Партнерство вместо размежевания
29.06.05.
«Труд»
Руководитель департамента информации и печати МИД РФ, доктор юридических наук, профессор МГИМО Александр Яковенко
Я ТАК СЧИТАЮ...
КАКОЕ БУДУЩЕЕ У СНГ
Непростая судьба СНГ и других
организационных структур, созданных после распада СССР во имя стратегического
взаимодействия, оказалась сейчас в фокусе общественных дискуссий. На страницах
“Труда” (в номерах за 22 и 24 июня) в статье “Табун “троянских коней” бродит по
постсоветскому пространству” свое мнение высказал Константин Затулин, директор
Института стран СНГ. Сегодня мы продолжаем обсуждение этой злободневной
темы.
В период после распада Советского Союза на его
пространстве происходили непростые, порой противоречивые процессы, действовали
как центробежные, так и центростремительные силы. И сейчас, по прошествии более
10 лет, можно сказать: несмотря на все сложности, воля и стремление новых
независимых государств к сотрудничеству превалировали над тенденцией к
“разбеганию”. За этот период между ними возникли различные формы взаимодействия,
которые в совокупности позволяют говорить о становлении и постепенном развитии
интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Важную роль в этом, несомненно, сыграло Содружество
Независимых Государств. Опыт деятельности СНГ и других интеграционных
объединений на пространстве Содружества и есть не что иное, как попытки найти
наиболее приемлемый способ сосуществования ныне независимых бывших советских
республик без ущемления их экономических интересов как государств-партнеров, с
учетом стратегических целей каждого из них.
Совпадающие подходы к обеспечению национальной
безопасности, появление новых вызовов и угроз стабильности и миру подвели ряд
государств-участников Договора о коллективной безопасности, заключенного в
начале 90-х годов, к созданию на его основе в 2002 году Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ). Ее члены - Армения, Белоруссия, Казахстан,
Киргизия, Россия и Таджикистан - поставили своей задачей углубление
многостороннего сотрудничества в военно-политической сфере, включая координацию
внешнеполитической деятельности.
ОДКБ выросла в одну из наиболее продвинутых на
постсоветском пространстве интеграционных структур с развитой
нормативно-правовой базой, четкой системой руководящих и рабочих органов,
достаточно отлаженным механизмом принятия и реализации решений. Она на деле
доказывает способность эффективно встраиваться в систему международных связей,
оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы, в первую очередь такие, как
терроризм, наркоугроза, религиозный экстремизм, незаконная миграция и
трансграничная преступность.
Востребованность этой организации не раз проявлялась во
время обострения обстановки в Афганистане, на южных рубежах СНГ. Созданные в ее
рамках Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона
коллективной безопасности (КСБР) за последнее время не только укрепились в
количественном отношении, но и претерпевают заметные качественные изменения, в
том числе и в связи с открытием российской авиабазы в Киргизии и созданием
российской военной базы в Таджикистане.
Полноценной международной организацией является
созданное Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Уже достигнуты позитивные
результаты - углубилось и усовершенствовалось сотрудничество в
торгово-экономической области, создается единая таможенная территория,
сближаются и гармонизируются законодательства. Практически действует режим
свободной торговли без изъятий, предпринимаются согласованные усилия по
формированию общего таможенного тарифа. Проводится работа по координации позиций
на переговорах по присоединению к ВТО.
В качестве ключевых задач на ближайшие годы участники
Сообщества рассматривают завершение создания полноценного таможенного союза,
укрепление общих внешних границ и выход на качественно новый уровень
экономического взаимодействия, включая энергетику, транспорт, агропромышленный
сектор.
22 июня 2005 года в Москве прошло тринадцатое заседание
Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, на котором были
рассмотрены вопросы состояния интеграционных процессов, ход реализации
приоритетных направлений развития организации на 2003 - 2006 и последующие
годы.
Результатом поиска оптимальных путей и вариантов
экономической интеграции на пространстве Содружества стало подписание в сентябре
2003 года президентами России, Белоруссии, Казахстана и Украины Соглашения о
формировании Единого экономического пространства (ЕЭП), которое вступило в силу
20 мая 2004 года. “Четверка” поставила перед собой амбициозную, но реальную
задачу сформировать качественно новую региональную интеграционную организацию,
объединяющую таможенные территории государств-участников, в рамках которой будет
обеспечена свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также
будет проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая,
денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Значимым политическим событием 2004 года стало
присоединение России к организации “Центрально-Азиатское Сотрудничество” (ЦАС),
что создает дополнительные возможности для обеспечения безопасности и
стабильности в этом важном регионе, способствовать взаимодействию в
экономической сфере, включая такие стратегические области, как энерго- и
водопользование, формирование общего транспортного пространства.
Таким образом, протекающие на пространстве Содружества
процессы подтверждают общемировую тенденцию - в условиях глобализации и
взаимозависимости интеграция становится императивом. И неважно, где происходят
интеграционные процессы - на Западе или на Востоке нашего континента, - они в
равной степени содействуют формированию Большой Европы без разделительных
линий.
|