Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №166(01.04.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кем заселить Россию?

19 марта 2007http://www.narodru.ru/articles8087.html

Александр Крылов

В результате распада СССР русские впервые в своей истории превратились в "разделенную" нацию. Более 25 миллионов русских оказались за границами своей исторической родины и в полной мере ощутили, что значит проживать в новонезависимых национальных государствах. В большинстве постсоветских республик внутренняя политика начала строиться на принципах унитаризма и защиты интересов, в первую очередь, титульной нации. Очень часто моральное и материальное самоутверждение бывших "младших братьев" происходило за счет населения, которое было объявлено "некоренным". Это принимало форму подчеркнуто агрессивной и дискриминационной политики по отношению к русским.

Повсеместный упадок экономики в сочетании со всевозможными притеснениями и насилиями в отношении второсортных "некоренных" вызвали первую волну миграции (по сути – бегства) на территорию России. К настоящему времени первоначальный импульс миграции на свою историческую родину оказался практически исчерпанным. Оставшиеся на месте русские и прочие "некоренные" как смогли приспособились к новым реалиям. Хотя эти реалии по-прежнему не могут устраивать значительную часть потенциальных переселенцев в Россию, в отличие от прежних лет, в своем большинстве они уже не готовы бежать "куда глаза глядят" лишь ради своего банального физического выживания.

И именно тут российские власти обнаружили, что наше государство оказалось в острейшем демографическом кризисе. Родина (точнее, ее бюрократическая часть) прежде как бы не замечавшая той разницы, которая имеется между русскими из стран СНГ и, скажем, уроженцами Буркина-Фасо, вдруг обнаружила, что она нуждается в тех, кто не желает отказываться от своего русского самосознания даже в большей степени, чем они сами.

На съезде соотечественников в Петербурге российские власти впервые заявили о том, что уже в скором времени к нам "потянутся русские переселенцы из бывших союзных республик". Всем тем, кто готов вернуться, была обещана работа, и даже подъемные для приезжающих в наиболее депрессивные регионы. Правительство приняло специальную государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В республиках СНГ развернута информационная кампания по популяризации этой программы среди потенциального переселенческого контингента.

Росзарубежцентр при МИД России организовал проведение встреч соотечественников с представителями администраций 12 "пилотных регионов" – участников программы по переселению. Для встреч предоставляются площадки Российских центров науки и культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья. Как показали проведенные акции, интерес к возможному переселению в Россию достаточно высок, в том числе, среди трудоспособной части наших будущих сограждан.

В начале этого года руководитель ФМС России Константин Ромодановский заявил о том, что уже в конце марта в Россию устремятся первые потоки соотечественников. Правда, никакой ясности с тем, куда именно устремятся эти потоки Ромодановский не внес. Он предпочел ограничиться единственным предположением, что "возможно, это будет Липецк".

Многие "пилотные регионы" проявляют большой оптимизм в отношении перспектив программы переселения. Власти Карелии заявили о том, что готовы принять соотечественников-переселенцев и уже разработали проект собственной региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа. Правда, речь еще идет не о готовности к приему переселенцев, а лишь о готовности "к проведению изучения миграционных намерений потенциальных переселенцев и масштабов возможной иммиграции". Кроме того, предполагается также рассмотреть возможность приема молодежи из числа переселенцев в учреждения среднего и высшего профессионального образования на бюджетной основе.

Не меньший оптимизм по поводу будущей миграции демонстрируют власти калужского региона. 27 февраля в Калуге состоялось заседание межведомственной комиссии по реализации региональной программы переселения соотечественников. Участники совещания пришли к выводу, что Калужская область готова принять соотечественников. Готовность эта выражается в том, что новоселам будут выдавать разрешение на проживание сроком на 3 года, по истечению которого они могут остаться в области на постоянное проживание или уехать. По прибытии им возместят транспортные расходы и затраты на оформление документов. Для въезжающих в Калужскую область будут сохранены социальные выплаты, право на бесплатную экстренную медицинскую помощь без предоставления полисов. Власти Калужской области намереваются направлять прибывших в сельскую местность, где остро не хватает рабочих рук. Сейчас на проживание в калужском регионе претендуют около полутора тысяч человек. Большинство – из Украины и Казахстана.

Согласно имеющимся планам, Тверская область до 2010 года примет около 8 тысяч соотечественников. В 2007 году переселенцами должно быть заполнено 876 вакантных рабочих места. В итоге, с учетом коэффициента семейности, в Тверскую область смогут переехать порядка 2 190 соотечественников из-за рубежа. До 2010 года планируется переселение на территорию Верхневолжья около 7 987 человек. Общее же количество вакансий, которые за этот период смогут заполнить участники программы, достигнет 3 195.

В Тверской обладминистрации заявляют, что каждому мигранту будет предоставлено конкретное рабочее место в одном из семи районов области. Отдельно выделен проект переселения "Село Тверской области", куда включены вакансии агропромышленного комплекса пяти районов.

В другом "пилотном регионе" – Нижегородской области – также создана межведомственная комиссия по реализации программы по оказанию содействия добровольному переселению в регион соотечественников, проживающих за рубежом. Основной задачей комиссии является обеспечение взаимодействия между органами власти различных уровней. Комиссия уполномочена рассматривать проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Реализация программы рассчитана на 2007- 2012 годы.

В настоящее время в Нижегородскую область ежегодно прибывает 3 000 - 3 500 переселенцев. Местные власти планируют, что к 2015 году им удастся увеличить приток мигрантов в два раза – до семи тысяч человек в год. Но этого явно недостаточно, так как в Нижегородской области ежегодно официально регистрируется до 150 тысяч заявок работодателей, причем, в последнее время постоянно возрастает спрос на высококвалифицированную рабочую силу.

По сравнению с европейской частью России, Сибирь и Дальний Восток куда более заинтересованы в пополнении своих трудовых ресурсов. Но там пока не проявляют особой активности в осуществлении программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В Иркутской области за пять лет (2007-2012 гг.) планируется принять всего 9 тысяч переселенцев (по полутора тысяч ежегодно). В Красноярском крае предполагаемая численность участников трехлетней программы трудовой миграции соотечественников из-за рубежа составит всего 2 580 человек (по годам: 2007 г. – 601 участник программы и 1 803 членов их семей; 2008 г. – 1 070 участник программы и 3 210 членов их семей; 2009 г. – 909 участников программы и 2 727 членов их семей).

Судя по отсутствию в СМИ каких-либо сообщений о масштабах будущих переселений в остальные "пилотные регионы" Сибири и Дальнего Востока (Тюменскую, Амурскую и другие области), там комиссии по переселению соотечественников пока еще продолжают заниматься сбором информации и оценкой своей "степени готовности к приему переселенцев".

Уже очевидно, что даже в европейской части России, то есть в тех "пилотных регионах", которые являются наиболее привлекательными для потенциальных переселенцев, намеченная программа переселения не в состоянии существенным образом улучшить ситуацию. Ее масштабы совершенно недостаточны для того, чтобы решить проблему нехватки трудовых ресурсов. А уж о сколько-нибудь заметном улучшении демографической ситуации и вовсе говорить не приходится.

Продолжающееся сокращение численности населения Сибири и Дальнего Востока уже превратилась в реальную угрозу государственной безопасности России. В этих условиях очевидна необходимость существенного расширения государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Это позволило бы повысить привлекательность и увеличить масштабы переселения наших соотечественников, прежде всего, из тех государств, которые продолжают оставаться неблагополучными в социально-экономическом плане и не способны гарантировать прав и свобод "некоренных" категорий населения. Однако, даже в случае увеличения числа переселенцев, вряд ли можно рассчитывать, что миграция из стран ближнего зарубежья может привести к радикальному улучшению демографической ситуации в России. Миграция может стать лишь одной из мер по ее улучшению.

При анализе современной демографической ситуации необходимо учитывать, что в составе России имеются не только регионы, в которых уменьшается численность населения и наблюдается острая нехватка трудовых ресурсов. Есть и регионы с явным переизбытком таких ресурсов. Именно на это обстоятельство указал на днях член Общественной палаты РФ, председатель совета директоров группы "Альянс" Мавлит Бажаев. В качестве возможного решения проблемы крайне неравномерного распределения трудовых ресурсов он предложил начать осуществление пятого национального проекта – государственного стимулирования миграции северокавказских народов в малозаселенные земли Сибири и Дальнего Востока.

По мнению Мавлита Бажаева, такая миграция позволит преодолеть тяжелую демографическую ситуацию, решить проблему трудовых ресурсов в восточных регионах России и в конечном итоге гарантировать их социально-экономическое развитие. Он подчеркивает, что, в первую очередь, целесообразно начать переселение уроженцев Северного Кавказа на территории, которые примыкают к российско-китайской границе. Такое переселение возможно лишь при условии, что чеченцам, ингушам, дагестанцам и другим выходцам с Кавказа создадут все возможности для переезда и освоения на новом месте. "При создании соответствующих условий, при стимулировании этих процессов молодое население южных регионов можно привлечь к новому освоению зауральских и забайкальских территорий", – считает Бажаев.

Необходимость переселения чеченцев и других жителей республик Северного Кавказа на Восток, он объясняет и внутренними противоречиями в Южном регионе: "перенаселенность Северного Кавказа, избыток молодого трудоспособного населения порождают новые проблемы. Речь, в частности, идет о росте экстремизма, распространении терроризма и сепаратизма... Хочу подчеркнуть, что наличие в общей структуре населения высокой доли легко манипулируемой и неустроенной молодежи (особенно молодых мужчин) говорит о том, что регион находится в кризисном положении".

Пятый национальный проект Мавлита Бажаева настолько необычен и радикален для современной России, что он встретил очень скептическое отношение во властных коридорах, экспертном сообществе, да и в российском обществе. "Чечня – республика с ярко выраженным менталитетом, и национальными традициями, которые, безусловно, имеют склонность формировать этнические кланы, внутри которых существует своя этика, – считает депутат Государственной Думы Наталья Нарочницкая, – при наличии разницы в культуре, в поведении, в бытовых привычках, если мигрантов больше десяти, из них формируется свой анклав". Это мнение разделяется многими экспертами. Они прогнозируют, что переселение неизбежно повлечет за собой конфликты между местным населением и мигрантами с Северного Кавказа (как тут не вспомнить карельскую Кондопогу).

Не менее важно, что на самом Северном Кавказе на фоне переизбытка трудовых ресурсов наблюдается нехватка специалистов многих областей хозяйства. Именно поэтому чеченские власти подняли вопрос о возвращении в республику русских беженцев. Хотя пока еще нет отдельной программы по возвращению русских в Чечню, Рамзан Кадыров постоянно подчеркивает, что республиканское правительство уже разработало специальную программу по возвращению всех "чеченских граждан". Возвращение русских подразумевают и многие отраслевые программы в республике – среди чеченцев нет необходимого числа квалифицированных специалистов, которые бы обеспечили выполнение обещанных планов в различных производственных сферах.

В этих условиях возникает сомнение в том, что проблему нехватки рабочих рук в Сибири и на Дальнем Востоке можно решить за счет привлечения рабочей силы именно из Чечни и из других республик Северного Кавказа. Именно на это указал заместитель председателя Законодательной Думы Хабаровского края Николай Цилюрик. По его мнению, государство в наибольшей степени заинтересовано в переселении людей одной с сибиряками и дальневосточниками системы ценностей, готовых в поисках работы поехать на восток России. При этом региону нужны "люди конкретных специальностей и всех подряд мы не примем, нам нужны высококвалифицированные рабочие". А менталитет многих жителей Кавказа таков, что мало кто из возможных переселенцев действительно пойдет работать на промышленное производство, которое является костяком сибирской экономики.

Высказанные сомнения в целесообразности массового переселения с Северного Кавказа в Сибирь и на Дальний Восток имеют под собой веские основания. Трудно понять лишь одно: почему отвергая эту идею, местное руководство проявляет такую робость и пассивность в деле организации "переселения людей одной с сибиряками и дальневосточниками системы ценностей" ( за которое они так ратуют на словах).

Очевидно, что в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов сложно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России. Радикальное улучшение ситуации может быть достигнуто только претворением в жизнь масштабных и комплексных мер. Это предполагает сочетание политики по увеличению рождаемости и сокращению смертности с мерами по более рациональному использованию имеющихся трудовых ресурсов, по увеличению масштабов переселения соотечественников, проживающих в государствах СНГ, по временному привлечению рабочей силы из стран ближнего и дальнего зарубежья на российский рынок труда, по реабилитации и возврату в общество нынешних беспризорников, бомжей и т.п. Все это требует огромных финансовых затрат и постоянного внимания российского правительства. Пока и того и другого явно недостаточно...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ