Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №169(15.05.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Об итогах парламентских выборов в Армении 12 мая

Михаил Александров

Парламентские выборы в Армении состоялись. В них приняло участие почти 1,4 млн. человек, то есть 59,99% зарегистрированных избирателей.  Отрадно отметить, что прогноз Института стран СНГ относительно результатов выборов в целом оправдался. Как и предполагалось в прогнозе, первое место на выборах получила Республиканская партия Армении (РПА). Она набрала 33.8%. Не ошиблись мы и относительно партии, которая займет второе место. Ей стала «Процветающая Армения», получившая 15.1% голосов. В прогнозе также отмечалось, что партии Дашнакцутюн и "Оринац Еркир" (Страна Законности) поделят третье и четвертое места. Так оно и получилось. Дашнакцутюн завоевала третье место, набрав 13.1% голосов, а ОЕ – четвертое, получив 7%.

Единственное, пожалуй, что не было учтено прогнозом, это то, что разрыв между партиями будет столь велик. Дашнакцутюн опередила ОЕ почти в два раза. Этому, видимо, очень поспособствовал «шпионский скандал», который разразился сразу же перед выборами и в котором в неблаговидной роли фигурировал лидер ОЕ Артур Багдасарян. Согласно записи подслушанного разговора между ним и советником-посланником посольства Великобритании в Ереване, Багдасарян пытался убедить Запад не признавать итоги выборов и поддержать в Армении «оранжевую революцию». Столь циничное манкирование интересами собственного народа ради личных политических амбиций, видимо, не понравилось многим сторонникам Багдасаряна и привело к оттоку голосов от него в пользу других оппозиционных сил. Отсюда – довольно скромный результат его партии.

Голоса избирателей, разочарованных Багдасаряном, видимо, отошли к доселе малоизвестной партии «Наследие», лидером которой является экс-глава МИД Армении Раффи Ованнисян. Неожиданно для многих, в том числе и для нас, она преодолела 5%-процентный барьер и прошла в парламент, набрав 6% голосов. Партия была основана в 2002 году и по состоянию на июнь 2005 года имела 28 офисов и 46 территориальных отделений. Тот факт, что лидер партии – гражданин США придает ей определенный прозападный оттенок. Но дело не только в гражданстве. В политической программе Ованнисяна, хотя и в завуалированной форме, но прослеживается линия на пересмотр нынешнего внешнеполитического курса Армении. Так, в интервью ИА Regnum он утверждал, что последствия нынешней внешней политики – «изолированность Армении от региональных процессов, статус придатка и форпоста, уязвимость в сфере безопасности…». Ованнисян не сказал прямо, что это состояние – результат пророссийской ориентации Армении, но без сомнения это подразумевал. Более того, на пресс-конференции 8 мая сего года он заявил, что «Россия в какой-то степени вмешивается во внутренние дела Армении». По его словам, такого происходить не должно.

С другой стороны, он не видит ничего страшного в проникновении НАТО в Закавказье. Вот его слова из того же интервью ИА Regnum: «Кавказский регион сегодня - пояс стратегических интересов как России, так и Евросоюза и НАТО… Я никогда не слышал, чтобы ОДКБ мешало НАТО и наоборот… Не думаю, что Армения встанет перед подобным жестким выбором. Во многих вопросах, как для Запада, так и для Армении, Россия лучший союзник. Следовательно, противопоставлять эти две структуры на нынешнем этапе глобальных трансформаций, бесперспективно». В этих фразах отчетливо прослеживается аргументация, выработанная в структурах НАТО для обоснования своего расширения на Восток с целью нейтрализовать возражения России. Тот факт, что Ованнисян прибег к этой аргументации говорит о многом.

Примечательно также, что он пытался выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2003 г., но в регистрации ему было отказано. Несмотря, на это, он не скрывает своих намерений вместе со своей партией «участвовать в формировании кандидатуры на будущих президентских выборах». Вероятнее всего, за этой витиеватой фразой скрывается намерение выдвинуть единого прозападного кандидата, которым может быть либо сам Ованнисян, либо кто-то другой. Преимуществом Ованнисяна на этом поприще является то, что в отличие от Багдасаряна, он не был скомпрометирован участием в подготовке «оранжевой революции».

Таким образом, в армянский парламент на этих выборах прошли две прозападные партии, которые в будущем могут объединить свои усилия. Конечно, количество депутатских мандатов, завоеванных этими партиями, минимально. Но они создали определенный политический плацдарм, с которого будет удобно входить в президентскую гонку. И хотя их шансы на успех в этой гонке сейчас равны нулю, они заметно возрастут, если в армянской правящей элите будет нарастать раскол по линии президент - премьер-министр.

Наш прогноз несколько переоценил шансы на успех двух традиционных оппозиционных партий – Народной партии Армении (лидер - Степан Демирчян) и Национального Единства (лидер – Арташес Гегамян). Ни та, ни другая не преодолели 5% барьер. Против этих партий сыграло два фактора. Во-первых - их отказ сформировать единый оппозиционный блок. Во-вторых, появление на политической сцене «Процветающей Армении». Эффект ПА оказался несколько иным, чем предполагали ее спонсоры. Многие не искушенные в политике армянские избиратели восприняли ПА как оппозиционную силу. Поэтому, вместо того, чтобы расколоть электорат республиканцев, она оттянула голоса у оппозиции. Что касается упущенного эффекта от объединения сил, то он очевиден. Если голоса отданные за НПА (3,59%) и НЕ (2,76%) сложить, то они дадут в сумме 6,35%, что было бы вполне достаточно для попадания в парламент даже без учета других оппозиционных сил, которые могли бы примкнуть к коалиции. Хороший урок на будущее для российских оппозиционных партий на парламентских выборах этого года.

Что касается расклада в мажоритарных округах, то он следующий: республиканцы - 22 места, «Процветающая Армения» - 7, "Оринац Еркир" – 2, Дашинк - 1, независимые кандидаты – 9. Впрочем, по некоторым избирательным округам уже начались судебные тяжбы. Например ПА добивается пересмотра результатов по двум округам, где победила РПА, и будет подавать апелляцию в судебные инстанции. И это не случайно. В новом раскладе парламента каждый голос будет иметь значение.

Точное количество парламентских мест, которое получит каждая партия, пока неизвестно, так как ЦИК Армении еще предстоит распределить места, не доставшиеся партиям, которые не смогли преодолеть 5% барьер, между партиями-победительницами. По пропорциональной системе партии, прошедшие в парламент, получили следующее количество мест:

§         Республиканская партия – 90 х 33.8% = 30 мест

§         «Процветающая Армения» - 90 х 15.1% = 14 мест

§         Дашнакцутюн - 90 х 13.1% = 12 мест

§         «Оринац Еркир» - 90 х 7% = 6 мест

§         «Наследие» - 90 х 6% = 5 мест

ЦИК Армении должна распределить оставшиеся 23 места в парламенте между победившими партиями примерно следующим образом. Республиканцы – 10 мест, ПА – 5 места, Дашнакцутюн – 4 места, ОЕ – 2 места, «Наследие» – 2 места. Таким образом, общее количество мест, полученное партиями по пропорциональным спискам будет выглядеть так: РПА – 40 мест, ПА – 19 мест, Дашнакцутюн – 16 мест, «Оринац Еркир» - 8 мест и «Наследие» - 7 мест. С учетом результатов по мажоритарным округам расклад мест в будущем парламенте Армении скорее всего будет выглядеть следующим образом.

§         Республиканская партия – 40 + 22 = 62 места

§         «Процветающая Армения» - 19 + 7 = 26 мест

§         Дашнакцутюн – 16 мест

§         «Оринац Еркир» – 8 + 2 = 10 мест

§         «Наследие» - 7 мест

§         Дашинк – 1 место

§         Независимые – 9 мест

Данный расклад мест в парламенте показывает, что РПА немного не дотягивает до абсолютного большинства. Однако, тот факт, что ей не хватает для получения этого большинства всего 4 голосов ставит ее в положение непререкаемого лидера. Конечно, РПА не сможет обойтись без коалиции, чтобы сформировать правительство большинства. Однако, никакой партнер по коалиции не сможет ставить РПА жесткие условия, так как у республиканцев – относительная свобода маневра в том, с кем заключить коалиционное соглашение. В случае же если ни одна партия не захочет вступать в коалицию с республиканцами, они могут сформировать правительство относительного большинства, что также допускается армянской конституцией и править при поддержке нескольких независимых депутатов, которых могут заинтересовать постами в правительстве или какими-либо другими преференциями.

Понятно, что такое состояние сделает положение правительства РПА не очень устойчивым, так как всегда будет велика вероятность правительственного кризиса. Поэтому республиканцы будут все-таки стремится создать устойчивую коалицию и даже пойдут на определенные уступки потенциальным партнерам. Однако, одной ключевой уступки они в данной ситуации никогда не допустят. Речь идет о том, чтобы отказаться от выдвижения на пост премьер-министра Сержа Саркисяна. Все остальные вопросы дележа власти могут быть предметом торга, но этот - нет.

Конечно, теоретически можно допускать некую ситуацию, когда все другие парламентские фракции объединяться против республиканцев и сформируют правительство без их участия. Однако на практике это – нереально. Во-первых, «Процветающая Армения» просто не в состоянии войти в одну коалицию с «Оринац Еркир» после того как президент Роберт Кочарян назвал Артура Багдасаряна предателем. Быть в одной коалиции с предателем для пропрезидентской партии – это нонсенс. Во-вторых, перетянуть на свою сторону всех независимых депутатов будет довольно сложно. Сержу Саркисяну, возглавляющему сейчас правительство, будет сделать это значительно легче, чем оппозиции. В-третьих, дашнаки уже установили с республиканцами устойчивые деловые отношения в рамках правительственной коалиции. И хотя они не очень симпатизируют Сержу Саркисяну, но преимущества от своего нахождения у власти для них гораздо важнее, нежели чем сомнительные перспективы маневров на оппозиционном поле. И наконец, противоречия между всеми другими партиями настолько глубоки, что договориться между собой им будет значительно сложнее, чем одной из них с республиканцами.

Таким образом, интрига, затеянная Робертом Кочаряном с созданием партии «Процветающая Армения» не увенчалась успехом. При довольно неплохих результатах ПА, как новой партии, на нынешних выборах, она никак не сможет остановить победный марш Сержа Саркисяна к вершине власти. Похоже, президенту Роберту Кочаряну пора примириться с реальностью и готовиться к передаче власти своему бывшему соратнику. Это будет гораздо более хорошим вариантом для Армении, нежели решающая схватка титанов «под ковром», которая может привести к расколу политической элиты с неясными последствиями для армянской государственности.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ