Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №178(15.10.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Российский эксперт: «У Кыргызстана постепенно складывается имидж центрально-азиатской Украины»

01.10.2007. ВРС (Киргизия)

Радислав Сафин

 «Нынешний кризис в Кыргызстане, как мне кажется, носит характер сугубо законодательной коллизии. Учитывая, что население на него не слишком активно реагирует, по большому счету, это элитный кризис», - считает Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ.

Отвечая на вопросы ВРС, эксперт отметил, что если сравнивать нынешнюю ситуацию в стране с тем что было год-полтора назад, то по первым внешним признакам, можно считать, что обстановка стабилизируется. Предпосылкой для подобных оснований является и то, что в обществе снизилась тревога, связанная с тем, что оппозиция в очередной раз пойдет на радикальное противостояние с руководством страны.

«Сейчас никто даже из самых твердокаменных оппозиционеров не говорит о том, что нужно выводить народ на площадь, и устраивать очередное осеннее наступление на власть», - сказал Грозин. Однако, как он отметил, нынешний выигрыш высшей власти в тактическом плане может закончиться ее проигрышем с точки зрения стратегии, так как будущие события могут быть далеко не в интересах власти.

«Президент и его окружение, очевидно, поверили в то, что сейчас они контролируют все процессы в республике», - сказал Грозин, однако предположил, что уверенность руководства страны в своих силах может быть неоправданной.

«Если смотреть на ситуацию в Кыргызстане глазами российского экспертного сообщества, то, например, в Москве существует мнение, что Кыргызстан постоянно переживает кризисы. Людей, которые отслеживают события в вашей стране, смущает, и даже расстраивает то, что у Кыргызстана постепенно складывается имидж центрально-азиатской Украины, а это является очень неприятным моментом. Стоит отметить, что все больше такую точку зрения начинает разделять и бизнес сообщество. И раз уж я затронул эту тему, то хочу отметить, что в страну, где постоянно переписываются конституции, ни один серьезный инвестор не будет вкладывать деньги. Могут иметь место небольшие спекулятивные проекты, но серьезное развитие экономики в такой стране не стоит ожидать».

«Вашей стране необходим период стабилизации, чтобы не менялись конституции, не менялись премьеры, не было два раза в год митинговых страстей. Нужна стабильность хотя бы в течение года», - сказал эксперт.

«На сегодняшний день я с трудом представляю, как ваша элита выйдет из непростого положения, в котором она оказалась. Возможно, путем выхода из кризиса станет референдум, но на это нужно время и непонятно, как до этого страна будет существовать. Сейчас очень остро стоит вопрос о легитимности Конституционного и Верховного судов, Жогорку Кенеша и всего механизма власти», - отметил Грозин.

Эксперт подчеркнул, что, фактически отказавшись от "ноябрьской" и "декабрьской" конституций, «вся высшая власть, и исполнительная, и законодательная, сама оказалась не совсем легитимной, не совсем настоящей». В связи с этим, по словам Андрея Грозина, возникает вопрос о том, на каком основании высшие руководители продолжают занимать свои посты.




Цены растут… правительство дремлет

03.10.2007. "Дело №" (Киргизия)

Виталий Пожарский

Премьер-министр А.Атамбаев открыто признал, что правительство проморгало хлебную проблему

Цены на продукты питания сегодня тема номер один для кыргызстанцев. Везде только и говорят о том, сколько стоит хлеб, почему подорожало растительное масло и где подешевле купить мясо. Премьер-министр Атамбаев открыто признал, что правительство проморгало хлебную проблему. Однако вопросов от этого меньше не становится. В чем причины такого неожиданного скачка цен? Что делает правительство, чтобы их хоть как-то стабилизировать и не дать расти дальше? Как будут защищены малоимущие граждане? Об этом мы спросили у самих министров, чьи ведомства так или иначе ответственны за разрешение продовольственного кризиса.

СООРОНБАЙ ЖЕЕНБЕКОВ: "ФЕРМЕР НЕ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ В УБЫТОК"

Министра сельского хозяйства Сооронбая Жеенбекова мы застали в Доме правительства - он как раз выходил с заседания кабинета министров, на котором была принята государственная программа "Развитие семеноводства пшеницы на 2008-2010 годы".

- Вообще-то этот вопрос не только для Кыргызстана характерен, цена на продовольствие и на сельскохозяйственную продукцию в особенности поднимается во всем мире. Конечно, внешние факторы тоже сыграли свою роль, но и мы не использовали свои внутренние ресурсы, - говорит министр. - Мы завозим пшеницу из Казахстана, и в этом году он поднял цену в 2 раза, что и повлияло на повышение цен. В то же время за все эти 15-16 лет сельскому хозяйству не уделялось должного внимания: сокращали бюджетные ресурсы и штаты, думали, что оно само выживет. 4 года стоимость пшеницы была 5-5,5 сома при себестоимости в 4, 82 сома. Вот и посчитайте, что крестьянину выгоднее сеять - пшеницу или картофель и фасоль. Но сегодня мы приняли конкретную, четкую программу по пшенице - по сортообновлению, увеличению площадей, повышению урожайности. И эту программу мы выполним. Думаю, за 2-3 года можно вернуть все на тот уровень, когда мы обеспечивали себя пшеницей сами.

- Но программа, как вы сами только что сказали, рассчитана на долгосрочную перспективу. А цены на хлеб растут уже сейчас. Что министерство сельского хозяйства делает сегодня, чтобы сдержать их рост?

- Сейчас не только министерство, а все правительство должно принимать решения. Мы закупаем пшеницу, работаем с мукомольными комбинатами, заключаем договора… Как только Казахстан отпустит пшеницу, она будет здесь. Сегодня вопрос стоит не о снижении цены, а о том, чтобы она была устойчивой, не поднялась. Над этим сейчас и работаем.

- С хлебом понятно, но почему же тогда другие продукты питания подорожали? Молоко, фрукты, например. Как вы это объясните?

- Молоко, фрукты, растительное масло - это все рынок, министерство сельского хозяйства на него повлиять не может. Возьмем, к примеру, молоко. Его покупали по 6-7 сомов, а в то же самое время литр воды стоил 15 сомов. Это нормально? Нет. Литр молока поднялся в цене - все сразу кричат. А подорожало жилье, вода, промышленные товары - на это никто не обращает внимания. Но ведь фермер должен иметь какую-то прибыль, у него тоже есть семья. Он должен быть экономически устойчивым и не работать себе в убыток.

(Эх, далек от народа министр. До этого скачка цен молоко стоило не 6-7, а минимум 15 сомов, и то если его покупать напрямую у фермеров. В магазине, разумеется, дороже.)

- Вы хотите сказать, что цены искусственно поднимают крестьяне?

- Нет, никто искусственно не поднимает, это рынок определяет цены. Но по пшенице и хлебопродуктам действительно есть некоторые недобросовестные бизнесмены, которые, пользуясь моментом, искусственно поднимают. Но сегодня премьер-министр дал задание ГКНБ и МВД, чтобы они занялись этим вопросом.

- Можно ли, по-вашему, сказать, что в стране продовольственный кризис? - спрашиваю министра напоследок.

- Продовольственного кризиса у нас нет, есть вопросы с ростом цен, - последовал ответ.

В общем, министр сельского хозяйства уверен, что все происходящее - мировая тенденция. Но даже если и так, то чем занималось правительство все это время? Что-что, а составить элементарный прогноз и принять превентивные меры правительство уж точно могло. Да, видно, не до этого было. Слишком уж все были заняты политикой, тут не до продуктов питания.

САБЫРБЕК МОЛДОКУЛОВ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ ДАЕТ ИНТЕРВЬЮ

А вот поговорить с министром экономического развития и торговли Сабырбеком Молдокуловым, несмотря на всю журналистскую настойчивость, не удалось.

- К нам уже поступало несколько просьб от СМИ, но министр принципиально отказывается давать интервью, - прямо огорошила пресс-секретарь министерства экономического развития и торговли.

Ничего себе принципы у нашего министра! Страна испытывает продовольственный кризис, продукты растут в цене каждый день, народ в шоке, требует объяснений… И именно ведомство, возглавляемое "принципиальным" господином Молдокуловым, по идее в данный момент должно успокоить граждан, рассказав о том, какие меры принимаются для решения продовольственной программы... А тут - молчание, я бы сказал, пренебрежительное.

- Вообще-то я обращаюсь к министру не с личной просьбой, это вопрос общественной значимости, и он должен отвечать на запросы прессы, - делаю последнюю попытку.

- На следующей неделе будет пресс-конференция по итогам деятельности министерства за 9 месяцев, возможно, там мы дадим свои прогнозы (не поздновато?! - Прим. авт.) и министр будет отвечать на вопросы, - несколько смягчилась пресс-секретарь. - А сейчас категорически отказывается.

Ну что ж, видимо, и вправду нечего сказать сверхпринципиальному министру. А признавать допущенные ошибки не все умеют.

УКТОМХАН АБДУЛЛАЕВА: "ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЫХОД - ПОВЫШАТЬ ПЕНСИИ И ЗАРПЛАТЫ"

Зато министр труда и социального развития Уктомхан Абдуллаева была куда более доступной и охотно ответила на вопросы корреспондента. Буквально стоя на ступеньках Дома правительства, мы разговаривали с ней о том, как в связи с ростом цен будут защищены социально уязвимые слои населения.

- Указом президента с 1 октября на 10% повышены пенсии - в среднем каждый пенсионер теперь будет получать на 70 сомов больше. С 1 октября мы защитили самые уязвимые слои - инвалидов с детства. Первой группе добавили 300 сомов, инвалидам второй группы - 200 сомов и третьей группы - 100 сомов. А еще через наше ведомство пособие получают те, кто нигде и никогда не работал. Им мы добавляем 100 сомов. Кроме того, с 1 января снова увеличатся суммы пособий - на 15-20%.

- И вы считаете, этого достаточно? Ну повысили пенсию на 10%, разве это компенсирует рост цен, которые возросли явно не на 10%?

- Конечно, нет, что тут говорить. Поэтому правительство и старается принять другие меры, чтобы сдержать цены. Думаю, с повышением пенсий пенсионеры снова смогут потреблять продукты, от которых они отказались. Единственный выход - это только повышать пенсии и зарплаты. И параллельно принимать меры по сдерживанию инфляции. А это только рост экономики. Все-таки повышение цен - это мировая тенденция.

- Вот и вы говорите про мировую тенденцию, но ведь правительство для того и существует, чтобы делать анализ, предугадывать…

- Согласна. Вся беда в том, что нужно делать прогноз не на год и не на два, а на перспективу. Такие вещи нужно заранее просчитывать. Есть упущения со стороны правительства. В свое время просто прозевали, что уж тут скрывать.

- Интересно, а сколько у нас составляет прожиточный минимум?

- У нас в законодательстве еще нет того, что должно входить в прожиточный минимум, так что вернее будет говорить о минимальном потребительском бюджете. Для населения он составляет 3 тысячи 29 сомов, а для пенсионеров чуть ниже.

- И вы думаете, можно прожить на одну пенсию при таком потребительском бюджете?

- В минимальный потребительский бюджет, помимо продуктов питания, входят непродовольственные товары, коммунальные услуги. Вот хлеб поднялся в цене на 2-3 сома, но соответственно увеличились и пенсии. Люди вынуждены больше тратить на продукты и не покупают непродовольственные товары. К слову, средняя зарплата по Кыргызстану - 3500 сомов, то есть даже больше минимального потребительского бюджета. У бюджетников, конечно, зарплаты ниже. А минимальную зарплату, которая составляет 340 сомов, уже давно никто не получает, потому что это всего лишь расчетный показатель.

Вопрос о повышении цен на продукты питания не обошел своим вниманием на заседании правительства 28 сентября и премьер Атамбаев.

- Почему правительство ведет себя как пожарная команда? Почему не успевает принять адекватные меры? - вопрошал он. - Мы разобрались с теми, кто не отслеживал продуктовую безопасность, кто не контролировал ситуацию с посевами и допустил разгул эпидемий среди животных. И на днях мы примем кадровые решения.

Как будто отставка одного или даже нескольких министров поможет удержать цены от дальнейшего повышения и решить все проблемы... Которые, судя по всему, не по плечу и нынешнему премьер-министру. В мегафон кричать на площади, конечно, легче, чем решать конкретные проблемы в масштабах страны.




У нас референдум, а у вас? Почти эпохальное событие надвигается на Кыргызстан

11.10.2007. ИАЦ Кабар

Альберт Богданов

"Мы слишком долго топчемся на одном месте. Виноваты в этом политики, которые надоели избирателям как старый костюм или выцветшие обои"

Если у вас нет неотложных дел с чиновниками, отложите их на потом. В эти дни вы едва ли сможете решить свои проблемы в государственных структурах. Там сейчас не до вас. Даже, если вы преклонного возраста ваши просьбы будут слушать в пол-уха и отмахнутся, как от надоедливой мухи: "Разговаривать некогда – у нас референдум!". Подготовка к нему идет на рысях. В Свердловском акимиате, например, почти в авральном режиме готовят и проверяют документы, идут бесконечные совещания, а телефоны служащих раскаляются от докладов "на верх". Предстоящий плебисцит повсюду девальвировал исполнительную власть, которая с головой окунулась в подготовку к голосованию. А население, тем временем, с некоторым злорадством взирает на начавшуюся перестановку кадров.

Радикальная перестройка всех властных структур – насущная необходимость, но она напоминает неуклюже разворачивающийся бульдозер. Тем более, что азартных, живых, жадных до всего нового фигур управленцев что-то не просматривается. Пришедшие на место смещенных из прежней обоймы. Их могут так же быстро убрать. Но никого это особенно не колышет, понеже они привыкли дефилировать между креслами. Как, скажем, новый городничий Данияр Усенов. Примечательно, что при вступлении в должность с приставкой и.о., он вынужден был подстраховаться, заявив: "Мой бизнес и должность мэра Бишкека абсолютно не взаимосвязаны". Можно подумать, что следить за своими делами он будет в свободное от работы время. Например, ночью или во время отпуска. Даже, если передать свой бизнес родственникам, едва ли можно будет повседневно не вникать в дела, которые приносят доход.

Возвращение некоторых "бывших" дает надежду и не пришедшимся прежде ко дворцу, виноват – ко двору, что и они, может быть, воспрянут и над ними засияет нимб. Поэтому загодя надо кинуть пробный камень и показать свою принципиальность. Например, поратовать перед прессой за снятие всех министров, которые не могут реагировать на жизненные коллизии. Как это сделала пришедшая, по ее же словам, из тундры экс-губернатор Иссыккульской области Токон Шайлиева. Можно подумать, что она не ведает - и без ее подсказки кабинет министров уйдет в отставку после референдума. Так что "громкое" заявление не больше, как пиар-ход перед избирательной компанией. Однако избиратель у нас уже не тот, чтобы его можно быстро переубедить. Он с ухмылкой воспринимает и высказывания главы Ассоциации политологов Нура Омарова о том, что "кадровые перестановки во властных структурах Кыргызстана носят временный характер".

Как будто бы не грядет смена правительства, парламента. А там недалеко и до изменений состава депутатов в местных органах власти, куда также придется избирать по партийным спискам, как записано в проекте нового Кодекса. Партийцам предстоит преодолеть пятипроцентный барьер. Так что изменения будут следовать одно за другим не только во властных структурах. Но это еще впереди, а пока идет неразбериха с ценами, ползут слухи о карточной системе и кто может усиленно закупает продовольствие. В этой ситуации едва ли есть вера заверениям стоящего на выходе из своего кабинета премьера Алмазбека Атамбаева, что этого не будет. Остается лишь сожалеть, что опытный бизнесмен не сумел построить эффективную экономическую модель управления, увязнув в политических дрязгах.

Не будь их, может быть, правительство и сумело бы провести серьезную экспертизу деятельности прежних министров и эволюционным путем совершить переворот в управлении. Найти общий язык с парламентом, например, в отношении Кумтора не позволили постоянные "матрешки" и то, что свет нардепам застили предстоящие выборы. Впрочем, поведение их вполне естественно. Когда у людей отнимают некие блага, точнее источник для их получения, в восторг никто не приходит. Да и весьма сложно строить планы законодательной работы, когда обстановка постоянно изменяется. Хотели того парламентарии или нет, но все время после переворота 2005 года они занимались политикой. Решение президента провести референдум быдло для них как обухом по голове. Даже, несмотря на то, что они сами это требовали. А вот, поди ж ты: объявил – и сразу заголосили. Но переть против рожна не стали.

А жизнь идет своим чередом. И вот уже предприниматели затеяли бизнес-форум. Появляется гипотетическая возможность, что республика сможет наладить переработку овощей и фруктов с Латвией и договориться с делегацией прибалтов о поставках новых сельхозмашин и технологий. Кажется, сдвинулась с места проблема и со строительством Камбаратинских ГЭС. В начале ноября пройдет конкурс по их достройке. Проблема самая что ни на есть животрепещущая, поскольку республика может остаться без воды и света. Не помогут никакие перетоки капиталов, которые силовики сейчас выводят из подполья. Нужны кардинальные меры в агросекторе, когда на деятельности перекупщиков надо поставить жирный крест. В противном случае все заверения высоких чиновников о благополучии продовольственного рынка будут пустым звуком.

Предложенная президентом Конституция вызывает немало споров, нареканий, у некоторых вызывает опасения. В основном это споры специалистов и политиков. Абсолютное большинство населения документ и в глаза не видело: проекты Основного закона и Кодекса о выборах напечатали в газете "Эркин-Тоо" с ее мизерным тиражом. А тут еще указы президента о поправках в проекты. При существующем в стране информационном голоде едва ли можно добиться, чтобы хотя бы половина граждан смогла прочитать новую редакцию Конституции и избирательного Кодекса. Именно они, полагают некоторые эксперты, отражают сегодняшнюю расстановку политических сил в стране. Но голосовать за основополагающие в государстве документы придется вслепую, а там – куда кривая вывезет.

Директор центра политических исследований Тамерлан Ибраимов считает, что "значительная часть политбомонда замерла в ожидании и страхе". А с испугу чего не натворишь. Так можно и государственность потерять, пишет лидер НПО Алишер Мамасалиев. В ближнем зарубежье о предстоящем референдума сообщает разве что российская "Независимая газета". Она считает, что грядущие парламентские выборы могут вылиться в очередной катаклизм. По мнению американского президента Дж.Буша, выйдя на референдум, "Киргизия сделала шаги к свободе". Пока кыргызское общество в конституционном цейтноте. Но едва ли стоит делать трагедию из-за кратких сроков обсуждения проектов законов: мы слишком долго топчемся на одном месте. Виноваты в этом политики, которые надоели избирателям как старый костюм или выцветшие обои. Надо, как говорил Наполеон Бонопарт – ввязаться в драку, а там жизнь покажет. Так что внезапная контрольная для кыргызстанцев может констатировать смерть прежнего режима, основы которого заложены в старой Конституции.




Нужно ли Киргизии переходить на латиницу?

09.10.2007. ИА Кабар (Киргизия)

Темиржан Тукембаев, Анарбай Сыдыков

Кыргызам не от русского языка надо спасаться, а от узбекского и казахского

Руководство Кыргызстана во времена правления Акаева не обладало политической волей и в принципе правящим верхам по большому счету было наплевать на кыргызский язык и сохранение нации как этноса.

Когда-то авторы были за переход на латиницу. Дело в том, что латинская графика более приспособлена к фонетическому строю кыргызского языка. Действительно, лет пятнадцать назад можно было бы более или менее безболезненно осуществить такой переход. Тогда на волне подъема и роста национального самосознания с обретением независимости и при условии, что это намерение будет профинансировано Западом - а в то время сей шаг, можно не сомневаться, получил бы полную финансовую и политическую поддержку западных кругов, - такое политическое решение состоялось бы.

Пример тому Узбекистан, который перешел на латиницу именно тогда, в начале суверенизации, на волне отрицания советского строя. Турция перешла на латиницу в 20-е годы ХХ столетия благодаря Кемалю Ататюрку, отцу-основателю Турецкой Республики. Османская Турция до введения латиницы пользовалась арабской графикой, народ в своей массе был безграмотен, образование было уделом избранных. Турецкая империя из-за своей отсталости потерпела поражение. Век технического прогресса требовал массового образования населения. Намного легче и проще было ликвидировать безграмотность с помощью латиницы. Гениальный человек гениален во всем. Ататюрк за три месяца научил Турцию писать на латинице.

Но руководство Кыргызстана во времена правления Акаева не обладало политической волей и в принципе правящим верхам по большому счету было наплевать на кыргызский язык и сохранение нации как этноса. Было много напыщенных речей о величии и великодержавии, писались книги под титулованными фамилиями с единственной целью - прославить автора. Вся эта говорильня сослужила плохую службу и вместе с конъюнктурными решениями, такими, как объявление русского языка вторым государственным языком, затормозила развитие кыргызского языка, отодвинула реформу на второй план. Даже здесь были проявлены иезуитство, восточная хитрость - русский язык был объявлен не государственным, а официальным языком. Ни вашим, ни нашим, а вернее, и тем, и другим. Вся истинная суть режима - в этом решении. Сейчас Кыргызстан на перепутье. Какой дорогой идти? И теперь можно констатировать: время упущено и переход на латиницу Кыргызстану невыгоден и неосуществим. И на это есть объективные причины.

Первая - экономическая. Одна из главных и решающих.

Казахстану для перевода казахской письменности на латиницу потребуется около 15 лет, и общие затраты на обучение экономически активного населения составят около 300 миллионов долларов. "Если будет принято политическое решение о необходимости перехода на латиницу, то этот процесс должен быть долгосрочным и охватить примерно 12-15 лет и более с учетом перевода всей художественной и научной литературы". Это из заключения экспертов Министерства образования и науки Казахстана. 300 миллионов долларов и 15 лет заставляют задуматься богатый Казахстан, стоит ли очертя голову хвататься за реформу, а что же делать тогда Кыргызстану, ведь мы не изыщем и трети такой суммы.

Вторая причина - геополитическая.

Кыргызам не от русского языка надо спасаться, с Россией у Кыргызстана нет общей границы, а от узбекского и казахского. В 1959 году мать одного из авторов этой статьи, участница Всесоюзной переписи населения, была в командировке в Узбекистане. Женщина рассказывала, что в Андижанской и Наманганской областях население кыргызских сел - а там проживали представители племен кыпчак, бостон, саяк, саруу, минг, кырк, багыш, карабагыш и др. - поголовно записывают узбеками. Сейчас они уже ассимилировались, хотя еще помнят, что они кыргызы, а их внуки будут называть себя узбеками. Вообще странное положение на юге Кыргызстана - редко встретишь узбека, который говорит на кыргызском языке, ну а кыргызы в основной массе владеют узбекским. Такое же положение в местах компактного проживания таджиков. Переход или непереход на какую-либо графику - личное дело наших соседей и не наша головная боль. Но если же кыргызы захотят перейти на латиницу, то будут в образовательном и культурном плане отброшены на много лет назад. Будет потеряно время. По причине бедности кыргызам придется идти на поклон к соседям просить учебные пособия, а они с удовольствием будут снабжать бедолаг-кыргызов учебниками на узбекском и казахском языках, и тогда лет через тридцать вы с трудом найдете людей, говорящих на литературном кыргызском языке. Под мощным прессингом многомиллионного Узбекистана и экономически богатого Казахстана кыргызы могут подвергнуться ассимиляции. Единственный путь сохранить свою самобытность и своеобразие культуры - это сохранение в чистоте кыргызского языка. После принятия латинской графики Казахстаном Кыргызстан будет единственной тюркоязычной страной в Центральной Азии, пользующейся кириллицей. Такое положение позволит кыргызам сохранить национальную самобытность, успешно противостоять издержкам глобализации, сохранить и расширить культурные и экономические связи с Россией и проживающими на территории РФ тюркскими народами. Оппонентам, говорящим, что с переходом на латиницу кыргызам будет легче изучать английский язык и осваивать компьютер, можем возразить: если за десять лет средней школы, живя среди русских, вы не смогли выучить русский, то английский язык вы не выучите никогда, а компьютер безграмотному человеку нужен, как попу гармонь.

Краткий экскурс в историю. В 1928 году мы начали пользоваться латиницей, до этого кыргызская письменность была на основе арабской графики. В 1940 году перешли на кириллицу. 12 лет - с 1928 по 1940 г. - были началом становления кыргызской литературы и письменности. А кто сейчас читает ту литературу? Может быть, тогда сразу перейти на арабскую графику, ей мы пользовались тысячу лет, исламские страны с удовольствием помогут Кыргызстану? Только вот грамотных тогда будет мало, единицы. Придется выписывать учителей из арабских стран. При таком подходе логичен будет вариант возвращения к истокам и возрождение рунической письменности древних кыргызов. Будем единственными и неповторимыми. Если мы хотим присоединиться к сильному и прогрессирующему народу, который будет доминировать в мире, то надо осваивать китайскую грамоту с ее двумя тысячами иероглифов. Пригласим 15 миллионов учителей китайского языка. Крепких молодых парней. Со временем станем частичкой великого китайского народа. В подобных метаниях мы можем дойти до абсурда. Стать посмешищем в глазах мира.

В любом случае при переходе на иную графику письма все культурное наследие, написанное на кириллице - научные труды, изыскания, архивы, художественная литература - станут мертвым грузом и со временем исчезнут из памяти нации. Мы вычеркнем из своей истории эти годы. Понятно и желание небольшой части кыргызской интеллигенции, ведь при переходе на латиницу они окажутся в роли древнеегипетских жрецов, единственных обладателей знаний страны фараонов. Даже сейчас забавно наблюдать и слушать их выступления по телевизору, когда они с глубокомысленным видом на кыргызском языке вещают прописные истины, которые вычитали из общедоступной литературы на русском или почерпнули из Интернет-сайтов. Что же будет при переходе на латинскую графику или на вязь арабского письма? Образование тогда действительно станет элитарным и, чтобы грамотно написать прошение, придется становиться в очередь к писарю, который будет драть с нас три шкуры. На образовании и грамотности национальных меньшинств можно будет поставить крест. Ведь все средства уйдут на обучение титульной нации письменности на основе латинской графики. Начнется отток населения, на их место хлынут мигранты из Узбекистана и Таджикистана, Афганистана и т. д. со всеми вытекающими последствиями. То есть тогда мы превратимся в настоящий Абсурдистан - с безграмотным, анархически настроенным, религиозным населением, выращивающим опийный мак и индийскую коноплю, готовящимся к газавату против неверных.

Когда-то кыргызы были самой образованной нацией среди народов СССР, процент всеобщей грамотности был очень высок, а специалисты политехнического и медицинского институтов ценились по всему Союзу. После крушения Советского Союза и смутного времени 90-х годов конца ХХ столетия наконец-то начались перемены. В настоящее время системе всеобщего образования уделяется внимание и оказывается государственная поддержка. По всей республике проводятся ремонт и строительство школ, организовано питание учащихся за счет государственных средств, бесплатно выдаются учебники. Началось движение вперед, и нельзя отвлекаться на всякого рода проекты, которые сыграют роль фальшь-стартов, нанесут экономический и моральный урон и в итоге будут факторами, способствующими развалу кыргызской государственности.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ