Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


сайт ОГП,
6 августа 2004

Белорусский транзит

Владимир Матикевич

Самым выгодным, но и самым ненадежным назвал заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов транзитный путь через территорию Беларуси. Его заявление – полная противоположность тому, что когда -то говорил о белорусском участке бывший глава «Газпрома» Рем Вяхирев. Что изменилось: ситуация или люди?

При Вяхиреве белорусов всегда ставили в пример неблагонадежным украинцам, воровавших в российских экспортных трубах газ для своих нужд. Теперь же самое «союзное» России государство обвиняют в воровстве газа, а кроме того – в массовых изъятиях на местных таможнях российских транзитных грузов. Не только Рязанов говорит, что транзит через Беларусь ненадежен. Об этом говорят представители российских автоперевозчиков, послы России, ФРГ и других дипломатических миссий, многочисленные владельцы конфискованных под различными предлогами грузов. Транзит, о котором всегда говорилось как о важном источнике поступления средств в белорусский бюджет, стал одним из главных объектов критики нынешней экономической политики белорусских властей. Вместо того, чтобы развивать и вкладывать средства в инфраструктуру двух стратегических транспортных коридоров (II -го – Берлин—Минск – Москва – Нижний Новгород и IX -го – Ю. Европа – С. Европа), белорусские власти превратили его в источник получения легких денег и в инструмент политического шантажа соседних государств.

Что представляют собой транзитные возможности республики? Белорусский транзит всегда зиждился на трех столпах – железнодорожном, автомобильном и трубопроводном транспорте. Белорусская железная дорога обеспечивает 35% от всего объема транспортных услуг республики. Теснейшим образом она связана с ОАО «Российские железные дороги», с которым де- факто интегрирована с 12 апреля 2002 года. Именно тогда по одному из пунктов российско-белорусского соглашения о единой ценовой политике, Беларусь получила внутрироссийский тариф на экспортно-импортные грузы – т. н. прейскурант 10-01. Это позволило существенно удешевить стоимость транспортировки белорусских грузов в Россию и, как следствие, повысило их конкурентоспособность. По оценкам экспертов, унификация железнодорожных тарифов принесла республике ежегодный доходов не менее 300 млн долларов. Правда, со своей стороны Минск согласился, что регулированием тарифной ставки по этому прейскуранту будет российская сторона.

Доля России в общем объеме транзитных перевозок Бел. ж. д. составляет свыше 80%. По итогам прошлого года по территории Беларуси было перевезено почти 25 млн тонн российских грузов. Из этого объема большая часть пришлась на нефтепродукты -- 12-13 млн тонн. В том числе они предназначаются для обеспечения нужд Калининградской области РФ. Значение Беларуси для жизнеобеспечения этого удаленного региона России постоянно растет – удельный вес транзитных перевозок по железной дороге в этом направлении в последние годы достиг 35% от всего объема транзита.

На автомобильный транспорт в общем объеме транспортных услуг Беларуси приходится 25%. Но доходность от транзита автомобильным транспортом превышает аналогичные показатели на железной дороге. И даже на трубопроводном транспорте, во всяком случае, если учитывать только газопроводы. По данным 2003 года, автомобильный транзит принес республике порядка 180-190 млн долларов.

Это связано с тем, что контроль над значительными объемами транзитных грузов, следующих по направлению Россия – Запад, с середины 1990- х годов заполучили в свои руки белорусские перевозчики Местные белорусские компании, а также многочисленные инвесторы, привлеченные льготными налоговыми режимами, минимальными таможенными пошлинами на ввоз транспортных средств (потом, после нескольких лет эксплуатации эта техника с выгодой перепродавалась в Россию, где защитные пошлины на импорт были гораздо выше, чем в Беларуси), они захватили в свои руки большую часть автомобильного транзита. В лучшие времена, которые приходятся на 1996-1998 годы из каждых 10 тягачей, следовавших с грузом в Россию или в обратном направлении, 8 были белорусскими и только 2 принадлежали резидентам России.

Правда, в конце 2000-х этим счастливым временам пришел конец. Министерство транспорта России и АСМАП (Ассоциация автомобильных перевозчиков России) попросили свою законную долю пирога и ввело для белорусов квоты на разрешения для перевозки российских грузов. Путем непростых переговоров, в итоге стоившим Беларуси резкого сокращения количества перевозчиков, российские власти добились-таки, чтобы белорусская сторона признало и ее право на осуществление этого вида деятельности. На настоящий момент пропорция по автомобилям, работающим на направлении Россия – Запад, выглядит следующим образом: 6 – российских на 4 – белорусских. Белорусы и сами начали сдавать свои позиции. Отмена властями ряда льгот для перевозчиков и, в особенности, отмена с этого года режима временного ввоза автотехники, заставил часть инвесторов уйти из Беларуси и перерегистрироваться в России. Наметилось падение доходов по отрасли. Но их начали с успехом восполнять ... белорусские таможенники.

Государственный таможенный комитет Беларуси вообще считается одним из самых главных источников поступления средств в белорусский бюджет. На таможне этим гордятся. Объемы конфиската, потом поступающего на реализацию через Управление делами президента Беларуси, в последние годы постоянно росли: в 2000 году – было конфисковано транзитных грузов на сумму 15 млн долларов, в 2001 – уже на 30 млн долларов, в 2002 году – 60 млн, в 2003 – почти на 80 млн. Это – только официальные данные.

Однако усердие белорусских таможенников в прошлом году переполнило чашу терпения владельцев грузов. От них последовали многочисленные обращения за помощью к своим странам и разразился серьезный скандал. Сразу несколько глав дипмиссий в Беларуси весьма резко высказались в отношении действий таможни. АСМАП в свою очередь обратился в Международную ассоциацию автоперевозчиков с жалобой на белорусскую сторону и попросил рассмотреть возможность исключения Белорусской ассоциации автомобильных перевозчиков из ее состава. В ходе разбирательств, устроенных на уровне посольств в Беларуси и в АСМАП, выяснялось, что зачастую причины, по которым конфисковывались грузы, были весьма надуманы. Или же характер нарушения не соответствовал следовавшему наказанию – конфискации. Более того, белорусские органы сами возложили на себя право определять законность действий нерезидентов, вплоть до того, что выясняли законность создания и деятельности тех или фирм. Что особенно возмутило посла России в РБ Александра Блохина, так это, что в первую очередь в имевших быть место случаях конфисковывались дорогостоящие грузы. В конце прошлого года скандал затих сам по себе. Но в итоге многие перевозчики приняли решение отказаться от транспортировки своих грузов через территорию Беларуси, предпочтя ей хотя и менее выгодные, но зато надежные транзитные направления через соседние Литву и Украину. По словам Александра Блохина, транзит дорогостоящих грузов через территорию Беларуси в 2003 году резко сократился. На автомобильном транспорте наблюдалось сокращение потока на 30%, на железнодорожном – на 43%.

Трубопроводный транспорт -- это одна из главнейших составляющих белорусского транзита. На территории республики проходят несколько десятков тысяч километров транзитных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. Причем, некоторые из них, газопровод «Ямал –З. Европа» (209 км) и нефтепродуктопроводы ЧПУП «Запад-Траснефтепродукт», являются российской собственностью.

С начала 2002 года белорусские власти предприняли попытку монополизировать весь свой транзитный потенциал: газопровод «Ямал—З. Европа» они предложили включить в состав СП с «Белтрансгазом», а с «Запад-Траснефтепродуктом» поступили и вообще по-пролетарски зло, заявив о нелегитимности перехода в 1992 году сети нефтепродуктопроводов в собственность России. Если по «Ямал – З. Европа» российская сторона однозначно отказалась пересматривать вопрос собственности, то по нефтепродуктопроводам только в начале этого года взялась разрешение этого спорного вопроса. На данный момент россияне готовы пойти на увеличение тарифной ставки на транзит в обмен на признание Минском их собственности на имущество. Правда, в проектах соглашений так ничего и не сказано, как быть с иском, предъявленным в прошлому году «Запад-Траснефтепродукту» за якобы полуторагодовую работу без регистрации. А иск немалый – почти 13 млн долларов.

Что касается транзита по магистральным газопроводам, то здесь также проблема: де-факто он осуществляется, но не имеет пока юридической силы. Минск поставил этот вопрос во главу угла переговоров о заключении контракта с «Газпромом» на поставку газа для внутренних нужд республики. И стороны пока не могут договориться, сколько будет платить Минск за газ для внутреннего потребления, и сколько он будет получать от России за транзит газа. В принципе экспорт «Газпромом» через территорию Беларуси составляет всего 17-18% от всего объема. Но именно на этом направлении расположен самый короткий путь российского газа в Польшу, Литву и Калининградскую область. По этой причине «Газпром» в последние годы увеличил прокачку своего газа по белорусским газопроводам. Если в 2002 году транзит газа по территории Беларуси составил 27, 5 млрд куб. м., то в прошлом -- 31, 7 млрд. Услуги по экспорту российского газа в прошлом году были оценены «Газпромом» в 93 млн долларов.

Не меньше, чем газопроводы, важна для России нефтяная труба, проходящая через белорусскую территорию. По нефтепроводам в прошлом году в направлении Польши, Украины, Литвы и Латвии было прокачано 82, 8 млн тонн нефти, что также способствовало получению Россией профицитного бюджета. Для Беларуси транзит нефти также достаточно весомый источник дохода для республики, особенно в связи с постоянным ростом объемов транзита и предстоящей реализации ряда перспективных проектов. Один из них – это прокачка в рамках международного проекта «Дружба» – «Адрия» дополнительных объемов нефти в Хорватию.

Предполагается, что в скором времени по этому направлению российские нефтяные компании смогут поставлять на экспорт до 15 млн. тонн нефти год. Причем, отмечают специалисты, именно на нефтепроводах с точки зрения получения дополнительных доходов для белорусского бюджетам имеется существенный запас. Тарифы на прокачку нефти по территории Беларуси ниже, чем на транспортировку этого сырья в соседней Украине, не говоря о прибалтийских странах. Так, по направлению на Польшу транзитная ставка по территории Беларуси составляет 0, 53 доллара за 1 тонну на 100 километров, на Украине она – 0, 73 доллара.

Однако, подчеркивают эксперты, транзит без сырья – это не транзит. В своей экономической политике в этой области руководство транзитной страны должны руководствоваться взаимными интересами. Любая попытка использовать свое выгодное географическое положение для получения односторонней выгоды за счет партнера или же, что еще хуже, в политических интригах, чревато. Беларусь расположена пусть и ближе всех к европейскому рынку, но не одна такая.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ