Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Демография, миграция, гражданство 



«Соотечественники»,
9 августа 2004

У края пропасти

Вениамин Башлачев

Демографический кризис России – это неоспоримый факт. Лишь единичные подвижники "бьют в набат", но их мало кто слышит. Миллионы же граждан России относится к демографической проблеме как к осеннему ненастью: сегодня дождик, а завтра, авось, выглянет солнышко.

Однако нынешняя демографическая непогода в России намного холоднее осеннего ненастья. И если это чувствуют лишь единицы, то лишь потому, что демографические процессы в сотни раз медленнее, чем погодные.

Обычно о демографии судят по общей численности. Растет – значит, благополучие, стала снижаться – начинают говорить о кризисе. При таком подходе к демографии "прозрение" всегда запаздывает на 40-50 лет от начала действия причин разрушающих демографическое благополучие.

По закону демографии "внуков" должно подрастать в 1,5-2 раза больше, чем стареть "дедов". И без рождения детей демографически благополучного народа просто быть не может. Но детская смертность в ХХ веке от одного десятилетия к другому изменялась очень сильно. Например, в России 1940-ых – в 2 раза больше, чем в 1950-ых. Так же отличаются 1970-ые от 1950-ых. Поэтому динамика рождений не может дать правильного отражения демографического развития народа.

В любое из десятилетий ХХ века в возрасте 10-15 лет минимальная смертность. Если ребенок вырос до 10 лет, то он с максимальной степенью вероятности вырастет и до 20 лет, когда создаются новые семьи и рождаются первые дети. И до 30-40 лет, когда в своей жизнедеятельности он достигает максимальной эффективности. Так что демографическое благополучие народа точнее всего оценивать не общей численностью, а динамикой численности 10-летних детей, сдвинутой назад на 10 лет, на год их рождения. Тогда она будет отражать демографический потенциала народа в единой календарной системе координат на протяжении многих поколений.

Чтобы понять суть демографических процессов их нужно анализировать, как минимум, на протяжении трех поколений. (Одно поколение – это интервал от рождения человека до рождения его первых детей). В России 3 поколения – это 65-70 лет.

В 1930-ых в русском демографическом потенциале есть "провал". Обычно его объясняют глобальной коллективизацией. Однако, это не совсем так. Максимум "провала" приходится на 1933-34 гг. Затем за 3 года потенциал восстановился. Во второй половине 1930-ых коллективизация ширилась, а потенциал резко возрос. Так что дело не в коллективизации. Главная причина "провала" 1930-ых – это раскулачивание русской деревни, которое в 1929-34 гг. проводилось, прямо сказать, зверскими методами. В катаклизме раскулачивания не родился или погиб, не дожив до 10 лет, каждый пятый русский ребенок.

В 1940-ых в русском демографическом потенциале опять глубокий "провал", из-за Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Его максимум – это 1943-44гг. В этом катаклизме не родился или погиб, не дожив до 10 лет, каждый четвертый русский ребенок.

После окончания обоих катаклизмов, и раскулачивания, и Великой Отечественной войны, демографический потенциал восстановился очень быстро, всего за несколько лет.

В первой половине 1950-ых русский потенциал рос. Но во второй половине стал сокращаться, а в 1960-ых произошел настоящий "обвал". Обычно его объясняют влиянием демографической волны от "провала" времен Великой Отечественной войны. (В 1960-ых выросли до детородного возраста девочки, рожденные в войну). Но "эхом войны" объяснимо не более 40 процентов "обвала". Да и действие "эха" не может быть бесконечным. Например, оценка его влияния показывает: русский потенциал уровня середины 1950-ых должен был восстановиться еще до 1975 года. Однако этого не произошло.

Главная причина "обвала" 1960-ых – отнюдь, не "эхо войны". Главная причина - аборты. Например, в 1964 году в России было поставлен, своего рода, "рекорд" – сделано 5,6 млн. абортов. Женщины народов Востока аборты не делали, так что эти миллионы абортов были сделаны женщинам Христианского мира, из них не менее 91 процента – русским женщинам.

Начало этим миллионным абортам в России положили Указы Президиума Верховного Совета СССР. Указ от 5 августа 1954г. отменил уголовную ответственность за аборты, а от 23 ноября 1955г. - отменил запрет на аборты. Поразительно их обоснование как "мероприятия по поощрению материнства и забота об охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин…"

В середине 1950-ых число русских рождений составило 2,5 млн. В 1960-ых сократились на треть – до 1,8 млн. Сравните с 5 млн. абортов. Ведь из каждых четырех зарожденных русских жизней три вырезались абортами, а на Свет Божий допускалась лишь одна!..

Так что, именно аборты разрушили русскую демографию за такой короткий период, всего за 10 лет. Причем разрушили так, что до сих пор русское демографическое благополучие не восстановилось.

Рост потенциала в 1970-80-ых происходил не потому, что наступило благополучие. Просто в этот период постоянно увеличивалась численность русских женщин основного детородного возраста. На этот период он приходился на возраст 20-30 лет. (Например, численность женщин этого возраста составляла в 1970 году – 6,9 млн., в 1975 году – 9,5 млн., в 1980 году – 10,2 млн.). Но увеличение численности женщин основного детородного возраста не могло продолжаться далее 1987-88гг. Поэтому в 1990-ых неминуемо должно было начаться сокращение числа русских рождений и, следовательно, демографического потенциала. Следует отметить, что, по сравнению с 1987-88гг., это сокращение не должно было быть больше 40 процентов. Однако произошел настоящий "обвал", к середине 1990-ых русский демографический потенциал сократился в 2 раза.

В 2003 году начало учебного года показывали по телевидению с большой помпой. Мол, построены новые школы, отремонтированы старые, появилось современное оборудование. На экране цветы, радостные глаза первоклашек. Вот только мало кто заметил, что число первоклашек в 2 раза меньше, чем десятиклассников. Хотя иначе и быть не могло. Ведь детей рожденных в середине 1990-ых в 2 раза меньше, чем в середине 1980-ых. Соответственно, и первоклашек в 2003 году стало в 2 раза меньше, чем десятиклассников. Чтобы первоклашек иметь, их надо было сначала родить. Число же русских рождений к середине 1990-ых упало ниже, чем 0,9 млн. в год. В сравнении с 1950-ми – это сокращение в 2,5 раза.

В последнее время некоторые активные женщины-политики громогласно заявили о своих достижениях в области демографии. Мол, их деятельность по "планированию семьи" привела к уменьшению числа абортов в России в 2 раза. Поразительно, но это политики из объединения "Женщины России". Конечно, примитивно рассуждая, можно увидеть корреляцию между ростом активности "планировщиков семьи" и уменьшением числа абортов. Но с таким же успехом можно найти корреляцию с кометой Галлея. До 1980-ых – она приближалась к Земле, после – стала удаляться.

На самом деле, на 1990-ые годы приходится сильнейший "обвал" генетического здоровья русской нации. Ведь аборты подрывают не только здоровье матерей, но и генетику рожденных ими детей. Так что детородная способность русских женщин рожденных в годы массовых абортов должна была резко ухудшиться. Так оно и случилось. Девочки, рожденные во второй половине 1960-ых, когда из четырех зарожденных русских жизней: три вырезались абортами, а на Свет Божий допускалась лишь одна, стали подрастать до детородного возраста во второй половине 1980-ых. А так как их генетическое здоровье было сильно подорвано массовыми абортами их матерей, то их способность к зарождению новых жизней оказалась очень сильно ослабленной. В результате, в одинаковой степени резко сократилось и число русских рождений, и число абортов. В 1990-ые годы соотношение русских рождений и абортов таково: из трех зарожденных жизней две вырезаются абортами, а родиться на Свет Божий допускалась лишь одна. Таким же это соотношение было и в1970-80-ые годы.

Аргументы "Женщин России" о важном качестве презервативов для демографического благополучия не имеют к нему никакого отношения. Тут их заслуга, всего лишь, перед фирмами-изготовителями.

Нравится, не нравится, но надо осознать и признать: во второй половине ХХ века, без кровопролитных войн и разрушительных эпидемий, идет тотальное уничтожение русского демографического благополучия. Ведь ежегодно абортами вырезают миллионы зарожденных русских жизней.

Оценка потерь от абортов во второй половине ХХ века показывает: аборты нанесли ущерб русскому демографическому благополучию в 2,5 раза больше, чем германская, гражданская войны, раскулачивание и Великая Отечественная война вместе взятые.

Сейчас большинство рождений у русских женщин приходится на возраст 20-28 лет. Все эти женщины, способные рожать на интервале до 2020 года, уже родились. И численность их увеличиться не может. Может лишь уменьшиться. Настрой русских женщин на то количество детей, которое они хотели бы иметь, за вторую половину ХХ века вполне сформировался. Так что ожидаемый русский демографический потенциал можно оценить, в перспективе, до 2020 года.

До 2007-2008 года будет небольшой прирост русского потенциала. Просто потому, что численность женщин основного детородного возраста на этом интервале увеличится. Например, в 2000 году их было 8,6 млн., в 2005 году станет 9,2 млн. Но с 2007-2008 гг. начнется резкое сокращение численности русских женщин, родившихся после 1988 года. К 2020 году численность женщин основного детородного возраста сократится до 4,5 млн. Следовательно, при нынешнем настрое на детей неминуемо сокращение числа русских рождений, значит, и сокращение демографического потенциала к 2020 году почти в 2 раза, до уровня времен декабристов.

Здесь также необходимо остановиться на важном вопросе положения русского института семьи.

Христианская мораль требует: прежде чем дать молодым людям право запустить свой инстинкт для продолжения рода, они должны сначала стать мужем и женой, создать семью.

Христианская семья создавалась по формуле: 1 муж + 1 жена. "Каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" (Библия 1 Кор. 7.2-5). По словам Иоанна Златоуста, "семья – есть малая церковь" в доме, которая должна постоянно поддерживать духовный настрой на рождение и воспитание детей.

Цель Семьи христианина – это рождение и воспитание детей. Веками действовал Великий Нравственный Закон: рожай и воспитывай не менее трех детей, чтобы было кому позаботиться о твой старости.

Семья имеет много функций. В семье дети зарождались и росли. В семье формируется эмоциональный мир ребенка. Здесь он впервые узнает, "что такое хорошо и что такое плохо". Детей с малых лет приучали к их будущей роли в семье и необходимости детей. Как только ребенок начинал ходить и лепетать, ему вручали: девочке – куклу, мальчику – игрушечные орудия защиты и домохозяйства. Дети подрастали, мало-помалу разучивая будущие обязанности: мальчик – мужа, девочка – жены. Им постоянно внушали: ваши будущие роли – это роли матери и отца. Семья с малых лет приучала ребенка к труду и будущим его обязанностям. Семья для растущего человека была важной школой, где он узнавал историю своего рода, своего народа, получал трудовые навыки и первичные знания.

Семья являлась тем институтом, где кормили, лелеяли и воспитывали из ребенка Человека-христианина, нравы которого были чище, знания и навыки шире, чем у его родителей.

Семья была той крепостью, которая защищала растущих детей от напастей окружающей среды, под защитой которой непрерывно вырастали все новые и новые поколения христиан.

Христианство века создавало институт Семьи. Веками создавалась культура Христианской Семьи. Века Христианская мораль внушала: "браки заключаются на небесах". Так закрепляли инстинкт семьи.

Что же случилось с институтом Семьи в ХХ веке?..

В России начала ХХ века на 1000 браков приходилось 9 разводов. Это вполне высокое качество работы института Семьи.

В России 1920-40-ых было тотальное разрушение Христианских ценностей. Пострадал и институт Семьи. Уже в 1950-ых на 15 браков – был 1 развод. Такое положение вещей должно было вызвать серьезные меры у руководства России. Но момент был упущен.

В результате, к началу XXI века у русских на 8 браков – 7 разводов. Добавьте проблему брошенных детей, их в детдомах – несколько миллионов. Треть русских рождений – вне брака. Появилась беспризорность: у каждого второго "гавроша" есть живые родители.

Придется признать: "отходы" нынешнего института Семьи в России превысили не только допустимые, но и всякие мыслимые пределы. Во второй половине ХХ века институт Христианской Семьи подвергся тотальному разрушению. Для очень многих людей ценность семьи и детей была потеряна.

Надо признать прямо: мы, русские, находимся на краю демографической пропасти. Увы, как ни прискорбно, но это так. В начале ХХ века русский народ был вторым по численности народом Земли, уступая лишь китайцам. XXI век мы, русские, встретили "мировым рекордом" – по скорости сокращения численности опережаем все цивилизации Земли. И если нынешняя демографическая политика продлится еще лет 10, то сокращение примет лавинообразный характер, и нас ждет вырождение.

Конечно, психология человека такова, что большинство не склонно смотреть вперед, предпочитая обсуждать сегодняшнее и вспоминать прошлое. Однако пытаться влиять на прошлое невозможно. Повлиять можно – лишь на будущее.

Поэтому главное сейчас – это понять и осознать феномен тотального разрушения института Христианской Семьи и ценности детей. Когда же это осознание придет, то нынешний демографический кризис будет преодолен за несколько лет – как это произошло после Великой Отечественной войны. Однако надо торопиться. До края пропасти – всего лет 10…




КМ.Ru.Новости,
5 августа 2004

Как спасти Россию?

Анатолий Попов

 Нужно остановить набег гастарбайтеров

Лимитизация в России идет на всех парах. При сегодняшнем качественном и количественном ее составе уже через несколько лет масса иммигрантов достигнет своей критической точки, и тогда государству придется решать эту проблему. Главное, чтобы не было поздно.

Россиян ассимилируют и вытесняют нацменьшинства

Ведь что происходит в России сегодня?

Во-первых, вовсю идет ассимиляция, мы растворяемся в цветных гастарбайтерах по причине их гораздо большей плодовитости. Если посмотреть на жизнь реально, то они живут среди нас, работают, женятся и выходят замуж за русских, то есть вовсю ассимилируются.

Во-вторых, мусульмане, китайцы и прочие лимитчики заселяют определенные районы и целые области, откуда начинают выживать местных. Если так пойдет и дальше, то может статься, что районы многих городов и областей станут чисто азиатскими или "черными".

В-третьих, гастарбайтеры, в том числе в Москве, часто получают за свой непрофессиональный труд гораздо больше, чем иные служащие. И вообще, сегодня огромное количество рабочих мест в Москве занимает кто попало. Недалек тот день, когда очередному подросшему поколению понадобятся рабочие места, а все они к этому времени будут заняты лимитой.

В-четвертых, у нас в России идет самый настоящий хорошо спланированный геноцид местного населения, что ведет к уничтожению русской нации.

Необходимы жесткие визовые ограничения

Что же делать?

Нужно прежде всего остановить набег гастарбайтеров из других стран. Причем только государственное урегулирование этой проблемы позволит бесконфликтно решить этот вопрос.

Необходимы более жесткие визовые ограничения. К сожалению, сейчас в нашем правительстве считают или делают вид, что считают, что если иммигрантов не будет, то через несколько лет работать в России будет некому, и, соответственно, некому будет платить налоги. Можно подумать, что сейчас гастарбайтеры много платят! Конечно, гастарбайтеры есть везде. Но велик ли от них прок? Они много и задешево работают, но ведь большая их часть - нелегалы, а значит налоги они не платят. Что же получается? Они пользуются всеми российскими благами на халяву и паразитируют на нас с вами.

Нам нужны специалисты, а не криминальные элементы

Я не хочу сказать, что Россия только для русских. Россия всегда была многонациональной, но хотелось бы, чтобы приезжие уважали наши обычаи, культуру и законы.

В любом цивилизованном государстве иностранцы могут иметь высокие зарплаты, но при этом они платят и большие налоги, специально для них предусмотренные. Более того, есть много законов, определяющих статус иностранца, ограничивающих его в правах. Именно поэтому русскому человеку крайне нелегко стать начальником на предприятиях Европы и США. Но от этого выигрывают граждане той страны, где работают иностранцы.

Любое государство должно защищать себя от натиска "иностранцев". Посмотрите на Москву - сейчас в ней правят бал вьетнамцы, китайцы, таджики и кавказцы.

Государство должно защищать интересы своего народа, как это происходит во всех развитых странах. А если нам нужна иностранная рабочая сила, то необходимо проводить строгий отбор, чтобы приезжали необходимые специалисты, а не безграмотные и криминальные элементы. Не надо превращать наши города в восточные базары.

Кроме того, набор иностранцев должен осуществляться официально, с соблюдением интересов обеих сторон. Нам не нужны толпы безграмотных людей, нам нужна квалифицированная рабочая сила. Необходимы ограничения, причем такие как, например, в Канаде, Австралии, Германии.




Определение конституционного суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Жульетты Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О

город Москва                                                                                                                      4  марта 2004 года

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданки Ж.С. Адамян,

установил:

1. Гражданка Ж.С. Адамян в 1990 году вынужденно покинула Азербайджанскую ССР (город Баку) и с этого времени постоянно проживает в городе Москве в предоставленном ей как беженке жилье для временного поселения, ежегодно проходя переучет в органах миграционной службы. До 1997 года на основании Закона Российской Федерации «О беженцах» она получала пенсию на детей в связи с потерей кормильца. В декабре 2001 года Адамян обратилась в Управление социальной защиты населения Солнцево Западного административного округа города Москвы назначением пенсии по старости, в чем ей было отказано со ссылкой на то, что в силу действующего законодательства пенсионное обеспечение иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется лишь при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого наличием соответствующего разрешения - вида на жительство. Когда в мае 2003 года Ж.С. Адамян получила паспорт гражданки Российской Федерации, ей была назначена трудовая пенсия по старости.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Ж.С. Адамян оспаривает конституционность абзаца третьего пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и части третьей статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которым право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.

По мнению заявительницы, вытекающим из оспариваемых положений требованием о наличии регистрации по месту жительства как формальном подтверждении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации несоразмерно ограничивается ее право на пенсионное обеспечение, хотя до получения российского гражданства она длительное время (более 12 лет) безвыездно находилась на территории Российской Федерации на законных основаниях.

2. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,   кроме   случаев,   установленных   Федеральным   законом   или международным договором Российской Федерации. Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР»).

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Как по буквальному смыслу данной нормы, так и по смыслу, вытекающему из ее взаимосвязи с другими положениями главы 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», а также общепризнанными принципами и нормами международного права, и исходя из приведенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, право на социальное обеспечение гарантируется каждому человеку, вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства и, следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

3. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного  Конституционный  Суд Российской  Федерации  в  своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности; Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, и ее наличие или отсутствие не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года № 2-П, от 2 февраля 1998 года № 4-П, Определение от 5 октября 2000 года № 199-0).

Оспариваемые в жалобе Ж.С. Адамян положения федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, а значит не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права. Что касается факта постоянного проживания заявительницы в Российской Федерации как основания назначения ей пенсии, то, как вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, он может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности ее пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки АдамянЖульетты Семеновны, поскольку она не отвечает требованиям Федеральногоконституционного     закона     «О     Конституционном     Суде     Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации поданной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Настоящее Определение подлежит опубликованию  в «Собраниизаконодательства Российской Федерации» и «Вестнике КонституционногоСуда Российской Федерации».

Председатель Конституционного Суда

Российской Федерации                                                                    В.Д. Зорькин

Судья – секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации                                                                    Ю.М. Данилов

Пояснительная  записка

О правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.03.2004 г. № 146-О по жалобе Адамян Ж.С. и в письмах сотрудниковСекретариата Суда от 19.05.2003 г. № 4522 по жалобе Адамян Ж.С.и от 23.07.2004 г. № 7674, 12337 по жалобе Худабашева Л.В.

о  возможности  назначения  пенсии  иностранным  гражданами  лицам  без  гражданства  при  отсутствии  у  них  вида  на  жительствои  (или)  регистрации  по  месту  жительства  в  Российской  Федерации

Пунктом 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ установлено, что право на пенсию в соответствии с данным федеральным законом (т.е. по государственному пенсионному обеспечению) имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ применительно к трудовым пенсиям (назначаемым в связи с трудовой деятельностью).

Между тем, существующая правоприменительная практика, в том числе судебная, увязывает постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства не с их фактическим постоянным проживанием на территории России, а с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, согласно статьи 2 которого единственным подтверждением постоянного проживания лица без гражданства в Российской Федерации является вид на жительство.

Отсюда следует вывод, что п. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве обязательного условия назначения пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства устанавливают наличие у них вида на жительство в Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.03.2004 г. № 146-О по жалобе Адамян Ж.С. и в письмах сотрудников Секретариата Суда от 19.05.2003 г. № 4522 по жалобе Адамян Ж.С. и от 23.07.2004 г. № 7674, 12337 по жалобе Худабашева Л.В., такой вывод является заблуждением, поскольку вышеназванные нормы:

не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства ни с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства, ни с наличием или отсутствием вида на жительство.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в России фактически, имеющим право на пенсию, достаточно установить факт своего постоянного проживания в России в судебном порядке.

Даже при отсутствии вида на жительство и (или) регистрации по месту жительства такое судебное решение будет документом, подтверждающим постоянное проживание, и достаточным основанием для назначения пенсии (при наличии права на пенсию).




Так что же делать с «серпастым»?

В. Михайлов

Проблема бывшх граждан СССР, имеющих советские паспорта  всё более запутывается органами МВД.

Абзацем 3 пункта 2 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» от 08.07.97 г. № 828 (в ред. от 23.01.2004 г. № 35) на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность осуществить до 01.07.2004 г. поэтапную замену паспорта гражданина СССР образца 1974 г. на паспорт гражданина Российской Федерации.

Эта норма не регулирует ни срок действия советских паспортов, ни срок их обмена на российские, и каких-либо обязанностей на граждан не возлагает, что подтверждено определениями Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.11.2003 г. № КАС 03-521, от 16.03.2004 г. № КАС 04-80, от 15.06.2004 г. № КАС 04-234, куда она и была обжалована.

Других нормативных актов, регулирующих сроки завершения обмена советских паспортов либо прекращения их действия для граждан Российской Федерации, не существует.

В настоящее время из-за бездействия МВД России почтовые отделения России, через которые многие пенсионеры получают пенсию, находятся в неведении относительно действительности паспортов гражданина СССР образца 1974 г. для граждан Российской Федерации после 01.07.2004 г.

МВД России, искусственно создавшее эту проблему, продолжает вводить население и органы власти в заблуждение, в результате чего могут оказаться без пенсионного обеспечения тысячи россиян, как правило, по не зависящим от них причинам не успевшие обменять советские паспорта (в ряде случаев органы внутренних дел незаконно отказываются признавать их российское гражданство и споры решаются в судах; также невозможно обменять паспорт при отсутствии регистрации и по другим причинам).

Позиция МВД  России незаконна, поскольку паспорта гражданина СССР официально сохраняют свое действие и должны признаваться всеми органами власти.

  Кассационная коллегия Верховного суда подтвердила, что действие паспортов СССР бессрочно и граждане России могут их обменять в любой момент.

Поводом к такому решению суда стала жалоба пенсионера Артура Корковидова.

Все граждане России могут поменять паспорт когда угодно. Или вообще не менять.

Правда, в соответствии с декабрьским решением правительства 2003 года советские паспорта для некоторых категорий граждан будут действовать до 1 января 2006 года. А российским гражданам, не успевшим оформить новые документы до начала января 2004 года, МВД разрешило сделать это в течение первого полугодия 2004 года. Воспользоваться решением Верховного суда смогут немногие, да и то с большим трудом – практически везде придется доказывать, что паспорт СССР является полноценным документом. Об этом публикуемая ниже статья из газеты «КоммерсантЪ»

Советский паспорт обернулся для россиян волчьим билетом

01.07.04.,  "КоммерсантЪ" №117   

1 июля 2004 года истек срок действия советских паспортов. Отныне на основе старых документов "прекращается любая деятельность по сделкам и правоотношениям гражданина с государством

По официальным данным, паспорта не поменяли около 200 тыс. граждан РФ. "За пределами России сейчас находится 30 тыс. граждан - они появятся, и мы им паспорта выдадим. Также не установлено местонахождение 109 тыс. граждан, но рано или поздно эти люди также появятся",- сообщил зам. главы МВД Российской Федерации Александр Чекалин. Еще около 66 тыс. граждан, по словам замминистра, уклоняются от получения новых документов. Как рассказала пресс-секретарь замминистра Елена Алексеева, в основном уклонистами являются бомжи, наркоманы и алкоголики. Кроме того, в число уклонистов МВД зачислило порядка 9 тыс. россиян-пенсионеров, отказывающихся менять паспорта со ссылкой на свой преклонный возраст. За отсутствие нового паспорта предусмотрен штраф, однако, по словам чиновников МВД, первый месяц граждан привлекать к ответственности не будут. Затем, согласно ст. 19.15 КоАПа, уклонисты будут платить по 100 руб.

Для трех категорий граждан бывшего СССР советский паспорт все же будет действовать до 1 января 2006 года. Это иностранцы, зарегистрированные по месту жительства в России на 1 июля 2002 года; лица без гражданства, зарегистрированные в России по состоянию на 1 ноября 2002 года; лица, получившие разрешение на временное проживание в России.

"С этого срока (1 июля) прекращается любая деятельность по сделкам и правоотношениям гражданина с государством у лиц, оставшихся со старым паспортом",- заявил вчера Александр Чекалин. Проблемы ждут, например, людей, купивших билеты на самолет или поезд по старым паспортам. "Если вы купили билет по старому паспорту, вас не пустят на регистрацию",- сообщили в центральной диспетчерской авиакомпании "Сибирь". Впрочем, в "Сибири" порекомендовали покупать билеты по загранпаспортам - на внутрироссийских линиях это возможно так же, как и на международных. В федеральной пассажирской дирекции ОАО "Российские железные дороги", наоборот, сказали, что продажа билетов по старым паспортам продолжится и после 1 июля. Представители банков в один голос заявляют, что банковские операции, требующие для их проведения удостоверение личности, по старому паспорту совершаться не будут. "Со счетами клиентов ничего не случится, но мы не имеем права предоставлять физическим лицам со старыми паспортами возможность управлять их средствами",- пояснил начальник управления по работе с физическими лицами Райффайзенбанка Александр Колошенко. В Альфа-банке отметили, что проблемы ждут обладателей советских паспортов, желающих расплатиться в магазине по кредитной карте: "При платеже в магазине по карте нужен документ, а советский паспорт не будет удостоверять личность". Кроме того, по старому паспорту теперь нельзя будет получить пенсию.

Однако пробелы в законодательстве позволяют обладателям старых документов отстаивать свои права в суде. Так, две недели назад кассационная коллегия Верховного суда РФ вынесла определение, согласно которому паспорт гражданина СССР образца 1974 года остается действительным и после 1 июля. Беженец из Азербайджана Артур Корковидов, получивший российское гражданство в 1992 году, но не желающий по идейным соображениям получать российский паспорт, обратился с иском в суд, протестуя против признания недействительным его старого паспорта. По его мнению, это означает ограничение дееспособности гражданина, что, согласно Гражданскому кодексу, должно регулироваться только федеральным законом, а не постановлением правительства. Кассационная коллегия ВС согласилась с такой постановкой вопроса и направила разъяснение главе МВД Рашиду Нургалиеву. "Конечно, милиция будет игнорировать это решение,- уверен руководитель правозащитной организации 'Восход' (членом которой является господин Корковидов) Евгений Бобров.- Но если у людей возникнут проблемы и они обратятся в суд, правосудие будет на их стороне". Пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов подтвердил, что определение ВС может быть использовано как прецедент в судебной практике.

"Формально советский паспорт действительно можно признать действующим, но пользоваться им все равно нельзя,- заявил источник в правоохранительных органах.- Суды не могут бесконечно препятствовать проведению паспортной реформы". По его словам, в администрации президента готовится указ главы государства, запрещающий действие паспортов образца 1974 года. Кроме того, в ближайшее время по инициативе МВД в законодательство РФ будут внесены соответствующие изменения.

СПРАВКА: Обмен паспортов советского образца был начат в соответствии с постановлением правительства РФ от 8 июля 1997 года "Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ". Согласно документу, паспорта СССР сохраняли свое действие в РФ до 1 января 2004 года (позже этот срок был продлен до 1 июля 2004 года).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ