Россия и карабахский выбор
23.06.2005. Новая
Политика
Александр Арсеньев
Прошедшие 19 июня в Нагорном Карабахе парламентские
выборы явились не только важным событием во внутриполитической жизни
Нагорно-Карабахской Республики, но и стали примечательными с точки зрения
международно-правовой.
В плане внутриполитическом, властям непризнанного
государства удалось в целом добиться своих целей, проведя в парламент
максимальное количество своих представителей или сторонников и максимально
ограничив число наиболее непримиримых оппонентов из числа членов партии
"Дашнакцутюн".
Что касается внешних факторов, то любопытен тот факт,
что в отличие от многих прошлых выборных кампаний, наиболее влиятельные
международные организации и страны-посредники на этот раз не стали делать
громких заявлений, объявив выборы в НКР априори нелигитимными. Они либо вовсе
промолчали, либо, – наподобие МИД РФ, – ограничились комментариями о том, что
выборы в Карабахе и урегулирование нагорно-карабахского конфликта суть
совершенно разные вещи, и первое никак не может повредить второму.
Второй момент: на выборы прибыло рекордное количество
наблюдателей, – более 135 человек из 25 стран и ряда международных
неправительственных организаций. Среди них было немало действующих и бывших
парламентариев. Немало было и журналистов.
Автор этих строк находился в те дни в Карабахе в составе
группы наблюдателей и журналистов из России и своими глазами наблюдал
происходившее, а также общался с наблюдателями из Российской Федерации и ряда
других стран.
Среди россиян было два действующих депутата Госдумы.
Член комитета ГД по СНГ и связям с соотечественниками (фракция "Единая Россия")
Константин Затулин и до этого неоднократно бывал в Карабахе. Депутат от фракции
"Родина", заместитель председателя Комитета ГД по обороне Сергей Григорьев был в
НКР впервые.
Не в первый раз приехал в Нагорный Карабах и известный в
РФ специалист в области законодательного и конституционного права Виктор Шейнис,
который, к тому же, является настоящим ветераном российского парламентаризма.
Будучи избранным в Верховный Совет РСФСР еще в 1990 г., он затем был депутатом
ГД РФ двух созывов, проведя в общей сложности в российском парламенте 10 лет.
Видимо, именно вследствие этого обстоятельства многие журналисты, в том числе и
сотрудники пресс-центра при ЦИК НКР, уверенно "записали" Виктора Шейниса в
действующие депутаты.
Парламентариям и другим наблюдателям было, конечно,
интересно не только наблюдать за ходом собственно выборов, но и за повседневной
жизнью НКР. О которой в России, "благодаря" нашим центральным СМИ практически
ничего не известно, а если и известно, то навязываемые негативистские стереотипы
навевают лишь мысли о разрухе да сумрачных бородачах с "Калашниковыми" верхом на
ишаках.
Характерно хотя бы то, какую информацию дали российские
СМИ накануне, в день выборов и последующий за ним день. Обратите внимание на
стандартные формулировки в различных СМИ.
Телеканал "НТВ", программа "Сегодня", 19.06.2005, 10:00,
ведущий Алексей Суханов: "Накануне голосования лидер Нагорного Карабаха призвал
провести выборы в соответствии с европейскими демократическими нормами. Видимо,
для прозрачности выборов на всех избирательных участках поставили прозрачные
урны. А власти Азербайджана, на чьей территории находится непризнанная
республика (!), уже осудили эти выборы. Нагорный Карабах, где основная часть
населения армяне, провозгласил свою независимость в 1988 году".
Телеканал "НТВ", программа "Сегодня", 19.06, 19:00,
ведущий Михаил Осокин: "Сообщение из-за рубежа. В Нагорном Карабахе состоялись
парламентские выборы. Уже известно, что в них приняли участие 60 % избирателей.
Карабах, находящийся на территории Азербайджана, провозгласил свою независимость
в 92-м году, и за этим последовали ожесточенные войны И сегодняшние выборы
проходят на фоне новой и необычной инициативы: в Киеве было объявлено, что
Украина готова направить свои войска в Нагорный Карабах, если будет
договоренность о миротворческой операции на линии прекращения огня".
(Обратите внимание и на разноголосицу во времени
объявления независимости НКР).
Или вот "Новые Известия", рубрика "Политический
календарь недели", 17.06, 4-я полоса: "19 июня состоятся парламентские выборы в
Нагорном Карабахе. Связанное с интересами сразу нескольких стран, в том числе и
России, событие, которое может накалить ситуацию в и без того неспокойном
регионе. На 22 парламентских места претендуют 107 кандидатов-одномандатников, за
11 партийных мест развернется борьба между 6 партиями и одним блоком.
Посмотреть, будет ли торжествовать демократия в одной отдельно взятой
непризнанной республике, приедет делегация из другого политического образования,
мало признанного в мире, – Южной Осетии. Власти Азербайджана, на чьей территории
находится эта непризнанная республика, уже осудили кампанию".
В последней заметке к тому же применим крайне
характерный для прессы советских времен метод полуправды: в НКР действительно
приехали и наблюдатели из также непризнанной Южной Осетии, но, как уже
говорилось выше, в числе представителей 25 стран, из которых подавляющее
большинство вполне даже и признаны…
Российские наблюдатели, как те, что приехали в НКР
впервые, так и те, кто бывал там ранее, были впечатлены размахом перемен,
происходящих в республике в послевоенные годы. Речь идет и о широкомасштабном
строительстве в Степанакерте, строительстве дорог по всему краю, новых
предприятий в ряде сельских населенных пунктов (например, крупный рудник и
горно-обогатительный комбинат в селе Дрмбон Мардакертского района НКР, где уже
занято более тысячи человек). Иностранные туристы в нашей вполне современной
гостинице "Наири" в Степанакерте, в городе и на дорогах Карабаха говорили отнюдь
не пользу версии о закрытой военной зоне. А неожиданно возникшая на пути группы
россиян в живописных окрестностях села Хндзристан новенькая двухэтажная
гостиница с ярко-голубым зеркалом бассейна и рядом флагштоков подле нее
подсказывала, что в самом недалеком будущем Нагорному Карабаху предстоит
туристический бум. Благо природа и памятники края поистине уникальны.
Но вернемся к политике. По итогам выборов наблюдателями
были сделаны ряд заявлений и заключений.
В частности, в акте, подписанном в Степанакерте большой
группой международных наблюдателей, говорится, что "власти Нагорного Карабаха
приложили максимум усилий для проведения честных и справедливых выборов в
соответствии с демократическими стандартами". Наблюдатели также констатировали,
что в ходе регистрации избирателей и организации голосования, обработки голосов
и транспортировки протоколов в избирательные комиссии ими не было зафиксировано
существенных нарушений.
Высокую оценку парламентским выборам и увиденному в НКР
высказали в интервью местным радио и телевидению многие наблюдатели. В том числе
передвигавшийся в день выборов по краю вместе с группой из четырех российских
наблюдателей (всего россиян было больше десятка) наблюдатель из Сербии и
Черногории Драган Раденович, – в свое время, кстати, он был кандидатом в
президенты страны.
Наблюдатели от РФ сделали и свое отдельное заявление, в
котором, в частности, говорится, что "…парламентские выборы в НКР являются
демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими
Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам".
Такого рода заявление крайне важно не только для
Нагорного Карабаха, но и для самой России, которую упорно пытаются "вытолкнуть
взашей" из Закавказского региона, используя при этом как внешние могущественные
силы, так и внутреннюю "пятую колонну". В рядах последней, кстати, вольно или
невольно оказались и многие российские СМИ, которые замалчивают или искажают
реальную ситуацию в регионе в угоду интересам своих истинных хозяев.
Сегодня Россия практически не представлена в Нагорном
Карабахе, если не считать частных инвестиций бизнесменов-россиян карабахского
происхождения. А ведь Карабах издавна отличался пророссийской ориентацией, чему
много свидетельств. Одно из них было отмечено практически всеми российскими
наблюдателями и журналистами, – это свободное владение практически всем
населением края русским языком, в том числе и в сельской местности.
Тем не менее, сегодня России навязывают ложный
стереотип: дескать, любые контакты с НКР послужат резкому ухудшению отношений с
Азербайджаном, который-де выберет прозападную ориентацию. При этом сам Баку
вовсе и не скрывает своей настоящей ориентации, – взять хотя бы вопрос будущих
маршрутов перекачки и перевоза каспийской нефти и проч.
В то же время США, имеющие деловые отношения с Баку,
отнюдь не боятся контактов с НКР. Сегодня США – единственная страна, которая
оказывает прямую финансовую помощь НКР. Помощь эта может и не так велика, но в
масштабах НКР все же значительна – она составила 2,5 млн. долларов в 2004 году
(на текущий год было запланировано ее увеличение). Помощь эта выделяется
непосредственно из госбюджета США, поступает в распоряжение организации USAID и
направляется затем в Фонд Армянской помощи, – американскую армянскую
организацию, созданную в 1910 году и осуществляющую в разных странах мира
множество программ (в 1998 году организация стала полноправным членом
экономического совета Организации Объединенных Наций). ФАП уже непосредственно
реализует в НКР конкретные проекты в гуманитарной сфере: строительство и
восстановление сельских школ, детских садов, медпунктов, водозаборов и
водоводов.
Американские сенаторы и конгрессмены, видные
общественные деятели часто посещают Нагорный Карабах; некоторые из них открыто
призывают правительство США признать де-юре независимость НКР. Солидные
делегации традиционно приезжают из США на различные выборы в НКР. А в ходе
поездки в США в ноябре 2004 года президента НКР Аркадия Гукасяна законодательное
собрание штата Массачусетс приняло специальную резолюцию по этому поводу, в
которой приветствовался как президент НКР А. Гукасян, так и успехи народа НКР,
отразившего агрессию тоталитарного Азербайджана, на пути строительства
независимого государства и демократического общества.
В этой связи весьма характерной представляется реплика
заместителя исполнительного директора Армянской Ассамблеи Америки (ААА –
крупнейшая лоббистская армянская организация США, тесно сотрудничающая с
американскими властями) Ани Тота, на встрече делегации Ассамблеи с президентом
НКР Аркадием Гукасяном в Степанакерте, в октябре 2004 года: "Мы надеемся, что
карабахская проблема найдет свое разрешение, и мы добьемся помощи Карабаху в
размере не 2.5, а 30, 40 миллионов долларов. Но чем целесообразнее будут
использоваться поступающие деньги, тем больше доверия появится. Вы уже на
правильном пути, ведь у вас президент, который столько лет руководит в столь
сложной обстановке" (Интернет-сайт газеты "Азат Арцах", 20-21 октября 2004).
Борьба за регион вступила сегодня в решающую стадию. И
те же США имеют сегодня вполне реальные рычаги воздействия на ситуацию в
регионе. Взять хотя бы вопрос пресловутого демократического развития, который
может быть использован в ту или иную сторону. Ведь отдавая должное стремлению
властей НКР к демократии и поощряя их в этом направлении, западные посредники в
любой момент могут сыграть и на повышении таковых требований к НКР.
Пример уже имеется: недавно Венецианская комиссия
предъявила к проекту новой Конституции столь высокие претензии и требования,
которые не применялись к странам, стоящим на пороге вступления в ЕС.
У России, как страны, в которую на протяжении почти двух
столетий входил Южный Кавказ, есть одно немалое преимущество перед Западом:
русский язык, являющийся общим достоянием не только русских, россиян, но и
миллионов жителей ближнего зарубежья, и общее культурное пространство.
Чтобы не потерять эти преимущества, которые порой бывают
действеннее даже финансовой помощи, Россия не должна добровольна ограничивать
свое присутствие в так называемых постконфликтных зонах. А Нагорный Карабах
занимает отнюдь не последнее место в определении будущей модели Закавказья.
Поэтому представляется, что участие российских
наблюдателей весьма высокого уровня на парламентских выборах в НКР – верный и
важный шаг в этом направлении. Хотелось бы, чтобы за этим шагом последовали бы
все новые и новые шаги. В интересах как России, так и всех без исключения стран
и народов Южного Кавказа.
|