют основную массу того массива, который составляет новую российскую диаспору.

  • Современное состояние диаспоры
Соотечественники в странах СНГ и Прибалтики

Динамику русского населения в странах СНГ и Прибалтики показывает следующая таблица.

НАСЕЛЕНИЕ СТРАН СНГ И ПРИБАЛТИКИ с 1989 по 2000годы

 

Всего населения

(миллионов человек)

Русских

(миллионов человек)

Русских в % ко всему населению

1989г.*

2000г.

2000-1999г.

1989г.*

2000г.

2000-1999г.

1989г.*

2000г.

СССР, постсоветское пространство

293

287.5

-5.5

149.43

138.85

-10.58

51

48

Россия

147

146

- 1

119.9

118

- 1.9

82

81

В союзных республиках без РСФС, в новом российском зарубежье

 146

141.5

-4.5

 29.53

 20.85

-8.68

20

14.7

В СНГ

137

133.9

-3.1

 27.62

 19.3

-8.32

20

14.4

Азербайджан

  7

  8

+ 1

  0.56

  0.19

- 0.37

 8

 2.3

Армения

  3

  3.8»

+ 0.8

  0.09

  0.01

- 0.07

 3

 0.3

Беларусь

  10

 10**

 -

  1.3

  1.1**

- 0.2

13

11**

Грузия

  5

  4

- 1

  0.35

  0.1

- 0.25

 7

 2.5

Казахстан

 16.2

 14.9**

- 1.6

  6.1

  4.5**

- 1.6

37.4

30**

Киргизия

  4.3

  4.8**

+ 0.5

  0.92

  0.6**

- 0.32

22

12.5**

Молдавия.

  4

  3.6

- 0.4

  0.56

  0.5

- 0.06

14

14

В т. ч. Приднестровье

 

  0.7

   

  0.21

   

29

Таджикистан

  5

  6

+ 1

  0.5

  0.1

- 0.4

10

 1.7

Туркмения

  4

  4.5

+ 0.5

  0.52

  0.2

- 0.32

13

 4.4

Узбекистан

 20

 24.6

+ 4.6

  2.2

  1

- 1.2

11

 4

Украина

 52

 49.7

- 2.3

 10.9

 11

+ 0.1

21

22

В Прибалтике

  9

  7.6

-1.4

  1.91

  1.55

-0.36

21

20

Латвия

  3

  2.4

- 0.6

  0.99

  0.72

- 0.27

33

30

Литва

  4

  3.7

- 0.3

  0.32

  0.33

+ 0.01

 9

9

Эстония

  2

  1.5

- 0.5

  0.6

  0.5

- 0.1

30

30

* - данные переписи населения 1989 г.

** - данные переписи населения 1999 г.

Данные  на 2000 год, не помеченные **,  имеют оценочный характер.

« по некоторым оценкам наличного  постоянного населения в Армении не более 1.5 млн. человек

С учетом представителей других (не русского) народов России в постсоветских республиках по экспертным оценкам (Н.Арт - НГ, 22.05.02) на 2002 год проживает российских соотечественников:

Азербайджан сегодня - 150 тыс. этнических россиян.

Армения - 15 тыс. русских.

Белоруссия - 1 млн. 142 тыс. русских.

Грузия - около 200 тыс. соотечественников (?).

Казахстан - из 14,98 млн. человек,

Киргизия - 650 тыс. "русскоязычных", то есть около 15% всего населения страны (не исключено, что и эти цифры завышены после массовой миграции из республики русских, немцев и др.).

Молдавия - по данным переписи 1989 года, было зафиксировано 562 тыс. русских, то есть примерно 13% всего населения республики.

Таджикистан - около 60 тыс. россиян (возможно, и эта цифра завышена после массовой миграции русских в 1992-1993 годах).

Туркмения - из 5,2 млн. человек 3,5% составляют этнические россияне.

Узбекистан - из 23,2 млн. человек 1,8 млн. составляют "русскоговорящие".

Латвия - из 2,4 млн. человек примерно 30% населения составляют "россияне".

Литва - примерно 300 тыс. "россиян".

Эстония - из 1,45 млн. человек примерно одну треть составляют русскоязычные (420 тыс. человек).

Соотечественники в странах традиционного зарубежья

В странах дальнего, традиционного зарубежья русскоязычная диаспора (к ней мы относим тех, кто выехал из СССР\России и их потомков – русские, украинцы, евреи, российские немцы) составляет около 10 миллионов человек.

В Европе проживает более 3 миллионов русскоязычных граждан,  из них:

Германия -2.3 миллиона,

Великобритания - 40 тысяч,

Испания - 40 тысяч,

Финляндия - 25 тысяч,

Венгрия - 20 тысяч,

Австрия - 10 тысяч,

Словения - 10 тысяч,

Польша - 9 тысяч Дания - 5 тысяч "русских", из них 1600 - граждане РФ,

Франция – 4.5 тысяч,

Норвегия - 3,5 тысячи выходцев из бывшего СССР ,

Кипр - 3,5 тысячи выходцев из России и СНГ.

Большая русскоговорящая диаспора – в Голландии.

США - от 2 до 3 млн. русскоязычных

Канада – 1.4 миллиона.

Израиль – 1.3 миллиона.

Страны Латинской Америки - более 1 миллиона.

Аргентина - 300 тысяч русских и русскоязычных

Большая русская колония – в Австралии.

Новая Зеландия - 7-8 тысяч (выходцы из России и СНГ)

Япония - 3 тысячи русскоговорящих.

Граждане России за рубежом

Всего за рубежами России проживает - около 1 миллиона граждан РФ,  из них 40% - в странах СНГ и Прибалтики.

В 2001 году в СНГ и Прибалтике было выдано 508 тысяч загранпаспортов гражданам России. Очередь за паспортами – на несколько месяцев вперед.

В Казахстане 30 тыс. граждан РФ стоят на консульском учете.

В Приднестровье – 100 тыс. граждан РФ, 65 тыс. стоят на консульском учете, 44 тыс. из них не имеют  загранпаспортов.

В Туркменистане проживает 150-180 тысяч этнических россиян, около 70 тысяч из них имеют двойное гражданство. (Всего населения –5.2 миллиона человек, 77% - туркмены).

В Эстонии –  постоянно проживают более 150 тысяч граждан РФ.

В Германии проживет 300 тыс. российских граждан, больше, чем во всех странах СНГ.

В США - около 50 тыс.

Политика России по отношению к зарубежным соотечественникам

После снятия «железного занавеса» в СССР оживился интерес к зарубежным соотечественникам. В августе 1991 года в Москве их собрали на Съезд. Но работа была сорвана событиями 19 августа. О соотечественниках вновь забыли, пока их мощный поток не хлынул в Россию уже из-за новых границ.

В Государственной Думе РФ первого созыва в 1994 году создается Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. В том же году указом Президента утверждается Концепция государственной политики в отношении соотечественников за рубежом и создается Правительственная комиссия по делам соотечественников.

В бюджете на 1995 год впервые появляется строка о выделении средств «на поддержку соотечественников за рубежом». Из-за сбоев в работе Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, которая является распорядителем расходов по данной бюджетной статье, средства для соотечественников не всегда использовались полностью, не использованные в конце года – возвращались в казну. (В 2002 году на помощь соотечественникам предусмотрено   135 миллионов рублей. До 14 июня 2002 года, первого в году заседания Правительственной комиссии – эти средства оставались без движения.)

В июле 1995 года в Госдуме собирается Съезд представителей русских общин, из нового (ближнего) зарубежья. На съезде избирается Совет соотечественников при Государственной Думе.

На уровне федеральной исполнительной власти делами соотечественников занимались сначала Министерство по делам федеративной и национальной политике (Миннац), затем Минсотрудничество, а после его ликвидации в 2000 году все снова вернулось в Миннац, преобразованный в Минфедерации.

В 1999 году Государственная Дума приняла Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», введенный в действие 1 июня 1999 года. Закон установил принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов власти РФ по реализации указанной политики.

11 октября 2001 года в Москве прошел Конгресс соотечественников, собравший около 600 представителей российской диаспоры более чем из 47 стран мира. Конгресс открыл своим выступлением Президент В.В.Путин. Он сказал, что Конгресс обещает быть "этапным событием", которое позволит сделать первые практические шаги в деле налаживания тесных контактов между россиянами и их соотечественниками за рубежом. В современном мире не важна точка проживания, - сказал президент, - важно душевное состояние человека и результат совместной деятельности. Он предложил теснее развивать контакты в бизнесе, призвал русскоязычные диаспоры быть связующим звеном между Россией и миром.

Особо Президент остановился на проблемах дискриминации соотечественников за рубежом и отметил, что у них безусловно "должны быть равные права с гражданами тех стран, в которых они проживают". Владимир Путин заверил собравшихся, что "мы должны бороться за это грамотно, настойчиво, твердо". Говоря о разнородности российской диаспоры и в национальном и в конфессиональном смысле, Президент отметил, что, тем не менее, задача у всех одна - "сохранить национальную культуру, защитить людей от дискриминации, соблюсти права человека".

Президент отметил, что за последние 10 лет государство, к сожалению, очень мало сделало для своих соотечественников и призвал объединить усилия для того, чтобы исправить эту ситуацию. Президент назвал проблему соотечественников приоритетной во внешней политике.

Среди проблем, с которыми сталкиваются соотечественники за рубежом, в особенности те из них, кто неожиданно для себя оказался за границей после развала СССР, Владимир Путин отметил повсеместное сокращение русскоязычных школ, давления на русскоязычные издания, сокращение выпуска литературы на русском языке. Президент призвал выделить в государственной программе "Электронная Россия" отдельное направление, касающейся обеспечение электронными средствами и доступам к информации из России соотечественникам за рубежом.

Кроме того, Владимир Путин, отметил недопустимость существующей сегодня ситуации, когда при больших масштабах нелегальной эмиграции в Россию, законопослушные граждане годами вынуждены дожидаться российского гражданства. Признав, что "претензии российской диаспоры к государству в большой степени оправданы", Владимир Путин обещал, что совместными усилиями положение будет исправлено, а граждане России и их соотечественники за рубежом "станут по настоящему единым народом".

Вступающий  в силу с 1 июля 2002 года новый Закон о гражданстве Российской Федерации перечеркивает обещания о льготном порядке обретения гражданства России, данные соотечественникам в 1999 году 11 статьей Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»,  которая отменяется.

Просить о российском гражданстве в упрощенном порядке, то есть без предварительного получения вида на жительство в России, могут только те, кто по сей день не имеет гражданства.  Граждане бывшего СССР,  даже родившиеся на территории РСФСР, при возвращении в Россию, на свою Родину, должны будут как любые иностранцы, сначала получить вид на жительство.

После получения вида на жительство, чтобы подать  заявление о приеме в гражданство РФ, надо ждать  не менее одного года (это в лучшем случае!, если соискатель родился в РСФСР, признан беженцем, или имеет особые достижения в науке, культуре, уникальной профессии), а  то – и все пять! Соотечественнику-соискателю российского гражданства нужно будет доказывать, что он имеет законный источник существования. (Что будет признаваться таковым, пока - неизвестно.)  При соблюдении всех этих условий, сдав экзамен на знание русского языка, обязавшись соблюдать Конституцию и законы РФ российский соотечественник, оказавшийся иностранцем в результате развала Советского Союза, получит право ходатайствовать о приобретении   российского гражданства.

На Конгрессе соотечественников Президент также предложил создать "единую госструктуру", которая бы решала проблемы соотечественников. Он отметил, что сейчас этим занимается много ведомств, что неэффективно, при этом Президент вспомнил русскую пословицу, что у "семи нянек дитя без глаза".

16 октября 2001 года вышел Указ Президента, который ликвидировал Минфедерации, а специальный орган по работе с соотечественниками не создал. Началась очередная передача дел из одного ведомства в другое.

Указом Президента от 27 апреля 2002 года на Министерство иностранных дел страны возложены ряд дополнительных функций. МИД должен будет участвовать в разработке основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом и осуществлять меры по их реализации. 

МИД также наделяется правом законодательной инициативы в области совершенствования законодательства РФ в области отношений с зарубежными соотечественниками. На это министерство возлагается обязанности по внешнеполитическому и международно-правовому обеспечению деятельности России в целях защиты прав, законных интересов и поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. МИД будет координировать международную деятельность по этому направлению федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, обеспечивать деятельность Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.

Директор Департамента по делам соотечественников, международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД – Цепов Борис Анатольевич.

Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом 14 июня 2002 года возобновила свою работу после последнего полугодового перерыва.

На предыдущем заседании 17 декабря 2001 года, председательствовал возглавлявший тогда Правительственную комиссию Заместитель Председателя Правительства РФ В.Б.Христенко. Были рассмотрены четыре вопроса: об итогах Конгресса соотечественников, состоявшегося 10-12 октября 2001 года в Москве, о ходе реализации Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2001 году, о проекте Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2002 году, об обращении директора Института стран СНГ К.Ф.Затулина в Правительство Российской Федерации (речь шла о выделении средств на покрытие расходов на издание книги “От Съезда до Конгресса”, которую Институт стран СНГ издал к началу Конгресса соотечественников и которая бесплатно распространена среди его участников).

14 июня 2002 года заседание вела  Председатель Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Заместитель Председателя Правительства России В.И.Матвиенко. В повестке дня было четыре вопроса: о задачах Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и организация ее работы;  о вопросах, выносимых на рассмотрение Комиссии и плане работы на 2002 г.; о перечне направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих  в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, и соответствующих расходов в 2002 году; о ситуации вокруг государственно-общественного фонда поддержки соотечественников за рубежом «Россияне».

В отличие от спорадически работающей Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом региональные власти и, в первую голову, власти столицы – Москвы заботу о соотечественниках не только декларируют, но и непрерывно, целенаправленно ведут. Все эти годы Москва оказывала помощь в поддержке русского языка и русского (российского) образования в странах СНГ и Прибалтики. Стипендия Мэра Москвы дала возможность нескольким сотням молодых людей получить полноценное образование, закрытое для них в новых независимых государствах.  Москва  вылечила тысячи соотечественников и помогла  сотням ветеранов.  На повестке дня  стоит вопрос не только о помощи, но и о сотрудничестве с соотечественниками. На  текущий 2002 год по консолидированной статье выделено из городского бюджета 120 миллионов рублей на программы поддержки соотечественников, что сопоставимо с федеральным бюджетом на эти же цели.

Начала работу Межведомственная комиссия Правительства Москвы по работе с соотечественниками, координирующая деятельность всех московских структур в этом направлении. В департаменте Международных связей Правительства Москвы, отвечающем за работу с соотечественниками, подготовил проект Комплексной целевой, среднесрочной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, на 2003-2005 годы, который в июле будет рассмотрен Правительством Москвы.  В этой программе утверждается принципиально новый подход к работе с соотечественниками. От разовой помощи отдельным людям и организациям Москва переходит к созданию целостной системы взаимодействия с зарубежной диаспорой. Будет создана инфрастуктура, которая даст жизнь и крышу многим проектам – от гуманитарного до экономического взаимодействия столицы России и ее соотечественников. В Москве планируется открыть Дом соотечественника.

Справка подготовлена А.Докучаевой,
заведующей диаспорой Института стран СНГ




Справка: «Переселенцы-соотечественники  в России»

Характеристика постсоветских миграционных потоков в Россию.

После крушения Советского Союза  25 миллионов русских и 5 миллионов представителей  других коренных народов России оказались за ее новыми рубежами.

Мощные миграционные потоки  охватили все постсоветское пространство. За 10 лет Россия приняла более 9 миллионов переселенцев (сальдо миграции около 5 миллионов человек). Пик постсоветской миграции пришелся  на 1994 год, когда в Россию  из стран СНГ и Прибалтики прибыло более 700 тысяч человек. Но после некоторого спада к концу 90-х годов, вновь наблюдается рост миграции. Если в 1999 году миграционная прибыль в России составила 208 тысяч человек, то в 2000 году  - на 20% больше -  252  тысячи переселенцев.  С небольшими колебаниями миграция в Россию продолжает оставаться настолько существенной, что в ряде российских регионов компенсирует естественную убыль населения.

Среди тех, кто перебирается в Россию, выделяют на две категории: вынужденных переселенцев и беженцев. Из всех переехавших статус беженца или вынужденного переселенца  получили только около 1 миллиона 600 тысяч человек. Их положение определяется   законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», принятых в 1993 году и измененных в 1995 и 1997 годах, соответственно.

Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» – редакция от 28 декабря 1995 года.

Статья 1. «Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой  или национальной  принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка».

Закон Российской Федерации «О беженцах» – редакция от 3 июля 1997 года

Статья 1. «Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие  таких опасений».

В общем миграционном потоке России переселенцы из Казахстана и государств Средней Азии составляют свыше 60%, из Закавказья – около 18%, и не выше 3%  - из Прибалтики, Украина в целом за 10 лет имеет положительное сальдо миграции с Россией (около +500 тысяч человек), хотя с 1994 года прибывающих из Украины больше, чем выезжающих туда;  внутренняя миграция в России захватывает около 16% миграционного потока.  Наибольший приток соотечественников - через Казахстанскую границу. Из них: из Казахстана – свыше 1.2 миллиона,  400 тысяч - из Киргизии, 450 тысяч -  из Узбекистана, 350 тысяч – из Таджикистана, 250 тысяч – из Туркмении. После 1994 года Казахстан  дает ежегодно от половины до одной трети всех переселенцев в Россию.

Современные тенденции в миграции можно оценить по данным Госкомстата РФ о  сальдо миграции в Россию  (+), из России  (-) за январь-ноябрь 2000 года, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

 

Белоруссия

Украина

Молдова

Казахстан

Сред. Азия

Закавказье

Прибалтика

СНГ и Прибалт.

Дальние страны

1

-2.7

37.4

8.7

101.7

63.3

41.3

2.2

251.9

-49.8

2

-1%

14.7%

3.4%

40.4%

25.1%

16.4%

0.09%

100%

-19.7%

Строка 1 – тыс.чел, строка 2 - % (отношение к сальдо по постсоветским государствам)

Имеются противоречивые оценки мощности ожидаемых потоков на ближайшее десятилетие: от 5 -10  миллионов до 1 – 3 миллионов человек. Ближе к реальности, по-видимому, средняя цифра – 4 миллиона человек.

Среди переселенцев в Россию свыше 83% составляют русские, около 10% - украинцы, немного более 3% - немцы,  есть белорусы, армяне, азербайджанцы, татары, удмурты и пр., всего более 50 национальностей. (Например, по Московской обл.: 87% - русские, 10% - украинцы, 3% – другие национальности. Чаще приезжают из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана.)

Очевидно, что постсоветские миграционные потоки имеют явно выраженный этнический аспект. Из новых суверенных государств выталкиваются русские, которые потеряли там не только ведущие позиции в управленческой, экономической сфере, но подвергаются дискриминации в возможности получать образование на родном языке, не имеют перспектив карьерного роста, а часто и самой работы, которой лишаются в первую очередь. На них, в первую очередь, направлены вспышки бытового национализма. В России переселенцы-русские не пользуются никакими привилегиями. Наравне с товарищами по переселенческой доле иных национальностей они несут все тяготы обустройства на негостеприимной родине. В Российской Федерации недопустимо ущемление переселенцев по этническому признаку. Но хотя русские преобладают среди переселенцев, они явно дискриминированы вниманием СМИ к своим проблемам. Причем, исследователи отмечают, что количество публикаций, целиком посвященных этой категории мигрантов ничтожно мало (2% от всего количества материалов). Анализ публикаций в прессе за 1995 год  (В движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. – М. 1999, стр.119-120.),  приведен в таблице. 2.

Таблица 2

В публикациях о переселенцах в 1995г.

Экспресс-Хроника

Независимая газета

Известия

Завтра

русских

26%

36%

58%

88%

др. национальностей

74%

64%

42%

12%

В материалах всех названных газет

число публикаций

о положении мигрантов русских

16%

о положении мигрантов других национальностей

44%

о положении мигрантов в целом

40%

 Мигранты по сравнению с постоянным населением России имеют более молодую возрастную структуру  (среди переселенцев старше 14 лет пенсионеры составляют около 12%, в России – 22.6%), (Московская обл.: дети до 16 лет – 17%, трудоспособное население – 70%, старшие – 13% = в Подмосковье – 20% -пенсионеры). У переселенцев более высокий образовательный, профессиональный квалификационный уровень (имеющих высшее образование среди мигрантов  в полтора раза больше, чем в среднем по России). (В Московской обл.- 40% приезжающих – высшее образование, 30% - среднее-специальное, 30% - среднее.)

Миграционная политика России по отношению к переселенцам-соотечественникам.

Первые межнациональные конфликты на территории СССР в 1989 году породили новую для страны проблему – вынужденную миграцию.  Тысячи людей из Баку, Сумгаита, из Ферганы, Душанбе бежали в центральную Россию и оказывались в ужасающих условиях, без помощи, без жилья, без работы. Масштабы бедствия грозили перерасти в катастрофу. 

В начале  1992 года  при Министерстве труда создается Комитет по делам миграции. А  летом  того же года – Федеральная миграционная служба (ФМС).  Деятельность ФМС финансировалась по Федеральной миграционной программе.

В 1993 году были приняты законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», которые подвергались в последующие годы редактированию для приведения их в соответствие с международными правовыми нормами в отношении к мигрантам.

Вынужденный характер миграции на постсоветском пространстве сделал актуальным вопрос об ответственности. Естественно, чтобы за обустройство вынужденных мигрантов отвечали оба полюса: и исхода, и принимающий. 24 сентября 1993 года заключено Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 8 стран: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, РФ, Таджикистан. 6 из них (без Азербайджана и Грузии) договорились о создании Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам – гуманитарной некоммерческой организации. 7.04.97 Фонд зарегистрирован в Минюсте РФ. При этом Россия и Киргизия согласились финансировать свою часть полностью.     У остальных причины для неплатежей: нет средств. Пока деньги внесли только Россия и Беларусь. Фонд остается бездействующим.

Помощь западных спонсоров, на которую очень рассчитывали, разворачивая переселенческое движение в 1993 году, надежд не оправдала. Опасность мощной волны миграции на запад миновала, и на российские миграционные проекты средства резко сократили.

Тем не менее, общественное движение переселенцев развивалось.  В апреле 1993 года  был создан Координационный совет помощи беженцам  и вынужденным переселенцам, инициатором и бессменным руководителем которого является Л.И.Графова.  В апреле 1996 года на базе Координационного совета создано массовое общественное движение «Форум переселенческих организаций», объединяющий сейчас более 200 переселенческих организаций.

В Государственной Думе при ее Председателе в декабре 1998 года создан Совет переселенческих объединений. Вопросы миграции стали предметом обсуждения на многих парламентских слушаниях.

Основным источником финансирования миграционных служб и оказания помощи беженцам остается бюджет. В соответствии с Федеральной миграционной программой строилось жилье, переселенцам выдавались беспроцентные ссуды на обустройство. Но денег на все не хватало, а недостатки в работе ФМС были у всех на виду. Под натиском критики в ее адрес в 1999 году ФМС   ликвидировали, ее функции передали  реорганизованному Министерству по делам федерации, национальной и миграционной  политике (Минфедерации). Пока новое ведомство осваивало этот фронт работ, миграционные службы на местах замерли. А с лета 2001 года вообще заморозили финансирование  Федеральной миграционной программы.

Выступая на Конгрессе соотечественников в 11 октября 2001 года, Президент В.Путин сказал о том, что «Россия заинтересована в возвращении соотечественников, это продиктовано экономическими и моральными причинами». Он подчеркнул, что сейчас отношение к тем, кто переселяется в Россию, негативное. "К сожалению, к таким людям относятся, как к непрошеным гостям", - сказал Президент.

Указом Президента от 16 октября 2001 года ведомство, которое только вошло в курс дел,  Минфедерации, ликвидировано. Миграцию отдали под надзор Министерства внутренних дел.

До Указа Президента РФ от 23 февраля 2002 года «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» ситуация с миграцией в стране оставалась не определенной. Сейчас в недрах МВД воссоздается Федеральная миграционная служба. Начальником ФМС МВД назначен генерал-полковник Черненко Андрей Григорьевич. Аппарат службы – 280 федеральных служащих, на местах еще 3 тысячи человек.

Бюджет на миграционные программы в 2002 году  4 миллиарда рублей. По словам А.Г.Черненко, расходовать их начнут со второй половины года, когда заработают структуры ФМС-МВД.

Ученые о миграции в России

4 мая 2002 года в  Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему “Миграция в России: проблемы и противоречия”. Тема миграции в России остается горячей все 10 постсоветских лет. Последние радикальные изменения в руководстве миграцией, когда в октябре прошлого года она была передана в ведение Министерства Внутренних Дел, вызвали серьезные опасения не только правозащитников, депутатов, но и тысяч граждан России, наших зарубежных соотечественников, многие из которых являются потенциальными мигрантами.

Слушания были важны  и тем, что на них предстали перед депутатами  и общественностью новые руководители миграционной службы, которые высказали свою позицию и имели возможность услышать мнение специалистов, ученых, политиков о том, какие задачи являются наиболее важными в области миграции и как их решать. К сожалению руководители ФМС этой возможностью не воспользовались, покинув зал вскоре после своих выступлений. 

На слушаниях прозвучало много содержательных докладов. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, было выступление В.А.Тишкова, директора Института этнологии и антропологии РАН, который изложил  целостную концепцию реформы миграционной политики. Приводим цитаты из его доклада по стенограмме слушаний.

В.А.Тишков - «После распада исторического государства была сделана ошибка, что не был установлен, скажем, десятилетний срок, когда граждане единого исторического государства независимо от их национальной принадлежности  могли выбирать страну проживания. Эту ошибку уже не исправить.

Естественно, что должна бы была быть конкуренция за то население, которое оказалось разделенным границами 15 государств, но конкуренция не состоялась в силу существующего этнического национализма, эмигрантских фобий и низкого уровня компетенции управленцев в новых постсоветских государствах (включая Россию), да и низких уровнях экспертизы.

Тем не менее, Российская Федерация оказалась в выигрыше и остается наиболее притягательным местом жизненного обустройства, уступая в этом преимуществе, пожалуй, только странам Балтии. …

Россия может и должна строить свою политику на дальнейшем привлечении мигрантов из стран бывшего СССР. Ее территория  и ресурсы, а также трудовые потребности вполне могут позволить прием не менее одного миллиона мигрантов в год. Селиться мигранты будут в основном в городах. Процесс формирования городских центров далеко не исчерпан в нашей стране. Именно города составляют источник роста страны и ее дальнейшей модернизации.

Что нужно сделать  в связи  с намерением государства реформировать миграционную политику и навести порядок в данной сфере?

Прежде всего, срочно решить проблему облегченной регистрации и трудоустройства уже находящихся в стране нескольких миллионов временных или незарегистрированных мигрантов.

Это должно включать и быстрое предоставление российского гражданства. Сделать это нужно как можно быстрее, чтобы новожители страны попали в учет так называемого постоянного населения, которое пройдет в октябре 2002 года…

Приравнивание граждан стран СНГ ко всем другим иностранцам по части въезда в Россию и проживания в ней, это саморазрушительный шаг с точки зрения экономики и политики. Кстати говоря, саморазрушительной будет и программа «Переселение соотечественников». Не русских надо переселять с восточной Украины и из Северного Казахстана в Россию, потому что переселение это будет означать отчуждение этих государств раз и навсегда от России. А, скорее всего, «хороших» мигрантов, которые могут говорить на русском языке, и которым нет достойной работы  в этих странах, включая узбеков, казахов или киргизов. По крайней мере, это лучше, чем привозить потом эмигрантов из Китая или из Африки….

Наступил именно такой исторический момент, когда без массовой внешней эмиграции страна не может развиваться. И благо, что эта эмиграция только формально является внешней, а на самом деле она остается движением населения в рамках исторического российского государства…»

Прогнозы (Население и общество – Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, №54, июнь 2001г.)

При существующих демографических показателях рождаемости и смертности в России  при отсутствии внешнего притока населения к 2050 году останется 86.5 миллиона человек. Неубывающую численность населения может поддержать ежегодный приток мигрантов  от 1.4 миллиона (при сохранении теперешних показателей «рождаемость-смертность») до 690 тысяч (если рождаемость будет расти, как наметилось в последние два года).

Справка подготовлена А.Докучаевой, заведующей диаспорой Института стран СНГ




Справка: «Российские соотечественники: их проблемы и ожидания»

Основные проблемы соотечественников в странах нового зарубежья культурные, национально-этические, религиозные, психологические

·         вытеснение русского языка их всех сфер общественной жизни (производственной сферы, делопроизводства, средств массовой информации, культуры и т.п.);

·         трудность получения качественного образования на русском языке;

·         резкое сужение русскоязычного информационного пространства;

·         рост конфликтности на бытовом уровне по признакам национальности, расы, вероисповедания, языка, культуры;

·         информационная блокада по вопросам нарушения прав русского и русскоязычного населения со стороны национальных СМИ, международных правозащитных организаций, международного сообщества в целом;

·         исторически сложившаяся межнациональная и межконфессиональная рознь;

·         неспособность русскоязычного населения сплачиваться в общественные объединения в целью более решительного отставания своих законных прав и свобод, отсутствие единства в их действиях;

·         недостаточная моральная и материальная поддержка русскоязычных диаспор, проживающих в странах СНГ и Балтии, со стороны Российской Федерации;

·         превращение из элитной прослойки населения, обладающей значительными льготами и перспективами в будущем, в национальное меньшинство (своего рода людей второго сорта);

·         ностальгия по исторической родине, оставшимся родственникам, психологический "дискомфорт";

·         отношение местного населения к некоренным жителям, как к "оккупантам", неуверенность в завтрашнем дне, тревога за будущее своих детей;

·         пессимизм в отношении перспектив реинтеграции постсоветского пространства на принципах конформного сообщества;

·         разгул преступности, в том числе организованной, насильственная мобилизация в ряды противоборствующих группировок, насильственное изъятие средств к существованию, взятие заложников и т.п.;

политические

·         трудности интеграции в местное сообщество, получения национального гражданства, а в ряде случаев – ускоренный (почти насильственный) процесс оформления гражданства страны проживания;

·         внутренние вооруженные конфликты, гражданские войны, активное противостояние центральных властей и оппозиции;

·         внешняя агрессия (угроза внешней агрессии);

·         жесткие авторитарные режимы правления;

·         дискриминация на официальном уровне по признакам принадлежности к нетитульной нации, к определенной социальной группе или за политические убеждения;

·         антироссийская пропаганда в странах проживания;

экономические

·         падение уровня жизни и качества всех видов обслуживания населения, потеря работы;

·         серьезные проблемы при трудоустройстве из-за незнания (недостаточного знания) национального языка;

·         приоритетность коренной нации в получении различного социальных благ, благодаря специфики родоплеменных отношений;

бытовые, экологические, техногенные

·         радиоактивное и химическое загрязнение местности (аварии на атомных электростанциях, испытания ядерного и химического оружия, утечка отравляющих веществ, нефти, отходов производства и т.п.), аварии систем жизнеобеспечения населения.

Что поддерживает  и сдерживает миграционные настроения Причины, подталкивающие к переезду в Россию

·         стремление восстановить свои политические и гражданские права после переезда в Россию;

·         стремление восстановить статус представителя титульной нации; устранить факторы, порождающие социально-политический дискомфорт, конфликтность, нестабильность на прежнем месте жительства;

·         возможность (надежда) получения высоко (хорошо) оплачиваемой работы в России;

·         возможность (надежда) получения качественного среднего и профессионального (в т.ч. высшего) образования для детей;

·         потеря родителей (попечителей) или их нетрудоспособность, плохие семейные отношения, износ жилого помещения, отключение систем жизнеобеспечения и т.п.;

·         приглашения родственников или знакомых, проживающих в России, обещания оказать помощь в обустройстве на новом месте.

Причины, облегчающие переезд в Россию

·         наличие гражданства Российской Федерации;

·         наличие родственных и других связей в России;

·         информация о положительном решении всего комплекса проблем предшественниками;

·         высокий уровень профессиональной подготовки, трудоспособный возраст;

·         возможность свободного выезда и уверенность в возможности обустройства на новом месте;

·         уверенность в возможности на новом месте повысить уровень социальной защищенности после переезда;

·         получение мигрантами возможности более полно  реализовать свой профессионально-трудовой и квалификационный потенциал;

·         наличие средств на переезд.

Факторы, сдерживающие миграцию в Россию

·         появление перспектив на интеграцию в местное общество, получение работы, возможности обучения на русском языке;

·         трудности с получением российского гражданства (по некоторым данным, опубликованным в российских СМИ, за последние 10 лет в Россию из ближнего зарубежья переехало от 6 до 8 млн.человек. Абсолютное большинство из них так и не получило российское гражданство);

·         отсутствие качественного профессионального образования для получения работы в России или невостребованность специалистов в предполагаемом регионе оседания;

·         отсутствие средств на переезд и уверенности (гарантий) в возможности обустройства на новом месте;

·         длинный, сложный и опасный маршрут переезда;

·         психологические трудности с адаптацией на новом месте, непонимание и непринятие многих правил и обычаев в новом обществе (городские жители, вынуждены селиться в сельской глубинке);

·         негативное отношение "принимающего российского местного населения" к вновь прибывшим мигрантам;

·         снижение у  мигрирующего населения уровня жизни, доходов;

·         утрата частью мигрантов накоплений, собственности, имущества после переезда;

·         обострение ситуации на рынке труда в России;

·         снижение стоимости рабочей силы в связи с ростом конкуренции на рынке труда.

Чего ждут соотечественники от России по поддержке в странах проживания по политической поддержке соотечественников

·         выработать  и проводить четкую, последовательную, настойчивую политику России по защите, поддержке и взаимодействию с зарубежными соотечественниками, как важнейшего ресурса для укрепления ее позиций в странах СНГ и Прибалтики;

·         принять и исполнять Государственную программу поддержки соотечественников России, проживающих в государствах СНГ и Балтии;

·         подключать общественные организации соотечественников к подготовке и проведению визитов, официальных мероприятий проводимой Россией в странах проживания;

 по обеспечению правовой связи с Россией (вопросы гражданства)

·         инициировать заключение договоров между Россией и странами проживания соотечественников  по вопросам двойного  гражданства;

·         инициировать заключение договоров об упрощенном принятии гражданства при переезде в Россию (и в страну-партнер) между Россией и  странами СНГ и Прибалтики, с которыми таких соглашений не имеется. Обеспечить исполнение данных соглашений;

·         разработать закон о репатриации, в рамках которого упростить принятие российского гражданства для репатриантов, внеся соответствующие изменения в закон о гражданстве. Предусмотреть в данном законе возможность принятия российского гражданства для репатрианта до непосредственного переезда в Россию;

по правовой защите в странах проживания

·         обеспечить на межгосударственном уровне через заключение соглашений правовые механизмы защиты прав соотечественников в странах проживания, в том числе юристами и адвокатами России;

·         в Парламентской Ассамблее Совета Европы представителям Госдумы добиваться применения единых стандартов в отношении прав национальных меньшинств, распространить на страны Балтии положения Охридских соглашений;

·         провести сравнительный анализ межгосударственных договоров стран СНГ и Балтии с Россией на предмет соблюдения прав и свобод соотечественников. Жесткая ставить вопрос об ответственности в случае несоответствия этих законов межгосударственным обязательствам;

·         поддержать центры правовой помощи соотечественникам, создаваемые в странах проживания;

по поддержке образования на русском языке

·         развивать межвузовское сотрудничество, направленное, в частности, на создание филиалов российских высших учебных заведений;

·         расширять сеть Российско-национальных университетов в странах проживания соотечественников;

·         открыть в России Международный Университет для студентов из стран СНГ и Прибалтики (по примеру Университета им.П.Лумумбы);

·         рассмотреть возможность увеличения количества государственных стипендий для граждан РФ, проживающих в государствах-участниках СНГ и странах Балтии;

·         содействовать установлению партнерских связей российских образовательных учреждений с учебными заведениями стран СНГ и Балтии;

по защите русского языка, культуры, воспитания молодежи в духе любви к России

·         оказывать реальную помощь соотечественникам в мероприятиях по сохранению очагов русского языка, культуры, образования, в том числе оперативно, через Посольства РФ в странах проживания;

·         увеличить выделяемые Посольствам РФ средства на помощь соотечественникам. Шире использовать их на поддержку русскоязычных СМИ и проведение целевых мероприятий по пропаганде российской культуры. искусства и науки;

·         активизировать работу в области укрепления позиций русского языка в странах СНГ и Балтии. Рассмотреть возможность разработки многоцелевой долгосрочной комплексной программы оказания профессиональной поддержки преподавателям-русистам;

·         осуществлять мероприятия по поддержке русской культуры (проведение мастер-классов, гастролей русских театров, тематических выставок русской творческой интеллигенции из стран СНГ и Балтии, других культурных форумов);

·         активизировать работу по созданию российских культурных центров в государствах – участниках СНГ;

·         активизировать работу по линии Межпарламентской ассамблеи, другим каналам для повышения статуса русского языка в странах проживания соотечественников;

·         создать систему детского и молодежного туризма в России  для соотечественников из стран СНГ и Прибалтики;

по поддержке общественных объединений соотечественников в странах  проживания

·         через Посольства РФ в странах проживания содействовать консолидации организаций соотечественников;

·         выработать механизм оказания материальной помощи в деятельности общественных объединений соотечественников в странах проживания (через деятельность международных фондов, предоставление грантов);

·         выделять средства для поддержки печатных изданий российских общин (бумагой, техникой);

·         выделить средства на организацию подписки на российские печатные издания для общественных организаций соотечественников;

·         решать вопросы оказания материальной, методической, социальной помощи соотечественникам через их общественные  объединения;

по поддержке в экономической сфере

·         при поддержке российского бизнеса и специалистов в области права разработать юридически аргументированный для партнеров по Содружеству механизм создания хозяйственных структур в странах СНГ, в которых преимущественным правом трудоустройства пользовались бы наши соотечественники;

·         подключать организации соотечественников в процессы межгосударственных и межрегиональных экономических связей;

по поддержке информационного пространства на русском языке

·         расширять присутствие российских электронных СМИ в эфире стран проживания соотечественников;

·         увеличить передающие мощности ретрансляторов российских теле- и радиоканалов на границах России с государствами СНГ и Балтии. Поставлять комплекты аппаратуры для приема российских спутниковых программ и коллективного просмотра в общественных организациях соотечественников;

·         в целях сохранения информационного поля российских СМИ в странах СНГ и Балтии предусмотреть в законодательстве Российской Федерации льготы для радио- и телекомпаний, вещающих на страны СНГ и Балтии, и печатных изданий, производящих печатную продукцию, предназначенную для русскоязычных читателей этих стран;

·         возродить выпуск и профинансировать регулярное издание единой газеты для соотечественников, проживающих за рубежом;

·         наладить и профинансировать регулярный выход интернет-издания для всех зарубежных соотечественников;

·         обеспечить возможность свободной подписки населения в странах проживания на печатные издания РФ;

по материальной и социальной поддержке малоимущих соотечественников

·         для малоимущих соотечественников преклонного возраста организовать бесплатную медицинскую помощь (по примеру других государств открыть под патронажем РФ поликлиники, а еще лучше - стационарные медицинские комплексы);

·         поддержка социально незащищенных слоев граждан России, в т.ч. выделение средств Посольству для оказания экстренной гуманитарной и медицинской помощи, организация медицинской реабилитации-ветеранов ВОВ в лечебно-курортных учреждениях России и стран проживания, организация оздоровительного отдыха детей российских граждан в период школьных каникул;

по защите прав соотечественников-граждан России, проживающих за рубежом

·         внести изменения в закон о выборах в Государственную Думу, создав специальные зарубежные избирательные округа для граждан России, постоянно проживающих в странах СНГ и Прибалтики (1 – для Прибалтики; 2 – для Украины, Модавии, Приднестровья, Закавказья; 3 – для Казахстана и Средней Азии);

·         обеспечить всех граждан России, проживающих за рубежом,  заграничными паспортами;

·         обеспечить контроль за соблюдением соглашений  о статусе граждан России между Россией и странами проживания соотечественников;

·         инициировать заключение договоров о статусе граждан России в странах проживания, с которыми подобные договора не заключены;

Чего ждут соотечественники при переезде  в Россию

·         с учетом продолжающейся миграции в Россию соотечественников из стран СНГ определить российские регионы, наиболее нуждающиеся в притоке трудоспособного и репродуктивного населения;

·         в регионах РФ сформировать действующий в реальном масштабе времени банк данных о рынке труда, жилья, отражающий возможности муниципальных образований и хозяйственных субъектов в обустройстве мигрантов на новом месте жительства;

·         решить на межгосударственном уровне вопрос о компенсациях имущественных потерь  переезжающим в Россию соотечественникам  государствами их бывшего проживания (добиваться того, чтобы партнеры России по СНГ, в первую очередь Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, на долю которых приходится почти 80% вынужденных мигрантов в России, принимали активное участие в поиске путей и реализации мер обеспечения их социальной защиты);

·         упростить процедуру получения постоянной регистрации по месту жительства и оформления вида на жительство в РФ для соотечественников.

Справка подготовлена А.Докучаевой, заведующей отделом диаспор Института стран СНГ, на основе материалов парламентских слушаний по проблемам соотечественников,, Совета соотечественников при Государственной Думе, конференций и Конгресса соотечественников, писем и обращений соотечественников.




Материалы заочных участников Семинара «Диаспора и миграция – два сообщающихся сосуда»

От: Ассоциация помощи беженцам <raa@mail.wplus.net>

Дата: 12 июня 2002 г. 17:35

 Уважаемая Александра Викторовна!

Благодарю Вас за приглашение участвовать в конференции 18.06.02г.

Направляем предложения Ассоциации помощи беженцам  Санкт-Петербурга по совершенствованию миграционной политики, которые намерены предложить предстоящему съезду переселенцев как проект резолюции.

С уважением, Георгий Рафаилов

А с с о ц и а ц и я     п о м о щ и     б е ж е н ц а м

191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 23 тел./факс (812) 314-28-30 e-mail  raa@mail.wplus.net

07.06.02 № 1817

ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Население России ежегодно уменьшается на  700 тыс. человек.

Если эта тенденция не будет изменена в ближайшее время, то все усилия общества и государства в экономической, политической или военной сферах станут бессмысленными.

Поэтому главной целью государственной политики России должны стать стабилизация и постепенное увеличение числа российских граждан.

Восстановление репродуктивной способности населения России, всемерная поддержки каждой российской семьи, имеющей или способной иметь детей, целенаправленная борьба за благополучие каждого российского гражданина  и каждого российского соотечественника, - должны стать императивами общественного развития, приоритетами государственной политики.

Цели и задачи миграционной политики России должны формулироваться в соответствии с этими императивами и приоритетами.

Реализация гражданских прав вынужденных переселенцев и прибывающих российских соотечественников, не ущемляющая прав и законных интересов других категорий граждан России, - главный императив миграционной политики.

Безусловными приоритетами миграционной политики должны стать:

восстановление гражданских прав вынужденных переселенцев, государственная поддержка их обустройства на территории России в соответствии с действующим законодательством, создание условий для реализации их трудового и интеллектуального потенциала;

правовая, организационная и экономическая поддержка российских соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе при их переезде на постоянное место жительства в Россию;

пресечение нелегальной миграции, а также незаконного предпринимательства организованных групп мигрантов, пользующихся поддержкой иностранных государств;

легализация и регулирование внешней трудовой миграции;

выполнение общепризнанных гуманитарных  норм и международных обязательств РФ в отношении лиц, легально ходатайствующих о предоставлении убежища или статуса беженца. 

Анализ миграционных процессов за последние десять лет свидетельствует, что Россия не имеет взвешенной и   эффективной миграционной политики.

Декларативный лозунг «Россия примет всех...», не подкрепленный четким политическим целеуказанием, научно-методическим обоснованием, эффективными организационными и финансово-экономическими механизмами,  приводил к многочисленным ошибкам и просчетам,  вызывал произвол и коррупцию миграционных чиновников, подвергался жесткой критике со стороны правозащитного сообщества и переселенческого движения.

В то же время, нельзя забывать и о достижениях прошедшего времени: усилиями специалистов государственных органов, ученых, энтузиастов неправительственных правозащитных и переселенческих организаций была создана законодательная, институциональная и финансовая база для построения российской миграционной политики, сформирована исполнительная вертикаль государственных миграционных органов в регионах, сложилась сеть неправительственных организаций, действующих в сфере миграции.  

Новые идеи, принципы и механизмы, появившиеся в результате долгого и порой мучительного накопления практического опыта, были готовы к  реализации; 

специалисты, работавшие в сфере миграции, в результате многочисленных и острых дискуссий, анализа отечественного и зарубежного опыта постепенно приходили к согласию;

российское общество, тревожно и настороженно наблюдавшее за миграционной ситуацией, постепенно осознавало  неизбежность усилий по ее разрешению.

 Необходимы целенаправленные, упорные и консолидированные усилия всех ветвей власти , всех ученых и специалистов, всех  правозащитных и переселенческих организаций для постепенного, последовательного, поэтапного совершенствования  миграционной политики. 

Иначе и быть не может при решении сложной, комплексной, системной проблемы.

Иначе и быть не может при решении судеб миллионов наших сограждан и наших соотечественников. 

Факты последнего времени свидетельствуют – нашей стране навязывают антигуманную, антидемократическую, антисоциальную, антироссийскую миграционную политику.

Кадровая чехарда, перманентная реорганизаций и паралич миграционных органов, свертывание социальных программ государственной помощи переселенцам,  закон  о негражданстве российских соотечественников -    точки траектории нового курса миграционной политики, разработанного втайне от общественности и реализуемого вне общественного контроля.

Особую озабоченность общественности вызывает все более явная монополия высокопоставленных государственных чиновников на формулирование миграционной политики вне механизмов общественного обсуждения и поиска общественного согласия, обязательных для гражданского общества.

Резкие колебания политического курса, волюнтаризм при определении стратегии общественного развития, непродуманные акции региональных лидеров в угоду  сиюминутным политическим интересам, могут стать нормой.

Чем это грозит?

Вместо преемственности и последовательного эволюционного развития – новые революции, вместо взвешенной долгосрочной стратегии – псевдопатриотическая фразеология, вместо поиска и внедрения эффективных механизмов регулирования миграции – забытые обязательства и невыполнимые запреты, вместо общественной правозащитной экспертизы проектов основополагающих  документов и трудного поиска общественного согласия – келейное нормотворчество, административное «продавливание» законов через управляемую Думу, нарушение гражданских прав миллионов людей.

Угроза возврата к административным методам управления государством нарастает.

Защитить права мигрантов сегодня – значит предотвратить нарушения прав всех российских граждан и соотечественников завтра.

При формировании миграционной политики необходимо учитывать следующие обстоятельства:

Резкое изменение курса миграционной политики не отвечает интересам общества, является следствием отказа от демократических принципов управления государством, приводит к нарушению гражданских прав миллионов российских граждан и соотечественников.

Люди, говорящие и думающие на русском языке, где бы они ни жили, являются российскими соотечественниками. Российские соотечественники обладают неотъемлемым правом вступить в гражданство РФ,  исполнять обязанности и пользоваться правами граждан РФ. Государственная поддержка возвращающихся российских соотечественников  является приоритетом миграционной политики России.

Восстановление гражданских прав вынужденных переселенцев является внутренним долгом РФ. Государственная поддержка обустройства вынужденных переселенцев в соответствии с действующим в настоящее время законодательством является приоритетом миграционной политики.

Пресечение нелегальной миграции, других негативных последствий неуправляемых миграционных процессов является важной задачей миграционной политики. Решение этой задачи требует не только юридических, административных и экономических мер, но и широкого общественного участия.

Упорядочение и регулирование внешней трудовой миграции является важной комплексной задачей миграционной политики. Решение этой задачи только мерами административных запретов невозможно и должно быть основано на стимулировании  легализации трудовых мигрантах, временно пребывающих на территории РФ. Регулирование внешней трудовой миграции не должно нарушать неотъемлемые права российских соотечественников. Выработка адекватных мер решения задачи требует общественного участия  и сотрудничества миграционных органов и НГО.

Выполнение общепризнанных гуманитарных норм и международных обязательств РФ в отношении лиц, легально ходатайствующих о предоставлении убежища или статуса беженца, является сложной и неоднозначной проблемой миграционной политики. Ее решение на основе международного сотрудничества, квотирования, миграционного страхования и т.д., требует общественного участия и общественного контроля.

Обращаем внимание  Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ на следуюшее:

Сфера миграции всегда была, есть и будет важной частью общественного развития России.  Миграционные процессы влияют на все сферы жизни страны, затрагивают права десятком миллионов российских граждан и соотечественников. России требуется взвешенная, долгосрочная, эффективная государственная миграционная политика. Разработка и реализация такой миграционной политики невозможна без общественного участия и общественного контроля.

Тревогу общественности вызывают факты последнего времени, свидетельствующие об отказе от демократических методов управления государством при формировании концепции нового курса миграционной политики России и методов ее реализации, реальная угроза нарушения гражданских прав миллионов российских граждан и соотечественников.

Мы призываем высших должностных лиц государства исправить эту политическую ошибку: требуется незамедлительно создать механизм общественного участия и общественного контроля неправительственных правозащитных и переселенческих организаций в сфере миграции. Такой механизм может быть реализован в рамках Экспертно-консультативного Совета при Правительственной комиссии по миграционной политике.

 Общепризнанные нормы гражданского участия, а также одобренные Президентом идеи «Гражданского Форума» должны быть реализованы в виде сети Консультативных Советов при Руководителях территориальных миграционных органов в регионах, а также Координационного Совета при Руководителе ФМС МВД РФ.

Предметом обсуждения должны стать следующие проблемы:

·         Концепция государственной миграционной политики РФ;

·         Федеральная миграционная программа РФ;

·         Государственный социальный заказ в сфере миграции;

·         Региональные миграционные программы субъектов РФ;

·         Совершенствование федерального миграционного законодательства;

·         Модельный закон «О регулировании миграционных процессов в субъекте РФ»;

·         Комплексное обустройство вынужденных переселенцев и возвращающихся соотечественников на основе возвратной системы финансирования;

·         Миграционная амнистия;

·         Система миграционного страхования;

·         Сеть «Центров по миграции и связям с соотечественниками» в федеральных округах;

·         Система мониторинга за пребыванием нежелательных иностранцев и противодействия нелегальной миграции;

·         Система приема, перемещения, интеграции и реинтеграции беженцев и лиц, получивших убежище;

·         Система общественного контроля за выполнением государственного социального заказа в сфере миграции.

Мы верим, что Россия найдет решение миграционных проблем.

Мы убеждены, что только демократические принципы управления государством, гражданское участие, сотрудничество государственных и негосударственных организаций приведут к появлению эффективной миграционной политики России.

От: Александр Лузан <luzan@luck.kiev.ua>

Дата: 13 июня 2002 г. 13:14

Тема: Спасибо за приглашение.

Константин Федорович. Спасибо за приглашение, но приехать не можем. Дорого.

На Крым еще обращают внимание, а по Украине в целом положение соотечественников постепенно приближается к положению в Прибалтике. О нас вспоминают только когда нужно реструктурировать Украинские долги. Просто используют как аргумент при защите интересов российского бизнеса. Но про свои интересы Россия вспоминает только когда горит. В результате скоро будем в НАТО. Уже заявку подали. А что Украина в этом случае расколется, так это чепуха. Люди заняты выживанием, у них часто даже нет лишней гривны на проезд на городской транспорт, чтобы добраться на митинг.

Поэтому высылаю небольшой аналитический обзор даже не о положении соотечественников, а о том как свои интересы на Украине лоббируют другие страны. Если не можете подумать о русских людях на Украине, то подумайте хотя бы об интересах России.

По итогам парламентских выборов на Украине Аналитический обзор.

Александр Лузан

Результаты нынешних парламентских выборов никак нельзя считать благоприятными для России. Хотя некоторые аналитики и особенно посольство РФ в Украине призывают не драматизировать ситуацию и считать относительный успех пропрезидентского  блока "За Единую Украину " гарантией стабильных развивающихся отношений. Такая позиция самоуспокоенности чревата существенным ухудшением Украино- Российских отношений. и необратимыми последствиями.

В действительности Успех блока "За Единую Украину"  достигнут главным образом за счет мажоритарных округов на востоке Украины, где в полной мере был использован административный ресурс.  В Результате Президент располагает в нынешнем составе Верховного Совета примерно 180 -190 голосами из 450. Под отдельные конкретные вопросы он может собрать 226 голосов, но стабильного большинства не получается. В то же время число депутатов настроенных жестко антироссийски в нынешнем созыве Верховного Совета состаляет  минимум 134 депутата и это вдвое больше, чем в предыдущем созыве. Сократилось и число депутатов жестко ориентированных на Россию. В предыдущем созыве в Верховном Совете Украины существовала парламентская межфракционная группа "За Украину, Белоруссию, Россию" (ЗУБР), которая насчитывала 160 человек из разных фракций. В нынешнем составе есть инициативная группа по воссозданию ЗУБРа (6 депутатов).  И по их оценкам  такая группа может быть создана числом не более 60. Причем на 99% это будут коммунисты.  И хотя компартия и будет голосовать за ратификацию различных Украино-Российских соглашений, на них нельзя делать ставку. Тем более что они являются противниками нынешнего Президента.  И уже ведутся переговоры между компартией и другими антипрезидентскими силами (Наша Украина, Социалисты и Блок Юлии Тимошенко) об импичменте Кучме. Понятно, что осуществить импичмент сложно, имея даже 2/3 голосов в парламенте, но этого достаточно для постоянного давления на Президента. А требовать от него будут отказа от многовекторной политики и ориентации во внешней политике исключительно на евроатлантические структуры. К этому еще следует добавить аморфность самой пропризидентской коалиции, где многие в любой момент готовы перейти на сторону сильнейшего.

Поэтому если до выборов нового президента Кучма еще может как-то баллансировать между Западом и Россией, то к началу президентских выборов ситуация станет критической. Произойдет большой отток депутатов из фракции "За единую Украину" во фракцию "Наша Украина". Дело в том, что на Западной Украине произошла консолидация сил вокруг одной фигуры Виктора Ющенко. И он без сомнения будет единым кандидатом на выборах Президента. И даже участие в выборах Юлии Тимошенко никак не помешает Ющенко выти в финал. На востоке же Украины будут популярны как минимум две фигуры. Лидер коммунистов Петр Симоненко и тот человек, которого выдвинет команда Л. Кучмы. Кто это будет (Кинах или Литвин или кто-то третий или даже сам Л. Кучма) принципиального значения не имеет. В ситуации, когда все ресурсы (в том числе и административные) на западной Украине будут консолидированы вокруг фигуры В. Ющенко, а на востоке коммунисты стабильно берут около 20 процентов, выдвиженец из команды нынешнего президента может рассчитывать в первом туре максимум на 15-17 процентов голосов избирателей, что гарантирует третье место в первом туре.  Финал же Ющенко-Симоненко однозначно выигрывается Ющенко. Последствия такого результата  для Украино-Российских отношений могут быть катастрофическими. В лучшем случае они перейдут на уровень отношений Россия- Латвия, Россия - Эстония.

Причины нынешней ситуации имеют далеко идущие корни. Главный из них в пассивном созерцании ситуации на Украине со стороны России и отсутствие поддержки тем интеграционистским силам, которые могли бы обеспечить общественную поддержку курса на сближение Украины и России и установление стабильных добрососедских отношений.  Россия же успокоена стабильными социологическими исследованиями в поддержку улучшения Украино-Российских отношений и статуса русского языка в Украине.  Но при этом напрочь забывается, что без сильных  общественно-политических структур в поддержку этого курса данные исследования показывают лишь потенциальную заинтересованность электората, которая не реализуется на практике в ходе выборов.  В то же время сторонники евроатлантической интеграции выжимают максимум возможного.

 Система западных благотворительных фондов и неприбыльных общественных организаций охватывает все сферы политической жизни Украины. Разрабатываются и внедряются разнообразные программы содействия развитию институтов гражданского общества. Вместе с тем система западных благотворительных фондов на Украине сформирована таким образом, что при получении соответствующих указаний от реальных хозяев, она оперативно превращается в организационное оружие, что может быть направлено на проведение радикальных изменений в государстве.
Поэтому можно выделить несколько направлений, наиболее интересных для западных организаций-доноров:

-    народные депутаты и депутаты советов различных уровней;

правительственные структуры;

конкретные общественные и политические деятели;

политические партии и СМИ;

профсоюзы и общественные организации.

На уровне Верховной Рады действует т.н. "Программа содействия парламенту Украины", возглавляемая д-р Чарльзом Вайзом, в которую входят Агентство Соединенных Штатов по международному развитию (USAID), Ассоциация бывших конгрессменов США, Консорциум Верховного Права (ARD), являющийся подструктурой USAID, и много других. Налажен механизм консультационной помощи со стороны этих структур депутатам ВР. Кроме того, существует целая система разнообразных грантов для парламентариев и их референтов.

Таким образом решаются сиюминутные конкретные задачи. Но главный упор делается на перспективу  и на работу с общественно-политическими организациями с целью создания общественно-политического лобби.

Посольство США на Украине, как и посольства Швеции, Нидерландов, Великобритании (через "Британский совет") и Франции (через культурный центр), предоставляют  гранты  под организацию конкретных научно-практических (пропагандистских) мероприятий, целью которых является формирование общественной мысли.

Также значительную работу в среде украинских общественных организаций проводит фонд "Каунтер-парт", который является донорской структурой для финансирования "третьего сектора". Его деятельность направлена на создание и функционирование на Украине разветвленной сети формально неполитических общественных организаций, которые работают в сфере местного самоуправления, защиты окружающей среды, досуга и тому подобное.

Кроме того, подобной деятельностью занимаются "Фридом Хаус" (Freedom House) и непосредственно американское посольство на Украине. "Фридом Хаус" предоставляет гранты под исследовательские и ресурсные проекты, связанные с изучением экономической, социальной и политической ситуации в регионах. Именно на средства этой структуры проводятся разнообразные тренинги и обучение журналистов региональных изданий и центральных СМИ. Кроме того, данный фонд пытается создать собственную сетку ресурсных центров для охвата региональных общественных организаций. Суммы, потраченные на эти цели исчисляются миллионами долларов.  Вот только один пример:  15 февраля 2001 года пресс-служба налоговой администрации Украины сообщила, что в течение 1998-2000 годов некая гражданка Украины по поручению гражданина США Лабунько И.М. сняла с его личного счета # 262009372, открытого 26 ноября 1996 г. в АО "Укринбанк", наличные средства с назначением платежа - "частные нужды". Деньги на счет Лабунько поступали от правозащитной организации Freedom House. Всего гражданка Ф. сняла со счета $800 000. Далее следы денег теряются, и в декларацию о доходах гражданка Ф. этой суммы не вносила. По мнению налоговиков, загадочная гражданка осуществляла финансовые операции для украинского представительства "Дома Свободы" и работала в этой организации. В ответ на заявление украинских налоговиков Freedom House обвинила Украину в стремлении оказать давление на эту организацию.

Следует отметить, что работа западных благотворительных структур с общественными организациями на Украине несет определенный политический окрас. Как свидетельствует опыт Беларуси, через "неполитические" общественные организации доноры фактически имеют возможность финансировать разнообразные политические силы.

Прослеживается четкая схема влияния заграничных фондов на политические партии - гранты, финансирование избирательных кампаний, материальная поддержка структур партии. На первых порах предоставляются средства, а потом корректируется курс партии, и, как результат, партия, если она представлена в парламенте, лоббирует интересы западного "партнера".

Особой сферой интересов международных благотворительных организаций является молодежное движение. Установление влияния на молодежь считается стратегически важным вопросом. Если материально заинтересовать молодежного лидера, либо даже актив молодежной организации, то это структура станет "агентом влияния" в молодежной среде.

 На сегодняшний день подавляющее большинство указанных западных благотворительных структур направили свою деятельность в той или иной мере на предоставление финансовой и ресурсной помощи украинским общественным организациям, подконтрольным оппозиционным политическим силам (блоку "За правду", "За Украину без Кучмы" и тому подобным). В частности, большинство американских донорских структур, начиная с конца 2000 года, активизировали свое сотрудничество с ассоциацией "Свобода выбора". Как раз на ее базе создан штаб блока "За правду", через ее информационную сеть распространяются информационные и пропагандистские материалы блока. На базе ассоциации "Свобода выбора" создана материально-техническая основа оргструктуры блока

В сложившейся ситуации сохранить  нормальные украино-российские отношения возможно лишь создав соответствующие общественно-политические  структуры в поддержку Украино-Российской экономической интеграции. Этими структурами не могут быть коммунисты, которые, хотя и заинтересованы в улучшении Украино-Российских отношений, преследуют совсем другие цели. Попытка президентских структур выступить в качестве единственного выразителя этого курса, позволяет решать отдельные тактические задачи, но приводит к тому, что эта политика оказывается подвешенной в воздухе и без мощной обществено-политической поддержки просто не может быть реализована.   На эти цели не нужно будет тратить таких средств, как потратили на создание евроатлантического лобби, поскольку это ложится на благоприятную почву.

Проводимый на Украине год Российской федерации - это удобный способ создания таких структур.  В это время никто не станет препятствовать их созданию. Никто не будет обвинять Россию во вмешательстве во внутренние дела Украины. Поэтому будет большой ошибкой рассматривать проведение года Российский Федерации как самостоятельное мероприятие, абстрагируясь от его политических целей. Если после его проведения таких общественно-политических структур не будет создано и не будут укреплены те, которые уже существуют, то можно считать его проведение напрасным, проведенным для галочки и не оставившим после себя заметного следа.

Другими словами. Если до ближайших Президентских выборов такие некоммунистические общественные структуры будут созданы, то это позволило бы найти такую кандидатуру, которая полностью бы устраивала нынешнюю президентскую команду, и пользовалась бы поддержкой общественности. В этих условиях, человек, предложенный Кучмой в качестве преемника, мог бы рассчитывать не только на административный ресурс но и получить те необходимые 7-8 процентов дополнительных голосов,  которые позволят обойти лидера компартии.  А в дальнейшем они обеспечивали бы общественную поддержку политического курса на интеграцию с Россией. В случае же неуспеха на ближайших президентских выборах такие силы могли бы составить ядро демократической оппозиции режиму Ющенко и не позволить ему  совершить шаги, имеющие необратимо-пагубные последствия для Украино-российских отношений. Найболее благоприятной базой для таких сил являются структуры русских соотечественников и славянские организации. 

При этом надо обратить особое внимание, что создаваемые общественно-политические центры, фонды и другие структуры не должны находиться в собственности Российской федерации.  Они должны быть в собственности общественных организаций Украины. Ибо только в этом случае их можно будет использовать на цели политической поддержки курса на выстраивание добрососедских отношений между Украиной и Российской Федерацией. Использование же средств находящихся в Российской собственности или собственности граждан России (пусть даже и проживающих на Украине) в ходе выборов абсолютно исключается.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ