Два Ниязовых на одного Болконского
02.06.2005,
«Время новостей», №96
Анна ШПАК
Выпускники школ на всем постсоветском пространстве 1
июня по традиции начали сдавать экзамены. Первым испытанием на протяжении
последних нескольких лет остается сочинение по литературе. И если в большинстве
бывших союзных республик страдания Чацкого и любовная лирика в "Евгении Онегине"
все еще считаются актуальными, то в Туркменистане чиновники от образования
решили продемонстрировать свою оригинальность и творческий подход к
литературному наследию. Оригинальность, впрочем, довольно условная - в СССР
именно такая методология составления тем для выпускных экзаменов использовалась
на протяжении десятилетий.
Так, в билетах к выпускному экзамену по литературе для
русскоязычных школьников этой страны из 100 вопросов только треть касается
творчества Толстого, Ахматовой, Горького, Гоголя, Есенина и Чехова. Остальные 68
тем для сочинений предполагают рассуждения учеников на темы "Великий Сапармурат
Туркменбаши - наш вечный президент", "Горжусь монументальным зодчеством
прекрасных новостроек, созданных Великим Туркменбаши", "Заветы Туркменбаши
молодежи". Кроме того, особые любители истории семьи туркменского президента
могут рассказать в выпускном сочинении о заслугах родителей президента Ниязова:
о "национальном герое и патриоте Атамурате" и о "матери-героине
Гурбансолтан-эдже". Помимо общих тем есть и несколько вопросов, касающихся
творчества отца всех туркмен. Безусловно, лидером по числу упоминаний в билетах
является священная "Рухнама", второе место занимает "духовное богатство
туркмен", а точнее поэзия нынешнего президента. На третьем месте по числу тем
те, что касаются образа самого Туркменбаши в современной туркменской литературе,
самым монументальным автором которой, безусловно, является он сам.
Творчество нынешнего президента Туркменистана настолько
масштабно, что затрагивает все сферы жизни обычного туркмена и в Ашхабаде, и в
далеком ауле. Поэтому неудивительно, например, и то, что в билетах по биологии
для учеников 9-х классов школьникам наряду со сравнительной характеристикой
позвоночных, фотосинтезом, теорией Чарлза Дарвина необходимо также ответить на
ряд других насущных вопросов естествознания. Например, осветить "заботу Великого
Сапармурата Туркменбаши о повышении продуктивности агроценозов", рассказать о
"мудрых фразах и стихах о растениях в Отцовских книгах" г-на Ниязова, о
"сведениях о сельскохозяйственных посевах в Отцовских книгах" и о воспевании в
них туркменских коней.
Следует отметить, что оценить сегодня количество
оставшихся в Туркмении русскоязычных школ практически невозможно. Достоверно
известно лишь об одной - имени Пушкина в Ашхабаде, в которую родители пытаются
устроить своих детей всеми правдами и неправдами. Иногда для этого делают даже
поддельные документы, поскольку в русскую школу не берут детей с туркменскими
фамилиями. В остальных учебных заведениях с 2003 года обучение ведется на
туркменском языке, а главным предметом, как и в большинстве туркменских школ,
является священная книга "Рухнама", вышедшая из-под пера президента и имеющая
статус "культурно-нравственного кодекса нации".
Туркменбаши вообще не жалует русскоязычное образование.
Так, например, в прошлом году Сапармурат Ниязов подписал указ, отменяющий с 1
июня 2004 года признание дипломов о высшем образовании, выданных за пределами
Туркменистана до 1993 года, а их обладателей постановил уволить с
государственной службы. Неудивительно, что после этого указа чиновничьи кабинеты
и коридоры министерств заметно опустели, ведь большинство из тех, кто стоял у
власти в Туркменистане, были в свое время студентами советских вузов в нынешних
России, на Украине и других союзных республиках, но уж никак не в Туркмении.
Даже и сам Ниязов в 1967 году закончил Ленинградский политехнический институт,
где получил диплом инженера-энергетика.
Назвать туркменское среднее образование хорошим или хотя
бы нормальным - явно польстить Туркменбаши, который собственным указом снизил
срок обучения в школах до девяти лет. Не отстает от президента и туркменское
министерство образования, которое в попытках доказать искреннюю любовь и
верность собственному лидеру и его заветам сокращает число изучаемых предметов,
либо совсем исключает их из школьной программы, либо стилизует под современную
действительность. Биология, география, анатомия и прочие фундаментальные науки,
преподающиеся в изложении Туркменбаши, стали для школьников нормой жизни.
|