Приднестровский узел и украинский план
14.06.2005. Молдова
Азии
Оазу Нантой
Изменения, спровоцированные "оранжевой революцией" в
Украине, вызвали повышенный интерес к позиции новой киевской администрации
относительно приднестровского конфликта. 25 февраля с.г., представляя Петра
Порошенко в качестве секретаря Совета Национальной Безопасности и Обороны
Украины, Виктор Ющенко подчеркнул, что нерешенный приднестровский конфликт
реально угрожает экономической безопасности Украины. То есть новый президент
Украины осознавал масштабы экономических преступлений, совершаемых через
приднестровскую "черную дыру". А 7-го марта, во время официального визита в
Германию, Виктор Ющенко заявил, что в ближайшее время украинская сторона
представит собственный план решения конфликта, и что начинать надо не с
установления контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы, а с
определения статуса Приднестовья, его гарантий и т.д.
План был представлен в рамках пятисторонних консультаций
в Виннице, состоявшихся 16-17 мая. В общих чертах, этот план сводится к
следующему: Парламент Республики Молдова принимает, не позже июля, Закон об
основах юридического статуса "ПМР" в составе Республики Молдова. Параллельно, в
"ПМР" сам собой происходит процесс демократизации, который увенчивается
досрочными выборами в Верховный Совет. Этот Верховный Совет, избранный под
международным контролем, признается Кишиневом в качестве законного и
представительного органа "ПМР", уполномоченного вести переговоры с Кишиневом о
разделении компетенций. Урегулирование конфликта должно увенчаться подписанием
Договора о гарантиях соблюдения Республикой Молдова специального юридического
статуса Приднестровья - с Россией, Украиной и ОБСЕ.
Несомненно, "демократизация" - это звучит красиво.
Однако винницкий План вызывает ряд вопросов и даже опасений. Из него следует,
что у авторов уже есть договоренности с определенными приднестровскими группами
интересов, которым в результате досрочных выборов в "демократизированном"
Приднестровье предстоит перенять контроль над этой частью Республики Молдова,
которая с 1992 года контролируется режимом во главе с российским
гражданином-марионеткой Игорем Смирновым. Одновременно данный план предоставляет
разного рода гарантии Приднестровью, не гарантируя ничего молдавскому
государству.
Так или иначе, озвучив свой план, Киев отправил мяч на
молдавскую половину поля, и теперь все взгляды направлены на Кишинев, который
оказался в весьма и весьма деликатной ситуации. Мало того, что негоже
противиться красивой идее демократизации Приднестровья: в случае отказа от
винницкого плана, Кишинев испортил бы отношения с новой киевской администрацией,
что позволило бы тираспольскому режиму и дальше маневрировать между Москвой и
Киевом, издеваясь над Молдовой и всем международным сообществом, озабоченным
гораздо более важными проблемами.
Ответ Кишинева последовал 10 июня, когда в Парламенте
Республики Молдова состоялись дебаты по проблематике Приднестровья. Данное
событие интересно с нескольких точек зрения. Прежде всего, потому, что эта
сложнейшая проблема впервые обсуждается на пленарном заседании Парламента, с
участием Президента страны. Затем, неизвестно было, как поведут себя различные
парламентские фракции, и выживет ли консенсус, достигнутый 24 марта 2005г.,
когда была принята Декларация о политическом партнерстве во имя достижения задач
европейской интеграции. Особенно с учетом того, что некоторые члены фракции
"Наша Молдова" упорно продолжают гоняться за политическими журавлями в небе
Москвы.
Тон заседания был задан выступлением президента
Владимира Воронина. Охарактеризовав в хвалебных терминах украинскую инициативу и
позицию президента Ющенко, Владимир Воронин обозначил несколько принципиальных
моментов. Отложив на неопределенное будущее несколько спекулятивную проблему
"демократизации", Воронин подчеркнул, что "уже в самое ближайшее время будет
инициирован ряд трехсторонних встреч - на уровне от экспертов до высших
должностных лиц ЕС, Украины и Молдовы - по определению деталей и механизмов
установления постоянного и эффективного таможенного контроля на границе". В то
же время Владимир Воронин четко сформулировал ряд дополнительных условий для
процесса демократизации Приднестровья, которые де-факто означают демонтаж
нынешнего режима. Весьма умен и другой ход Кишинева - предложение об
использовании финансовых средств, выделяемых в рамках Программы НАТО
"Партнерство во имя мира", на "социальную поддержку и переквалификацию всех тех,
кто сегодня находится в составе так называемых вооруженных формирований
Приднестровья". Ведь такие шаги необходимы для разрушения фальшивого единства
режима "ПМР".
Парламент единогласно принял три документа, ясно
свидетельствующих о том, что Кишинев затеял игру на извлечение собственных выгод
из украинской инициативы. "Инициатива", "предложение" Киева оцениваются в
хвалебных терминах, а конкретное слово "план" используется всего один раз, да и
то - в контексте критических замечаний в адрес винницкого документа. Очень важно
и то, что впервые Парламент Молдовы потребовал от Российской Федерации
"завершить до конца 2005 года вывоз и уничтожение российских боеприпасов и
вооружений, а также вывод российских сил, находящихся на территории Республики
Молдова". Что был поставлен вопрос о трансформации, до 31 декабря 2006 года,
существующего формата миротворческих сил в Международный Механизм Военных и
Гражданских Наблюдателей, действующий под мандатом ОБСЕ. Что были сформулированы
принципиальные условия для того, чтобы термин "демократизация Приднестровья"
означал его возвращение в конституционное поле Республики Молдова. Наконец-то
мы, граждане Молдовы, стали свидетелями системного и компетентного подхода к
проблеме приднестровского урегулирования. Иными словами, кишиневские власти
перешли к осуществлению положений стратегии "3Д", предложенной гражданским
обществом в 2004 году.
После заседания 10 июня у Украины нет причин обижаться
на Молдову, следовательно, она не сможет уклониться от установления эффективного
таможенного контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы.
Пока можно говорить о повзрослении кишиневской
политической элиты. Она начинает понимать, что дело было не столько в силе
режима Смирнова и его внешних покровителей, сколько в трусости,
коррумпированности и некомпетентности кишиневских правителей. Важно чтобы все, о
чем говорили и за что проголосовали в Парламенте, было доведено до сведения
каждого жителя "ПМР". Только так можно положить начало разрушения режима
"снизу".
Очевидно, что реинтеграция Молдовы потребует немалой
платы. Нам придется быть готовыми к возможным провокациям соответствующих служб,
которые захотят показать Западу, что у "единого" формата миротворческих сил нет
альтернативы. К возможному экономическому шантажу со стороны России, к визовому
режиму и пр. К тому, чтобы платить за российский природный газ по европейским
ценам, к закрытию российского рынка для различных категорий молдавских товаров и
пр.
И нам же необходимо будет сформулировать четко и ясно
цену положительного отзыва Молдовы по поводу вступления России в ВТО:
реприватизация стратегических объектов на территории Приднестровья, ликвидация
после реинтеграции Молдовы долгов Приднестровья перед "Газпромом" и т.д. То
есть, нам надо будет стать, независимо от этнической принадлежности и
политической ориентации, гражданами Молдовы, ответственными и достойными. Чего
нам изначально не хватало.
|