Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №73(15.04.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ:
проблемы воды и стратегия сотрудничества
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Под знаменами Третьего Рима

Кирилл Фролов

Всероссийский Патриарх  предложил преодолеть русские церковные разделения в Западной Европе и серьезно  укрепить позиции Православия

 

Конечно, при упоминании терминов типа «исторический» и «эпохальный» у читателя зачастую возникает ирония. Но применительно к посланию Святейшего Патриарха Алексия Второго к  православным приходам русской традиции  эти термины вполне уместны. Действительно, появился не просто шанс, но реальный план воссоединения всех русских приходов в Западной Европе с Матерью – Церковью. Напомним, что часть русских епархий) в Европе и США во главе с выдающимся русским иерархом Митрополитом Киевским и Галицким Антонием (Храповицким) отделилась от московского патриаршего престола ввиду его зависимости от  атеистической власти и  вынужденных заявлений московского Священноначалия о лояльности богоборческой власти, и организовалась в Русскую Православную Церковь Заграницей. Другая часть русской церковной эмиграции во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, создав в его лоне Русскую Архиепископию, в лоне которой действует знаменитый Свято-Сергиевский Институт в Париже, в котором преподавали столпы русской культуры в изгнании.

Период после падения коммунизма характеризуется долгими и мучительными поисками путей воссоздания единства Русской Церкви.  Лучшие силы в Русской Зарубежной Церкви всегда призывали к диалогу с Московским Патриархатом, но нашлись горячие головы, которые устроили авантюру с открытием «параллельных» РПЦ приходов Зарубежной Церкви в России, Эта авантюра кончилась печально- те немногие (а много и быть не могло- количество желающих отойти от Патриаршей Церкви в России  исчислялось единицами), что перешли в России в лоно Зарубежной Церкви, предали и ее. Часть этих деятелей создало маргинальную «российскую автономную церковь», иначе говоря, суздальский раскол, которая стала играть в нынешней РФ роль обновленцев 20-х годов-роль «карманной секты» антицерковных сил, использующих ее в качестве мелкой разменной монеты в борьбе с авторитетом Русской Православной Церкви. Нонкорфизм «зарубежников» обернулся в России сервилизмом «суздальцев». Да еще сервилизмом перед…политтехнологами и средней руки  чиновниками. «Суздальцы» сыплют доносами на Русскую Православную Церковь, обвиняя авторов ее Социальной Концепции чуть ли не в заговоре против Президента, как в свое время  обновленцы обвиняли православных в «конттреволюции».

Другая, причем «ультрапатриотическая»  часть бывших «зарубежников» в РФ во главе с бывшим архиепископ Варнавой (Прокофьевым) пошла еще дальше и договаривается с раскольническим «Киевским патриархатом» на правах его филиала в РФ. Власти Украины используют сторонников архиеп. Варнавы как «гетто» для православных русских, исход в которое позволит ускорить отделение УПЦ от Московского Патриархата.

Другая часть Зарубежной Церкви приветствовала  возрождение Русской Православной Церкви в России. Архиерейский Собор РПЦЗ 2001 года, в противовес «суздальцам», приветствовал новую Социальную Концепции Русской Православной Церкви, принятую на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 года, указал на те ее пункты, которые, по мнению Зарубежной Церкви, свидетельствуют о преодолении в РПЦ «сергианства», т.е. идеологии компромиссов с антицерковными силами. Также Зарубежная Церковь приветствовала канонизацию Собора Новомучеников и Исповедников Российских тем же Архиерейским Собором РПЦ. Таким образом, сняты основные препятствия к воссоединению.

Не менее абсурдно и нахождение русских парижан в юрисдикции Константинопольского Патриархата, особенно в контексте его неканоничных шагов в отношениях с украинскими раскольниками и вокруг Эстонии. Да даже если бы их не было, даже если Константинополь прекратит проводимые под  давлением США  игры с украинским раскольниками (к чему есть признаки), то надо помнить, что русская парижская архиепископия отделилась от Москвы, чтобы не быть заложницей коммунистов, и что ей логично вернуться в Русскую Церковь.

И Патриарх Московский предложил сделать реальные шаги по воссоединению. Создается единый самоуправляемый русский митрополичий округ Западной Европы. Он должен объединить и приходы Московского Патриархата, И Зарубежной Церкви, и Парижской Архиепископии. После объединения должен быть избран Митрополит. Избрание должно быть утверждено Патриархом и Синодом в Москве. Пока главой митрополичьего округа стал Митрополит Сурожский Антоний (Блюм), долгие годы возглавлявший Британскую епархию РПЦ. Выбор Патриарха понятен. Митрополит Антоний- выдающийся богослов  и пастырь, обладающий  огромным авторитетом. Он способен посадить за стол переговоров всех участников процесса, преодолеть подводные камни. Например, со стороны Зарубежной Церкви неизбежно станет вопрос об экуменизме. Действительно, такая проблема существует. И соборный разум Церкви сможет выработать  оптимальный механизм, обеспечивающий участие Русской Православной Церкви в европейских  и мировых политических, дипломатических, цивилизационно - культурных процессах. Безусловно, никакие догматические компромиссы и совместные молитвы с инославными невозможны. Но должны быть площадки для встреч, консультаций, в конце концов, для приведения заблуждающихся к истине Православия. Не секрет, что  многих православных смущают сами названия «Всемирный Совет Церквей» или «Конференция Европейских Церквей», ибо Церковью являются только те институции, которые исповедуют правильные, православные догматические определения и имеют  апостольское преемство епископата.  Если бы вышеупомянутые межконфессиональные переговорно-дипломатические площадки имели бы нейтральное название, типа «европейская христианская конференция», если бы их православные участники заверили свою паству, что имеют целью только отстаивание интересов Православия, и приведение инославных к истине Восточной Церкви, то процесс воссоединения пошел бы быстрее, да и диалог и единение  между «клиром и миром» стали  бы глубже.

Другой «подводный камень процесса»-это сопротивление противников православного возрождения России, которые, страшась усиления Русской Церкви, безусловно, будут вставлять палки в колеса процессу воссоединения. Собственно, рупор «суздальского раскола» «Кредо.Ру» уже начал наводить тень на плетень, уже развивает демагогию, стравливает участников процесса. Дело не в кучке раскольников, а в их политических покровителях, которые дезориентируют общественное мнение и политическую элиту.

Поэтому дело воссоединения русских православных юрисдикций в Европе должно быть должным образом обеспеченно в информационном и политическом план - это и интернет-проекты, и кампания в светской прессе, и пресс-конференции, это и диалог с заинтересованными общественно-политическими элитами, в первую очередь, с теми, кто осознают- что единое и сильное русское Православие-это условие самого бытия России.

Еще одна тема, затронутая в послании Патриарха. Это будущее Православие в Европе, проблема Поместной Православной Церкви Европейского Союза.  Следует сразу твердо уяснить, что проблема новых автокефалий на постсоветском пространстве и вене его-это не одно и тоже. Например, даже разговоры об автокефалии на Украине и в Белоруссии неприемлемы. Это - каноническая территория РПЦ,  земли Святой Руси. Единство Русской Православной Церкви на этих территориях - аксиома и не предмет для  дискуссий. 

Другое дело-Европа. Действительно, православные немцы, французы, британцы  не обязаны находится в прямой юрисдикции Московского Патриархата и молиться по церковно-славянски. Они имеют свою, древнюю, православную западнохристианскую традицию, богослужение, обряды, возникшие еще до отпадения католицизма от Церкви. И все это должно быть возрождено, на первых порах, в составе объединенной русской православной митрополии Западной Европы. Вопос о полной самостоятельности западноевропейского православия возникнет  тогда, когда критическая масса православных французов, англичан, и т.д. перевесит русских (в этом случае русская диаспора может сохранить свою особую юрисдикцию по соглашению с новыми автокефальными Церквями, как в США, где Московский Патриархат создал Американскую Автокефальную Церковь, сохранив, в согласии с ней, свою епархию, которая ныне бурно развивается). И этот вопрос очень серьезен. Либеральное перерождение западного христианства (однополые «браки», женское «священство» неизбежно заставят верующих европейцев обратиться в сторону Восточной Кафолической Церкви.  Мало того, если она не протянет им руку, христианская Европа вообще может погибнуть. Уже сейчас, многие консервативные европейские интеллектуалы, не заметив Православия, переходят в ислам, видя в нем единственную защиту от воинствующего постмодернизма. И долг православной русской европейской диаспоры не только сохранить свою веру и культуру, но и не замкнуться в своей этничности, подарить радость Православия тем европейцам, которые ищут и мыслят. Собственно, пореволюционая Русская Эмиграция так и поступала. 

И, вопрос, какие организационные формы примет Православие в Западной Европе, актуален и не закрыт. Не случайно, Патриарх деликатно  пишет о том, что германские епархии РПЦ и РПЦЗ будут  подключены к процессу на следующем этапе, ибо пока важно добиться ясности с Британской епархией и французскими приходами всех трех русских юрисдикций. Если вопрос о желательности воссоединения всех русских приходов Западной и Центральной Европы в создающуюся митрополию однозначен, то дело с гипотетической Поместной Церковью Евросоюза сложнее. Ведь в ЕС входят государства, где есть Поместные Православные Церкви. Например, Греция. Вряд ли Элладская Церковь захочет поступиться своей самостоятельностью. Может, более эффективен путь создания национальных Поместных Церквей европейских государств, где именно Православие будет фактором сохранения идентичностей на фоне европейской и мировой глобализации, что многократно повысит его привлекательность. Важно том, чтобы эти процессы проходили под попечением Русской, а не какой иной, Поместной Церкви. В этом случае Россия получает уникальный шанс неагрессивного, но позитивного, глубокого и мощного  влияния на духовные процессы в Европе, да и на общемировые процессы.




Послание Патриарха Московскаго и всея Руси Алексия II архипастырям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе

01 апреля 2003 г.

№ 1378

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Антонию, митрополиту Сурожскому

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Симону, архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Иннокентию, архиепископу Корсунскому

Его Преосвященству, Преосвященному Гавриилу, епископу Команскому, временно управляющему Архиепископией Русских Православных церквей в Западной Европе

Его Преосвященству, Преосвященному Амвросию, епископу Женевскому и Западно-Европейскому (Русская Православная Церковь Заграницей)

Всем православным приходам русской традиции в Западной Европе

Преосвященнейшие Владыки, дорогие отцы, братия и сестры!

В текущие дни святой Четыредесятницы Нас не оставляет постоянные раздумья о будущем русского церковного наследия, традиции русского Православия в странах Запада.

Божией милостию, заступничеством Царицы Небесной, молитвами святых Новомучеников и Исповедников Российских, церковная жизнь в Отечестве ныне успешно возрождается во всей ее полноте. Конечно, не следует поддаваться искушению неуместного триумфализма; недостатков в устроении Святой Церкви с человеческой стороны еще очень много. Господь ждет от нас более глубокого покаяния, большей жертвенности, большей ревности о спасении и просвещении миллионов людей, хотя и крещеных, но не воспитанных с детства в православной вере. Однако искушения и слабости, которые можно усмотреть в церковном обществе на Родине, объясняются главным образом «болезнями роста». Весеннее пробуждение после долгой и лютой зимы насильственно насаждавшегося безбожия не может быть мгновенным и беспроблемным.

Картина меняется, когда мы обращаем взгляд к устроению церковной жизни наших соотечественников в рассеянии. Прежде всего, встает неизбежный вопрос: чем можно объяснить сегодня продолжающееся разделение разрозненных частей Русской Церкви? Ясно, что оно было порождено исторической трагедией русского народа, расколом общества в результате революционной катастрофы. И митрополит Антоний (Храповицкий – ред.), и митрополит Евлогий объясняли свое отстранение от полного единства с Церковью-Матерью на Родине лишь политическими, а не иными какими-либо причинами. Эти выдающиеся архипастыри, каждый по-своему, любили Россию, на которую им не суждено было вернуться, и верили, что церковное единство будет восстановлено, как только падет иго безбожия, тяготевшее над родной страной. Верили в это и их собратья, испытавшие на себе всю лютость гонений на Церковь в тогдашнем СССР. Верил и Святейший Патриарх Константинопольский Фотий, когда в 1931 году выражал свое мнение, что временное подчинение Константинопольскому престолу Русского экзархата в Западной Европе сохранится лишь «до тех пор, пока, Богу содействующу, будет восстановлено единство и единый образ Святой братской Русской Церкви». То же подтвердил и Святейший Патриарх Афинагор, когда в 1965 году благословил Экзархату русских приходов в Западной Европе вернуться в лоно Русской Православной Церкви.

Едва ли можно сомневаться, что ныне время для восстановления единства настало. Об этом Мы уже писали в братских посланиях Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею в сентябре минувшего года, а годом ранее - членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Теперь же почитаем благовременным обратиться с этим словом непосредственно к нашим соотечественникам: в странах Западной Европы и их духовным пастырям. Почему ныне, когда миновала година тяжких искушений, когда Церковь в Отечестве свободно совершает свое служение, а Россия стремится к восстановлению исторического преемства, церковное разделение не прекращается, хотя причины его давно упразднены? Почему мы не оправдываем надежд наших предшественников и духовных отцов?

Помимо причин, укорененных в человеческой греховности, есть и иные, более благословные вины. Внуки и правнуки эмигрантов «первой волны» ощущают себя людьми, вполне уже укоренившимися в странах своего нынешнего проживания, принимая активное участие общественной и культурной их жизни. Дорожа отеческим наследием, многие из нынешних носителей русской духовной традиции в Западной Европе хотели бы сохранить и те формы устроения церковной жизни, которые за долгие десятилетия постепенно вырабатывались в условиях, отличных от положения Церкви в России, хотя и на основе той же канонической традиции, выраженной в правилах Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, традиции, проявившейся также в деяниях и постановлениях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов.

Кроме того, приходы русского основания и русской традиции за минувшие годы приобрели многонациональный характер и ввели в широкое литургическое употребление местные языки, что со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия составляет неизменную черту православного пастырского и миссионерского делания.

Ради того, чтобы иметь некую гарантию сохранения привычного уклада, часть наших соотечественников, пребывающих в странах Запада а также и местных православных, входящих в состав общин русской традиции, выражает желание строить церковную жизнь по собственному уставу, обеспечивающему внутреннее самоуправление и избрание предстоятеля, при условии последующего утверждения такого избрания Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Подобные пожелания высказывались, в частности, епархиальным съездом Сурожской епархии и находили выражение в проекте ее устава. Они также составили важнейшую часть заключений комиссии «Будущее Архиепископии Русских Православных церквей в Западной Европе», два года назад учрежденной почившим в Бозе архиепископом Евкарпийским Сергием. Такой порядок предусмотрен и действующим Уставом Архиепископии.

Принимая во внимание совокупность этих пожеланий, полагаю, что они могли бы быть осуществлены посредством образования в Западней Европе единого Митрополичьего округа, имеющего несколько епархий и включающего все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него. При этом имеется в виду дарование данному Митрополичьему округу прав самоуправления с избранием Предстоятеля собором округа в составе иерархов, клириков и мирян на основе устава, который надлежит разработать при участии представителей всех групп православного русского рассеяния в западноевропейских странах.

До первых выборов Предстоятеля почитаем справедливым возложить попечение о новоучреждаемом Митрополичьем округе на Высокопреосвященного митрополита Сурожского Антония, несмотря за ранее выражавшиеся им пожелания об уходе на покой. Огромный пастырский опыт и признанный духовный авторитет всеми уважаемого Владыки послужит залогом успеха в новой организации жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе.

В период до выборов, Преосвященные архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Корсунский Иннокентий, епископ Команский Гавриил, епископ Женевский и Западно-Европейский Амвросий, а также архиепископ Керченский Анатолий, епископ Сергиевский Василий и епископ Клавдиопольский Михаил, сохраняя свои полномочия, приглашаются быть ближайшими сотрудниками и помощниками Владыки Антония. К участию в процессе объединения русского рассеяния, несомненно, должны быть приглашены на следующем этапе и Преосвященные архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей), архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Венский и Будапештский Павел, чтобы и на страны Центральной Европы распространить восстановление церковного единства.

Надеемся, что самоуправляемый Митрополичий округ, объединяющий всех верных русской православной традиции в странах Западной Европы, в угодное Богу время послужит основанием грядущего канонического устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе, созидающейся в духе соборности всеми православными верующими, пребывающими в этих странах.

С любовью призываю всех вас, дорогие Владыки, отцы, братия и сестры, потрудиться в великом деле уврачевания тягостного разделения русского рассеяния. Господь любви и мира да благословит ваши усилия.

+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси




Открытое письмо приходам Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе по случаю предстоящих выборов будущего Архиепископа 1-го мая 2003 г.

Париж, 23 марта 2003 г.

Бог соблаговолил призвать к себе Владыку Сергия и вследствие этого, привести нашу общину к избранию нового Архиепископа. На это преемство будет представлено несколько кандидатур, при условии, что они будут соответствовать положениям статьи 41 Устава Епархии, предусматривающим следующие критерии: быть в возрасте не менее 35 лет, соответствовать каноническим и нравственным критериям Православной Церкви, находиться под юрисдикцией Архиепископии в течение не менее пяти лет и обладать углубленными знаниями по богословию, как правило, подтвержденными дипломом.

В связи с выборами, которые состоятся 1-го мая 2003 г., встаёт вопрос об избрании среди кандидатов человека, которого знают немногие из голосующих, а направление, которое он хотел бы придать нашей Архиепископии, зачастую с трудом поддаётся оценке.

Ввиду этого, поскольку представить всех кандидатов в каждом приходе трудно, данное открытое письмо имеет целью привлечь внимание к вопросу о направлении, которому будет следовать Архиепископия после выборов. Настоящее открытое письмо также содержит призыв к членам нашей общины со всей силой своего убеждения отстаивать сохранение тех ценностей, которые способствовали расцвету нашей Архиепископии в духе уважения её происхождения и традиций.

После революции 1917 г. в Западной Европе обосновалась многочисленная православная община, по происхождению связанная с русским и другими народами, входившими в состав Российской империи. Опираясь на существовавшие уже тогда приходы (зачастую созданные на основе посольских храмов или построенные в местах пребывания выходцев из этой империи), община немало потрудилась для сохранения совершенно особых традиций, свойственных Русской Матери-Церкви, а также для развития наряду с русскими приходами общин, которые отвечали специфическим потребностям каждой из стран, где это дело было продолжено.

Бесконечной благодарности заслуживает Константинопольская Патриархия, которая предоставила общине свою пастырскую поддержку и временную каноническую законность на время испытаний и мученичества, которое переживала Матерь-Церковь. Благодаря ей русское Православие, укоренившееся на Западе по воле Божией, не только выжило, но и развило значительную миссионерскую деятельность наподобие той, которой занималась Матерь-Церковь до революции на Дальнем Востоке (св. Николай Японский), в Ливане, на Святой Земле, на Американском континенте и уже в то время, в Западной Европе.

Ныне наша Архиепископия обязана сохранить своё единство, превзойдя характерные для неё различия, обусловленные этнической, географической и культурной принадлежностью, при должном уважении к ним. В этом отношении Владыка Сергий одновременно поддерживал диалог со славяноязычными и локальными элементами нашей общины, возобновил конструктивное взаимодействие с Матерью-Церковью и, конечно, продолжил отношения с Константинопольской Патриархией.

Поэтому весьма желательно, чтобы наш новый Архиепископ возложил на себя задачу по продолжению и развитию этого духа открытости и верности традиции, а также завещанным нам пожеланиям Владыки Евлогия и, разумеется, памяти наших родителей. Важнейшим обстоятельством, в полной мере оправдывающим развитие этого замысла, является то, что Матерь-Церковь выжила в пору мученических испытаний и отныне может свободно исповедовать свою веру в Бога с силой и благочестием, характерными для православных христиан славянской традиции и русской особенно.

Так дело Православия в эмиграции естественным образом находит своё место при освобождённой Матери-Церкви. Именно поэтому мы считаем необходимым обратиться к преемнику Владыки Сергия с просьбой предоставить нам во всей полноте своей христианской и пастырской совести заверения в том, что : диалог и сближение с Матерью-Церковью будут продолжены и усилены в перспективе естественного возвращения, предусмотренного Томосом Патриарха Фотия от 17 февраля 1931. славяноязычные приходы будут развиваться с тем, чтобы ответить новым потребностям, связанным с появлением растущего числа православных христиан - выходцев из России, СНГ и других традиционно православных стран восточной части Европы. Приходы, относящиеся к так называемой "местной" культуре (франкоязычной, нидерландоязычной, англоязычной, германоязычной, и т.д.) будут развиваться с тем, чтобы продолжить традиционную миссию Русской Церкви и ответить всё более острым потребностям определённой части западных людей, которые, оказавшись в растерянности ввиду изменения религиозных ориентиров, всё в большем числе обращаются к Православной Церкви и обретают для себя в Её лоне источник духовности. Следуя своим русским и западным традициям, наша Архиепископия будет оказывать содействие новым поколениям членов Матери-Церкви, перед которыми стоит огромная задача – продолжить возрождение Русской Церкви во благо всего Православия. Выполнением этой миссии должен будет заниматься либо Архиепископ русского происхождения, впитавший западную культуру, либо обладающий, как некогда Владыка Георгий Вагнер ввиду своего длительного опыта православной русской традиции и особой чуткости, способностью возвыситься над культурными и этническими особенностями. Кроме того, важным качеством на данном этапе является хорошее знание Архиепископии, её истории и приходов, а также значительной части членов общин, входящих в её состав.

Граф Сергей А. Капнист

Князь Александр А. Трубецкой


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ