Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №49(01.04.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИЯ



,
19 марта 2002

День рождения - грустный праздник...

Амангельды Эсенов.

Туркменбаши достиг возраста пророка - почему бы не порадоваться! Однако имениннику сейчас явно не до веселья... Вслед за Б.Шихмурадовым, Н.Ханамовым и бывший вице-премьер министр Х.Оразов объявил о своем переходе к оппозиции. Сердар первый или второй случай мог бы посчитать издержкой, курьезом, но если это превращается в систему, то он знает, что большая беда кроется где-то рядом. Виноват-то в этом не он, а его главное оружие в управлении государством - использование системы сдержек и противовесов, жертвами которой становится большинство руководителей министерств, ведомств и хакимов велаятов: они сменились по третьему и более кругу.

Только за минувший год Туркменбаши произвел значительные кадровые изменения в высших эшелонах власти, превысившие число всех кадровых перестановок со дня независимости страны. За вышеуказанный период сняты с должности 6 вице-премьеров, ряд министров и других высокопоставленных чиновников. В последнее время президент стал назначать министров временно, сроком на полгода или год. Как представляется, причина такой быстрой текучести кадров в высшем руководстве состоит в том, что Туркменбаши опасается появления в своем окружении претендентов на роль нового главы государства.

Кому может доверять Туркменбаши? Доверял экс-министру внутренних дел К.Касымову, который к тому же является дальним его родственником и бывшему министру обороны Д.Копекову. Они устроили сентябрьские события 1998 года, когда в Казанджике Марийского велаята произошло вооруженное столкновение между взбунтовавшимися офицерами танковой части и спецназовцами. Пришлось Д.Копекова снять с поста министра обороны, на который был назначен К.Касымов. Позже в 1999 году К.Касымов назначен министром юстиции, а после Б.Шихмурадова, он уже посол в Китае.

В то же время на ведущее место в окружении Туркменбаши выдвинулась фигура председателя Комитета национальной безопасности (КНБ) Туркменистана М.Назарова, который являлся наиболее приближенным к президенту С.Ниязову лицом и фактически вторым человеком в стране. После назначения в мае 2001 года М.Назарова советником президента, руководителем координационного органа при президенте Туркменистана по вопросам безопасности и обороны республики, последний еще больше усилил свое влияние на президента С.Ниязова. Мухаммада Назарова можно отнести к числу политических "долгожителей" - членов правительства страны, которому удалось удержаться у власти более 6 лет. Однако, и его постигла та же участь, что и других министров.

После снятия с должности председателя меджлиса Туркменистана С.Мурадова, который лично осуществлял кадровую политику в республике, новая должность М.Назарова, фактически выдвинула его в ранг второго человека в иерархии аппарата государственного управления страны. Кроме того, после назначения М.Назарова советником президента по вопросам безопасности и обороны страны все остальные силовые структуры страны начали спешно "укрепляться" представителями КНБ. В частности, в настоящее время государственную пограничную службу туркменского государства возглавляет Т.Тырмыев, а министерство обороны - Г.Бегенджев, которые до этого являлись заместителями председателя КНБ.

Не трудно заметить, что деятельность КНБ соответствует тенденции формирования в стране системы монопольной политической и экономической власти - "империи президента С.Ниязова". КНБ получил возможность распространения тотального контроля на все важнейшие политические и общественные институты, государственные органы, финансово-промышленные группы и средства массовой информации страны. Казалось бы, кому же, если не М.Назарову, прогнозировать перспективы развития ситуации в случае внезапного ухода Туркменбаши с президентского поста в случае его смерти или тяжелой болезни. В недрах КНБ разрабатывались следующие возможные сценарии политического развития Туркменистана.

В том случае, если С.Ниязов так и не назначит своего нового преемника, по действующей конституции обязанности главы государства до новых президентских выборов будет исполнять 54-летний председатель меджлиса Р.Аразов, в прошлом являвшийся хакимом Балканского велаята, назначенный на свой пост в начале июля прошлого года. Последний пока не имеет особого влияния в политической элите страны, однако, по занимаемой должности он способен в определенной степени повлиять на результаты голосования.

Существенное влияние на предстоящую борьбу за власть окажет и противостояние существующих клановых группировок. Однако, в складывающихся условиях наиболее реальные шансы на победу на выборах несомненно должен был иметь сложившейся в последние годы альянс М.Назарова и нынешнего заместителя главы кабинета министров Р.Сапарова (из северных йомудов, принадлежит к ташогузской группировке). Несмотря на внешнюю неорганизованность, достаточно мощную силу представляет чарджоуская (туркмены-эрсарынцы) группировка, представителем которой является М.Назаров. Эта группировка выдвинулась на политическую арену Туркменистана как самостоятельная сила еще в годы правления секретаря ЦК Компартии Туркмении М.Гапурова, предшественника С.Ниязова. По мнению аналитиков, владеющие крупными финансовыми средствами сыновья Гапурова Бахтияр и Сердар, являвшийся до 1994 года одним из вице-премьеров правительства С.Ниязова и курировавший сельское хозяйство, Джоракули Бабакулиев, семья Азимовых и многочисленные представители интеллигенции и среднего чиновничества, выходцы из Лебапского велаята, могут объединиться в региональный союз и выступить в защиту своих экономических интересов.

В этом альянсе несомненно ключевую роль играл М.Назаров, поддержка которого позволила бы Р.Сапарову обойти всех своих соперников. Однако, не исключался и т.н. "российский" вариант, то есть приход к власти самого председателя КНБ.

Остальные ранее влиятельные региональные группировки (марыйская, кызыл-артская (ахалская), балканская и др.) в последние годы существенно ослабли, так как их представители, "впав в немилость", были сняты со своих государственных постов, многие из которых были заняты ставленниками М.Назарова. Как известно, из окружения Туркменбаши за период его правления страной, ушло большое число разбогатевших людей, вынашивающих планы возврата к большой политике после ухода туркменского лидера. К ним можно отнести бывшего председателя кабинета министров Х.Ахмедова; бывшего министра сельского хозяйства и продовольствия П.Мередова; бывшего министра товаров народного потребления А.Атаева; бывших заместителей председателя кабинета министров Н.Союнова, Н.Нурклычева и Х.Ишанова. Однако, председатель КНБ М.Назаров, имея на них серьезные компрометирующие материалы, держал их под контролем.

Но Сапармурат Ниязов уволил советника по правовым вопросам и координации деятельности правоохранительных и военных органов, председателя Комитета национальной безопасности Мухаммеда Назарова. Он также понижен в воинском звании до генерал-лейтената, за "недостатки, допущенные в работе". Также президент подписал в понедельник указа об освобождении от обязанностей двух заместителей председателя Комитета национальной безопасности Хайыта Какаева, одновременно возглавлявшего столичное управление КНБ, а также подполковника Оразмухаммеда Бердыева. В указа отмечается, что они таким образом наказаны "за серьезные недостатки в работе и как не справившиеся со своими служебными обязанностями".

Из числа претендентов на высшую власть нельзя полностью исключать и вице-премьера правительства Реджепа Сапарова, которого поддерживает влиятельное и богатое турецкое лобби. Сам Р.Сапаров, курируя строительства и торговлю, обладает значительными финансовыми средствами. Свои виды на власть имеет, и заметно активизировавшаяся в последние годы т.н. демократическая оппозиция Туркменистана. Еще летом 1998 года ее сторонники, в основном представители интеллигенции создали в Москве комитет национального спасения, основной задачей которого является легализация и проведение открытой оппозиционной деятельности в Туркменистане.

В конце прошлого года бывший заместитель премьер-министра, министр иностранных дел, ныне лидер Народно-демократического движения Борис Шихмурадов обвинил Туркменбаши в злоупотреблении служебным положением, подтасовке результатов президентских выборов, политических убийствах, совершенных в туркменских тюрьмах с 1993 по 1997 год, среди убитых были эмигранты. Ниязов незаконным путем использовал валютный фонд страны в личных целях. Им были присвоены акции на сумму свыше одного миллиарда двухсот миллионов долларов.

Как после таких обвинений не задуматься Туркменбаши. Ведь обвиняют его самые ближайшие бывшие соратники, которым Туркменбаши доверял в свое время и сугубо личные секреты. Один из таких секретов касается опять-таки личности генерала М.Назарова. Вернее персоны его матери, которая, будучи депутатом Верховного Совета, еще союзной республики была довольно-таки близкой знакомой самого Туркменбаши. Конечно, Туркменбаши тогда еще был С.Ниязовым, типичным карьеристом партноменклатурного аппарата ЦК компартии Туркменистана. Автор туркменского Корана - "Рухнама" в то время не был "мыслителем" такого масштаба, каковым является сейчас, и мог себе еще позволить утехи в стиле героев "Декамерона" с уважаемыми депутатками. Как бы то ни было, этот загадочный любовный роман Туркменбаши с матерью М.Назарова вполне может обеспечить его будущее. Видимо таким же образом рассуждал и М.Назаров.

Однако, ничто не спасло его от немилости Туркменбаши. Очевидно, Туркменбаши не спешит назначать себе приемника и не спешит задумываться о будущем своей страны. В его намерения не входят осуществить преемственность власти. Он боится, что приемник отстранит его от власти и не позволит править страной до самой смерти.




ВИС НДДТ,
19 марта 2002

Последние события в Кыргызстане - урок для всей Центральной Азии

Борис Шихмурадов

Ак-Сыйский сценарий не должен повториться!

Народное Демократическое Движение Туркменистана глубоко скорбит по поводу гибели людей в результате акции гражданского неповиновения в Кыргызстане. Мы выражаем наши соболезнования семьям погибших, сочувствия всем пострадавшим в столкновениях, которые были спровоцированы неумными и опасными действиями властей, считающих достаточным свой диктаторский и лицемерный ресурс. Эта тема не национальна, не отражает только политическую импотенцию какого-то конкретного, наделенного властными полномочиями кыргыза, начиная с Акаева. Она отражает системный, политический и гражданский кризис на территории всех центральноазиатских государств, вступление его в фазу избавления людей от страха перед репрессиями властей. Неуклюжие попытки обанкротившихся президентов использовать американское присутствие в качестве щита (или меча) против собственного народа на фоне кыргызских событий утратили даже иллюзорный смысл. Во-первых, американцы знают, ради чего они находятся в регионе и с кем борются, а во-вторых, еще не родился такой американский президент, который "сдаст" традиционные американские демократические и моральные ценности в угоду властным амбициям странных личностей: от "пожизненного" Ниязова в Туркменистане до "лица без определенных ориентиров" Акаева в Кыргызстане. Не хватает все-таки более молодому Акаеву диктаторской закалки Ниязова, который взял и разогнал свою спецслужбу, обвинив ее в преступлениях, которые совершал сам против своего народа. И все. На неделю-другую ситуацию, вроде, упокоил. В этом и заключается сегодня корень народных бед и в Кыргызстане, и в Туркменистане, и в других "станах", где царствующие персоны не занимаются решением социально-экономических проблем, а одержимы только сохранением собственной власти любой ценой. Отсюда и пули против демонстрантов - привычный метод агонизирующих режимов.

Ак-Сыйские события – это трагедия. Тяжкий урок. Подчеркну, что не для господ Ниязова или Акаева. Они эти уроки по определению не способны извлекать адекватно. Это урок для нас - тех, кто сегодня посвятил себя работе против уродливой диктатуры, насажденной в государствах бывшей советской Средней Азии и Казахстане. Успех этой работы на этапе поиска избавления от диктаторских режимов, консолидации здоровых демократических сил во сто крат увеличится при более тесной координации действий между всеми оппозиционными силами наших стран. Нам есть, что согласовывать, есть, что координировать, есть, что определять в качестве приоритетных задач. Нам надо избавить наши народы, переживающие сегодня процесс искусственного отчуждения друг от друга, который так выгоден каждому, из сегодняшних среднеазиатских правителей. Кто меньше, кто больше, но они, все равно, разыгрывают националистическую карту, противопоставляя один братский народ другому. Довел же Ниязов до абсурда отношения туркмен с узбеками. А сегодня начал новый поход. Болтает налево и направо, что Мангышлак вовсе не принадлежит казахам и должен принадлежать туркменам. Примитивный прием: говоря о коварных планах узбеков, оккупантах-казахах, он пытается отвлечь внимание масс от безобразий, которые чинит внутри Туркменистана. В этом же ряду находятся регулярные стычки на туркмено-узбекской границе, гибель мирных жителей по обе стороны колючей проволоки, которую развесил между двумя братскими народами Ниязов.

Время диктует нам, представителям демократической политической оппозиции, новые правила поведения. Нам нужно практическое сотрудничество, прямое взаимодействие, ибо именно здесь будет наработана новая схема координированных действий стран нашего региона, страдающих от тупой суверенизации, в ближайшем будущем. Разделенные – мы никто. Ни как политическая категория, ни как экономический субъект. Разделенные, проводящие нездоровую конкуренцию между собой, наши государства отталкивают от себя и серьезных инвесторов и солидных партнеров. Наши разъединенные и нищие рынки никому по отдельности не нужны. Даже огромные запасы минеральных ресурсов региона не могут быть востребованы в условиях непонятного размежевания между среднеазиатскими государствами. Ни ТРАССЕКА, ни "Шелковый Путь", никакие иные региональные проекты не смогут заработать до тех пор, пока не будет изменена атмосфера в отношениях наших государств. Избавление от диктаторских режимов должно сразу привести к изменению в межгосударственных отношениях, пересмотру их в сторону реальной и здоровой интеграции, вплоть до формирования региональной конфедеративной схемы в рамках СНГ. А может быть и большего. Все это - идеи, существующие в умах достойных представителей туркменской, узбекской, кыргызской, казахской, таджикской интеллигенции. Все это требует серьезной и глубокой проработки. А сегодня задача – предотвратить развитие событий во всем регионе по Ак-Сыйскому сценарию.

В начале апреля наши страны планирует посетить очередной действующий Председатель ОБСЕ Министр иностранных дел Португалии Жайме Гама. Надо сделать все, от нас зависящее, чтобы его визиты не стали очередной туристической поездкой с приемами у "первых лиц" и взаимной раздачей комлиментов. НДДТ официально обратилось к ОБСЕ с просьбой о приостановлении членства ниязовского режима в организации, и мы ожидаем адекватной реакции нынешнего действующего Председателя на эту просьбу. Эта просьба должна быть поддержана всеми оппозиционными силами нашего региона с преодложением приостановки членства в ОБСЕ режима Акаева, учинившего кровавую расправу над людьми, протестовавшими против его произвола. НДДТ выражает готовность к тесному и практическому сотрудничеству со всеми демократическими оппозиционными силами братских стран региона. У нас общие цели, общая судьба, мы объединены надеждами наших народов на демократические преобразования.

Мы обращаемся к странам-членам ОБСЕ, ЕС, руководству России и США с настоятельной просьбой и добрым советом отказаться от упрощенного подхода к правящим в центральноазиатском регионе режимам, не дискредитировать свой статус похлопыванием по плечу мини-самодержцев, проявить политическую мудрость и взвешенность в оценках обстановки внутри стран Центральной Азии, стонущих под гнетом диктаторских режимов. Оппозиция принципиально и недвусмысленно нацелена на демократические перемены формирования в наших странах гражданских обществ, демократических институтов власти и управления, опирающихся на универсальные международно-правовые и гуманитарные ценности. В этом – спасение наших народов. В этом – спасение народа Туркменистана, неотъемлемого компонента среднеазиатской общности.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ