Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №107(01.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Террористов будут «мочить» по месту прописки

Законодатели планируют существенно ограничить право россиян на свободу передвижении - так считают авторы публикуемой ниже статьи. К такому выводу они пришли после ряда  заявлений депутатов Государственной Думы, и в том числе,  председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Плигина о предстоящих кардинальных  изменениях в Законе 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения», вплоть до принятия нового закона.

20.09.04., Независимая газета

Иван Родин, Анастасия Корня, Кира Латухина

Очередной жертвой борьбы российских властей с терроризмом может стать основополагающее право граждан на свободу передвижения. Закон 1993 года, снимающий всякие ограничения на внутреннюю миграцию и устанавливающий уведомительный порядок регистрации граждан по месту их пребывания, думское большинство считает устаревшим. Новый закон, который готовится в комитете по конституционному законодательству и госстроительству, по данным «НГ», призван восстановить советскую практику контроля за миграцией: граждане не смогут менять место жительства без разрешения властей. Правда, по аналогии с новым законом о митингах прямо о замене уведомительного на разрешительный порядок объявлено, видимо, не будет. Тем не менее с учетом возможного общественного резонанса от таких мер миграционный проект будет приниматься отдельно от остальных антитеррористических поправок и прорабатываться более тщательно.

Завтра на Совете Думы будет обсуждаться план законодательной работы на осеннюю сессию, в том числе перечень неотложных антитеррористических законов. Пока в этом перечне, состоящем из 36 актов, нового миграционного проекта нет. Однако в минувшую пятницу председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заявил, что данный список не является закрытым и, без сомнения, будет пополняться. Из уст Плигина впервые прозвучало рабочее название проекта, о подготовке которого наблюдатели давно догадывались, но представители «Единой России» до поры умалчивали. Глава комитета сообщил, что новый закон может называться так: «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также правилах регистрации». По словам Плигина, «это будет отдельный федеральный закон, который, возможно, заменит ряд действующих законов и других нормативных актов, в том числе и Закон 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения». Парламентарий сообщил, что текст этого документа будет готов в конце этого – начале следующего месяца.

О конкретном содержании данного акта Плигин пока говорить отказывается. Но немало ограничительных предложений в сфере миграции выдвигалось на заседаниях рабочей группы Госдумы, готовящей антитеррористические меры. К примеру, предлагалось ограничить въезд и пребывание граждан «в регионах со сложной демографической или криминогенной обстановкой», то есть фактически распространить соответствующую норму закона о чрезвычайном положении без формального введения последнего. Было предложение и о более жестком учете прибывающих граждан, то есть установлении своего рода их «предрегистрации» через участковых милиционеров.

Последним также предполагалось дать право досмотра жилых помещений для проверки паспортного режима. Наконец, депутатами была зафиксирована и идея о новом виде административной ответственности нарушителей такого режима – высылке граждан РФ к месту постоянного жительства.

Как стало известно «НГ», одним из авторов жестких миграционных инициатив выступил вице-спикер Владимир Катренко, которому руководством партии было даже рекомендовано поменьше высказываться на этот счет. Корреспонденту «НГ» также удалось узнать, что с подобными же идеями выступили и московские власти, и ряд южных регионов, и Министерство внутренних дел РФ.

Еще весной этого года глава комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы Юрий Попов заговорил о необходимости внесения изменений в закон 1993 года. Депутат предложил регионам закрывать свои административные границы без объявления ЧП. Среди инициатив Попова – запрет въезда на территорию Москвы лиц некоренной национальности, если их в городе уже 10% от населения. Депутат предложил также регистрировать мигрантов по биометрическим параметрам на въезде в столицу. А в свете последних терактов Попов сделал поправку – закрывать регионы прежде всего от приезжих с территорий, где проводится контртеррористическая операция, то есть Чечни и Ингушетии.

Сперва коллеги не поддержали Попова. Председатель МГД Владимир Платонов не раз отзывался о проекте Попова как о «некомпетентном», называл его «грубейшим нарушением Конституции». Но последние события убедили столичных парламентариев вернуться к этому вопросу, тем более что из документа исчезли наиболее одиозные положения о квотах на проживание в городе представителей диаспор.

Недавно губернатор Московской области Борис Громов потребовал от своих подчиненных «срочно навести порядок» и «разобраться с регистрацией всех граждан, проживающих в регионе». Он подчеркнул, что незаконные мигранты, особенно «те, кто прибыл с Кавказа», – главная проблема области. А пресс-секретарь губернатора Андрей Барковский проговорился, что подмосковные власти намерены отправлять нелегалов к месту проживания самолетами за счет областного бюджета.

Препятствием для введения таких чрезвычайных мер, безусловно, является подписанный Борисом Ельциным в июне 1993 года Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». С этого времени выбор ограничивается лишь территориями с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Однако государственная машина еще долго сопротивлялась либеральным «установкам». Конституционный суд был вынужден несколько раз напоминать властям про то, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.

Труднее всего с «пропиской» расставалась Москва, до 2002 года сохранявшая собственные правила регистрации. Более того, в сентябре 1999 года (сразу же после взрывов жилых домов) мэр Москвы издает распоряжение «О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в Москве». Милиции предписывалось провести перерегистрацию всех «мигрантов», выясняя у каждого «цель пребывания». И «принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город, удалению из аэропортов и вокзалов, выдворению граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве».

Правда, Москву закрыли ненадолго – было так много протестов, что правительство Москвы было вынуждено приостановить исполнение распоряжения. Даже в экспертном заключении Минюста отмечается, что «неотложные меры» противоречат Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека.

То, что казалось невозможным пять лет назад, сегодня выглядит вполне реальным. «Что еще нужно нашим деятелям от демократии, чтобы увидеть необходимость особых мер по защите москвичей? – восклицал две недели назад мэр Москвы Юрий Лужков на митинге, проходившем на улице Гурьянова в день годовщины теракта. – Думаю, что сейчас прозрение наступило. Мы свои меры предложили власти, и это все можно сделать в пределах Конституции, наших демократических норм и правил».

Правда, Плигин говорит, напротив, об упрощении правил регистрации. Но история с принятием закона о митингах показала: продекларированные уведомительные нормы на деле оказываются чисто декларативными, тогда как запретительные полномочия органов власти и правопорядка возрастают многократно.

Террорист не будет просить гражданства

При экспертном совете Уполномоченного по правам человека в РФ создана рабочая группа по "иммиграционной амнистии". Принятое в международной практике понятие "иммиграционная амнистия" предусматривает легализацию незаконно въехавших мигрантов, давно проживающих в стране и не совершивших никаких правонарушений. Подобные амнистии проводились в США, Италии, Бельгии, Греции, Польше.

В нашей стране термин "амнистия" может применяться весьма условно. По некоторым оценкам, в России находится сегодня около 5 миллионов мигрантов, не имеющих никакого правового статуса. Подавляющее большинство из них - наши бывшие соотечественники, они проживают в России не один год. Возникает вопрос, что помешало им за столь длительное время легализоваться? По своей вине или из-за несовершенства законодательства? Тут мнения специалистов, чиновников и правозащитников расходятся.

Рабочая группа ставит целью подготовить предложения по изменению законодательства и разработать перечень мер, которые могли бы уже сейчас облегчить положение "нелегалов" со стажем.

О задачах рабочей группы с Уполномоченным по правам человека в РФ В.П. Лукиным беседует председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова.

18.09. 2004 г. Российская газета

Владимир Лукин: Государству выгодно, чтобы трудовые мигранты платили налоги в казну. Фото: Сергей Куксин

- Получается, Владимир Петрович, что трагедия в Беслане как бы отменила саму идею проведения "иммиграционной амнистии" в России? Когда все говорят об ужесточении миграционного законодательства, не время даже заикаться об "амнистии"?

- Наоборот, необходимость "иммиграционной амнистии" стала сегодня еще более актуальной. Собственно, подобные амнистии и проводятся, как правило, перед тем, как ужесточить законодательство. Чтобы отделить зерна от плевел.

Чтобы помочь легализоваться тем мигрантам, которые уже давно живут в стране, успели интегрироваться, никаких правонарушений не совершили. А террорист - уверяю вас - не пойдет просить гражданство или вид на жительство. В нашей же ситуации, когда именно из-за несовершенства законодательства в число нелегалов попали миллионы добропорядочных соотечественников и очень из-за этого страдают, было бы просто кощунственно напрямую связывать проблему миграции и борьбу с терроризмом. И разве для кого-то секрет, что в нашей стране теракты совершают в основном лица, имеющие российское гражданство?

- Тем не менее слово "мигрант" стало сегодня почти синонимом слова "террорист", и большинство населения поддержит любые инициативы по ужесточению миграционного законодательства. Считается, что ради безопасности все средства хороши.

- О какой безопасности идет речь? Те, кто использует нашу национальную трагедию для того, чтоб еще сильнее закрутить гайки, ввести систему жесткого тоталитарного контроля, думают вовсе не о безопасности общества, а пекутся исключительно о том, чтоб не потерять свое кресло, не оторваться от "кормушки". И видим же мы, что эта "безопасность" (безнаказанность) чиновничества становится все более опасной угрозой каждому из нас.

Переселяющиеся в Россию соотечественники спасают нас от демографической катастрофы. Да, от катастрофы, потому что демографический кризис давно наступил: Россия теряет по миллиону человек в год.

- Владимир Петрович, созданная вами рабочая группа по "иммиграционной амнистии" должна была бы разрабатывать поправки в законы "О гражданстве РФ" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ". Известно, что эти законы полны противоречий. А теперь, когда их в такой момент еще больше ужесточат, неизбежны новые ошибки.

- Этот ажиотаж есть не что иное, как психотропное средство, чтобы успокоить население. Мы, мол, не бездействуем, заботимся о сохранности ваших жизней, ради безопасности готовы даже о правах человека забыть. Так ведь это же и будет самая блистательная победа террористов. Мы не имеем права подыгрывать обезумевшим подонкам. И не имеем права в который уже раз наступать на одни и те же грабли. Те законы, о которых вы говорите, принимались в 2002 году и тоже вроде бы для противодействия терроризму. А что толку?

И если уж говорить о международном терроризме, то при нашей прозрачности границ "частоколом" из бумажных инструкций, пусть они будут сколько угодно жесткими, от преступников не отгородишься. Но главная беда даже не в отсутствии пограничных застав, а в вездесущей продажности чиновников в погонах и без. Коррупция, как метастазы раковой опухоли, проникла во все клетки нашего государственного организма. Вот чему надо искать противоядие. Объявить непримиримую войну коррупции, а не мигрантам. Переселяющиеся в Россию соотечественники спасают нас от демографической катастрофы. Да, от катастрофы, потому что демографический кризис давно наступил: Россия теряет по миллиону человек в год.

- А вот московские власти хотят отгородиться невидимым забором от всей России.

- Эта инициатива вызывает у меня, мягко говоря, недоумение. Более антироссийской идеи и представить себе трудно.

- Антироссийской?

- Да, именно. Если кто-то задается целью развалить Россию на куски, на отдельные феодальные вотчины, вернуть страну в средневековье - давайте скорее принимать закон, по которому сам воевода (конечно же, примеру московского градоначальника последуют главы всех других городов, а то и сел) будет решать, кого впускать, а кого нет, и с кого какую брать дань.

В который уже раз мы готовы подменить борьбу с терроризмом борьбой с мигрантами, с журналистами, с правозащитниками, с оппозиционными партиями. Но это же по сути борьба чиновничества с тем самым гражданским обществом, без помощи которого, как справедливо заметил президент, терроризм не победить.

Давайте посмотрим, что делают для защиты своих граждан другие страны. Вот Америка, где три года назад произошел, как известно, самый сокрушительный теракт (около трех тысяч погибших), разве после этого американцы отменили свободу слова, секвестировали права человека, прокляли демократию? Ничего подобного. Конгресс отверг предложение о жестком контроле за всеми иностранцами, а принял только правило о выборочном контроле за теми, кто вызывает подозрение. Зато была создана независимая комиссия из представителей разных политических групп и общественных организаций для расследования обстоятельств, предшествующих трагедии 11 сентября, и для выработки рекомендаций. Были внесены конкретные предложения (их потом одобрил конгресс) не по изменению конституции, конечно, а по совершенствованию методов работы правоохранительных органов и по изменению их структуры. И вот результат: несмотря на то, что на Америку из-за войны в Ираке сыплются самые страшные угрозы, ни одного крупного теракта после 11 сентября, слава богу, там не было.

- У Америки самый большой опыт "иммиграционных амнистий". И недавно там объявили очередную амнистию, под которую могут попасть, как сообщалось в прессе, около 8 миллионов нелегалов. Америка - прагматическая страна, и раз она это делает, значит, легализация мигрантов - дело выгодное?

- Тут надо подчеркнуть, что США объявляют амнистию для настоящих нелегалов, въехавших в страну незаконно. Мы же никак не сподобимся легализовать наших бывших соотечественников, которые стали иностранцами-нелегалами внезапно, когда в 2002 году резко ужесточилось законодательство. Это ненормальная ситуация. "Иммиграционная амнистия" могла бы стать радикальным средством. И, конечно, государству выгодно, чтобы трудовые мигранты платили налоги в казну, а не батрачили ради обогащения работодателей.

- Сколько было громогласных заявлений о том, что работодатели, превращающие мигрантов в настоящих рабов, будут строго наказываться - вплоть до уголовной ответственности, а воз и ныне там. Все столбы увешаны объявлениями с адресами фирм, предлагающих "быстро и дешево" оформить регистрацию, вид на жительство или сразу гражданство. И, ясное дело, криминальные элементы эти "услуги" с удовольствием покупают.

- Страшное горе, которое мы все переживаем, казалось бы, должно сплотить нас, повысить ценность каждой человеческой жизни, а вместо этого в обществе яростно взбивается ксенофобия.

Если государство захочет всерьез бороться с терроризмом, без помощи гражданского общества успеха не будет. И надо же понимать, что общественность - это не старушки на скамейках, наблюдающие кто куда пошел, и это не организации филателистов или пчеловодов. Государственные структуры могут реально опереться только на те общественные организации, которые занимаются значимыми социальными проблемами.

Надеюсь, что хоть теперь наше общество очнется от апатии, а власти поймут наконец, что общественные инициативы снизу - большая ценность и их не надо бояться. Это относится, в частности, и к нашей рабочей группе по "иммиграционной амнистии". Я уверен, что ученые и эксперты правозащитных организаций смогут внести реальный вклад в наведение порядка с нелегальной миграцией, а это тоже - борьба с терроризмом.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2020 Институт стран СНГ