Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №212(18.12.2008)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Бесплодные усилия казахского образования

02.12.2008, zonakz.net 

Кайсар Джалмагамбетов

Власти Казахстана вот уже который год стараются предпринять хоть сколько-нибудь действенные реформы в сфере образования. Разработана целенаправленная государственная программа, в рамках которой предполагается выделение большого объема средств из государственного бюджета на капитальный ремонт и строительство новых школ, на оснащение школ компьютерами с выходом в сеть Интернет, на повышение заработной платы учителям и так далее. Однако все эти усилия оказываются бесплодными.

Иными словами все еще недосягаемой остается цель Нурсултана Назарбаева вывести Казахстан в число 50 самых конкурентоспособных экономик мира, ведь это, прежде всего, зависит от интеллектуального потенциала молодого поколения страны, которое и должно будет вывести республику к заветным рубежам. Неэффективность такой политики заключается в том, что вся система образования коррумпирована. На место мздоимству, вымогательству в учебных заведениях, которыми “страдают” практически все нынешние преподавательские кадры, как в школах, так и в ВУЗах, должна прийти объективность, честность.

Необходимо в первую очередь в корне изменить всю существующую систему и не на словах, а на деле нацелить ее на европейские стандарты, полностью исключающие коррупцию в любом ее проявлении.

Сегодня же мы имеем настолько плачевную ситуацию, выход из которой при максимуме усилий Казахстан сможет найти только лет через тридцать. Должно прийти абсолютно новое, свежее, не испорченное поколение специалистов, которые не покупали свои места, свое право на преподавание. А пока в нашей жизни будут бытовать случаи похожие на тот, что имел место в обычной карагандинской школе №18, где директор потребовал от пришедшего устраиваться на работу преподавателя взятку в тысячу долларов, мы ни к чему хорошему не придем. Ведь заплативший тысячу долларов учитель, имеющий все же мизерную заработную плату и не владеющий абсолютно никакими накоплениями, вынужден будет залезть в долги. А долги нужно возвращать. Опять-таки на зарплату сильно не разбежишься. Выход один - нужно собирать “подати” с учеников. Круг, таким образом, замыкается: ученик привыкает к тому, что хорошую оценку, не имея знаний, всегда можно купить, а зарабатывать без знаний можно только при помощи криминала или в лучшем случае куплей-продажей. И где, скажите, пожалуйста, мы в таком положении будем пестовать интеллект? И не надо бравировать тем, что через пару-тройку лет зарплата учителей возрастет до пятисот долларов. Что будет такое пятьсот долларов в 2011 году с учетом бешеного обесценивания денег?

И это уже в школе. О высших учебных заведениях и говорить не приходится. Здесь вообще творится, черт знает что. В разных городах, в зависимости от приближенности к центру, существует своя тарификация не только на поступление в ВУЗ, но и даже на сдачу тривиальной курсовой работы.

Преподаватели всех уровней сегодня озабочены лишь одним — как взять побольше. О каком росте квалификации в данном случае идет речь? Вы посмотрите, ведь у нас даже методической литературы для учителей, не говоря уже об учебных пособиях для учеников и студентов, в достаточном объеме и соответствующего качества не существует. А кому их писать, когда кандидаты и доктора наук сегодня пишут кому-то кандидатские и докторские опять-таки только за деньги?

Кстати, насчет денег. Теперь уже государственных. По данным в текущем году властями в сферу образования было направлено порядка 4,7 млрд. долларов. На фоне таких масштабных цифр довольно непонятным выглядит тот факт, что зарплата учителям в этом году хоть сколько-нибудь значимо и заметно пока не поднималась. Так на что же уходят такие ассигнования? В чьих карманах оседают эти деньги? Если на реконструкцию и строительство новых образовательных учреждений, то, извините, не очень-то заметно. Конечно, сюда можно прибавить и три тысячи обладателей стипендий “Болашак”, которые обучаются за рубежом. Но и это не сводит дебет с кредитом, тем более что в числе этих трех тысяч счастливчиков всегда оказываются действительно счастливчики, которые родились в “нужной” семье и состоят в родстве с “нужными” людьми.

Вот и получается довольно удручающая картина: куда ни глянь везде, прежде всего, ценятся связи и деньги. И где-то поодаль стоим мы, которые все еще грезят “передовой” системой образования без взяток и вымогательства, которые еще надеются на то, что будет по-честному. Наивные…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ