Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Москве дали понять, что азербайджанская нефть может превратиться в белорусскую

03.05.2007. Белорусские новости

Елена Новожилова

Нефтяные интересы Минска и Баку сошлись: первый ищет, где бы нефть достать, второй — кому бы ее продать. Но при небольшом приближении единодушие полным уже не кажется: Беларусь нацелена на "специальные" условия — те, что позволят получить сырье подешевле. Азербайджану, разумеется, ни за что — ни про что делать скидки не пристало.

"Азербайджан превращается в крупного экспортера нефти и газа. В этом году объем добычи нефти составит 43 млн. тонн нефти, в следующем году — более 50, — напомнил Ильхам Алиев по завершении переговоров с Александром Лукашенко. — Активными темпами развивается газодобыча. Поэтому для нас сотрудничество в плане диверсификации поставок всегда означало возможность эффективного использования наших природных ресурсов".

Сейчас азербайджанская нефть попадает на мировой рынок по трем трубопроводам (Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Новороссийск, Баку-Супса), в перспективе же, по словам Алиева, возможна транспортировка нефти по маршруту "Одесса-Броды" в Европу. "Мы дали свою политическую поддержку этому проекту. Сейчас обсуждаются вопросы коммерческого характера", — сказал азербайджанский лидер.

Трубопровод "Одесса-Броды", по мнению белорусских экспертов, мог бы сослужить службу здешним нефтеперерабатывающим заводам: в случае наращивания Азербайджаном объемов нефтедобычи, по этой трубе нефть могла бы поставляться и в Беларусь. Теоретически организация таких поставок возможна путем создания серии перемычек между белорусскими участками нефтепровода "Дружба" и украинским "Одесса-Броды".

Президент Азербайджана отметил также интерес белорусских компаний к разработке нефтяных месторождений. "У нас есть полная поддержка этого вопроса, — сказал он. — Сейчас дело за соответствующими структурами, за специалистами, чтобы обсудить коммерческую сторону проектов, и в случае, если это будет экономически взаимовыгодно, безусловно, мы начнем в этом плане активную работу".

Перспективы переработки азербайджанского сырья на НПЗ Беларуси, как передает Day.Az, будут обсуждаться дополнительно находящимися в Баку специалистами, сообщил представитель концерна "Белнефтехим" Александр Жук. Он заявил о высоком уровне переработки белорусских заводов и возможности выгодного сотрудничества в этой сфере. По его словам, при годовой добычи в Беларуси около 2 млн. тонн нефти, возможности переработки превышают 10 млн. тонн.

Напомним, глубина переработки нефти на обоих белорусских НПЗ составляет сегодня от 70 до 72%, что ужесточающий требования к стандартам нефтепродуктов Евросоюз уже не устраивает. Рискующие оказаться не у дел на внешнем рынке (внутренний рынок белорусских НПЗ составил в минувшем году 6 млн. тонн, внешний — 14 млн. тонн) заводы вынуждены модернизироваться. До 2010 года планируется инвестировать в реконструкцию действующих и создание новых производств 1,4 млрд. долларов. В результате глубина переработки нефти должна возрасти с нынешних до 92%. Но эти планы сегодня поставлены под угрозу: денег на реализацию инвестпроектов у белорусских НПЗ нет.

По неофициальной информации, осенью прошлого года в Минске Алиева уговаривали допустить белорусскую сторону к добыче нефти в Азербайджане для ее последующей переработки в Беларуси. Однако Алиев (как и Россия в течение нескольких лет) заявил, что допуск к нефтедобыче возможен лишь на тендерных условиях.

Тем не менее, о планах добычи белорусскими компаниями нефти в Азербайджане и ее переработки на белорусских НПЗ заявлял премьер-министр Сергей Сидорский, находившийся в конце марта в Баку: "Нам были предоставлены все возможности по выбору условий сотрудничества. …Скорее всего, предполагается произвести раздел собственности на добычу нефти".

Сидорский также сообщил тогда, что Беларусь допускает нефтяные азербайджанские компании на свой рынок: нефть будет перерабатываться на белорусских предприятиях, а произведенные нефтепродукты будут поставляться на экспорт. По словам премьер-министра, предполагается, что транспортировка нефти будет осуществляться железнодорожным транспортом в цистернах.

Ясной схемы того, как азербайджанская нефть будет превращаться в белорусскую, публике пока не представлена, но альтернативные договоренности, как неоднократно подчеркивал А.Лукашенко, дали понять Москве, что "мы можем заместить их поставки". Однако, неизменно добавляет он, "мы ни в коем случае не намерены использовать это как рычаг против России. Нам сегодня пока выгодно работать с Россией".

"Мы хотели бы сотрудничать с Россией в плане поставок энергоресурсов и в дальнейшем, потому что это самый выгодный вектор на сегодняшний день. Но если нас и дальше будут так "наклонять", то мы будем вынуждены иметь разные варианты действий, — заявил президент Беларуси 4 апреля во время рабочей поездки по Брестской области. — Думаю, что россияне не настолько глупы, чтобы заставить нас привозить сюда чью-то нефть и перерабатывать. Это в ущерб России, потеря россиянами своих рынков".

Выступая вчера в Баку, белорусский лидер, ни на что не намекая, подчеркнул важность того, что "наши отношения (с Азербайджаном) лишены всякой недобросовестной политики. Мы полностью убеждены, что, если мы сотрудничаем по нефти, по газу, в промышленности, в других сферах, это не повлечет политического давления, последствий политических, как это часто бывает в сотрудничестве с другими странами".

Сегодня каждая тонна российской нефти обходится Беларуси на 100 долларов дешевле, — это признают в руководстве "Белнефтехима", подчеркивая преимущества и безальтернативность данного направления. Кроме того, напоминают специалисты, заводы Беларуси приспособлены для переработки именно российской нефти. "Если Россия нам преложит еще лучшие условия, конечно, мы будем с Россией, будем там покупать", — пояснил свою позицию белорусский президент, выступая 24 апреля перед депутатами парламента.

По мнению руководителя аналитического центра "Стратегия" Леонида Заико, в поиске Минском альтернативных поставщиков нефти, прежде всего, "работают политические амбиции".

Второй движущий фактор, считает он, — "угроза со стороны российского капитала, который непоставками нефти доведет белорусские нефтеперерабатывающие заводы до банкротства".

Конечно, говорит экономист, "мы можем договориться с сыном Гейдара Алиева о том, что у нас будут какие-то особые условия, хотя цена на сырую нефть будет на уровне региональной, и больших выгод все равно не будет. Возможно, мы что-то пообещаем Ильхаму Алиеву. Например, что часть азербайджанской нефти, переработанной на белорусских НПЗ, пойдет на экспорт в Европу. Это будут "живые" деньги, миллиарды долларов. Они Алиеву не помешают в западных банках — он человек умный".

Но самое главное во всем этом, убежден Л.Заико, получить ответ на вопрос: "А дальше что?".

"Работая на российской нефти, мы могли бы продавать бензин на внутреннем рынке и для особо любимых соседей по цене на уровне 40 центов, то есть по 1 тыс. рублей за литр. Сейчас же он продается по 2 тыс. рублей за литр", — констатировал экономист.

Конечно, можно завозить нефть из Азербайджана, Ирана — откуда угодно, а отыгрываться на белорусском населении за счет еще более высоких цен на бензин, считает Л.Заико. При этом Россия, правда, сможет поставлять в Беларусь более дешевый бензин, и в итоге (если посмотреть различные стратегии и последствия) российские конкуренты дорогому азербайджанскому бензину будут здесь в более выгодном положении. Впрочем, не исключил эксперт, Минск может просто закрыть рынок бензина для российских поставщиков.

"Беларусь может закупать нефть и по 240 долларов, и по 340, и по 350, ввозить ее через трубы, танкерами, самолетами, бочками — как угодно. Главная проблема — цена на внутреннем рынке, — подчеркивает экономист. — Если белорусское руководство скажет, что при загрузке местных НПЗ азербайджанской нефтью бензин будет стоить не 2 тысячи, 2,5 тыс. рублей, тогда спасибо, нам такая стратегия не нужна".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ