Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Украинский кризис близится к развязке

03.05.2007. ukraine.fondsk.ru

Виктор Пироженко

Последние шаги В. Ющенко свидетельствует о курсе президентской стороны на эскалацию конфликта. Особенно показательным является стремление президента изменить направление политреформы, отменив её результаты, то есть вернуть себе прежние президентские полномочия. Об этом президент заявлял уже неоднократно; особенно опасным для Партии регионов (ПР) может оказаться его намерение вынести вопрос о реформе Конституции на всенародный референдум осенью 2007 года.

Судя по ряду признаков, у В. Ющенко существует план демонтажа политреформы и возвращения к президентской республике, а также план общего переформатирования политической ситуации для выдавливания Партии регионов и основных бизнес-групп, стоящих за ней, из активной политики.

Назначение Генпрокурором Святослава Пискуна зафиксировало тенденцию постепенного сосредоточения в руках президента всех ресурсов, связанных с правоохранительными функциями (запуганные суды после увольнения неугодных судей, внутренние войска, СБУ, спецподразделения СБУ и ГРУ, теперь Генпрокуратура). Повторное подписание указа о роспуске Рады, сопровождавшееся назначением нового Генпрокурора, указание Ющенко в телеобращении на уголовную ответственность правительства за срыв выборов дают основания предполагать, что третьего указа не будет и Ющенко готов к решительным действиям. Очевидно, что в случае затягивания подготовки к выборам президент перейдёт к конкретным мерам в отношении членов Правительства и отдельных депутатов.

Общая ситуация характеризуется появлением у президента некоторого преимущества в противостоянии с коалицией. Это преимущество связано в данный момент с тем, что действия всех участников конфликта со стороны коалиции укладываются в целом в логику, предусмотренную президентской стороной. Вероятно, лишь сюжет с Конституционным судом (успешная нейтрализация Партией регионов президентского давления на КС) выбивается пока из запланированных Ющенко последствий развязанного им кризиса. Кстати, изменение во втором указе мотивов роспуска парламента в том плане, чтобы сделать недействительным возможное решение Конституционного суда по первому указу, по всей видимости, снова будет нейтрализовано коалицией. КС может объединить оба указа в одно производство и вынести решение по второму ещё быстрее, так как суть дела и позиции сторон уже выяснены.

“Конструирование кризиса” - создание и эскалация кризиса двумя указами о досрочном роспуске Верховной Рады, а затем управление кризисом в целях ослабления всех политических оппонентов президента, является основой стратегии Ющенко.

Конкретные выигрыши президента на данный момент можно усмотреть в следующем:

- срыв формирования парламентской коалиции численностью в 300 голосов и возвращение влияния президента на общую политическую ситуацию в стране;

- перевод ситуации в плоскость досрочных парламентских выборов, что ставит под удар действующую коалицию и нахождение ПР в составе правительства;

- обретение свободы манёвра для воздействия на политическую ситуацию в дальнейшем.

В конечном счёте, промежуточным итогом кризиса на данный момент стало принятие всеми участниками конфликта общей повестки дня по выходу из кризиса, включающей такие вопросы, как пересмотр поправок к Конституции в плане изменения политреформы, изменение законов о Кабмине, о референдуме, принятие законов о регламенте парламента, об оппозиции т.д. Другими словами, на первый план выдвинуто полное переформатирование той политической ситуации, которая сложилась после парламентских выборов 2006 года и которая не устраивает президента. Эти вопросы постепенно занимают центральное место в дискуссиях о путях выхода из кризиса (например, появление “меморандума Мороза”).

Необходимым шагом на пути радикального изменения соотношения сил в стране Ющенко считает вынесение поправок к Конституции на всенародный референдум, о чём он однозначно заявил во время своей пресс-конференции. В этой ситуации его шансы вернуть себе весь объём полномочий, которые были отобраны политреформой, очень велики. Для Ющенко важно так отредактировать поправки к Конституции, чтобы деятельность правительства четко соответствовала линии, определяемой президентом. Возвращение президенту почти всех прежних полномочий даст Ющенко рычаги для окончательного подавления Партии регионов и перераспределения собственности в пользу бизнес-группировок из его собственного окружения.

Последние действия Ющенко (пресс-конференции, инициативы и пр.) показали, что он стремится стравить правящую коалицию с БЮТ и встать «над схваткой». Деструктивный потенциал БЮТ и Тимошенко лично используется для систематического давления на коалицию. Вероятно, в данной ситуации, задача президента сводится к радикализации всей политической обстановки. Подтверждением этому служит тактика “переговоров с позиции силы” – систематические контакты с премьером, обсуждение условий выхода из кризиса и одновременно поддержка президентом самых радикальных демаршей оппозиции, например, последнего – сложения депутатами от НУ и БЮТ своих полномочий и заявления в ЦИК на обнуление списков (о чём президент заявил на последней пресс-конференции). В конечном счёте, Ющенко заинтересован в том, чтобы не только установить контроль над ситуацией, но и, по возможности, расколоть Партию регионов, дабы региональная элита юго-востока не превратилась в единую силу. Мало вероятно, чтобы такое развитие событий устроило ПР.

Какой может быть в этих условиях тактика правительства и коалиции?

Вероятно, наиболее эффективный ответ заключается в перехвате инициативы и выдвижении практических предложений, направленных на пересмотр не только конституционного устройства страны, но и фундаментальных основ внутренней и внешней политики Украины. Большинство связанных с этим проблем являются сильнейшим раздражителем для «оранжевых», и прямое обращение к народу дало бы здесь результат, однозначно выгодный коалиции. Это, прежде, вопросы статуса русского языка и отказа от членства в НАТО.

Наконец, настало время приступить к реальной административно-территориальной реформе Украины, и здесь можно предложить не ограничиваться расширением прав местного самоуправления. Украина как союз самоуправляющихся территорий – это власть, более приближенная к народу, чем референдумы по вопросу разделения полномочий между ветвями власти. Переход Украины к федеративному устройству – вот тема, которая должна быть внесена в повестку дня. Грамотная постановка проблемы федерализации Украины может в принципе разрешить текущий кризис, а заодно поколебать засилье галицийского (по духу, а не происхождению) клана, буквально оккупировавшего Украину.

Все эти вопросы ждут решения, и у коалиции есть ещё время, чтобы взяться за них должным образом.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ