Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №72(01.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Профиль,
17 марта 2003

Мирный приговор. Попытка России примирить Абхазию с Грузией может оказаться удачной. Но от России уже ничего не зависит.

Владимир Жарихин, зам.директора Института стран СНГ

 Российский президент в сочинской резиденции Бочаров Ручей встречался со многими и в разных составах, но такой круг гостей, пожалуй, оказался для всех неожиданным. Президент России, президент Грузии и премьер-министр Абхазии сели за стол переговоров, совещались в общей сложности два дня, но их попытка прийти к окончательному и устраивающему все стороны решению в отношении сложнейшего и застарелого грузино-абхазского конфликта, естественно, и не могла завершиться успехом. Принятая в мировой практике модель умиротворения мятежных территорий, решая главную проблему -- прекращение боевых действий, обычно загоняет все остальные аспекты урегулирования в беспросветный тупик. Действительно, как принято действовать? На линию разделения вводятся миротворческие силы, которые разделяют настолько эффективно, что прекращаются практически все экономические, культурные, человеческие связи между сторонами конфликта. Против непризнанного государственного образования вводится международная экономическая блокада. Чтобы быстрее одумались. Считается, что все эти меры наилучшим образом должны способствовать ведению политических переговоров под эгидой различных международных организаций.   Переговорный процесс идет обычно десятилетиями. За это время народы по обе стороны барьера привыкают жить друг без друга, более того -- начинают привычно обвинять во всех своих бедах соседей. Совсем свежий, но далеко не единственный пример: только что под эгидой самого Генерального секретаря ООН Кофи Анана полным провалом закончились тридцатилетние переговоры, которые велись по воссоединению северной и южной частей Кипра. Причем лидеров турок-киприотов не прельстила даже перспектива вхождения в богатый Европейский союз.   Так что сочинским переговорщикам опираться на позитивный мировой опыт не имело смысла. По причине его отсутствия. Тем не менее Путину, похоже, удалось нащупать то направление действий, двигаясь по которому шаг за шагом можно постепенно восстановить самое главное -- утерянное взаимное доверие между народами Абхазии и Грузии. Общее и взаимовыгодное дело. Он предложил уже сейчас, не дожидаясь пресловутых окончательных политических договоренностей, начать совместную модернизацию Ингурской ГЭС (она находится частично в Грузии, а частично -- в Абхазии), восстановление сквозного железнодорожного движения Сочи -- Тбилиси через Сухуми.   Шеварднадзе, в свою очередь, заявил, что миротворческий контингент СНГ будет оставаться в зоне грузино-абхазского конфликта до тех пор, пока одна из сторон не потребует его вывода. Дело в том, что долгое время грузинская сторона сваливала на миротворцев СНГ (которыми реально являются только российские военнослужащие) и тупик в политических переговорах, и проблему возвращения беженцев, регулярно поднимала вопрос об их отзыве как не справившихся. Хотя миротворческие силы всегда призваны выполнять только одну задачу -- разделять противоборствующие стороны, чем они успешно и занимаются уже больше десяти лет (кстати, ценой гибели более 90 российских военных). Все остальное -- это проблемы политиков, в первую очередь грузинских.   Пойдут ли участники конфликта по пути, предложенному российским президентом? Пока твердой уверенности в этом нет. По возвращении в Тбилиси Шеварднадзе привычно заявил: "Грузия может стать федеративным государством, в котором Абхазии будут предоставлены особые права". И получил привычный ответ от Гагулиа: "Надежды Грузии вернуть Абхазию тщетны". Если вместо конкретных совместных проектов грузинский президент снова увлечется привычной политической риторикой, то, может быть, лет через двадцать Генеральный секретарь ООН вынужден будет, как Кофи Анан на Кипре, заявить: "К сожалению, это конец пути -- все наши усилия не привели к успеху.




АПН,
17 марта 2003

России надо меньше "чесаться" из-за Ирака. И больше заниматься своими проблемами.

Об этом в интервью АПН заявил член Совета по национальной стратегии, заместитель председателя Межрегионального фонда президентских программ Владимир Жарихин.

"Я пессимист и понимаю, в мире, как и прежде, главенствует сила. Но мне кажется, не стоит ждать апокалиптического развития событий, - заявил Жарихин. - ООН не разрушился ни когда американцы начали войну во Вьетнаме, ни когда наши войска вошли в Афганистан. Я думаю, что принципиально в мире ничего не измениться. Не разрушатся ни Европейский Союз, ни НАТО, ни ООН. Да и Восток "не поднимется", как предсказывают многие". По мнению политолога, первым кто побежит мириться с США, после успешного окончания акции в Ираке, будет Франция. Да и сейчас Франция или Германия не собираются реально останавливать США, они лишь не хотят давать свое формальное согласие на эту акцию". Что касается России, то она как жила так и будет жить в зависимости от цен на нефть. Кстати, они после операции в Ираке будут меняться.

По словам Жарихина, России надо меньше думать об этом кризисе. Заявить о том, что Саддам Хусейн наш друг мог только Жириновский, да и то он в последнее время молчит. "Иракский лидер важен для нас лишь тем, что не отдал долгов. Нам надо сосредоточиться на своих проблемах. До сих пор в российской экономике не произошли структурные изменения. Несмотря на то, что были средства, перерабатывающая промышленность переживает упадок. Развиваются только добывающие отрасли. Жуткая проблема с бюджетниками и т. д", - заметил политолог.

"Так что нашим политикам, которые очень любят рассуждать на тему войны в Ираке, стоит почаще вспоминать анекдот про Гондурас. В конце концов, если хочет Буш сделать глупость, пусть делает. Какое нам дело?", - считает Владимир Жарихин. Что же касается разницы в освещении ситуации вокруг Ирака и вокруг Югославии, то это, по словам политолога, еще раз показывает реальную ситуацию на Западе со свободой слова. Тогда была массовая пропаганда против Милошевича. А сейчас пропаганды против Хусена нет, так как ряд властей европейских стран занимают другую позицию нежели США.




РИА "Новости",
20 марта 2003

Узбекистан заинтересован в том, чтобы США пришли в Центральную Азию, утверждает директор Института стран СНГ

Узбекистан заинтересован в том, чтобы США пришли в Центральную Азию. Такое мнение высказал в интервью РИА "Новости" директор Института стран СНГ Константин Затулин.

Говоря о позиции стран региона в отношении войны США против Ирака, он отметил, что, за исключением Узбекистана, они "не были чрезмерно активны в занятии какой-то определенной позиции".

Тот факт, что Узбекистан, занял совершенно четкую позицию в поддержку США, по словам Затулина, неслучаен, поскольку эта республика на протяжении последних лет "демонстрирует достаточно одностороннюю позицию, отказываясь участвовать в серьезных интеграционных образованиях на постсоветском пространстве".

"Узбекистан стал одним из первых рецепиентов американской военной помощи", - напомнил политолог.

Что касается других государств региона, то, как сказал Затулин, "они оказались между двух огней, поскольку это страны слабые, недостаточно устойчивые".

"Я имею ввиду, прежде всего, Таджикистан и Киргизию, которые на сегодняшний день уже разместили на своей территории американских военнослужащих", - пояснил политолог.

Вместе с тем он подчеркнул, что эти страны "заинтересованы в определенном балансе своих взаимоотношений с Россией, потому что продолжают от нее зависеть".

Таким образом, по словам Затулина, они "воздержались от того, чтобы активно воспевать американское вторжение, но и не сделали ничего, чтобы их можно было причислить к ряду государств, которые выступают против американского вмешательства в дела Ирака".

Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан "может быть отложено".




РИА "Новости",
20 марта 2003

Контроль США над нефтяными ресурсами Ирака может привести к заморозке строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан

Если США получат контроль над нефтяными ресурсами Ирака, строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан "теряет экономическое значение" и "может быть отложено". Такое мнение высказал в интервью РИА "Новости" директор Института стран СНГ Константин Затулин.

По его словам, ценность других нефтяных источников возрастет для США и Запада в случае, если Ирак выполнит угозу взорвать нефтяные поля и скважины, что сомнительно.

Затулин прогнозирует также, что "впервые мировой нефтяной рынок перестанет быть рынком, а станет регулируемым по уровню цены". Это, полагает директор Института стран СНГ, нанесет удар по России, Азербайджану и всем другим странам-производителям нефти.




GazetaSNG,
20 марта 2003

СНГ и иракский кризис

Александр Орлов

Проблема передела мира, связанная с объявлением войны Америкой Саддаму Хусейну, сегодня гораздо активнее обсуждается мировым сообществом нежели сам факт самого нападения. Естественно, что весь цивилизованный мир прикидывает, во что ими выльется война в Персидском заливе и какие последствия она будет иметь для их стран. Вот и на сегодняшнем заседании комитета секретарей Советов безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ), открывшемся в Москве, ситуация вокруг Ирака стала центральным вопросом. Как сообщает РИА "Новости", секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло, открывая шестое заседание Комитета секретарей Советов безопасности (КССБ) государств-участников ДКБ, призвал государства ДКБ оперативно выработать совместную позицию в связи с иракским кризисом. Он также заявил о необходимости высказать свою точку зрения по поводу этих тревожных событий, оперативно выработать совместную позицию и предпринять совместные действия в той непростой ситуации. Впрочем, что касается позиций некоторых стран Содружества по отношению к последним событиям, то они определились еще до начала бомбардировок Багдада. Известный российский аналитик Константин Затулин, высказал мнение, что Узбекистан заинтересован в том, чтобы США пришли в Центральную Азию. Тот факт, что Узбекистан, занял совершенно четкую позицию в поддержку США, по словам Затулина, неслучаен, поскольку эта республика на протяжении последних лет "демонстрирует достаточно одностороннюю позицию, отказываясь участвовать в серьезных интеграционных образованиях на постсоветском пространстве". Другие государства центральноазиатского региона, сказал Затулин, "оказались между двух огней, поскольку это страны слабые, недостаточно устойчивые". "Я имею ввиду, прежде всего, Таджикистан и Киргизию, которые на сегодняшний день уже разместили на своей территории американских военнослужащих", - пояснил политолог. При этом он подчеркнул, что эти государства "заинтересованы в определенном балансе своих взаимоотношений с Россией, потому что продолжают от нее зависеть". Позицию Вашингтона в вопросе военного урегулирования иракского вопроса поддержал не только Узбекистан, но и Грузия. Президент Эдуард Шеварднадзе на днях выразил мнение о том, что "без использования оружия иракская проблема не будет решена". Мало того, он выразил готовность сотрудничать с США в любой форме, если в этом возникнет необходимость. К "проамериканскому" мнению Тбилиси присоединился и официальный Баку. Правда, это не помешало властям Азербайджана принимать беженцев из Ирака. Уже 110 иракских граждан прошли регистрацию в представительстве Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Азербайджане. В настоящее время в представительстве проводится собеседование с ними и обсуждается вопрос предоставления им международного статуса беженца. Между тем в посольстве Ирака в Азербайджане сообщили, что никто из прибывших в Баку иракских мигрантов в диппредставительство не обращался. Несмотря на разноречивое отношение к войне в Персидском заливе все страны Содружества принимают различные меры по охране посольств и стратегически важных объектов. Так, правоохранительные органы Киргизии ввели усиленный режим охраны всех иностранных дипломатических представительств, расположенных на территории республики, а также аэропортов и железнодорожных станций. К работе по обеспечению безопасности посольств и дипломатических миссий в республике подключены помимо сотрудников милиции, представители иных силовых ведомств. Личному составу охраны выдано автоматическое оружие, часть рядового и сержантского состава заменена опытными офицерами. Некоторое время назад руководство военной базы сил антитеррористической коалиции, размещенной в аэропорту столицы Киргизии "Манас" обратилось к руководству республики с просьбой о предоставлении возможности ввести дополнительные посты для усиления охраны территории прилегающей к авиабазе. Однако власти Киргизии не дали соответствующего разрешения, так как, по сути это означало бы контроль за всем пассажиропотоком центрального аэропорта республики. Аналогичные меры безопасности предпринимаются в Казахстане. Президент Назарбаев поручил силовым структурам усилить охрану ряда дипломатических представительств, стратегически важных объектов республики. В частности, Министерству транспорта дано указание по ограничению полетов воздушных судов в зоне возможных боевых действий. Назарбаев также поручил правительству, учитывая особое значение экспорта энергоресурсов, принять меры по формированию механизмов защиты экономики государства в случае серьезных колебаний конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Помимо этого, внешнеполитическое ведомство МИД Казахстана призвало своих граждан временно, до стабилизации обстановки, воздержаться от деловых и туристических поездок в Турцию, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты и другие страны региона. В соответствующем заявлении МИД республики говорится, что гражданам Казахстана, находящимся в странах, граничащих с Ираком, необходимо в срочном порядке обратиться в посольство или консульские учреждения Казахстана, а в случае их отсутствия в стране пребывания - в посольства и консульства государств-членов СНГ, для того, чтобы встать на временный консульский учет. В Минске 36 посольств, 13 консульств, а также представительства Красного креста, ООН, других международных организаций поступили под опеку Управления по охране дипломатических представительств и консульств объединения "Охрана" МВД Белоруссии. В то же время, по просьбе американского посла, предприняты дополнительные меры по охране американского посольства. Руководство других стран Содружества и дальнего зарубежья принимает аналогичные превентивные меры. Можно предположить, что представителям правоохранительных органов предстоит проделать немалую работу, ведь война в Ираке только началась, а ее последствия, как отмечают эксперты, непредсказуемы.




Кремль.org,
20 марта 2003

Россия должна принять "доктрину Монро" на постсоветском пространстве, назвав ее "доктриной Путина"

В.Жарихин

Выступление Владимира Жарихина, заместителя директора Института стран СНГ, на заседании Клуба Гражданские дебаты 19 марта 2003 г. "Послевоенная весна 2003 г.: кризис международных институтов и линия России".

По моему мнению, собственно говоря, ничего такого особенного сейчас Соединенные Штаты и не творят. Все мы помним, что в свое время один из американских президентов - Монро - выдвинул свою "доктрину Монро" для американского континента: окружение Соединенных Штатов должно быть дружественным по отношению к этим Соединенным Штатам. И любыми способами Соединенные Штаты достигали этой дружественности. Мы помним и из более близких времен - и Гренаду, и Панаму, и Чили. Сейчас в результате глобализации просто Соединенные Штаты распространили доктрину Монро на весь остальной мир, и сейчас мы как бы пожинаем плоды этого. Но здесь возникает вопрос: а как же нам быть в этой ситуации, в том числе и в пространстве СНГ?

Два месяца назад в журнале "Политбюро" я написал достаточно резкую статью, поставив вопрос о том, что Россия должна принять доктрину Монро на постсоветском пространстве, назвав ее "доктриной Путина". Надо сказать, ни положительной, ни отрицательной реакции не было. Примерно то же самое произносил Дзасохов на недавнем Государственном совете и пользовался той же самой терминологией - доктрина Путина и дружественное пространство окружения. Тоже никакой реакции.

Хотя, мне кажется, в этом принципиальный вопрос. Россия должна не просто реализовывать это право, она должна открыто и прямо заявить окружающим странам, в том числе и странам СНГ, что она будет добиваться этой цели, причем всеми доступными ей средствами. Разговоры о том, что сейчас американцы завязнут, мы воспользуемся втихаря, пока они не видят, они в другую сторону смотрят - не политика. Это детские игры. Надо переходить на серьезную позицию, жесткую, определенную. Реализовывать эту политику всеми теми методами, которыми, может быть, к сожалению, а может быть, по праву сильного, пользуются Соединенные Штаты в распространении доктрины Монро на весь окружающий мир.




Говорит Москва,
24 марта 2003

Я не верю ни в какие предварительные договоренности с Америкой.

Беседу вела Ильмира Маликова

О влиянии иракского конфликта на ситуацию в России рассказывает директор Института стран СНГ, заместитель председателя комиссии по международным делам партии "Единая Россия" Константин Затулин.

- Некоторые считают, что конфликт в Ираке не имеет к России прямого отношения. Поэтому столь подробное освещение войны российскими СМИ совершенно необоснованно. Как Вам кажется, насколько справедливы эти упреки?

Может быть, СМИ и переборщили, уделяя военной акции в Ираке так много внимания, однако нельзя сказать, что происходящее в Ираке абсолютно не затрагивает нашу страну. В течение нескольких месяцев мир пытался избежать военного столкновения. В Совете Безопасности ООН, и своих международных контактах Россия пыталась предложить свой вариант решения этой проблемы. И дело здесь вовсе не в Ираке, а в том, до какой степени одна страна в мире имеет право применять силу без достаточных для этого оснований. Какова роль России в иракской проблеме?

- Президент РФ выразил сегодня официальную позицию России: мы эту акцию не поддерживаем. Очевидно, что сейчас, когда операция только-только начинается, наш голос услышан не будет. Значит ли это, что эту позицию не нужно занимать? Безусловно, нет. Потому что заявление нашего президента имеет отклик в мире. Можно вслед за Путиным сказать, что это действительно серьезнейшая ошибка США. Она вызвана многими причинами, в том числе, конъюнктурными внутриполитическими проблемами, связанными с переизбранием нынешней администрации. Они предпринимают действия в соответствии со своими представлениями о том, какое поведение во внешней политике больше соответствует американским идеалам. Эти проблемы не имеют прямого отношения к тому, кто прав в конфликте между США и Ираком. Мне кажется, что Америка сама загнала себя в тупик. То, что сегодня происходит, можно охарактеризовать как самый масштабный кризис американского лидерства. Уже давно появились свидетельства того, что это лидерство не безошибочно. Вспомним хотя бы историю с Югославией. В сегодняшнем кризисе все европейские страны, за исключением Англии, и, может быть, Испании не принимают участия. Ведущие европейские страны - Франция и Германия оказались в одной лодке с Россией, Китаем - всеми, кто осудил это явление. Главная ошибка американцев заключается в том, что они дали повод ненавидеть себя Ближнему Востоку. Если после 11 сентября многие стали сочувствовать США, то сегодня на гребне моды - антиамериканизм. И это очень долговременный фактор. Хотят американцы или нет, но сегодня начинает складываться будущая коалиция, заинтересованная в том, чтобы лидерство США не было настолько безусловным.

- Будет ли Россия вытеснена из Ирака?

- Вы знаете, наши иракские интересы определялись восьмимиллиардным долгом сначала Советскому союзу, затем Российской Федерации. Отдельные российские корпорации пытались договориться с правительством Ирака о разработке нефтяных месторождений. Предполагалось, что именно мы будем иметь лидирующие позиции на нефтяном рынке Ирака. Все это и так, и не так. Вряд ли долг, который не был заплачен за время правления Саддама Хусейна, будет выплачен после того, как Саддама Хусейна не будет. Что касается наших нефтяных интересов, то я не верю ни в какие предварительные договоренности с американцами. В то, что за наше "хорошее поведение", за одобрение американских действий, победитель бросит нам какие-то крохи со своего стола. Вряд ли это произойдет. Смешно надеяться на договоренности с державой, которая не придерживается никаких договоренностей. Нас должен беспокоить другой вопрос: ограничатся ли США одним Ираком? Я, например, не верю в то, что можно будет просто выпутаться из проблем, которые возникнут после развала Ирака и свержения Саддама Хусейна. Уже никто не верит, что Ирак - это последняя страна, на которой американцы проводят такой эксперимент. Все потенциальные жертвы чрезвычайно встревожены, они начинают вооружаться и искать "ядерный щит" так, как это делает Северная Корея. Американцы напали на Ирак, потому потенциально Ирак мог бы стать угрозой для США. Никакие доказательства того, что Ирак реально участвовал в террористических актах 11 сентября, или имел к ним хоть какое-то отношение, представлены не были. С другой стороны, совершенно очевидно, что Северная Корея прибегла к защите путем создания ядерного оружия. В сложившейся ситуации США вряд ли рискнут повторить иракский опыт на Северной Корее. Потому что ни Россия, ни Китай этого не допустят. Первое следствие военной акции в Ираке заключается в том, что мир стал менее безопасным. Сейчас все страны - как те, что поддерживают США и так те, которые "выражают опасение" в связи с их поведением - начнут переходить к новому оружию. И те, кто были безъядерными, захотят иметь ядерное оружие, потому что на сегодняшний день только это является достаточным залогом того, что государственный суверенитет не окажется под угрозой.

Получается, что мы возвращаемся к доктрине мировой безопасности, которую в середине 80-х годов в числе прочих провозглашала и Маргарет Тэтчер: чем больше вооружение, тем больше сдерживание. В свое время эта концепция была раскритикована тогдашней политической элитой.

Мне кажется, что ялтинская система - систему сдерживания и двуполярного мира не нашла себе достойной замены. Вообще, все однополярное чрезвычайно уязвимо.




GazetaSNG,
28 марта 2003

Война в Ираке шинс и риск для России, считает директор Института стран СНГ Константин Затулин

Константин Затулин разделил последствия военной операции в Ираке на "непосредственные и долгосрочные". К непосредственным он отнес активизацию борьбы за влияние России и Америки на постсоветском пространстве, а также противостояние пророссийски и проамерикански ориентированных государств СНГ. "Ни для кого не секрет, что США уже давно стали важной фигурой на территории бывшего Союза, и в свете изменяющейся геополитической обстановки задача России - активизировать контрнаступление на фронтах СНГ, усилить давление на "непокорных" членов Содружества, не упустив возможности подключить к этому процессу страны западной Европы, разошедшиеся по политическим вопросам со странами коалиции", - считает аналитик. Война в Ираке, по мнению Затулина, одновременно и шанс, и риск для России. России в далекой перспективе предоставляется реальная возможность "размыть" сложившуюся в мире однополярность, поэтому, как заявил директор Института стран СНГ, не стоит ослаблять свои позиции в обмен на эфемерное сотрудничество с США. Однако если Москва все же пойдет на компромисс, как было в случае конфликта в Югославии, ни к чему хорошему это не приведет, считает эксперт. "А если мы не сможем сохранить лидерство в СНГ, то о каких прочных позициях России в мире можно говорить", - добавил Затулин. По его мнению, операция "Свобода Ирака" уже отразилась на интересе к проекту нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, а планы строительства ОЭТ оказались под угрозой срыва. "Иракская кампания снижает, по крайней мере, на время, интерес Штатов к Каспию, - считает Затулин. - Поэтому именно сейчас, пока американские компании будут биться за иракские месторождения, Россия имеет возможность интенсифицировать свою внешнеполитическую деятельность на Каспии". Межэтнические конфликты эксперт сравнил с дремлющими вулканами: "Пробуждение очага конфликта на планете неизбежно приводит к обострению локальных этнических противостояний". А на постсоветском пространстве таких очагов много: Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах. "На первый взгляд, ситуация в Нагорном Карабахе под контролем, однако баланс, убежден Затулин, в этом регионе весьма шаткий, и зависит во многом от решения курдской проблемы. Например, высока вероятность образования независимого Курдистана. Что касается Средней Азии, то есть серьезные основания говорить об обострении обстановки в результате активизации террористической деятельности радикальных исламских группировок", - заявил аналитик. Несомненно, что Америка хотела бы вершить судьбу СНГ и судьбы лидеров Содружества, поэтому вероятность силового вмешательства США весьма реальна, и первым в списке неугодных президентов стоит Александр Лукашенко, который не скрывает своих симпатий к иракскому руководству. Вашингтону, несомненно, хотелось бы иметь "карманных" президентов Азербайджана и Украины. "Однако с точностью утверждать что-либо в свете общей мировой нестабильности крайне трудно", - заметил Затулин.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ