Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №79(15.07.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

В ЗЕРКАЛЕ СМИ



Война с Абхазией отложена

"Новые Известия", 15.07.2003

Мехман Гафарлы

Совет безопасности Грузии обратился в ООН с ходатайством о применении в отношении Абхазии 7-го пункта Устава ООН, предусматривающего силовое принуждение сторон к миру. Сегодня должна была состояться чрезвычайная сессия парламента для рассмотрения ситуации в Абхазии, но заседание перенесли на 31 июля. Ожидается, что в конце июля парламент Грузии примет постановление о выводе российских миротворцев из зоны грузино-абхазского конфликта. Правда, президент Эдуард Шеварднадзе считает, что Грузия еще не готова к выводу российских миротворцев из Абхазии: "Нет полного прогноза развития событий, мы не знаем, что последует за выводом миротворцев из Абхазии". Между тем в самой Абхазии и Грузии добровольцы уже всерьез готовятся к войне. Так, абхазское казачество приведено в повышенную боевую готовность. А в воскресенье грузинский "Союз воинов Абхазии" объявил о мобилизации сил для начала войны против Абхазии. Кстати, в случае возобновления грузино-абхазского конфликта Россия невольно окажется в него втянутой. По данным МИД Абхазии, больше половины трехсоттысячного населения республики - граждане России. Абхазия с осени 1992 г., когда абхазские вооруженные силы отбили у грузинской армии столицу автономии - Сухуми, де-факто независима от Грузии. С 1992 г. в Абхазии не действуют законы Грузии, и она имеет собственную армию и другие атрибуты независимого государства. В беседе с корреспондентом "Новых Известий" директор Института стран СНГ Константин Затулин заявил, что, несмотря на грозные заявления, сегодня Грузия вряд ли решится на активные действия против Абхазии. Для этого у республики нет ни сил, ни средств. По его мнению, нынешняя напряженность вокруг Абхазии связана с тремя факторами. Во- первых, 2 ноября этого года в Грузии должны состояться очередные парламентские выборы, и депутаты перед избирателями хотят продемонстрировать свой патриотизм и антиабхазские настроения. Во- вторых, 10 июля более 900 делегатов из всех городов и районов Абхазии на съезде общественно-политического движения "Амцахара" потребовали от президента республики Владислава Ардзинбы добровольно уйти в отставку по состоянию здоровья и из-за невозможности исполнять свои обязанности в полном объеме. Грузинская сторона поспешила воспользоваться моментом. В-третьих, сейчас курортный сезон, время, когда в казну Абхазии поступает больше всего средств. Нагнетая обстановку, Грузия стремится отпугнуть туристов и экономически ослабить эту республику.




Калининградцы не будут брошены

Газета «Гудок», 09.07.2003

Константин Затулин

О судьбе Калининградской области думать надо было в 1991 году, когда подписывались Беловежские соглашения. Тогда определить дальнейшую судьбу Калининградской области не представляло особого труда. И, в частности, то, что поездки наших сограждан из Калининграда и в Калининград будут связаны с постоянными сложностями. Потом, после того преступления и глупости, что были совершены в 1991 году, несколько раз допускались грубые ошибки в отношениях с государствами Прибалтики. Нам не надо было торопиться выводить оттуда войска, не нужно было бежать оттуда сломя голову. Прежде всего следовало добиться равных прав для русскоязычного населения. Но мы этого не сделали. А сейчас, по известной поговорке, снявши голову, плачем по волосам.

Теперь Президент страны и депутаты втянуты в проблему транзита из Калининградской области. Они используют эту тему, чтобы мобилизовать патриотические чувства, заставить нас вспомнить о временах, когда мы приобретали территории, а не теряли их. Но главное, что нужно решать, по-моему, это не проблемы транзита, а проблемы, связанные с самоидентификацией жителей Калининградской области. Сейчас они чувствуют себя временными людьми на этой территории и не проявляют предприимчивости, энергии для того, чтобы развивать регион, вкладывать в него силы, ум, душу. Я часто бываю в Калининградской области и знаю, что почти все капитальные сооружения там были построены еще во времена Восточной Пруссии. Поэтому, на мой взгляд, главная наша задача на сегодня: внушить своим согражданам в Калининграде уверенность в своих силах. И в этом смысле нынешняя ситуация в чем-то и позитивна, она показывает, что Россия не намерена мириться даже с самым незначительным ущемлением ее интересов. Добиться каких-то изменений позиции ЕС по Калининграду нам вряд ли удастся, но, может быть, удастся убедить самих жителей Калининградской области, что они никогда не будут брошены, что анклав никогда не станет предметом сделки с Евросоюзом.

Впрочем, Европа тоже прекрасно понимает, сколь грозными последствиями чреваты всякие попытки нарушить территориальную целостность России. Я думаю, что нам, в свою очередь, надо избавляться от нашей неуверенности в собственных силах. Беда еще в том, что власть тоже не уверена в настроениях населения Калининградской области: а вдруг оно завтра захочет отделиться от России? Это психологическая проблема, а не политическая.

Надо главные усилия направить на то, чтобы доказать, что никогда никто и ничто не изменит того факта, что Калининградская область есть и останется российской и что россияне на этой земле способны поднять свое благосостояние до уровня сопредельных территорий. Для этого необходимо прежде всего создать привлекательные условия для инвестиций в область. Причем пример должно показать наше государство.

И, наконец, необходимо положить конец всякого рода исканиям местной политической элиты, среди которой есть люди, которые попросту на немецкие деньги неплохо живут и поэтому убеждают нас, что Калининград надо переименовать в Кёнигсберг, и в нем воссоздать памятники тевтонской славы. Эта продажность должна быть оценена по достоинству. А само негожее явление должно быть искоренено, потому что это прямая предтеча еще большим изменам и предательству.




Россия решила отменить СНГ за ненадобностью

Коммерсант Молдовы, 04.07.2003

Кабинет министров РФ принял решение направить правительствам стран СНГ официальные уведомления о намерении России выйти из ряда совместных договоров. В соответствии с решением Москвы, утратят силу соглашения об общих принципах налоговой политики, о принципах таможенной политики, о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных корпорациях, действующих на территории государств–участников СНГ, а также конвенция о транснациональных корпорациях. Кроме того, ожидается выход России из ряда других, менее значимых соглашений. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Касьянов. Российский премьер поручил МИД РФ отправить соответствующее уведомление в Исполком СНГ. По сути, Москва начала сознательный демонтаж Содружества. Дело в том, что СНГ выполнило свои функции, которые сводились к тому, чтобы не дать странам бывшего СССР окончательно «разбежаться» в разные стороны. По мнению экспертов, после начала реальной интеграции на постсоветском пространстве в рамках нового блока ЕврАзЭС, СНГ лишь тормозит объединительные процессы.

Решение российского правительства о намерении России выйти из ряда договоров со странами, входящими в Содружество независимых государств (СНГ), назрело уже давно. Изначально соглашение об образовании СНГ, подписанное в 1991 году в Беловежской пуще Россией, Украиной и Белоруссией (позже к нему присоединились другие республики бывшего СССР за исключением Прибалтики), предусматривало сохранение единого экономического пространства, общего эмиссионного центра, вооруженных сил и единой внешней политики. Однако никакой реальной интеграции в рамках блока не было. Наоборот, государства на постсоветском пространстве делали все возможное, чтобы закрепить свою независимость, и взяли курс на максимально автономное развитие. Тем не менее, каждый из участников Содружества извлекал из существования СНГ свои выгоды. «СНГ фактически стал клубом по получению экономических преференций и льгот от России. Интеграционная риторика позволила бывшим советским республикам получить преференции без экономических и политических оснований», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Границы между странами оставались для населения и товаропотоков открытыми, энергоносители поставлялись по льготным ценам. Россия же «кормила» СНГ, по сути, лишь по одной причине. «Москва нуждалась в СНГ для того, чтобы маневрировать в рамках попытки хоть как-то удержать саму возможность восстановления союзного государства», – сказал RBC daily эксперт из Германского общества внешней политики Александр Рар.

Однако в конце 90-х ситуация начала меняться. «После ускорения темпов европейской интеграции для России настал «момент истины» – либо «закрываться», путем введения барьеров, виз и т.д., либо активно требовать унификации законодательства и начала более тесной интеграции», – сказал RBC daily заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Реформирование же собственно СНГ, по мнению экспертов, было невозможным. «В каждой организации заложена определенная матрица, определяющая логику ее развития, и изменить ее невозможно», – считает Александр Собянин. В результате, по словам Александра Рара, Россия начала постепенное сближение с государствами, «которым это было нужно». Осенью 2000 года было создано новое межгосударственное объединение Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Статус наблюдателей в новом блоке получили Армения, Украина и Молдовы. По словам г-на Собянина, в рамках этого объединения и началась реальная интеграция по созданию единого экономического пространства. «ЕврАзЭс заставляет менять политику и государственные приоритеты. К 2011 году предусмотрено введение единой валюты, создание единого рынка труда, капиталов и образование барьеров на внешних границах на единых и отличных от европейских условиях», – говорит г-н Собянин.

«Сейчас у России нет никаких оснований делать какие-либо поблажки и предоставлять льготные кредиты членам СНГ, ничего не получая взамен», – считает г-н Собянин. По мнению г-на Жарихина из Института стран СНГ, «СНГ как политическая и экономическая организация уже давно мертва». Более того, Содружество превратилось в тормоз на пути интеграции нового объединения. «Функции СНГ выполнены, а дальнейшая пустая риторика мешает созданию реальных хозяйственных связей в рамках ЕврАзЭС». Политолог Александр Рар объясняет это следующим образом: «Старые обязательства лишь загружали переговоры. Путин понимает, что нужно сбрасывать этот бюрократический груз, в котором можно запутаться». Поэтому очевидно, что Россия пойдет на дальнейший фактический демонтаж СНГ. Причем, по мнению экспертов, речь вовсе не идет о роспуске Содружества – правительство РФ лишь «подчистит» договора, которые являются обременительными для государства.

По мнению экспертов, России придется сконцентрироваться сейчас на преодолении негативных тенденций, заложенных за прошедшее после распада СССР десятилетие. За эти годы во всех новых независимых государствах возникли собственные элиты, интересы которых уже не связаны с Россией. «У Белоруссии есть сто послов, которые не хотят терять работу из-за объединения с Россией», – говорит г-н Жарихин. По его мнению, необходимо создание общей площадки, которая смогла бы послужить сближению элит. Например, в ЕС с этой целью создавался Европарламент, у которого поначалу практически не было никаких полномочий. В последние годы в странах бывшего СССР практически не велась работа по воспитанию пророссийских элит. Подобной работой зато активно занимались США и ЕС, создавая в СНГ «экспертные институты» и развивая деятельность общественных организаций, которые до сих пор оказывают огромное влияние на внутреннюю политику бывших советских республик.

От редакции: Типичным примером может служить Молдова. Несмотря на громкие заявления о вступлении в Союз России и Белорусси, об интеграции с Россией, наша республика все больше разворачивается в сторону Запада...




Двусмысленный ЕврАзЭС

Газета «Ведомости», 04.07.2003

Александр Беккер


Пока руководство ЕврАзЭС готовит почву для пополнения сообщества, российское правительство размышляет, что делать с самим сообществом. Вчера на заседании кабинета обсуждались меры экономической интеграции внутри альянса. Решено к 2005 г. сформировать Общий таможенный тариф, а до конца года согласовать 70% ставок таможенных пошлин.

ЕврАзЭС пришел на смену Таможенному союзу в октябре 2001 г. Предполагалось, что решения внутри сообщества будут более жесткими и обязывающими, чем прежде.

На долю России в ЕврАзЭС приходится 89,3% ВВП. Реализовать свой экономический вес в рамках Таможенного союза не удавалось, так как действовал принцип "одна страна - один голос". В интеграционном комитете ЕврАзЭС, который готовит экономические решения для президентов и премьеров, у России 40% голосов, у Казахстана и Белоруссии по 20% , у Киргизии и Таджикистана по 10%.

Вчера генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота встречался в Ереване с руководством Армении. Речь шла о вхождении республики в сообщество, в котором Армения пока является наблюдателем. "Страны практически перестали применять антидемпинговые процедуры. Хотим закрепить ситуацию и прорабатываем механизм превентивного предотвращения торговых войн", - говорит Рапота. По его словам, в ближайшие три месяца будут дополнены приоритетные направления развития сообщества до 2006 г.

Между тем в новой организации согласование идет очень сложно. Каждая страна без оглядки на партнеров защищает своих экспортеров. Казахстан, не уведомив ЕврАзЭС, полностью отменил ограничения в торговле с Грузией, не входящей в сообщество. Первый замминистра экономразвития Иван Матеров считает, что страны "пятерки" имеют разную структуру экономики и разный уровень развития, отчего альянс "находится в ранней стадии формирования единого экономического пространства". Не удается пока создать таможенную территорию без барьеров. Общий таможенный тариф России, Казахстана и Белоруссии охватывает около 60% товарной номенклатуры: из 11 000 позиций ставки ввозных таможенных пошлин совпадают лишь по 6400 товарам. Еще хуже выглядит ситуация в отношениях с Киргизией, вступившей в ВТО: здесь совпадения составляют 33%. По решению ЕврАзЭС, одобренному вчера правительством, Минэкономразвития предстоит до конца года согласовать 70% ставок, а к 2005 г. иметь на территории стран "пятерки" Общий таможенный тариф. Замминистра экономразвития Дмитрий Сухопаров полагает, что это реально, поскольку "пятерка" извлекла урок из разобщенных действий стран в сфере регулирования внешней торговли. Сейчас чиновники правительств проводят анализ товарооборота друг с другом. "К примеру, у Казахстана ставка - 5% , а у нас - 15% , но мы этого товара закупаем на гроши. Значит, нам можно без риска снижать ставки. Если же товарооборот у обеих стран по какой-то позиции значительный, то надо найти компромисс и выбрать средневзвешенную ставку", - говорит Сухопаров.

Эксперт Центра торговой политики и права Владимир Ильичев говорит, что, разрешив ряд проблем с Казахстаном, Россия столкнулась теперь с дискриминацией на белорусском рынке. Например, введено очень дорогое лицензирование торговли российским пивом. При этом с каждой ввозимой из России бутылки или банки берется налог в 30% , который местные власти направляют на развитие стекольной промышленности. Вопреки законодательству налог с продаж для белорусских товаров взимается по ставке 5% , а на российский импорт установлено 15%. "Эта мера не столь явного порядка, как таможенный тариф, но не менее болезненная для торговли", - говорит Ильичев.

Свой счет к Белоруссии и у российских производителей телевизоров. Соседние государства субсидируют из бюджета производство белорусских "Горизонтов" и "Витязей". Раньше республика делала это за счет налоговых льгот. "Это издевательство, - возмущается российский чиновник, - отменить по договоренности с нами льготы [в обмен на поставки дешевого газа из России] и тем же днем декретом президента [Александра Лукашенко] ввести госсубсидии в размере $19 млн в год". Это привело к тому, что белорусские телевизоры теснят российские на их же поле. Директор по маркетингу завода "Ролсон" во Фрязино Леонид Осипов говорит, что российские производители теряют на этом $17 млн, а бюджет - $15 млн.

"Россия, по большому счету, не очень много теряет на взносах и таможенных послаблениях в ЕврАзЭС, но сам ЕврАзЭС находится в двусмысленном положении, - полагает эксперт Института стран СНГ Артем Артемов. - В феврале принято решение о создании зоны свободной торговли с участием России, Белоруссии, Казахстана и Украины и возникает вопрос, в чем смысл ЕврАзЭС, если параллельно появляется объединение региональной интеграции".




На ближайшей сессии ОБСЕ российская парламентская делегация поставит вопрос о проблемах русских школ в Латвии.

Baltic News Service. Рига, 03.07.2003

«Желание латышских властей перевести русские школы на обучение на латышском языке антизаконно с точки зрения международного права", - заявил спикер Госдумы Геннадий Селезнев в опубликованных в четверг в "Российской газете" ответах на вопросы граждан по "прямой линии".

Г.Селезнев сказал: "Есть конвенция, где говорится, что, если в стране живет двадцать процентов людей другой национальности, можно ставить вопрос о том, чтобы язык, на котором говорят эти люди, стал вторым государственным языком".

В Латвии, сообщил он, русских больше двадцати процентов, "и вдруг они (власти Латвии - "ИФ") решили преподавать в русских школах на латышском языке!"

«Быть равнодушными, не замечать то, что происходит с нашими соотечественниками на территории бывшего Советского Союза мы не имеем права", - сказал председатель Госдумы РФ.

Комментируя это сообщение, пресс-секретарь министерства иностранных дел Латвии Рет Плесумс (Rets Plesums) сказал BNS, что "это очередная песня России, в этом нет ничего нового". Он указал, что в данном случае информация о реформе образования в Латвии неверно трактуется и преувеличена.

Уже сообщалось, что 13 мая правительство Латвии поддержало внесение поправок в Правила о стандарте государственного общего среднего образования. Они предусматривают, что в старших классах школ нацменьшинств каждый учебный год не менее пяти предметов, не считая латышского языка и литературы, должны преподаваться на латышском языке и что занятия на языках нацменьшинств не должны превышать 40% от общего объема учебной нагрузки в течение учебного года, а начиная с 2007 года выпускные госэкзамены должны сдаваться только на латышском языке.

Но так как 22 мая отклонил предложение исключить из закона об образовании слово "только", этот закон, имеющий большую юридическую силу, чем правительственные правила, по-прежнему предусматривает, что начиная с 1 сентября 2004 года обучение в 10-х классах государственных и муниципальных средних общеобразовательных учебных заведений и на первых курсах государственных и муниципальных профучилищ будет вестись толькона латышском языке.

23 мая в центре Риги, на площади Эспланады, собралось около 7000 человек, чтобы выразить протест против перевода школ нацменьшинств на латышский язык обучения. Депутат сейма Латвии от Партии народного согласия Яков Плинер призвал не допустить реформы образования и сказал, что перевод школ нацменьшинств на латышский язык обучения задуман для того, чтобы указать инородцам их место в Латвии.  Митинг был организован Латвийской ассоциацией в поддержку школ с обучением на русском языке.

28 мая в пикете, организованном около посольства Латвии в Москве сторонниками партии "Единая Россия" в знак протеста "против принудительной ассимиляции русскоязычного населения Латвии", участвовали около 60 человек.

23 июня член Центрального политического совета партии "Единая Россия", директор Института стран СНГ Константин Затулин призывает российскую власть активизировать усилия по защите русскоязычного населения в Латвии. "С этой точки зрения ничего не может быть чрезмерным за исключением обращения к оружию", -сказал К.Затулин, выступая на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ