Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №83(01.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


15-22.09.03. Белорусский Рынок

Бездефицитный бюджет: реальность оказалась жестокой

Татьяна Калиновская

В ходе заседания президиума Совета министров 9 сентября, посвященного проекту бюджета на 2004 год, правительство приняло решение отказаться от планов предложить в этом году на утверждение Национальному собранию бездефицитный бюджет.

Размер доходов бюджета определен в 12,8 трлн. BYR, дефицит — в 209,7 млрд BYR. В то же время причиной возникновения дефицита правительство называет не возможный рост тарифов на российские энергоносители, а необходимость погашения основного долга по кредитам международных финансовых организаций и правительств зарубежных государств.

Бюджет следующего года, как и предыдущих лет, носит “социальную направленность”. С каждым годом эти заявления правительства воспринимаются все с меньшим энтузиазмом, потому что доля социальных расходов в бюджете около 50% говорит не о том, как замечательно защищены наши сограждане, а о том, что поступления в бюджет неуклонно снижаются и правительство вынуждено экономить на иных, не социальных, но не менее нужных расходах. Так, размер государственных инвестиций в бюджете-2004 составит 60% от нынешнего года.

Тем не менее нельзя не отметить, что налогово-бюджетная политика в следующем году даст возможность предприятиям вздохнуть свободнее. В первую очередь за счет уменьшения НДС с 20 до 18%, которое произведено в целях унификации налогового законодательства с Россией. В результате в распоряжении предприятий окажется около 400 млрд. BYR, которые, как надеется правительство, будут направлены на инвестиции.

Кроме того, произойдет сокращение налога в дорожный фонд с 1 до 0,75%, сбора на поддержку жилищного фонда — с 1 до 0,75%, с 0,5 до 0,4% — сбора на формирование местных инвестиционных фондов и фонда поддержки сельхозпроизводителей — с 2 до 1,5%. Предусматривается пропорциональное снижение ставок платежей и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров, работ, услуг, на 25%.

По словам министра финансов Николая Корбута, эта мера явится “первым шагом к выполнению поставленной задачи по полному отказу от оборотных налогов”. В текущем году, проинформировал министр, их поступление составит 1,8 трлн. BYR, или 15% от доходов бюджета. Как и в прежние времена, основу бюджета составят поступления от НДС, налога на доходы и прибыль юридических лиц, подоходного налога, доходы от внешнеэкономической деятельности. Доля расходов бюджета в ВВП в следующем году снизится с 34 до 29,8%. Будет повышен акциз на белую водку с 3,1 до 4,4 EUR.

В следующем году в бюджете запланировано 245 млрд. BYR на содержание госаппарата, 372 млрд. — на инвестиции, 51 млрд. — на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, 181,6 млрд. — на оплату за энергоносители, 66,2 млрд. — на погашение основного долга по кредитам международных финансовых организаций, 109,5 млрд. — на погашение кредитов правительствам иностранных государств. В бюджете следующего года заложен рост зарплаты работникам бюджетных организаций на 8-10%, их зарплата предположительно в эквиваленте составит 140-145 USD. Почувствуют ли бюджетники реальное улучшение своего благосостояния, неизвестно, ибо проект бюджета с 1 января предусматривает увеличение до 60% доли коммунальных расходов, финансируемых населением.

В следующем году не предусматривается эмиссионное кредитование дефицита бюджета. На погашение будет направлено 150 млрд. BYR от продажи государственных ценных бумаг и 50 млрд. BYR от продажи государственного имущества. В бюджете не указано, какое конкретно имущество планируется реализовать.

Очередное заседание правительства, на котором проект бюджета будет окончательно утвержден, состоится 16 сентября, после чего он поступит в Палату представителей. Как заявил министр финансов Николай Корбут, бюджет не претерпит существенных изменений.

В тот же день правительство в том же составе обсуждало Основные направления экономического и социального развития Беларуси на следующий год. При составлении прогноза проявилось активное нежелание руководителей министерств и ведомств, зная состояние подчиненных предприятий, брать на себя обязательства по повышению темпов роста производства.

Как сообщил вице-премьер и министр экономики Андрей Кобяков, проект предусматривает рост ВВП в следующем году на 6-7%, увеличение объема промышленной продукции на 5-6%, продукции сельского хозяйства — на 6-7%, потребительских товаров — на 6-6,5%, инвестиций в основной капитал — на 13-14%.

Предусматривается, что рентабельность промышленной продукции должна возрасти на 14%, энергоемкость ВВП — снижена на 4,5-5,5%, введено в эксплуатацию 2,5-3 млн. кв. м жилья. А. Кобяков сообщил, что уровень инфляции в будущем году запланирован в размере 14-18%. При этом реальная заработная плата должна возрасти на 7-8% и достичь в бюджетной сфере 140 USD, в целом по народному хозяйству — 145-150 USD, реальные доходы населения планируется увеличить на 6-7%.

Вместе с тем Андрей Кобяков признал, что запланированные параметры не дают возможности выйти на прогнозные показатели по итогам четырех лет в производстве сельскохозяйственной продукции, инвестициям в основной капитал, производстве потребительских товаров. В связи с этим исполняющий обязанности главы правительства Сергей Сидорский поручил доработать ряд показателей. В частности, он считает, что необходимо выйти на показатель роста ВВП в размере не ниже 7,5- 8%, увеличить рентабельность с 7 до 14%.

Он также считает нужным добиться более высокого роста заработной платы в 2004 году, поскольку к концу 2005 года она должна составить не менее 250 USD. С этой целью, полагает С.Сидорский, необходимо улучшить качественные показатели экономического роста, задействовать резервы малого и среднего бизнеса. Прогноз доходной части бюджета увязан с теми показателями, которые заложены в прогнозе экономического и социального развития.

Не вызвал больших дискуссий представленный Петром Прокоповичем проект Основных направлений денежно-кредитной политики. Ставка рефинансирования на конец 2004 г. запланирована в пределах 15-19%. Планируется получить не менее 50% прироста кредитов в экономике. При этом стоимость кредитных ресурсов должна снизиться до 32-33%. По словам Петра Прокоповича, курс белорусского рубля к российскому составит 72-75 BYR/RUB, курс доллара намечено удержать в рамках 2.345-2.430 BYR/USD. В среднем в месяц это составит 0,5-0,6% роста. Таким образом, Национальный банк планирует значительное уменьшение темпов инфляции.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ