Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К проблеме миграционных процессов

Чтобы не говорили о новом миропорядке после окончания холодной войны, главенствующими по-прежнему остаются три империи американского кондора, русского медведя и китайского дракона. Все республики Центральной Азии (и не только они) выстраивают свою внешнеполитическую линию с учетом политики трех государств. История ШОС - не исключение.

04.05.2007,http://www.centrasia.ru

У.Чотонов 

 Со дня зарождения нового евразийского мега-альянса ежегодно подписываемые документы наполнялись новым содержанием, Кроме чисто военного сотрудничества, было решено вместе противостоять прежде всего трем угрозам сепаратизму, экстремизму и терроризму. Для нашего региона это сверхактуально. Одобрена и долгосрочная программа многостороннего партнерства в торгово-экономической сфере. На фоне всех этих программ не стоит забывать и о развитии демографического процесса и совместных действиях на миграционной арене. Ныне процесс миграции стал одной из аюуальных проблем в странах ШОС.

Усиление вынужденной межгосударственной миграции между странами СНГ обусловлено:

1. Социально-экономическими трудностями переходного периода:

снижением эффективности хозяйственной деятельности, падением производства и, как следствие - ростом безработицы и резким снижением уровня жизни населения непосредственно обусловило нарастание темпов миграционного движения населения в Центрально-азиатском регионе .

2. Другими из них являются напряженность в сфере национальных и межнациональных отношений, что требует компетентных разработок эшодемографов с экономических, политических, национальных, межличностных и семейных позиций.

Следующим фактором вынужденной миграции русскоязычного населения стали этнократические процессы в формировании властных структур, кадровой политике, образовании, сужение сферы функционирования русского языка в республиках Средней Азии. Социально-экономическими последствиями I миграции в Центрально-азиатским государства явились утрата человеческого капитала, высококвалифицированных работников, которые переселяются в Россию, Западную Европу, США, Израиль, что обескровило ряд государств (в том числе и Кыргызстан), обернулось значительным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом.

Только Кыргызстан за 1991-1998 гг. покинуло более 300 тыс. человек славянской национальности . Огромны экономические потери от миграции за пятилетний период из-за оттока трудоспособного населения страна лишилась чисто материального продукта на 1,2 млрд. долларов. Сокращение числа мигрантов из государств Центрально-азиатского региона возможно при решении ряда проблем: признание русского языка официальным, принятие двойного гражданства, трудоустройство в России (например, вахтовым методом), что дало бы возможность обеспечить минимальный прожиточный уровень семьям этнических россиян. В Кыргызстане позитивный шаг в этом направлении сделан; русский язык получил статус официального. Сократить миграционные настроения среди русскоязычного населения можно, усилив работу по разъяснению законодательства России по вопросам переезда, давая объективную картину всех трудностей, с которыми придется встретиться переселенцам на этнической родине; форсировать ратификацию Соглашения о правовом статусе граждан России и других государств, проживающих в Кыргызской республики и граждан Кыргызской республике, переселяющихся в Россию, и т.д.

Особенностью последних лет является все увеличивающийся из стран Центрально-азиатского региона, отток лиц коренной национальности вызванной демографическим прессом.

В регионе нет общего рынка рабочей силы. Этому препятствует институт прописки, различающиеся и до сих пор на оформившиеся до конца иммиграционные законодательства в странах Центральной Азии, проблема гражданства как на уровне становления новых гражданских идентичностей, так и на уровне национальных законодательств.

Наряду с эмиграцией в постсоветский период важным показателем стала иммиграция в виде репатриации. Так, активизировался процесс репатриации на этническую родину из МНР. На начало 1996 года насчитывалось 12 тыс. семей, или 60 тыс. человек, перебравшихся в Казахстан (преимущественно в его северные и центральные) из МНР. Переселение казахов из Монголии в Казахстан потребовало подготовки правовой основы для сотрудничества двух государств в урегулировании этого процесса. В документах зафиксировано, в частности о том. что "граждане и юридические лица Монголии и Казахстана будут пользоваться па территории обоих государств одинаковой правовой защитой своих личных и имущественных прав". В последнее время в печати появились сообщения об имевших место фактах эпизодических миграциях казахов и кыргызов, таджиков, узбеков из Синьцзяна в Центральную Азию.

Эйфория, отличавшая начальный этап возвращения "соплеменников", сейчас спадает, в том числе и самих переселенцев, поскольку их переселение далеко не всегда сопровождалось необходимым в таких случаях материальным и юридическим подкреплением.

Каковы же возможные последствия широкомасштабной межгосударственной миграции в Центральную Азию? Если репатриация приобретет динамичный характер, может произойти самоликвидация казахских, кыргызских диаспор в СУАР. Что это будет означать для межгосударственных отношений в регионе?

Казахские, кыргызские анклавы за пределами Республики Казахстан и Кыргызской республики, сложившиеся в ходе длительного исторического процесса расселения казахской, кыргызской народности и в результате российско-китайского разграничения, осуществленного в прошлом веке, объективно служат сейчас своего рода политическим буфером в отношении новых независимых государств с Китаем. Если буфера не станет, Пекин намерен проводить более жесткую политику как в отношении уйгурского сепаратизма, так и своих центрально-азиатских соседей.

По мере прибытия новых волн иммигрантов из Афганистана, Таджикистана, и др. государств накапливается некоторый опыт в сложном деле обустройства мигрантов. Поэтому есть надежда, что в конечном счете усилиями правительственных органов процесс репатриации будет направлен в выверенное русло. В этой связи для регулирования этнических миграций в Центральную Азию и из нее требуются согласованные действия правительств Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, России. Любые политические акты, предпринятые правительствами этих стран в одностороннем порядке, крайне нежелательны. Необходима выработка государствами региона взвешенной иммиграционной политики. Важно заранее рассчитать возможные издержки и выгоды как во внутриполитической, так и во внешнеполитической сфере, разъяснять иммигрантам их будущий статус и перспективы обустройства.

Важной проблемой в обеспечении устойчивого человеческого развития в Центрально-азиатском регионе стала проблема беженцев из районов локальных военных конфликтов и развитие нерегламентированной занятости, особенно в Кыргызской Республике и приграничных районах Узбекистана и Таджикистана. Приток беженцев создает определенное социальное напряжение, усиливает криминогенную обстановку в крупных городах, обостряет ситуацию на местных рынках труда.

Миграция в плане экономическом ведет к созданию рынка труда. Все центрально-азиатские страны ощутили миграционное давление, наивысший пик пришелся на 1993-94 гг. Сейчас миграционные потоки снижаются.2 Миграционную политику следует адаптировать и согласовать, чтобы общая политика региона способствовало формированию общего рынка труда. В целом же следует исходить из принципиально свободного перемещения лиц и обеспечение прав мигрантов.

Все большую актуальность в Центрально-азиатском регионе приобретает проблема трудовой миграции. Регулирование проблем в трудовой сфере на межгосударственном уровне предполагает создание правовых экономических, организационных условий для постепенного перехода к свободному перемещению рабочей силы в регионе с учетом развития интеграционных процессов.

Трудовая миграция ставит перед странами ряд проблем негативного и позитивного аспектов. Поскольку центрально-азиатские государства находятся на пути создания единого экономического пространства, решение проблем так называемой "утечки мозгов" и нелегальная миграция имеют перспективное направление.

Передвижение работников в рамках центрально-азиатских стран мало изученная проблема. И, видимо, особенно активны оно стало с момента создания в 1993 году Центрально-азиатской ассоциации свободной торговли и подписания Соглашения о свободном передвижении товаров, услуг, рабочей) силы и капиталов.

Движение рабочей силы происходит от стран, богатых трудовыми! ресурсами, к странам, более богатым капиталом. Отток трудоспособного населения испытали все постсоветские страны.

Нерегламентированная занятость в странах Центральной Азии имеет формы "челночной торговли" и нелегальной миграции, особенно в летний период. Основной причиной развития этих форм занятости являются ухудшение экономической ситуации, спад производства, финансовые кризисы, обладание притока инвестиций - факторы, замедлившие интеграции государств.

15 июня 2004 года открыт центр правовой помощи иностранным гражданам в городе Бишкек. Центр был создан благодаря инициативе УВД Бишкека в рамках обозначенный президентом Кыргызской Республики доктрине "Кыргызстан - страна прав человека". Центр негосударственная структура, которая призвана улучшить защиту прав иностранцев с помощью тесного сотрудничества с милицией. Центр предлагает иностранным гражданам уважать Законы и людей Кыргызской Республики, традиции и обычаи кыргызского народа.

На наш взгляд, управление этнодемографической ситуацией в странах ШОС с целью подчинения ее задачам обеспечения безопасное и социально-экономическим задачам и составляет главное содержание миграционной политики. Новая миграционная политика особо необходима для молодых суверенных государств-членов ШОС, в которых фактически отсутствует целенаправленная новая миграционная политика, целенаправленно и точно регулирующая миграционными процессами в республиках. Без научно - обоснованной концепции урегулирование миграции общества криминализируется, за счет свободной миграции криминальных людей. И эти процессы почти остаются вне поле внимания больших политиков -|правительства, парламентариев.

Нужна миграционная политика оказывающие влияние на усилившуюся эмиграцию не только русскоязычного, но и коренного населения в другие республики, в особенности в России. Словом нужна новая миграционнан политика ориентированная на регулирование и управление миграционными процессами с целью обеспечения безопасность и установление стабильности в странах ШОС.

На наш взгляд, во-первых, миграционное изменение ситуаций в молодых независимых государствах из-за изменившихся социально- экономических, политических условий обязательно требует новый подход к их регулированию, подчинив к насущным потребностям переходного к рыночным отнаошениям периода. Во-вторых, необходимость новой миграционной политики также вытекает из нужд молодых независимых государств в регулировании межгосударственных проблем миграции коренного и некоренного их населения, для защиты интересов диаспор коренных народов в других странах и т.д. В-третьих, без новой миграционной политики, основанной на научно-обоснованных статистических методах сбора информации невозможно и управление ими в целях стабилизации и организованность в пределах ШОС.

Сведенья об авторе: Чотонов У.Ч. - д.и.н., профессор Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына (Кыргызстан).



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ