Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №83(01.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


http://www.pravda.org.ua/

Фактор единения

27 сентября в Киеве состоялась конференция организаций соотечественников Украины, Белоруссии и Молдавии, инициатором проведения которой выступили МИД России и другие федеральные и региональные структуры Российской Федерации. С этим мероприятием многие связывают апробацию новых подходов в поддержке соотечественников за рубежом со стороны России, в частности – переход к более конкретным и действенным шагам по развитию общественного движения российских соотечественников. За комментарием мы обратились к председателю Русского Движения Украины, члену Совета соотечественников при Государственной Думе России Александру Григорьевичу Свистунову.

Большинство государств в мире осуществляет политику поддержки своих соотечественников за рубежом. Это оправдано с морально-этической точки зрения. Россия, в частности, несет ответственность за тех, кто оказался за ее пределами не по своей воле, а в силу политических обстоятельств и перекройки границ. С другой стороны, есть и вполне прагматичное обоснование такой политики. Соотечественники в странах зарубежья служат фактором стабилизации отношений между своей прародиной и страной пребывания, препятствуют попыткам стравить эти страны, способствуют нормальным экономическим, культурных, политическим взаимоотношениям.

В нашем случае связь между Россией и соотечественниками еще более важна. Она цементирует единство Русского Мира, Восточнославянской цивилизации в условиях отсутствия государственного единства. Поэтому Русское Движение Украины приветствует поиск более эффективных путей взаимодействия с соотечественниками, которые ведут государственные и общественные структуры Российской Федерации.

Мы, разумеется, принимаем в разработке этих подходов самое активное участие. Пассивное ожидание и надежда на то, что "Россия нам поможет" – это тупиковый вариант. Только если движение будет встречным, нас ожидает успех.

Мы считаем, что следует активно заимствовать опыт тех стран, которые содействуют развитию своей модели демократии и гражданского общества, внедрению своих ценностей и культуры по всему миру через сеть государственных, полугосударственных и частных фондов. Подобную форму целесообразно использовать и для поддержки общественного движения соотечественников, наполнив ее своим содержанием.

Разумеется, очень важно сохранение памятников истории и культуры. Но если не развивать общественную инфраструктуру соотечественников, то через некоторое время не кому, да и не для кого будет сохранять эти памятники. Если организации соотечественников будут сильными и авторитетными, они смогут позаботиться и об образовании для своих детей на родном языке, и о сохранении памятников своего народа.

Первый вопрос, который мы ставим на повестку дня – это подключение организаций соотечественников к экономическим программам, в первую очередь к тем, которые осуществляются между регионами Украины и России. Те экономические структуры Украины, в которых большинство работников – соотечественники, которые оказывают помощь в развитии русского языка и культуры, и, наконец, которые рекомендованы организациями соотечественников, должны иметь режим наибольшего благоприятствования в России. В этом отношении требуется согласованная политика, которую мог бы координировать украинско-российский деловой центр. Через организации соотечественников должны решаться вопросы трудоустройства, поиска коммерческих партнеров, поставок продукции. Если в российском законодательстве есть препятствия для такой деятельности, эти противоречия должны быть урегулированы, поскольку речь идет о вопросе принципиальной важности.

Второй вопрос – это создание в каждом областной центре Украины, а также в ряде других крупных городов Русских центров. Это должен быть не просто "дом культуры", а своего рода ресурсная база для реализации культурных, образовательных, социальных программ соотечественников, развития их средств массовой информации. Эти центры необходимо обеспечить оборудованием, техникой, транспортом, штатом работников в том объёме, который позволит эффективно развивать общественные инициативы соотечественников во всем регионе, вплоть до самых отдалённых районов.

По нашему мнению, неправильно было бы идти по пути создания российских культурных центров как государственных учреждений России. Это должны быть совместные проекты с участием организаций соотечественников. Иначе эти заведения могут превратиться в места проведения чиновничьих формально-официальных мероприятий, а не в центры для соотечественников, стремящихся возродить и развивать Русскую цивилизацию.

Третий вопрос – молодежь. Без поддержки молодежи движение соотечественников на Украине не имеет будущего. Ведь украинскими властями проводится принудительная политика ассимиляции, переориентации молодежи на иные ценности, которые ближе западному менталитету.

Такой негативной тенденции необходимо противопоставить работу по повышению престижа русскоязычного образования. Этот вопрос следует решать комплексно. С одной стороны, русскоязычные средние школы на Украине обеспечиваются учебно-материальной базой по остаточному принципу. Для них в последнюю очередь печатаются учебники, они в последнюю очередь оборудуются компьютерными классами, не хватает квалифицированных учителей. Вопросом первостепенной важности является обеспечение всех школ с русским языком обучения компьютерными классами, другим современным оборудованием.

Необходимо также продолжать и наращивать программы по обеспечению школ учебной, методической и художественной литературой, по повышению квалификации учителей, по организации оздоровления детей. На базе лучших русских школ должны создаваться образцовые Русские гимназии.

Также на более высокий уровень должны быть подняты разработка и реализация программ для детей и молодёжи: экскурсионных поездок, международных лагерей, фестивалей, конкурсов, лидерских школ, семинаров. Такие мероприятия должны проводиться как в России, так и на Украине. Они должны разрабатываться по инициативе организаций соотечественников, а не только "спускаться сверху". Для участия в них необходимо вовлекать намного больше молодых соотечественников, чем это имеет место сегодня.

На Украине практически ликвидировано высшее образование на русском языке. В связи с этим необходимо, чтобы полноценно работали программы по приёму выпускников с Украины в вузы Российской Федерации. Причём – с наиболее полным удовлетворением пожеланий самих поступающих и их родителей и, преимущественно, по рекомендациям организаций российских соотечественников. Российская сторона заренее должна сообщать нам не только количество выделенных мест, но и указывать перечень вузов и специальностей. Но ещё более важным видится открытие филиалов российских вузов, причем не только в Севастополе и Крыму, но и в других городах Украины. Спрос на российское образование велик повсеместно.

Четвертый вопрос, который мы хотели бы поднять перед заинтересованными органами России – вопрос борьбы идеологий. Общественное мнение подвергается массированной идеологической обработке из-за рубежа с целью духовного отчуждения от России. Арсенал орудий этой борьбы весьма широк. Мы должны противодействовать этой пропаганде, формированию образа врага в лице России и всего русского. В ноябре прошлого года Русским Движением Украины создана медиа-группа "Русская Правда" – объединение уже существующих СМИ организаций соотечественников. Его следует интенсивно развивать, в том числе в Интернете, выходить на радио и телевидение. Наши идеи должны быть доведены до массива соотечественников, которые на Украине составляют абсолютное большинство населения.

Следующий вопрос – организации соотечественников должны быть защищены и обеспечены покровительством России. Российское государство своим авторитетом должно защищать лидеров и активистов движения соотечественников от репрессий, которым они подвергаются со стороны местных властей и политических сил, враждебных по отношению к России. Руководство организаций соотечественников должно принимать участие в выработке решений, которые касаются их статуса. 

И последнее – организации соотечественников должны быть компетентны в вопросах гражданства. В законодательство Российской Федерации необходимо внести поправки, согласно которым российское гражданство предоставлялось бы по упрощенной процедуре на основании рекомендаций организаций соотечественников. Это повысит как авторитет организаций соотечественников, так и авторитет России, которая не должна уравнивать в возможностях получения гражданства, например, русских и китайцев.

В заключение хочу напомнить опыт многих стран мира, которые с помощью своих зарубежных диаспор решают многие вопросы, жизненно важные для своих держав. Русских на Украине трудно назвать диаспорой, они живут единым массивом на всей территории страны и отделены от своих соплеменников в России и Белоруссии лишь политическими границами. Поэтому вдвойне странно, что силы, враждебные России, столь активно действуют на территории Украины, не встречая реального противодействия. Соотечественники – это фактор единения Украины и России, без которого обе страны не имеют будущего.        

              


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ