Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №107(01.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Миграция. Гражданство. Демография.



Террористов будут «мочить» по месту прописки

Законодатели планируют существенно ограничить право россиян на свободу передвижении - так считают авторы публикуемой ниже статьи. К такому выводу они пришли после ряда  заявлений депутатов Государственной Думы, и в том числе,  председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина о предстоящих кардинальных  изменениях в Законе 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения», вплоть до принятия нового закона.

20.09.04., Независимая газета

Иван Родин, Анастасия Корня, Кира Латухина

Очередной жертвой борьбы российских властей с терроризмом может стать основополагающее право граждан на свободу передвижения. Закон 1993 года, снимающий всякие ограничения на внутреннюю миграцию и устанавливающий уведомительный порядок регистрации граждан по месту их пребывания, думское большинство считает устаревшим. Новый закон, который готовится в комитете по конституционному законодательству и госстроительству, по данным «НГ», призван восстановить советскую практику контроля за миграцией: граждане не смогут менять место жительства без разрешения властей. Правда, по аналогии с новым законом о митингах прямо о замене уведомительного на разрешительный порядок объявлено, видимо, не будет. Тем не менее с учетом возможного общественного резонанса от таких мер миграционный проект будет приниматься отдельно от остальных антитеррористических поправок и прорабатываться более тщательно.

Завтра на Совете Думы будет обсуждаться план законодательной работы на осеннюю сессию, в том числе перечень неотложных антитеррористических законов. Пока в этом перечне, состоящем из 36 актов, нового миграционного проекта нет. Однако в минувшую пятницу председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заявил, что данный список не является закрытым и, без сомнения, будет пополняться. Из уст Плигина впервые прозвучало рабочее название проекта, о подготовке которого наблюдатели давно догадывались, но представители «Единой России» до поры умалчивали. Глава комитета сообщил, что новый закон может называться так: «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также правилах регистрации». По словам Плигина, «это будет отдельный федеральный закон, который, возможно, заменит ряд действующих законов и других нормативных актов, в том числе и Закон 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения». Парламентарий сообщил, что текст этого документа будет готов в конце этого – начале следующего месяца.

О конкретном содержании данного акта Плигин пока говорить отказывается. Но немало ограничительных предложений в сфере миграции выдвигалось на заседаниях рабочей группы Госдумы, готовящей антитеррористические меры. К примеру, предлагалось ограничить въезд и пребывание граждан «в регионах со сложной демографической или криминогенной обстановкой», то есть фактически распространить соответствующую норму закона о чрезвычайном положении без формального введения последнего. Было предложение и о более жестком учете прибывающих граждан, то есть установлении своего рода их «предрегистрации» через участковых милиционеров.

Последним также предполагалось дать право досмотра жилых помещений для проверки паспортного режима. Наконец, депутатами была зафиксирована и идея о новом виде административной ответственности нарушителей такого режима – высылке граждан РФ к месту постоянного жительства.

Как стало известно «НГ», одним из авторов жестких миграционных инициатив выступил вице-спикер Владимир Катренко, которому руководством партии было даже рекомендовано поменьше высказываться на этот счет. Корреспонденту «НГ» также удалось узнать, что с подобными же идеями выступили и московские власти, и ряд южных регионов, и Министерство внутренних дел РФ.

Еще весной этого года глава комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы Юрий Попов заговорил о необходимости внесения изменений в закон 1993 года. Депутат предложил регионам закрывать свои административные границы без объявления ЧП. Среди инициатив Попова – запрет въезда на территорию Москвы лиц некоренной национальности, если их в городе уже 10% от населения. Депутат предложил также регистрировать мигрантов по биометрическим параметрам на въезде в столицу. А в свете последних терактов Попов сделал поправку – закрывать регионы прежде всего от приезжих с территорий, где проводится контртеррористическая операция, то есть Чечни и Ингушетии.

Сперва коллеги не поддержали Попова. Председатель МГД Владимир Платонов не раз отзывался о проекте Попова как о «некомпетентном», называл его «грубейшим нарушением Конституции». Но последние события убедили столичных парламентариев вернуться к этому вопросу, тем более что из документа исчезли наиболее одиозные положения о квотах на проживание в городе представителей диаспор.

Недавно губернатор Московской области Борис Громов потребовал от своих подчиненных «срочно навести порядок» и «разобраться с регистрацией всех граждан, проживающих в регионе». Он подчеркнул, что незаконные мигранты, особенно «те, кто прибыл с Кавказа», – главная проблема области. А пресс-секретарь губернатора Андрей Барковский проговорился, что подмосковные власти намерены отправлять нелегалов к месту проживания самолетами за счет областного бюджета.

Препятствием для введения таких чрезвычайных мер, безусловно, является подписанный Борисом Ельциным в июне 1993 года Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». С этого времени выбор ограничивается лишь территориями с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Однако государственная машина еще долго сопротивлялась либеральным «установкам». Конституционный суд был вынужден несколько раз напоминать властям про то, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Труднее всего с «пропиской» расставалась Москва, до 2002 года сохранявшая собственные правила регистрации. Более того, в сентябре 1999 года (сразу же после взрывов жилых домов) мэр Москвы издает распоряжение «О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в Москве». Милиции предписывалось провести перерегистрацию всех «мигрантов», выясняя у каждого «цель пребывания». И «принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город, удалению из аэропортов и вокзалов, выдворению граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве».

Правда, Москву закрыли ненадолго – было так много протестов, что правительство Москвы было вынуждено приостановить исполнение распоряжения. Даже в экспертном заключении Минюста отмечается, что «неотложные меры» противоречат Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека.

То, что казалось невозможным пять лет назад, сегодня выглядит вполне реальным. «Что еще нужно нашим деятелям от демократии, чтобы увидеть необходимость особых мер по защите москвичей? – восклицал две недели назад мэр Москвы Юрий Лужков на митинге, проходившем на улице Гурьянова в день годовщины теракта. – Думаю, что сейчас прозрение наступило. Мы свои меры предложили власти, и это все можно сделать в пределах Конституции, наших демократических норм и правил».

Правда, Плигин говорит, напротив, об упрощении правил регистрации. Но история с принятием закона о митингах показала: продекларированные уведомительные нормы на деле оказываются чисто декларативными, тогда как запретительные полномочия органов власти и правопорядка возрастают многократно.

Террорист не будет просить гражданства

При экспертном совете Уполномоченного по правам человека в РФ создана рабочая группа по "иммиграционной амнистии". Принятое в международной практике понятие "иммиграционная амнистия" предусматривает легализацию незаконно въехавших мигрантов, давно проживающих в стране и не совершивших никаких правонарушений. Подобные амнистии проводились в США, Италии, Бельгии, Греции, Польше.

В нашей стране термин "амнистия" может применяться весьма условно. По некоторым оценкам, в России находится сегодня около 5 миллионов мигрантов, не имеющих никакого правового статуса. Подавляющее большинство из них - наши бывшие соотечественники, они проживают в России не один год. Возникает вопрос, что помешало им за столь длительное время легализоваться? По своей вине или из-за несовершенства законодательства? Тут мнения специалистов, чиновников и правозащитников расходятся.

Рабочая группа ставит целью подготовить предложения по изменению законодательства и разработать перечень мер, которые могли бы уже сейчас облегчить положение "нелегалов" со стажем.

О задачах рабочей группы с Уполномоченным по правам человека в РФ В.П. Лукиным беседует председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова.

18.09. 2004 г. Российская газета

Владимир Лукин: Государству выгодно, чтобы трудовые мигранты платили налоги в казну. Фото: Сергей Куксин

- Получается, Владимир Петрович, что трагедия в Беслане как бы отменила саму идею проведения "иммиграционной амнистии" в России? Когда все говорят об ужесточении миграционного законодательства, не время даже заикаться об "амнистии"?

- Наоборот, необходимость "иммиграционной амнистии" стала сегодня еще более актуальной. Собственно, подобные амнистии и проводятся, как правило, перед тем, как ужесточить законодательство. Чтобы отделить зерна от плевел.

Чтобы помочь легализоваться тем мигрантам, которые уже давно живут в стране, успели интегрироваться, никаких правонарушений не совершили. А террорист - уверяю вас - не пойдет просить гражданство или вид на жительство. В нашей же ситуации, когда именно из-за несовершенства законодательства в число нелегалов попали миллионы добропорядочных соотечественников и очень из-за этого страдают, было бы просто кощунственно напрямую связывать проблему миграции и борьбу с терроризмом. И разве для кого-то секрет, что в нашей стране теракты совершают в основном лица, имеющие российское гражданство?

- Тем не менее слово "мигрант" стало сегодня почти синонимом слова "террорист", и большинство населения поддержит любые инициативы по ужесточению миграционного законодательства. Считается, что ради безопасности все средства хороши.

- О какой безопасности идет речь? Те, кто использует нашу национальную трагедию для того, чтоб еще сильнее закрутить гайки, ввести систему жесткого тоталитарного контроля, думают вовсе не о безопасности общества, а пекутся исключительно о том, чтоб не потерять свое кресло, не оторваться от "кормушки". И видим же мы, что эта "безопасность" (безнаказанность) чиновничества становится все более опасной угрозой каждому из нас.

Переселяющиеся в Россию соотечественники спасают нас от демографической катастрофы. Да, от катастрофы, потому что демографический кризис давно наступил: Россия теряет по миллиону человек в год.

- Владимир Петрович, созданная вами рабочая группа по "иммиграционной амнистии" должна была бы разрабатывать поправки в законы "О гражданстве РФ" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Известно, что эти законы полны противоречий. А теперь, когда их в такой момент еще больше ужесточат, неизбежны новые ошибки.

- Этот ажиотаж есть не что иное, как психотропное средство, чтобы успокоить население. Мы, мол, не бездействуем, заботимся о сохранности ваших жизней, ради безопасности готовы даже о правах человека забыть. Так ведь это же и будет самая блистательная победа террористов. Мы не имеем права подыгрывать обезумевшим подонкам. И не имеем права в который уже раз наступать на одни и те же грабли. Те законы, о которых вы говорите, принимались в 2002 году и тоже вроде бы для противодействия терроризму. А что толку?

И если уж говорить о международном терроризме, то при нашей прозрачности границ "частоколом" из бумажных инструкций, пусть они будут сколько угодно жесткими, от преступников не отгородишься. Но главная беда даже не в отсутствии пограничных застав, а в вездесущей продажности чиновников в погонах и без. Коррупция, как метастазы раковой опухоли, проникла во все клетки нашего государственного организма. Вот чему надо искать противоядие. Объявить непримиримую войну коррупции, а не мигрантам. Переселяющиеся в Россию соотечественники спасают нас от демографической катастрофы. Да, от катастрофы, потому что демографический кризис давно наступил: Россия теряет по миллиону человек в год.

- А вот московские власти хотят отгородиться невидимым забором от всей России.

- Эта инициатива вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. Более антироссийской идеи и представить себе трудно.

- Антироссийской?

- Да, именно. Если кто-то задается целью развалить Россию на куски, на отдельные феодальные вотчины, вернуть страну в средневековье - давайте скорее принимать закон, по которому сам воевода (конечно же, примеру московского градоначальника последуют главы всех других городов, а то и сел) будет решать, кого впускать, а кого нет, и с кого какую брать дань.

В который уже раз мы готовы подменить борьбу с терроризмом борьбой с мигрантами, с журналистами, с правозащитниками, с оппозиционными партиями. Но это же по сути борьба чиновничества с тем самым гражданским обществом, без помощи которого, как справедливо заметил президент, терроризм не победить.

Давайте посмотрим, что делают для защиты своих граждан другие страны. Вот Америка, где три года назад произошел, как известно, самый сокрушительный теракт (около трех тысяч погибших), разве после этого американцы отменили свободу слова, секвестировали права человека, прокляли демократию? Ничего подобного. Конгресс отверг предложение о жестком контроле за всеми иностранцами, а принял только правило о выборочном контроле за теми, кто вызывает подозрение. Зато была создана независимая комиссия из представителей разных политических групп и общественных организаций для расследования обстоятельств, предшествующих трагедии 11 сентября, и для выработки рекомендаций. Были внесены конкретные предложения (их потом одобрил конгресс) не по изменению конституции, конечно, а по совершенствованию методов работы правоохранительных органов и по изменению их структуры. И вот результат: несмотря на то, что на Америку из-за войны в Ираке сыплются самые страшные угрозы, ни одного крупного теракта после 11 сентября, слава богу, там не было.

- У Америки самый большой опыт "иммиграционных амнистий". И недавно там объявили очередную амнистию, под которую могут попасть, как сообщалось в прессе, около 8 миллионов нелегалов. Америка - прагматическая страна, и раз она это делает, значит, легализация мигрантов - дело выгодное?

- Тут надо подчеркнуть, что США объявляют амнистию для настоящих нелегалов, въехавших в страну незаконно. Мы же никак не сподобимся легализовать наших бывших соотечественников, которые стали иностранцами-нелегалами внезапно, когда в 2002 году резко ужесточилось законодательство. Это ненормальная ситуация. "Иммиграционная амнистия" могла бы стать радикальным средством. И, конечно, государству выгодно, чтобы трудовые мигранты платили налоги в казну, а не батрачили ради обогащения работодателей.

- Сколько было громогласных заявлений о том, что работодатели, превращающие мигрантов в настоящих рабов, будут строго наказываться - вплоть до уголовной ответственности, а воз и ныне там. Все столбы увешаны объявлениями с адресами фирм, предлагающих "быстро и дешево" оформить регистрацию, вид на жительство или сразу гражданство. И, ясное дело, криминальные элементы эти "услуги" с удовольствием покупают.

- Страшное горе, которое мы все переживаем, казалось бы, должно сплотить нас, повысить ценность каждой человеческой жизни, а вместо этого в обществе яростно взбивается ксенофобия.

Если государство захочет всерьез бороться с терроризмом, без помощи гражданского общества успеха не будет. И надо же понимать, что общественность - это не старушки на скамейках, наблюдающие кто куда пошел, и это не организации филателистов или пчеловодов. Государственные структуры могут реально опереться только на те общественные организации, которые занимаются значимыми социальными проблемами.

Надеюсь, что хоть теперь наше общество очнется от апатии, а власти поймут наконец, что общественные инициативы снизу - большая ценность и их не надо бояться. Это относится, в частности, и к нашей рабочей группе по "иммиграционной амнистии". Я уверен, что ученые и эксперты правозащитных организаций смогут внести реальный вклад в наведение порядка с нелегальной миграцией, а это тоже - борьба с терроризмом.




Россия станет "большим Косово"

Через 100 лет РФ превратится в страну мигрантов, говорят эксперты, комментируя доклад МВФ

23.09.2004.,РБК

Алексей ВИНОГРАДОВ

Социально-демографические проблемы в мире в ближайшие десятилетия будут усугубляться. При сохранении существующих тенденций население большинства развитых стран, за исключением Соединенных Штатов, сократится на 25-30%. Станет больше удельный вес пенсионеров, в то время как доля трудоспособного населения (в Евросоюзе, а также в Канаде и Японии) уменьшится с нынешних 65-70% до 55%. Старение населения ляжет тяжелейшим грузом на пенсионную систему и систему здравоохранения, и их ждут неизбежные реформы. Таковы некоторые положения только что опубликованной "демографической" главы ежегодного исследования "Мировая экономическая перспектива" Международного валютного фонда (МВФ).

Специалисты фонда предсказывают, что фактор неблагоприятной демографии будет "забирать" 0,5 процентных пункта роста ВВП в большинстве развитых стран, а в Японии и того больше. Наоборот, благоприятная ситуация с трудовыми ресурсами в странах Африки, частично Латинской Америки и Азии будет способствовать ускорению их экономического развития. И тем не менее отток трудоспособного населения из развивающихся регионов в развитые продолжится. В странах ЕС к 2050 г. доля иммигрантов составит от 20% в Британии до 40% в Испании. 37,5% мигрантов будет даже в ныне почти мононациональной Японии: во всяком случае, авторы доклада полагают, что Стране восходящего солнца с ее уже сейчас огромной долей пенсионеров не остается иного выхода, кроме как "открыть двери" на острова. Правда, добавляют авторы, одной иммиграцией экономических и социальных проблем не поправить, тем более что иммиграция и сама создает новые проблемы. Все равно необходимы пенсионная и прочие внутренние реформы, необходимо и поощрение рождаемости, хотя особой надежды на нее специалисты МВФ не возлагают.

"Нарисованная картина, в общем, не содержит ничего сенсационного, – рассказал RBC daily директор Центра демографии и экологии человека Института проблем народонаселения РАН Анатолий Вишневский. – Старение населения и рост иммиграционных потоков в развитые страны давно прогнозируются. Дело только в точных цифрах, которые могут несколько различаться, но тенденция остается прежней". Г-н Вишневский отметил, что прогнозы МВФ в целом верны и для России, хотя есть и существенные нюансы. "По подсчетам нашего центра, при существующих тенденциях к 2050 г. россиян станет меньше почти на треть. Их останется примерно 100 млн, из которых примерно 5% будут приезжими. Однако потенциал миграции гораздо выше, и, скорее всего, он реализуется по причине спроса на рабочие руки, так что последнюю цифру можно будет увеличить до 35%, а к 2100 г. даже до 60%. Т.е. спустя почти век большинство населения РФ могут составлять уроженцы других стран или потомки мигрантов в первом поколении, и, хотя за абсолютную точность такого прогноза поручиться нельзя, в целом альтернативы процессу наводнения страны приезжими нет. Это так же неизбежно, как то, что за сентябрем придет октябрь. И хотя приток переселенцев, безусловно, чреват новыми проблемами, к нему и к ним обществу надо готовиться", – говорит он.

Добавим, что цифры Центра демографии по миграции несколько расходятся, допустим, с теми, которые неоднократно приводили высокие чины МВД РФ. По их мнению, уже сейчас в РФ находится от 5 до 9 млн мигрантов, в основном нелегалов, причем из них значительная часть фактически осела в стране. Утверждалось, что уже через 10 лет эта неофициальная цифра может увеличиться чуть ли не до 19 млн. Безусловно, эти прогнозы достаточно расплывчаты, но мнение о том, что официальная статистика занижает число мигрантов, разделяют не только милицейские генералы. В частности, полученная в ходе Всероссийской переписи цифра всего в 35 тыс. постоянно проживающих в РФ китайцев вызвала много скептических материалов в дальневосточной прессе.

"Тенденция к увеличению числа иммигрантов в развитых странах и, увы, в России необратима, – считает эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Европейские и европеизированные народы не хотят размножаться, и тут ничего не исправишь. Безусловно, ситуация чревата конфликтами, и их решение будет зависеть от того, насколько приезжие ассимилируются, встраиваются в новую для них среду. В США им встраиваться удается, а в Европе и в какой-то мере в России не очень". "Опасаюсь, – заметил г-н Храмчихин, – что в свете этой тенденции нам грозит "большое Косово" на наших восточных территориях. Лет через 20 Китай предложит нам отдать ему "по-хорошему" 1,5 млн кв. км, на которые он уже засматривается".

Аналитики МВФ склонны видеть миграционные и вообще демографические процессы в менее тревожных тонах. В той или иной степени миграцией, дескать, можно управлять и сглаживать ее негативные острые углы. А что касается роста населения (который в обозримом будущем сократится и в развивающихся странах), то графики, приведенные в докладе, показывают, что в 18-19 вв. прирост населения в мире тоже был невелик (0,5% в год – сейчас пока значительно выше, правда, в основном за счет снижения смертности, а не повышения рождаемости). Так что, возможно, и тенденция предстоящего полувека временная, хотя специалисты фонда не случайно взяли эпиграфом к своему труду цитату из доклада британской комиссии по народонаселению еще 1949 г.: "Общество, в котором снижается доля молодежи, становится опасно застойным, отставая от других социумов не только в технической эффективности и экономическом благосостоянии, но и в интеллектуальном и даже культурно-художественном отношении". Слова, похоже, чем далее, тем более точные.




Коварное министерство

Первой реакцией на последние события стали административные решения и кадровые перестновки. Что стоит за ними? Какие только изменения не претерпело учреждение, отвечавшее в России за "национальный" вопрос. После появления в 1991 году Государственного комитета по национальной политике (Госкомнац) его делили на отдельные ведомства, затем "сливали" в одну структуру, затем снова делили. За 13 лет оно несколько раз меняло название. Сменилось восемь министров, пока в 2001 году его решили упразднить. Чтобы сейчас создать его вновь - теперь уже под названием Министерство по региональному развитию...

О том, как "национальный" вопрос решался - и решается - в Правительстве РФ, рассказывает бывший председатель Госкомнаца, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий ТИШКОВ.

17.09.2004.,  Московские новости

Санобар Шерматова

- Вы ушли с поста руководителя Госкомнаца в конце 1992 года из-за несогласия с политикой Кремля в решении этнических проблем. Как вы оцениваете появление в очередной раз министерства, отвечающего за развитие регионов?

- Такое министерство необходимо. Правда, я напрягся, когда услышал вначале, что создается Министерство по национальной политике. Знаете, термины, которыми пользуются политики, говорят о многом. Коварный термин - "национальная политика". Это старое советское клише - неудачное, на мой взгляд, несовременное. Во всем мире "национальный" означает "государственный". Не может у нас быть внутренней национальной политики, как и министерства, занимающегося подобной деятельностью. Вы выезжаете за границу, в графе "национальность" обычно указываете - "Россия", невзирая на то, чеченец ли вы, калмык или татарин. Потому что национальность во всем мире идентична гражданству.

- Просто терминологический спор, на мой взгляд.

- Это отнюдь не проблема употребления терминов, как может показаться, - за ними скрывается очень многое. В том числе наше устаревшее представление о том, какой должна быть политика по отношению к населяющим Россию этническим общностям

- И какой она должна быть?

- Нужны новые подходы. Я в свое время не особенно оплакивал похороны Министерства по делам национальностей, потому что оно было испорченное. Один департамент занимался делами немцев, другой - репрессированными народами, и так далее; этакие закрытые структуры, занимавшиеся лоббированием. В России уже давно идет процесс размывания этнических различий - люди начинают ощущать себя россиянами, оставаясь при этом русскими, евреями, башкирами, и другими. Вот на это и должна быть направлена федеральная политика. А в тех министерствах погоду в основном делали старые деятели, пытавшиеся втиснуть народ России в узкие этнические ячейки.

Прежде всего, надо поменять язык, которым оперируют чиновники и политики, он должен отвечать современным требованиям. И понять, что мы хотим сохранять и развивать в России. Наследство от Сталина: нации мы жестко связали с территориями и республиканским статусом. Затем стали формировать "социалистические нации", составлять их перечень, закреплять в конституциях. Правильно сказал писатель Фазиль Искандер: "Национализм подогревается самой структурой нашего общества, где учет национальных интересов, изначально правильный и благородный, превратился в дурную формальность".

Несостоятельны попытки сформировать маленькие этнические государства на территории России. Государства строят не этнос, а демос; этнические границы, как правило, никогда не совпадают с государственными границами. Вот это нужно понять и бросить эти дерганья. Много глупостей было сделано в прежнее правление. Пора распрощаться с советским прошлым - хотя в нем было много хорошего.

- Как бы вы сформулировали суть той этнической политики, которая необходима России?

- Обеспечение прав народов путем расширения самостоятельности регионов, культурных автономий. Последовательная гражданская демократизация, защита прав отдельной личности. Только так можно добиться гармонизации межэтнических отношений.

- Это общий рецепт, рассчитанный на долгую перспективу. А что можно сделать сейчас, когда в Москве, к примеру, растет нетерпимость к выходцам с Кавказа? Как дагестанцу или чеченцу прикажете ощущать себя россиянином, если ему постоянно дают почувствовать, что он человек низшего сорта?

- Экстремизм ксенофобского толка, основанный на этнорасовой нетерпимости, наиболее опасен для страны с таким пестрым этническим составом, как Россия. Понятно, что, кроме всего прочего, военный конфликт в Чечне запустил механизм нетерпимости. Задача власти - обеспечить общий уровень развития страны, соблюдение равноправия. А когда приезжие с Кавказа начинают конкурировать с местными жителями за ресурсы - здесь и начинаются конфликты.

- Была ли - и является ли - война в Чечне межнациональной?

- Конечно, нет. Если бы, к примеру, вместо русских в республике проживали бы армяне, их также бы выгоняли, как и русских в начале 90-х годов. Так что дело не в национальности. Борьба за власть чеченских группировок, сепаратизм, неверная тактика федерального центра, внешнее влияние - вот причины, приведшие к трагедии.

- Есть ли выход из чеченского тупика?

- Бытует фраза "Они не начали бы войну с чеченцами, если бы читали "Хаджи Мурата". Чтобы эффективно управлять Кавказом, не надо читать "Хаджи-Мурата". Повесть Льва Толстого - явление литературы. И только. Не надо романтизировать этнографию. Пути решения нынешних проблем Чечни лежат совсем в другой плоскости.

- Возвращаясь к новому министерству: станет ли оно инструментом для эффективной региональной политики?

- Зависит от мандата, которым будет наделено министерство. В том числе - будут ли отпущены финансы не только на сам бюджет министерства, но и на программы и проекты. И еще - придут ли под новую крышу новые "мозги": молодые чиновники и эксперты и думают иначе, и по-другому ощущают проблемы. У нас сегодня полная беда: многие чиновники защищали диссертации. Есть ученые степени - нет ученых... Также важно, будет ли востребована научная экспертиза для выработки политических решений - до сих пор она затребовалась слабо.

- Потребуется ли все это новому министру Яковлеву?

- По поводу назначения Владимира Яковлева у меня комментариев нет.




Без пенсии переселенцы не останутся

Конституционным судом РФ, наконец, разрешена проблема пенсионного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в РФ фактически, но не имеющих… и регистрации по месту жительства в России.

Определением от 04.03.2004 г. № 146 Конституционный Суд РФ подтвердил право указанной категории на пенсию при установлении судом факта их постоянного проживания в России.

Вестник Форума №7-8, июль-август 2004

Евгений Бобров, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РФ

Пунктом 1 ст. 3 Федерального зако­на «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ установлено, что право на пенсию в соответствии с данным федеральным законом (т.е. по государственному пенсионному обес­печению) имеют иностранные гражда­не и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Россий­ской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г.№ 173-ФЗ применительно к трудовым пенсиям (назначае­мым в связи с трудовой деятельностью). Между тем, существующая право­применительная практика, в том числе судебная, увязывает постоянное про­живание иностранных граждан и лиц без гражданства не с их фактическим постоянным проживанием на территории России, а с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, согласно 2-ой статье которого единственным подтвер­ждением постоянного проживания лица без гражданства в Российской Федерации является вид на жительство.

Отсюда следует вывод, что п. 1 ст. Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве обязательного условия назначения пенсии иностранным гражданам и лицам без гражданства устанавливают наличие у них вида на жительство в Российской Федерации.

Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 04.03.2004 г. № 146-О по жалобе Адамян Ж.С. и в письмах сотрудников Секретариата Суда от 19.05.2003 г. № 4522 по жалобе Адамян Ж.С. и от 23.07.2004 г. № 7674, 12337 по жалобе Худабашева Л.В., та­кой вывод является заблуждением, по­скольку вышеназванные нормы: не содержат прямых указаний на связь возникновения права на пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства ни с наличием или отсутствием их регист­рационного учета по месту житель­ства, ни с наличием или отсутствием вида на жительство.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в Рос­сии фактически, имеющим право на пенсию, достаточно установить факт своего постоянного проживания в Рос­сии в судебном порядке.

Даже при отсутствии вида на жи­тельство и (или) регистрации по месту жительства такое судебное решение будет документом, подтверждающим постоянное проживание, и достаточ­ным основанием для назначения пен­сии (при наличии права на пенсию).



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ