Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №91(01.02.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ФОРУМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусские новости,
12 января 2004

Минск начинает торговлю крупного калибра

Ярослав Романчук

В наступившем году мы станем свидетелями интересной коллизии на рынке оружия. Новоиспеченный белорусский Госкомвоенпром постарается бросить вызов "Росвооружению". Иначе говоря, Минск, считая свои контакты на азиатско-африканских рынках достаточно устойчивыми, предпринимает попытку выйти из-под опеки старшего торгового партнера.

Напомним: 30 декабря 2003 года указом № 599 А.Лукашенко создал Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь. Указом № 600 руководителем этого органа назначен Николай Азаматов. Решение о создании такого суперведомства зрело давно. В отличие от России или Польши, в Беларуси высшее руководство эффективно заблокировало участие Министерства обороны в коммерческой деятельности, связанной с продажей оружия. Генералы сдались, не сумев выстроить механизм лоббирования своих интересов.

Вместе с тем на протяжении ряда лет Лукашенко вынужден был мириться с доминированием российских торговцев оружием, которые искусно использовали территорию нашей страны для совместных сделок. Охлаждение личных и политических отношений между руководителями Беларуси и России, несговорчивость "Газпрома", отсутствие в Москве энтузиазма в отношении третьего срока белорусского президента — все это подтолкнуло Александра Лукашенко на весьма скользкую тропу самостоятельной конкурентной борьбы на рынке вооружения. Если бы речь не шла о переделе прибылей от продажи вооружения, то не было бы смысла создавать Госкомвоенпром. Сейчас же белорусская сторона рассчитывает, действуя совместно с российскими производителями оружия, прибыль по своим сделкам делить самой.

Еще одной причиной создания новой структуры может быть желание снять с балансов промышленных предприятий и соединить в один мощный холдинг все перспективные военные производства. Под такую структуру легче выкачивать из бюджета деньги, в ее рамках проще также контролировать деятельность отдельных людей и организаций. Очистив гражданскую промышленность от военного элемента, можно спокойно браться за ее реструктуризацию и приватизацию. Новые хозяева заводов и фабрик не получат доступа к военным технологиям и ноу-хау, что, по мнению белорусских властей, соответствует национальным интересам и укрепляет безопасность страны.

Возможна и другая цель. Отвлекая народ различного рода селекторными совещаниями и новой идеологией, можно и быстро и, главное, секретно приватизировать созданную структуру, создав прекрасную площадку для деятельности отдельных отставных политиков. При отсутствии парламентского и общественного контроля военное производство в Беларуси может стать чрезвычайно лакомым куском для участников различного рода кулуарных, даже "серых" схем. Почему вдруг понадобилось создавать структуру, в которую, по информации российской "Независимой газеты" войдут 66 предприятий? Тому есть только одно правдоподобное объяснение: речь идет об очень больших деньгах. Еще один интересный нюанс в этой истории кроется в том, что руководителем новой структуры назначен бывший гендиректор НПО "Агат" Николай Азаматов, который был начальником одного из ближайших родственников президента. Не исключено, что и Виктор Лукашенко перейдет на работу в новую структуру…

По оценкам разных источников, белорусский ВПК генерирует доход от 1 до 2 млрд. долларов в год. Напомним, что весь республиканский бюджет на 2004 год по доходам запланирован в размере $5,8 млрд. Об интенсивности потоков денег в белорусском ВПК может косвенно судить по известной сделке с Перу, когда были проданы "МИГи". Тогда, в 1997 году, Россией и Беларусью были поставлены 18 самолетов и запчасти к ним на $385 млн. Это сумма всего лишь одного крупного договора. Куда пошли деньги, сколько уплачено в бюджет налогов, общественности до сих пор не известно.

Александр Лукашенко неоднократно говорил о том, что спрос на продукцию белорусского ВПК огромен. В числе главных покупателей белорусской военной продукции — Алжир, Судан, Иран, Кот-д’Ивуар. Особым спросом на этих рынках пользуются танки, БМП, артиллерийские системы большого калибра. Кстати, говорят, что последние модификации БМП настолько хороши, что даже британцы загорелись желанием их приобрести. С позиции жесткого прагматизма — хорошо, что Беларусь не затеяла бездарную конверсию и сохранила много хороших производств. Но почему такой огромный кусок национальной экономики должен быть закрыт от гражданского и общественного контроля?

Да, наша страна выполнила свои обязательства по сокращению вооружения и боевой техники. В отчете МИДа указано, что было уничтожено 584 ракеты средней и меньшей дальности, 1 773 танка, 1 341 боевая бронированная машина и 130 боевых самолетов. Наша страна, по версии авторитетного Стокгольмского международного института изучения проблем мира (SIPRI) занимает третье (после России и Украины) место среди государств СНГ по качеству системы экспортного контроля. Поэтому ни у ООН, ни у ОБСЕ к Беларуси здесь претензий быть не может. Наша страна подняла также международный имидж тем, что присоединилась к соглашению о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин. За четыре года их нужно будет уничтожить 4 млн. Под эту программу наверняка можно будет получить международную помощь. И все это будет контролировать вновь созданный Госкомвоенпром, которому также будут переданы некоторые функции в системе экспортного контроля. Что останется МИДу, пока не известно. Сами производим, сами контролируем, сами продаем и делим деньги — прекрасная схема для того, чтобы ее инсайдеры и их дети достойно встретили старость.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2022 Институт стран СНГ