Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №160(01.01.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Россия и соотечественники



Подведены итоги работы с соотечественниками в 2006 году

А.Докучаева

25 декабря под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации, председателя Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом С.В.Лаврова состоялось последнее в 2006 году  заседание Комиссии.

Председательствующий проинформировал членов Комиссии об итогах ее работы, о выполнении плана по поддержке соотечественников в уходящем году и о намеченных направлениях использования бюджетных средств, выделенных на поддержку соотечественников в 2007 году.

Подчеркнуто, что главным событием года стало проведение в Санкт-Петербурге в октябре Всемирного конгресса соотечественников, в котором принял участие Президент Российской Федерации В.В.Путин. «Итоги этого форума заложили основу для вывода отношений с соотечественниками на более высокий уровень» - сказал С.В.Лавров. Материалы Конгресса  размещены в ноябрьских и декабрьских 2006 года выпусках нашего Информационно-аналитического бюллетеня. В настоящем номере продолжаем публикацию материалов об итогах Всемирного конгресса. Ниже размещена статья ответственного секретаря Правительственной комиссии, директора департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.В.Чепурина, вышедшая в  журнале «Международная жизнь».

 Центральное внимание Комиссия уделила рассмотрению работы в следующем году. В бюджете 2007 года на поддержку соотечественников за рубежом выделено 342, 98 миллиона рублей, из них планируется использовать в Российской Федерации – 121, 3 млн.руб., и за рубежом через загранучреждения России – 221, 68 млн.руб. Особое внимание получают  вопросы поддержки процессов самоорганизации  соотечественников, повышению их роли в общественной жизни стран проживания (на это направление выделено 53 млн.руб.). На информационное обеспечение соотечественников, социологические и научные исследования о положении соотечественников планируется потратить 40, 4 млн.руб.  Как и в прошлые годы будут профинансированы также мероприятия по развитию образовательных, культурных и научных связей и контактов с соотечественниками, по содействию сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах соотечественников (141, 08 млн.руб.); по поддержке молодежи российской диаспоры (29,5 млн.руб.); по защите прав и свобод соотечественников, по поддержке социально незащищенных слоев соотечественников (79 млн.руб.).

При обсуждении доклада председателя Комиссии оживленная дискуссия возникла в связи с созданием Координационного совета российских  соотечественников, проживающих за рубежом (КС). Решение об этом принято на прошедшем Всемирном конгрессе, но реализация была отложена. Однако на заседании выяснилось, что на 2007 год уже запланировано проведение трех заседаний этого Координационного совета, и  по линии МИДа России работа  по его формированию идет полным ходом. Выступившие в дискуссии члены Комиссии (К.Ф.Затулин - депутат Государственной Думы, директор Института стран СНГ и Г.Л.Мурадов – руководитель Департамента международных связей г.Москвы) обратили внимание на необходимость соблюдения демократических процедур при избрании членов  КС, без соблюдения которых  создание КС внесет разлад и раздор среди соотечественников, то есть даст результат прямо противоположный поставленной цели – консолидации российской диаспоры за рубежом. Например, на Украине действия Посола РФ В.С.Черномырдина, по инициативе которого создан очередной «координационный совет»,  вызвали протесты, поскольку при этом не учтено мнение большинства актива соотечественников, создавших ранее два подобных совета.  В ходе обсуждения пояснили, что в течение года в странах будут проведены конференции соотечественников, на которых  изберут представителей в Координационный совет, а формируемый сейчас КС – это те, кто  должен будет провести подготовительную работу.

В.А.Густов (председатель Комитета по делам СНГ Совета Федерации) обратил внимание на то, что уже  в феврале 2007 года начнет верстаться бюджет на следующие три года. Чтобы не опоздать с заявкой  по средствам на поддержку  соотечественников и дать этой статье большую наполненность, аппарату Комиссии нужно поторопиться и представить необходимые обоснования.  

Члены Комиссии отметили, что информационная поддержка соотечественников не может ограничиваться только подпиской на российские периодические издания. Дискуссию открыл К.Ф.Затулин, который обратил внимание, что иновещание, которое ведет российское радио на многих языках мира, не решает данной задачи.  Его поддержал председательствующий, который также подчеркнул, что необходимо задействовать радио и телевидение для трансляции  в России и за ее пределами специальных программ о жизни российской диаспоры,  по пропаганде и изучению русского языка за рубежом.

К.Ф.Затулин также поднял вопрос о разработке и издании специального пособия по истории России для соотечественников за рубежом, в котором бы  давалась объективная картина  сложных перипетий жизни нашей Родины в XX столетии, чтобы противостоять идеологизированным мифам, насаждающим в общественном сознании изуверский образ нашей страны. В 2007 году  создание такой книги не предусмотрели. Но ответственный секретарь Комиссии А.В.Чепурин заверил, что в первой половине наступающего года будет проведена специальная конференция по преподаванию истории в постсоветских государствах, на которой будет поставлен и этот вопрос.

Комиссия приняла план своих заседаний на следующий год. Как и в уходящем – намечено четыре заседания. В марте рассмотрят вопросы информационной работы с соотечественниками,  о разработке системы морального поощрения выдающихся соотечественников за рубежом, о Годе русского языка, которым объявлен 2007 год. Июньское заседание будет посвящено рассмотрению результатов работы по консолидации организаций соотечественников в страновом, региональном и глобальном аспектах.  На осеннее заседание, в октябре, вынесены вопросы участия российских регионов в поддержке соотечественников, о реализации  федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)» в части удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом; (по предложению В.А.Густова) – о совершенствовании законодательства в отношении соотечественников за рубежом; и (по предложению К.Ф.Затулина) – о подготовке к проведению выборов в Госдуму на избирательных участках за рубежом.  В декабре будут подводиться итоги работы за текущий и определяться задачи на следующий год; рассмотрены результаты реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом; проанализированы предварительные результаты распространения работы Комиссии в 2007 году на дальнее зарубежье и планы по продолжению этой работы в 2008 году.

Затем руководитель Росзарубежцентра Э.В.Митрофанова проинформировала о работе в 2006 году по поддержке соотечественников в дальнем зарубежье, на что Комиссия получила в этом году полномочия. На следующий год из  средств, выделенных в бюджете на поддержку соотечественников за рубежом десятая часть – 34,3 млн. руб. - будет использована в странах традиционного зарубежья.

Третьим вопросом, рассмотренным Комиссией, были итоги первого этапа реализации Государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, по которой в 2007 году  в Россию начнут прибывать первые семьи соотечественников – участников  программы.  Представитель Федеральной миграционной службы, член Комиссии Е.Ю.Маняткин доложил, что Федеральная миграционная служба в осуществление плана этой Программы подготовила 15 нормативных правовых актов, из которых 2 приняты Правительством РФ, 6 – рассматриваются в нем; остальные находятся на согласовании в различных ведомствах. Сейчас представители ФМС России уже  работают в Армении, Киргизии, Латвии и Таджикистане, где подготовлены списки  из 7070 потенциальных  мигрантов (2996 семей). Планируется в начале 2007 года командирование сотрудников ФМС в Казахстан, Молдавию, Узбекистан и на Украину для организации представительств и рабочих групп при посольствах РФ по данной Программе. Судя по сделанному сообщению, Программа содействия добровольному переселению, хоть и с некоторыми проблемами,  разворачивается.  Замечание К.Ф.Затулина о необходимости дифференцированного подхода к реализации этой Программы  в разных странах, с тем, чтобы не  обезлюдели русские диаспоры в Казахстане, на Украине, осталось без ответа.

Поздравив друг друга с наступающим Новым годом,  Комиссия завершила работу до следующего заседания в марте 2007 года.




Со всех континентов, из 78 стран мира

Статья директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.В.Чепурина, опубликованная в журнале “Международная жизнь” № 11 2006 года

19.12.2006, http://www.ln.mid.ru

Конгресс российских соотечественников в Санкт-Петербурге стал знаковым событием, прежде всего из-за того, что он придал мощный импульс наметившимся в последнее время тенденциям к консолидации соотечественников и переходу от гуманитарной помощи России соотечественникам к их партнерству.

Выступление Президента России, поставленные задачи еще раз показали, что российская власть решительно повернулась лицом к своим зарубежным соотечественникам. Диалог Россия - соотечественники вступает в качественно новый этап, когда русскоязычные островки во всем мире будут тесно связаны с материковой Россией, поднимая, таким образом, и престиж России, и авторитет самой диаспоры.

В советский период соотечественники за рубежом рассматривались как нечто чуждое, порой враждебное. И это, на мой взгляд, было одной из трагических издержек "идеологически" выверенного развития страны в советскую эпоху.

Прозрение пришло, когда новая Россия встала на путь утверждения норм демократии внутри страны и формирования деидеологизированного мировоззрения в отношениях с внешним миром. Москва заявила о готовности к диалогу, тем более что более 20 млн. русских, русскоязычных, оказавшихся в 1990-х годах на территории бывших советских республик, не могли представить свое существование без сохранения самых тесных связей с исторической родиной. Да и сама Россия не могла уйти ни от моральной ответственности за их судьбы, ни от проблем, возникших в одночасье с росчерком пера в Беловежской пуще и распадом СССР.

Отягощенное собственными экономическими трудностями в 1990-х годах, российское руководство "раскачивалось" и колебалось, прежде чем наконец проблемы соотечественников стали проблемами России, а работа на этом направлении начала приобретать конкретные очертания. Первой ласточкой явилось принятие Закона о государственной политике в отношении соотечественников за рубежом в 1999 году, проведение Всемирного конгресса соотечественников в 2001 году в Москве. Была создана Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом. Постепенно стала возрастать материальная поддержка организациям соотечественников. Работа эта, однако, сопровождалась двумя главными недостатками:

- во-первых, бессистемностью, разрозненными действиями российских федеральных и региональных структур и раздробленностью многочисленных, зачастую конкурирующих и даже враждующих друг с другом организаций российских соотечественников за рубежом;

- во-вторых, работа концентрировалась на ближнем зарубежье и велась в виде гуманитарной помощи, то есть проводилась своего рода патерналистская политика в отношении наиболее бедной и нуждающейся части соотечественников.

Это не могло не сказаться на качестве работы и на формате организаций соотечественников, их финансировании и кадровой слабости, неспособности российской диаспоры, в отличие от диаспор многих других стран, например Венгрии или Польши, консолидировать свои позиции, защитить важнейшие этнокультурные интересы, занять достойное место в политической и экономической жизни стран проживания.

Все это настоятельно требовало выработки цельной стратегии взаимодействия с соотечественниками, консолидации работающих на этом направлении структур, содействия консолидации организаций соотечественников в странах их проживания, перехода от патерналистской к партнерской основе взаимодействия.

Разобщенность и раздробленность пока еще остается главной проблемой зарубежной российской диаспоры. Различные структуры, созданные соотечественниками и работающие в одной и той же стране, зачастую просто в упор не видят друг друга. Налицо неспособность и нежелание многих лидеров организаций соотечественников договариваться о совместной работе и консолидации позиций по защите собственных этнокультурных прав и интересов в странах проживания. И это при том, что многие из них беззаветно и бескорыстно работают в интересах общего дела.

Если мы посмотрим на представленность соотечественников в органах власти, то даже в странах, где их численность составляет 30-40% населения, увидим цифры очень близкие к нулю. При этом речь идет как о законодательных, так и исполнительных органах власти, как о центральных, так и региональных, муниципальных структурах. Это относится де-факто к подавляющему большинству стран ближнего зарубежья и является тем ключевым моментом, который, собственно, и определяет способность или неспособность организаций адекватно представлять и защищать этнокультурные интересы россиян. Интересы, кстати, вполне законные, так как в бюджеты ими платятся налоги, исполняются другие гражданские обязанности. Чтобы судить о положении здесь, достаточно посмотреть на то, в каком направлении под нарастающим давлением националистических сил идет эволюция политики этих государств в областях, затрагивающих интересы соотечественников, возьмите статус русского языка, или русскоязычное образование, или что-то другое.

Началом переоценки ситуации и поворота в работе на этом направлении стала решительная активизация в последний год работы Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), в которую входят высокопоставленные представители законодательных и исполнительных органов власти России, ряда регионов, крупные деятели образования и культуры.

Исходя из поставленной Президентом В.В.Путиным задачи - качественно улучшить взаимодействие с российской диаспорой за рубежом, - в последние месяцы Комиссией был проанализирован весь комплекс задач на этом направлении. В ноябре 2005 года в МИД России был создан Департамент по работе с соотечественниками за рубежом. Выработана и принята трехлетняя программа работы с соотечественниками. Переосмыслены принципиальные подходы к этой работе.

На сегодня ПКДСР - это ключевой координирующий и исполнительный орган в диалоге России с соотечественниками, который набирает обороты в своей деятельности, стремится эффективно выстраивать работу на этом направлении. Шаг за шагом преодолевается несогласованность действий российских ведомств и организаций, ответственных за контакты с соотечественниками, равно как и необоснованная самодеятельность ряда работающих на этом поле структур, попытки взять на себя несвойственные функции.

Конгресс в Санкт-Петербурге стал поистине этапным событием в отношениях между Россией и зарубежной диаспорой. Он не только поднял на новую высоту диалог Россия - соотечественники, но и обозначил главные направления движения вперед: консолидация российских структур под эгидой ПКДСР и содействие консолидации организаций соотечественников за рубежом, переход от патерналистской модели общения к партнерству.

Изменяющимися пришли к форуму и сами диаспоры. Наступило определенное "привыкание" к новой жизни, во многих странах произошла адаптация соотечественников к местным условиям. В то же время в ряде стран мы наблюдаем продолжение линии на вытеснение россиян из ключевых сфер общественной жизни, а в известных случаях - прямое нарушение их законных прав и интересов. Достаточно вспомнить феномен "негражданства" в Эстонии и Латвии, попытки в ряде стран ближнего зарубежья обелить нацистов.

Особая статья - соотечественники в странах традиционного зарубежья. Это не только потомки послереволюционной и послевоенной эмиграции, но и переселенцы последнего времени, выехавшие в эти страны по экономическим причинам, многие из которых ощущают себя там весьма комфортно. Тем не менее и среди них есть те, кто хотел бы чувствовать себя полезным своей исторической родине. Возрастает в последнее время престиж России, что также способствует росту интереса к нашей стране. С ростом авторитета России растет и авторитет ее зарубежной диаспоры.

Принятое недавно правительством России решение о распространении с 2007 года программ поддержки соотечественников на традиционное зарубежье позволяет уже в ближайшее время изменить ситуацию здесь к лучшему. Этот процесс коснется стран, где проживает в общей сложности более 10 млн. соотечественников. Развитие партнерских отношений с работающими там организациями давно назрело, их нужды и потребности во многом близки тем, которые есть у соотечественников ближнего зарубежья.

Всемирный конгресс, несмотря на крайне сжатые сроки подготовки, собрал около 600 участников из 78 стран мира. По составу делегаций, количеству "государств происхождения" конгресс стал значительно более представительным, чем предыдущий. По оценкам делегатов, сам ход мероприятия, содержание дискуссий и принятые решения, несмотря на "перегруженность" секций, были на этот раз более конструктивными, реалистичными и конкретными. Большинство участников Конгресса получили определенный "заряд бодрости" для дальнейшей работы.

Глава Российского государства в своем выступлении подчеркнул, что взаимодействие с диаспорой, поддержка и защита прав соотечественников являются одним из национальных приоритетов России. В качестве основных задач развития отношений с диаспорой были обозначены консолидация соотечественников, сохранение русскоязычного пространства, налаживание взаимодействия с российскими регионами и бизнесом. Президент подтвердил намерение руководства России и впредь способствовать защите законных прав и свобод соотечественников, заботиться об удовлетворении их культурных, образовательных и информационных потребностей.

Президент обрисовал основные направления государственной политики России в работе с соотечественниками на ближайшие годы на основе недавно принятых документов - Программы работы с соотечественниками на 2006-2008 годы, федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 гг.)" и Государственной программы содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Государственная программа требует отдельного разговора, что не позволяют сделать заданные параметры этой статьи. Любопытно, что госпрограмма вызвала интерес и у соотечественников из дальнего зарубежья. По приведенным на конгрессе цифрам, только в Бельгии, по данным опроса эмигрантов, переселиться в Россию готово примерно 3 тыс. человек. В то же время ясно, что массовость участия в этой программе напрямую будет зависеть от основательности проработки организационной и социально-бытовой базы приема и временного размещения переселенцев. Как позитивный факт следует рассматривать начавшийся в ходе конгресса интенсивный диалог руководства ФМС с соотечественниками.

Утвержденная месяц назад трехлетняя программа, по сравнению с предыдущим подобным документом, содержит ряд новых положений, отвечающих основной задаче: помочь консолидировать организации соотечественников и их общественные позиции, с тем чтобы они могли в большей мере реализовывать свои законные права и интересы, в том числе этнокультурные, экономические, политические, информационные и т.д. В соответствии с программой на качественно новом уровне будет оказываться содействие налаживанию регулярного диалога объединений соотечественников: вводится система страновых, региональных и глобальных конференций диаспоры, целью которых как раз и является определение принципиальных интересов и консолидация позиций, с тем чтобы эти интересы полнее учитывались в диалоге по различным каналам c властями стран проживания. Система начнет широко действовать с 2007 года.

Достижению консолидации соотечественников и улучшению их взаимодействия с исторической родиной должно также способствовать принятое на конгрессе решение о создании Координационного совета российских соотечественников, поддержанное Президентом России. В Совет, формирование которого было начато уже в ходе конгресса, войдут представители наиболее крупных диаспор, неправительственных организаций, ряда регионов мира. Этот орган должен стать действенным партнером России, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом по всем вопросам взаимодействия с диаспорой.

Возвращаясь к Программе по работе с соотечественниками, подчеркну, что сохранят свое действие практически все существующие ныне направления поддержки соотечественников за рубежом. Это юридическая защита прав соотечественников, поставки учебной, методической, справочной, художественной и иной литературы, проведение мероприятий по поддержке языков и культур народов России за рубежом, организация семинаров и "круглых столов" для педагогов, творческих работников, журналистов, содействие участию творческих коллективов соотечественников в конкурсах и фестивалях в Российской Федерации, поддержка русских театров за рубежом. Кроме того, речь идет об организации отдыха детей и лечении ветеранов, гуманитарной помощи нуждающимся категориям соотечественников и многом другом.

Серьезный вопрос, как уже было отмечено, - это защита прав и интересов соотечественников. Россия реагирует на каждый факт нарушения их законных прав. Помогает с адвокатами, выносит проблему на уровень межгосударственных отношений, поддерживает обращения соотечественников в Европейский суд, ОБСЕ и т.д. Кроме того, Россия практически на всех международных форумах и во всех международных органах, занимающихся правочеловеческой проблематикой, постоянно ставит вопрос об ущемлении прав и свобод наших соотечественников в отдельных странах.

Нужно сделать все, чтобы в отношении наших соотечественников разговоры в тех или иных странах о "втором", "третьем" сорте ушли в прошлое. Власти государств, где нарушаются права соотечественников, должны раз и навсегда уяснить, что наши отношения с этими странами и подходы властей к законным правам и интересам российских соотечественников - вещи взаимосвязанные.

Важной задачей, и об этом также говорилось на конгрессе, является преодоление информационного вакуума в отношениях России с диаспорой. А такой вакуум - налицо. Планируется создание специального печатного органа для соотечественников и соответствующего Интернет-портала. Неплохо было бы также иметь ориентированный на соотечественников телеканал или посвященные проблемам диаспоры программы в сетках вещания существующих российских телеканалов. Это тоже предстоит обдумать. Система информационного обеспечения нуждается в развитии, и в этом плане поддержка будет оказываться также региональным и страновым изданиям для соотечественников. Не все, конечно, можно сделать сразу, но постепенно совместное информационное поле будет создано и расширено.

Представляется важным проявившееся в ходе конгресса стремление соотечественников помогать России в международных делах, прежде всего через продвижение объективного восприятия нашей страны в мировом сообществе.

Предмет нашей особой заботы, который получил заметное звучание на конгрессе, - это вопрос сохранения русскоязычного пространства и этнокультурной самобытности в странах проживания соотечественников. Во многом это вопрос не только утилитарный, но и, безусловно, политический. Вспомним Альбера Камю и вслед за ним, перефразируя, скажем: "Моя родина - русский язык".

Конгресс позитивно оценил проведение при поддержке Правительственной комиссии в августе-сентябре этого года конференций и "круглых столов" на эту тему во всех 14 странах СНГ и Балтии. Подытожить обсуждения призвана конференция о статусе русского языка, которая планируется на конец ноября - начало декабря этого года в Подмосковье. Исходим из того, что на ней будут выработаны консолидированные подходы организаций соотечественников по этому важнейшему вопросу.

Необходимо сделать все для того, чтобы максимально задействовать в интересах соотечественников возможности федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 гг.)", на которую выделены значительные средства, а также сделать так, чтобы многочисленные российские центры науки и культуры за рубежом особый акцент, приоритет в своей работе делали на содействие, помощь соотечественникам.

В области отношений с диаспорами огромным потенциалом обладают российские регионы. Это один из главных ресурсов нашего взаимодействия, который пока используется недостаточно. В этой связи хотелось бы надеяться на поддержку региональных администраций и Совета Федерации, с тем чтобы количество участвующих в этой работе регионов увеличивалось. Сейчас это всего четыре-пять регионов. Эта тема была внесена в повестку дня одной из пяти секций Всемирного конгресса соотечественников, которую вел председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ В.А.Густов, и хочется надеяться, что здесь наконец будет продвижение вперед.

Конгресс подтвердил необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства в отношении соотечественников, важность нащупать в этом вопросе правильный вектор движения.

Последовавшее сразу за конгрессом приглашение Президента Российской Федерации более 100 зарубежным соотечественникам на Государственный прием в Москву по случаю Дня народного единства стало еще одним жестом в отношении зарубежных россиян. Показательно, что, несмотря всего на десятидневный временной разрыв с конгрессом, практически все соотечественники приняли приглашение В.В.Путина и прибыли - порой из очень дальнего зарубежья - на торжественное мероприятие.

Импульс Петербурга будет ощущаться еще долго.




Русский язык – надёжная гарантия…

Виктор Михайлов

26 декабря 2006 года, в Кремле прошло заседание Госсовета. Десятое последнее в этом году заседание было посвящено государственной поддержке традиционной народной культуры в РФ.

Открывая заседание, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что   национально-культурные традиции многочисленных народов нашей страны уходят в глубь веков. Они неразрывны с  исторической памятью народа и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм.

 Далее он потребовал выделить средства на поддержку национальной культуры. "Пока сегодняшние усилия государства по сохранению и развитию этнокультурной сферы все еще далеко не соответствуют степени ее значимости для общества и государства", - заявил президент. "Нам надо не только проанализировать ситуацию в этой области, но и четко определить необходимые меры поддержки, и, в первую очередь, механизмы финансовой помощи", - сказал Путин.

Владимир Путин напомнил собравшимся о необходимости сохранения русского языка, который сейчас находится в большой опасности. Сказано было буквально следующее: «Русский язык — это надежная гарантия успешного развития гуманитарных и экономических отношений с другими странами и в первую очередь, конечно, со странами СНГ, вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство…Я уже говорил, что 2007 год мы проведем как Год русского языка. И в связи с этим хотел бы призвать членов Государственного совета уделять вопросам развития русского языка в своих регионах особое внимание. Это не пустая фраза. Я действительно прошу вас обратить на это самое серьезное и пристальное внимание, а правительству Российской Федерации — не жадничать и выделить необходимые ресурсы на соответствующие программы по поддержке русского языка».

Кроме того, президент напомнил о федеральной целевой программе «Русский язык», рассчитанной на 2006-2010 годы. Ее цель – полноценная реализация всего потенциала и возможностей русского языка, который в мире является родным для 288 миллионов человек, причем самых разных национальностей. И это уникальный «русский мир», для которого российская культура и многонациональные традиции являются великими объединяющими ценностями.

С докладами на заседании выступили: глава рабочей группы Госсовета, губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев и руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Рабочая группа подготовила предложения по сохранению нематериального культурного наследия народов России, созданию законодательной базы в этой сфере, нормативно-правовой базы по защите авторских прав носителей народных художественных традиций, по совершенствованию материального стимулирования творческой деятельности народных мастеров.

В докладе рабочей группы также была затронута проблема сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения. В период существования Советского Союза на русском как основном государственном языке разговаривали 286 млн человек. К настоящему времени население 14 бывших республик СССР насчитывает свыше 140 млн человек и по численности почти равно населению Российской Федерации, однако русским языком владеет, по оценкам, представленным в докладе Министерства иностранных дел РФ «Русский язык в мире», 100 млн человек. По некоторым экспертным оценкам, через 10 лет число лиц, владеющих русским языком в этих странах, уменьшится более чем в 2 раза.

К проблемам развития культуры члены Госсовета уже не раз обращались. Заседание Госсовета по этой теме проходило в июне 2003 года в Санкт-Петербурге, а президиум Госсовета собирался для рассмотрения вопросов культуры в марте прошлого года.




Черномырдин раскалывает русское движение Украины?

15.12.2006,  www.russian.kiev.ua   

Черномырдин раскалывает русское движение Украины? (Игорь Коновалов)Игорь Коновалов

На днях депутат Верховной Рады Украины Леонид Грач объявил о том, что руководители нескольких общественных организаций и движений, представляющих русскую диаспору на Украине, провели встречу в Киеве и договорились о создании республиканского координационного совета, который призван наладить сотрудничество между разрозненными организациями русских на Украине. Он также сообщил, что  встреча имела «организационно-рабочий характер», а в ходе нее были определены «планы и задачи по консолидации диаспоры в свете решений второго Всемирного конгресса соотечественников» (прошел в конце октября в Санкт-Петербурге). Любопытно, что о создании аналогичной структуры на Украине было объявлено еще два года назад. К настоящему времени координационный центр объединил восемь республиканских организаций российских соотечественников, среди которых Русская община, Украинское общество русской культуры «Русь», «Русское собрание», Союз православных граждан, и др. И теперь не совсем понятно, как два фактически одноименных координационных совета русских соотечественников на Украине будут взаимодействовать друг с другом.

Корреспондент KM.RU попросил прояснить ситуацию председателя Русской общины Украины Константина Шурова.

— Могу сказать с полной ответственностью - эта затея направлена на раскол российских соотечественников на Украине. Причем создание координирующего органа было абсолютно излишне. Потому что он был создан еще два года назад. И в настоящий момент уже восемь всеукраинских русских организаций входят в координационный совет. Так, в августе он пополнился Союзом православных граждан (во главе с Кауровым), а также Союзом ветеранов Украины во главе с генерал-полковником Воронцовым.

Я присутствовал на вчерашнем мероприятии, где было заявлено о создании ещё одного, второго по счету, координационного совета. На мой взгляд, он был создан лишь для того, чтобы показать и доказать Владимиру Владимировичу Путину во время его предстоящего визита на Украину, что коммунисты Украины выстроили всех русских в один ряд и «постригли под одну гребенку». Это именно тот случай, когда свое бездействие в работе с соотечественниками российское посольство на Украине прикрывает видимостью активности, клонируя уже существующие организации.

Новый совет изначально недееспособен, поскольку он не создан снизу и не учитывает ту ситуацию, которая существует на Украине. Единственное, что есть у Грача, - так это офис площадью 400 кв.м в центре Киева, ежемесячная аренда которого обходится в кругленькую сумму. У нас, конечно, таких возможностей нет.

Попытка любой политической силы руководить русскими на Украине, даже со ссылкой «по просьбе из посольства», заранее обречена на провал. Потому что «русский» - это не категория этническая, не категория политико-идеологическая. Русский — это состояние души, тип сознания. Почему по-прежнему русским по умолчанию принадлежит ведущая роль на Украине? Потому что русские обладают чувством государственной ответственности. И именно это сохранило нынешнюю Украину от распада. Мы не главные — но на нас лежит ответственность за будущее. Как на Украине, так и в России. Русский мир Украины переживает, пожалуй, самый значимый период в своей истории. Обретя новое звучание с провозглашением Украиной своей независимости, он все равно должен рассматриваться как часть общего геополитического и исторического процесса. Нынешняя Украина – наша Родина, и Россия - наша Родина. Именно эта не взаимоисключающая, а взаимодополняющая реальность — основа наших устремлений и поступков. Мы и есть тот возобновляемый, а значит, неисчерпаемый резерв России в её дружественной политике по отношению к Украине.

Мы становимся полноправным участником межгосударственных отношений благодаря сегодняшней России, той работе, которую проводит её президент, её руководство. Сегодня в России крепнет понимание того, что соотечественники - это не «головная боль» а инструмент реальной политики.

А посольские назначенцы просто не знают тех проблем, с которыми сталкиваются русские Украины. Русским сегодня нужен не вождь, нужен координатор. И такой координирующий центр, повторюсь, уже существует. В него уже входят 8 всеукраинских организаций и «на подходе» еще две. Наконец, мы собираемся подключить к его работе и региональные русские организации.

Ещё одна проблема в том, что созданный координационный совет находится под очень плотной «опекой» Совета национальной безопасности и обороны Украины. Который в свою очередь в системе государственных структур Украины является ведущей силой, разрабатывающей тактику и стратегию движения Украины в НАТО. Так что вопрос об информационно-аналитическом обеспечении «единства» русских Украины находится в надежных руках.

Сегодня необходимы совершенно иные формы работы с соотечественниками на Украине. И у нас есть эти знания. Мы знаем, как повернуть ситуацию на Украине в лучшую и для Украины, и для России сторону. А происшедшее - это чиновничья попытка «пристегнуть» всех русских на Украине к какой-нибудь политической силе: «Отдадим русских на Украине в хорошие руки. Оплату гарантируем». Партия регионов пока дистанцировалась от этой миссии, тогда некие «светлые» дипломатические умы сказали: «А давайте-ка «пристегнем» их к компартии». Но, повторюсь, русские по своей ипостаси надпартийны. И их координирующий орган тоже должен быть структурой надпартийной. Конечно, можно возразить: мол, координационный совет не будет непосредственно подчиняться компартии Украины. На это возражение можно ответить следующим образом: «Старую собаку не научишь новым фокусам». Грач выстроил координационный совет по принципу «я - начальник, ты - дурак». Чтобы русские на Украине не задавали лишних вопросов. Но в такой манере разговаривать с людьми, а тем более с российскими соотечественниками, нельзя.

 Факты: Леонид Грач – государственный служащий Украины высшего ранга, руководитель крымского Рескома Компартии Украины. Старается представить себя пророссийским политиком, однако его оценки разных сторон взаимоотношений России, Украины, Крыма и Черноморского флота скорее говорят об ином. «…Крым - единственный регион Украины, где размещено соединение вооруженных сил другого государства - я имею в виду Черноморский флот. Это очень серьезный фактор, который у нас за спиной, у нас на шее. Достаточно нажать на курок - и все…» (Зеркало недели № 52(221) Суббота, 30 Декабря 1998 - 10 Января 1999 года)


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ