Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Миграция. Демография . Гражданство



Гастарбайтерам надо учить язык

Виктор Михайлов

Группа депутатов Государственной Думы предложила внести поправки в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым прибывающие в Россию на заработки будут обязаны учить русский язык. Проект предлагает законодательно утвердить необходимость знания русского языка трудовыми мигрантами.

Мы предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 13 ч.1 действующего ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» - сообщил один из авторов законодательной инициативы Александр Крутов.

По его словам гастарбайтеры должны будут представлять в территориальные органы исполнительной власти документ, подтверждающий владение русским языком. В случае, если человек не знает русского языка, государство обязано будет предоставить иммигранту возможность изучить язык на специальных государственных курсах, а если приезжий рабочий не выучит язык, то ему предстоит покинуть страну.

Затраты на обучение своих потенциальных работников должны будут взять на себя работодатели. Разработкой специальной образовательной системы, которая позволит обучать приехавших в Россию на заработки людей русскому языку, должно заняться Минобрнауки совместно с Федеральной миграционной службой. Однако в Минобрнауки от комментариев пока отказались, заявив что "данную инициативу надо обсудить и проанализировать всем заинтересованным ведомствам",- сообщает stoletie.ru.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин в целом положительно относится к инициативе, но делает определенные оговорки.

«Первая сторона заключается в том, что если человек приезжает на законных основаниях, то было бы хорошо, чтобы он владел языком страны, куда приезжает, и я это поддерживаю», - сказал В. Лукин журналистам. Вместе с тем он заметил, что, «с другой стороны, весь вопрос в том, насколько это будет обязаловка». По его мнению, «здесь нужно больше стимулировать изучать русский язык, а не сажать за его незнание».

В свою очередь замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Валерий Рязанский назвал принятие подобного закона преждевременным. «Мы во фракции пока не обсуждали соответствующий законопроект, внесенный Александром Крутовым. Могу лишь поделиться своим личным мнением. Считаю, что нет особой нужды сейчас принимать такой закон».




К проблеме миграционных процессов

Чтобы не говорили о новом миропорядке после окончания холодной войны, главенствующими по-прежнему остаются три империи американского кондора, русского медведя и китайского дракона. Все республики Центральной Азии (и не только они) выстраивают свою внешнеполитическую линию с учетом политики трех государств. История ШОС - не исключение.

04.05.2007,http://www.centrasia.ru

У.Чотонов 

 Со дня зарождения нового евразийского мега-альянса ежегодно подписываемые документы наполнялись новым содержанием, Кроме чисто военного сотрудничества, было решено вместе противостоять прежде всего трем угрозам сепаратизму, экстремизму и терроризму. Для нашего региона это сверхактуально. Одобрена и долгосрочная программа многостороннего партнерства в торгово-экономической сфере. На фоне всех этих программ не стоит забывать и о развитии демографического процесса и совместных действиях на миграционной арене. Ныне процесс миграции стал одной из аюуальных проблем в странах ШОС.

Усиление вынужденной межгосударственной миграции между странами СНГ обусловлено:

1. Социально-экономическими трудностями переходного периода:

снижением эффективности хозяйственной деятельности, падением производства и, как следствие - ростом безработицы и резким снижением уровня жизни населения непосредственно обусловило нарастание темпов миграционного движения населения в Центрально-азиатском регионе .

2. Другими из них являются напряженность в сфере национальных и межнациональных отношений, что требует компетентных разработок эшодемографов с экономических, политических, национальных, межличностных и семейных позиций.

Следующим фактором вынужденной миграции русскоязычного населения стали этнократические процессы в формировании властных структур, кадровой политике, образовании, сужение сферы функционирования русского языка в республиках Средней Азии. Социально-экономическими последствиями I миграции в Центрально-азиатским государства явились утрата человеческого капитала, высококвалифицированных работников, которые переселяются в Россию, Западную Европу, США, Израиль, что обескровило ряд государств (в том числе и Кыргызстан), обернулось значительным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом.

Только Кыргызстан за 1991-1998 гг. покинуло более 300 тыс. человек славянской национальности . Огромны экономические потери от миграции за пятилетний период из-за оттока трудоспособного населения страна лишилась чисто материального продукта на 1,2 млрд. долларов. Сокращение числа мигрантов из государств Центрально-азиатского региона возможно при решении ряда проблем: признание русского языка официальным, принятие двойного гражданства, трудоустройство в России (например, вахтовым методом), что дало бы возможность обеспечить минимальный прожиточный уровень семьям этнических россиян. В Кыргызстане позитивный шаг в этом направлении сделан; русский язык получил статус официального. Сократить миграционные настроения среди русскоязычного населения можно, усилив работу по разъяснению законодательства России по вопросам переезда, давая объективную картину всех трудностей, с которыми придется встретиться переселенцам на этнической родине; форсировать ратификацию Соглашения о правовом статусе граждан России и других государств, проживающих в Кыргызской республики и граждан Кыргызской республике, переселяющихся в Россию, и т.д.

Особенностью последних лет является все увеличивающийся из стран Центрально-азиатского региона, отток лиц коренной национальности вызванной демографическим прессом.

В регионе нет общего рынка рабочей силы. Этому препятствует институт прописки, различающиеся и до сих пор на оформившиеся до конца иммиграционные законодательства в странах Центральной Азии, проблема гражданства как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на уровне национальных законодательств.

Наряду с эмиграцией в постсоветский период важным показателем стала иммиграция в виде репатриации. Так, активизировался процесс репатриации на этническую родину из МНР. На начало 1996 года насчитывалось 12 тыс. семей, или 60 тыс. человек, перебравшихся в Казахстан (преимущественно в его северные и центральные) из МНР. Переселение казахов из Монголии в Казахстан потребовало подготовки правовой основы для сотрудничества двух государств в урегулировании этого процесса. В документах зафиксировано, в частности о том. что "граждане и юридические лица Монголии и Казахстана будут пользоваться па территории обоих государств одинаковой правовой защитой своих личных и имущественных прав". В последнее время в печати появились сообщения об имевших место фактах эпизодических миграциях казахов и кыргызов, таджиков, узбеков из Синьцзяна в Центральную Азию.

Эйфория, отличавшая начальный этап возвращения "соплеменников", сейчас спадает, в том числе и самих переселенцев, поскольку их переселение далеко не всегда сопровождалось необходимым в таких случаях материальным и юридическим подкреплением.

Каковы же возможные последствия широкомасштабной межгосударственной миграции в Центральную Азию? Если репатриация приобретет динамичный характер, может произойти самоликвидация казахских, кыргызских диаспор в СУАР. Что это будет означать для межгосударственных отношений в регионе?

Казахские, кыргызские анклавы за пределами Республики Казахстан и Кыргызской республики, сложившиеся в ходе длительного исторического процесса расселения казахской, кыргызской народности и в результате российско-китайского разграничения, осуществленного в прошлом веке, объективно служат сейчас своего рода политическим буфером в отношении новых независимых государств с Китаем. Если буфера не станет, Пекин намерен проводить более жесткую политику как в отношении уйгурского сепаратизма, так и своих центрально-азиатских соседей.

По мере прибытия новых волн иммигрантов из Афганистана, Таджикистана, и др. государств накапливается некоторый опыт в сложном деле обустройства мигрантов. Поэтому есть надежда, что в конечном счете усилиями правительственных органов процесс репатриации будет направлен в выверенное русло. В этой связи для регулирования этнических миграций в Центральную Азию и из нее требуются согласованные действия правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, России. Любые политические акты, предпринятые правительствами этих стран в одностороннем порядке, крайне нежелательны. Необходима выработка государствами региона взвешенной иммиграционной политики. Важно заранее рассчитать возможные издержки и выгоды как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сфере, разъяснять иммигрантам их будущий статус и перспективы обустройства.

Важной проблемой в обеспечении устойчивого человеческого развития в Центрально-азиатском регионе стала проблема беженцев из районов локальных военных конфликтов и развитие нерегламентированной занятости, особенно в Кыргызской Республике и приграничных районах Узбекистана и Таджикистана. Приток беженцев создает определенное социальное напряжение, усиливает криминогенную обстановку в крупных городах, обостряет ситуацию на местных рынках труда.

Миграция в плане экономическом ведет к созданию рынка труда. Все центрально-азиатские страны ощутили миграционное давление, наивысший пик пришелся на 1993-94 гг. Сейчас миграционные потоки снижаются.2 Миграционную политику следует адаптировать и согласовать, чтобы общая политика региона способствовало формированию общего рынка труда. В целом же следует исходить из принципиально свободного перемещения лиц и обеспечение прав мигрантов.

Все большую актуальность в Центрально-азиатском регионе приобретает проблема трудовой миграции. Регулирование проблем в трудовой сфере на межгосударственном уровне предполагает создание правовых экономических, организационных условий для постепенного перехода к свободному перемещению рабочей силы в регионе с учетом развития интеграционных процессов.

Трудовая миграция ставит перед странами ряд проблем негативного и позитивного аспектов. Поскольку центрально-азиатские государства находятся на пути создания единого экономического пространства, решение проблем так называемой "утечки мозгов" и нелегальная миграция имеют перспективное направление.

Передвижение работников в рамках центрально-азиатских стран мало изученная проблема. И, видимо, особенно активны оно стало с момента создания в 1993 году Центрально-азиатской ассоциации свободной торговли и подписания Соглашения о свободном передвижении товаров, услуг, рабочей) силы и капиталов.

Движение рабочей силы происходит от стран, богатых трудовыми! ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Отток трудоспособного населения испытали все постсоветские страны.

Нерегламентированная занятость в странах Центральной Азии имеет формы "челночной торговли" и нелегальной миграции, особенно в летний период. Основной причиной развития этих форм занятости являются ухудшение экономической ситуации, спад производства, финансовые кризисы, обладание притока инвестиций - факторы, замедлившие интеграции государств.

15 июня 2004 года открыт центр правовой помощи иностранным гражданам в городе Бишкек. Центр был создан благодаря инициативе УВД Бишкека в рамках обозначенный президентом Кыргызской Республики доктрине "Кыргызстан - страна прав человека". Центр негосударственная структура, которая призвана улучшить защиту прав иностранцев с помощью тесного сотрудничества с милицией. Центр предлагает иностранным гражданам уважать Законы и людей Кыргызской Республики, традиции и обычаи кыргызского народа.

На наш взгляд, управление этнодемографической ситуацией в странах ШОС с целью подчинения ее задачам обеспечения безопасное и социально-экономическим задачам и составляет главное содержание миграционной политики. Новая миграционная политика особо необходима для молодых суверенных государств-членов ШОС, в которых фактически отсутствует целенаправленная новая миграционная политика, целенаправленно и точно регулирующая миграционными процессами в республиках. Без научно - обоснованной концепции урегулирование миграции общества криминализируется, за счет свободной миграции криминальных людей. И эти процессы почти остаются вне поле внимания больших политиков -|правительства, парламентариев.

Нужна миграционная политика оказывающие влияние на усилившуюся эмиграцию не только русскоязычного, но и коренного населения в другие республики, в особенности в России. Словом нужна новая миграционнан политика ориентированная на регулирование и управление миграционными процессами с целью обеспечения безопасность и установление стабильности в странах ШОС.

На наш взгляд, во-первых, миграционное изменение ситуаций в молодых независимых государствах из-за изменившихся социально- экономических, политических условий обязательно требует новый подход к их регулированию, подчинив к насущным потребностям переходного к рыночным отнаошениям периода. Во-вторых, необходимость новой миграционной политики также вытекает из нужд молодых независимых государств в регулировании межгосударственных проблем миграции коренного и некоренного их населения, для защиты интересов диаспор коренных народов в других странах и т.д. В-третьих, без новой миграционной политики, основанной на научно-обоснованных статистических методах сбора информации невозможно и управление ими в целях стабилизации и организованность в пределах ШОС.

Сведенья об авторе: Чотонов У.Ч. - д.и.н., профессор Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына (Кыргызстан).



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ