Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №91(01.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусская газета, № 1 (418),
12 января 2004

Политический прогноз на 2004 год

Политики и политологи отвечают на вопросы «Белорусской газеты»:

1. Каким будет новый состав Палаты представителей, какая судьба ожидает нынешних парламентариев?

2. Как будет развиваться интеграция с Россией после весьма вероятного переизбрания Владимира Путина на новый срок?

3. Пойдет ли Александр Лукашенко на продление своих полномочий и какой механизм изберет для этого?

4. Произойдет ли потепление отношений с Западом?

Владимир МАЦКЕВИЧ, политолог

1. Конечно, в каком-то количестве оппозиция будет присутствовать в парламенте. По каким округам и в каком точно количестве она пройдет, сказать пока сложно. Отметим, что у оппозиции нет не только победной, но и просто разумной стратегии. Поэтому большинства оппозиционеров в ПП НС не будет, но несколько человек туда пройдут. К тому же совершенно невозможно спрогнозировать количество оппозиционеров вроде тех, что сейчас входят в депутатскую группу «Республика». Кто, к примеру, раньше мог сказать, что Сергей Скребец или Валерий Фролов уйдут в оппозицию? Когда такая оппозиция сложится в парламенте, она будет вялой и наивной. Ее еще 2-3 года потребуется «тыкать носом», пока она что-то поймет. Если же говорить о судьбе нынешних депутатов, то, думаю, власть все сделает, чтобы не прошли те же Скребец, Парфенович, Фролов. Скорее всего, Новосяд и Абрамова снова сторгуются с властью и переизберутся. Однако можно ли их считать оппозицией? Из известных же лидеров никто в парламент не попадет. Это, впрочем, не значит, что не попадет никто из политических партий. Приход какого-нибудь оппозиционера из Жлобина вполне возможен. Однако для власти важно, чтобы депутатами стали люди наподобие представителей ФПБ (Леонид Козик пройдет обязательно). Не исключено, что будут там и люди из БРСМ. Хотя что толку от парламентария Всеволода Янчевского? В большинстве своем не пройдут люди, способные на самостоятельные шаги. Собственно, как нет их и в нынешнем составе. Ничего не стоит ждать и от деловых кругов. Если человек серьезно заинтересован в собственном бизнесе, в политику он не пойдет. Да и лучше не лезть им в политику до победы демократии. Впрочем, ротация в парламенте произойдет большая. Часть нынешних парламентариев президент возьмет к себе на работу. Это - компенсация отсутствующей у нас номенклатуры как класса.

2. С интеграцией в нынешнем году будет то же самое, что и сейчас. Поглотить Беларусь Россия пока не готова.

3. Не могу сказать, пожелает ли президент продлевать свои полномочия в этом году. Можно сказать лишь о механизме. Им уже воспользовался президент Украины: конституционные изменения. Сейчас бессмысленно прибегать к референдуму о третьем сроке. Нужно быть недальновидным человеком, чтобы на это пойти. Ведь все шаги подсказаны. Все эсэнгэшники смотрят друг на друга и заимствуют тактические ходы. Леонид Кучма уже добился, чтобы президент избирался парламентом. Данное действо, конечно, ослабляет президентскую «вертикаль», но при сложившихся механизмах диктатуры превращение Украины в квазипарламентскую республику, по существу, ничего не меняет. Представьте, что Лукашенко будет не всенародно избранным, а избранным парламентом. Ну и что? От этого изменится народ, смелее станут чиновники, добавится творчества у оппозиции? Нет. Механизм Кучмы может быть использован президентом в любой момент. И у него еще достаточно времени, и он мог себе позволить не спешить с этим. Никаких угроз для его правления не было с 1996г.

4. Нет. У Запада, правда, был период, когда последний рассматривал Беларусь через призму своих отношений с Россией. Однако он давно закончился. Сейчас же отчетливой стратегии относительно Беларуси и остальных стран, оставшихся на периферии, нет. Однако Евросоюз будет прислушиваться к мнению поляков и литовцев. Поэтому Польша должна выработать стратегию взаимоотношений со своим восточным соседом.

Николай СЕРГЕЕВ, политолог, член союзной общественной палаты

1. Какая-то часть оппозиции, вероятно, в новый состав ПП НС пройдет. Но поскольку программы оппозиционеров оторваны от жизни и не соответствуют интересам отечественной экономики и общества, большого представительства ожидать не стоит. Депутатами, скорее всего, станут не представители оппозиционных партий, а самостоятельные фигуры. Среди вновь избранных могут оказаться и нынешние парламентарии, критически настроенные по отношению к властям предержащим. Хотя не думаю, что останутся депутатами Владимир Парфенович и Валерий Фролов - вероятность их прохождения в новый состав ПП НС невелика. В новом парламенте наверняка окажутся члены ФПБ. Для этого есть все основания: им знакома социальная проблематика и состояние экономики, они представляют силу, независимую от государства. Главное - много общаться с народом, использовать информационные технологии в рамках закона. То же самое касается и членов БРСМ. Сильную конкуренцию этим организациям могут составить представители деловых кругов, заинтересованных в изменениях законодательства и либерализации экономики. Именно профсоюзы и деловые круги получат парламентское большинство. Что же касается нынешних депутатов, то четверть их сможет остаться парламентариями - хотя особо ярких личностей среди них не наблюдается. Остальные, вероятно, трудоустроятся в администрации президента и правительстве. Но касается это единиц, ибо свободных мест в указанных структурах мало.

2. Белорусской стороне необходимо пересмотреть свою позицию, поскольку ныне существующий договор о создании союзного государства в некотором смысле копирует модель СССР. Нужны более современные модели. К примеру, широко обсуждаемый в России «российский союз». В первую очередь нужно решить экономические проблемы и избрать союзный парламент. После переизбрания Путина в отношениях наших стран могут произойти некоторые подвижки. Пока, как мне кажется, белорусская сторона принять современные реалии не готова.

3. Это возможно из-за изменения строя в ходе строительства общего с Россией государства. У Александра Григорьевича большие политические перспективы. Если мы все-таки придем к форме «единое государство - единый президент - единый парламент», то возможны и новые полномочия для Лукашенко. Однако если все останется по-прежнему, то неизвестно, по какому поводу объявлять референдум. На всенародное голосование нужно выносить Конституционный акт, но пока это маловероятно.

4. Отношения с Западом будут улучшаться по мере продвижения в отношениях с Россией. Это еще раз подчеркивает необходимость пересмотра Беларусью нынешних догм.

Владимир НОВОСЯД, депутат ПП НС

1. Политические партии идут на выборы, чтобы просто в них поучаствовать. Окончательный расклад станет ясен примерно летом. Тогда возможно прогнозировать и результат выборов. Сейчас же партиями неправильно выбрана стратегия. Заметим при этом: у нас мажоритарная система выборов, предполагающая, что люди в округах голосуют за персону, а не за партию, им представляемую. Поэтому создание партийных коалиций лишает кандидата возможности качественно работать в округе на победу. Рейтинг политических партий крайне мал. Коалиция позволяет власти использовать административный ресурс. Поэтому представительство партийцев в парламенте будет минимальным. Хотя не исключено, что депутатами станут лидеры партий, поскольку рейтинг некоторых из них превосходит рейтинг их партий. 60% округов находятся в сельской местности. И это не случайно. Надо полагать, что баллотироваться по ним будут люди прежних социальных сословий. И побеждать они же (трудно представить, чтобы там победил кто-то от оппозиции). Словом, в целом парламент будет непартийный. Кроме того, там не будет директоров предприятий, ибо теперь у нас профессиональный парламент. А вообще, мы наблюдаем ситуацию, когда в нынешнем парламенте люди, никогда не критиковавшие власть, стали ее критиковать жестче, чем многие давние оппозиционеры. Нечто подобное, скорее всего, случится и в будущем составе ПП НС. Портрет депутата будущего созыва таков: человек, обладающий каким-то политическим опытом, авторитетный у себя в районе, среднего возраста, со своим ресурсом. Самые активные участники выборов - профсоюзы и БРСМ. Однако этот поход не станет определяющим для результатов кампании. Остается добавить, что примерно 25% депутатов нынешних останутся в Овальном зале.

2. Во главе России стоит прагматик, которого прежде всего интересуют экономические интересы своей страны. Он при любых обстоятельствах может их отстоять. Таким образом, отношения будут развиваться в плоскости экономики. Политическая риторика будет звучать все реже. При этом никто не найдет смелости сказать, мол, то, что мы делали до сих пор, - это плохо. Поэтому все будет продвигаться теми же темпами.

3. Напомню, что в 1995г., в канун референдума, президент с трибуны Верховного Совета 13-го созыва заявил: у власти он будет 12 лет. Многие тогда смеялись, но потом всем стало не до смеха. Опыт показал, что Лукашенко методично реализует свой план. Обещанные 12 лет заканчиваются в 2006г. Я верю президенту. Поэтому не думаю, что у нас будет референдум о продлении полномочий. Если Александр Григорьевич все же ищет способ остаться, то замечу, что Конституция еще не исчерпала своих возможностей.

4. Все будет зависеть от экономических преобразований в стране. Если институт частной собственности будет укрепляться, страна пойдет по пути рыночных реформ, то отношения с Евросоюзом наверняка будут укрепляться. Если же продолжится стадия удержания и в канун парламентских выборов страна будет двигаться по прежнему пути, то никакого улучшения отношений ожидать не приходится.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ