Табун троянских коней бродит по постсоветскому пространству
24.06.05,
«Труд»
депутат Государственной Думы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин
Объявления о кончине СНГ, которые сейчас тиражируются на
фоне цветных революций, мне кажутся несколько преувеличенными. СНГ продолжит
свое существование как региональная организация — место встреч и обсуждений,
трибуна для инициатив, отталкивающихся от несовершенств Содружества. В этой роли
СНГ может быть настолько долго, насколько это выгодно России. Если же Москве СНГ
перестанет быть выгодным, то его судьба будет решена в тот же день. Но Москва
также зависима от выкидыша, которого во всем мире считают ее ребенком, и должна
быть готова к тому, что его преждевременная смерть отзовется похоронным звоном
по ее материнскому авторитету. Ведь СНГ рассматривается как форма признания
особого интереса, зоны влияния России в новом зарубежье.
Уже существуют, параллельно с СНГ, Евразийское
экономическое Сообщество и организация Договора о коллективной безопасности. Обе
эти организации созданы с участием России, она является в них главным
действующим лицом. Другие страны, вошедшие в эти организации, сделали вывод, что
им важно сохранять особые отношения с Россией. Возможно, не только потому, что
продолжают рассчитывать на ее ресурсы, но и от того, что через близкие отношения
хотят удержать Москву от беспокойств по поводу ее соотечественников в своих
странах. Своим лояльным отношением в вопросах внешней политики они платят за
возможность вести свои внутренние дела так, как считают нужным.
Но есть уже и блок ГУУАМ, из которого выпала одна буква
«У» — Узбекистан. До последних событий в Грузии и Украине ГУАМ не был не всерьез
востребован. России в этой организации нет, и это сразу характеризует главные
цели и задачи ГУАМ — предложить свои услуги мировым центрам силы, которые
заинтересованы в проникновении на постсоветское пространство и в уравновешивании
России. ГУАМ создан по заказу западных стран для противовеса России. На роль
«троянского коня» себя предлагают Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова.
Поскольку собственных ресурсов недостаточно, этот блок экономически и
политически зависим от Запада.
Таким образом, на постсоветском пространстве
складываются конкурентные отношения между двумя группировками стран. Главный
вопрос — сможет ли Россия выдержать оказываемое на нее давление? Сможет ли она
не только вести пассивную, но и активную оборону?
Только что мы были свидетелями того, как Россия пыталась
активно повлиять на происходящее на Украине. Россия оказалась втянута в борьбу,
но первый раунд завершился не в ее пользу. На мой взгляд, это не так страшно,
гораздо важнее – на будущее – что Россия не уклонилась, как прежде при Ельцине,
от своей ответственности. Ведь чем закончится вся эта история пока сказать
трудно. Хоть к власти пришел Ющенко, но впереди второй раунд – парламентские
выборы в марте 2006 года.
Есть другой пример — Узбекистан, который начал в свете
последних событий перестраивать свою внешнюю политику, осознав, что допуск в
страну западного капитала, предоставление баз для военных самолетов США — не
гарантия для существующего режима. Сегодня Узбекистан пытается активизировать
свое участие в Шанхайской организации сотрудничества и теснее работать с
Москвой. Я не исключаю, что через какое-то время Узбекистан может присоединиться
к договору о коллективной безопасности.
Это показывает, что у России есть и «отыгрыши», хотя в
целом положение остается серьезным. Беспокоит судьба союза России и Белоруссии,
судьба Единого экономического пространства. Союзное государство уже давно
буксует и пока не найдена формула продвижения, которая устроила бы и Москву и
Минск. Что касается ЕЭП, то этот проект парализован в связи с итогами выборов на
Украине.
Основные усилия должны быть сейчас направлены на
развязывание узлов в союзе России и Белоруссии. Россия — евразийская страна. Мы
не должны отказываться от азиатского направления, но и из Европы нам уходить
нельзя. Белоруссия в данной ситуации — именно европейское направление. Борьбу за
Белоруссию и Украину, за статус Калининграда, за судьбу русских в Прибалтике и
Приднестровье нельзя заменить какими-либо успехами на азиатском направлении.
Мир сегодня все более становится местом сосуществования
диаспор. России пора обрести свою диаспоральную политику. Многие эмигранты
желают сохранить связь с родиной — это наш капитал и дополнительный рычаг
возможностей. Благодаря им – в том случае, если они влиятельны политически и
экономически - мы можем рассчитывать на понимание у государств, в которых
русские сейчас проживают. В таких странах, как Украина, Белоруссия, Латвия,
Эстония и Казахстан русские, на мой взгляд, должны быть уверены в своем будущем,
должны остаться. Будучи гражданами этих стран, они станут проводниками дружбы и
сотрудничества между нашими странами. Но есть государства, где русские
фактически стали заложниками, например, Туркмения. В их отношении желательно
проводить политику репатриации, чтобы наши люди смогли обрести в России новый
дом, не стали бы для России потеряны.
|