Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №83(01.10.2003)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российские Вести №34 за 24 - 30 сентября 2003

Ташкент готовит новые планы

Никита Николаев

Политика, экономика и оборона становятся главными для Ислама Каримова

Скупая информация из официальных источников в Узбекистане как будто бы не дает материала для аналитических прогнозов о серьезных переменах в этой стране. В действительности специалисты начинают обнаруживать признаки беспокойства со стороны руководства Узбекистана.

Наиболее характерными из них стали несколько сообщений о демаркации пограничной линии с Казахстаном, разрешение гражданам Узбекистана вывозить товары из страны на сумму в одну тысячу американских долларов, объявление 2003 года "годом махаллы" и указ об осеннем призыве в узбекские вооруженные силы. Между этими событиями нет прямой связи, но в действительности, если внимательно вчитываться в текст официальных сообщений, то выстраивается вполне определенная картина начинающихся изменений.

Учитывая напряженный характер взаимоотношений Ташкента с рядом соседей по региону, обусловленный обострившейся борьбой за лидерство, делимитация госграницы должна окончательно снять вопросы, связанные с территориально-государственным размежеванием в Центральной Азии, и лишить возможности ряд политических сил использовать этнические аргументы и апеллировать к зарубежным друзьям. Одновременно с повестки дня должна быть снята и сама проблема взаимных претензий между центральноазиатскими государствами.

Таким образом, Ислам Каримов начинает расчищать поле для усиления своей активности в регионе уже на конвенциональных основах, без "восточной" или местной "этнотерриториальной" специфики. Борьба за лидерство вступает в новую стадию.

Не менее важным является постановление о разрешении вывозить товары узбекским гражданам на фантастическую для Узбекистана сумму - тысячу долларов США. Экономическое положение в стране продолжает ухудшаться, и местные челноки из числа экономически активной части населения смогут, по мнению властей, хотя бы как-то залатать дыры. Одновременно это даст возможность Ташкенту "выпустить пар" и предстать в образе цивилизованного и терпимого в отношении экономически активного слоя граждан страны.

В складывающейся ситуации, когда экономика так или иначе связана с политикой, Ислам Каримов весьма искусно начал продвигать идею местного самоуправления - основу любого демократически организованного общества.

Для центральноазиатских стран, большинство которых находится под жестким контролем созданных там режимов, обращение к самоуправлению - поистине революционное событие. Власть, в свою очередь, постарается создать некое подобие ограниченной управляемой демократии, сняв внутриполитическое напряжение и отчасти удовлетворив требования мирового сообщества. Для Ислама Каримова последнее особенно важно с точки зрения его взаимоотношений с Вашингтоном и евроатлантическими структурами. Постепенная демократизация, на которой настаивали западные партнеры Ташкента, будет осуществляться под контролем и при активном участии властей. Уже это, по мнению ряда зарубежных обозревателей, является прогрессом, так как Каримов оказался восприимчив к критике в свой адрес и режима, который он создал. Появление очередного указа об осеннем наборе в вооруженные силы Узбекистана не было бы столь важным событием, каковым стало именно сейчас, если бы не одно обстоятельство. Для специалистов, хорошо знающих о методах комплектования узбекских вооруженных сил, а также степени их подготовки и боеготовности, не прошла мимо внимания серия подготовительных мероприятий к осеннему призыву. Продолжающаяся работа над остающейся секретной доктриной национальной безопасности и обороны, усилившиеся контакты по линии оборонных ведомств Узбекистана и стран НАТО, а также укрепление тех войсковых частей, которые привлекаются для внутренней службы, а не просто обороны от внешнего противника.

Если аналитики, занимающиеся Цетрально-Азиатским регионом окажутся правы, то вполне резонно предположить, что Ислам Каримов готовится к определенным действиям, которые можно подкрепить лишь наличием серьезного военного ресурса. Разумеется, речь не идет о боевых действиях или подготовке к ним, но, вне всякого сомнения, узбекский президент имеет определенные (пока не ясные для большинства) планы. Не исключено, что большинство политических, экономических и военных мероприятий связано с усиливающимся присутствием России в Центральной Азии. Официальный Ташкент, в свою очередь, хотел бы иметь гарантии собственной безопасности, но при этом рассчитывать и на собственные силы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ