Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №59(15.09.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Доклад президента Приднестровской Молдавской республики И.М.Смирнова, посвященный 12-й годовщине образования ПМР

Дорогие Приднестровцы!

Уважаемые гости нашего праздника!

Каждый год, отмечая очередную годовщину образования Приднестровской Молдавской Республики, мы вспоминаем события начала девяностых годов уже прошлого столетия и каждый раз пытаемся найти объяснение процессам, прошедшим на 1/6 части нашей планеты и затронувшим судьбу каждого бывшего гражданина Великой Страны.

В этот день 12 лет назад в г.Тирасполь Съезд депутатов Приднестровья всех уровней провозгласил создание Приднестровской Молдавской Республики. Этот основополагающий акт в истории нашего государства явился концентрированным выражением воли населения Приднестровья, высказанной на референдумах и сходах граждан, как ответная реакция на угрозу насильственной румынизации и дискриминации по национальному признаку, на процесс распада Советского Союза, на игнорирование молдавским руководством мнения населения Приднестровья. В том, все дальше уходящем в историю девяностом, подавляющее большинство приднестровцев сказало:

“Нет” – национал-шовинизму, “Нет” - развалу и хаосу, “Нет” - диктату и дискриминации! “Нет” - румынизации Приднестровья!

“Да” - Республике! “Да” - демократии! “Да” – многовековым традициям наших предков!

В новейшей мировой истории создание Приднестровской Молдавской Республики может служить примером истинно демократического процесса рождения государства в строгом соответствии с международными нормами и правилами. В процессе его создания было учтено мнение каждого приднестровца, жителей каждого, даже самого малого, населенного пункта, пожелавшего войти в состав Приднестровского государства.

Иногда Приднестровскую Молдавскую Республику называют самопровозглашенным государством. А какими еще могут быть государства?! Кто наделен правом решать, быть или не быть государству, если не сам народ, провозгласивший, защитивший и выстрадавший свое право жить на этой земле!

Для истории 12 лет – короткое мгновение. Но для приднестровцев каждый прожитый год был испытанием на прочность и жизнеспособность нашей Республики, наполнен не только напряженным трудом, борьбой за выживание, но и тревогой и заботой о сохранении своего государства. И каждая новая годовщина образования Приднестровской Молдавской Республики является самым убедительным доказательством права народа Приднестровья на свою государственность.

Нам пришлось пережить и самое страшное испытание – войну 1992 года. В марте 2002 года приднестровцы отмечали скорбную дату – 10 лет со дня начала вооруженной агрессии, развязанной прорумынскими националистами Молдовы против мирного народа Приднестровья. Ценой жизни сотен сынов и дочерей Приднестровья, добровольцев России и Украины мы отстояли свободу и независимость народа Приднестровской Молдавской Республики.

Прошу почтить память погибших.

Спасибо.

Сегодня, когда мы воскрешаем в своей памяти трагические события десятилетней давности, когда сердце каждого из нас переполняется скорбью о тысячах убитых, искалеченных и оставшихся без крова жителей, более остро ощущаем ответственность за сохранение мира и спокойствия на нашей земле. Хочется верить, что уроки прошлого не прошли даром и нынешнее поколение государственных лидеров Молдовы будет о них постоянно помнить.

Отмечая очередную годовщину образования нашего государства, каждый участник создания Приднестровской Молдавской Республики, а это работники всех предприятий и организаций, сельского хозяйства, работники науки и культуры, члены общественных организаций, представители старшего поколения – люди более ста национальностей - гордое и почетное имя которых - приднестровцы, возвращаются к драматическим и напряженным событиям тех дней, вспоминают наиболее яркие и трагические из них.

Каждый раз в эти часы на протяжении многих лет мы задаем себе вопрос: правильно ли мы поступили, создав государство, оправданы ли боль, страдания и лишения, которыми сопровождался каждый день, каждый этап создания и укрепления нашей государственности?!

Чтобы ответить на этот вопрос, мы каждый раз обращаемся к событиям тех дней, вспоминаем и анализируем череду событий и реальностей, в которых зарождалась и становилась на ноги Приднестровская Молдавская Республика.

В 1989 году, под лозунгами демократизации и перестройки, национального возрождения, власть в бывшей Молдавской ССР фактически перешла в руки прорумынских националистических сил, объединенных в НФМ. Новые горе - демократы нашли очень простой рецепт решения социально-экономических и национальных проблем – избавиться от всех “инородцев и оккупантов”, на протяжении многих десятилетий рука об руку с коренным населением поднимавших из руин экономику Молдавской Республики. Инструмент был выбран доступный и эффективный – румынский язык, как единственный государственный. В закон о функционировании языков, принятый Верховным Советом Молдавской ССР, были заложены положения, позволяющие дискриминировать иноязычных граждан по языковому признаку, с целью их вытеснения из всех сфер жизни, а молдаван лишили права на свою историю и национальность, традиционную кириллическую графику.

Не помогли ни многочисленные обращения трудовых коллективов, ни письма граждан, ни обращения целых городов и населенных пунктов во все, в том числе и самые высшие инстанции. Трудовые коллективы Приднестровья, Гагаузии, большей части Молдавской ССР ответили на угрозу дискриминации мощными забастовками. Но и тогда наш голос не был услышан. А мы хотели и требовали немногого - созидать и трудиться, с уверенностью смотреть в завтрашний день, быть спокойными за будущее своих детей и внуков, иметь право говорить на своем языке.

Народная дипломатия приднестровцев, многочисленные делегации от трудовых коллективов наталкивались на равнодушие и безответственность кишиневских и московских государственных чиновников, партийных функционеров. Вместо понимания и помощи нас обвиняли в непонимании задач перестройки и идей демократии, наклеили ярлык консервативных, антиперестроечных сил.

Нас раньше других в бывшем СССР заставили избавиться от иллюзий, и мы уже тогда поняли, что защитить и обеспечить свое будущее сможем только сами!

Предательская, бездарная деятельность высшего партийного руководства на местном, республиканском и союзном уровнях позволила прорумынским силам в Молдавии перейти от языковых проблем к решению внутриполитических и геополитических задач. Бесчинства и погромы на улицах Кишинева с попустительства властей стали нормой, демонстрацией силы и серьезности намерений НФМ.

В 1989-1990 годах в рядах НФМ стали раздаваться требования о выходе из состава СССР. На первом этапе это объяснялось стремлением к суверенитету и независимости, а на самом деле конечной целью этого процесса было присоединение к Румынии вместе с территориями Северной Буковины и Южной Бесарабии. Несколько позже реализация этих идей стала главным пунктом программы кишиневских националистов.

В 1990 году идеология НФМ перешла с улиц и площадей в стены вновь избранного Парламента и стала воплощаться в законах. Румынская национальная символика сменила молдавскую. Над парламентом взвился румынский флаг. Жители Молдавии стали просыпаться под румынский гимн, из всех сфер жизни законодательно стало вытесняться само понятие – молдаванин, молдавский язык. Апогеем законотворчества молдавских парламентариев стало объявление незаконным создание государства, которое они представляют. В этих процессах официальный Бухарест не оставался сторонним наблюдателем, и позже, во время войны в 1992 году, наиболее явно проявилась роль Румынии в этих процессах.

У жителей Приднестровья официальная политика Кишинева воскресила в памяти кровавые деяния в годы румынско-фашистского нашествия, грабеж, выселение и преследования по национальному признаку.

В условиях начавшегося распада СССР, паралича власти, неспособности партийных и государственных органов воздействовать на процессы, у кишиневско-бухарестских политиков появилась возможность взять реванш за поражение в 1940 и 1945 гг. Над Приднестровьем нависла реальная угроза насильственной румынизации и поэтапного отторжения в геополитически и этнически чуждое государство.

Это заставило население Приднестровья и, прежде всего, старшее поколение вспомнить о том, что Приднестровье имело свою государственность в составе Украины - МАССР. В 1940 году, из геополитических соображений, волевым решением, территория Приднестровья была передана в состав вновь образованной МССР. Никто тогда не спросил у населения Автономной республики, согласно ли оно войти в состав нового государственного образования?

Под давлением событий идея восстановления государственности Приднестровья зарождалась не в умах приднестровских лидеров или в Кремлевских стенах, как это принято говорить нашими недоброжелателями, а зарождалась в гуще народной.

Впервые к ней мы были вынуждены обратиться, как одному из вариантов защиты своих прав, после выхода из затяжной забастовки осенью 1989 года. Ни одно из наших требований выполнено не было кишиневскими и кремлевскими властями. Напротив, маховик национал-шовинизма в Кишиневе раскручивался все сильнее.

Уже 3 декабря 1989 года в г.Рыбница и Рыбницком районе состоялся первый референдум о вхождении в Приднестровскую автономию в случае ее создания. Рыбничане продемонстрировали небывалую для советских времен активность. В референдуме приняло участие подавляющее большинство жителей молдавских, украинских и русских сел. За ними последовали и все остальные города и районы Приднестровья. В Приднестровье в тот период не было собственных средств массовой информации и агитации. Но их отсутствие с лихвой компенсировалось злобной шовинистической официальной пропагандой из Кишинева и осуждающей приднестровцев - и из Москвы. На выборах в новый Молдавский парламент депутатами от Приднестровья были избраны преимущественно те кандидаты, которые в своих предвыборных программах высказались за возрождение Приднестровской государственности.

Но и эти симптомы глубокого раскола не были восприняты всерьез в Москве и Кишиневе. Там не хотели замечать настающие центробежные, прорумынские тенденции в Молдавии.

Попытки депутатов Верховного Совета от Приднестровья добиться парламентским путем учета мнения своих избирателей не увенчались ни малейшим успехом. Наш голос, чаяния наших избирателей не принимались во внимание. Напротив, обычной практикой “парламента в центре Европы”, стало оскорбление приднестровских и гагаузских депутатов в стенах Верховного Совета и применение физической силы за его пределами. Очевидно, не осознавали политики, одурманенные идеей возрождения Великой Румынии и национального превосходства, что каждое оскорбление депутатов, полное игнорирование их мнения, было оскорблением для тысяч приднестровских избирателей. И уже к лету 1990 года в трудовых коллективах, в округах прошли собрания граждан, на которых были приняты решения предложить депутатам покинуть Верховный Совет и приступить к реализации результатов референдумов о создании приднестровской государственности.

Реакцией Кишинева на стремление приднестровцев и гагаузов защитить свои права стало нашествие волонтеров на Комрат в октябре 1990 года, вероломное вторжение и расстрел безоружных рабочих в Дубоссарах в ноябре того же года, аресты и уголовное преследование депутатов всех уровней в августе 1991 года, повторное вторжение полицейских сил и месячная блокада города Дубоссары в сентябре 1991 года, нападение военно-полицейских формирований на Дубоссары и первое вооруженное столкновение в декабре 1991 года, широкомасштабная военная агрессия с марта по август 1992 года. Террористические акты в отношении мирных граждан, уничтожение народно-хозяйственных объектов, зверские убийства депутата Верховного Совета МССР Н.И.Остапенко и лидера рабочего движения А.Д.Гусара. Подчеркиваю: за весь период противостояния все эти события происходили на территории Приднестровья и ни разу – на территории Молдовы.

Уважаемые приднестровцы, сегодня, в канун нашего главного праздника, я обращаюсь к урокам нашей короткой, но яркой истории. Спустя годы они не утратили актуальность. В этих уроках надо искать истоки наших подходов к проблеме урегулирования, искать наш взгляд на будущее в отношениях с Республикой Молдова. Надеюсь, что эти уроки станут ответом для заокеанских политиков и для кое-кого поближе, возможно ли всеобъемлющее урегулирование взаимоотношений с Молдовой путем ликвидации государственности Приднестровья? Имеем ли мы право на безответственные и поспешные решения по столь важному вопросу, за которыми стоят судьбы сотен тысяч людей, мир и стабильность в одном из самых напряженных регионов Европы? Отвечу: “Нет! И еще раз НЕТ ! “

На всех этапах создания и укрепления Приднестровской Молдавской Республики важнейшим вопросом для нас являлось государственное строительство. В его идеологическую основу были положены:

равенство людей всех национальностей, равноправное функционирование молдавского на основе кириллической графики, украинского и русского языков; приоритет прав человека; сохранение традиционных и интеграционных связей, духовных и культурных ценностей; равенство всех форм собственности; принятие важнейших государственных решений на основе всенародных референдумов.

Законодательное закрепление этих принципов обеспечило межнациональный мир и согласие, внутриполитическую стабильность в Приднестровье, высокую политическую и гражданскую активность населения, позволило сохранить высококвалифицированный кадровый и интеллектуальный потенциал.

За 12 лет Приднестровье прошло путь от нескольких разрозненных административных единиц бывшей Молдавской ССР до целостного, обладающего всеми атрибутами и институтами власти современного демократического государства в форме Республики. Приоритеты в государственном строительстве определялись не как дань моде или чьей-либо прихоти, а исходя из насущных потребностей и задач, которые диктовались внутренними и внешними обстоятельствами.

В ноябре 1990 года был избран первый Верховный Совет и начато создание законодательной базы государства. Формируются высшие исполнительные органы власти. В 1991 году была принята первая Конституция приднестровского государства, состоялись всенародные выборы Президента и референдум о независимости ПМР, добровольно перешли под юрисдикцию Приднестровья правоохранительные и судебные органы, начато формирование Вооруженных Сил Республики. В 1994 году введена собственная денежная единица Приднестровской Молдавской Республики. На протяжении всего прошедшего периода государственное строительство не прекращалось и непрерывно адаптировалось к внешним и внутренним факторам.

В 2002 году Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики сформировал высший орган судебной власти – Конституционный Суд и ознаменовал, тем самым, завершение процесса государственного строительства.

Основными критериями государственного строительства является обеспечение всех аспектов безопасности государства, укрепление конституционного строя, развитие экономики и улучшение благосостояния населения. По оценкам зарубежных экспертов, которых трудно заподозрить в симпатиях к Приднестровской Молдавской Республике, в настоящее время Приднестровье является самодостаточной, эффективно управляемой территорией.

Развитие экономики Приднестровской Молдавской Республики за прошедшие 12 лет проходило в крайне сложных условиях, характерных для всех государств СНГ в период перехода от плановой экономики к рыночной. Положение нашей республики особенно усугублялось экономическими и политическими блокадами, повлекшими за собой дополнительные негативные тенденции в социально-экономическом развитии.

Попытки стабилизировать экономическое состояние предприятий и отраслей производства в начале становления экономики республики через отдельные реформы не принесли ожидаемых результатов, поэтому в последние годы мы стали подходить к этим вопросам более взвешенно и системно.

При этом главными направлениями реформирования и развития экономики явились: структурная перестройка экономики и ее управления, рациональное сочетание различных форм собственности, создание рыночной инфраструктуры, совершенствование налогово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой политик.

Вместе с тем, продолжали действовать факторы, сдерживавшие позитивные изменения такие, как разрыв экономических связей, все усиливавшиеся таможенные барьеры в странах СНГ, отсутствие кредитов и инвестиций, накопившиеся диспропорции в экономике. Сырьевая и энергетическая зависимость, высокая конкуренция на рынках поставили предприятия республики в неравные условия, что привело к сокращению объемов производства, ухудшению их финансового состояния, росту взаимных неплатежей и, как следствие, снижению доходов бюджета.

Однако, несмотря на это, размер ВВП в 2001 году превысил ежегодные показатели последних пяти лет. При этом существенные изменения наблюдаются в его структуре. Если раньше превалировал удельный вес производства товаров, то в настоящее время на передний план вышла по значимости сфера производства услуг. Такое перемещение ресурсов в сферу услуг способствует прогрессивным структурным изменениям, характерным для стран с динамично развивающейся экономикой.

Впервые после кризиса 1998 года с прибылью сработало большинство организаций. В целом, за 2001 год в экономике республики получена прибыль в размере 244,7 млн. рублей. Сократилось число неработающих предприятий, против уровня 1996 года, на 11 единиц. Увеличилась численность занятых на предприятиях и в предпринимательстве.

Общее состояние экономики предопределило условия и основные направления деятельности банковской системы республики. С введением в 1994 году собственной денежной единицы Приднестровская Молдавская Республика, уже имевшая к тому времени все атрибуты независимого суверенного государства, обрела один из важнейших элементов финансовой самостоятельности – собственную валюту.

Денежно-кредитная политика в своем становлении претерпела не меньше катаклизмов, чем и вся экономика. Мы прошли трудный путь от гиперинфляции до финансовой стабилизации, и сегодня умеренная динамика валютного курса приднестровского рубля выступает главным фактором стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Денежно-кредитная политика гибко реагирует на изменения реального спроса на деньги, насыщая в необходимых размерах экономику денежными средствами, стимулирует ее поддержание на должном уровне, снижение процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции.

В 2000 году в Республике были предприняты шаги по реформированию бюджетно-налоговой системы, которые заключались в отмене пяти налогов и замене совокупным налогом на объем реализации, что способствовало упрощению учета налогов, снижению налоговой нагрузки, стимулированию развития отраслей экономики.

Введен и единый социальный налог взамен трех видов платежей. С введением регрессивной шкалы единого социального налога сокращается налоговое бремя организаций.

Границы государств, возникших на постсоветском пространстве, с каждым годом становятся все большими барьерами на пути наших товаров на традиционные рынки сбыта России, Украины и Республики Беларусь.

Развитие экономики этих стран, их взлеты и падения, а последних было значительно больше, также негативным образом сказывались на состоянии внешнеэкономической деятельности наших предприятий, при этом всегда нужно помнить, что экономика республики в большей своей степени ориентирована на импорт сырья и материалов и на экспорт готовой продукции.

Вместе с тем, в 2001 году нам удалось стабилизировать внешнеторговый оборот республики, который достиг показателей относительно удачного 1998 года и составил почти миллиард долларов США.

Несмотря на все трудности, экономические субъекты республики постепенно ищут и находят пути для экспорта своей продукции, вступают в прямые кооперированные связи с зарубежными предприятиями, расширяют сферу экспорта в другие страны.

Активизировали свою работу с городами и регионами стран СНГ и дальнего зарубежья наши местные органы власти. Недавно подписано соглашение о сотрудничестве между городами Минск и Тирасполь. Необходима практическая реализация ранее подписанных договоров о сотрудничестве с Одесской и Винницкой областями Украины. Подобные меры позволят уменьшить ущерб от экономической агрессии Республики Молдова.

Основой хозяйственного комплекса Приднестровья является промышленность: в отраслях промышленности в 90-е годы создавалось 45-57% ВВП. Основные показатели промышленного производства за 1990-2000гг. свидетельствуют о наличии значительных регрессивных тенденций. Наибольшей сложностью характеризовалась ситуация в промышленном секторе в 1999 году. В 2000-2001гг. удалось переломить сложившиеся тенденции и обеспечить рост производства.

Однако, начиная со второй половины 2001 года, обстановка заметно осложнилась. Наращивание внешнеполитического давления со стороны Республики Молдова в первую очередь оказало негативное влияние на экономическое положение Приднестровской Молдавской Республики. Препятствование осуществлению процесса экспорта продукции отечественными товаропроизводителями, а также импорта сырья и других товаров повлекло значительные убытки хозяйствующих субъектов Приднестровской Молдавской Республики. Возникли проблемы с поступлением валютной выручки предприятий-экспортеров на территорию республики, неритмично осуществлялись платежи в бюджет.

Большую помощь промышленному комплексу оказало государство. В рамках принятой Общереспубликанской программы реформирования отраслей и хозяйствующих субъектов было реформировано 54 предприятия различных отраслей экономики, из них процедурой реструктуризации было охвачено 27 предприятий. Это позволило обеспечить работой 22 тысячи человек, улучшить финансовое состояние предприятий за счёт государственных инвестиций, осуществить модернизацию производства.

В 2000 году с целью формирования эффективной социально ориентированной рыночной экономики принята Государственная программа разгосударствления и приватизации на 2001-2002гг., сформированы перечни государственного и муниципального имущества, подлежащего малой приватизации. К сожалению, намеченные сроки разгосударствления и приватизации имущества не выполняются, что негативно отражается на экономическом положении республики.

В обеспечении эффективного функционирования хозяйства республики весьма значительную роль играет транспорт. Республика отличается хорошей транспортной обеспеченностью и относительно высоким качеством магистральных и внутрихозяйственных дорог. При этом важнейшая проблема развития транспорта за последнее десятилетие – обеспечение оптимального воспроизводства парка морально и физически стареющих транспортных средств.

Развитие отрасли связи в 90-е годы характеризовалось поступательной динамикой. Постоянно осуществлялась работа по модернизации материально-технической базы отрасли и приведение ее в соответствие с международными стандартами. Сформировался новый наукоемкий сегмент рынка услуг – мобильная сотовая связь, пейджинговая связь, электронная почта, услуги сети Интернет. В ближайшие дни начнется коммерческая эксплуатация одной из первых в Европе сетей мобильной связи третьего поколения. В этом году завершится строительство Приднестровской волоконно-оптической магистрали.

В жилищном строительстве за 12 лет предприятиями, организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено в действие 1356,1 тыс. кв. м общей площади.

Продолжается реализация программы газификации населенных пунктов. В 2001 году было введено в эксплуатацию 15,8 км газопровода, что позволило обеспечить природным газом 1224 двора (4 села), в которых проживает 2,5 тыс. семей. 87% всей территории Республики газифицировано.

Наиболее сложной среди всех производственных отраслей на протяжении 90-х годов оставалась ситуация в сельском хозяйстве. В 90-е годы объем производства сельскохозяйственной продукции имел устойчивую тенденцию к сокращению. Спад объемов производства в аграрном секторе обусловлен низкой обеспеченностью техникой и горюче-смазочными материалами, сокращением количества вносимых в почву органических и минеральных удобрений, поливных площадей, ухудшением структуры посевных площадей. Ситуация в аграрном секторе отрицательно повлияла на деятельность предприятий пищевой промышленности, продовольственные рынки и продовольственную безопасность республики.

Сегодня взят курс на проведение реформ и в агропромышленном комплексе. Колхозы реорганизуются в производственные кооперативы, создаются фермерские хозяйства и ассоциации фермерских хозяйств. Реализуется «Программа реформирования предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию», в рамках которой работают 8 концернов агропромышленного комплекса. Создана система государственного кредитования агропромышленного комплекса через инвестиционный фонд «Агроинвест».

Однако, ситуация в сельском хозяйстве всё ещё остаётся сложной. Несмотря на имеющиеся трудности, в течение последних

3-х лет закупки зерна в государственный фонд полностью обеспечиваются приднестровскими производителями, что обеспечивает существенную экономию валютных средств, и в этом году в Государственный фонд уже сдано свыше 90% зерна от плана.

Особую заботу и внимание государство уделяет социальной защите граждан в области пенсионного обеспечения, улучшения положения детей, инвалидов и ветеранов труда, занятости населения и оплаты труда работников бюджетной сферы. Неоднократно пересматривались пенсии вдовам погибших в Великую Отечественную войну, инвалидам и детям, потерявшим родителей. Производятся перерасчеты пенсий в целях более полного учета трудового стажа и заработка граждан. Установлены дополнительные пенсии инвалидам из числа защитников Приднестровской Молдавской Республики и семьям погибших в войне 1992 года, а также дополнительные льготы отдельным категориям граждан, пострадавшим в результате агрессии Молдовы.

Растет и среднемесячная заработная плата по республике. В текущем году в долларовом выражении она увеличилась на 12%.

В дальнейшем экономическая политика будет направлена на создание благоприятного инвестиционного климата, реформирование сельскохозяйственного производства, проведение активной социальной политики, направленной на повышение уровня жизни населения.

Внешняя политика любого государства призвана, в первую очередь, содействовать реализации жизненных интересов его внутреннего развития. Этот тезис является ключевым и для нашей республики.

Отмечу, что прошедший год характеризовался международной обстановкой, существенно отличавшейся от той, в которой нам приходилось действовать ранее.

Во-первых, это продолжительная полномасштабная блокада Приднестровья со стороны Молдовы по всем направлениям, срыв, а затем и полный отказ молдавского руководства от ведения переговоров.

Во-вторых, интенсивное внимание ведущих мировых держав к вопросу нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой, нашедшее свое отражение, в том числе, и в Совместной декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

В-третьих, активная деятельность посредников переговорного процесса по возобновлению прямых переговоров в рамках пятистороннего формата, итогом которой явилось создание Постоянного совещания по политическим вопросам и проведение встречи его участников в Киеве в начале июля сего года.

Вышеуказанные факторы проявляются на фоне кардинальных преобразований в Европе и мире в целом, где на рубеже веков международное сообщество широко раздвинуло устоявшиеся рамки урегулирования конфликтов.

Мы с вами стали свидетелями создания и международного признания государства Сербия и Черногория. Представляется важным, что разрешение многолетней проблемы было достигнуто с помощью применения новой прогрессивной модели – модели межгосударственной ассоциации.

Мы рассматриваем этот пример как универсальную формулу урегулирования XXI века. Это перспективный путь преодоления противоречий и включения в общеевропейские и мировые интеграционные процессы не только для Приднестровья и Молдовы, но и для целого ряда конфликтных зон на постсоветском пространстве.

Хочу отметить, что у руководства Приднестровской Молдавской Республики существует цельная, созвучная духу времени, концепция урегулирования, доведенная до сведения посредников и молдавской стороны в феврале сего года.

Время, прошедшее с момента прекращения вооруженного противостояния, – это время политического диалога, который должен был создать почву для восстановления доверия и достижения реального примирения.

У мирного диалога были свои взлеты и падения. Все помнят, как непросто начинались наши переговоры в теперь уже далеком 94-ом. С тех пор мы смогли существенно продвинуться вперед. При активном участии Приднестровья были созданы десятки важных документов переговорного процесса, разработан и подписан Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», пятилетие которого мы отмечали этой весной.

Чуть более года назад с новым руководством Молдовы были подписаны документы, позволявшие развивать потенциал, накопленный за годы переговоров, обозначилась перспектива нормализации отношений. К сожалению, Молдова в одностороннем порядке резко оборвала наметившийся позитивный процесс, сделав ставку на силовое решение приднестровского вопроса.

В свою очередь мы всегда понимали и понимаем безальтернативность политических переговоров, поддерживая все инициативы по их возобновлению, демонстрируя готовность спокойно вести диалог, искать взаимоприемлемые решения.

К маю нынешнего года стало совершенно ясно, что конфронтационная стратегия Молдовы, направленная на полную изоляцию и удушение Приднестровья, потерпела поражение. Приднестровский народ в очередной раз продемонстрировал несгибаемую волю, приверженность высоким идеалам свободы и приоритету прав человека.

Изменившаяся политическая реальность стала основой для инициативы посредников о проведении в июле сего года заседания Постоянного совещания по политическим вопросам в Киеве. Главным результатом киевской встречи стало появление абсолютно новых концептуальных принципов построения отношений между Приднестровьем и Молдовой на основе отказа от исчерпавшей себя унитарной модели общего государства.

Сегодня достигнут максимально возможный результат для возобновления переговорного процесса:

- подтвержден существующий пятисторонний формат переговорного процесса;

- достигнута договоренность не выдвигать предварительных условий для возобновления диалога;

- подтверждена действенность ранее достигнутых договоренностей.

Обеспечение интересов безопасности Приднестровья тесно связано и с работой в сфере экономической дипломатии. Ее главные направления – полноценное участие республики в международных экономических организациях, поддержка отечественного бизнеса, противодействие дискриминации приднестровских производителей и экспортеров.

Мировая история развития государств подтверждает, что вражда и насилие быстро не забываются и в любом случае оставляют неизгладимый след. При этом любое цивилизованное государство заинтересовано в скорейшем восстановлении доверия и налаживании мирных, созидательных отношений с другой стороной конфликта. В этом свете миротворчество является оптимальным инструментом установления и поддержания мира и безопасности.

В июле мы праздновали 10-летие создания воинского контингента Миротворческих Сил Приднестровской Молдавской Республики. Миротворческие Силы, созданные в 1992 году в соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования, и в настоящее время остаются значительным стабилизирующим фактором в регионе.

В современном мире продолжают играть значительную роль военно-силовые факторы. Спустя три года после Стамбульского саммита ОБСЕ с сожалением можно констатировать, что Россия планомерно уходит из региона.

Вместе с тем, российское военно-политическое присутствие, на наш взгляд, и сегодня остается основным фактором поддержания мира и стабильности в регионе, основой эффективного проведения миротворческого процесса. Приднестровская Молдавская Республика выражает готовность продолжать обсуждение статуса и других вопросов, касающихся войск и вооружений Российской Федерации, находящихся на территории Приднестровья.

Учитывая особенности исторического развития и геополитическое положение Приднестровской Молдавской Республики, а также, исходя из роли Украины, как посредника переговорного процесса и гаранта достигнутых договоренностей между Молдовой и Приднестровьем, отношения с Украиной представляют для Приднестровской Молдавской Республики исключительную важность.

Последние несколько лет характеризуются активизацией Украины в переговорном процессе. Руководством Украины выдвинут ряд инициатив и концептуальных предложений, получивших высокую оценку Приднестровья и посредников. Об активном участии Украины в посреднической деятельности свидетельствует и январская инициатива Президента Украины о проведении встречи руководителей Молдовы и Приднестровья, а также организация Киевской встречи представителей посредников и сторон в июле 2002 года в рамках Постоянного совещания по политическим вопросам.

Кроме того, выступая как государство-гарант, Украина заняла объективную позицию и, опираясь на ранее подписанные соглашения, требует учета мнения приднестровской стороны, в том числе и в вопросах экономического взаимодействия между Молдовой и Украиной.

Год от года, поддерживая и развивая тесные контакты с Абхазией, Южной Осетией и Нагорным Карабахом в общих интересах безопасности и стабильности, мы направляем совместно накопленный потенциал союзничества и стратегического партнерства на благо наших республик.

Традиционно, одним из важных приоритетов нашей внешней политики остается развитие экономического связей в рамках Содружества Независимых Государств, регионального сотрудничества. Наша генеральная линия – прагматичное сотрудничество, соразмерное реальным потребностям и заинтересованности его участников.

Все это – свидетельство активного и многовекторного характера нашей внешней политики, предопределенного геополитическими, природно-ресурсными, экономическими и культурными масштабами Республики.

Безусловно, история и судьба любого государства неразрывно связана с внешним миром. И от того, насколько активно государство участвует в общемировых процессах, зависит его авторитет и признание.

В заключении считаю важным сказать, что хотим мы того или нет, но мировое сообщество, не говоря уже о соседних государствах, внимательно следит за происходящими у нас процессами.

Бытует мнение, что судьба Приднестровья решается в России, Украине либо в США. Хочу сказать: нет, она решается именно в Приднестровье. Наша уверенность в нашем народе. Ярким подтверждением сказанному является еще один прожитый Республикой год.

У нас есть все возможности быть уважаемым и уважающим себя государством, обеспечивающим достойную жизнь и сохраняющим достоинство, живущим в мире с собой и с остальным миром. И от этого, в первую очередь, зависит наше признание мировым сообществом, уважительное к нам отношение других государств.

Уважаемые друзья!

С чувством глубокой благодарности я обращаюсь к нашим гостям, прибывшим разделить наш праздник. Спасибо за поздравления, направленные в адрес Приднестровской Молдавской Республики, за искренние пожелания и поддержку. Наш народ достоин такого внимания и принимает их как награду за стойкость, за право свободного выбора, за созидательный труд, за будущее подрастающего поколения.

Дорогие Приднестровцы! Поздравляю Вас с праздником – с 12-й годовщиной образования Приднестровской Молдавской Республики. Желаю всем нам мира на нашей земле, благополучия и крепкого здоровья!

Пусть живет и процветает Приднестровская Молдавская Республика!


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ