Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №173(01.08.2007)
<< Список номеров
ВСТРЕЧА ПАРТИИ РЕГИОНОВ И «ЕДИНОЙ РОССИИ» 23 ИЮЛЯ 2007 Г. В МОСКВЕ В СООБЩЕНИЯХ СМИ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ НА УКРАИНЕ: К ВОПРОСУ О ПЕРСОНАХ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ АКЦИЯ ИНСТИТУТА СТРАН СНГ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кто заинтересован инвестировать в кыргызстанские ГЭС€

23.07.2007. Новый Кыргызстан

Андрей Гордин

Отечественные инвесторы, похоже, не будут участвовать в предстоящем тендере, в ходе которого решится, кто станет инвестором Камбаратинских ГЭС

Причина, уверены эксперты, проста – кыргызстанские бизнесмены, даже самые крупные, не смогут обеспечить дорогостоящему проекту достойное будущее. Да и денег у местных олигархов на него вряд ли хватит. Напомним, что на начальном этапе в строительство гидроэлектростанций на реке Нарын необходимо вложить около 2,5-3 миллиардов долларов.

Во время обсуждения в парламенте законопроекта о Камбаратинских ГЭС некоторые депутаты, выступавшие против приватизации, говорили о гидроэлектростанциях, как о национальном достоянии республики, продажа которого иностранцам может поставить под угрозу не только энергетическую безопасность Кыргызстана. Народные избранники спрашивали: неужели мы сами, без помощи из вне, не сможем достроить и запустить станции? Не обвинят ли нас потомки в том, что мы распродали страну? Учитывая страсть наших политиков к заботе о народном богатстве, - вопросы эти справедливые. Но все-таки иногда надо спускаться с небес на землю и трезво анализировать ситуацию.

А она такова, что сегодня в Кыргызстане ни государство, ни частный капитал не смогут позволить себе такую роскошь, как Камбаратинские ГЭС. Правительство из-за нищего бюджета, бизнесмены отчасти по той же причине, отчасти из-за того, что проект этот рассчитан на долгосрочную перспективу. Получить прибыль можно будет только через 20-30 лет. Местным предпринимателям, привыкшим, образно говоря, утром вкладывать деньги, а вечером получать их обратно с процентами, такое не нравится.

- Вкладывать деньги в инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости – вещь чрезвычайно рискованная, - говорит координатор аналитического консорциума "Перспектива" Сергей Слепченко. – Для того чтобы снизить риски до минимума нужно создавать особую финансовую систему, для которой в свою очередь нужно владеть особой финансовой технологией. Я не думаю, что в Кыргызстане кто-то ей владеет. Тем более сможет управлять индустриальными проектами такого масштаба.

В ответе на вопрос "а есть ли в республике олигархи, способные выложить из своих карманов 2-3 миллиарда долларов?" Сергей Слепченко категоричен:

- Нет и в ближайшем будущем не появятся, - считает он. – Вообще во всей Центральной Азии только Китай может позволить себе это. В Кыргызстане миллиардеров быть не может. Наши богачи вкладывают деньги в высоколиквидные проекты. Учитывая особенности страны, инвесторам приходится работать, опираясь не только на законы, но и на политические, родственные связи. Поэтому "длинных" инвестиционных проектов, запущенных на местные средства, в республике нет. Все они появились за счет зарубежных инвестиций. Насколько я знаю, национальный бизнес может оперировать суммами в 5-7 миллионов долларов. Этого, согласитесь, для строительства гидроэлектростанций явно недостаточно.

Значит, богачи у нас все-таки есть. Они готовы вкладывать деньги в нашу экономику. Причем, по словам секретаря Инвестсовета при президенте КР Талайбека Койчуманова, местные инвесторы составляют серьезную конкуренцию своим коллегам из-за рубежа.

- Что касается конкурентоспособных кыргызских инвесторов, то их очень много, - заявил Талайбек Койчуманов в интервью интернет-изданию "Tazar.kg". – Это предприятия, задействованные в агропереработке, довольно хорошая и конкурентоспособная молочная, сырная продукция...

Но, к сожалению, больше похвастаться не чем. Так, может быть, предстоящий тендер на владение Камбаратинскими ГЭС – это шанс для местных нуворишей? Глядишь и появится кто-то с реальными деньгами, реально переживающий за судьбу Родины. Удивит весь мир своими возможностями, покажет, что и мы "не лыком шиты".

- Вряд ли это произойдет, - объясняет завотделом Центра экономического развития при Министерстве финансов КР Залкар Камалов. – Если бы это могло случиться, то случилось бы еще при Аскаре Акаеве. Местные инвесторы не интересуются такими проектами не только из-за отсутствия необходимых средств. Политическая составляющая здесь тоже сильна. Не появятся ли какие-то новые моменты, которые позволят государству пересмотреть инвестиционные соглашения? Местные бизнесмены очень хорошо знакомы с тем, что происходит в республике. Они рисковать большими деньгами не станут.

Тем не менее, давайте подождем тендера, который, скорей, всего состоится осенью этого года. Не будем забегать вперед. Отечественный бизнес, конечно же, примет участие в строительстве Камбаратинских ГЭС. Но, так сказать, на вторых ролях. Нужны ведь будут, к примеру, строительные материалы. И если на сам проект у местных инвесторов ресурсов и не хватит, то на его составляющие наверняка найдутся. Поэтому мы тоже примем непосредственное участие в предстоящей стройке века.

Польза очевидна

Здоровые инвестици – это благо для страны, остро в них нуждающейся. Кыргызстан в данном случае не исключение, а скорее подтверждение этого правила. Для нас приход инвестора, способного вложить несколько миллиардов долларов в перспективный проект, шанс улучшить положение не только в многострадальной энергетической отрасли. Приватизация Камбаратинских ГЭС, если ее результатами воспользоваться с толком, способна оздоровить всю экономику республики. Судите сами: во-первых, поступление дополнительных средств в бюджет может быть использовано для увеличения заработных плат, пенсий, пособий. Выгода для социальной сферы более чем очевидна. Во-вторых, внедрение современных систем управления и, как следствие, воспитание отечественных менеджеров, способных работать по мировым стандартам. Конечно, инвестор оставит за собой право контроля над объектами на высшем руководящем уровне, но что касается среднего менеджерского звена, то здесь наверняка будут использованы местные кадры: молодые, амбициозные, готовые учиться, применять полученные знания на практике и передавать их другим. В-третьих, после запуска двух новых гидроэлектростанций увеличится экспорт электроэнергии, что опять же позитивно отразится на состоянии республиканского бюджета. И, наконец, в-четвертых, появление инвестора, заинтересованного в "прозрачной" работе в Кыргызстане надеемся, что подтолкнет власть к наведению долгожданного порядка в энергетической отрасли: будут демонтированы пресловутые "серые" схемы увода средств от реализации электроэнергии, уничтожена коррупция, произойдет декриминализация отечественной электроэнергетики.

Справка "НК"

Некоторые инвестпроекты Кыргызстана

Разработка угольного месторождения "Кара-Кече" - 12 млн.долларов

Строительство железнодорожной ветки "Балыкчи-Кочкор" - 135 млн. долларов

Строительство современного грузового, транзитного и воздушного комплекса – 1,5 млн. долларов

Строительство нефтеперерабатывающего завода в Таласской области 239 млн. долларов

Реконструкция сахарного завода для переработки сахарной свеклы – 6 млн. долларов

Строительство кемп-отеля на южном берегу озера Иссык-Куль – 240 тысяч долларов

По данным Центра привлечения прямых инвестиций при Государственном комитет КР по управлению государственным имуществом за 2003 год.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ