Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №180(15.11.2007)
<< Список номеров
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  «РОССИЯ И АБХАЗИЯ: НАВСТРЕЧУ ЕДИНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ»
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Анафема гетману Мазепе таки не была отменена

05.11.2007. Сайт УПЦ Московского Патриархата

Василий Анисимов

В последние дни во многих СМИ прошла дискуссия по поводу отмены анафемы гетману Мазепе. Ее инициировал филаретовец Дмитрий Рудюк, который в эфире телеканала «Интер» заявил, что эта анафема была снята с Мазепы еще в 1918 году Святейшим Патриархом Тихоном. Он при этом сослался на книгу архиепископа Никона Рклицкого о Митрополите Киевском и Галицком Антонии (Храповицком) «Митрополит Антоний Храповицкий и его время», изданной зарубежом в 1957 году, а ныне переизданной в Нижнем Новгороде. " В ней упоминается, что "в восемнадцатом году к владыке Антонию, пришли "самостийники" и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софиевской площади на очередную годовщину Полтавской битвы". По утверждению архиепископа Никона Рклицкого, Митрополит Антоний послал Патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему, без чего нельзя было совершать поминальное богослужение, а в своем ответе святитель Тихон, сославшись на постановление поместного собора РПЦ 1917-18 гг., который осудил практику накладывания анафемы по политическим мотивам, написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге, утверждает архиепископ Никон (Рклицкий), "на Софиевской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония". По утверждению филаретовцев, 27 июля 1918 года викарный епископ Черкасский Назарий публично на Софийской площади в Киеве совершил панихиду за упокой души Ивана Мазепы.

Информация достаточно противоречивая. Полтавская битва произошла 27 июня, а не июля. Для чего отправлять панихиду через месяц? Если акция приурочивалась к юбилею битвы, то и он выпадал на 1919 год, но митрополит Антоний после ареста в декабре 1918 в Киеве уже не был. Есть сомнения, что вообще именно митрополит Антоний обращался с вопросом о снятии анафемы с Мазепы на Поместный Собор, тем более по просьбе «самостийников». Маловероятным представляется и сама панихида, и участие в ней архиепископа Назария.

Митрополит Антоний Храповицкий был избран на Киевскую кафедру в мае 1918, в июне приступил к исполнению своих обязанностей. За семь месяцев им было рассмотрено более 4000 тысяч различных прошение и документов и написаны соответствующие резолюции (См. исследование А.В.Стародуб «Резолюции митрополита Антония (Храповицкого) за 1918 год как источник по истории Русской Православной Церкви»). Сведенья о просьбе «самостийников» в них не отмечены. Зато в это время (июль 1918) он неоднократно обращается к материалам о расследовании их антицерковной деятельности. Дело в том, что «революционные попы» или, как их еще называли, «самостийники» - Дородницын, Маричев, Липковский, Шараевский и др.- вели бурную революционную деятельностьи против Церкви, разрушая ее изнутри, и против Митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). После мученической кончины 20 января 1918 года святителя Владимира (он был зверски убит у стен Киево-Печерской Лавры), гетманом Павлом Скоропадским был установлен памятник на месте его гибели, а «самостийников» обвинили в недостойной священнослужителей травли покойного митрополита. 5 июля епископ Балтский Пимен от имени Всеукраинского собора обратился к Митрополиту Антонию с рапортом о необходимости наказания этих священнослужителей, 21 июля с аналогичной просьбой выступает Союз приходских советов г. Киева.. Владыка Антоний поставил следующие резолюции: «Консистории. Потребовать от названых священнослужителей объяснение по сведениях о них в книге «Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира» и епархиальных ведомостях и объяснения предоставить мне»; «Имена внести в судебный стол, к тем, кому уже дано предложение дать объяснения».

Очевидно, что митрополит Антоний не мог отдавать «самостийников» под церковный суд и в тоже время выполнять их просьбы о публичной панихиде по Мазепе на Софийской площади, да еще и отправлять на нее викарного епископа. Если бы анафема была снята, то митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), наместник Почаевской лавры архиепископ Виталий (Максименко) и др., организовав в изгнании Русскую Православную Зарубежную Церковь, могли хоть раз отправит панихиду по гетману. То же мог сделать и автор книги, архиепископ Никон (Рклицкий), украинец, который учился и жил в Киеве. Но таких сведений нет, причем, за всю истории РПЦЗ

В полемике в наших СМИ упоминалась заметка в журнале «Киевская старина», свидетельствующая о том, что анафема Мазепе не провозглашалась в 19 веке. Приведем мнение о поводу разгоревшейся дискуссии Александра Кравецкого, известного церковного историка, исследователя Поместного Собора 1917-1918 гг., в рамках которого (точнее, Совещания епископов, которое работало внутри Собора) и рассматривался вопрос о Мазепе:

«Вадыке Антонию, очевидно, изменила память. У нас есть ксерокопия протоколов Совещаний Епископов, так что решение могу привести дословно: «Журнал Совещания Преосвященных архипастырей от 8/21 июля 1918 г.

Ст. VIII СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Тихона, что им получена из Киева телеграмма с ходатайством о соборном снятии отлучения с гетмана Ивана Мазеры, так как Мазепа отлучен не за вины //л. 30об.// и преступления против веры и Церкви, а за преступления государственного характера /измена царю/, что Мазепа любил и предан был Православной Церкви, что им построено много очень храмов, создались и монастыри.

ПОСТАНОВИЛИ: Так как в распоряжении Совещания епископов нет достаточных материалов для обстоятельных суждений по данному вопросу, решение по возбужденному вопросу отложить до получения доклада от Украинского собора и тогда, предварительно суждений на Епископском совещании, передать все дело на рассмотрение особой комиссии из членов Собора канонистов и историков (ГАРФ ф. 3431, оп. 1, л. 130-130 об)».

Что касается «Киевской старины», думаю, речь идет не о снятии анафемы, а об изменении практики свершения этого чина. Ведь "политические" анафематствования в "Последовании в Неделю Тожества Православия" вставлялись и изымались, но снятия анафемы это, по всей видимости, не означало. В имеющимся у меня издании "Последования" (СПб, 1901) нет анафематствований ни Мазепе, ни Гришке Отрепьеву, ни Емельке Пугачеву. Но следует ли отсюда, что с них сняли анафему? Маловероятно. Я думаю, что в публикации "Киевской старины" речь идет именно об изменении редакции "Последования..." и удалении из нее потерявшего актуальность анафематствования. Про это есть упоминание в книге прот. Константина Никольского «Анафематствование (отлучение от Церкви), совершаемое в первую неделю Великого поста. Историческое исследование о чине Православия», 1879. В сокращенном виде эта работа была переиздана в сборнике "Анафема".

Хотя между выходом книги Никольского и публикацией "Киевской старины" прошло 5 лет, за которые много чего могло произойти. Думаю, что суть дела хорошо изложена в "Настольной книге священно-церковнослужителя" С.Булгакова (с. 567, сноска 1): В XVII веке были анафематствования: а) русским раскольникам, жившим в царствование Алексея Михайловича, потом бывших во времена Петра Великого б) бунтовщикам и изменникам - Гришке Отрепьеву, Тимошке Акундинову (сыну стрельца, выдавшего себя за сына царя Василия Шуйского), Стеньке Разину, Ивашке Мазепе, в) принимающим учение, проникшее с западных стран и противное православной вере. Ныне не произносятся эти анафематствования" Т.е. они НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, а НЕ ОТМЕНЕНЫ».

Таково мнение историка Церкви.

Много мифологии в наших СМИ по поводу «политической» стороны анафемы гетману. Она заключается в том, что Петр I, разбив шведов и Мазепу под Полтавой, из-за ненависти заставил наложить анафему на побежденного гетмана, чтобы еще больше унизить его и всю Украину.

На самом деле анафема была провозглашена за семь месяце до Полтавской битвы, в самое опасное не для Мазпы, а для России и Петра время, когда их судьба висела на волосе, в первую очередь из-за неожиданного предательства гетмана, и надежд на благополучное завершение шведско-русской было совсем немного.

Иван Мазепа не был союзником Петра или России, каковыми были гетманы добогдановской эпохи, не был вассалом, он был, можно сказать, высшим сановником, управлял частью единого государства, в которое входила правобережная Украина и «дважды выкупленный» у поляков Киев. Гетман получал власть после утверждения его царем, выполнял волю царского правительства на подведомственной территории, царь мог сместить, наказать и даже казнить гетмана, если тот подозревался в измене царю и государству. При непосредственно участии Мазепы многие по подозрению в такой измене были отправлены на плаху или в Сибирь, начиная от гетмана Ивана Выговского и его семьи и кончая Искрой и Кочубеем.

Иван Мазепа был выдающимся государственным деятелем петровской эпохи, который ни разу не подвел царя, и которому тот доверял всецело. Вместе с Петром он брал Азов, сам по указанию царя совершал многочисленные походы и посылал в различные «горячи точки» казачьи полки. Возвел заложенную Петром I, Печерскую крепость в Киеве, строил храмы, укреплял города за деньги царской казны. За верную службу царь награждал его имениями, как в Украине, так и в России, Мазепа стал крупнейшим землевладельцем, он удостоен высшего ордена Российского государства – в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Северная война неудачно складывалась для России. В 1700 году под Нарвой было продемонстрировано, что шведская армия – лучшая в мире, а король Карл XII – великий полководец. 34-тысячное русское войско со 145-тью орудиями полтора месяца не могла сломить сопротивления трехтысячного шведского гарнизона, а прибывший с армией в 20 тысяч и с 37 пушками на помощь к осажденным, король в один день разгромил неприятеля. Карл XII забрал всю артиллерию, а с побежденными поступил великодушно: отпустил с поля боя оружием и знаменами (так же поступит и Петр со шведами под Полтавой). Затем Карл пошел войной на союзников России по антишведской коалиции (Данию, Польшу) и одержал там немало блестящих побед. Петр I запросил у шведов мир, но те предложили условия, близкие к капитуляции. Стало понятно, что войны с грозным соперником не избежать. Царь с удвоенной энергией стал заниматься укреплением армии (даже пушки из колоколов лить), строительством флота, укрепление северо-западных границ, а подготовкой к защите юго-западных границ, обороной Украины и Киева поручил заниматься, естественно, гетману Ивану Мазепе, даже прислал в помощь отряд регулярных войск.

Великие люди создают великие проблемы. О предательстве Мазепы стало известно, когда король Карл с войском подошел к Сиверщине. И направление удара как раз планировалось с юго-запада, тремя колоннами через Смоленск, Брянск, Полтаву-Харьков – к Москве. Король был совершенно уверен в победе и даже загодя назначил коменданта белокаменной. Шведы пошли через Минск, Могилев, не доходя до Смоленска, повернули на Украину и к ноябрю 1908 года уже были под Полтавой. Иван Мазепа, который должен был защищать города и веси, не только оказался в лагере противника, но и по тайному договору со шведами, должен был предоставить им провиант, орудия, боеприпасы, зимние квартиры и многотысячное казацкое войско.

Предательство Мазепы для Петра стало громом среди ясного неба, у России и так не оказалось союзников в борьбе со шведскими оккупантами, а здесь еще и масштабная измена на главном, стратегическом направлении, создавшая реальную угрозы для существования державы. Учебники о военной истории пишут, что наша армия в войне со шведами избрала «мудрую тактику обороны» без сражений, а попросту говоря - полупартизанщину. Что это за «мудрость»: почти год терпеть армию неприятеля на своей территории? А все объяснялось тем, что не было возможности выставить равноценное войско, его стягивали месяцами и откуда только могли. Даже когда героическая Полтава после двухмесячной осады шведами начала голодать, не решались дать сражения, поскольку ждали калмыков, которые через тысячи верст шли на помощь.

В ноябре 1908 года в Глухове на казацкой раде в присутствие царя низлагается Мазепа и избирается новый гетман, им стал стародубский полковник Иван Скоропадский. Петр I обращается к народу с призывом защитить «веру и отечество», напоминает об унии и преследованиях православных иноверными правителями. Он издает указ, который зачитывается на площадях и в церквях, в котором об измене Мазепы и его замыслах "Малоросийскую землю, по истощении оной, отдать под иго Полское и в порабощение Лещинскому"

Тогда же 23 ноября метоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским и была, по всей видимости, произнесена анафема гетману, как предателю веры, государства, клятвопреступнику. Митрополит Стефан был родом из галицко-волынской земли, откуда его семья бежала в Киев от унии. Он был сподвижником Петра, и думается, ему не надо было давать никаких указаний по поводу анафематствования: он сам прекрасно понимал, какую опасность несет измена Мазепы и для Православной Церкви, и для России, последнего независимого православного государства. Царь и митрополит проводили политику, в результате которой на кафедры в России рукополагались в основном выходцы из Украины. Потому что они были большими «западниками», терпимее относились к петровским реформам. Кроме того, они не понаслышке знали, что такое уния. Так что в отношении отлучения Мазепы от Церкви было очевидным и единство епископата.

Анафема, безусловно, была политической, поскольку она, как последний призыв к покаянию, не могла не воздействовать и на крупного политического деятеля и на его последователей. Силу этого воздействия определить сложно, поскольку и до объявления анафемы, оказалось, что поддержка Мазепы казаками и народом гораздо более скромная, чем предполагалось. Вместо обещанных 20 тысяч казаков он привел под знамена Карла лишь две тысячи. Всего на стороне шведов в войне участвовало около пяти тысяч украинцев. Многие авторитетные казаки, побывав у шведов, вернулись к Петру: в 1708 году – Данила Апостол, Галаган, в 1709 – генеральный есаул Максимович, лубенский полковник Зеленский, Сулима, Григорович, Лизогуб и др. сам Мазепа дважды присылал к Петру гонцов с предложением отыграть все назад – вернуться самому и привести с собой еще и шведских генералов.

Поддержка Царя Петра была несравнимо более значительной: большинство казаков стало на его сторону, население оказывало шведам сопротивление, включилось в партизанскую войну. Самовидец пишет: «В том году малороссияне повсеместно били на квартирах тайно и явно шведов, а иных живых к государю отвозили». Измотанная многомесячными круглосуточными стычками с царскими войсками (в одной из них был ранен сам король), казаками Скоропадского и населением, а более всего – трехмесячной безуспешной осадой Полтавы, шведская армия столь долгожданное ею генеральное сражении проиграла. Около 9 тысяч шведов погибли, 15 тысяч взяты в плен. Самовидец пишет, что победа под Полтавой «была дана Богом», Мазепу же именует «вероломным»

Через три недели после битвы, в Софии Киевской в знаменитой проповеди перед царем и возвратившимся войском другой великий киевлянин Феофан Прокопович заклеймит врагов и предателей Отечества: «Кто побежден? Супостат от древних времен сильный, гордостью дерзкий, соседям своим тяжкий, народам страшный, всеми воинскими довольствами изобилующий. Где и как побежден? Во время зело лютое, брани внутри отечества вошедшей, когда укрепился враг изменническим оружием. Побежден, когда мняшася победу в руках держати… Услышат ближние и соседи их и рекут: яко не в землю нашу, но в некое море внидаша силы свейские, погрузишася аки олово в воде, не возвратится вестник к отечеству своему»

Что подвигло гетмана на измену? Прежде всего – стопроцентная убежденность в победе шведов, ведь до этого Карл XII не проигрывал ни сражений, ни войн. Он решил договориться с победителем заранее и на своих условиях. Цена измены – известна. По тайным договоренностям с Карлом, после войны гетман получал титул князя, становился властителем Полоцкого и Витебского воеводств с правами, подобными правам герцога Курляндского. Смоленск, Сиверщина с Черниговом, Киев и другие украинские земли отходили к Польше, где на престол Карл определил своего ставленника – Лещинског

Собственно говоря, перечеркивалась вся многовековая история казацких освободительных воин. Когда говорят о каком-то особом жертвенном патриотизме Ивана Мазепы, то непонятно, в чем, собственно, он заключался? Всю свою сознательную жизнь до 1 ноября 1708 года (в том числе и будучи 21 год гетманом) он являлся правоверным петровцем, твердой опорой царю. Хотя ведь недовольство Петром, его самоуправством, казнями, гигантскими стройками, войнами, реформами, «вздыбленной Русью» и пр. было огромным. Однако Мазепа не был замечен в поддержке недовольных. После ноября он был в стане шведского короля, где ничем особым не отметился, кроме предложения тайно ночью напасть на ставку Петра и убить его, что Карлом со словами «я пока еще король, а не разбойник», было отвергнуто. Скорее всего, это легенда, которых немало сложено вокруг личности и жизни гетмана. Но фактом является его бегство вместе с королем после Полтавы в Бендеры. Где-то там он трагически завершил свой жизненный путь, по некоторым сведениям, покончил с собой, выпив яда, и был похоронен в чужой могиле.

Считать патриотизмом сам факт измены, причем не спонтанной (накипело в украинской душе и прорвало), а расчетливой и прагматичной, - абсурдно. Никаких освободительных от «московского ярма» задач поход в Украину короля Карла не ставил, и приписывать их шведам нет никаких оснований.

краина была лишь территорией на пути шведов к главной цели – Москве.

Трагедией закончилась война для запорожцев, которые по уговору Мазепы поддержали Карла. Если шведов отпустили домой, то к ним относились, как изменникам: часть из них оказалась в изгнании, другие – в Сибири, а третьи, включая Костя Гордиенко, – казнены. И в этом есть часть вины гетмана.

Сегодня нам, естественно, по-другому видятся события прошлого, чем их непосредственным участникам. Иные времена – иные нравы. Но, думается, мы должны уважать точку их зрения о своих современниках и о своем времени.

Ныне в Православной Церкви именные анафемы светским деятелям не провозглашается. На Недели торжества Православия после традиционного крестного хода на Владимирскую горку к памятнику св. равноапостольному князю Владимиру анафема провозглашается М.Рогозе (киевскому митрополиту, учинившему в 1495 году унию и отлученному от Церкви) и действующему расколоучителю и самозванцу М. Денисенко, более известному широкой общественности, как «лжепатриарх Филарет».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ