Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №107(01.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Соотечественники,
27 сентября 2004

Армения: Окончательный исход – дело времени

Ирина Долженко

Во время состоявшегося осенью 2001 года визита Президента России Владимира Путина в Армению встреча с нашими соотечественниками не планировалась. Положение русского языка и российских соотечественников, к сожалению, не стали предметом обсуждения. Между тем, по мнению многих экспертов, этот вопрос в Армении требует повышенного внимания. Тем более, что руководство республики безосновательно считает, что такой проблемы нет и по существу не занимается ее регулированием.

Русская диаспора Республики Армения не представляет собой единой общности. Она разделена на две группы – старожилы и мигранты советского времени, которые различаются не только в социальном и культурном плане, но и разной степенью "привязанности" к Армении. Русские мигранты последних десятилетий представлены приехавшими в Армению в 1930-е годы, во время войны, направленными на работу в послевоенный период из других регионов страны. История старожильческого населения насчитывает более 150 лет, и этапы его формирования и развития характерны для русских старожилов не только Армении, но и всего Закавказья.

Старожильческое население сложилось во второй четверти XIX в., когда после присоединения этого региона к Российской империи встали задачи укрепления границ, экономического освоения и включения его в систему всероссийского рынка. Решение этих вопросов правительство связывало с привлечением в этот край русского населения. В результате правительственных мер во второй четверти XIX в. в Восточной Армении, в основном, в северных районах, сложился русский этнический массив, в формировании которого участвовали военные поселяне и крестьяне. Разными были не только пути формирования, но и конфессиональная принадлежность этих переселенческих групп – православные и сектанты.

В 1880-е годы на территории Восточной Армении, определяемой в современных границах Республики Армения, находилось 23 русских селения, в которых проживало 11 283 чел., в том числе 6 православных населенных пунктов (2736 чел., или 24,4%) и 17 сектантских (8547 чел., или 75,6%). Самым крупным селением являлась Воронцовка – религиозный центр молокан всего Закавказья, в котором проживало около 2300 чел. Молокане определяли лицо русского этноса в Восточной Армении благодаря не только численному преобладанию, но и стабильному экономическому положению, сильной роли религии, оказывавшей влияние на все стороны жизни. До сих пор коренное население отождествляет русских уроженцев Армении с молоканами.

Русские крестьяне были реальной силой, способствовавшей экономическому развитию Закавказья. Восприняв некоторые приемы ведения хозяйства коренных народов, переселенцы вскоре становятся проводниками передовой культуры. Благодаря русским в сельскохозяйственную культуру местного населения проникают усовершенствованные орудия – железные плуги, бороны, молотилки, веялки, улучшенные породы скота, происходит и обновление семенного фонда. С приходом русских появляются и расширяются посадки картофеля. Русские оказали существенное влияние на развитие огородничества, слабо распространенного среди армянских крестьян. Часть переселенцев обосновалась в городах, занимаясь торговлей, извозом, что способствовало установлению тесных экономических связей между разными регионами края.

До начала 1980-х годов численность русских в Армянской ССР неуклонно увеличивалась, хотя относительная доля в результате быстрого притока армян в республику из других регионов страны уменьшалась. Рост численности русских в Армении сопровождался увеличением городского и уменьшением сельского населения, представленного старожилами. Однако в 1970-е годы в республике вводятся административные ограничения, регулирующие рост населения крупных городов. В этот период направленность миграционных потоков меняется – из внутренней она превращается во внешнюю, главным ориентиром которой была Российская Федерация.

Миграционная убыль русского населения наблюдалась на всем протяжении 1980-х годов, и к 1989 г. по сравнению с 1979 г. численность русских уменьшилась более чем на 18 тыс. чел., или на 26,6%, и составила 51,6 тыс. В последующее десятилетие выезд русских из Армении принял огромные размеры: за период 1989-1995 гг. русский этнос потерял в результате миграционного обмена с Россией 28,6 тыс. чел., или 54,9% от числа русских в 1989 г. По приблизительным оценкам, к началу XXI в. русская диаспора Армении сократилась до 10-11 тыс. человек, из них потомки русских старожилов составляют не более 5 тыс., в том числе сектанты – 3,5-4 тыс.

В основе активной миграций русских лежат многие причины. Резкое передвижение населения было отмечено после Спитакского землетрясения в декабре 1988г. В зоне стихийного бедствия оказались все районы компактного проживания pyccкого старожильческого населения - Калининский, Гугаркский, Степанаванский, а также города Ленинакан (ныне Гюмри), Кировакан, Степанаван, Дилижан, Красносел Ограниченные возможности для восстановления и строительства жилья заставили часть русских покинуть республику.

В начале 1990-х годов миграцию русского населения определяли факторы, отражающие особенности современной политической ситуации в республике. Большую волну переселенцев в Россию вызывало обострение армяно-азербайджанских отношений, в результате которого тысячи армян и азербайджанцев оказались беженцами. Эти события вызвали у многих русских психологическое ощущение дисккомфортности, страха, неуверенности в дальнейшей жизни в Армении.

Негативные изменения в положении русского населения связаны с законом о государственном языке РА. Он был принят в 1993 г., однако активное проведение его в жизнь началось уже в 1991 г. Утверждение официального статуса национального языка – процесс закономерный для суверенного государства. Однако проведение его в жизнь проходило без учета объективных интересов всех слоев населения и вызвало отрицательную реакцию со стороны не только представителей национальных меньшинств, но и армян, получивших образование на русском языке. На армянский язык было переведено делопроизводство, в результате чего многие специалисты лишились работы; были закрыты русские группы по многим специальностям в вузах и техникумах, что фактически не оставило шансов для получения русской молодежью образования на родном языке. Эти меры повлекли массовый исход русских из Армении. Не случайно именно в 1992 и 1993 г.г. интенсивность миграционного оттока русских из Армении в Россию была наибольшей – соответственно 5,6 и 6,4 тыс. чел.

Кстати, в советское время тенденция расширения русско-армянского двуязычия стала характерной для русского населения страны. Если в 1970 г. только 17% русских владели армянским языком, то в 1989 г. тот процент повысился до 32%. В сравнении с другими республиками бывшего Советского Союза процент русского населения Армении, владеющего местным языком, был самым высоким после Беларуси и Латвии. Это еще одно доказательство общения между народами и тесных этнических отношений между русскими и армянами. Позже, в течение первых лет независимости, когда большое количество русских было вынуждено эмигрировать из Республики Армения временно или навсегда, армяно-русские семьи оставались прочными: армянские мужья уезжали за границу временную работу, оставляя русских жен детей дома, в Армении. В 1992-1993 гг. среди русских мигрантов из Армении появилась принципиально новая категория – беженцы, жители приграничного с Кердабекским районом Азербайджана г. Красносельска. Начиная с августа 1992 г., город неоднократно подвергался бомбардировкам со стороны Азербайджана. Фактически русские явились прямым объектом насилия. В феврале 1993 г. часть населения была вывезена с помощью российского правительства в Россию.

В последние годы общее ухудшение условий жизни в Армении выталкивает многих жителей, независимо от национальной принадлежности, за пределы этой страны. Миграционная ситуация в республике продолжает оставаться сложной. В целом современный аспект развития миграционных процессов в РА отражает тенденцию к мононациональное.

Большинство русских мигрантов предпочитали возвращаться на свою историческую родину – в Россию. Стремление правительства России заселить русскими старожилами Закавказья, Средней Азии опустевшие земли Нечерноземья, на наш взгляд, не оправдало ожиданий, по крайней мере, в отношении переселенцев из Армении. Более привлекательными для русских из Армении являлись Краснодарский и Ставропольский края, где уже имелись родственники и односельчане, покинувшие Армению в предыдущие десятилетия. В настоящее время именно здесь сложились центры русских переселенцев из Армении, которые объединяют десятки семей.

В Армении сохранились традиционные места компактного проживания русских в северных районах, однако численность старожилов в них незначительна и колеблется от нескольких десятков до нескольких сот человек. Крупный этнический массив – 2000 человек – сохранился лишь в Лорийской области: селениях Лермонтово и Фиолетово. Характерной чертой расселения русских остается преобладание городского населения, которое сконцентрировано в Ереване.

В результате активных миграционных процессов произошли негативные изменения в демографической ситуации, выразившиеся в резком сокращении рождаемости и ускорении темпов старения населения. К сожалению, во многих селениях из-за выезда лиц молодого и среднего возраста эти изменения приняли необратимую форму, и окончательный исход русских является лишь делом времени. Между тем опросы свидетельствуют, что русские, приспособившись к климатической и социально-экономической среде Армении, а также заимствовав многие армянские бытовые и культурные ценности, при наличии благоприятных социально-экономических условий не хотели бы покидать Республику Армения.

Неустойчивые политические и социально-экономические условия на фоне роста этнического самосознания русских усиливают у них стремление к внутриэтническому объединению. Благодаря этому были созданы русские культурные центры и общественные организации, которые, не преследуя политических целей, считают своей задачей сохранение и развитие родного языка и культурных традиций и предотвращение миграции русских из республики. Несколько лет назад сотрудниками Российского Посольства в Армении в республику было привезено много учебников русского языка, но большинство школ, особенно в селах, остались без них. Ситуация диктует: правительственные структуры должны делать все возможное для обеспечения русских школ учебниками и методическим пособиями.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ